Сообщение на тему обычаи и традиции ульяновской области

Обновлено: 11.05.2024

- В жизни каждого человека праздник играет особую роль,
которую нельзя отрицать и значение праздников очень велико
для старшего, и для младшего поколения.
- Развитие культуры не только не снимает, но еще более
актуализирует вопрос о смысле праздника и его сущности.
- Разнообразие на рынке "праздничного предложения"
свидетельствует о том, что праздник ищет новые механизмы для
своей реализации и может рассматриваться как следующий этап
его эволюции, а, следовательно, и как новая эра в его
осмыслении.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Национальная культура Ульяновской области.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Национальные праздники Ульяновской области
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучить национальные праздники Ульяновской области

Гипотеза исследования:
-ЗНАЮТ ЛИ ЖИТЕЛИ УЛЬЯНОВСКА
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ?
-ХОТЕЛИ БЫ ОНИ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ О
НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКАХ?

Задачи
исследования
- РАССМОТРЕТЬ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
ПРАЗДНИКОВ;
- ИЗУЧИТЬ КЛАССИФИКАЦИЮ И ТИПОЛОГИЮ
ПРАЗДНИКОВ;
- ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ НАРОДОВ УЛЬЯНОВСКОЙ
ОБЛАСТИ;
- ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ: САБАНТУЙ, АКАТУЙ,
МАСТОРАВАНЬ МОРОТ;
- ВЫЯСНИТЬ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ
ПРАЗДНИКОВ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Понятие
праздник
Праздник — отрезок времени,
выделенный в календаре в честь чеголибо или кого-либо, имеющий
сакральное значение и связанный с
культурной или религиозной
традицией.
Праздники бывают переходящими
(Масленица) и непереходящими
(Новый Год).

КЛАССИФИКАЦИЯ И ТИПОЛОГИЯ ПРАЗДНИКОВ
ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА ЯВЛЯЕТСЯ НАСТОЛЬКО ШИРОКИМ ПОНЯТИЕМ,
ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ СОЗДАТЬ
ЕДИНУЮ, ПОЛНУЮ, ИДЕАЛЬНУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ, КОТОРАЯ БЫ
ОХВАТЫВАЛА ВСЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРАЗДНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ
ТИПОВ.
НО НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ВСЕ ПРАЗДНИКИ МОЖНО ПОДРАЗДЕЛИТЬ НА
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, НАРОДНЫЕ И ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ.

Народы Симбирского Поволжья.
В нашей местности живут разные народы.
Больше всего русских - 72,8% всех жителей Ульяновской области. Они –
представители славянской группы. Первые их появления на территории
Симбирского Поволжья относятся к X – XII вв.
Второй крупной группой являются татары. Татары – представители тюркской
группы.
Чуваши – одна из коренных народностей Поволжья. Они – представители
тюркской. На территории нашей области проживают преимущественно.
Мордовские племена вступают в контакты с русскими делятся они на две группы:
эрзю и мокшу.
Кроме того, есть евреи, немцы, эстонцы, азербайджанцы и другие.
У всех народов свои обычаи, традиции, праздники и много общего.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010
года в Ульяновской области насчитывалось 12
национальностей, численность населения которых
превышала тысячу человек.
Основными национальными группами в регионе по
итогам переписи являются русские, татары, чуваши,
мордва и украинцы.
Русское население остается наиболее
многочисленным — 901,3 тысячи человек (73,6%).
Второе место в области традиционно занимают татары
— 149,9 тысячи человек (12,2%).
Третье и чествертое места по численности населения
заняли чуваши (95 тысяч человек) и мордва (39 тысяч
человек), сообщает Росстат.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ
РУССКИЕ
ТАТАРСКИЕ
Национальной одеждой
русских была:
косоворотки –
традиционная рубаха с
разрезом и застёжкой на
груди, смещённых влево,
порты – штаны. Это всё
мужская одежда.
Волосник - матерчатый,
мягкий головной убор
под платком – это
головной убор женщин.
Одежда мужчин и женщин
состояла из шаровар с широким
шагом и рубашки, на которую
надевался безрукавный камзол.
Головной убор мужчин
тюбетейка, а поверх неё
полусферическая шапка на меху
или войлочная шляпа; у женщин
вышитая бархатная шапочка
(калфак) и платок.
Традиционная обувь кожаные
ичиги с мягкой подошвой, вне
дома на них надевали кожаные
калоши. Для костюма женщин
было характерно обилие
металлических украшений.
ЧУВАШСКИЕ
Кепе – платье,
расклешённое за счёт
клиньев, с сборкой у подола,
украшенное аппликацией,
сапата- лапти, сапунфартук, сурпан- головной
убор, суха- шейное
украшение из монет,
шулкеме- нагрудные
украшения женщины.
МОРДОВСКИЕ
В основе праздничного костюма эрзи
лежит сочетание белого и краснокоричневого цветов, которые
рисовали образ здоровой женщины.
При всем разнообразии мокшанской
и эрзянской одежды, она имела
много общих черт: белый льняной
холст как основной материал
одежды, прямой покрой рубахи и
верхней одежды, отделка одежды
плотной вышивкой, своеобразные
украшения, плетенная из лыка
обувь. Мордовский мужской костюм
был таким же, как и одежда, которую
носили русские мужчины: рубаха
(панар), штаны, сапоги или лапти.
Панго – головной убор женщин.

Сабантуй
Сабантуй — самый известный национальный праздник
татар, который не имеет точной даты празднования, но, как
правило, проводится в промежутке между последними
числами мая и конца июня.
Сабантуй (праздник плуга) — ежегодный народный
праздник окончания весенних полевых работ у татар и
башкир.
Похожие праздники существуют у народов Поволжья:
чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы.

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в
июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего
сева праздник проводится в селах и деревнях республики,
через неделю - в крупных городах Татарстана, а еще через
неделю в столице республики г.Казани проходит главный
Сабантуй. Во всех административных районах города
организуются майданы для проведения состязаний,
площадки для выступления мастеров культуры и искусств
Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме
города проводятся скачки.

Куреш
ТРАДИЦИОННЫЙ ВИД БОРЬБЫ У
ТЮРКСКИХ НАРОДОВ.
У башкир, татар и чувашей представляет собой борьбу на
полотенцах, закидываемых на пояс противника, и является
важным элементом национальных праздников — сабантуя,
джиена и акатуя. В 2016 году ЮНЕСКО, отметив влияние на
укрепление отношений между общинами, основанных на
принципах толерантности, доброй воли и солидарности,
внесла курес в репрезентативный список нематериального
культурного наследия человечества.

История
Акатуя
Издревле чуваши в этот день собирались для того, что поздравить
друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и спеть
любимые песни. К Акатую начинали готовиться заранее. По
улицам верхом на лошадях гарцевали юноши. Они собирали
призы для награждения победителей на соревнованиях.
Молодежь разъезжала по деревне с длинным шестом, к которому
молодые девушки привязывали свои лучшие вышитые полотенца
и тканые пояса. В некоторых местах парни вышитые полотенца
затыкали рядами за пояс, так что образовывалось нечто вроде
фартука или юбки.

Ханука
Ха́нука (ивр. Ханукка́ или Ха́нука— освящение, обновление)
— еврейский праздник, начинающийся 25 кислева ( третий
месяц еврейского календаря) и продолжающийся восемь
дней до 2 или 3 тевета ( четвертый месяц еврейского
календаря). В 2021 году начало приходится на вечер 28
ноября, а окончание на вечер 6 декабря.
Значение праздника.
По одному из мнений, приведённых в Талмуде, Иехуда
Маккавей и его сподвижники устроили празднование,
которое было возмещением пропущенного восставшими
праздника Суккот. Праздник был пропущен из-за
гражданской войны и ритуального осквернения Храма
язычниками.

ЧУДО ХАНУКИ
Согласно преданию, когда Иехуда Маккавей и его воины
очистили Храм, они не смогли найти ритуально чистое
масло, которое годилось бы для того, чтобы зажечь менору
и освятить Храм. После продолжительных поисков всё же
был найден один небольшой кувшин с чистым маслом, но
он был так мал, что его могло хватить только на один день
горения меноры. Однако Маккавеи всё же решили зажечь
менору, поскольку Храм должен был быть освящён, и тогда
произошло чудо: масла хватило ровно на восемь дней, то
есть точно на то время, которое требовалось для
приготовления нового чистого масла для меноры. В память
об этом чуде праздник Хануки с тех пор отмечается в
течение восьми дней.

Заключение
Проведя исследование мы выяснили, что, в жизни каждого
человека праздник играет особую роль, которую нельзя
отрицать и значение праздников очень велико для старшего, и
для младшего поколения. Развитие культуры не только не
снимает, но еще более актуализирует вопрос о смысле
праздника и его сущности. Современная праздничная культура
представляет причудливый симбиоз различных типов и жанров
праздника. Праздничный текст произвольно составлен из
наслоений различных систем: широко используются идеи и
маскарадной, и карнавальной культур, и традиция ряженья,
частушки, балалайка и т. п.
Мы поняли что большинство не знают всех праздников, но очень
хотели знать о них намного больше.


1. Цель, задачи, актуальность проекта. 2. Вводные понятия. 3. Путешествие в историю. 4. Народные промыслы родного края. 5.Традиции и обычаи родного народа. 6. Вывод. 7. Ресурсы.


Я искала ответ на проблемный вопрос: Как пробудить интерес у моих сверстников к национальной культуре? *Цель моего исследования: Способствовать формированию нравственно – патриотических чувств моих сверстников. *Задачи: Формирование умения видеть взаимосвязь реальной действительности и народной культуры. Донести до сверстников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров. Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.


Актуальность проекта обусловлена: большой значимостью воспитания нравственно – патриотических чувств у молодежи в современном обществе. Я русский – я люблю свой край! Люблю Москву и Кремль святой, Люблю я степь и бор сосновый, Люблю я русский быт простой, Люблю я климат наш суровый. Столыпин А.Д



Очень часто за событиями И за сутолокою дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Стали более привычны Нам полёты на Луну. Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину!


Русские – представители славянской группы, индоевропейской семьи. Первые появления их на территории современной Ульяновской области относятся к 10-12 векам.


Русские – самая многочисленная группа населения Ульяновской области, составляющая 72,8% всех жителей.


Основным занятием русских Ульяновского Поволжья было земледелие. Сеяли озимую рожь, из яровых – овёс, гречиху, просо, ячмень, пшеницу, горох.


Из технических культур – лён и коноплю. Техника была низкой. Для обработки земли использовались сохи, бороны, плуг. Зерновые культуры убирались серпами, косами и грабельками.


Второй основной отраслью сельского хозяйства являлось животноводство. В крестьянских хозяйствах разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец, птицу.


Дома строили преимущественно из круглого леса. Крестьянские дома крылись соломой, дранкой или тёсом. Широко распространена резьба по дереву – украшали дома.


Заглянем внутрь. Русская печь в избе – главный атрибут


Русские рушники Рушник – небольшое полотенце для утирания рук и лица, а также вешали для украшения в красный угол избы. Рушник – это символ дома и семьи. Это не только полотенце, а также предмет для обрядов и ритуалов.


По вероисповеданию русские были православными христианами. Церкви Димитровграда



Русская посуда , утварь



Женская русская одежда состояла из рубахи, спускающейся ниже колен и застегивающейся у ворота серебряной круглой запонкой. Рукава ее были длинные и узкие. Эта рубаха очень часто отделывалась вышивками у ворота, на концах рукавов и по подолу. Поверх рубахи надевался сарафан, висевший на плечах на широких или узких лямках. Русский национальный костюм


Сарафаны носили не только простые женщины, но и боярские жены, с той лишь разницей, что у бедных женщин сарафаны делались из сукна; у знатных и богатых - из дорогой материи.


Мужской костюм русского населения составляли нательная рубаха – косоворотка из посконного полотна, узкие холщовые или бумажные штаны (порты).


Основной обувью в русской деревне, особенно для беднейшей ее части, были лапти. Распространены были кожаные сапоги “в гармошку” и валенки.


Головные уборы ярко отражали возрастные, социальные и экономические различия. Русские женщины всегда закрывали свои волосы платком, а выходя со двора, надевали кокошник или широкую вышитую повязку с длинными лентами сзади.


Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.



Симбирск-Ульяновск - край мастеров, создающих красоту собственными руками. Мелекесский район 1. Лоскутное шитье. 2. Кружевоплетение. 3. Резьба по дереву. 4. Лозоплетение. Другие районы г. Инза Артель лозоплетения. р.п. Кузоватово Кузоватовский промбыткомбинат – резьба и роспись по дереву. г. Сенгилей Изготовление мебели с элементами ручной резьбы.


Древнейшее искусство художественной обработки дерева в виде скульптуры и резьбы было весьма распространено у русских в лесистых районах.


Художественная керамика - излюбленное занятие. Гончарные изделия украшались цветной глазурью, а также гравировкой, тиснением.


Ковка, чеканка, гравировка имели глубокие традиции.


Вышивка один из самых древних искусств украшения. Одной из разновидностей вышивки является шитье золотой и серебряной нитью.


Широко распространено и кружевоплетение





Чаепитие на Руси - обычай древний. Дорог гость – так привечай. Наливай ему целебный Ароматный, крепкий чай.


Праздники наших предков – наши праздники. Основные зимние праздники – две святочные недели (святки): Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"), ходили по домам колядовать, девушки гадали , обязательным элементом святок было ряжение.


Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю. Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались традиционными блинами, оладьями, пирогами.



Добрый совет. Непременно на Пасху сделай 7 добрых дел или подари 7 подарков.


Семик и Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик - в четверг, а Троицу - в воскресенье), В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж Красный угол в избе украшали березовыми веточками.


Посиделки (супредки) устраивались в осенне-зимний период Вечерами молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины приносили кудель и другую работу - пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили, развлекались.


Сборы (хороводы, улицы)- летнее развлечение молодежи на околице деревни, на берегу реки или у леса. Плели венки из полевых цветов, играли в игры, пели и плясали, водили хороводы. Главной фигурой был хороший местный гармонист.


ВЫВОД Если представить семью в виде дерева: крона – это дети, это будущее, то что радует глаз; ветви – это наши родители; ствол - наши предки; а корни – родоначальник, это то, что держит крону, это - традиции. Об этом надо помнить.


Так уж сложилось, что Ульяновск - город многонациональный. Родным он является не только для русских, но и для людей еще почти 100 других народов. Ульяновский градоначальник убеждён, что очень важно научить детей с малого возраста дружить между собой, уважать и понимать друг друга.

- Мы уделяем серьезное внимание формированию культуры межнационального взаимодействия с самого раннего возраста. Важную роль в этом играют детский сад и школа. Здесь у подрастающего поколения формируются убеждения, отношение к миру, отношение к общению между представителями разных национальностей, - отметил глава Ульяновска Сергей Панчин.

Этнокультурное воспитание начинается в раннем детстве. Дошкольный период – важнейший период становления личности, когда закладываются гражданские качества, формируются представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, обществе, малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях.

Именно поэтому в детских садах Ульяновска используются разнообразные формы в работе по воспитанию культуры межнационального общения.


В 2019 году в детских садах Ульяновска прошло огромное количество мероприятий, направленных на этнокультурное воспитание детей и ставших частью большого событийного календаря мероприятий Года национального единства в Ульяновской области.

Большое внимание в дошкольных образовательных организациях уделяется созданию предметно-пространственной развивающей среды. Развивающая среда оснащена предметами, выполненными в национальных традициях родного края. Для обучения ребенка самостоятельной деятельности в группах созданы уголки старинного быта. Педагогами разработаны авторские дидактические игры этнокультурного содержания.



В течение всего 2019 года педагоги детских садов Ульяновска делились своим инновационным опытом с коллегами из Ульяновской области, из Казани, Буинска, Чебоксар.

Огромная работа по поликультурному воспитанию детей проводится и в школах города. Сохранению и развитию национальной культуры и родного языка способствует изучение обучающимися языка и культуры своего родного народа и народов, населяющих территорию города Ульяновска, овладение этнокультурными ценностями.



В 2019-2020 учебном году язык, культуру, историю своего родного народа и народов, населяющих наш город, через различные формы организации учебного процесса изучают учащиеся 73 из 80 дневных школ города. Кроме того, в 58 дошкольных образовательных учреждениях города открыты кружки этнокультурной направленности, в которых воспитанники знакомятся с культурой, традициями народов, проживающих в Ульяновске.


Высокий уровень знаний родных языков ребята подтверждают на предметных олимпиадах и творческих конкурсах.

Дети занимают призовые места в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по татарскому языку и литературе, чувашскому языку и литературе.

- За время работы в школе №64 центров национальных культур учащиеся нашей школы раскрылись всесторонне, научились уважительно относиться друг к другу и поддерживать в трудной ситуации. Многие школьники с гордостью могут сказать о своей национальной принадлежности, хотя раньше и стеснялись ее. Ребята ощущают себя организаторами своей жизни как в классном коллективе, так и в школе, – отметила Лелия Мустафина.



Ценность фестиваля народов мира, проводимого в гимназии №13, заключается в воспитании личности, которая не только знает, но и уважает традиции и культуру различных народов. Детям фестиваль наглядно демонстрирует многообразие культур и национальностей, показывает, насколько мы все разные и насколько каждый народ уникален.




Проводимая работа в детских садах и школах Ульяновска способствует сохранению (изучению) родного языка, культуры, искусства, традиций народов, проживающих на территории Ульяновской области, формированию у детей целостного мировоззрения, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, национальному культурному и историческому наследию.


Почти с самого основания Симбирска здесь развивались художественные виды ремёсел, не гжель и хохлома, конечно. Но сухо-карсунские горшки, (как бы сегодня сказали - художественная керамика), плетёнки из лыка, поделки из камня и металла были известны за границами Поволжья.

Особенно у нас были развиты: обработка дерева, металлов и минералов. К последней категории относится и знаменитый симбирцит, изделия из которого давно снискали популярность далеко за пределами России.

В сиянии волжских самоцветов

Чем занимались кустари в Симбирской губернии 19-го века? Русские занимались обработкой дерева, металла, гончарным делом, наряду с этим среди русского населения широко было распространено кузнечное ремесло, особенно в сёлах Анненково и Чуфарово. Мордва отдавала предпочтение деревообработке. Среди чувашского населения получили распространение плетение корзин, кулей, канатов, веревок, лаптей, которые в то время были основной повседневной обувью сельского населения. У татар были развиты и старинные промыслы, которые велись по булгарским традициям - выделка овчин, кожи, шерсти, волокон. Промыслы по изготовлению валенок, валяных галош, шляп, войлоков также были распространены у татар северных уездов губернии.

Начатый в 1993 году, камнеобрабатывающий промысел уже в 1996-м получил статус народного художественного промысла региона. Любопытно, что изделия из камней используются не только в качестве сувениров, элементов интерьера или ландшафтного дизайна, но и как средства литотерапии (один из методов нетрадиционной медицины, лечение с использованием камней, - ред.).

А ещё изделия из симбирцита считаются символами счастья и достатка. В этой связи можно надеяться на скорейшее процветание Крыма, поскольку не так давно симбирцитовый набор был преподнесён ульяновцами в дар председателю госсовета республики Владимиру Константинову.

Искусство поющего металла

Нужна свобода

Руслан Гайнетдинов, председатель правления Госкорпорации по развитию предпринимательства:

Нужна консолидация

Андрей Ефанов, директор научно-образовательного центра развития ремесленного образования Российского государственного профессионально-педагогического университета:


- В мае этого года в Ульяновске мы провели первую общероссийскую конференцию региональных ремесленных палат, на которой были приняты стратегически важные для ремесленного сообщества решения. Представлены проекты изменений в ряд законодательных актов. Была сформирована и утверждена рабочая группа по разработке нормативно-правовой базы для легитимизации ремесленной деятельности, которую возглавил депутат Государственной Думы Рафаэль Марданшин. Проведены ряд консультаций с представителями ремесленного сообщества, федеральных органов власти, подготовлены предложения по изменению федерального законодательства в части регулирования ремесленной деятельности, разработана дорожная карта по развитию ремесленничества в России на период до 2020 года. Таким образом, можно сказать, что сейчас идёт консолидация сил и поиск точек соприкосновения, в общем-то, разных по своим взглядам на будущее российского ремесленничества людей.

Народные промыслы живы

Владимир Хорев, солист Карсунского народного хора:


- Приходится слышать, мол, один за другим умирают народные промыслы. На примере Карсунского района заявляю, что это не так.

У нас шьют национальные костюмы ручной работы, причём любые – будь то русские, татарские или других народностей. А какие рушники делают в селе Белозерье! А бисероплетение! А резьба по дереву! А картины из камней и ракушек с берегов Суры!

Особое место в ряду промыслов занимает гончарное дело. Знаменитая посуда из села Сухой Карсун по сей день имеет спрос. В селе вот уже двадцать лет работает дом гончарного мастерства, там обучаются местные ребятишки и там же действует музей. Уникальная местная глина, выкаливание горшков и чашек в горне при температуре свыше тысячи градусов, достигаемая сжиганием верхушек сосен, - это лишь малая часть профессиональных секретов. При этом глину месят… пятками, потому что они чувствительны даже к самым мелким камушкам – руками так не сделаешь. Да мало ли подобных секретов таится в наших промыслах! Но главное, они помогают нести культуру и, что немаловажно, дают в руки ремесло, которым впоследствии можно заработать на жизнь.

Читайте также: