Скульптура храма эллора сообщение

Обновлено: 27.04.2024

В Кайлаша (IAST: Кайлаша) или же Кайлашанатха (IAST: Кайлашанатха) храм является самым большим из высеченный в скале Индуистские храмы на Пещеры Эллора, Махараштра, Индия. А мегалит высеченный в скале, он считается одним из самых замечательных пещерных храмов в мире из-за своего размера, архитектуры и скульптурной обработки. [1] и "кульминационный момент каменной фазы Индийская архитектура". [2] Верх надстройки над святилищем находится на 32,6 метра (107 футов) над уровнем двора внизу. [3] хотя скала спускается вниз от задней части храма к передней.

Храм Кайласа (пещера 16) является крупнейшим из 34 буддийских, джайнских и индуистских пещерных храмов и монастырей, известных под общим названием Пещеры Эллора, протяженностью более 2 км (1,5 мили) по наклонной базальт обрыв на участке. [4] Большая часть раскопок храма обычно относят к восьмому веку. Раштракута король Кришна I ( р . c. 756 – 773 ), некоторые элементы были доработаны позже. В архитектуре храма видны следы Паллава и Чалукья стили. В храме есть несколько облегчение и отдельно стоящие скульптуры в крупном масштабе, равные архитектуре, хотя от картин, которые первоначально украшали ее, остались только следы. [5]

Содержание

История

  • В Вадодара надпись на медной пластине (ок. 812-813 г. н.э.) Каркараджи II (правителя Раштракутинский филиал из Гуджарат) записывает дарение деревни в современном Гуджарате. Он упоминает Кришнараджа как покровителя Кайласанатхи, а также упоминает храм Шивы в Элапуре (Эллоре). В нем говорится, что король построил храм настолько чудесный, что даже боги и архитектор были поражены. [7] Большинство ученых считают, что это отсылка к храму Кайласа Шивы в Элоре. [8]
  • В Кадаба Грант Говинды Прабхутаварши также, кажется, приписывает Кришнараджу строительство храма. [6]

Однако приписывание храма Кришне I не является полностью определенным, поскольку эти эпиграфы физически не связаны с пещерами и не датируют царствование Кришнараджи. [7] Более того, в земельных грантах, выданных преемниками Кришны, нет никаких упоминаний о храме Кайласа. [8]

Храм Кайласа отличается использованием нескольких различных архитектурных и скульптурных стилей. Это, в сочетании с его относительно большими размерами, привело некоторых ученых к мысли, что его постройка охватила период правления нескольких королей. [9] [10] Некоторые из храма рельефы иметь тот же стиль, что и в Пещера Дашаватара (Пещера 15), которая находится рядом с храмом. Пещера Дашаватара содержит надпись о предшественнике и племяннике Кришны. Дантидурга (ок. 735–756 н. э.). [11] Основываясь на этом, историк искусства Герман Гетц (1952) предположили, что строительство храма Кайласа началось во время правления Дантидурги. Кришна освятил его первую полную версию, которая была намного меньше современного храма. [12] По словам Гетца, роль Дантидурги в строительстве храма должна была быть намеренно подавлена, поскольку Кришна оттеснил сыновей Дантидурги, чтобы они претендовали на трон после его смерти. [13] Основываясь на анализе различных стилей, Гетц предположил, что более поздние правители Раштракуты также расширили храм. Эти правители включают Дхрува Дхараварша, Говинда III, Амогхаварша, и Кришна III. По словам Гетца, 11 век Парамара линейка Бходжа заказал слона-льва фриз на нижнем плинтус во время его вторжения в Декан, и добавил новый слой картин. Ну наконец то, Ахилиабай Холкар заказал последний слой росписи в храме. [14]

М. К. Дхаваликар (1982) проанализировал архитектуру храма и пришел к выводу, что большая часть храма была завершена во время правления Кришны I, хотя он согласился с Гетцем, что некоторые другие части храмового комплекса могут быть отнесены к более поздним правителям. Согласно Дхаваликару, Кришна завершил следующие компоненты: главный храм, его ворота, Нанди-мандапа, нижний этаж, фриз слона-льва, придворные слоны и столбы победы. [15] Дхаваликар признает, что самая важная скульптура храма, на которой изображены Равана встряхивая Гора Кайласа, похоже, был построен после главного здания. Эта скульптура считается одним из лучших произведений индийского искусства, и, возможно, после нее храм стал известен как Кайласа. Дхаваликар предполагает, что эта скульптура была вырезана примерно через 3-4 десятилетия после завершения строительства главной святыни на основании ее сходства с скульптурой. тандава скульптура в пещере Ланкешвар. [16] Х. Гетц датировал это барельефом правления Кришна III. [14] Как и Гетц, Дхаваликар приписывает некоторые другие постройки храмового комплекса более поздним правителям. К ним относятся пещера Ланкешвар и святыня речных богинь (возможно, построенная во время правления Говинда III). [17] Дхаваликар далее теоретизирует, что раскопки пещеры Дашаватара, начатые во время правления Дантидурги, были завершены во время правления Кришны I. Это объясняет сходство между скульптурами в двух пещерах. [18]

Влияние Паллавы-Чалукьи

Дхаваликар отметил, что ни одна большая часть монолитного храма, похоже, не была задумана позже: архитектурные данные свидетельствуют о том, что весь храм был спланирован вначале. [19] Главный храм очень похож на (хотя и намного больше) Храм Вирупакши в Паттадакале, который сам по себе является копией Храм Кайласа в Канчи. [10] Храм Паттадакал Вирупакша был построен по заказу Чалукья Бадами в ознаменование их победы над Паллава, который построил храм Кайласа в Канчи. Согласно надписям храма Вирупакши, Чалукья привезли художников Паллавов в Паттадакал после победы над Паллавами. Дхаваликар предполагает, что после победы над чалукьями Кришна, должно быть, был впечатлен храмом Вирупакши, расположенным на их территории. В результате он привел скульпторов и архитекторов храма Вирупакша (в том числе некоторых художников Паллавы) на свою территорию и привлек их к строительству храма Кайласа в Эллоре. [20]

Если предположить, что архитекторы храма Вирупакши помогли построить храм Кайласа в Эллоре, строительство массивного храма во время правления одного монарха не кажется невозможным. У архитекторов уже был план и прототип, которые, должно быть, значительно сократили усилия, затрачиваемые на строительство нового храма. Более того, добыча монолитного храма потребовала бы меньше усилий, чем транспортировка больших камней для постройки нового храма такого же размера. Предполагая, что один человек может вырезать около 4 кубических футов камня каждый день, Дхаваликар подсчитал, что 250 рабочих смогли бы построить храм Кайласа в Эллоре за 5,5 лет. [19] Присутствие в храме не-раштракутинских стилей можно объяснить участием художников Чалукьи и Паллавы. [21]

Метод строительства


Храм Кайласа примечателен своим вертикальный раскопки - резчики начали с вершины первоначальной породы и копали вниз. Главный архитектор строго придерживался традиционных методов, чего нельзя было достичь путем раскопок с фасада. [22]

Средневековый Маратхи легенда, по-видимому, относится к строительству храма Кайласа. Самый ранний из сохранившихся текстов, в которых упоминается эта легенда, - Катха-Калапатару Кришна Яджнавалки (ок. 1470-1535 гг. н. э.). [23] Согласно этой легенде, местный царь тяжело заболел. Его королева молилась богу Гришнешвар (Шива) в Элапуре, чтобы вылечить ее мужа. Она поклялась построить храм, если ее желание будет исполнено, и пообещала соблюдать быстрый пока она не увидела шихара (вверху) этого храма. После того, как король вылечился, она попросила его немедленно построить храм, но несколько архитекторов заявили, что на строительство храма с шикхарой ​​уйдут месяцы. Один архитектор по имени Кокаса заверил короля, что королева сможет увидеть шикхару храма в течение недели. Он начал строить храм сверху, вырезав камень. Он смог закончить шикхару в течение недели, что позволило королеве быстро отказаться от нее. Храм был назван Маникешвар в честь королевы. М. К. Дхаваликар предполагает, что Кокаса действительно был главным архитектором храма Кайласа, который, возможно, первоначально был известен как Маникешвар. В многочисленных надписях 11-13 веков из центральной Индии упоминаются архитекторы, родившиеся в прославленной семье Кокаса. [24]

Архитектура

Архитектура храма Кайласа отличается от более раннего стиля, преобладающего в Декан область, край. Как указано выше, похоже, что он основан на Храм Вирупакши в Паттадакале и Храм Кайласа в Канчи, но это не точная имитация этих двух храмов. [25] Южное влияние на архитектуру храма можно объяснить участием в его строительстве художников Чалукьи и Паллавы. [26] Местные ремесленники Декана, по-видимому, играли второстепенную роль в строительстве храма. [27]

Во дворе находится центральная святыня, посвященная Шива, и изображение его горы Нанди (священный бык). Центральная святыня, в которой находится лингам имеет плоскую крышу мандапа поддерживаются 16 столбами и Дравидийский шихара. [1] Святилище - вместе с колоннами, окнами, внутренними и внешними комнатами, залами для собраний и огромным каменным лингамом в его сердце - вырезано нишами, штукатурками, окнами, а также изображениями божеств. Митхунаs (эротические мужские и женские фигурки) и другие фигурки. Как это принято в храмах Шивы, Нанди сидит на крыльце перед центральным храмом. Нанди мандапа и главный храм Шивы имеют высоту около 7 метров и построены на двух этажах. Нижние этажи Нанди Мандапа представляют собой цельные конструкции, украшенные сложной иллюстративной резьбой. Основание храма было вырезано, чтобы предположить, что слоны держат его наверху. Каменный мост соединяет Нанди Мандапу с крыльцом храма. В основании храмового зала изображены сцены из Махабхарата и Рамаяна. [29]

Пещеры Эллоры. Индия.

Достопримечательности

Чем-то пугающим, мистическим и, вместе с тем, притягательным веет от храмов в пещерах Эллоры. Там, в глубине под землей, в полумраке, всегда без солнечных лучей находятся 34 храма, высеченных прямо в базальтовых скальных обрывах. Два километра подземных залов…

Что же такое ─ пещеры Эллоры?

Пещеры ─ это 3 группы храмов, объединенных по религиозному принципу: на юге расположены буддистские, в центре индуистские, на севере джайнские.

С востока на запад гору, в которой вырезаны пещеры, пересекают 4 реки. Самая большая ─ Элаганга, она образует водопад между пещерами, бурный поток воды, низвергающийся с немалой высоты в период дождей, воспринимается как сила природная, соединяющаяся с силой божественной.

Буддистские храмы

Самые ранние залы, их 12, буддистские. Здесь многочисленные скульптуры Будды в разных позах, все они смотрят лицом на восток ─ навстречу восходящему солнцу. Некоторые храмы явно недоделаны, другие же наоборот ─ вырезаны на уровне трех этажей и густо заполнены скульптурами.

Ступеньки узкой лестницы ведут вниз, на 20 метров. Там и находится главный буддистский храм Тин Тхал. Его фасад суров и аскетичен: узкие высокие ворота, три ряда квадратных колонн, которые опираются на базальтовые платформы и уходят вверх на 16 метров.

Храм Эллоры в Индии

Главный храм Эллоры — Тин Тхал

За этими воротами площадка и крутая лестница, спускающаяся на 30 метров вниз. Там, перед взором человека, предстают просторные помещения, тоже обрамленные квадратными колоннами, такими же мощными, как и на фасаде. В густом сумрачном воздухе тускло и призрачно светятся огромные базальтовые изваяния ─ многочисленные буддистские божества.

Неизгладимое впечатление оставляют и остальные храмы этой части пещер.

Например, храм Рамешвара.

Храм Рамешвара. Индия. Эллора.

Пещеры Эллоры. Храм Рамешвара.

Его фасады украшают четыре колонны с крупными женскими фигурами-кариатидами. Вся каменная резьба на фасаде кажется человеческими руками, застывшими в страшном напряжении.

В самом храме огромные горельефы ─ фантастические изваяния. Они обступают входящего со всех сторон, вызывая необъяснимое чувство страха. Древний скульптор сумел точно передать пластику движения, уловить мельчайшую игру тени и света.

Создается впечатление, что все это живет своей, скрытой от глаз посетителей жизнью, и только сейчас, при его появлении, застыли изображенные на стенах животные, боги и люди.

Индуистские храмы

Эти пещеры вырезались иначе, чем буддистские: сверху вниз, и работа над ними шла в несколько этапов. Их 17, и они окружают храм Кайлаш.

Эллора. Храм Кайлаш

Стены пещер сплошь покрыты барельефами, изображающими сцены из священных индуистских книг. В основном, все они связаны с жизнью бога Шивы, и только несколько барельефов показывают перевоплощения бога Вишны.

Кайласанатха ─ жемчужина Эллоры

Храм Кайласанатха (Кайлаш). Эллора

Храм Кайласанатха (Кайлаш) посвящен богу Шиве. Это самое невероятное сооружение на Земле. Здесь удивляет все. И все на первый взгляд необъяснимо. Здание было вырублено в скале, и вдруг оказалось на поверхности холма. И при этом его основание стоит в стометровом колодце.

Семь тысяч строителей на протяжении полутора веков сверху вниз вырубили самую грандиозную монолитную структуру в мире, удалив 200 тысяч тонн породы. Создавали, словно освобождали от каменной шелухи, от всего лишнего, наносного, открывали свет, выпускали в жизнь свое детище; прорубали гигантские отверстия, которые потом становились галереями и залами, и каждая деталь здесь имела значение.

Особенно красиво тут вечером, когда храм освещен последними лучами солнца.

Кайласанатха ─ символ горы Кайлаш в Тибете, где по преданию обитает бог Шива и его жена Парвати. Когда-то храм стоял белый, его покрывала толстым слоем штукатурка, ее редкие следы видны и сейчас. По замыслу создателей, белый храм выглядел так, будто был покрыт снегом, как священная гора в Тибете.

Резьба на храмах в Эллоре

Храм возносится вверх более чем на 30 метров и весь покрыт самой причудливой резьбой. Он напоминает гигантскую колесницу, которую несут на себе слоны, чьи фигуры высечены по всему периметру. Они застыли на сотни веков во внутреннем дворе храма и держат его, словно реконструируя представление людей той эпохи об устройстве Вселенной.

29-метровая башня главного святилища возвышается над комплексом, устремляясь вверх, к небу, полная величия.

Пещеры Эллоры. Вид сверху

Внутри храма бесчисленные скульптуры Шивы. Этот бог всегда находится в непрерывном движении: играет в кости, участвует в церемониях, укрощает демона Равану. А демон тоже двигается, качает священную гору, беснуется в ярости. И сам Шива, и все вокруг него танцует и парит, через край плещет энергия, никто не сидит на месте.

Внутри храма.

Со своей энергетикой шиваизм очень созвучен современному миру, где человека тоже окружает скорость, сила, драйв. Многие изображения Шивы наполнены эротизмом, но сделано настолько тонко, что воспринимается как естественная и неотъемлемая часть его божественной сущности, и много веков это не смущало даже монахов. Все выглядит духовно и божественно.

В южной стене есть Зал жертвоприношений, там всегда темно, мрачно и страшно. И чтобы хоть что-то увидеть, приходится светить себе фонариком. Хозяйки Зала три кровожадные богини: Чамунда, Кали и Дурга. Для людей впечатлительных посещение их обители ─ настоящее испытание.

Пещеры Джайна

Из 34 пещер Эллоры ─ 12, находящихся на юге, буддистские, 17 построены индийским Богам, и 5 пещер, расположенных севернее ─ джайнские.

Пещеры Джайна самые молодые, в трех из них интересная резьба и искусные барельефные изображения Махавира, основателя джайнской философии, гигантских лотосов и грозных львов.

Они вырыты в стороне, в двух километрах от основного комплекса. Здесь господствуют традиции и философия джайнизма. Все строго и даже аскетично; нет буйства архитектурных деталей и пышности рельефов и горельефов.

Пещеры Джайна

Когда-то потолки храмов покрывали росписи, они и сейчас частично сохранились и вызывают огромный интерес как у специалистов-искусствоведов, так и у многочисленных туристов.

По размерам эти храмы гораздо меньше буддистских и индуистских.

Почти все пещеры в Эллоре ─ монастыри.

История комплекса

Грандиозное строительство началось примерно в 500 году и закончилось почти через 150 лет. Некоторые сооружения достраивались уже в 9 веке. А в 600 году был готов первый храм индуистов.

Буддистские пещеры, или, как их еще называют, пещеры Вишвакарма, построены первыми в комплексе. Их строили от 500 до 750 года. Шло время, сменялись правители и религиозные предпочтения, а около деревеньки Эллора по-прежнему велось строительство. И направление подземных храмов менялось с веками: сначала буддистские, потом индуистские, затем настало время и джайнских монастырей.

Кайласантха создавался по приказу раджи Кришны из династии Раштракутов в 13 веке. Арабы, жившие в те времена, утверждали, что по силе и богатству империя Раштракутов могла сравниться только с Византией и Арабским Халифатом. Это видно и по размаху строительства в Эллори.

Считают, что для проектирования и контроля над строительными работами приглашали зодчих из королевства Паллавов.

По изображениям, высеченным на стенах храма, можно изучать индийскую мифологию и историю Индии: огромное количество событий нашло отражение в скульптурах и барельефах.

Пещеры Эллора сейчас

Комплекс Эллора вошел в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Содержание и реставрация комплекса ведется на деньги Правительства Индии и на средства, предоставляемые международными организациями. Комплекс хорошо сохранился, потому что базальт ─ достаточно твердый материал. Даже войны не смогли нанести ему значительного урона.

В декабре в Эллоре проводится фестиваль музыки и танца. Посмотреть на это интересное зрелище приезжают тысячи туристов.

Комплекс работает с 9 утра до 17.30 во все дни, кроме вторника.

Собираясь осматривать пещеры, не забудьте взять фонарик. Во многих местах без него вы просто ничего не увидите.

И еще одно: приехав в Эллору, помните, что для вас пещеры ─ туристический объект, а для сотен индийцев ─ храм, святое место, куда они пришли, чтобы поклониться своим Богам. Пещеры ─ образец уважительного отношения к другим религиям, и это должно быть уроком всем нам, людям 21 века.

Как добраться до Эллоры

Если вы добрались до Индии, обязательно посетите Эллору.

Это можно сделать в составе экскурсионных групп с курортов ГОА.

Или купить железнодорожный тур Дели — Агра — Удайпур — Аурангабад — Мумбаи. В этом туре на осмотр пещер Эллоры отводится день. Отзывы о комфорте в поезде и об обслуживании положительные.

Мумбаи ─ самый близкий международный аэропорт. Самолеты из Москвы и Санкт-Петербурга туда не летают. Но можно выбрать удобный состыковочный вариант на арабских линиях или на линиях республик бывшего СССР.

Есть и другой вариант. Самолетом до Дели, а там поездом до Аурангабада.

В Эллоре всегда открыт для туристов отель Кайлас, он находится как раз напротив пещер.

Мастера, строившие храмы в Эллоре, работали так, что зритель, едва спустившись в пещеры, перестает быть сторонним наблюдателем, в этот момент его захватывает драматизм изображенных событий, его увлекают характеры персонажей, мастерски вырезанных в скалах. Только здесь, в Эллоре, художественные образы индийского искусства воздействуют на человека подобным образом.

Эллора – деревня в индийском штате Махараштра, система пещер и многочисленные замки, всемирное наследие ЮНЕСКО.

Комплекс пещерных храмов Эллоры в Индии

Посетить древние пещерные Храмы Эллоры приезжает огромное количество путешественников, потому что эти загадочные религиозные пещеры оставляют неизгладимое впечатление на каждом человеке.

Пещерные Храмы Эллоры — это эталон древних храмов. Всего в скальной породе вырезано 34 священных пещеры, расположенных по единой линии, на протяжении двух километров. Трудно даже представить себе, насколько сложно было создать два километра сплошных старинных залов, имея примитивные строительные инструменты. Некоторые из них достигают приличных размеров — около десяти соток. В пещерах есть множество красивых колонн и скульптур.

Скалы Эллоры приютили культуры трех религий: буддизма, индуизма и джайнизма. Просто удивительно, как могли так тесно, буквально бок обок существовать эти три, совершенно разных религиозных направления. Глядя на древние пещерные Храмы Эллоры невольно приходят воспоминания о древнейшем Храме Иерусалима.

Некоторые из храмов остались незавершенными, а остальные напротив — вырезаны на уровне трех этажей и полностью заполнены колонами и скульптурами. Есть и такие скульптуры, которые не относятся к буддийской религии. На них явно просматриваются элементы индуисткой эстетики.


Создание пещер датируется примерно с VI по IX столетия нашей эры. Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге — буддийские, 17 в центре посвящены индуистским богам, 5 пещер к северу — джайнские.

Эллора буквально переполнена жизненной священной энергетикой, которая чувствуется буквально в каждом изображении, каждом камне и трещине. Именно в древних Храмах Эллоры живет сама жизнь!

храмы Эллоры

Древние скальные храмы Эллоры – одно из самых потрясающих творений человечества, памятник творческому воображению и мастерству древних строителей. По своим масштабам и красоте Эллора не уступает самым знаменитым религиозным сооружениям планеты и представляет собой пример веротерпимости индийцев, где мирно сосуществуют три главные индийские религии – буддизм, индуизм и джайнизм. С 1983 года Эллора входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храмы Эллоры, вырезанные в скалах – великолепные примеры искусства древней Индии, объединяющие художественные стили южной и северной Индии и влияние чужеземных культур.

История и религии

Эллора расположена в центральной части Индии, в штате Махараштра, вдали от популярных туристических маршрутов и легендарных сокровищ Золотого треугольника. В том же районе находится пещерный комплекс Аджанта, известный на весь мир своими великолепными фресками.

Пещеры Эллоры. Фрески

Эллора – сокращенная форма старинного названия Элапура. В древности Элапура была важным торговым центром Даккана, через нее проходил торговый путь в Дакшинапатху – южные области современной Индии.

Храмы Эллоры возведены в гористой местности, расположенной на плоскогорье Декан, которую называют Деканскими траппами. Траппы появились в результате большой вулканической активности и представляют собой огромные базальтовые образования, для которых характерны отвесные скалы и утесы. Такие каменистые склоны стали идеальным местом для уединенных пещерных монастырей буддистских общин. Со временем монастыри разрастались, увеличивался поток паломников, а с ним и пожертвования, на которые строились новые храмы, кельи монахов и временные прибежища для пилигримов.

Пещеры Эллоры. Кельи

Первые храмы Эллоры появились во времена правления династии Вакатака, цари которой были известны как покровители искусств, литературы и архитектуры. Несмотря на то, что Вакатака были приверженцами индуизма, они на протяжении нескольких веков спонсировали работы в буддистской Аджанте. Согласно другой версии, первыми храмами Эллора обязана правителям двух индуистских династий – старейшие из индуистских пещер построили цари Калачури, а буддистские – Чалукья.

Вообще, об истории ранних пещерных храмов Эллоры известно немного, так как после упадка династии Вакатака религиозные комплексы на какое-то время лишились серьезной поддержки правителей. Своим появлением они больше обязаны безымянным торговцам и незнатным людям, которые делали посильные пожертвования на строительство храмов, не оставляя об этом никаких записей.

В VII-VIII веках буддизм постепенно утрачивал свое значение в регионе. Началось возрождение индуизма, и это хорошо видно на примере Эллоры, где активно строились индуистские пещеры, а некоторые буддистские святилища были переделаны в индуистские храмы.

Пещеры Эллоры. Шива

Среди последователей индуизма в Эллоре доминировал культ Шивы, поэтому во многих пещерах можно увидеть линги и многочисленные изображения Шивы-Махешвары. Самая значительная пещера Эллоры под номером 16 также посвящена Шиве. На ее стенах представлен весь пантеон богов и многочисленные сцены из Махабхараты, Рамаяны и Бхагавадгиты. Также в Эллоре представлено еще одно направление индуизма — вайшнавизм, особенностью которого является поклонение Кришне, Раме и другим воплощениям бога Вишну. В пещере 26 можно увидеть изумительные скульптурные изображения Кришны, Субхадры, Баларамы.

В IX веке в Эллоре появляются и джайнские пещеры. Джайнизм нашел в Эллоре благоприятную атмосферу веротерпимости и процветания. Джайны Эллоры были последователями тиртханкар (духовных учителей, достигших просветления) Суматинатхи, Паршванатхи и Гоматешвары.

Храмы Эллоры. Джайнские храмы.

Строители джайнских храмов Эллоры создали свой собственный стиль, который впитал в себя характерные черты буддистских и индуистских архитектурных традиций.

По свидетельствам современников, Эллора активно использовалась до XIII века, вплоть до завоевания Декана Делийским султанатом. Буддистские монахи жили здесь до X века, а работы в джайнских храмах продолжались до середины XIII столетия. Хотя с тех пор Эллора не использовалась как религиозный центр, она не была забыта, как Мачу-Пикчу или другие знаменитые сооружения древности. Здесь бывали арабские и европейские путешественники, которые оставили описания Эллоры в своих путевых записках.

Пещеры Эллоры - достопримечательность региона Махараштра

В XV-XVII пещеры неоднократно осквернялись мусульманскими фанатиками, и многие статуи, барельефы и архитектурные элементы были серьезно повреждены, однако в целом монумент хорошо сохранился. Сейчас Эллора находится под защитой ЮНЕСКО и Археологической службы Индии и вместе с Аджантой является главной достопримечательностью региона Махараштра.

Хронология строительства храмов Эллоры

Несмотря на несомненное художественное и религиозное значение Эллоры, точных сведений о ее истории практически не сохранилось. За небольшим исключением, загадкой остаются не только точные даты создания большинства храмов, но даже столетия, в течение которых они создавались. Лишь в трех пещерах (15, 21 и 31) были найдены надписи, которые дают исследователям хоть какой-то ключ к разгадке этой тайны.

Считается, что храмы Эллоры создавались в период с V по XIII века нашей эры. В ходе исследований историки и археологи обнаружили, что большинство пещер расположены отдельными группами: 1-12, 14-15, 16-19, 20-24, 25-28, 32-34, и есть большие отдельно стоящие монументы – пещеры 29 и 30. Номера были присвоены пещерам в соответствии с примерной хронологией строительства и разделяются на три группы по принадлежности к религии, которой они были посвящены – буддистские (1-12), индуистские (13-29) и джайнские (30-34).

Храмы Эллоры. Статуя слона.

Исследователи выделяют три важных периода в истории комплекса:

  • ранний индуистский период (VI век), когда строительство первых пещер велось под покровительством индуистских династий Вакатака и Калачури;
  • буддистский период (VI век — начало VIII века) при правлении индуистской династии Чалукья;
  • поздний индуистский и джайнский период (начало VIII века – X век), когда храмы строились индуистскими династиями Раштракута, позже — Ядава.

Из двенадцати буддистских храмов, пещеры 1-10 образуют отдельную группу. Пещеры 1-3 и 5 довольно просты и, скорее всего, относятся к самому раннему периоду. Если судить по стилю отдельных элементов, пещеры 2 и 3 могут быть датированы VI веком, а пещеры 1 и 5 были построены еще раньше. Судя по надписи на основании одной из статуй в пещере 12, пещеры 4, 6-9 были созданы в VI-VII столетиях. Пещера 10 была построена значительно позже, в VIII-IX веках, о чем свидетельствует короткая надпись на одной из ее колонн.

Эллора. Пещера из группы 1-10

Группа индуистских храмов делится на несколько подгрупп. Пещеры 17-19, 21,25-29 предположительно были построены в VI-VII веке. Пещера 15, вероятно, изначально была буддистской, судя по нескольким фигурам, похожим на Будду, украшающим фриз над первым рядом колонн второго этажа. В этой пещере есть неразборчивая надпись времен короля из династии Раштракута Дантидурги (около 733-757) и медная чаша для пожертвований, принадлежавшая этому королю. Однако исторически этот храм относят к временам правления Кришны I (757-773), а его отдельные части, такие как святилища Ланкешвары и Надидеватас, датируют еще более поздним периодом.

В архитектуре знаменитой пещеры 16 чувствуется влияние стилей, принадлежавших разным периодам. Так, главный храм можно отнести к середине VIII века, тогда как святилища Ланкешвары и Надидеватас и скульптурные барельефы в задней части монумента появились в VIII-IX веках.

Эллора. Скульптурные баоельефы

Надпись в пещере 21 выполнена буквами древнего алфавита каннада, который был в ходу в VI-VII столетиях, и служит косвенным свидетельством того, что работы над этим храмом начались в эпоху становления династии Чалукья. Этот храм считается самым древним среди всех индуистских пещер Эллоры.

Самым ранним из джайнских храмов считается пещера 30, которая относится к первой половине IX века. Работы над пещерой 32 велись примерно в то же время или всего несколько лет спустя. Пещеры 31 и 33 датируются IX- X столетиями. Остальные небольшие храмы были построены значительно позже, например, на крутом утесе холма над джайнскими пещерами высечено огромное изображение Парсванатхи, которое было сделано знатным человеком по имени Чакрешвара в 1234 году.

Архитектура пещерных храмов

Все пещерные храмы Эллоры целиком, от фасада до элементов внутреннего убранства, выдолблены в базальтовом скальном обрыве и, по сути, представляют собой огромные монолитные скульптуры. Комплекс Эллора включает в себя 34 пещеры, расположенных на склонах утеса Чамадири на протяжении 2,4 километров. На юге расположены буддистские храмы (пещеры 1-12), в северной части на некотором отдалении – джайнские (пещеры 30-34), а в центре – индуистские (пещеры 13-29). В центре комплекса находится архитектурная жемчужина Индии и самый значительный храм Эллоры – пещера 16, или Кайласнатха.

Эллора. Монолитные скульптуры

Пещеры высекались двумя способами: по направлению от стены обрыва вглубь скалы и вертикально, сверху вниз. В первом случае в скальной стене прорубалось отверстие, через которое строители, выдалбливая породу, опускались до уровня пола и расширяли помещение, оставляя местами куски породы, из которых позже высекали скульптуры, фризы и колонны.

Второй способ заключался в том, что породу выдалбливали сверху вниз, придавая форму зданий, колонн, скульптур и других архитектурных элементов. При таком способе строители не имели права на ошибку, и усилия, потраченные на работу, были поистине колоссальными. Так, подсчитано, что при строительстве храма Кайласа было выдолблено около 400 тысяч тонн твёрдой горной породы, а период работ превысил сто лет.

Буддистские храмы Эллоры

После упадка Питалкхоры, Насика и других буддистских пещерных комплексов Декана, буддистская община переехала в окрестности Аурангабада и обосновалась возле деревни Эллора (в те времена — Элапура). В V-VII веках буддисты имели огромное влияние в этом регионе. В VIII-X веках под натиском возрождающегося индуизма буддизм постепенно сдавал позиции, и к ХII веку пришел в окончательный упадок.

Эллора. Буддийские пещеры

В основном буддистские пещеры Эллоры представляют собой вихары – помещения, где монахи и спали, и принимали пищу, и проводили время в медитациях и молитвах. Исключение составляет пещера 10, которая выполнена в форме чайтьи – огромного молитвенного зала. Пещеры 1-5, которые до последнего времени считались самыми древними в Эллоре, представляют собой типичные образцы раннего буддистского стиля, аскетичного, без лишних деталей, иногда и вовсе без статуй и украшений. Со временем архитектура становилась все более сложной, убранство – более роскошным, храмы включали в себя жилые и служебные помещения, расположенные на нескольких этажах.

Эллора. Барельефы буддийских храмов

Последние из буддистских храмов — пещеры 11 и 12 – самые большие буддистские пещеры в Индии. Эти монастыри свидетельствуют о расцвете учения Махаяна, в частности его тантрического направления Ваджраяна, которые обрели большую популярность в этом регионе к VIII веку.

Читайте также: