Скульптура эпохи просвещения сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Идеи просветителей, связанные с распространением знаний, пропагандой науки, освобождением от предрассудков, обожествлением природы, призывами к простоте и естественности, соответствовали эстетике классицизма. В области архитектуры и декоративно-прикладного искусства вновь возродились классические традиции и классические формы. В живописи стало модным все, связанное с жизнью и бытом древних римлян, тем более что в 1748 г. начались раскопки Помпеи, а тридцатиле­тием раньше были открыты под пеплом Везувия развалины города Геркуланума.

Отличительной особенностью архитектуры неоклассицизма XVIII в. во Фран­ции стал отказ от античных классических норм. Уже не соотношение несущих (цо­коля, колонн) и несомых (антаблемента, фронтона) частей - альфы и омеги антич­ного классического здания являлось основой архитектурной композиции. Во главу угла теперь ставилась функциональная задача - создание большого внутреннего пространства, соответствующим образом декорируемого.

В архитектуре утвердился классический тип симметричной крестово-куполь-ной базилики. По образцу собора св. Петра в Риме архитекторЖакЖерми Суффло (1713-1780) возвел в Париже собор св. Женевъевы, построенный на месте старин­ной церкви, где были захоронены останки легендарной покровительницы Пари­жа. С 1791 г. по ассоциации с римским обычаем церковь была превращена в усыпальницу великих людей Франции и получила название Пантеон. Здание представляет собой в плане греческий крест, в центре которого возвышается ку­пол, опирающийся на четыре столба. Фасад воспроизводит древнеримский портик, украшенный фронтоном. Купол с фонарем покоится на высоком барабане, окру­женном колоннадой, над которой расположен еще один, аттиковый пояс - вид ба­рабана, созданный Ардуэном Мансаром для церкви Инвалидов. Именно этот ва­риант неоклассицизма надолго определил развитие церковной архитектуры не только во Франции, но и во всей Европе (собор св. Павла в Лондоне, Исаакиевский собор в Петербурге).




Собор св. Женевьевы (Пантеон). Арх. Ж. Ж. Суффло. Париж

Другим типом зданий той эпохи стала церковь св. Маг­далины, строительство ко­торой началось в 1764 г. Несмотря на христианские мо­тивы обильного декорума, со­оружение напоминает больше языческий храм, являясь воп­лощением античной простоты и целесообразности.


Малый Трианон. Арх. Ж. А. Габриэль. Версаль


Площадь Согласия. Арх. Ж. А. Габриэль. Париж

На смену асимметрии и усложненности рококо в декоре все шире использовались античные мотивы: факелы, колчаны со стрелами, рога изобилия, грифоны, сфин­ксы. У кресел стали делать круглые спинки и ножки в виде звериных лап. Господ­ствовавшими цветами оставались все пастельные тона с преобладанием белого и золотого.

То же сочетание просторных плоскостей и округлых форм было положено в ос­нову проекта знаменитой площади Согласия в Париже. И по масштабу, и по за­мыслу эта площадь явилась гениальным творением, перешагнувшим свое время, и даже столетия спустя она органично вписывается в непрерывно меняющийся план Парижа. С обеих сторон площади Габриэль оставил зеленые массивы Елисей-ских полей и парка Тюильри, ничем не заслонив мягкие естественные линии ланд­шафта. Третья сторона нашла природную границу в набережной Сены. И лишь на четвертой архитектор поместил здания, но не замкнутой стеной, а двумя корпу­сами, в просвете между которыми открывается вид в глубину на церковь св. Маг­далины, созвучную боковым ризалитам корпусов. Так родилась площадь нового типа, со всех сторон наполненная движением: в нее вливаются улицы, парковые аллеи, мост, переброшенный через Сену, и сама Сена. Совсем небольшая по своим размерам, она кажется огромной из-за широкой раскрытости пространства и из-за глубины панорам, открывающихся с нее и включающих в ее ансамбль даже отда­ленные здания.

Под влиянием нравоучительства французских просветителей и примитивизма их эстетических оценок классицистические тенденции постепенно выродились в сентиментализм.

Сентиментализм не требовал особого стилистического оформления, посколь­ку обращен был к личному и утверждал самоценность внутреннего мира челове­ка, его интимные переживания.



Ж.Л. Давид. Клятва Горациев. Лувр. Парцж

К концу XVIII в. французская буржуазия превратилась в могучую силу, способ­ную оказывать решающее влияние практически на все стороны общественной жиз­ни. В области культуры она также выработала собственный вкус и эстетические



нормы, противопоставляя скром­ные добродетели, полезные для нации, легкомыслию паразитиче­ской и расточительной аристо­кратии. Новые ценности - чувство ответственности, готовность вы­полнить гражданский долг, спо­собность на искренние и вер­ные чувства, скромность - были созвучны духу римской антич­ности.

Ж.Л. Давид. Спальня императрицы Жозефины. Мальмезон

В искусство, таким образом, пришел новый герой - римский республиканец, для которого гражданский долг превыше все­го и который во имя исполнения

его готов принести в жертву и себя, и своих близких. Воплощенный Давидом в Го-рациях идеал политического деятеля и борца стал художественной религией эпо­хи. И он как нельзя лучше соответствовал представлениям и настроениям того по­коления, которому предстояло совершить революцию.

Выдающийся художник, Давид был, пожалуй, единственным живописцем, роль Которого так велика в создании не только стиля в искусстве, но и стиля жизни Целой исторической эпохи. Давид диктовал моду в одежде, прическе, манере по­ведения. Но при этом он был величайшим эклектиком в силу того, что всю жизнь

приспосабливал классицистические формы для выражения самых разных, быстро меняющихся актуальных идей. Его огромные полотна, истинно классические по духу, реалистичны по композиции и трактовке сюжета, романтичны по настрое­нию и ампирны по художественным амбициям,

Презентация на тему: " Скульптура ХVIII века. Особенности классической скульптуры: 1. Создаёт идеальный образ; 2. Скульптура объёмна; 3. Ей не подвластен ни пейзаж, ни натюрморт;" — Транскрипт:

1 Скульптура ХVIII века

2 Особенности классической скульптуры: 1. Создаёт идеальный образ; 2. Скульптура объёмна; 3. Ей не подвластен ни пейзаж, ни натюрморт; 4. Главный её объект – человек; 5. Для скульптуры необходимы дополнительные точки опоры; 6. Скульптура часто использует приём аллегории; 7. Её цель – воплотить нетленный образ человека.

3 Жан-Антуан Гудон Во взгляде он разгадывал душу. Огюст Роден Огюст Роден

4 Крупнейший скульптор 18 века Сын привратника Королевской школы; Сын привратника Королевской школы; В 12 лет принят в Академию художеств; В 12 лет принят в Академию художеств; Его учителем был скульптор Ж.-Б.Пигаль; Его учителем был скульптор Ж.-Б.Пигаль; Несколько лет провёл в Риме, где изучал античную скульптуру; Несколько лет провёл в Риме, где изучал античную скульптуру; В Риме Гудон в течение года каждое утро посещал анатомический театр, где препарировал трупы, постигая строение человеческого тела. В Риме Гудон в течение года каждое утро посещал анатомический театр, где препарировал трупы, постигая строение человеческого тела.

5 В студии Гудона

7 Его резец увековечил многих выдающихся деятелей 18 века: философ и писатель Дени Дидро

8 американского президента Б.Франклина

9 Томас Джефферсон - президент США ( гг.)

10 Джордж Вашингтон, президент США

14 Великий французский драматург Ж.Б.Мольер

18 Вольтер ( ) (наст. имя Мари Франсуа АРУЭ) французский писатель и философ- просветитель, иностранный почетный член Петербургской АН (1746). (наст. имя Мари Франсуа АРУЭ) французский писатель и философ- просветитель, иностранный почетный член Петербургской АН (1746).

20 Выводы: В своих произведениях Гудон воплотил богатство духовной жизни, интеллектуальную значительность людей, принёсших своей родине славу. В своих произведениях Гудон воплотил богатство духовной жизни, интеллектуальную значительность людей, принёсших своей родине славу. Гудон отказался от идеализации образа, от уподобления его богам. Гудон отказался от идеализации образа, от уподобления его богам. Он применил особую трактовку глаза: сильно углубляя зрачок, он оставлял в его верхней части кусочек мрамора, создающий впечатление блика. Он применил особую трактовку глаза: сильно углубляя зрачок, он оставлял в его верхней части кусочек мрамора, создающий впечатление блика.

21 Выводы: Вольтер Гудона, несмотря на болезненную худобу и старческую слабость, является воплощением силы духа, торжествующей над физической немощью. Вольтер Гудона, несмотря на болезненную худобу и старческую слабость, является воплощением силы духа, торжествующей над физической немощью. Взгляд Вольтера, его облик создают впечатление безграничного полёта мысли. Взгляд Вольтера, его облик создают впечатление безграничного полёта мысли. В скульптуре Вольтера Гудон передал потомкам просветительский идеал человека. В скульптуре Вольтера Гудон передал потомкам просветительский идеал человека.

Величайшие скульпторы XIX века: Огюст Роден, скульптура

Развитие скульптуры в начале XIX века связано с существенным влиянием неоклассицизма на скульптурное и художественное искусство. При этом в течение века влияние это постепенно ослабевало, а величайшие мастера Европы все чаще увековечивали в своих работах монархов и правителей стран, в которых проживали. Эта эпоха подарила человечеству огромное множество знаменитых скульптур, вошедших в историю мирового искусства. XIX век можно по праву считать веком консерватизма, что проявлялось в первую очередь в скульптуре и лепнине мастеров этой эпохи. Вспомним величайших скульпторов XIX века и разберем их влияние на мировую творческую среду.

Огюст Роден

Франсуа Огюст Рене Роден (12 ноября 1840 года – 17 ноября 1917 года), известный как Огюст Роден, – самый знаменитый французский скульптор XIX века. Хотя Родена обычно считают прародителем современной скульптуры, он всю жизнь искал академического признания и пропагандировал классические подходы к созданию скульптуры. Как скульптор, Роден обладал уникальной способностью моделировать сложную, динамичную и глубокую композицию из гипса и глины.

Многие из его заметных скульптур были подвергнуты резкой критике при жизни великого мастера. Связано это с тем, что традиционно в то время скульптура была тематической и образной. Самая оригинальная работа Родена отошла от традиционных тем мифологии и аллегории, реалистично смоделировав человеческое тело, подчеркивая индивидуальный характер и величие личности. Роден был чувствителен к спорам вокруг своих работ, но отказался изменить свой стиль и не потерял индивидуальность своего творчества.

Величайшие скульпторы XIX века: Огюст Роден


Фото: источник

Жан-Батист Пигаль

Пигаль обучал скульптора Луи-Филиппа Муси, который женился на его племяннице и точно скопировал стиль учителя в своих работах. Его имя сегодня широко известно не только благодаря работам мастера, но и благодаря знаменитому району красных фонарей Пигаля в Париже, расположенному вокруг площади с тем же названием.

Этьен Морис Фальконе

Этьен Морис Фальконе (1 декабря 1716 года – 24 января 1791 года) занимает лидирующее место среди знаменитых скульпторов Франции эпохи Рококо. Свои главные работы скульптор создал по заказу знаменитой покровительницы мадам де Помпадур, которая была фавориткой Людовика XV.

Величайшие скульпторы XIX века: Этьен Морис Фальконе


Фото: источник

Жан-Антуан Гудон

Он родился в Версале 25 марта 1741 года. В 1752 году он поступил в Королевскую академию живописи и скульптуры. Огромное влияние на творчество скульптора оказал период жизни и обучения в Риме, где Гудон изучал работы скульпторов эпохи Возрождения. Вернувшись в Париж, мастер приступил к созданию своих знаменитых бюстов, которые вошли в историю как самые достоверные и точные портретные работы, изображающие великих деятелей разных эпох.

Жан-Жак Каффиери

Жан-Жак Каффиери (29 апреля 1725 года – 22 июня 1792 года) был французским скульптором, работающим при дворе Людовика XV. Многие его скульптуры и сегодня представлены в качестве экспонатов Лувра и других великих музеев, а его бюст мадам дю Барри находится в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Мастер родился в Париже и происходил из семьи скульпторов из Италии, которые переехали во Францию во времена кардинала Мазарини.

Его отец Жак Каффиери и его старший брат Филипп Каффиери также были скульпторами. Трагедия жизни скульптора заключалась в том, что до самой смерти он оставался неженатым и не имел детей, посвятив всю свою жизнь исключительно высокому искусству.

Величайшие скульпторы XIX века: Жан-Жак Каффиери


Фото: источник

Будучи придворным скульптором на вилле Медичи в Риме с 1749 по 1753 год, а также учеником Франсуа Лемойна, он присоединился к Академии скульптуры династии де Пейнтуэр во Франции в 1757 году. За свою творческую жизнь мастер создал великолепные бюсты и портреты многих великих людей, в частности Пьера Корнеля, Томаса Корнейла, Филиппа Кинаула и др.

Джозеф Ноллекенс

Джозеф Ноллекенс (11 августа 1737 – 23 апреля 1823 года) [1] знаменитый скульптор из Лондона, который считается лучшим британским скульптором конца 18 – начала 19 века. Ноллекенс родился 11 августа 1737 года в Лондоне и был сыном фламандского живописца Йозефа Франса Ноллекенса. После обучения на родине мастер отправился учиться и работать продавцом антиквариата, реставратором и копиром в Рим, где он жил с 1760 по 1762.

По возвращении в Лондон в 1770 году он стал одним из самых популярных создателей бюстов и памятников и открыл собственную мастерскую. Хотя сам мастер больше любил работать над мифологическими сюжетами, именно благодаря его портретным бюстам он стал знаменитым и одним из самых модных портретистов в Великобритании.

При жизни Ноллекенс пользовался покровительством короля Георга III и ряда видных британских политических деятелей. В 1771 году Ноллекенс стал полноправным членом Королевской академии искусств.

Антонио Канова

Антонио Канова (1 ноября 1757 – 13 октября 1822 года) – итальянский скульптор эпохи неоклассицизма, известный своими великолепными мраморными скульптурами. Мастер считается одним из величайших неоклассических художников, а на создание скульптурных произведений его вдохновляли тенденции барокко и классического возрождения. Антонио Канова родился в Поссаньо и довольно рано остался без попечительства родителей. Его воспитанием занимался дед по отцовской линии Пасино Канова, который был каменщиком, владельцем мраморного карьера и скульптором-любителем. Он и привел Антонио в искусство скульптуры.

Величайшие скульпторы XIX века: Антонио Канова


Фото: источник

XIX век стал эпохой скульпторов, творящих под покровительством королей и императоров, что, безусловно, наложило определенный отпечаток на скульптурное наследие этого периода.

Гост

ГОСТ

Основные направления в развитии архитектуры эпохи Просвещения

Становление и развитие архитектуры эпохи Просвещения происходит в XVIII-XIX века. Главную роль в это время занимают такие стили как:

  • Барокко;
  • Модерн;
  • Классицизм;
  • Ампир;
  • Рококо;
  • Романтизм.

Волна увлечения античностью в то время родилась благодаря внедрению лаконичности, правильности и четкости линий и форм, пропаганде логичности и разумности. Данное увлечение проявилось в архитектуре эпохи просвещения в образе классицизма. Городские дворцы и здания общественного развлечения строились с подражанием античности, элементами которых служили ордера с колоннами, пилястры, арки.

Идейность - главная смысловая нагрузка архитектуры эпохи Просвещения.

Несмотря на то, что первооткрыватели данного стиля архитектуры - греки и римляне, архитектура эпохи Просвещения пыталась подчинить архитектурное искусство античности своим принципам - идеям свободы и равенства, справедливости, долга, государственности - близким к античным.

Стили барокко и классицизм соединились в архитектуре Версаля. Главная идея - соответствие всего человеческой природе, так трактовалась норма, нарушение которой подвергалось обличию и высмеивалось.

Характерными чертами барокко в архитектуре выступили такие принципы как приверженность ансамблю, соединению искусств, цельное восприятие форм, оптимизм (ансамбль площади Св. Петра в Риме, рис. 1).

Собор Св. Петра в Риме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Собор Св. Петра в Риме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Становление периода рококо происходит под влиянием аристократии - с 1720-х гг. Он объединяет в себе, с одной стороны, парадоксальность, фривольность, наслаждение жизнью, стремление к экзотике, и утонченность, изобретательность, высокую художественную культуру - с другой.

Классицизм объединил в себе античность и Ренессанс (архитектор Клод Никола Леду). Уравновешенность, четкий объем и логика приобретают большое значение. Для позднего классицизма (ампир) характерны парадность и пышность (первая треть XIX в.).

Кризис идеологии просвещения, крах идеала эстетики Просвещения в первой половине XIX века приводит к возникновению нового идейного направления в архитектуре - романтизм.

Содержанием такого послания могли служить элементы здания, например, мощные колонны, которые обрамляли вход в здание банка, передавали информацию о солидности и надежности. Свобода мысли, развитие науки и техники, просвещенность - идеал времени. Идеи архитектуры Просвещения сформировались на стыке двух революций - американской (1776 г.) и французской (1789 г.). Общество было пронизано революционными идеями, стремления которых были направлены тогда против изнеженного аристократического рококо, - занимающего ведущую позицию в обществе стиля.

Кенотаф Ньютона (1784 г.) - самое знаменитое погребальное сооружение из излюбленного жанра архитектора. Замысел проекта состоял в обращении к форме Земли - сфере. Вместе с тем она напоминала о яблоке, которое, по преданию, упало на голову Ньютона, когда тот, гуляя в саду, под яблоней, открыл закон всемирного тяготения. Разумеется, что Кенотаф Ньютона так и не был воплощен в реальность (Рис. 2).

Проект кенотафа Ньютона Этьена Луи Булле. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Проект кенотафа Ньютона Этьена Луи Булле. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В основу творчества Леду была положена идея доказать обязанность архитектуры просвещать и воспитывать людей. Леду представлял мир как идеальную модель одновременно с точки зрения архитектора и философа.

Русская архитектура эпохи Просвещения

На русскую архитектуру того времени оказал влияние зарубежный опыт. Элементы западноевропейского барокко стали частью русско-византийского архитектурного стиля, нашедших в максимальной степени свое отражение в московских постройках нарышкинского стиля. Данный стиль поименован в честь боярской семьи Нарышкиных, к которой имела отношение мать Петра I, Наталья Нарышкина. Одной из знаменитых построек стиля в конце XVII века стала церковь Покрова в Филях, которая сохранилась и в наше время.

Решительный разрыв с византийской архитектурной традицией происходит в Санкт-Петербурге - новой столице Петра I. Тогда Санкт-Петербург изначально строился в стиле петровского барокко. Яркими примерами тому стали архитектурные творения: Петропавловский собор, усыпальница семьи Романовых.

Итальянец Доменико Трезини стал первым архитектором Петербурга. Одновременно с ним тогда работали наши талантливые архитекторы (Иван Зарудный). Для строительства некоторых зданий были использованы эскизы самого Петра.

В елизаветинскую эпоху русское барокко достигает своей вершины во времена работы школы русских архитекторов (Дмитрий Ухтомский, Савва Чевакинский).

Вместе с тем, из Европы для работы приглашают иностранных архитекторов, среди которых Антонио Ринальди. Самые выдающее архитектурное творения принадлежат мастеру Растрелли, который подарил миру такие шедевры как Зимний дворец, Смольный монастырь, Большой Петергофский дворец, Строгановский дворец и еще множество зданий самого Петербурга и его окрестностей.

С того времени, как стала властвовать Екатерина Великая, которая отдает свое предпочтение классицизму - второму главному стилю эпох Просвещения, Растрелли уходит в отставку. Российский классицизм представляют такие выдающиеся мастера как Василий Баженов, Михаил Казаков, Карло Росси, Джакомо Кваренги.

Читайте также: