Сообщение о марийском художнике

Обновлено: 30.06.2024


Мы в ВКонтакте
Мы на Facebook
YouTube

Информация подготовлена зав. отделом литературы по искусству Овчинниковой И. Н.

1. Иван Ямбердов. Каталог. Живопись. Графика. /Вступ. статья

Н. Ефимовой. – Йошкар-Ола, 1992. – 63 с.

2. Иван Ямбердов. Альбом /Сост. А. С. Абдулов. – Йошкар-Ола, 2005

3. Прокушев Г. Этюды о художниках Марий Эл. – Йошкар-Ола, 2003.

4. Тумбаев В. 360 градусов. Галерея Ивана Ямбердова: Фотоальбом. – Йошкар-Ола, 2004. – 208 с.

6. Ефимова Н. Пламя заката // Марийская правда. – 1990. – 25 мая. – С.4

8. Кувшинская Л. Корни Ямбэрдэ // Марийская правда. – 1992. – 10 марта. – С.4

9. Морохин Н. И я там был… Размышления в мастерской художника // Марийский мир. – 2013. - № 2. – С. 24-27

10.Смола Л. Из чистого истока // Марийская правда. – 1994. – 12 января. – С.4

11. Соловьёва Т. Злободневно о былом // Марийская правда. – 1989. – 5 января. – С. 3

13. Шехурдина. И. Молодой голос // Марийская правда. – 1982. – 20 ноября. – С. 3


Борис Дмитриевич Григорьев (1886 — 1939) — знаменитый русский художник первой половины ХХ века, яркий представитель авангардизма, один из самых дорогих и загадочных, по праву принадлежащий к числу величайших портретистов. Он также был признанным мэтром графики и искусным иллюстратором книг. Художник рано добился признания, но вынужден был эмигрировать из Петрограда в годы гражданской войны. Остаток своей жизни провел за рубежом, никогда не забывая о своих корнях и сохраняя в душе сыновью любовь к своему Отечеству.

Борис Григорьев. / Сенокос. Автопортрет. (1922-1924 гг.)

Автопортреты художника Бориса Григорьева.

И именно из-за этого художественного микса в наши дни живописные картины и графические работы Бориса Дмитриевича на арт рынке оцениваются в миллионы долларов. Но это уже другая история, а сейчас о самом художнике, оставившим после себя богатейшее наследие живописи и графики.

Немного из биографии

Внебрачный сын Клары фон Линденберг и управляющего банком Дмитрия Григорьева родился в 1886 году в Москве. Мать Бориса была моложе отца на 30 лет. Шведка по национальности, родившаяся на Аляске, была женщиной образованной, знала три языка, много читала, любила музыку. Отец - Дмитрий Васильевич Григорьев, выходец из разорившейся купеческой семьи. В возрасте четырех лет он официально усыновил Бориса и увез с матерью в Ярославскую губернию в город Рыбинск, где прошло детство и отрочество мальчика. Кроме него в семье было еще пятеро детей, воспитанных в творческой атмосфере. В комнате мальчиков была обустроена сцена, на которой постоянно шли домашние театрализованные спектакли и концерты. Все дети могли музицировать на разных инструментах и хорошо петь. Семья также часто посещала местный театр.

Борис с юных лет, отличающийся повышенной непоседливостью, в гимназии учился плохо, чем доставлял родителям немало огорчений. Зато его ранний живописный талант позволил подростку уже в 11 лет прекрасно копировать большие полотна известных художников. Тем не менее, отец мечтавший видеть Бориса коммерсантом, по окончанию гимназии отправил отпрыска учиться в Московскую практическую академию, где целых три года сын старался постичь ненавистную ему науку, дабы оправдать надежды отца. Но на больше его не хватило.

Графические работы Бориса Григорьева.

В 1903 году Григорьев-младший оставляет академию и поступает в Строгановское училище, где его кумиром стал преподаватель Д. А. Щербиновский, недавно вернувшийся из Парижа и поражавший молодых студентов невероятным талантом рисовальщика, свободой взглядов и эпатажным видом. Именно в мастерской этого преподавателя Григорьев и постиг премудрости графики и научился виртуозно владеть линией.

Отучившись в Строгановке, Борис в 1907 году вместе со своей молодой женой Елизаветой фон Браше переезжает в Петербург, чтобы продолжить учёбу в Академии художеств. Там, впитывая в себя знания как губка, он переходил из одной академической мастерской в другую, но никак не мог найти свой почерк, свое авторское лицо, что сильно его удручало. Но всё ещё было впереди.

Первые шаги в творчестве

 Портрет Петра Бакшеева в роли Васьки Пепла из пьесы Горького *На дне*. / И.М.Москвин в роли царя Федора Иоанновича. Автор: Борис Григорьев.

Портрет Петра Бакшеева в роли Васьки Пепла из пьесы Горького *На дне*. / И.М.Москвин в роли царя Федора Иоанновича. Автор: Борис Григорьев.

И еще одна страсть была у Бориса Григорьева - любовь к театру и театрализации, которая зародилась в нем еще в раннем детстве. "Вся жизнь – карнавал" ,- говорил художник, работая над театральными декорациями, сценическими костюмами и портретами актеров в образах. Излюбленный гротеск автора и здесь получил свое применение.

Впервые его картины были представлены широкой публике на выставке в 1909 году, где работы автора получили множество положительных откликов и у критиков, и у публики. А через время Григорьеву предложат сотрудничество с несколькими престижными петербургскими журналами.

Вольный воздух Парижа

Леди в зеленом платье. / Грилихес Анна Ефремовна, жена известного петербургского врача. Автор: Борис Григорьев.

Леди в зеленом платье. / Грилихес Анна Ефремовна, жена известного петербургского врача. Автор: Борис Григорьев.

Последние годы в России

Портрет скульптора С.Т.Коненкова. / Портрет Н.К. Рериха. 1917 год. Автор: Борис Григорьев.

Портрет В.Э. Мейерхольда. 1916 год. Автор: Борис Григорьев.

Он был одним из немногих, кто не льстил портретируемым моделям, передавая их истинную сущность, настроение и характер. К тому же он поразительным образом умел сочетать сходство с героем и оригинальную гротескность его образа. Хотя, чего скрывать, многим заказчикам это было совсем по нраву. Но Борис Дмитриевич твердо стоял на своем: он не умеет льстить и пишет то, что кажется ему правдой.

Девочка с бидоном (Утро в деревне). 1917 год./ Рыбак с крабом. Автор: Борис Григорьев.

И снова Париж.

Нужно отметить, что Февральскую революцию 1917 года 30-летний Борис Григорьев встретил с большим воодушевлением, которое уже спустя несколько месяцев сменилось разочарованием. Хотя на тот момент никаких политических разногласий с новой властью у художника не было. Он некоторое время даже преподавал, занимался книжной графикой, даже участвовал в крупных выставках.

В эмиграции для живописца наступили годы расцвета, славы и достатка. За рубежом его называли истинно русским художником, показавшим новые грани русской культуры. И этого всего он достиг во многом, как всегда, благодаря своей колоссальной работоспособности. Его произведения хорошо расходились по частным коллекциям и известным музеям всего мира, а сам он много странствовал и активно создавал новые и новые серии картин.

Портрет фотографа-художника Мирона Шерлинга./ Женский портрет (Душка). Автор: Борис Григорьев.

С начала 1930-х годов Борис Дмитриевич большую часть времени посвящал иллюстрированию книг. Кроме того, он занимался преподавательской работой в частной русской академии в Париже, основал собственную школу живописи, и продолжал путешествовать по миру.

Последняя выставка Бориса Григорьева состоялась в 1938 году в Нью-Йорке. Ему оставалось совсем немного. Несмотря на предупреждения докторов, мастер продолжал интенсивно работать, что привело к сильному физическому и эмоциональному истощению. В итоге находясь в зените славы, Борис Григорьев скоропостижно скончался в феврале 1939 года в возрасте 52 лет. Похоронен был русский живописец на скромном провинциальном кладбище городка Кань-сюр-Мер на Лазурном побережье Франции.

Портреты сына художника, Игоря. Автор: Борис Григорьев.

Семья художника осталась жить во Франции, супруга пережила Бориса Дмитриевича почти на 30 лет, а сын Кирилл умер в 2001 году. Коллекция работ Григорьева разошлась по частным собраниям. Теперь картины художника на аукционах стоят колоссальных денег и уходят с молотка за миллионы долларов. Но это уже другая история.

Наверняка не все знают, что величайший артист начала прошлого века Федор Шаляпин имел не только артистический дар, он также достиг потрясающего мастерства и самобытности во всех сферах изобразительного искусства - от графики до скульптуры.


Изобразительное искусство - удел посвященных. Большие художники, а мой нынешний герой именно такого полета человек, - люди, по-особенному видящие этот мир. Они неординарны, оригинальны, не похожи на нас с вами, они Личности во всеобъемлющем смысле этого слова. Таким и увидела я известного российского акварелиста Сергея Алдушкина, о котором сегодня мой рассказ.

Островок искусства в деревне Мороскино. Фото Евгения Кузнецова.jpg

Художник очень обласкан прессой, о нем пишут статьи, снимают программы местные и федеральные СМИ. Кажется, все и вся описано и рассказано. Поэтому мне было очень непросто: повторяться незачем, а найти то, о чем еще речь не шла, сложно. Поэтому решила: напишу о том, что именно меня поразило, удивило, заставило широко открыть глаза! А удивило многое. Но обо всем по порядку.

Сергей сын Сергея

Дом-музей семьи Алдушкиных. На стене картина кисти Сергея Степановича Алдушкина. Фото Евгения Кузнецова.jpg

Сергей Алдушкин был пятым, последним ребенком в многодетной семье художника-самоучки Сергея Степановича. Отец дал такое же, как у него, имя сыну, дабы поставить точку в количестве наследников: много времени существовало народное поверье, что если семья больше не может иметь детей, то последнего сына надо назвать именем отца. Поскольку Алдушкин-старший почти все время занимался творчеством: писал картины, стихи, мастерил мебель, в доме всегда пахло красками и свежими стружками. Дети постоянно крутились рядом с отцом, но только Вениамин и Сергей проявляли особый интерес к рисованию.

- Я, образно говоря, родился уже с кисточкой в руках, - рассказывает Сергей Сергеевич. – Папа на меня, как на последыша, возлагал особые надежды, хотя в общем-то рисовать и не учил: сам же был художником по воле души. Его вдохновляла окружающая природа, люди, матушка-Волга. Я смотрел за его работой и старался что-то повторять за ним. Получалось по-детски наивно, но тогда я еще этого не понимал, да и становиться художником не собирался, думал, что буду капитаном речного судна, как многие мои односельчане. На школьных уроках рисования, чтобы получить хорошую оценку, хватало более-менее сносно изобразить кувшин или горшок, а мне это было неинтересно. Я был еще маленький, когда умер отец, поэтому после окончания восьмого класса по совету старшего брата Вениамина поехал все-таки поступать в Йошкар-Олинское художественное училище. Так моя жизнь круто изменилась.

Деревенский, чуть диковатый пятнадцатилетний мальчишка, собрав свои скромные детские рисунки, не имея ни знакомых, ни достаточных средств на жизнь, отправился в незнакомую ему, далекую Йошкар-Олу с огромным желанием учиться. Его уровень подготовки не позволял даже надеяться на поступление, но педагоги Анатолий Иванович Трофимов и Владимир Демидович Курочкин, работавшие тогда в приемной комиссии, что-то разглядели в скромном мальчишке из далекой деревни, пожалели его и, благодаря им, Сергей Алдушкин стал студентом.

- Я не верил своему счастью! Мне хотелось только учиться и учиться! Не пропускал ни одного занятия, с утра до вечера пропадал в институте, - продолжает Сергей Сергеевич. – Мои взгляды на изобразительное искусство и на художника как его главное действующее лицо стали другими. Художник должен жить, как художник, он не может не рисовать, ему нужно всегда что-то делать, только тогда он сможет почувствовать себя полноценным человеком. Настоящий художник со стороны всегда выглядит странным. Вот таким странным для обычных людей я и стал в Суриковском институте (смеется - прим.авт.). А если серьезно, то там я понял, что такое красота живописи, пластика рисунка, полюбил передвижников, импрессионистов, но ближе мне стали Коровин, Суриков, Левитан. Они умели наслаждаться жизнью, живописью, все вокруг них бурлило, они каждый день работали, и я ощутил кожей, почувствовал нутром, что мне это близко, что это - мой мир!

Сергей Алдушкин, еще будучи студентом, смог добиться того, чего некоторые его коллеги по цеху ждут десятилетиями: у него начались выставки, одна знаменитая галерея предложила ему сотрудничество, его картины стали покупать коллекционеры и, наконец, именно Алдушкина с еще одним студентом Московский художественный институт имени В.И. Сурикова отправил на двухмесячную стажировку на юг Франции, в Международную школу искусств.

- Я впервые увидел, как работают современные художники со всего мира, - делится живописец. – Вдохновленные красотами французской природы, мы творили, но каждый по-своему. Перед моими глазами всегда стояли итальянские пейзажи Александра Иванова, поэтому я шел по пути традиционной школы: смотрел на великолепную природу чужой страны глазами русского художника-реалиста.

Место силы

Вопрос, где жить и где творить после окончания института перед Сергеем Алдушкиным не стоял. Он обосновался в родном Мороскино. Построил дом, начал заниматься хозяйством, ухаживать за скотиной, возделывать землю, собирать урожай, словом, вернулся к привычной жизни деревенского жителя, за тем лишь исключением, что все свободное время проводил у мольберта. Мороскино и его обитатели – главные источники вдохновения художника. Казалось бы, за столько лет уже не осталось ни одного деревца, ни одного дома, ни одного соседа, которых бы не увековечил Мастер на своих полотнах. Ан, нет! Алдушкин говорит, что ничего в мире не повторяется: куст, цветок, травинка, дерево все время меняются так же, как настроение и состояние души, а, значит, один и тот же пейзаж или портрет два раза одинаково написать невозможно. Согласитесь, так может говорить только человек, бесконечно влюбленный в свою землю, свой народ.

- Мороскино - это мое место силы! Я уверен, что здесь всегда смогу плодотворно работать, здесь больше возможностей для реализации моих творческих планов и только здесь я смогу достичь большего как художник. Наверное, я бы состоялся в профессиональном плане, живя в другом месте, но это был бы совсем другой Алдушкин,- поделился мастер.

Сергей Алдушкин. Зима в Мороскино. Фото предоставлено художником.jpg

Сергей Сергеевич много делает для родной деревни. По его проекту был восстановлен и благоустроен местный родник. На своем участке художник открыл дом-музей отца и настоящую галерею! Дом творчества строили всей деревней. Сейчас в этом необычном, очень красивом здании вывешены на всеобщий обзор некоторые картины моего собеседника и произведения других авторов, стиль и почерк которых близки по духу хозяину этого своеобразного музея. Честно говоря, увиденное поражает! Не часто встречала в далеких деревушках какой-нибудь арт-объект, а такое музейное пространство посетила впервые!

Дом творчества Сергея Алдушкина. фото Евгения Кузнецова.jpg

Человек, который умеет быть счастливым

Сергей Алдушкин. Посвящение Мороскинским рыбакам. Фото Евгения Кузнецова.jpg

Для художника работа над фреской Посвящение Мороскинским рыбакам - дело особенное. Фото Евгения Кузнецова.jpg

Разговаривать о живописи, о предназначении художника, о жизни, о любви к родине с моим сегодняшним героем можно сутками, но у меня, к сожалению, времени было гораздо меньше…

В завершении своего повествования хочу привести слова этого великолепного художника, прекрасного собеседника и просто хорошего человека, который умеет быть счастливым!

- Я счастливый человек, потому что делаю только то, что люблю, - поделился своими мыслями Сергей Алдушкин. - Творю исключительно от души и для души. Во главу угла однажды поставил свое видение и свое восприятие окружающего мира. Но при этом убежден, что настоящий художник обязан быть правдивым. Он не должен замыкаться в рамках одной техники и одного жанра. Поэтому я не хочу слыть только акварелистом. Нужно всю жизнь стремиться достичь такого уровня мастерства, чтобы смочь написать шедевр даже грязью.


"Нужно любить. Любовь и болезни вылечит,
любовь - всемогущая. Любовь, любовь ко всему…".
З.Ф. Лаврентьев

Краткая биография художника

Зосим Фёдорович Лаврентьев - один из самых титулованных художников Марий Эл, живописец, график.
Родился 6 апреля 1933 года в деревне Эсяново Горномарийского района Марийской АССР.
Выпускник Чебоксарского художественного училища. Закончил 2 курса Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.
Член Союза художников России с 1967 года.
Зосим Фёдорович Лаврентьев скончался на 88 году жизни, 16 сентября 2020 года.

Творчество

Зосим Фёдорович внёс существенный вклад в развитие марийского национального изобразительного искусства. Организовал первую в Марий Эл сельскую картинную галерею Ветеранов Великой Отечественной войны и труда, основу которой составили написанные им портреты земляков.

Успешно работал в станковой живописи и графике, книжной иллюстрации, сатирической графике.
С 1960 по 1971 годы был художественным редактором сатирического журнала "Пачемыш-Оса". Оформил 147 книг Марийского книжного издательства!
Зосим Лаврентьев – автор иллюстраций к детским книгам, учебникам, им создана целая серия "Азбук" и "Букварей". В том числе им проиллюстрированы такие книги как "Сказки лесов", "Конь с серебряной гривой", "Ёганское огнище", "В стране колокольчиков", "Муравьиная свадьба" и др.

Среди живописных работ мастера выделяются произведения, раскрывающие яркую и самобытную культуру марийского народа с его традициями и обрядами. В своих произведениях художник воспевает скромную красоту природы своей малой родины. Неслучайно одним из излюбленных жанров мастера является пейзаж. Мастер тематической картины и лирического пейзажа, участник множества всесоюзных, всероссийских, региональных и республиканских выставок, его работы экспонировались в России и за рубежом.

Звания и награды

Зосим Фёдорович Лаврентьев - член Союза художников России, народный художник России, заслуженный художник России, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, лауреат премии им. Йывана Кырли Марийского республиканского отделения Советского детского фонда им. В.И. Ленина, премии Марийского обкома комсомола им. Олыка Ипая, Государственной премии МАССР.

На сайте Республиканского музея изобразительных искусств представлена виртуальная выставка работ народного художника России З. Ф. Лаврентьева

Читайте также: