Шитье жемчугом европейский север сообщение

Обновлено: 09.05.2024

Действительно, жемчуга в России было так много, что расшитую жемчугом одежду могли позволить себе не только благородная знать, но и простые крестьяне.

Барон Август фон Гакстгаузен (прусский чиновник, экономист, исследователь России и Кавказа, 1792-1866) описывал в своих заметках жизнь крестьян в различных губерниях, например, Нижегородской, где ". каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до 1000 настоящих жемчужин. "

Сегодня при слове "жемчуг" мы представляем Коко Шинель с ее многоярусными бусами, Грейс Келли с ее любовью к жемчужным украшениям или жемчужные серьги-гвоздики от известного модного дома.

И совсем забыли, что вышивка жемчугом на Руси была очень популярным и востребованным видом рукоделия. И работы наших мастериц снискали славу во всем мире!

А так выглядели наши барышни-крестьянки.

Потрясающие женские головные уборы, вышитые жемчугом.

Запрос на работы вышивальщиц был очень высоким, поэтому повсеместно стали возникать мастерские. И не только при монастырях, а и так называемые "светлицы". Известны работы мастериц светлиц князей Старицких, бояр Годуновых, купцов Строгановых.

Возглавляли такие светлицы хозяйки дома. Будь то боярыня или княгиня, а то и сама царица, которые и сами были искусными мастерицами! Количество рукодельниц в мастерских-светлицах доходил до сотни.

Самые древние упоминания о жемчужном шитье относятся к Х веку.

В Переяславской летописи рассказывается о сне древлянского князя Мала. Будто княгиня Ольга одарила его одеждой, расшитой жемчугом. ". Себо пришед Ольга дааше ему порты многоценны, червлены, вся жемчюгом изсаждены. "

Мне кажется, что искусство жемчужной вышивки намного древнее, просто источники не сохранились.

А самый древний экземпляр сохранившейся вышивки - поручи Варлаама Хутынского, ХII век.

Говоря о шитье жемчугом употребляют 2 термина - "низанье" и "саженье".

Термины говорят сами за себя.

Низанье - это нанизывание жемчуга на нитку, без ткани сквозной сеткой, что очень похоже на плетение кружева. И нередко сочеталось с кружевной работой. В ХVI - XVII веках было очень распространено плетение кружев на коклюшках из золотой нити. Частенько вплеталась в это кружево и жемчужная нить.

Саженье - это пришивание жемчужной нити к ткани. Здесь различают 2 способа крепления:

1. Пришивание жемчужных зерен непосредственно на ткань.

2. Пришивание на настил, выполненный из выбеленного шнура, либо из белых ниток. Техника так и называется - сажение по бели.

Преимущество этой техники очевидна. Если ткань изнашивается, либо по другим причинам, шитье вырезалось и переносилось на другую основу. Если отрывались некоторые жемчужины, то белый фон поддерживал рисунок узора, а потерявшиеся или испорченные зерна легко менялись.

Аватар


Жемчужная россыпь: декорируем ободок бархатом и бусинами

Жемчужное шитье: реки и моря

Жемчужное шитье: краткая история традиционной русской вышивки

Жемчужное шитье: краткая история традиционной русской вышивки

Такая роскошь объясняется предельно просто: именно крестьяне занимались добычей речного жемчуга, поэтому неизбежно значительная его часть, пусть и не самого высочайшего качества, оседала в семьях.


Игра жемчуга: колье своими руками

Виды жемчуга и его подготовка

Жемчужное шитье: краткая история традиционной русской вышивки


Воротничок из жемчуга своими руками

Вышивка жемчугом: женское искусство

Жемчужное шитье: краткая история традиционной русской вышивки

Жемчужное шитье: краткая история традиционной русской вышивки

Зачастую возглавляла такую светлицу хозяйка дома — боярыня, княгиня, царица, которая, как правило, и сама была искусной мастерицей. Штат рукодельниц укомплектовывался в зависимости от состоятельности главы дома и иногда доходил до сотни, при этом в светлицах высокопоставленных господ вышиванием занимались жены и дочери служилых людей, а в домах попроще трудились простые крестьянки.

Приемы и техники

Жемчужное шитье: краткая история традиционной русской вышивки

Преимущества именно такой техники очевидны: если ткань-основа изнашивалась, шитье можно было вырезать и перенести на новый фон, а если с отдельных участков камни отрывались, узор, за счет настила, не разрушался и легко реставрировался.

При сажении рассыпанный на черном бархате жемчуг сначала нанизывается с помощью иглы на длинную белую крепкую льняную или шелковую нитку. Жемчужная нить обычно выкладывается по узору и поперечным стежком прикрепляется другой нитью, стежок при этом делается за каждым отдельным камнем.

Жемчужное шитье: краткая история традиционной русской вышивки

Зачастую вышивка жемчугом соседствовала с золотным шитьем, например, обшивалась с обеих сторон шнуром из 6−7 скрученных вместе золотных нитей. Кроме того, использовались разнообразные материалы, блестки, другие драгоценные камни.

Жемчужное шитье: краткая история традиционной русской вышивки

Интересный факт: все образцы древнего шитья, которые выполнялись на пяльцах (независимо от техники), с обратной стороны смазывались клейстером, сваренным на квасу, чтобы предохранить работу от съеживания при снятии с пялец! Клей при этом наносился прямо рукой с обратной стороны шитья, и иногда, в частности в крупных работах, смазывалась полностью вся изнанка.

Жемчужное шитье: краткая история традиционной русской вышивки

Жемчужное шитье можно условно разделить на два крупных направления: светское и церковное. С религиозной точки зрения, жемчуг напрямую ассоциировался с чистотой, непорочностью и святостью, поэтому он не только широко применялся при декорировании церковных облачений и создании икон, но и даже изображался на фресках — как декор одежды ангелов и святых дев.

Жемчужное шитье: краткая история традиционной русской вышивки

В XVI веке искусства шитья жемчугом начинает активно развиваться и раскрываться во всем своем многообразии — в первую очередь, в роскошных одеждах государя и его окружения. Посол императора Максимилиана II Ганс Кобенцль описывал мантию Ивана Грозного, сплошь покрытую алмазами, рубинами, смарагдами и другими драгоценными каменьями и жемчугами величиной в орех! И это лишь одно из многих и многих других свидетельств иностранных гостей, пораженных величием убранства и царских нарядов. Жемчугом расшивались не только праздничная одежда, но и верхняя, например, шубы и плащи, головные уборы, кафтаны, поручи, даже обувь!

Жемчужное шитье: краткая история традиционной русской вышивки

Во второй половине XVII века жемчужное шитье достигло своего подлинного расцвета: композиции усложнились, приемы и техники были доведены до совершенства и удивительной изобретательности. Жемчугом в равной степени расшивалась как мужская, так и женская одежда: летники, душегреи, епанечки, но особенно обильно жемчужное шитье было представлено на женских головных уборах — кики, кокошники, девичьи челки, повязки, коруны, венцы, убрусы и пр. Эти шитые жемчугом и драгоценными камнями головные уборы имели большую ценность и зачастую преподносились в качестве драгоценного подарка, а также передавались по наследству.

Жемчужное шитье: краткая история традиционной русской вышивки

Закат жемчужного шитья

В XVIII веке, увы, начало побеждать стремление заменить дорогостоящие материалы более дешевыми — настоящий жемчуг все чаще заменялся поддельным. Причем причина была не только в том, что 1680 году в Париже был придуман способ создания искусственного жемчуга, при котором стеклянные бусы заполнялись особым составом и действительно очень походили на настоящий камень, но еще и в том, что жемчуговый промысел в России пришел в упадок. Ресурсы, в том числе из-за неконтролируемой добычи, истощились, чему также поспособствовало изменение экологии, заболачивание берегов, замутнение воды минеральными взвесями. Такая же участь постигла и многие другие районы добычи жемчуга во всем мире. Жемчужное шитье постепенно шло на спад, причем, адаптируясь к сложившейся ситуации, мастера смешивали в одном изделии натуральный жемчуг с поддельным, создавая видимость аутентичности.

Жемчужное шитье: краткая история традиционной русской вышивки

Но неожиданно в XX в. ситуация резко изменилась. На Лондонском рынке вдруг начал появляться жемчуг неизвестного происхождения, и некоторое время торговцы и ювелиры полагали, что найдено новое место добычи… Однако, правда вскоре открылась — жемчуг научились культивировать, то есть выращивать искусственно. Строго говоря, такой жемчуг нельзя назвать подделкой, его производство — непростой процесс, занимающий порой до 12 лет! Но, тем не менее, как только люди нашли способ безошибочно отличать природный жемчуг от культивированного, цены на последний резко упали.

Жемчужное шитье: краткая история традиционной русской вышивки

На сегодняшний день более 90% жемчуга выращивается на плантациях, а кроме того, существуют способы создания искусственного — например, послойное нанесение перламутра на шарик-основу. Цена натурального жемчуга крайне высока, и добывается его очень мало, ведь для того, чтобы получить несколько качественных жемчужин, необходимо убить около сотни моллюсков!

Нам же сегодня остается восхищаться поражающим воображение величием русского жемчужного шитья — которое, тем не менее, можно освоить и сегодня.

Шитье золотом и жемчугом известно на Руси примерно с XI в., в основном по рукописным источникам. Большинство образцов, дошедших до наших дней, датированы XV в. и более поздним временем.

В древности на Руси вышивали золотыми и серебряными нитями. Такая нить могла быть волоченой, она напоминала тонкую проволоку, или расплющенной, ее называли бить.

Оплечье фелони из Новоспасского монастыря. Фотография 1914 г.

Оплечье фелони из Новоспасского монастыря. Фотография 1914 г.

Позднее в обиход вошла пряденая золотая нитка. В XIX в. производство такой нитки было развито в Московском промышленном районе. При прядении тонкая проволока обвивала бумажную основу. Правда, проволока уже была медной, ее только покрывали тонким слоем золота или серебра.

Кроме нитей, в золотом шитье применяли канитель: скрученные из проволоки спиральки. Канитель могла быть гладкой или ребристой.

Золотое шитье украшало одежду знати и духовенства, горожан и крестьян.

Фрагмент золотого шитья XI—XII в. Обнаружен при раскопках в с. Шарки

Фрагмент золотого шитья XI—XII в. Обнаружен при раскопках в с. Шарки

Существовало несколько техник шитья золотом.

Женский головной убор. Север, конец XIX в.

Объем получали несколькими способами:

  1. Шитье по веревочке: под золотую нить подкладывали шнур или толстую нитку.
  2. Шитье по настилу: выполняли настил из льняных или бумажных ниток.
  3. Шитье по карте: мотив вырезали из бересты, бумаги, картона, ткани, а затем расшивали золотом.

Конечно, количество предметов, вышитых золотом, зависело от достатка владельца. И если царские наряды и церковные облачения были сплошь затканы драгоценной вышивкой, крестьянка, и далеко не каждая, могла позволить себе лишь головной убор, переходивший из поколения в поколение, или праздничную рубаху, на которой отдельные части мотивов расшивались золотом.

Так, на женском головном уборе - косынке из Нижегородской губернии - вышивка выполнена золотной нитью по красному шелку.

Косынка. Фрагмент. Нижегородская губерния, село Безводное. Середина XIX в.

Косынка. Фрагмент. Нижегородская губерния, село Безводное. Середина XIX в.

Вышивку золотом часто дополняли жемчугом. Жемчужное шитье, или низание, широко распространилось на территории России еще в XI-XII в. Использовали для этого вида рукоделия в основном речной жемчуг, который добывали более чем в ста пятидесяти реках на севере и северо-западе. Жемчуг был доступен не только для знати, но и для горожан и крестьянства. Основной техникой жемчужного шитья было так называемое низание по бели. В этой технике на основу пришивали контур из льняной нитки, а затем закрепляли нанизанный на другую нитку жемчуг. Жемчугом расшивали головные уборы, оплечья, ворот и рукава праздничной одежды.

Женский головной убор. Север, конец XIX в.

Женский головной убор. Север, конец XIX в.

Особенно часто жемчужное шитье можно встретить на церковных облачениях. Там, наряду с речным, использовали привозной жемчуг, более крупный и правильной формы.

Позднее, в XIX в., появились имитации жемчуга, что сделало жемчужное шитье еще более доступным. В этой технике также использовали бисер и бусины.

История вышивки золотого (золотного) и жемчужного шитья

Верхняя картинка. Палица из Саввино-Сторожевского монастыря, дар царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны. XVII в. Фотография 1914 г.

Нижняя картинка. Покров-воздух, дар государыни-царицы и великой княгини Евдокии Лукьяновны, урожденной Стрешневой, второй супруги царя Михаила Федоровича. Знаменский монастырь в Москве. Фотография 1914 г.


Нарядные и торжественные одежды на Руси всегда были распространёнными, ткани украшались различными узорами, которые были ткаными вместе с тканью, но были узоры шитые (золотом, серебром, шелками) и низанные (жемчугом).


Крупные жемчужины считались зёрнами, а мелкие – весом. Основная последовательность действий низанья была такова: сначала наносили контуры узора на ткань, затем делали по узору настил льняными или бумажными нитками.

Жемчуг предварительно разбирали по величине и подбирали необходимые размеры согласно узорам, затем просверливали дырочки и нанизывали на нить или тонкую проволочку, так получалась жемчужная нить. Её накладывали на настил и после каждой жемчужины закрепляли стежками. Таким образом, достигалась прочность вышитого узора.


Жемчуг использовали не только при царском, боярском или купеческом дворе, но и в крестьянском. Он украшал и царицу, и купчиху, и крестьянку. В музеях хранятся уцелевшие и дошедшие до нашего времени платья различных сословий, и среди них можно увидеть немало крестьянских нарядов, украшенных жемчугом.


Говорить о том, как жили крестьяне – богато или бедно только по тому, что одежда украшена жемчугом, не следует. Собрать жемчужное ожерелье до XVIII века даже крестьянину не стоило больших денежных затрат, достаточно лишь потрудиться, то есть достать жемчуг со дна реки. Не зря иностранцы речной жемчуг называли русским камнем. На Русском Севере рек было предостаточно – и больших, и маленьких, причём чистых.



Если так много было украшений из жемчуга, тогда остаётся только сказать, – как много было благородных парней на Руси, ведь на кокошнике и в ожерелье можно было насчитать жемчужин не одну сотню.


Жемчужное низанье украшало не только одежду царей, бояр и крестьян, но и иконы в храмах, и облачения священников.





На одном из саккосов (архиерейское богослужебное облачение) патриарха Никона было около пуда жемчужин, а вместе с другими камнями саккос весил 24кг.







В начале XVII века в Кремле было семь царских венцов, в которых среди прочих драгоценных камней был и жемчуг. После Смутного времени – нашествия поляков, осталось два венца, один из них шапка Мономаха:

Моё Отечество Россия - Русский Север - Поморье.

Моё Отечество Россия - Русский Север - Поморье.

Моё Отечество Россия - Русский Север - Поморье. запись закреплена
Живые традиции народов России

ТЕХНИКА ЖЕМЧУЖНОГО ШИТЬЯ

Шитье жемчугом считалось самым сложным видом женского рукоделия. Оно не имело школ и в основном зависело от индивидуальных качеств мастерицы: ее художественного вкуса, понятий красоты и гармонии, интуиции, например, где низать скатную, а где – половинчатую жемчужину. Этот вид деятельности можно смело назвать не просто ремеслом, а высоким искусством.

Читайте также: