Смотр служилых людей сообщение
Обновлено: 18.05.2024
Служилые люди, или государевы люди — это название людей в России XIV-XVIII веков, которые несли государственную службу.
С. В. Иванов. Смотр служилых людей
В XVII в. сокращалось количество вольного казачества и увеличивалось служилое казачество по прибору. Служилые казаки получали от государства жалованье (зерном, порохом). Они посылались в отдалённые районы страны. Отряды казаков сыграли большую роль в освоении Сибири.
Церковные служилые люди
Духовенство также относилось к группе, которая не платила налогов государству. Церковь была крупным землевладельцем, ей принадлежали 15 % всех земель страны.
Откупная Каргопольская и Турчасовская таможенная грамота 1554/1555 г. - Зимин А.А. К изучению таможенной реформы середины XVI в. // Исторический архив, № 6. 1961
Откупная Каргопольская и Турчасовская таможенная грамота 1554/1555 г. - Зимин А.А. К изучению таможенной реформы середины XVI в. // Исторический архив, № 6. 1961
Акты юридические или собрание форм старинного делопроизводства//Издательство: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии. -СПб., 1838, с 228
Акты юридические или собрание форм старинного делопроизводства//Издательство: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии. -СПб., 1838, с 228
Зимин А. А., Копанев А. И. Материалы по истории Вымской и Вычегодской земли конца XVI в. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографичес кий сборник. Вып. 1. Вологда, 1970, с 439
Зимин А. А., Копанев А. И. Материалы по истории Вымской и Вычегодской земли конца XVI в. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографичес кий сборник. Вып. 1. Вологда, 1970, с 439
Акты юридические или собрание форм старинного делопроизводства//Издательство: Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии. -СПб., 1838
Комаров О . В . Ратные люди Поморских городов вт . пол . XVI — нач . XVII вв . [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2014
Молочников А . М . Даточные люди черносошных земель в войске Ивана Грозного : лыжная и судовая рать [Электронный ресурс] //История военного дела: исследования и источники. 2013
Зимин А. А., Копанев А. И. Материалы по истории Вымской и Вычегодской земли конца XVI в. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографичес кий сборник. Вып. 1. Вологда, 1970
Статьи по теме:
Если вам понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера поставив лайк и подписавшись на него, что бы не пропустить новые публикации
Изображенный на картине смотр проводился в уездном городе, куда съезжалось дворянство всех окрестных волостей. Им руководил обычно полковой воевода, придирчивым взором следивший за исправностью воинов, оружия, коней.
Правительство активно привлекало их в новые, рейтарские полки тяжелой кавалерии, обучавшиеся регулярным действиям на поле брани. Рейтары были вооружены карабинами и большими рейтарскими пистолетами в седельных кобурах, имели особые знамена и трубы.
Они быстро показали свое превосходство в бою, так же как и формировавшиеся в XVII веке драгунские, гусарские и казачьи полки. Дольше всех сохраняло свои традиции московское дворянство.
Его лебединой песней стала битва под Конотопом 28 июня 1659 года, когда многотысячный Московский полк на аргамаках, в латах и куяках (подбитых металлическими пластинами стеганках) был уничтожен крымчаками и казаками. Ополчение перестало быть реальной военной силой.
Беседа по картине, вопросы и задания:
- Внимательно рассмотрите картину и опишите все, что вы на ней видите:
- Кого вы видите на первом плане? Что происходит? (смотр служилых людей)
- Где проходит изображенный на картине смотр служилых людей? (в уездном городе, куда съезжалось дворянство всех окрестных волостей)
- Кто проводит смотр? (Назначенное доверенное лицо удельного князя. Обычно таковым являлся полковой воевода, который зорко следил за исправностью воинов, их вооружения. Ему помогали подъячии.)
- Как вы думаете, что написано на длинных списках, лежащих на столе перед воеводой? (Это список прошлого смотра — десятня. Новая десятня, которую пишет тут же подьячий, тщательно сверяется со старой: кто-то из дворян умер, кто-то получил новый оклад и должен привести с собой больше людей, кто-то верстается на службу впервые, кто-то “устарел” и просит отставки “по болезни старых многих ран”)
- Рассмотрите фигуры людей, пришедших на смотр. Как они одеты, чем вооружены? Чем можно объяснить заметную разницу в военном оснащении прибывших на смотр служилых людей?
- Как вы думаете, почему, даже те, кто плохо вооружен, явились на смотр? (За неявку на смотр дворян могли наказать: могли отобрать поместье, а самого выпороть кнутом)
- Как вы думаете, насколько боеспособным было такое войско? В чем были его слабые стороны?
- Как вы считаете, изображенный на картине исторический сюжет – это вымысел художника или художественное изображение реальной жизни поместных дворян в России в Х VI веке? Если да, то на какие источники мог опираться живописец?
П.2. Крестьянский мир.
Иллюстрация дополняет содержание пункта параграфа, создавая представление у учащихся о многообразии типов крестьянских жилищ и факторах влиявших на культурные различия жилищного строительства на Руси.
Возможные вопросы и задания:
· Рассмотрите изображения крестьянских изб в той последовательности, как предложено авторами учебника – слева направо и определите, к какому району страны относится каждый тип крестьянской избы. Найдите и покажите на исторической карте эти районы (можно заготовить аппликации-иллюстрации с изображениями типов изб и предложить учениками прикрепить их на карте)
· Опишите особенности той крестьянской избы, которая вам больше понравилась.
· Чем вам понравилась эта изба?
· Как думаете, почему в разных районах страны строили различные по конструкции избы?
· В какой избе, по вашему мнению, жилось наиболее удобно
· Как вы считаете, у всех ли крестьян были такие красивые и добротные избы, какие изображенные на рисунке? Поясните свой ответ.
· Как думаете, какой тип избы был распространен на территории нашего края в ХVI веке? Были ли особенности жилищного строительства на территории нашего края? (у поморов терского берега был распространен тип избы центральных районов России, а у саамов – лопарей – свой тип – вежа, кувакса)
· (задание на дом) Найдите дополнительную информацию и составьте описание внутреннего убранства крестьянской избы ХVI века, подготовьте презентацию.
Кувакса
Вежа
Определите, в каком районе Руси ХVI века могли быть построены эти жилища:
(центральный район)
(северная изба)
Рисунок ХVII века. Поимка и привод беглых крестьян. (С. 73)
Вопросы и задания:
Хоромы Строгановых в Сольвычегодске. Рисунок Х VII в. (С. 74)
Вопросы и задания:
- Найдите на карте Сольвычегодск. В какой части нашей страны он располагался? (Это Русский Север: нынешняя Архангельская область, Котласский район, входит в перечень исторических поселений России)
- Постарайтесь объяснить название населенного пункта (Сольвычегодск – расположен на берегу р. Вычегды, место славилось соленым озерком и речкой Усолкой, где и появились первые варницы соли. Эти варницы фактически и стали ядром будущего крупного промышленно-торгового центра - Соли Вычегодской, в который он превратился в результате деятельности предприимчивых купцов Строгановых.
- Опишите по иллюстрации хоромы Строгановых. Чем они отличались от обычных крестьянских построек на Севере Руси? (Дом Строгановых был выдающийся. Историки сообщают, что это было "внушительное и монументальное здание в три этажа, состоящее из нескольких поставленных рядом срубов под одной двускатной кровлей. Оно резко выделялось своей высотой среди прочей рядовой застройки. К хоромам примыкала шестиэтажная башня высотой около 30 метров. Нижний, подклетный этаж хором не имел проемов, а верхние были, наоборот, хорошо освещены регулярно расположенными окнами. Двухмаршевое крыльцо с четырехскатной кровлей над нижним рундуком (площадкой) и с "бочкой" над вторым вело в сени, Живописность композиции здания усиливала поставленная над сенями еще одна декоративная башенка с четырехскатным шатровым покрытием и полицей". Все помещения хором были весьма пышно украшены. В горницах находились большие столы "с дубовыми столешницами", иконы в золотых и серебряных окладах, медная, серебряная и стеклянная посуда, часы "немецкое дело", ковры из шкур белых медведей. По стенам висели музыкальные инструменты, и даже имелась "клетка попугайская" Содержание такого дома, многоотраслевая деятельность и непрекращающееся строительство требовало огромного количества рабочих рук. Из деловых бумаг о разделе имущества после смерти Аники Строганова видно, что количество его дворовых людей в то время достигало 233 человек. Вся же дворня Строгановых в 1570-1571 годах насчитывала свыше 600 человек. Для них недалеко от своего дома Строгановы построили большой двор с многочисленными хозяйственными постройками. Весь комплекс двора с хоромами, впоследствии обнесенный стенами, превратился в самостоятельный укрепленный центр, своего рода город в городе.).
План.
1.Значение работы с картой в процессе обучения истории.
2. Основные умения учащихся, формируемые при работе с исторической картой.
3. Виды исторических карт, их краткая характеристика. Особенности работы с контурной картой.
4. Методические требования к организации работы с исторической картой. Правила показа исторических объектов по карте.
Практическое задание.
1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. – М., Просвещение, 1968, Гл.3, С. 217-234.
2. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: ДРОФА, 2000, С.103-117.
3. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М., ВЛАДОС, 2000, С.4-25.
4. Линко Г.М. Работа с исторической картой в восьмилетней школе. Пособие для учителей. – Л., 1962.
5. Из зарубежного опыта. В.Фатке. Работа с картой. – преподавание истории в школе, 1992, №3-4, С. 48.
6. Ворожейкина Н.И. Формирование пространственных представлений учащихся в основной школе. – Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, №9, С. 30-36.
Читайте также: