Сообщение 010 эцп не соответствует коду участника

Обновлено: 02.07.2024

Ошибка 10 при расшифровке файла и проверке ЭЦП — это использование неверного способа шифрования отчетности либо несоответствие сертификата и электронной подписи отправителя заявленным стандартам.

Ошибки: ФСС не принимает отчетность

Каждый страхователь обязан своевременно отчитываться в ФСС по страховым взносам на травматизм. Единая форма расчета 4-ФСС утверждена приказом ФСС №381 от 26.09.2016 (ред. от 07.06.2017). Если в штате работодателя более 25 человек, отчет придется сдавать электронно. Для остальных страхователей способ подачи определяется на выбор: через интернет или на бумажном носителе.

При отправке отчетности страхователю важно проверить форму и правильность ее заполнения. Если в расчете обнаружены ошибки, то отчетность не примет ФСС. Страхователю выставят штраф минимум в 1 000 рублей.

Все виды недочетов расчета 4-ФСС группируют на:

  • форменные — это ошибки в структуре формы, наименовании файла;
  • файловые — это сбои при формировании самого файла отчета, например при шифровании;
  • арифметические — это стандартные бухгалтерские описки и неточности, допущенные при заполнении;
  • ошибка проверки ЭЦП в ФСС — это несоответствие форм криптографической защиты, заявленных Фондом к представлению электронной отчетности.

Современные бухгалтерские программы позволяют формировать электронную отчетность без предупреждений и ошибок. Но проблемы встречаются довольно часто.

Инструкция по исправлению

Порядок исправления ошибок в отчетности Соцстраха зависит от их вида. Специальные программы сверок позволяют выявить недочет еще до отправки формы в Соцстрах.

Ошибка при расшифровке файла и проверке ЭЦП

Все виды ошибок, которые возникают при формировании и сдаче расчета 4-ФСС, описаны на официальном сайте Фонда. Самые распространенные — это сбои электронных сертификатов (ЭС) и электронных подписей. Ошибки возникают из-за того, что Фонд социального страхования регулярно обновляет сертификаты криптографической защиты данных. Это необходимо, чтобы сохранить и обезопасить информацию отчетности от вредоносных программ и хакерских атак.

Шаг №1. Запустите АРМ.

На рабочем компьютере, через который осуществляется отправка электронных расчетов 4-ФСС, откройте АРМ подписания и шифрования электронных документов:


Шаг №2. Установка ЭС.


Шаг №3. Проверка установки.

Если ЭС установлен правильно, в левом нижнем углу окошка АРМ появится надпись:


Шаг №4. Формируем отчет.

Уже после обновления ЭС Фонда необходимо сформировать отчет снова. Проверьте правильность заполнения формы, исправьте арифметические и прочие недочеты. Теперь подпишите отчет действующей электронной подписью, зашифруйте с помощью нового ЭС и отправьте в Фонд.

Основные ошибки при отправке расчетов в ФСС

Наименование недочета при отправке отчетности в Соцстрах

Причины возникновения и способы устранения

He удалось расшифровать

Файл отчета зашифрован неверно либо не зашифрован вовсе. Проблема актуальна при выгрузке отчетности из специализированных бухгалтерских программ.

Попробуйте обновить ЭС Фонда.

He удалось проверить ЭЦП

Вероятно, файл расчета подписан не той электронной подписью, либо срок ее действия истек.

Попробуйте сформировать новый файл и снова подписать его ЭЦП.

Если срок действия истек, обратитесь к оператору, выдавшему ЭЦП.

В ЭС отсутствует регистрационный номер страхователя

В сертификате отсутствует код подразделения ФСС

Неверный формат регистрационного номера страхователя

Неверный формат кода подразделения ФСС

Отчет зашифрован на ключе, отличном от открытого ключа ФСС

При шифровании и подписании отчета выбран неверный или устаревший ЭСФСС. Обновите сертификаты по инструкции и подготовьте отчет заново.

Отчет не зашифрован или не подписан

Не найден издатель сертификата

Возможная причина — сбой ЭСФСС. Обратитесь к спецоператору, выдавшему ЭЦП. В озможна проблема на шлюзе приема отчетов, проявляющаяся при большой нагрузке.

Ошибка при проверке сертификата

Не найден или просрочен СОС издателя сертификата

Срок действия корневого сертификата страхователя истек или отозван.

Проблема на шлюзе приема отчетов, проявляющаяся при большой нагрузке во время сдачи отчетности. Обратитесь к серверу позднее.

Если проблема не устранена, обратитесь в спецоператору, который выдал ЭС.

Вероятно, файл расчета подписан не той электронной подписью, либо срок ее действия истек.

Попробуйте сформировать новый файл и снова подписать эго ЭЦП.

Если срок действия истек, обратитесь к оператору, выдавшему ЭЦП.

XML-файл с отчетом не прошел форматный контроль

Формат отчета не соответствует заявленному. Сформируйте файл заново.

В сертификате указано несуществующее подразделение Фонда

Проблема возникает вследствие ошибки ЭС — следует связаться со спецоператором, выдавшим ЭЦП.

Неверное имя файла

Зашифрованный файл расчета, предназначенный для передачи в Фонд социального страхования, должен иметь стандартизированное название.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Для корректной работы с электронной подписью (ЭП, ранее — ЭЦП) достаточно соблюсти четыре условия. Во-первых, приобрести средства ЭП в удостоверяющем центре (УЦ). Во-вторых, установить лицензионное средство криптозащиты (СКЗИ, криптопровайдер). В-третьих, загрузить на рабочее место личный, промежуточный и корневой сертификаты. И, в-четвертых, настроить браузер для подписания электронных файлов на веб-порталах. Если хотя бы одно из условий не соблюдено, в процессе использования ЭП возникают различные ошибки: КриптоПро не видит ключ, недействительный сертификат, отсутствие ключа в хранилище и другие. Самые распространенные сбои и способы их устранения рассмотрим в статье.

Почему КриптоПро не видит ключ ЭЦП

КриптоПро CSP — самый популярный криптографический софт на российском рынке. Большинство торговых площадок и автоматизированных госсистем работают только с этим криптопровайдером. Программное обеспечение распространяется на безвозмездной основе разработчиком и через дистрибьюторскую сеть, а за лицензию придется платить. При покупке квалифицированной ЭП (КЭП) клиенты получают набор средств:

  • закрытый и открытый ключи;
  • сертификат ключа проверки электронной подписи (СКПЭП, СЭП) — привязан к открытому ключу;
  • физический носитель, на который записываются все перечисленные средства.

Каждый раз, когда владельцу СЭП нужно подписать цифровой файл, он подключает USB-носитель к ПК и вводит пароль (двухфакторная идентификация). Возможен и другой путь — записать все компоненты в реестр ПК и пользоваться ими без физического криптоключа. Второй способ не рекомендован, так как считается небезопасным.

В работе с ЭП возникают такие ситуации, когда пользователь пытается заверить документ в интернете или в специальном приложении, открывает список ключей и не видит СЭП. Проблема может быть спровоцирована следующими факторами:

При наличии ошибки в СЭП система на нее укажет.

Удаление программы

Если никаких проблем не обнаружено, ошибку неправильного алгоритма поможет устранить переустановка СКЗИ:

Чтобы новая программа работала корректно, перед установкой требуется удалить все следы старой версии с помощью фирменной утилиты cspclean от CryptoPro:

Контейнеры, сохраненные в реестре, удалятся автоматически.

Установка актуального релиза

В каталоге продуктов выберите версию криптопровайдера с учетом ОС, загрузите установщик на ПК, запустите его и следуйте подсказкам. При установке ПО требуется указать серийный номер лицензии (если срок действия еще не истек). Эту информацию можно уточнить в приложении к договору.

КриптоПро 5.0

КриптоПро PDF

Техническое сопровождение



После переустановки рекомендуется перезагрузить ПК. Для первичной инсталляции СКПЭП применим аналогичный алгоритм действий.

1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.

Недостаточно прав для выполнения операции в КриптоПро

Если система уведомила пользователя, что у него недостаточно прав для выполнения операции в КриптоПро, проблема может иметь следующие причины:

  • не установлен КриптоПро ЭЦП Browser plug-in 2.0 (или стоит его старая сборка);
  • сайт, куда пытается войти клиент, не добавлен в каталог доверенных (надежных) ресурсов.

Browser plug-in — обязательный компонент для применения ЭП на веб-страницах. Он расширяет возможности криптопровайдера, позволяет формировать и проверять электронную подпись на интернет-ресурсах. Без этой программы, КриптоПро не сможет связаться с веб-страницей и реализовать на ней функции КЭП. Пользователи ничего не платят за этот модуль, он размещен в свободном доступе на сайте и совместим с любыми операционными системами. Как установить:

Появится уведомление об успешном результате. Нажмите ОК и перезагрузите браузер, чтобы коррективы вступили в силу.

Для работы с сертификатом ЭП рекомендуется использовать браузер Microsoft Internet Explorer (MIE) — для него не требуются дополнительные настройки. На завершающем этапе необходимо добавить сайт в список доверенных:

Если после перезагрузки ПК проблема не решена, рекомендуется удалить плагин и выполнить повторную инсталляцию.

Ошибка исполнения функции при подписании ЭЦП

Ошибка свидетельствует об отсутствии лицензии на продукт КриптоПро CSP. Зачастую она возникает при попытке подписать документ на торговых площадках или в информационных системах (ЕГАИС, ЖКХ, Росреестр, Госуслуги и др.).

Ошибка при проверке цепочки сертификатов в КриптоПро

Юридически значимую документацию можно заверить электронной подписью только в том случае, если СКЗИ подтвердит надежность (доверенность) сертификата. Для этого программа проверяет цепочку сертификации (ЦС), состоящую из таких элементов:

  • корневой сертификат от Минкомсвязи (начальное звено цепи), выданный УЦ;
  • промежуточный сертификат УЦ (ПС);
  • СКПЭП.

Правильно построенная ЦС подтверждает, что СКПЭП (конечное звено) имеет доверенный путь (от Минкомсвязи к УЦ, от УЦ к пользователю). Ошибка при проверке цепочки сертификатов в КриптоПро свидетельствует о том, что минимум один элемент в этой системе искажен. ЭП при этом считается недействительной и не принимается для подписания файлов.

ПричинаРешение
Один из сертификатов поврежден или некорректно установленПереустановить сертификат
Неправильно установлено СКЗИ (или стоит устаревшая версия)Удалить и заново установить программу
Устаревшая версия веб-браузераОбновить браузер
На ПК не актуализированы дата и времяУказать в настройках компьютера правильные значения

Устранение сбоя следует начинать с верхнего звена (КС). Файл предоставляется клиенту в удостоверяющем центре вместе с остальными средствами: ключи, СКПЭП, промежуточный сертификат и физический носитель. Кроме того, его можно скачать бесплатно на сайте Казначейства (КС для всех одинаковый). Как загрузить КС:

Эта статья описывает типичные ошибки работы КриптоПро ЭЦП Browser plug-in в браузерах и предлагает способы их решения.

Появляется окно КриптоПро CSP Вставьте ключевой носитель


Появление данного окна значит, что у Вас не вставлен носитель с закрытым ключом для выбранного Вами сертификата.

Необходимо вставить ключевой носитель. Убедитесть, что устройство отображается в Диспетчере Устройств Windows. Установите драйверы на устройство с сайта производителя если они не установлены.

Если предыдущие действия не помогли, необходимо переустановить сертификат в хранилище Личное текущего пользователя с привязкой к закрытому ключу. См статью.

Не удалось создать подпись из-за ошибки: Не удается построить цепочку сертификатов для доверенного корневого центра. (0x800B010A)


Эта ошибка возникает, когда невозможно проверить статус сертификата (нет доступа к спискам отзыва или OCSP службе), либо не установлены корневые сертификаты.

Проверьте, строится ли цепочка доверия: откройте сертификат (например через Пуск -> Все программы -> КриптоПро -> Сертификаты-Текущий Пользователь -> Личное -> Сертификаты), перейдите на вкладку Путь сертификации. Если на этой вкладке присутствуют красные кресты, или вообще нет ничего кроме текущего сертификата (кроме тех случаев если сертификат является самоподписанным), значит цепочка доверия не построена.

Скриншоты с примерами сертификатов, у которых не строится цепочка доверия.



Если вы используете квалифицированный сертификат, то попробуйте установить в доверенные корневые эти 2 сертификата. Это сертификаты Головного УЦ Минкомсвязи и Минцифры. От них, при наличии интернета, должна построится цепочка доверия у любого квалифицированного сертификата.

Чтобы установить скачанный сертификат в доверенные корневые центры сертификации, нажмите по нему правой кнопкой-Выберите пункт –Установить сертификат- Локальный компьютер (если такой выбор есть) - Поместить все сертификаты в следующие хранилище-Обзор-Доверенные корневые центры сертификации-Ок- Далее- Готово- когда появится предупреждение системы безопасности об установке сертификата- нажмите Да-Ок.

Если этого недостаточно, обратитесь в УЦ, выдавший вам сертификат, за сертификатом самого УЦ.

Полученный от УЦ сертификат является промежуточным в цепочке Минкомсвязи -> УЦ -> вы, поэтому при его установке выбирайте хранилище "Промежуточные центры сертификации".

Важно: Если вы создаете CAdES-T (доверенное время) или CAdES-XLongType 1 (доверенное время и доказательства подлинности), ошибка цепочки может возникать если нет доверия к сертификату оператора TSP службы. В этом случае необходимо установить в доверенные корневые центры сертификации корневой сертификат УЦ, предоставляющего службу TSP.

При создании подписи появляется окно с ошибкой "Не удается найти сертификат и закрытый ключ для расшифровки. (0x8009200B)", в информации о сесртификате отображается "нет привязки к закрытому ключу"


Подпись создается, но также отображается статус "ошибка при проверке цепочки сертификатов".

Это значит, что нет доступа к спискам отозванных сертификатов.


Списки отозванных сертификатов можно скачать на сайте УЦ, выдавшем сертификат, после получения списка его необходимо установить, процедура идентична процедуре установки промежуточного сертификата ЦС. При отсутствии ограничений на доступ в сеть Интернет списки обновляются автоматически.

Ошибка: 0x8007064A/0x8007065B


Причина ошибки - истёк срок действия лицензий на КриптоПро CSP и/или КриптоПро TSP Client 2.0 и/или Криптопро OCSP Client 2.0.

Для создания CAdES-BES подписи должна быть действующая лицензия на КриптоПро CSP.

Для создания CAdES-T должны быть действующими лицензии на: КриптоПро CSP, КриптоПро TSP Client 2.0.

Для создания XLT1 должны быть действующими лицензии на: КриптоПро CSP, КриптоПро TSP Client 2.0, КриптоПро OCSP Client 2.0

Посмотреть статус лицензий можно через: Пуск- Все программы- КРИПТО-ПРО- Управление лицензиями КриптоПро PKI.

Чтобы активировать имеющуюся лицензию:

- откройте Пуск -> Все программы -> КРИПТО-ПРО -> Управление лицензиями КриптоПро PKI

- выберите нужный программный продукт -> откройте контекстное меню (щелкнуть правой кнопкой мыши) -> выберите пункт "Все задачи" -> выберите пункт "Ввести серийный номер. "

- введите в поле информацию о лицензии и нажмите OK чтобы сохранить её.

Отказано в доступе (0x80090010)



Ошибка: Invalid algorithm specified. (0x80090008)

Ошибка возникает, если Вы используете сертификат, алгоритм которого не поддерживается Вашим криптопровайдером.

Пример: У вас установлен КриптоПро CSP 3.9 а сертификат Выпущен по ГОСТ 2012.

Или если используется алгоритм хеширования, не соответствующий сертификату.


1 – нажимаем Статус сертификата, 2 – двойным кликом открываем сертификат, 3- нажимаем Состав, 4 – выбираем Точки распространения, 5 – выделяем ссылку после = , нажимаем Ctrl + C (плюс не нажимаем , одновременно две клавиши Ctrl и C на клавиатуре), вставляем ссылку в строке поиска в браузере.

Нажимаем Готово. Перезагружаем Компьютер и проверяем повторно. Ошибка должны быть устранена.

2. Сертификат недействителен. Срок действия истек или еще не наступил.

Визуально ошибка отображена на картинке ниже:


  • Истек срок действия Сертификата или закрытого ключа.

Как устранить данную проблему:

  • Обратиться в удостоверяющий центр для выпуска нового сертификата(продления). Или подписать документ действующей ЭЦП (при наличии таковой).

3. Сертификат недействителен. Сертификат отозван.

Ошибка указана на картинке ниже:


При возникновении данной ошибки, если ранее вы самостоятельно не отзывали сертификат. Вам необходимо обратиться в Удостоверяющий центр, выдавший сертификат, для уточнения причины возникновения данной проблемы.

Удостоверяющий центр выдавший сертификат, обычно указан в разделе Издатель.

4. Подпись недействительна. (Подпись математически неверна).

Пример ошибки на картинке ниже:


Причина возникновения данной проблемы: файл был изменен или поврежден, после подписания.

Файл может быть изменен в следствии воздействия антивирусного ПО. Или в результате изменений внесенным в структуру файла почтовым сервисом, при отправке по электронной почте.

Файл необходимо повторно подписать, предварительно отключив антивирус (при его наличии, и при повышенном уровне защиты файловой системы).

Перед отправкой по электронной почте, файл необходимо заархивировать.

Так же если Вы используете при подписании сервис КриптоДок, у Вас должна быть активирована лицензия Крипто Про CSP, как проверить действительность лицензии Вы можете узнать по ссылке

Так же, если для подписания используется программа КриптоАРМ, перед подписанием обратите внимание, чтобы был отключен режим Квалифицированная подпись в КриптоАРМ.

Проверить это можно нажав правой кнопкой мыши, по иконке в области уведомлений.

5. Не удалось полностью проверить один или несколько сертификатов в цепочке.

Визуально ошибка отображена на картинке ниже:


Не установлен корневой сертификат удостоверяющего центра, выдавшего сертификат.

Читайте также: