Последовательность действий лектора при проведении лекции сообщение плана лекции

Обновлено: 18.05.2024

В организационный момент сообщить тему и мотивировать ее значение, четко выделить цель и задачи лекции, проконтролировать соответствие скорости чтения лекции, скорости ведения записей в конспектах обучаемыми.

При чтении лекции или использовании лекционного компонента в структуре других типов и видов занятий следует учитывать ряд правил:

Лекция во всем ее многообразии, например, комбинированная лекция, включающая элементы семинарского или лабораторного занятия, становится все более популярной формой учебного взаимодействия.

В качестве основных требований к лекциям управленческих дисциплин необходимо акцентироваться на следующем:

  • Высокий научный уровень излагаемой информации, имеющий, как правило, мировоззренческое значение;
  • Большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;
  • Доказательность и аргументированность высказываемых суждений;
  • Достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов;
  • Ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;
  • Анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;
  • Выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;
  • Разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;
  • Умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование дидактических материалов и технических средств;
  • Применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.


Вводная и заключительная части лекций могут включать и задание на перспективную подготовку к следующей лекции. Такой прием целесообразен, если применяется технология, которую мы называем технологией уточнения ценностей.

Один из ее аспектов – в задаче уточнения содержания предлагаемого на лекции материала с тем, что уже заранее освоено студентами в процессе самостоятельной работы дома, отражено в конспекте, а во время лекции дополняется материалом преподавателя, содержание которого находится за пределами доступного для обучаемого учебника или подкреплено дополнительными эмпирическими данными. Таким образом, развивающая и воспитывающая функции лекции остаются ее базовым контекстом.

Элементы учебного процесса.

ЛЕКЦИЯ. Начальным элементом учебного процесса является лекция. В ней дается стройное, последовательное и концептуальное изложение определенной проблемы. В вводной части обозначаются рассматриваемые проблемы, дается обзор источников, которые необходимо изучить. Основу же лекции составляют определенные темы, сущность и содержание предмета исследования. Лекция пробуждает мысль, вырабатывает взгляд на науку, помогает уяснить основные идеи, показать возможные пути и средства использования материалов, содержащихся в лекции.

Но лекция не может исчерпать предмет науки. Проблема лекции становится предметом дальнейшего разговора на практическом занятии, что, безусловно, привлекает к ней внимание, приковывает интерес к теме, дает определенный толчок к познанию.

Лекция приобретает статус организующего начала к самостоятельной работе. И происходит это непосредственно на самой лекции в процессе общения лектора со студентами. Студенты могут репликой уточнить или усилить определенный аспект лекции, соответствующей реакцией одобрить или усомниться в том или ином положении. Таким образом, создается атмосфера совместной работы лектора и аудитории.

Ошибочно мнение, что на лекции главное – это успеть, как можно больше записать из того, что говорил лектор, а осмыслить им сказанное можно якобы потом. Если не вдумываться в сущность проблемы, не понять главного, то записывать в сущности нечего. Именно на лекции надо разобраться с наиболее трудными положениями, непонятными идеями. Ведь непонятое одним может оказаться неясными для других. Поэтому уточнение (или повторение) сути вопроса составляет обязательное условие лекции.

От студентов надо требовать записи лекции. Назначение таких записей многопланово. Это и сохранение информации, и переработка информации по частям, ее проработка для постановки и решения новых задач, обмен и передача информации и т.д. Исходя из назначения информации, студенты пользуются различными видами записей.

Одни по ходу лекции фиксируют отдельные мысли, положения, акценты, выводы, заключения, статистические данные. Другие предпочитают конспектировать лекции. Однако, используя все эти приемы, студент должен учитывать, что изложенные в лекции положения требуют от него и самостоятельной работы.

В лекции, особенно проблемного характера, студент не получает готовых выводов. Он как бы активно участвует при их рождении в творческой лаборатории преподавателя. И совсем неслучайно по ходу лекции преподаватель ставит вопросы, а затем как бы вместе со студентом дает на них ответ.

Естественно, неслучайно преподаватель, отвечая на один вопрос, привлекает внимание к другому, возбуждает интерес к проблеме в целом. Он вовлекает студента в творческую осмысленную работу, рекомендует ознакомиться с монографией, статьей, где та или иная проблема рассматривается значительно глубже.

В отдельных случаях какие-то вопросы темы на лекции только затрагиваются. Учитывая, что материал актуален и может заинтересовать студента не только в учебном, но и в практическом плане, преподаватель будет ориентировать желающих изучить вопрос глубже на самостоятельную работу.

Порой, в лекции могут рассматриваться не решенные и не полностью решенные вопросы. В таких случаях, разъясняя суть проблемы, преподаватель знакомит студентов с различными точками зрения на предмет дискуссии, излагает свою позицию, выводит слушателя на передний край науки, касающейся его предмета.

Все это вызывает интерес, побуждает мыслить, заставляет с повышенным вниманием отнестись к конспектированию лекции. В связи с этим следует обратить внимание на проблемы, связанные с трудностями конспектирования. Одни студенты не успевают записать сказанное преподавателем, другие не выработали окончательно своего отношения к форме конспекта. Так или иначе, но приходится признать, что это, казалось бы, техническая сторона дела, играет свою роль.


Опыт показывает, что конспектом удобнее пользоваться, если иметь по каждой учебной дисциплине отдельную тетрадь. Разумеется, можно делать записи и на отдельных листах, но затем каждую страницу пронумеровать и соответствующим образом скрепить.

Независимо от того, в какой форме конспектируется лекция, в отдельной тетради или на отдельном листе, целесообразно делать запись только на одной (правой) стороне листа, предусмотрев достаточные для пометок поля размером 4-6 см. Такие поля позволяют студенту делать важные для него пометки, вносить уточнения, добавления, статистический материал, имена, необходимые источники и, наконец, отразить свое собственное отношение к тому или иному вопросу.

При таком подходе легче пользоваться конспектом для закрепления знаний. Практика показывает, что именно такая форма способствует запоминанию большого по объему фактического материала, если пользоваться продуманными сокращениями часто встречающихся определений и оборотов речи, не владеющий стенографией студент может воспользоваться сокращениями слов, принятыми в энциклопедических словарях или других справочных изданиях.

Готовясь к конспектированию очередной лекции, студент затратит меньше времени на новые записи, просмотрев предшествующий им материал. Это не потребует больших усилий и времени, но эффект может быть значительным, ибо позволит свободнее ориентироваться в новом материале, опираясь на уже усвоенный материал.

Иными словами, хорошо отработанный конспект служит надежным подспорьем при усвоении материала, твердое знание которого обеспечивает успех и в учебе и в практической деятельности.

Если занятия проводятся у студентов заочной или вечерней формы обучения, то допускается, что часть тем, не пройденных на лекциях, передается студентам в электронном виде. Более того, на усмотрение преподавателя лекция может проводиться в виде дискуссии с обсуждением конкретных примеров из российской практики на основе заранее распечатанных лекций, переданных преподавателем в электронном виде.

Данная форма проведения лекционных занятий, считается, на наш взгляд, также прогрессивной, т.к. студенты делают только лишь поясняющие для себя записи.
Наконец, очень удобной формой восприятия лекционного материала для студентов может быть презентация слайдов с помощью мультимедиа.

При проведении лекций необходимо обращать внимание на следующие основные моменты.

Лекция выполняет следующие функции:

  • Информационную (дает необходимые сведения учащимся, является формой изложения знаний);
  • Стимулирующую (мотивационную и организационную) (побуждает интерес к теме, призывает изучать другие источники, формирует познавательный интерес к содержанию учебного предмета и профессиональную мотивацию будущего специалиста, обеспечивает информационные и психологические основы для дальнейшего усвоения учебного материала);
  • Развивающую (дает оценки явлениям, развивает и активизирует мышление, формирует сознательное отношение к процессу обучения, стремление к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине). Добавим и подчеркнем: ориентирует на образец ответственного отношения преподавателя к подготовке учебного занятия, реализации навыков научного труда, педагогического общения и соответствующего ему внешнего вида.

Для этого используются методы экспресс-опросов по основным проблемам актуализированного учебного материала, оценки активности обучаемых в диалоге с преподавателем, качественные показатели выступлений, презентаций и т.д. Функции лекции реализуются в процессе организации и проведения нескольких типов лекций.

Различаются следующие типы лекций:

  • по общим целям (агитационная, пропагандистская, воспитывающая, развивающая);
  • по содержанию (академическая, популярная);
  • по дидактическим задачам (вводная, текущая, заключительно- обобщающая, установочная, обзорная и т.д.);
  • по воздействию на слушателей (на уровне эмоций, на уровне убеждения, на уровне понимания).

Резюмируя вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на доминирование, в основном, невербальных форм взаимодействия в вузе. Обучаемые, как правило, молча оформляют конспекты, молча выслушивают преподавателя, молча выполняют тестовые задания.

Вербальный компонент используется либо редко, либо формально. Формализм связан с допустимостью выступлений обучаемых, к примеру, на практических занятиях, с морально устаревшим материалом, имеющим признаки плагиата при подборе материала и т.д. Поэтому вербальные формы проведения преподавателем промежуточных экспресс-оценок качества освоения лекционного материала обучаемыми приобретают все большее значение.

Последовательность подготовки к лекции включает следующие этапы:

▪ Ознакомление с учебным планом специальности (место в системе всех дисциплин).

▪ Изучение логики построения учебного курса (содержание лекционных, семинарских и практических занятий).

▪ Ознакомление с учебниками и учебными пособиями (в каком объеме раскрыто содержание курса), подбор дополнительной, новейшей литературы.

▪ Выделение дидактического материала относительно требований конкретной темы с учетом интеллектуальных возможностей студентов.

▪ Ознакомление с новыми (не известными студентам) научными понятиями, терминами, их этимологией.

▪ Подготовка текстового варианта лекции (не дублировать текст базового учебника, текст – 20–24 стр.). Структура лекции:

– обозначение темы и вопросов,

– список рекомендованной литературы,

– перечисление новых научных понятий, которые вводятся в этой теме,

▪ Обработка отредактированного дидактического материала лекции (видеозапись, корректировка по содержанию, темпу, ритму).

▪ Составление тезисов, опорных сигналов и т. п. (отойти от прямого чтения, осуществлять творческий поиск истины).

▪ Создание вспомогательного, резервного, дидактического материала (примеры, факты для создания позитивного эмоционального настроя студентов).

Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучаемой отрасли знаний.

После определения структуры лекционного курса можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы подготовки к лекции:

▪ отбор материала для лекции;

▪ определение объема и содержания лекции;

▪ выбор последовательности и логики изложения;

▪ подбор иллюстративного материала;

▪ выработка манеры чтения лекции.

Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться с действующим законодательством и подзаконными актами, авторитетными комментариями к действующим законам и проблемными статьями в периодической литературе. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.

Определение объема и содержания лекции – второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим (статистическим и т. п.) материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели. Приступая к решению вопроса об объеме и содержании лекции, следует учитывать ряд особенных, специфических черт этого вида занятий, в том числе и дидактическую.

Выбор последовательности и логики изложения материала – следующий этап работы над лекцией. При составлении плана лекции лучше выделить самостоятельные разделы, после каждого из которых желательно сделать обобщения. Выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание слушателей. Определяя логику построения лекции, следует четко определить, какой метод изложения целесообразно использовать – метод индукции, дедукции или аналогии.




Индуктивный метод состоит в движении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда обобщение делается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных об изучаемом явлении или предмете. Недостатком ее является громоздкость, так как приходится иногда оперировать с большим числом данных. Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных.

Дедуктивный метод изложения состоит в движении от общего к частному. Дедукцией пользуются в том случае, если известна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежит анализу отдельные проявления этой закономерности.

Заключительный этап работы над текстом лекции – ее оформление. Абсолютное большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляет в виде конспектов. Более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами.

Выработка индивидуальной манеры чтения лекции – исключительно важный и длительный период в подготовке к лекционному занятию. Прежде всего, не следует никогда читать текст лекции. Надо стремиться к ведению активного диалога с аудиторией, держать себя непринужденно, свободно, уверенно, передвигаться по аудитории, следя за тем, успевают ли студенты записывать за вами. Целесообразно повторять наиболее важные положения, периодически менять тембр голоса, логические ударения, показывая этим важность раздела, мысли, вывода или обобщения. Это нужно заранее продумать при подготовке лекции, отметить в лекционной модели, например, подчеркивая те или иные блоки лекции цветными фломастерами.

Подбор иллюстративного материала может быть немаловажным этапом подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы необходимо не только тщательно отобрать, но определить и зафиксировать их последовательность при чтении лекции.

Для достижения наивысшей эффективности лекции необходимо выполнять рядпедагогических правил:

1) взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов;

2) взаимосвязь частей изучаемого материала;

3) обобщение изученного материала;

4) стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;

5) единообразие структуры построения материала.

• рационально дозировать материал в каждом из разделов;

• использовать простой, доступный язык, образную речь с примерами и сравнениями;

• отказаться, насколько это возможно, от иностранных слов;

• использовать наглядные пособия, схемы, таблицы, модели, графики и т. п.;

• применять риторические и уточняющие понимание материала вопросы;

• обращаться к техническим средствам обучения.

Последовательность подготовки к лекции включает следующие этапы:

▪ Ознакомление с учебным планом специальности (место в системе всех дисциплин).

▪ Изучение логики построения учебного курса (содержание лекционных, семинарских и практических занятий).

▪ Ознакомление с учебниками и учебными пособиями (в каком объеме раскрыто содержание курса), подбор дополнительной, новейшей литературы.

▪ Выделение дидактического материала относительно требований конкретной темы с учетом интеллектуальных возможностей студентов.

▪ Ознакомление с новыми (не известными студентам) научными понятиями, терминами, их этимологией.

▪ Подготовка текстового варианта лекции (не дублировать текст базового учебника, текст – 20–24 стр.). Структура лекции:

– обозначение темы и вопросов,

– список рекомендованной литературы,

– перечисление новых научных понятий, которые вводятся в этой теме,

▪ Обработка отредактированного дидактического материала лекции (видеозапись, корректировка по содержанию, темпу, ритму).

▪ Составление тезисов, опорных сигналов и т. п. (отойти от прямого чтения, осуществлять творческий поиск истины).

▪ Создание вспомогательного, резервного, дидактического материала (примеры, факты для создания позитивного эмоционального настроя студентов).

Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучаемой отрасли знаний.

После определения структуры лекционного курса можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы подготовки к лекции:

▪ отбор материала для лекции;

▪ определение объема и содержания лекции;

▪ выбор последовательности и логики изложения;

▪ подбор иллюстративного материала;

▪ выработка манеры чтения лекции.

Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться с действующим законодательством и подзаконными актами, авторитетными комментариями к действующим законам и проблемными статьями в периодической литературе. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.

Определение объема и содержания лекции – второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим (статистическим и т. п.) материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели. Приступая к решению вопроса об объеме и содержании лекции, следует учитывать ряд особенных, специфических черт этого вида занятий, в том числе и дидактическую.

Выбор последовательности и логики изложения материала – следующий этап работы над лекцией. При составлении плана лекции лучше выделить самостоятельные разделы, после каждого из которых желательно сделать обобщения. Выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание слушателей. Определяя логику построения лекции, следует четко определить, какой метод изложения целесообразно использовать – метод индукции, дедукции или аналогии.

Индуктивный метод состоит в движении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда обобщение делается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных об изучаемом явлении или предмете. Недостатком ее является громоздкость, так как приходится иногда оперировать с большим числом данных. Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных.

Дедуктивный метод изложения состоит в движении от общего к частному. Дедукцией пользуются в том случае, если известна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежит анализу отдельные проявления этой закономерности.

Заключительный этап работы над текстом лекции – ее оформление. Абсолютное большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляет в виде конспектов. Более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами.

Выработка индивидуальной манеры чтения лекции – исключительно важный и длительный период в подготовке к лекционному занятию. Прежде всего, не следует никогда читать текст лекции. Надо стремиться к ведению активного диалога с аудиторией, держать себя непринужденно, свободно, уверенно, передвигаться по аудитории, следя за тем, успевают ли студенты записывать за вами. Целесообразно повторять наиболее важные положения, периодически менять тембр голоса, логические ударения, показывая этим важность раздела, мысли, вывода или обобщения. Это нужно заранее продумать при подготовке лекции, отметить в лекционной модели, например, подчеркивая те или иные блоки лекции цветными фломастерами.

Подбор иллюстративного материала может быть немаловажным этапом подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы необходимо не только тщательно отобрать, но определить и зафиксировать их последовательность при чтении лекции.

Для достижения наивысшей эффективности лекции необходимо выполнять рядпедагогических правил:

1) взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов;

2) взаимосвязь частей изучаемого материала;

3) обобщение изученного материала;

4) стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;

5) единообразие структуры построения материала.

• рационально дозировать материал в каждом из разделов;

• использовать простой, доступный язык, образную речь с примерами и сравнениями;

• отказаться, насколько это возможно, от иностранных слов;

• использовать наглядные пособия, схемы, таблицы, модели, графики и т. п.;

Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план и задачи, перечисляется литература к лекции, показывается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы.

В основной части всесторонне раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития, формулируется вывод.

В заключительной частиподводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются общие выводы, излагаются рекомендации по выполнению самостоятельной работы, даются ответы на вопросы.

Задача преподавателя – сделать каждую лекцию убедительной, точной, осязаемой.

Форма подачи лекционной информации:

- голосовое оформление (с точки зрения педагогической психологии);

- репетирование (перед зеркалом и магнитофоном) с хронометрированием времени всей лекции и отдельных ее частей.

Этапы подготовки лекции:

- изучение программы и учебников;

- составление списков литературы;

- изучение литературы, отбор материала и его стилистическая правка;

- выбор типа композиции;

- написание плана или конспекта, выделение в нем главного и четкое структурирование текста;

- подбор иллюстративного материала (схем, таблиц, произведений изобразительного или музыкального искусства, рисунков и отрывков из художественной литературы, фотографий, аудио- и видео материалов, других технических средств обучения).

Конспект каждой лекции должен содержать:

- тему (точно сформулированную);

- список литературы обязательной и дополнительной;

- текст содержания (с выделением основного и второстепенного);

- задания для самостоятельной работы.

Лекционные занятия должны строиться с учетом следующих особенностей:

- содержание лекционного материала, отражающего самые актуальные проблемы дисциплины, должны быть максимально динамичными;

- необходима практическая направленность лекции, то есть увязывание теоретических положений с решением конкретных практических задач в области дисциплины и специализации;

- серьезность требований к научному и методическому уровню лекции, основная направленность которой заключается в поисках новых путей обогащения знаний студентов, формирование у них заданной системы знаний. Лекционный материал должен быть таким, чтобы на его основе можно было самостоятельно повышать уровень знаний, опираясь на него как на базу.

Функции лекции:

- информационная(изложение необходимых сведений);

- общеобразовательная(дает оценку явлениям, развивает мышление);

- мировоззренческая;

- стимулирующая(пробуждает интерес к теме и излагаемому материалу);

- разъясняющая(направленная, прежде всего, на формирование основных понятий науки);

- убеждающая(с акцентом на системе доказательств);

Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учащимися учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.

Применение лекции как метода обучения в условиях современного вуза позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью (16).

Лекция – многогранное явление. Нужно учитывать композицию, содержание, подбор примеров и иллюстраций, методическое оформление, расчет времени, состав слушателей, приемы активизации, связь с предыдущим материалом, основные вопросы для запоминания и записи в ходе лекции, литературу для самостоятельной работы.

Лекция как форма устного изложения не может быть заменена зачитыванием готового текста, магнитофоном, телепередачей, радиотрансляцией. Живая речь преподавателя непосредственно воздействует на формирование знаний. На лекции допускается импровизация, которая оживляет ее, придает ей творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес.

Необходимость и значение лекции в системе обучения во многом объясняется тем, что она имеет ряд существенных преимуществ перед другими формами обучения, которые заключаются в следующем:

1) в оперативности передачи в обобщенном виде научной информации и экономичности времени;

2) в убедительности и эмоциональности приводимых фактов и положений, более полном раскрытии способностей слушателей в области восприятия;

3) в развитии различных видов памяти, мышления и внимания;

4) в непосредственном контакте со слушателями-студентами, позволяющем преподавателю иметь возможность наблюдать их реакцию и оперативно корректировать процесс передачи информации;

Лекция является базовой основой для реализации других форм учебного процесса. Поэтому чем выше качество лекционной информации, тем лучше она усваивается студентами и в достаточном количестве отображается в их конспектах. Однако для того чтобы провести на высоком уровне лекционное занятие, необходимо определить и использовать определенные признаки, характеризующие ее качество, на основе которых может быть осуществлена эффективная подготовка лекционного занятия и максимально объективная оценка достигнутого качества результата проведенной лекции.

Факторы, определяющие качество лекции

Факторы составлены на основеизучение учебной и специальной литературы, обобщения мнений студентов и преподавателей по вопросам причин-факторов, оказывающих влияние на качество лекционных занятий.

1. Наличие предметных аудиторий по каждой изучаемой дисциплине.

2. Наличие в аудитории необходимого необходимых средств отображения и представления студентам лекционной информации. Лучший вариант использование средств презентации с возможностью статического и динамического представления изучаемых объектов.

3. Удобство столов и сидений, достаточность посадочных мест.

4. Оптимальная освещенность аудитории и представляемых объектов.

5. Обеспечение возможности зрительного восприятия информации, отображенной на доске (или другими средствами) из любых зон аудитории.

6. Пунктуальность преподавателя, его внешний вид.

7. Обязательность взаимного приветствия (преподаватель – аудитория) перед началом лекции.

8. Умение преподавателя настроить аудиторию на рабочий лад.

9. Оптимальное сочетание в преподавателе строгости и доброжелательности.

10. Отношение студентов к преподавателю.

11. Взаимоотношение преподавателя и студентов.

12. Психологический и поведенческий климат в аудитории.

13. Наличие в процессе лекции обратной связи студент-преподаватель.

14. Наличие сотрудничества между преподавателем и студентами в процессе лекции.

15. Четкость и правильность речи преподавателя.

16. Оптимальный темп лекции (изложения лекционного материала).

17. Выделение преподавателем интонацией и темпом узловых моментов, которые студенты должны обязательно законспектировать.

18. Разумное регулирование преподавателем темпа лекции по просьбе аудитории.

19. Полная запись (без стирания) решений и схем на доске (экране)ю

20. Напоминание преподавателем материала, на котором базируется лекция.

21. Четкая постановка цели и задач лекции, доказательное решение поставленных задач.

22. Демонстрация преподавателем в процессе лекции неразрывной связи теории с практикой.

23. Деление преподавателем лекционного материала на логически завершенные и наилучшим образом усваиваемые дозы.

24. Изложение материала лекции от простого к сложному (в развитии).

25. Логичность и обоснованность излагаемого материала.

26. Использование на лекции:

- иллюстрационного материала (плакатов, схем и т.д.);

- пассивного и активного раздаточного материала;

- демонстрационных опытов и действующих макетов;

- специальных технических средств (диафильмы, фильмы, эпидиаскопы, компьютерную графику и т.д.);

- заготовок текстов, таблиц, схем и т.д.

27. Доступность лекционного материала для большинства студентов.

28 Полнота лекционного материала (возможность его использования при подготовке к лабораторным и практическим занятиям, семинарам и коллоквиумам, выполнения на его основе внеаудиторных работ).

29. Связь лекционного материала с учебным материалом других (особенно специальных) дисциплин.

30. Направленность лекционного материала на формирование специалиста.

31. Формирование преподавателем в процессе лекции у студентов интеллектуальных и творческих способностей.

32. Использование методов снятия усталости и напряжения:

- чередование темпа лекции;

- введение в лекционный материал, которые студенты должны кратко записать (экскурс в историю, сопоставление данных, напоминание материала, на котором базируется последующий и т.д.);

- постановка перед студентами вопросов, связанных с изучаемым материалом;

- указание областей применения изучаемого материала (или опрос студентов по вопросам возможного использования лекционного материала).

33. Повышение активности студентов в процессе лекции:

- периодическая проверка преподавателем конспектов и поощрение студентов за лучшие и доработанные конспекты;

- краткий опрос студентов по материалам, заданным на проработку, на основе которых базируется материал излагаемой лекции;

- постановка перед студентами вопросов в процессе лекции;

- решение на лекции совместно со студентами практических примеров;

- привлечение студентов к обсуждению парадоксов.

34. Повышение заинтересованности студентов процессом обучения при проведении лекции:

- решение задач, подобные которым имеются в экзаменационных билетах;

- подбор материалов, на основе которых решаются задачи курсового и дипломного проектов;

- приведение информации, отсутствующей в учебниках, связанной с новизной и перспективными направлениями развития науки и техники в области дисциплины и специализации;

- приведение примеров использования теоретического материала для решения практических задач и т.д.;

- учет мнений студентов по содержанию лекционного материала.

35. Использование объективного и эффективного педагогического контроля (методов и средств) для оценки:

- подготовленности студентов к лекции;

- качества восприятия и усвоения студентами лекционного материала;

- умение использования теоретический материал для решения практических задач;

- умения студентов формировать в конспектах заданные объемы (и содержания) учебного материала;

- качества доработки студентами лекционного материала по заданию и рекомендациям преподавателя.

36. Объективное подведение итогов лекции.

37. Выделение (и поощрение) студентов, проявивших на лекции наибольшую активность, сообразительность, неординарность мышления.

38. Определение и анализ (после проведения лекции) ее достоинств и недостатков.

39. Разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков лекционного материала, методики проведения лекции.

40. Выяснение преподавателем мнений студентов (и учет их мнений) по вопросам:

- оптимальности темпа лекции;

- доступности излагаемого материала;

- возможности и достаточности использования лекционного материала для решения практических задач;

- полноты лекционного материала;

- степени использования лекционного материала при выполнении расчетно-графических заданий, курсовых и дипломного проекта и т.д.;

- использования лекционного материала при решении интеллектуальных задач, проведения исследований в рамках НИРС.

41. Самооценка преподавателем качества лекционного материала на основе анкетирования студентов по вопросам составленных самим преподавателем и предложенных студентами.

42. Доработка преподавателем материалов в процессе подготовки к лекции с учетом новейших достижений науки и техники в области читаемой дисциплины и специальности.

43. Использование в процессе подготовки и проведения лекционных занятий рекомендаций, передовых достижений в области теории и практики педагогики, психологии, методики обучения.

44. Подробный анализ результатов лекционных занятий, выявление их достоинств и недостатков (с учетом мнений студентов), разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков.

45. Внедрение (опробование) преподавателем разработанных мероприятий в учебный процесс при проведении последующих лекционных занятий, занятий в других группах (или на последующий курсах).

Лекции различаются по своему построению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов.

Выделяют два класса лекций — традиционные и нетрадиционные лекции.

1. Лекции традиционные:

1) информативная (или информационная,

2. Лекции нетрадиционные:

2) лекция вдвоем;

6) лекция–консультация и др.

Структура такой лекции выглядит следующим образом:

1) цели и задачи лекции;

2) вводная часть (актуальность вопроса);

3) историческая справка (в зависимости от наличия времени);

4) основные положения и их аргументация (современное состояние вопроса);

5) практические выводы;

6) перспективы развития;

8) рекомендованная литература (можно давать в ходе лекции).

Проблемная лекция. В проблемной лекции иллюстрируется какая-либо научная или практическая проблема: ее появление, направление, способы решения, а также последствия этого решения. Рассуждая, лектор публично демонстрирует процесс решения мыслительной задачи и, что ценно для студентов, обучает навыкам мыслительных действий.

Для каких тем следует использовать проблемные лекции — решать самому преподавателю, но предпочтительно излагать в проблемном ключе основной вопрос или основные понятия любой темы.

Структура проблемной лекции:

1) цели и задачи лекции;

2) актуальность вопроса;

3) постановка проблемы (противоречия);

4) решение проблемы преподавателем (или с участием студентов);

5) выводы (формулируются совместно со студентами);

Лекция–визуализация. Подобная лекция реализует дидактический принцип наглядности через использование визуальных и аудио-визуальных технических средств предъявления информации.

Выделяют несколько типов учебных фильмов:

1) иллюстративно-просветительские (для повышения наглядности и обобщения материала,

2) научно-популярные (для возбуждения интереса к учебной дисциплине,

3) научные (для наглядного представления динамики разнообразных процессов и явлений).

В зависимости от типа учебного фильма, который демонстрируется, лекции–визуализации могут проводиться в начале преподавания нового учебного предмета, в процессе изучения предмета и для обобщения знаний по предмету.

1) цели и задачи лекции;

2) вводная часть (изложение теоретического и практического значения изучаемого вопроса);

3) инструкция к просмотру фильма (указываются фрагменты, на которые необходимо обратить особое внимание, даются вопросы для обсуждения после просмотра и т. п.);

4) показ учебного фильма;

5) комментарии преподавателя;

6) ответы на вопросы студентов;

Лекция вдвоем. Различают два варианта такого типа лекции:

Структура лекции вдвоем (2-ой вариант):

1) цели и задачи лекции, актуальность вопроса (1-ый преподаватель);

2) изложение 1-го фрагмента материала 1-ым преподавателем;

3) проблемный вопрос 2-го преподавателя 1-му;

4) ответ 1-го преподавателя (возможен мини-спор между преподавателями);

5) изложение 2-го фрагмента материала 1-ым преподавателем;

6) проблемный вопрос 2-го преподавателя 1-му;

7) ответ 1-го преподавателя и т. д. ;

8) заключительное слово 1-го и 2-го преподавателя.

1) цели и задачи лекции;

2) порядок работы на занятии;

3) вопросы студентов (студенты заранее разбиваются на группы, каждая группа готовит вопросы по определенному разделу);

4) ответы преподавателя;

1) цели и задачи лекции;

2) изложение 1-го фрагмента материала преподавателем;

3) вопрос к аудитории;

4) ответы студентов;

5) изложение следующего фрагмента материала преподавателем;

6) вопрос к аудитории;

7) ответы студентов и т. д. ;

Лекция–дискуссия предполагает организованный преподавателем свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекции.

1) цели и задачи лекции;

2) актуальность вопроса;

4) изложение 1-го фрагмента материала преподавателем;

5) проблемный вопрос к аудитории;

6) свободная дискуссия;

7) подведение итогов дискуссии преподавателем;

8) изложение 2-го фрагмента и т. д. ;

Лекция–консультация проводится, когда тема носит сугубо практический характер. После краткого изложения основных вопросов темы студенты задают преподавателю вопросы, которые не должны выходить за рамки учебной программы. Ответам на них может отводиться до 50% учебного времени. В конце занятия проводится небольшая дискуссия – свободный обмен мнениями, который подытоживает преподаватель.

1) цели и задачи лекции;

2) краткое изложение основных вопросов темы преподавателем;

3) вопросы студентов преподавателю;

4) ответы преподавателя;

5) свободная дискуссия;

6) подведение итогов дискуссии преподавателем;

К подготовке и проведению лекции любого типа предъявляются следующие педагогические и методические требования:

1) высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение;

2) объем научной информации должен быть четко систематизирован и методически проработан;

3) высказываемые суждения доказательны, аргументированы;

4) лекционный материал должен быть доступен для понимания;

5) вводимые термины и названия должны быть разъяснены;

6) главные мысли и положения должны быть выделены, формулировки выводов четкие, лаконичные;

7) слушателям должна быть предоставлена возможность слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;

8) организация обратной связи на лекции (прямые вопросы к аудитории, совместное размышление вслух, письменный опрос и т. д.);

9) использование дидактических материалов, средств наглядности (блок-схем, чертежей, таблиц, графиков, рисунков и т. п., в т. ч. технических.

Методическая разработка лекции (курса лекций) включает в себя следующие пункты:

1. титульный лист;

2. аннотация (краткое содержание: основные вопросы, рассматриваемые в лекции, представленные в виде тезисов);

3. методические рекомендации по проведению лекции:

- вид лекции (указывается в случае использования активных методов (технологий) обучения (т. н. нетрадиционные виды лекций: лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция пресс- конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция- консультация и т. д. ,

- формируемые компетенции (указываются компетенции, на формирование которых направлено содержание лекции,

- цель и задачи (учебная, воспитательная, развивающая) (необходимо помнить, что лекция формирует только уровень представлений, независимо от ее типа и места в учебном процессе,

- продолжительность лекции: 2 часа,

- место проведения: аудитория,

- оснащение (методическое: схемы, видеофильмы, наглядные пособия, методическая разработка лекции; материально – техническое: таблицы, плакаты, оборудование и материалы, приборы ТСО);

4. план лекции (включает в себя название, педагогическую цель, описание и хронометраж этапов);

5. конспект лекции;

6. список литературы (использованный для подготовки к лекции, рекомендуемый для самостоятельного изучения).

План лекции необходимо представить в виде таблицы:

№ п/п Название этапа Описание этапа

(содержание учебного материала) Время этапа

Структура лекции и, соответственно, названия этапов, определяются типом лекции и содержанием, выносимым на лекцию. Любая лекция всегда имеет первый – организационный этап и последний – заключительный этап.

Описание этапа представляет собой формулировку конкретных действий лектора и основных пунктов содержания лекции, которые должны соответствовать содержанию учебной программы.

Время этапа определяется исходя из объема информации и сложности материала.

Полный вариант таблицы плана лекции:

№ п/п Название этапа Описание этапа

(содержание учебного материала) Педагогическая цель этапа Время этапа

Конспект лекции обязательно включает в себя вводную, основную и заключительную части и может быть схематично представлен следующим образом.

I. Вводная часть лекции (вступление)

Вводная часть лекции включает в себя название темы, цель, задачи (образовательная, развивающая, воспитательная, пункты плана лекции (основные вопросы, подлежащие рассмотрению, ретроспекцию-напоминание о вопросах, рассмотренных на предыдущей лекции, связь с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данном курсе, а также в системе других наук.

II. Основная часть лекции

Основная часть — изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Определяется видом лекции.

III. Заключительная часть лекции

Заключение — подведение общего итога лекции, повторение основных положений лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов. Задания для самоподготовки.

IV. Список литературы рекомендуемой для самоподготовки.

Список литературы

1. Актуальные проблемы дидактики высшей школы: современные технологии обучения / Межвуз. сб. науч. ст. по материалам проекта повышения квалификации преподавателей вузов. — СПб. : изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. — 2005. — 452 с.

2. Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластенина. М., 2007.

3. Колычев Н. М., Семченко В. В., Левкин Г. Г., Сосновская Е. В. Лекция о лекции: учеб. пособие — 2-е изд., испр. и доп. — Омск: Омская областная типография, 2014. — 80 с.

4. Красинская, Л. Ф. Учимся учить по-новому, или о неиспользованных возможностях лекции [Текст] / Л. Ф. Красинская // Высшее образование в России. — 2011.— № 2.

5. Криницин Д. Я. Методика построения и чтения лекции / Д. Я. Криницин. — Омск, 1972. — 14 с.

6. Роботова А. С. Современная лекция: гуманитарный смысл [Текст] / А. С. Роботова // Высшее образование в России. — 2007.— № 4.

7. Сорокин Г. М. Лекция в учебном процессе вуза / Г. М. Сорокин // Вестник высшей школы. — 2010. — № 1. — С. 36 — 39.

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Петропавловск-Камчатского городского округа

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИИ

Автор–составитель: ФИО учителя

Приложение 2

Образец оборотной стороны титульного листа

Зам. директора по УВР

Рассмотрено на заседании

Автор–составитель: ФИО учителя

Рецензент: ФИО методиста

Образец плана лекционного занятия

№ п/п Этапы Содержание учебного материала Время

1. Установочный (организационный момент) Приветствие. Проверка присутствующих на занятии. Оценка внешнего вида. Формулировка темы, цели, задач занятия, мотивации обучения 5 мин.

2. Определение содержания материала (плана лекции):

3. Определение методов, средств изложения материала (формулировка проблемы, приведение примеров, данных исследований, опыта работы)

Изложение основных вопросов лекции 65 мин.

3. Закрепление изученного материала Формулировка вопросов по содержанию, экспресс-опрос, ответ преподавателя на вопросы обучающихся по материалу лекции 10 мин.

4. Подведение итогов занятия Определение результативности занятия в соответствии с поставленной целью 8 мин.

5. Определение задания для самостоятельной работы обучающихся Перечень заданий, определение формы выполнения 2 мин.

Приложение 4

Примерные цели и задачи лекции

Примеры образовательных целей (задач)

Примеры воспитательных целей (задач)

Примеры развивающих целей (задач)

Фотоотчет о подготовке и проведении праздничного мероприятия к 8 Марта

Фотоотчет о подготовке и проведении праздничного мероприятия к 8 Марта 8 марта приближается. Приход весны уже сам по себе является долгожданным и вызывает радостные чувства. А наличие в этот сезон нежного.

Фотоотчёт о подготовке и проведении праздника 9 Мая

Фотоотчёт о подготовке и проведении праздника 9 Мая На протяжении десятилетий День Победы 9 мая остается в России самым трогательным, самым душевным праздником и славной датой. Никакие другие.

Читайте также: