Скопинская керамика сообщение 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

1 Урок в 5 классе: Скопинская керамика Учитель изобразительного искусства: Остова Тамара Анатольевна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 591 Невского района Санкт - Петербурга

2 Город Скопин Город Скопин ( Рязанская обл.) известен своим гончарным художественным промыслом. А развился он потому, что в окрестностях города в больших количествах залегала глина.

4 Кера́мика (др.-греч. κέραμος глина) изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

6 Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас. Из глины делались печные трубы, кирпич, черепица.

7 Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640.

8 Во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, - производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников.

10 Скопинский промысел всегда отличался буйством фантазии и оригинальностью. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей.

11 Особенно любимы в скопинской керамике драконы, львы, медведи, птица скопа, сказочные сирены. Орнамент, растительный или геометрический, наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.

12 Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Керамику возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города южной России и на Украину.

13 Изделиями скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России: Исторический в Москве, Русский и Этнографии в Петербурге. Там собраны прекрасные коллекции скопинских работ конца XIX - начала XX века.

14 В 1900 году скопинские изделия были представлены на выставке в Париже.

15 В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Позднее на базе артели "Керамик" была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Среди мастеров есть заслуженные художники, заслуженные работники культуры. 10 человек являются членами Союза художников России.



4. Пятый международный фестиваль гончаров в Скопине Международный фестиваль гончаров, праздник древнейшего ремесла, проходит один раз в три года в городе гончаров Скопине

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Но ещё до середины XIX в. скопинские копеечные кувшины, кринки, горшки, квасники не могли конкурировать с переливающейся разными цветами яркой посудой, которую привозили в Рязань и Москву на ярмарки из Липецка и Украины. Какой же стала та скопинская керамика XIX – нач. XX вв., за честь хранения которой теперь соперничают лучшие музеи России? Смотрите слайд-шоу.

Скопинский гончарный художественный промысел — традиционный центр народного искусства на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.

Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара — Демка Киреев, сын Берников.

Скопинский гончарный промысел развивался как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, — производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.

Достаточно быстро Скопин приобрел невиданную популярность. Изделиями скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России. Благодаря этому, современный посетитель Московского Исторического, Петербургских — Русского, Этнографии, Рязанских — Художественного и Историко-архитектурного музея-заповедника может ознакомиться с прекрасными коллекциями скопинских работ конца XIX — начала XX века.

В 1902 и 1913 годах скопинские изделия экспонировались на кустарных выставках и были неоднократно отмечены наградами. В 1900 году они были представлены на выставке в Париже.

Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В изделиях скопинского промысла всегда чувствовался пытливый характер мастера-экспериментатора, часто изобретавшего новые формы, способы декорирования и обжига, порой заимствуя их из других ремесел.

Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство гончаров-художников смогли не только бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной скопинской керамики, но и продолжить их развитие, создавать новые варианты скульптурных и многоярусных сосудов, кувшинов, подсвечников.

По достоинству оценен труд скопинских мастеров. Среди них есть заслуженные художники — Голованова Татьяна и Лощинина Татьяна, заслуженные работники культуры — Н. Насонова и А. Рожко, 10 художников являются членами союза художников России. В 1991 году восьми ведущим мастерам было присвоено звание Лауреатов Государственной Премии России в области литературы и искусства: Пеленкину М., Насоновой Н., Рожко А., Полякову С., Линевой М., Курбатовой А., Головановой Т., Лощининой Т.

Изделия скопинских мастеров экспонируются на многих выставках. Участвуя в конкурсах, художники Скопина часто занимают призовые места.

Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему, самые интересные, по-настоящему уникальные произведения — квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов делаются авторами вручную на гончарной основе. Также делается множество мелких гончарных сувениров, свистулек, горшочков для цветов.

Фигурная скопинская керамика различными тиражами выпускается на участке массовой продукции способом литья и формовки жидкой глины в гипсовые формы с последующей ручной доработкой. На этом участке в большом ассортименте выпускаются цветочные горшки емкостью от 0.5 до 25 литров, всевозможные декоративные вазы для оформления интерьеров помещений.

На скопинской фабрике художественной керамики ведется большая исследовательская работа в области новых технологий, применения новых материалов. Коллектив промысла всегда охотно откликается на нужды заказчика. Сегодня фабрика успешно работает как с ближними торговыми предприятиями, так и с заказчиками из отдаленных регионов страны. Немалый интерес скопинский народный промысел представляет для туристических организаций. Оригинальные изделия скопинского художественного промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области. На предприятии действует музей истории скопинской керамики, проводятся экскурсии.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Скопинский народный промысел художественной керамики — это уникальное явление в русской культуре.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Урок в 5 классе: Скопинская керамика. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из обожженной глины

Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас. Из глины делались печные трубы, кирпич, черепица. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас. Из глины делались печные трубы, кирпич, черепица.

Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640. Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640.

Во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, - производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников.

Во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, - производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников. Во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, - производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников.

Скопинский промысел всегда отличался буйством фантазии и оригинальностью. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей.

Особенно любимы в скопинской керамике драконы, львы, медведи, птица скопа, сказочные сирены. Орнамент, растительный или геометрический, наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.

Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Керамику возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города южной России и на Украину.

Изделиями скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России: Исторический в Москве, Русский и Этнографии в Петербурге. Там собраны прекрасные коллекции скопинских работ конца XIX - начала XX века. Изделиями скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России: Исторический в Москве, Русский и Этнографии в Петербурге. Там собраны прекрасные коллекции скопинских работ конца XIX - начала XX века.

В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Позднее на базе артели "Керамик" была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Среди мастеров есть заслуженные художники, заслуженные работники культуры. 10 человек являются членами Союза художников России. В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Позднее на базе артели "Керамик" была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Среди мастеров есть заслуженные художники, заслуженные работники культуры. 10 человек являются членами Союза художников России.

Керамика скопинская – это гончарные изделия, которые с древних пор изготавливают умельцы города Скопин. Еще в прошлых веках населенный пункт был центром гончарного ремесла, таковым он остался и поныне. Это одно из первых мест, где удалось изобрести гончарный станок. На нем изготавливали сложные изделия из многочисленных элементов. Для украшения применялись традиционные орнаменты, а сверху предмет поливали глазурью по засекреченному рецепту.

Скопинская керамика советская

Что расскажут словари

Если обратиться к словарям Ожегова, Ушакова, можно узнать, что керамика скопинская – это такие изделия, которые производятся строго в Скопине и создаются на станке.

В 1934 была основана артель, в 1976 открыли собственную фабрику.

Традиции, прошедшие сквозь века

Несмотря на то что керамика скопинская называется так в честь города, где базируется производство, гончарные изделия в этих краях начали делать гораздо раньше, нежели появился сам Скопин. Более того, название города пошло от наиболее известного мотива изготавливаемых тут предметов – птицы скопы. История скопинской керамики тянется со времен Киевской Руси.

Из года в год, из века в век только растет спрос на экологически чистые изделия, качественные, долговечные и очень красивые. Мастера Скопина и по сей день соблюдают традиции, а также хранят тайну производства. Впрочем, иногда занавес немного приоткрывают, чтобы обыватели могли коснуться богатейшей истории народных промыслов России.

история Скопинской керамики

Скопин – город мастеров

Керамика скопинская изготавливается именно здесь не случайно. Место было выбрано благодаря обилию глиняных залежей. Получаемое из разработок сырье смешивают с водой, и уже из него мастерят:

Как изготавливают?

Поскольку эта местность богата ресурсами, зачастую глиняное тесто выходит жирным. В этом случае его модифицируют добавлением разных компонентов, чаще всего песка. Следят за тем, чтобы получившаяся глина была достаточно насыщена влагой. Затем ее превращают в однородную, для чего перемешивают руками или с помощью специальной машины. Это помогает удалить воздушные каверны, при обжиге провоцирующие разрушение изделия.

Скопинская керамика особенности

Гончарные изделия делают одним из следующих способов:

  • на гончарном круге;
  • литьем;
  • прессованием.

Сделав заготовку, мастер ее сушит. Если оставить предмет на свежем воздухе, он затвердеет через несколько часов. Чтобы убыстрить процесс, следует поставить вещь в теплое сухое помещение. Для этого на фабрике есть специальная комната с оптимальными климатическими условиями.

Иногда бывает и так, что в процессе производства гончарные изделия требуют правки, доработки или нанесения декоративных выпуклых элементов. Мастера знают точно, в какой момент это делать можно, а когда уже поздно. Промежуток времени довольно короткий, поэтому работать со сложными предметами непросто, требуется опыт и мастерство. Все гончары-скопинцы ориентируются в свойствах сырья, знают, как долго его нужно сушить и в каких условиях это делать, благодаря чему могут корректировать изготавливаемые вещи так, чтобы те выглядели наиболее эстетично, были качественными и долговечными.

Сперва изделия отжигают так, что они становятся подобны камню. Также эта обработка придает вещам стойкость ко влаге. Затем гончарную утварь покрывают глазурью и снова обжигают, и только потом окрашивают. Второй обжиг позволяет достичь абсолютной водонепроницаемости. После него вещь готова к эксплуатации.

Скопинская художественная керамика обладает удивительными качествами: в ней отлично сбивается масло и очень хорошо квасится тесто. Долгое время в такой посуде можно хранить квас и молоко, не опасаясь, что продукты испортятся.

Богатая история – основа популярности в наши дни

Не секрет, что гончарные изделия из города Скопин высоко ценятся не только в России, но и по всему миру. Это эксклюзив, коллекционные предметы, не имеющие аналогов. Во многом это связано с желанием современных людей быть ближе к корням, своими руками коснуться истории, ведь скопинская керамика, как следует из письменных источников, известна была еще в 17 столетии, а то и раньше.

Впрочем, древние традиции – это не единственное преимущество народного промысла. Как в прежние времена, так и сегодня тут работают талантливые люди с богатой фантазией, создающие уникальные, необычные, фантазийные изделия, поражающие своей самобытностью.

Скопинская художественная керамика

А кто коллекционировал?

В наши дни ценителей по всему миру много, но и в прежние времена керамика из Скопина привлекала знатоков. Доподлинно известно, что гончарные изделия были представлены в собраниях:

  • Васнецова;
  • Поленова;
  • Щукина;
  • Бахрушина.

Ценна не только старинная или современная, но и скопинская керамика советская. В последнее время крупнейшие музеи собираются все большие экспозиции изделий этого народного промысла. В России ценители могут полюбоваться на прекрасные образчики глиняной утвари в:

  • Музее керамики в Подмосковье;
  • московском Историческом музее;
  • Этнографическом музее в Санкт-Петербурге;
  • Русском музее, также расположенном в Северной столице.

История продолжается

И в наши дни гончары города Скопин бережно относятся к традициям и изготавливают великолепные изделия в духе и стилистике прежних дней. Это не осталось без внимания, и многие мастера фабрики награждены значимыми наградами. Чтобы узнать больше о них, а также познакомиться с тем, что представляет собой скопинская керамика, особенности ее изготовления, применения узнать, можно посетить Скопин. На фабрике регулярно организуются экскурсии для групп и одиночных посетителей.

гончарные изделия

Можно не только посмотреть, но и своими руками попробовать сделать:

  • кумганы;
  • квасники;
  • кувшины;
  • игрушки.

Посетители могут увидеть великолепные скульптуры и подсвечники, оправы для каминных часов, выполненные признанными мастерами работы с глиной.

Как посетить?

До города Скопин проще всего добраться от Рязани. Расстояние – около ста километров. Регулярно ходит общественный транспорт.

Фабрика в лицах

Поскольку скопинская керамика – это не просто народный промысел, но изделия художественной ценности, всему миру известны имена лучших мастеров, их изготавливающих.

керамика Скопинская

Должность художника-мастера занимает Юрий Гефендер. Его работы с 1991 года можно регулярно видеть на конкурсах и выставках. Родился в Узбекской ССР, обучался в Рязани в училище имени Вагнера.

Читайте также: