Сообщение о древней музыке

Обновлено: 28.06.2024

Во времена Древней Греции музыка царила во всех сферах жизни. Она звучала на публичных собраниях, на праздниках, в храмах, в театрах и на олимпийских состязаниях. К музыке относились с почтением, а музыканты часто становились героями мифов, легенд и сказок. Вспомним Орфея, Марсия, Фемия и Демодока. На античных вазах и других предметах быта изображали музыкантов, а статуэтки девушек, играющих на арфе и лире, были украшением любого дворца или сада.

Когда же Греция стала частью Византийской империи, музыка начала выполнять преимущественно религиозную роль. Она была обязательным компонентом псалмопения, молитв, литургий. Развивались такие жанры как: кондаки, тропари, каноны.

Во времена Османской империи центром греческой музыки были Ионические острова. Ведущими мотивами стали баллады об отважных воинах, сочинения о грустной судьбе тех, кто вынужден был служить завоевателям. Музыка этого периода наиболее полно отображала все переживания греческого народа, вызванные гнетом чужеземцев.

Новыми нотками зазвучала греческая музыка лишь в 19 веке. В это время создается гимн Греции, пишутся прекрасные фортепианные и симфонические произведения. Воскрешение греческой музыки, возвращение ей колоритных национальных мотивов и создание новых стилей приписывают Николасу Мандзаросу. Он основал Филармонское общество и всеми силами стремился вернуть греческой музыке утраченное. В 20 веке открываются консерватории, оперы, театры. Имена греческих музыкантов славятся во всем мире: Димитрис Митропулос, Янис Ксенакис, Спиридон Самарас, Леонидас Кавакос, Димитрис Сгурос.

Современная музыка Греции завораживает и очаровывает разнообразием своих мотивов, плеядой звездных имен, да и просто колоритной красотой, которая проникает в самую душу каждого слушателя. Под такую музыку приятно любить, творить, мечтать, надеяться и просто жить.

О древнегреческой музыке сегодня точно нам известно следующее: она была и занимала весьма важное место в жизни и культуре Греков.

  • Музыка сопровождала все важнейшие общественные события и праздники.
  • С музыкальным искусством неразрывно связана была греческая литература:

Аэды и рапсоды под аккомпанемент инструмента читали эпические сказания нараспев.

А поэты, под звуки лиры, исповедывались своим слушателям в собственных мыслях и чувствах. (Кстати, от называния этого греческого инструмента, произошло слово "лирика").

  • Музыка (пение, игра на инструментах, сочинение-импровизация) входила в число обязательных предметов школьной программы , и вследствие этого – в число обязательных умений для большинства граждан Греции.
  • Некоторые спортивные соревнования, включали в себя состязания не только по разным видам спорта, но и в игре на музыкальных инструментах, пении и поэтическом мастерстве .
  • Именно греки ввели понятия, которые используются в музыке и сегодня: мелодия, гармония, ритм, хор, оркестр, рапсодия, симфония и многие другие.

Большое количество греческих мифов , дошедших до нас, связано с музыкой и рассказывают нам о музыкантах или появлении музыкальных инструментов.

  • Например о изобретении флейты Афиной, и состязании Марсия и Аполлона ;
  • О том, как влюблённый Пан создал флейту-сирингу ;
  • Пожалуй самый известный миф о музыке и музыканте рассказывает о трагичной любви певца Орфея к Эвридике , и его нисхождение в царство мрачного Аида, чтобы вернуть умершую возлюбленную.

Однако так сложилось, что мудрые эллины не создали единой системы записи музыкальных произведений , поэтому до нашего времени образцы древнегреческой музыки не сохранились. Нам остаётся рассуждать о ней лишь в теории .

Все спутницы Аполлона, так или иначе, были связаны с музыкой. Перечислим их имена, функции и атрибуты, с которыми Музы обычно изображались.

Четыре музы были связаны с поэтическим искусством - Полигимния, Каллиопа, Евтерпа и Эрато. О том, что поэзия и музыка в Древней Греции представляли собой прочный синтез, я писала раньше.

Очевидно, что не могла обойтись без музыки и Терпсихора – представительница танцевального искусства.

Для ещё двух спутниц Аполлона - Мельпомены и Талии – музыка также являлась необходимой частью существования. (Подробнее о связи музыки и театра в Древней Греции в отдельной статье).

Наибольшее удивление сегодня вызывает присутствие в списке Муз – Музы истории Клио и Музы астрономии Урании . Однако для греков – ничего странного здесь не было. Дело в том, что история в те времена не была точным научным знанием. Историей считались рассказы о далеких событиях древности (как реальных, так и мифологических), которые излагались в поэтической форме и исполнялись аэдами и рапсодами (так назывались певцы-сказители Древней Греции) под звуки кифары и лиры. Поэтому история, рассматривалась как отрасль литературы и, значит, с музыкой была связана теснейшим образом.

То есть, занятия астрономией, рассматривались как необходимая отрасль человеческой деятельности, на пути к постижению мировой музыкальной гармонии .

Таким образом, в Древней Греции сформировалось отношение к музыке , не только как к виду духовно-практической деятельности и искусству, но как к науке . Причём она рассматривалась в ряду математических дисциплин.

Пифагор с учениками разрабатывал возможность математического вычисления соотношения музыкальных интервалов, на основе измерения частоты колебания струн. Для этого им был даже изобретен специальный инструмент - монохорд .

Эти идеи Пифагора были положены затем в основу настройки музыкальных инструментов. Такой строй, называемый пифагорейским, просуществовал вплоть до второй половины 18 века! Им же было разработано учение о музыкальных инструментах. Кроме того этот учёный занимался изучением акустики.

Кстати, Пифагор был убеждён, что музыка может воздействовать на организм человека, и это можно использовать в оздоровительных целях. Об это мы читаем в трактате"О пифагорейской жизни", написанном в IV веке н.э. философом Ямвлихом. Так он пишет, что Пифагор

" установил в качестве первого - воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей. Он ещё полагал, что музыка многому способствует в смысле здоровья, если кто пользуется ею надлежащим образом. И, действительно, у него было обыкновение пользоваться подобным очищением не мимоходом. Этим наименованием он, очевидно, и называл музыкальное врачевание, существовали те или иные мелодии, созданные против страстей души, против уныния и внутренних язв. Другие в свою очередь - против раздражения, против гнева, против всякой душевной перемены. Ещё иной род песнетворчества был найден против вожделений ".

Сам Пифагор и его верные ученики занимались пением и музицированием ежедневно, встречая восход солнца, и провожая его на покой.

Они утверждали, что с помощью музыки можно сформировать определённый тип личности, которая будет максимально полезна обществу. Настроение, характер, содержание музыкальных произведений, и даже тембр инструментов, исполняющих музыку, по их мнению, имеют нравственное воздействие на слушателя, развивая определённые стороны его характера.

Таким образом, в греческом государстве музыке отводилась общественно-воспитательная роль . Наверное этому можно бы было поучится и нам сегодня :)

О том, какое отношение было в Древней Греции к музыке есть видео с моего канала на YouTube :

Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями, а также с земледельческим трудом. Этим и объясняется большое разнообразие жанров. На площадях, в домах, на пирах исполнялись былины, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые, колыбельные и многие другие песни.

Древнерусская музыка — исполнители и основные жанры


В Древней Руси исполнителями и авторами были:

  • обрядовой музыки, в основном, волхвы,
  • народной – скоморохи.

В своем творчестве они использовали такие музыкальные инструменты, как

дудки, волынки, гусли, гудки, трубы, бубны, свирели.

Колокольный звон как музыкальный жанр

Также на новгородской почве развился уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр – искусство колокольного звона. Всего существует три вида звона:

  • благовест (равномерные удары в большой колокол),
  • перезвон (перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот)
  • и собственно сам звон (это уже было самой настоящей игрой на колоколах).

Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.

Начало профессиональной музыки — церковная и духовная

Зарождение профессиональной музыки тесно связано с историей становления древнерусского государства – Киевской Руси (IX–XIII века). После Крещения Руси (988 год) и укрепления связей с Византией появились и первые церковные песни – духовная музыка.

Древнерусский музыкальный канон

Музыкальный канон того времени был заимствован древнерусскими священниками прямиком из Византии. Церковная древнерусская музыка, как и вся христианская музыка того периода, была монодична, то есть ее основу составляли одноголосые распевы. Распевы подчинялась системе осмогласия. С ее помощью устанавливался строгий порядок музыкального исполнения службы.

Записей звуковысотного обозначения гласов в то время не существовало. Мелодию записывали с помощью системы особых знаков, которые указывали лишь направление мелодии, прямо под строкой текста. Исполнителям мелодику песнопений приходилось учить по слуху. Певческое искусство передавалось в устной форме от учителя к ученику.

Певческие стили в древнерусской музыке

В музыке Древней Руси сосуществовали два певческих стиля – кондакарный (сольный) и знаменный (хоровой) распев.

Стройное чередование тонов и полутонов, которые образовывали двенадцатиступенный звукоряд, именовалось церковным ладом. Он распадался на четыре согласия – простое, мрачное, светлое и тресветлое, в каждом было по три звука.

Запись музыки в Древней Руси

Распространение музыки и певчие голоса

Однако не только церковная и народная древнерусская музыка получили широкое распространение на территории страны. По сохранившимся фрескам Софийского собора в Киеве мы можем получить некоторые сведения о светской музыке того периода, которая была распространена при дворе киевских князей. На одной из фресок можно увидеть музыканта, исполняющего мелодию на струнном смычковом инструменте наподобие средневекового фиделия (прообраза виолы). На другой фреске запечатлена целая группа музыкантов, играющих на духовных и щипковых инструментах в окружении скоморохов – плясунов и акробатов. Также на фреске сохранилось изображение органа и играющего на нем человека. Древнерусские князья весьма любили музыку во всех ее проявлениях, ценили талантливых исполнителей.

Существовало три типа голоса:

– демественниками назывались певцы-универсалы, умевшие петь на все три голоса.

Музыка древних цивилизаций: какой она была?

Древний Египет

Загадочная древнеегипетская цивилизация продолжает волновать современные умы. О ее музыке можно судить по иероглифическим записям песен-стихов на стенах гробниц, по барельефам, художественной росписи, сохранившимся музыкальным инструментам. Есть некая вероятность, что некоторые элементы древнейших напевов могли остаться в песенных оборотах коптов современного Египта, Эфиопии и Эритреи. Но судить об этом крайне сложно: мелодика коптов впитала в себя и позднейшее влияние (христианское, мусульманское).

Древняя Месопотамия

Древние цивилизации Шумера, Ассирии, Вавилона вложили свою огромную лепту в развитие музыкального искусства. В Сирии играли на арфах, 5- и 7-струнных лирах, гобое (этот гобой сильно ругал древнегреческий философ Платон). Сирийские мелодии-гимны могли через Грецию проникнуть в Европу и интонационно воздействовать впоследствии на литургические гимны христианского Средневековья.

Из древнего Шумера до нас дошла табличка с поэтическим отрывком и клиновидной нотописью. Это уникальный и древнейший памятник (III тысячелетие до нашей эры). Считается, что здесь записаны ноты, но записаны клинописью. Немецко-американский музыковед Курт Закс предполагал, что это запись арфового аккомпанемента вокальной мелодии.

У вавилонян (Вавилон — сегодняшний Ирак), как и в древнем Египте, также были развиты действа-мистерии с бытовыми сценами, лирическими плачами. Расцвела храмовая музыка (исполняли сами жрецы), светская (исполняли музыканты-рабы). Наибольшего расцвета музыка получила при царе Навуходоносоре.

Священнослужители были одновременно и музыкантами. Элементы мелодических оборотов этой музыки тоже могли через Грецию и Византию проникнуть в европейскую музыкальную культуру Средних веков. На шофаре в Израиле играют до сих пор — во время религиозных церемоний.

Древняя Индия

К сожалению, музыка не могла сохраниться так, как сохранилась архитектура. По крайней мере, если традиция передачи — изустная, без записи, то многое оказывается утраченным. Можно ли предположить, что в музыке древней Индии было нечто подобное сохранившимся грандиозным архитектурным памятникам?

Древнеиндийский актер ната исполнял танец при подпевании хора. Вообще, Индия — колыбель музыкального театра, существовавшего задолго до того, как нечто подобное появилось в Европе. Музыка в Индии до сих пор существует в тесной связи с поэзией и танцем.

Естественно, была выработана своя теория и своя философия музыки. Была и своя запись нот с обозначениями на санскрите.

В Индии всегда проживало множество различных народов, поэтому даже одна тема музыки Индии — неисчерпаема.

Древний Китай

Читайте также: