Слои твердой земли 5 класс сообщение

Обновлено: 07.07.2024

I. Начало урока. Мотивация к деятельности

Здравствуйте, ребята,
Начинаю урок я,
Ушки подставляем,
Новый раздел учить начинаем.

II. Воспроизведение ранее изученных знаний. Ознакомление с целью урока. Актуализация знаний

– Заполните таблицу, назвав причину следующих природных явлений на Земле. Слайд 2.

Причина

Следствие

Вращение Земли вокруг оси

Смена дня и ночи с востока на запад

Шарообразная форма Земли

Формирование природных зон

Обращение Земли вокруг Солнца

Наклон земной оси

Смена времен года

Вращение Земли вокруг оси

Расстояние от Солнца

Наличие на планете благоприятного температурного режима

Вращение Земли вокруг оси

Формирование фигуры Земли, а именно сплюснутости шара у полюсов

Вращение Земли вокруг оси

Отсчет времени по суткам и годам

Обращение Земли вокруг Солнца

Неодинаковая продолжительность дня и ночи

Вращение Земли вокруг оси

Вертикально падающие тела отклоняются к востоку, а горизонтально движущиеся – вправо в северном полушарии (в южном – наоборот)

Обращение Земли вокруг Солнца

Формирование тепловых поясов освещенности

Вращение Земли вокруг оси

Ритмичность природных процессов

– На какие части мы разделили природу на самых первых уроках? (тела, вещества, явления природы; природные компоненты)

Есть еще одна систематизация.

– Догадайтесь, из каких природных компонентов состоит каждая из оболочек.

Вывод.

Литосфера (от греч. lithos — камень) – это земная кора.

Атмосфера (от греч. atmos – пар) – воздушная оболочка Земли, окружающая ее и вращающаяся вместе с ней.

Гидросфера (от греч. hudor – вода) – водная оболочка Земли.

Биосфера – область обитания живых организмов, включающая верхнюю часть литосферы, нижнюю часть атмосферы и всю гидросферу.

– Назовите тела, вещества и явления каждой из геосфер.

– Назовите природные компоненты, составляющие геосферы. Какой природный компонент не назвали? (почва)

Литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера – это главные или базовые геосферы. Каждая из них в свою очередь состоит из других, так называемых внутренних оболочек. Постепенно мы с ними познакомимся.

– Куда, по-вашему, отнести почву? (в литосферу)

Педосфера (от лат. pedis – нога, стопа) – оболочка Земли, образуемая почвенным покровом, верхняя часть литосферы на суше.

– Покажите на слайде 3 места соприкосновения геосфер друг с другом.

– Приведите примеры проникновения одной оболочки в другую.

Вывод:комплексная оболочка Земли, где соприкасаются, взаимопроникают и взаимодействуют литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера, называется географической оболочкой. В своих границах она почти совпадает с биосферой. Именно географическая оболочка является предметом изучения географии.

– Как вы считаете, с какой оболочки надо изучать природу Земли? (с литосферы)

– Ребята, а хотите заглянуть внутрь Земли и узнать, что там? Тогда вперед!

III. Изучение нового материала. Постановка проблемы

Учитель. Посмотрите на физическую карту мира. Слайд 4.

– Покажите на ней известные вам горы, островные дуги.

– Не задумывались ли вы о том, почему именно в этих местах на Земле находятся горы, а мы живем на равнине? Или, почему моря Тихого океана очень глубокие?

Ответ на этот вопрос как раз и дают знания о внутреннем строении Земли.

Проблема эта волнует учёных очень давно, но ответ на нее может быть только предположительным, потому что добраться до центральной зоны планеты значительно труднее, чем до границ Солнечной системы.

IV. Решение проблемы

Работа в группах

Изучите таблицу № 1 в справочно-информационном листе. Сделайте вывод о внутреннем строении Земли. Какие вопросы у вас возникли во время работы? Почему на слайде 5 изображены яблоко и персики?

Угадайте предмет в коробочке, с которым также можно сравнить строение Земли. Он съедобный, среднего рода, про него написана русская народная сказка (яйцо).

Работа с учебником

– Какие части §6 характеризуют оболочки Земли? (стр. 29, абзац 3; стр.30, абзацы 2,3)

Что же мы будем называть литосферой? (земную кору и верхнюю часть мантии)

Задание. Слайд 6

Что нового вы услышали из видеоролика о строении земной коры? (различают два типа земной коры – океаническую и континентальную, различающиеся толщиной под океанами, равнинами и горами)

Учитель. Итак,

Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки:
Внутри находится ядро,
Но не ядро от пушки.
Затем, представьте, мантия,
Но не такая мантия,
Что носят короли.
Затем литосфера, земная кора…
Выбрались мы на поверхность, ура!

Задание

Какова основная мысль просмотренного видеоролика? (литосфера состоит из литосферных плит)

Учитель. Согласно новейшим представлениям земная кора не является монолитным панцирем. Она разбита сложной сетью глубоких трещин (рифты), которые уходят на большую глубину, достигая мантии. Слайд 7.Эти трещины делят литосферу на гигантские блоки – литосферные плиты. Всего литосферных плит 13, основных 7.

– Назовите литосферные плиты на рис. 13, стр.31 учебника.

Слайд 8.Границы литосферных плит совпадают со срединно-океаническими хребтами.

– Отыщите границы литосферных плит на карте мира. Слайд 9.

Плиты могут состоять только из материковой или только из океанической земной коры, или с той и с другой.

– Определите по карте строение крупных плит (все они состоят как из материковой, так и из океанической земной коры, и лишь Тихоокеанская – полностью океаническая).

Слайд-шоу 10. Приглашаю в национальный парк Исландии Тингветлир, включенный в список UNESCO. Тингветлир впечатляет как уникальными геологическими структурами, так и своей исторической значимостью. Главной геологической особенностью Тингветлира являются гигантские рифты – разрывы земной коры, образующиеся на границе медленно расходящихся тектонических плит – Северо-Американской и Евразийской. Плиты расходятся со скоростью примерно 7 мм в год, так что за последние 10 тысяч лет долина расширилась на 70 метров и осела на 40.

На основе гипотезы дрейфа материков А.Вегенера была создана теория литосферных плит. Наша задача – сформулировать основные положения этой теории.Я буду называть факты, задавать вопросы, а вы – строить предположения.

Слайд 11. Итак, литосфера состоит из крупных литосферных плит, под которыми находится пластичная мантия. Ваше предположение? (литосферные плиты движутся по пластичному слою мантии со скоростью 1-6, а иногда 35 см в год).

А теперь внимание на слайд 12.

Какие знаки, кроме границ литосферных плит, вы видите на карте? (стрелки)

– Что, по-вашему, они означают? (литосферные плиты могут расходиться или сходиться)

– Слайды 13-15. Какие же процессы будут происходить на границах литосферных плит при их расхождении? При столкновении океанической с материковой? При столкновении материковой с материковой? (при расхождении литосферных плит образуется земная кора океанического типа; при столкновении океанической с материковой первая уходит под вторую, образуются горы, островные дуги, глубоководные желоба; при столкновении материковой с материковой образуются планетарные пояса сжатия)

– На карте слайда 16 найдите подтверждении вышесказанного.

– Слайд 17. Взгляните вновь на карту мира и объясните, к каким местам на Земле приурочены крупные горные системы Земли и почему моря Тихого океана глубокие?

– Можно предположить, что форма материков и океанов в будущем может быть совершенно отличной от современной? По карте слайда 19 сделайте прогноз будущего океанов Земли.

Наконец, в литосфере могут образоваться разломы разных размеров. Со временем они заполняются водой и образуются озера. Их легко отыскать на карте – они узкие, длинные и глубокие.

Слайд 20. Так, в тектонической впадине образовалось самое глубокое в мире озеро Байкал, причем разлом продолжает увеличиваться.

Слайд 21. Увеличивается разлом и на дне Красного моря.

Слайд 22. Люсе-Фьорд в Норвегии. Высота скалы 604 м.

Слайды 23-24. Наконец, удивительное место на Земле – Великие Африканские разломы – Дикое сердце Африки.

Недавно геологи Эфиопии обнаружили стремительное разделение африканского континента на две части. Свидетельством этому является глубокая трещина 600 километровой длины на северо-востоке Эфиопии.

Гипотезу о расколе Африки выдвигали ученые еще в 2005 году, когда обнаруженная трещина имела длину 50 километров и ширину 7 метров, но тогда никто не воспринял это всерьез.

В 2010 году учеными был проведен тщательный анализ, результатом которого стало подтверждение гипотезы о разделе континента. Ученые зафиксировали выброс магмы в толщу земной коры, именно этот процесс является характерным при образовании океанических хребтов.

По подсчетам геологов, приблизительно через 3-4 столетия Африка может стать двумя материками. Столь быстрый процесс разделения Африки до сих пор является шоком для многих ученых, обычно этот процесс происходит за более длительный период – около миллиона лет.

После разделения Африки надвое, такие страны как Сомали, Мозамбик, Эритрея, Уганда, Кения и Эфиопия окажутся на отколовшемся восточном африканском континенте, а на месте разлома окажется океан.

Слайд 25. Озеро Малави. 560 км в длину и 80 км в ширину. Это одно из старейших озер на Земле, образовавшееся после возникновения Восточно-Африканского разлома. Глубина озера составляет до 700 метров, а всего в нем живет до 1000 видов различных рыб. Озеро Малави – это и колыбель человечества. На его берегах в 1991 году была найдена нижняя челюсть человекоподобного существа (австралопитека), которое жило здесь 2,4 миллиона лет назад.

Слайд-шоу 26.

V. Изучение вопроса о том, как и зачем изучают внутреннее строение Земли

– Просматривая первый видеоролик, вы услышали информацию о двух способах изучения земных глубин. Назовите их (сейсмический метод и бурение скважин).

Слайд 27.Сейсмический метод начал применять академик петербургской академии наук Борис Борисович Голицын (1862-1916). Метод основан на том факте, что при землетрясениях и мощных взрывах в земной коре и более глубоких слоях распространяются сейсмические волны. Скорость их распространения зависит от плотности пород, сквозь которые волны проходят. Наблюдения за скоростью волн позволяют изучить строение Земли.

Второй метод, прозвучавший в видеоролике – бурение скважин. Где же пробурили сверхглубокую скважину? (на Кольском п-ове в Мурманской области глубиной 12262 м)

– А где в нашей местности мы можем увидеть пласты горных пород? (по берегам рек, оврагов – геологические обнажения) Слайд-шоу 30.

Наконец, изучают Землю дистанционными методами с летательных аппаратов (аэро- и космические снимки). Наблюдения из космоса позволяют получить снимки океанического дна до глубин более 600 м.

Звучит песня о геологах.

Слайд 32. Изучением строения и развития Земли занимаются ученые-геологи. Это очень интересная профессия. Она требует знаний физики, химии, математики. Геологи – сильные, выносливые и мужественные люди. Им приходится лояльно относиться к недостатку бытовых удобств и различным затруднениям походной жизни, уметь быть терпимым к другим людям и уживаться с ними, так как в условиях экспедиций работа происходит в ограниченном коллективе.

Несмотря на достижения современной науки и техники, недра Земли остаются практически недоступными для человека и потому хранят много тайн. Может кому-то из вас суждено отгадать одну из них.

Слайд 33.Профессию геолога можно получить на геологическом факультете СГУ им.Н.Г.Чернышевского.

– Сделайте вывод о значении знаний о строении и составе Земли.

– Так ли важно, что Земля имеет именно такое устройство?

VI. Домашнее задание

Справочно-информационный лист, §6, создать модель Земли.

VII. Заключение. Рефлексия

– Что удивило вас на уроке?

– Можем ли мы как когда-то древние люди сказать, что надежнее Земли ничего нет? (нет)

Справочно-информационный лист

Геосферы (от греч.гео – Земля, сфера – шар) – географические оболочки, из которых состоит планета Земля.

Базовые геосферы Земли

Литосфера

Атмосфера

Гидросфера

Биосфера

(от греч. lithos – камень) – это земная кора.

(от греч. atmos – пар) – воздушная оболочка Земли, окружающая ее и вращающаяся вместе с ней.

(от греч. hudor – вода) – водная оболочка Земли.

область обитания живых организмов, включающая верхнюю часть литосферы, нижнюю часть атмосферы и всю гидросферу

Педосфера (от лат. pedis – нога, стопа) – оболочка Земли, образуемая почвенным покровом, верхняя часть литосферы на суше.

Географическая оболочка – комплексная оболочка Земли, где соприкасаются, взаимопроникают и взаимодействуют литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учёные выделяют во внутреннем строении Земли три основные оболочки: земную кору , мантию и ядро . Они отличаются по своей мощности, твёрдости и плотности, давлению и температуре.

Внутреннее строение Земли можно сравнить с яблоком (земная кора — кожура, мантия — мякоть, ядро — сердцевина).

Ядро — самая внутренняя оболочка Земли. Здесь вещество находится под высоким давлением и температурой около \(+5000\) °С. Масса ядра составляет \(30\) % массы нашей планеты, объём — \(15\) % объёма Земли. Это связано с тем, что ядро состоит из плотного и тяжёлого вещества (возможно железа).

Ядро располагается на глубине более \(2900\) км и имеет радиус около \(3550\) км (внутреннее ядро — \(1300\) км, внешнее — \(2250\) км).

Движение внутреннего твёрдого ядра во внешнем жидком создаёт магнитное поле Земли. Оно спасает нашу планету от вредных для жизни космических лучей. С помощью магнитного поля можно определить стороны горизонта, так как стрелка компаса на него реагирует.

Давление и температура мантии (в среднем \(+2000\) °С — \(+2500\) °С) увеличивается с глубиной. Вещество мантии в основном находится в твёрдом состоянии. Но его плотность ниже плотности ядра.

Астеносфера — слой мантии, где вещество находится в расплавленном и пластичном состоянии. По этому слою движутся литосферные плиты.

Земная кора — твёрдая и самая тонкая наружная оболочка Земли: её наибольшая мощность (\(8\)–\(40\) км) в \(90\) раз меньше радиуса Земли. На долю земной коры приходится менее \(1\) % массы земного шара и около \(5\) % объёма.

Температура в земной коре, начиная с глубины \(20\)–\(30\) км, постепенно возрастает в среднем на \(3\) ° С на каждые \(100\) м.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Оценочный лист № Фамилия задания итог Примечание Активность на уроке Акт.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Оценочный лист № Фамилия задания итог Примечание Активность на уроке Акт.

Оценочный лист №ФамилиязаданияитогПримечание Активность на урокеАктивность работы в группе на протяжении всего урокатестТворческая работа Модель Земли.Самооценка ученикабаллыоценка 1 2 3 4 5



В начале урока (да, нет, не знаю) После изучения материала. Утверждения Б.

В начале урока (да, нет, не знаю)После изучения материала.Утверждения Большую часть объёма Земли составляет ядро. Самая высокая температура - в мантии. Самая тонкая оболочка - земная кора. Литосфера (с греч. - "покрывало", "плащ"). Во внутреннем строении Земли нет ядра. Литосферные плиты никогда не смещаются.




Инструкция Откройте параграф 6 и найдите данное понятие в тексте. Заполните.

Инструкция Откройте параграф 6 и найдите данное понятие в тексте. Заполните таблицу, используя стр.29-30, рис.12. В течение 2-3 минут вы обдумываете и в группе даете трактовку данного вам термина, заполните таблицу только там, где указан ваш термин. Характеристика оболочек ЗемлиВнутренние оболочки Земли Ядро МантияЗемная кора В какой части находится Мощность Составные части Температура Состояние Значение





Посмотрим, достигли ли мы цели урока?, выполнили задачи? Цель: Определить вну.

Посмотрим, достигли ли мы цели урока?, выполнили задачи? Цель: Определить внутренние особенности Земли. Задачи: 1. Изучить внутреннее строение Земли. 2. Определить методы изучения Земли.

1-6 см в год. Земная кора +верхняя часть мантии=литосфера

1-6 см в год. Земная кора +верхняя часть мантии=литосфера


ГЕОЛОГИЯ- наука, изу­чает состав и строение земной коры, а также находящиеся.

ГЕОЛОГИЯ- наука, изу­чает состав и строение земной коры, а также находящиеся в ней полезные ископаемые. БУРЯТ СКВАЖИНЫ. На территории нашей страны в Мурманской области, в 10 км к западу от города Заполярного, находится самая глубокая в мире Кольская буровая скважина (рис. 15). Её глубина составля­ет 12 262 м. РОЮТ ШАХТЫ (для добычи полезных ископаемых) ПРИ ИЗВЕРЖЕНИИ ВУЛКАНОВ СПУТНИКИ Сейсмические методы (атлас стр. 13) взрыв- колебания – скорость распространения волн в разных породах. Первым этот метод применил Борис Борисович Голицын (1862-1916) академик Петербургской академии наук.

Посмотрите на доску. На ней вы видите ромашку с секретом. Члены команд каждой.

Посмотрите на доску. На ней вы видите ромашку с секретом. Члены команд каждой группы по одному будут выбирать лепесток и каждый из вас отвечать на поставленный вопрос., т.е на ромашке слово с номером, а у вас географические понятия и вам необходимо и их сопоставить. 1.Центральная, самая глубокая часть планеты Земля? 2.Земная кора и верхняя часть мантии? 3.Оболочка Земли расположенная между ядром и земной корой? 4.Наука, изучающая состав и строение земной коры, а также находящиеся в ней полезные ископаемые? 5.Ученый, начавший применять сейсмический метод для геологических исследований. 6.Двигающиеся блоки, слагающие литосферу Земли … 7.Как называется самая глубокая скважина, которую пробурили ученые? 8.Изучение колебаний земной поверхности, относится к какому методу изучения Земли?

ответ вопрос 8 1 7 2 6 3 5 4 4 5 3 6 2 7 1 8

ответвопрос 81 72 63 54 45 36 27 18

1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания….

1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…

На листочках, нарисуйте свой портрет, отражающий ваше эмоциональное состояние.

На листочках, нарисуйте свой портрет, отражающий ваше эмоциональное состояние на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Слои "твёрдой" Земли" 5 класс по теме "Внутреннее строение Земли". К учебнику А.А.Летягина.




Строение Земли с глубиной повышается на 3 градуса на каждые 100 м. Слои Земли состояние Температура Ядро 3470км., 16% объема Земли Мантия 2900 км., 83% объема Земли Земная кора От 5 до 75 км., 1%объема Земли

с глубиной повышается на 3 градуса на каждые 100 м.

Температура

16% объема Земли

83% объема Земли

Земная кора

От 5 до 75 км.,

1%объема Земли


Верхняя мантия пластичная – это астеносфера. Земная кора и астеносфера образуют литосферу.

Верхняя мантия пластичная – это астеносфера.

Земная кора и астеносфера образуют литосферу.

Движение литосферных плит Литосфера разделена на плиты. Они перемещаются по разжиженному слою мантии в горизонтальном направлении. в срединно-океанических хребтах они раздвигаются, а там , где сталкиваются, образуются горы.

Движение литосферных плит

Литосфера разделена на плиты. Они перемещаются по разжиженному слою мантии в горизонтальном направлении. в срединно-океанических хребтах они раздвигаются, а там , где сталкиваются, образуются горы.

Зона расхождения плит В срединно-океанических хребтах по разломам поднимается и изливается расплавленное вещество мантии. Остывая, она превращается в молодую земную кору океанического типа.

Зона расхождения плит

В срединно-океанических хребтах по разломам поднимается и изливается расплавленное вещество мантии. Остывая, она превращается в молодую земную кору океанического типа.

Зона столкновения плит В зоне столкновения плит одна из них погружается под другую. В результате образуется глубоководный желоб и островная вулканическая дуга.

Зона столкновения плит

В зоне столкновения плит одна из них погружается под другую. В результате образуется глубоководный желоб и островная вулканическая дуга.

Карта основных зон землетрясений и вулканизма Границы литосферных плит – активные участки литосферы. Здесь часто происходят землетрясения и вулканы.

Карта основных зон землетрясений и вулканизма

Границы литосферных плит – активные участки литосферы. Здесь часто происходят землетрясения и вулканы.

Читайте также: