Солдатские песни 18 19 века сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

20-е годы XVII - начало XVIII века

Идеи Мысль о единении Русской земли в много-численных песнях о Смоленске

Особенности изображения персонажей Степан Разин — сильный атаман, человек вольный, независимый. Наделен исключительными качествами: способностью к волшебству, богатырской силой и чудесной неуязвимостью

Художественные особенности Песни более короткие, стремительные, лиричные

Идеи Победы русского оружия под Шлиссельбургом, Ревелем, Ригой, Полтавой в Петровскую эпоху и победы над Наполеоном в период Отечественной войны 1812 года

Особенности изображения персонажей Суворов и Потемкин, Кутузов и Платов – персонажи песен

Художественные особенности Воссоздание многочисленных деталей, в которых передаются подробности быта, снаряжения и обмундирования, специфические характеристики боевого порядка

III. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Работа над содержанием песен о Степане Разине. Заполнение таблицы (задание 4 рабочей тетради, с.12-13, ч.1).

Восстание под предводительством Степана Разина, Крестьянская война 16701671 или Восстание Степана Разина — война в России между войсками крестьян и казаков с царскими войсками. Окончилась поражением восставших.

В советской историографии причинами указывается то, что срок сыска беглых крестьян стал бессрочным, проявлялся чрезмерный феодальный гнет. Ещё одной причиной было усиление централизованной власти, введение соборного уложения 1649 г. Вполне возможно, что непосредственной причиной войны стало общее ослабление экономики страны в результате затяжной войны с Речью Посполитой и Османской империей за Украину. Увеличивается государственный налог. Начинается эпидемия моровой язвы и массовый голод.

Весной 1670 года начался второй период восстания, то есть собственно война. От этого момента, а не от 1667 года, обычно отсчитывают начало восстания. Разинцы захватили Царицын (Волгоград) и подошли к Астрахани, сдавшейся без боя. Там они казнили воеводу и дворян и организовали собственное правительство во главе с Василием Усом и Фёдором Шелудяком.

После этого на сторону Разина свободно перешло население Среднего Поволжья (Саратов, Самара, Пенза), а также чуваши, марийцы, мордва. Такому успеху способствовало то, что Разин объявлял каждого перешедшего на его сторону свободным человеком.

В сентябре 1670 года разинцы осадили Симбирск (Ульяновск), но не смогли взять его. На Разина двинулись правительственные войска во главе с князем Долгоруким. Царские войска спустя месяц после начала осады нанесли повстанцам поражение, а тяжело раненного Разина сподвижники вывезли на Дон. Опасаясь расправы, казачья верхушка во главе с войсковым атаманом Корнилом Яковлевым выдала Разина властям. В июне 1671 года он был четвертован в Москве; через несколько лет был также казнён его брат Фрол.

Несмотря на казнь предводителя, разинцы продолжали обороняться и смогли удержать Астрахань до ноября 1671 года.

Масштабы расправы над восставшими были огромны, в некоторых городах было казнено более 11 тысяч человек.

Разинцы не добились своей цели: уничтожения дворян и крепостного права. Но восстание Степана Разина показало, что русское общество было расколото.

Разин Степан Тимофеевич [около 1630, станица Зимовейская-на-Дону, — 1671, Москва], предводитель восставших в Крестьянской войне 1670—1671. Родился в семье зажиточного казака. В 1661 Разин от имени Войска донского вместе с атаманом Ф. Буданом вёл переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662—63 атаманом донских казаков совершил походы против крымских татар и турок. Идея восстания против феодально-крепостнических порядков в России возникла у Разина в связи с наступлением самодержавия на вольности донских казаков и, в частности, в связи с жестокой расправой князя Ю. А. Долгорукова над старшим братом Разина — Иваном.

Весной 1667 Разин организовал поход казацкой голытьбы на Волгу и Каспийское море. Весной 1670 он возглавил новый поход на Волгу, который превратился в мощную крестьянскую войну, охватившую Поволжье и ряд других районов России. После поражения основных сил восставших под Симбирском (4 октября 1670) Pазин, получивший ранение, ушёл на Дон и, укрепившись в Кагальницком городке, стал собирать силы для нового похода. Однако в апреле 1671 домовитые (богатые) казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок. Разин был взят в плен и привезён в Черкасск, затем в Москву, где был казнён на эшафоте возле Лобного места.

2.5. Лексическая работа.

Бунчук — конский хвост, насаженный на древко; символ власти атамана.

Есаул гребенский — помощник атамана.

Что во славном городе во Черкасске. Черкасск — центр Донского казачьего войска.

2.6. Слово учителя.

В многочисленных сохранившихся вариантах песен о Разине изредка лишь мелькают отголоски этих настроений — в более или менее откровенных нападках на царских воевод.

Но основная масса песен о Разине сохраняет сочувственное отношение народа к своему героическому атаману. С его именем связываются поэтические легенды. Они изображают Разина непобедимым героем, которого не берет ни сабля, ни ружье, ни пушка; чародеем, который заговаривает оружие, чудесно спасается из плена, выплеснув на себя стакан воды или нарисовав на полу тюрьмы углем или мелом лодку, которая переносит его на Волгу, и т.д. Фантастика, украсившая песенный облик любимого народом атамана, не исказила в общем исторического образа Разина: исторические воспоминания рисуют его таким же неустрашимым, наделенным огромной физической силой, щедрым и ласковым к своему войску и ко всей бедноте и беспощадным по отношению к врагам — воеводам, боярам, каким изображают его и песни.

Тема, историческая основа Приезд царского дьяка Евдокимова с тайным поручением выдать Степана Разина Романтический эпизод, проникший в разинский фольклор в более позднее время

Старославянские слова (стояти, ночевати, спати, заряжати).

Характерные признаки жанра Нравственная оценка происходящего. Действуют исторические персонажи и обыкновенные люди Нравственная оценка происходящего. Действуют исторические персонажи и обыкновенные люди

Идея Сочувственное отношение народа к своему героическому атаману Разин – непобедимый герой

3.Работа над содержанием солдатских песен.

3.1. Понятие о солдатских песнях.

3.2. Слово учителя.

Солдатские бытовые и исторические песни становятся в крестьянском репертуаре одной из значительных форм поэзии вплоть до Отечественной войны 1812 года.

В период Отечественной войны 1812 года в военно-политическую жизнь государства активно вовлекаются широкие крестьянские массы. Это породило массовое творчество, обрисовывающее героический образ народа. В отличие от песен о предшествующих войнах, в песнях об Отечественной войне более отчетливо проявляется историзм. В них постоянно звучит мысль об оборонительном характере войны для России, ставится вопрос о социальных силах, обеспечивших победу. В песнях говорилось о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях.

Шведская крепость Нотебург была взята русскими войсками осенью 1702 года в ходе Северной войны. Сделано это было для того, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю.

Утром 26 сентября 1702 года передовой отряд Преображенского полка численностью 400 человек подошел к крепости и начал перестрелку. Еще засветло к ним присоединились 2 гвардейских батальона. 27 сентября вся осадная армия прибыла под Нотебург. Русские перетащили волоком 50 судов из Ладожского озера в Неву и взяли укрепление на другой стороне Невы. Попытка шведов отбить его осталась безуспешной. 12 октября была начата бомбардировка, которая частично повредила стены крепости. Однако к 22 октября почти все осадные орудия из-за плохой выучки артиллеристов вышли из строя. По приказу Петра I русские пошли на штурм, так и не пробив полноценных брешей. Кровопролитный штурм 22 октября продолжался с перерывами 13 часов. И шведы в этой битве потерпели поражение. Петр дал шведскому гарнизону самые почетные условия, они свободно могли присоединиться к своим войскам, стоявшим в Нарве. Такая же свобода уйти, куда пожелают, или оставаться была предоставлена всему населению.

За четыре дня активных боевых действий французы понесли тяжёлые потери. Однако Наполеону всё же удалось избежать полного разгрома под Красным, вполне возможного по мнению критиков, если бы Кутузов действовал более решительно и наступательно.

БЕРЕЗИНА, река в Белоруссии, на которой вблизи города Борисов 14-17 ноября 1812 произошло сражение между отступавшей из России армий Наполеона и русскими войсками, пытавшимися отрезать ей пути отхода.

Наполеон силами решил форсировать Березину у деревни Студенка (в 15 км от Борисова вверх по течению), а чтобы отвлечь внимание русских от места переправы, предпринял демонстративные действия ниже по течению реки.

17 ноября по приказу Наполеона мосты у Студенки были сожжены. На левом берегу остались обозы и около 40 тысяч отставших солдат, большинство из которых утонуло при переправе или попало в плен. Всего противник потерял около 50 тысяч человек, а русские - 8 тысяч. Но Наполеону удалось избежать полного разгрома и отступить к Вильно, сохранив боевое ядро своей армии.

3.7. Слово учителя.

Характерной особенностью поэтической формы исторических песен об Отечественной войне 1812 года является включение в текст отдельных формул, строк и даже целых эпизодов из военно-исторических песен о, прошлых войнах. Использовались уже готовые поэтические формы и даже произведения. Устное творчество не создало монументальных исторических песен с развернутыми новыми сюжетами, в которых могли бы отразиться значительные ситуации Отечественной войны. Песни отличаются схематизмом и шаблонностью в изображении батальных сцен, недостаточной мотивированностью переходов. Выросшее народное сознание уже не укладывалось в выработанные традицией художественные рамки жанра.

Князь - солдатушки«Как бы, братцы, нам приняться, //

Смоленск город свободить, //

Смоленск город свободить, //

3.8. Слово учителя.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

3.Прочитать статью учебника, с.37-38, выполнить задание 5 рабочей тетради, с.15,ч.1.

5. Индивидуальные задания:

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.


СОЛДАТУШКИ, БРАВЫ РЕБЯТУШКИ

Вот кто наш родимый.

Наша Русь святая.

Вот где наша слава.

Вот где наши деды.

Вот где наши отцы.

Вот где наши матки.

Вот где наши жёны.

Вот где наши братцы.

Вот где наши сёстры.

Вот где наши дети.

Вот где наши детки.

Вот где наша хата.

Вот где наши тётки.

БЫЛО ДЕЛО ПОД ПОЛТАВОЙ

Под знаменами Петра.

По осанке и уму.

Сам и пушки заряжал.

На могучий вражий стан.

В шляпу царскую впилась.

Снова в битву полетел.

В его царское седло.

Но быстрее поскакал.

И ударила, как гром.

Чудотворный крест висел;

Славил Господа Христа.

ПОД СЛАВНЫМ ГОРОДОМ ПОД ПОЛТАВОЙ

Горячей солдатской кровью.

ПЛАЧ ПО ПЕТРЕ ПЕРВОМ

Закрываешься тучей темною?

ПОХОД В ЗЕМЛЮ ПРУССКУЮ

СОЛДАТСКАЯ ПЕСНЬ, СОЧИНЕННАЯ И ПЕТАЯ ВО ВРЕМЯ СОЕДИНЕНИЯ ВОЙСК У ГОРОДА СМОЛЕНСКА В ИЮЛЕ 1812 ГОДА

Лучше смерть — чем в рабств жить.

Победим или умрем!

Не пропустим злых зверей!

Меч и пламень к ним несут.

Змеем лютым в Русь летит!

Сердце просится на бой!

Победим или умрем!

КАК НА ГОРОЧКЕ СТОЯЛА МОСКВА

ОН

Стоял он в сером сюртуке.

И содрогнулся гордый ум!

Скрестивши руки на груди,—

Он сам себе проговорил:

То бросит в пропасти стыда.

На этих горестных стенах!

Без погребенья и гробов!

Споткнулась дерзкая нога!

ПЛАТОВ У ФРАНЦУЗОВ

Много силы забрала!

ПЕСНЯ

Станем, братцы, вечно жить
Вкруг огней под шалашами!

На постеле господином!

Там о славе лишь мечтаешь!

Я рожден для службы царской!

ЧЕРКЕССКАЯ ПЕСНЯ

Чеченец ходит за рекой.

Чеченец ходит за рекой.

Чеченец ходит за рекой.

ВОРОН К ВОРОНУ ЛЕТИТ

Богатырь лежит убитый.

Не убитого, живого.

РУССКАЯ ПЕСНЯ

Сл. П. Ободовского

Друга милого не жди.

Вои русския земли.

Милый друг твой не стоит.

Воску ярого свечи.

Друга милого не жди!

ПЕСНЯ

Наша армия в поход куда-то шла.

А по улице все конница идет.

Наклонился и меня поцеловал.

Жалко стало, помутился белый свет.

Раскрасавец барин снился мне всю ночь.

Четырех я дочек замуж отдала —

Весь изранен и так жалобно стонал.

Это тот же прежний барин молодой!

Только много седины в его усах.

И опять я целу ночку не спала,

Раскрасавец барин снился мне всю ночь.

ЧЕРНЫЙ ВОРОН

СЕВАСТОПОЛЬЦЫ, СПОЕМТЕ

НЕ ТУМАН С МОРЯ ПОДНЯЛСЯ

Три часа не виден город был!

СКАКАЛ КАЗАК ЧЕРЕЗ ДОЛИНУ

Сл. и муз. В. Межевича

Нынче здесь, а завтра там.

Нынче здесь, а завтра там.

Подальше от нашей земли.

В котлах не сдержать мне уж пару.

И пламя его озарило.

Услышал он речь машиниста:

Упал. Сердце больше не билось.

Колосник обгорелый и ржавый.

И слезы у многих сверкнули.

На пальцах раскинутых рук.

Встают, пробуждаясь от сна.

Всю ночь говорят моряки.

На солнце зловеще сверкают.

Подобен кромешному аду.

Настала минута прощанья:

Что нынче умрем под волнами.

ОСЕННИЕ ЖУРАВЛИ

Сл. А. Жемчужникова

Прилетели сюда на ночлег, журавли.

HE ДЛЯ МЕНЯ

С восторгом чувств не для меня.

Она растет не для меня.

Он будет петь не для меня.

Но эта жизнь не для меня.

Там пуля ждет давно меня.

Вот эта смерть там ждет меня.

Оглавление:

Добавить комментарий

Комментарии

Созданная во время Северной войны при Петре I и приуроченная к событиям Отечественной войны 1812 года, песня показывает полную убежденность Кутузова в будущей победе над Наполеоном.

Сегодня по календарю


2 марта
1831 г. Александр Сергеевич Пушкин венчался с Натальей Гончаровой в церкви Большого Вознесения в Москве.
1911 г. В Москве состоялось первое выступление русского народного хора Пятницкого.
1942 г. Фашисты расстреливают до 5 тыс. человек в Минске.
1943 г. Муссолини объявил об отзыве итальянских войск с Восточного фронта.
1969 г. Китайские войска захватили остров Даманский (река Уссури), начав вооруженный конфликт с СССР. Истоки конфликта находятся в несовершенстве условий Пекинского договора 1860 года, по которому граница между Россией и Китаем, проходящая по рекам Амур и Уссури определяется по берегам рек. Ни водное пространство, ни острова официально не разграничены, охраняемая линия границы сложилась исторически.

Солдатская песня в старой Русской армии


Русскому солдату Школу проходя,
Тяжело служить: Много всякой муки
Палочной науки Примешь на себя.


Сравнивая эти сочинения с подлинными фольклорными записями, порой затрудняешься сказать, что это такое — авторское творчество или запись народной песни; однако нельзя не заметить, что тематика этих произведений имеет много общего с фольклором. Здесь есть и тема продолжительной службы:
Горек черствый хлеб солдата, Да и скорого возврата Хоть труды и тяжелы, Нет из царской кабалы Но в то же время встречается сопоставление службы в России со службой в других странах, чего нет в фольклоре:


Нет нигде по свету Как в России нашей
Тяжелей неволи, Злой солдатской доли.


И на ученьице, родитель, на мученьице,
И уже бьют да нас, победных, без повинности,
И до ран да бьют, родитель, до кровавыих,
И до умертвия победных бьют головушек,
И скрозе строй гонят, бессчастных нас, солдатушков.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


выявить исторические основы солдатских песен и песен о Степане Разине, особенности их поэтики;

воспитывать интерес к русской истории и фольклору.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

20-е годы XVII - начало XVIII века

Мысль о единении Русской земли в много-численных песнях о Смоленске

Особенности изображения персонажей

Степан Разин — сильный атаман, человек вольный, независимый. Наделен исключительными качествами: способностью к волшебству, богатырской силой и чудесной неуязвимостью

Песни более короткие, стремительные, лиричные

Победы русского оружия под Шлиссельбургом, Ревелем, Ригой, Полтавой в Петровскую эпоху и победы над Наполеоном в период Отечественной войны 1812 года

Особенности изображения персонажей

Суворов и Потемкин, Кутузов и Платов – персонажи песен

Воссоздание многочисленных деталей, в которых передаются подробности быта, снаряжения и обмундирования, специфические характеристики боевого порядка

III. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Работа над содержанием песен о Степане Разине. Заполнение таблицы (задание 4 рабочей тетради, с.12-13, ч.1) .

Восста́ние под предводи́тельством Степа́на Ра́зина, Крестья́нская война́ 1670−1671 или Восста́ние Степа́на Ра́зина — война в России между войсками крестьян и казаков с царскими войсками. Окончилась поражением восставших.

В советской историографии причинами указывается то, что срок сыска беглых крестьян стал бессрочным, проявлялся чрезмерный феодальный гнет. Ещё одной причиной было усиление централизованной власти, введение соборного уложения 1649 г. Вполне возможно, что непосредственной причиной войны стало общее ослабление экономики страны в результате затяжной войны с Речью Посполитой и Османской империей за Украину. Увеличивается государственный налог. Начинается эпидемия моровой язвы и массовый голод.

Весной 1670 года начался второй период восстания, то есть собственно война. От этого момента, а не от 1667 года, обычно отсчитывают начало восстания. Разинцы захватили Царицын (Волгоград) и подошли к Астрахани, сдавшейся без боя. Там они казнили воеводу и дворян и организовали собственное правительство во главе с Василием Усом и Фёдором Шелудяком.

После этого на сторону Разина свободно перешло население Среднего Поволжья (Саратов, Самара, Пенза), а также чуваши, марийцы, мордва. Такому успеху способствовало то, что Разин объявлял каждого перешедшего на его сторону свободным человеком.

В сентябре 1670 года разинцы осадили Симбирск (Ульяновск), но не смогли взять его. На Разина двинулись правительственные войска во главе с князем Долгоруким. Царские войска спустя месяц после начала осады нанесли повстанцам поражение, а тяжело раненного Разина сподвижники вывезли на Дон. Опасаясь расправы, казачья верхушка во главе с войсковым атаманом Корнилом Яковлевым выдала Разина властям. В июне 1671 года он был четвертован в Москве; через несколько лет был также казнён его брат Фрол.

Несмотря на казнь предводителя, разинцы продолжали обороняться и смогли удержать Астрахань до ноября 1671 года.

Масштабы расправы над восставшими были огромны, в некоторых городах было казнено более 11 тысяч человек.

Разинцы не добились своей цели: уничтожения дворян и крепостного права. Но восстание Степана Разина показало, что русское общество было расколото.

Разин Степан Тимофеевич [около 1630, станица Зимовейская-на-Дону, — 1671, Москва], предводитель восставших в Крестьянской войне 1670—1671. Родился в семье зажиточного казака. В 1661 Разин от имени Войска донского вместе с атаманом Ф. Буданом вёл переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662—63 атаманом донских казаков совершил походы против крымских татар и турок. Идея восстания против феодально-крепостнических порядков в России возникла у Разина в связи с наступлением самодержавия на вольности донских казаков и, в частности, в связи с жестокой расправой князя Ю. А. Долгорукова над старшим братом Разина — Иваном.

Весной 1667 Разин организовал поход казацкой голытьбы на Волгу и Каспийское море. Весной 1670 он возглавил новый поход на Волгу, который превратился в мощную крестьянскую войну, охватившую Поволжье и ряд других районов России. После поражения основных сил восставших под Симбирском (4 октября 1670) Pазин, получивший ранение, ушёл на Дон и, укрепившись в Кагальницком городке, стал собирать силы для нового похода. Однако в апреле 1671 домовитые (богатые) казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок. Разин был взят в плен и привезён в Черкасск, затем в Москву, где был казнён на эшафоте возле Лобного места.

2.5. Лексическая работа.

Бунчук — конский хвост, насаженный на древко; символ власти атамана.

Есаул гребенский — помощник атамана.

Что во славном городе во Черкасске. Черкасск — центр Донского казачьего войска.

2.6. Слово учителя.

В многочисленных сохранившихся вариантах песен о Разине изредка лишь мелькают отголоски этих настроений — в более или менее откровенных нападках на царских воевод.

Но основная масса песен о Разине сохраняет сочувственное отношение народа к своему героическому атаману. С его именем связываются поэтические легенды. Они изображают Разина непобедимым героем, которого не берет ни сабля, ни ружье, ни пушка; чародеем, который заговаривает оружие, чудесно спасается из плена, выплеснув на себя стакан воды или нарисовав на полу тюрьмы углем или мелом лодку, которая переносит его на Волгу, и т.д. Фантастика, украсившая песенный облик любимого народом атамана, не исказила в общем исторического образа Разина: исторические воспоминания рисуют его таким же неустрашимым, наделенным огромной физической силой, щедрым и ласковым к своему войску и ко всей бедноте и беспощадным по отношению к врагам — воеводам, боярам, каким изображают его и песни.

Тема, историческая основа

Приезд царского дьяка Евдокимова с тайным поручением выдать Степана Разина

Романтический эпизод, проникший в разинский фольклор в более позднее время

Есаул гребенский, Степан Разин

Старославянские слова (стояти, ночевати, спати, заряжати).

Характерные признаки жанра

Нравственная оценка происходящего. Действуют исторические персонажи и обыкновенные люди

Нравственная оценка происходящего. Действуют исторические персонажи и обыкновенные люди

Сочувственное отношение народа к своему героическому атаману

Разин – непобедимый герой

3.Работа над содержанием солдатских песен.

3.1. Понятие о солдатских песнях.

3.2. Слово учителя.

Солдатские бытовые и исторические песни становятся в крестьянском репертуаре одной из значительных форм поэзии вплоть до Отечественной войны 1812 года.

В период Отечественной войны 1812 года в военно-политическую жизнь государства активно вовлекаются широкие крестьянские массы. Это породило массовое творчество, обрисовывающее героический образ народа. В отличие от песен о предшествующих войнах, в песнях об Отечественной войне более отчетливо проявляется историзм. В них постоянно звучит мысль об оборонительном характере войны для России, ставится вопрос о социальных силах, обеспечивших победу. В песнях говорилось о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях.

Шведская крепость Нотебург была взята русскими войсками осенью 1702 года в ходе Северной войны. Сделано это было для того, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю.

Утром 26 сентября 1702 года передовой отряд Преображенского полка численностью 400 человек подошел к крепости и начал перестрелку. Еще засветло к ним присоединились 2 гвардейских батальона. 27 сентября вся осадная армия прибыла под Нотебург. Русские перетащили волоком 50 судов из Ладожского озера в Неву и взяли укрепление на другой стороне Невы. Попытка шведов отбить его осталась безуспешной. 12 октября была начата бомбардировка, которая частично повредила стены крепости. Однако к 22 октября почти все осадные орудия из-за плохой выучки артиллеристов вышли из строя. По приказу Петра I русские пошли на штурм, так и не пробив полноценных брешей. Кровопролитный штурм 22 октября продолжался с перерывами 13 часов. И шведы в этой битве потерпели поражение. Петр дал шведскому гарнизону самые почетные условия, они свободно могли присоединиться к своим войскам, стоявшим в Нарве. Такая же свобода уйти, куда пожелают, или оставаться была предоставлена всему населению.

За четыре дня активных боевых действий французы понесли тяжёлые потери. Однако Наполеону всё же удалось избежать полного разгрома под Красным, вполне возможного по мнению критиков, если бы Кутузов действовал более решительно и наступательно.

БЕРЕЗИНА , река в Белоруссии, на которой вблизи города Борисов 14-17 ноября 1812 произошло сражение между отступавшей из России армий Наполеона и русскими войсками, пытавшимися отрезать ей пути отхода.

Наполеон силами решил форсировать Березину у деревни Студенка (в 15 км от Борисова вверх по течению), а чтобы отвлечь внимание русских от места переправы, предпринял демонстративные действия ниже по течению реки.

17 ноября по приказу Наполеона мосты у Студенки были сожжены. На левом берегу остались обозы и около 40 тысяч отставших солдат, большинство из которых утонуло при переправе или попало в плен. Всего противник потерял около 50 тысяч человек, а русские - 8 тысяч. Но Наполеону удалось избежать полного разгрома и отступить к Вильно, сохранив боевое ядро своей армии.

3.7. Слово учителя.

Характерной особенностью поэтической формы исторических песен об Отечественной войне 1812 года является включение в текст отдельных формул, строк и даже целых эпизодов из военно-исторических песен о, прошлых войнах. Использовались уже готовые поэтические формы и даже произведения. Устное творчество не создало монументальных исторических песен с развернутыми новыми сюжетами, в которых могли бы отразиться значительные ситуации Отечественной войны. Песни отличаются схематизмом и шаблонностью в изображении батальных сцен, недостаточной мотивированностью переходов. Выросшее народное сознание уже не укладывалось в выработанные традицией художественные рамки жанра.

Формулы, образно-выразительные средства

Постоянные эпитеты, повторы, параллелизм

«Мы пойдем ко к неприятелю гостить, //

«Как бы, братцы, нам приняться, //

Смоленск город свободить, //

Смоленск город свободить, //

3.8. Слово учителя.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

3.Прочитать статью учебника, с.37-38, выполнить задание 5 рабочей тетради, с.15,ч.1.

5. Индивидуальные задания:

Музыка войны — это не только грохот пушек, свист пуль и крики раненых, но и специально написанные сочинения. Arzamas предлагает послушать солдатские песни и официальные марши пяти крупных войн, в которых участвовала Россия


Флейтист и барабанщик Фанагорийского гренадерского полка 1797–1801 годов

  • Северная война
    (1700–1721)
  • Отечественная война 1812 года
  • Крымская война
    (1853–1856)
  • Кавказская война
    (1817/1829–1864)
  • Русско-японская война (1904–1905)

Собирать и вспоминать музыку военных лет в России всерьез стали еще во время празднования 100-летия Отечественной войны 1812 года. Кроме того, казаки на фронтах Первой мировой вовсю пели солдатские песни, возникшие еще в эпоху Русско-турецких войн, Кавказской и Крымской войны.

Северная война (1700–1721)

Сохранился также марш Адама Людвига Левенгаупта, генерала, которому в тот момент повезло меньше и который 10 лет провел в русском плену. Инструментовка и особенно мелодический характер этого марша дает представление о том, как выглядела европейская военная музыка в то время.

В долгу не остались и бывшие противники. Согласно обычаям того времени, композитор Готфрид Линдеман написал небольшую кантату на русско-шведский мирный договор 1721 года.

Кантата на заключение мира между Швецией и Россией, 1721 год Исполнение: ансамбль ранней музыки Insula Magica, 2003 год

Отечественная война 1812 года

А дальше дорогу к славе завоевывали уже русские войска. В память об этом остался Марш на вступление в Париж 1814 года, написанный капельмейстером из города Готы Иоганном Генрихом Вальхом. Считается, что под этот марш в побежденный Париж вступили войска всех союзников антинаполеоновской коалиции, а в дальнейшем он стал чисто русским и даже полковым маршем 30-го Полтавского полка. Интересно, что во многих старых изданиях писали, что этот марш сочинил сам Бетховен.

Марш на вступление в Париж, 1814 год Исполнение: Отдельный образцово-показательный оркестр Министерства обороны СССР

Крымская война (1853–1856)

Интересно, что, несмотря на огромное количество патриотической или верноподданической музыки, посвященной Крымской кампании в странах‑победительницах, она тоже не пережила своего времени. Так что вряд ли это связано с тем, кто в этой войне победитель, а кто побежденный.

А вот марш султана Абдул-Меджида I, сына Махмуда II, — нашего непосредственного противника в войне 1853–1856 годов:

Марш Абдул-Меджида I Исполнение: Пражский филармонический хор, Пражский симфонический оркестр и Эмре Араджи

Во время своих гастролей в Стамбуле в 1847 году Ференц Лист сделал виртуозную транскрипцию этого марша, не исполнявшуюся более ста лет!

Впрочем, у турок еще не было военных солдатских песен русско-европейского типа, а в основном именно они остались от Крымской войны со всех участвующих сторон.

Вот французская песня-марш первого батальона зуавов (африканских солдат), впервые введенных французским командованием в боевые действия именно при обороне Севастополя:

Кавказская война (1817 или 1829–1864)

Русско-японская война (1904–1905)

Правда, из оригинала пришлось изъять третий куплет:

От пристани верной мы в битву уйдем,
Навстречу грозящей нам смерти,
За Родину в море открытом умрем,
Где ждут желтолицые черти!

(в этой войне японцы все-таки являлись нашими союзниками). А музыка, первоначально написанная капельмейстером 12-го гренадерского полка Алексеем Турищевым, вскоре изменилась до неузнаваемости и фактически потеряла автора.

В японской военной музыке тоже осталось немало песен и маршей, прославляющих героев этой войны. После 1868 года и реформ Мэйдзи японская армия была реформирована по европейскому образцу, а вместе с ней и военная музыка, которая получила название гунка (軍歌). Это общее название не только для военной, но и церемониальной музыки, созданной по европейскому стандарту в императорской Японии. Но подобно тому как в духе новой армии были живы самурайские традиции, так и в песнях и маршах гунка отразилось наследие старинных самурайских баллад.

Читайте также: