Сфера услуг беларуси сообщение

Обновлено: 05.07.2024

В структуре хозяйства Беларуси в последнее время повышается роль сферы услуг. Занятость в ней растет довольно высокими темпами и сегодня составляет более чем 1/3 от общего количества работников.

В Беларуси услуги предоставляются бесплатно, на льготных условиях или в платной форме. На предыдущих этапах социально-экономического развития республики росли общественные фонды потребления и соответственно расширялись бесплатные услуги. Принцип бесплатности и льготности применялся к услугам, которые были наиболее социально значимыми для всех членов общества. Развитие рыночных отношений привело к расширению платных услуг в системе образования, охраны здоровья, культуры и т.д., табл. 8.15.

Ведущее место в нематериальной сфере принадлежит отраслям социально-культурных услуг (образование, охрана здоровья, культура и др.). На их долю приходится больше половины всего объема услуг.

Структура платных услуг Беларуси на 1.01.2001 г., в %,

по содержанию детей в дошкольных учреждений

физкультуры и спорта

правового характера и учреждений банка

Беларусь как суверенное государство имеет свою систему образования, которая состоит из дошкольного воспитания, общего среднего образования, внешкольного обучения и воспитания. Еще до 1991 г. была создана широкая сеть объектов общественного дошкольного воспитания и обучения – детские ясли-сады, детские учреждения семейного и интернатного типов. Она постоянно расширялась, но охват детей дошкольными учреждениями не превышал 70–75% нормативного. Становление рыночных отношений, спад производства в 90-х гг. обусловили значительное сокращение ведомственных дошкольных учреждений, которые составляли примерно 4/5 от их общего числа. В 2000 г. в сравнении с 1990 г. количество дошкольных учреждений уменьшилось примерно на 1000 единиц, а контингент воспитанников сократился на 64%. Сегодня, чтобы сохранить, а при необходимости и расширить, сеть дошкольных учреждений, сделать ее доступной для всех слоев населения, требуется, прежде всего, государственная помощь. При этом возможен перевод отдельных дошкольных учреждений на государственный бюджет. В 2001 г. государственные расходы на образование составили 6,2% ВВП.

Развитие общего среднего образования в Беларуси обеспечивается общеобразовательными школами. В них в последние годы происходят значительные изменения: меняются соотношения между ступенями обучения (начальной, базовой, средней), создаются новые типы образовательных учреждений (гимназии, колледжи, лицеи). По состоянию на начало 2000/2001 учебного года в республике работало 4757 общеобразовательных школ, в том числе начальных – 13,8%, базовых – 23,2%, средних – 58,6% (табл. 8.16), гимназий – 86, лицеев – 25, колледжей – 6.

Общеобразовательные школы Беларуси, [2, с.259]

* Числитель – данные на 1990/1991 учебный год, знаменатель – данные на 2000/2001 учебный год.

Почти для всех общеобразовательных школ республики характерна слабая материально-техническая база. Капитального ремонта требуют 27,3% школ, находятся в аварийном состоянии и признанны непригодными для эксплуатации 53 школы. Медленные темпы строительства новых школ увеличивают сменность занятий. За последнее десятилетие доля учеников, занимающихся во вторую и третью смены, возросла почти на 20%.

Кризисная ситуация в экономике 90-х гг. привела к ослаблению государственной поддержки высшей школы, снижению престижа диплома о высшем образовании, отсутствию социальных гарантий трудоустройства после окончания высших учебных заведений и вообще к потерям интеллектуального потенциала государства. С 1995 г. начала быстрыми темпами расширяться сеть негосударственных высших учебных заведений. Сразу их возникло 20, но сегодня работает только 14.

В негосударственных вузах на начало 2000/2001 учебного года занималось около 40 тыс. студентов. Это составляет 15% от общего числа студентов государственных заведений. В США, к примеру, в частных вузах училось 23% от общего количества студентов, а японские частные вузы университетского статуса обеспечивали подготовку 3/4 от общего количества студентов. Из всех зачисленных студентов негосударственных вузов на начало 2000/2001 учебного года было принято на экономические специальности 53,0, на юридические – 38,7%. Такой подход не совсем согласован с государственной политикой, что уже сегодня привело к избытку кадров соответствующих специальностей и увеличилось количество безработных среди этой категории специалистов.

Повышение уровня образования экономически выгодно, так как это способствует в итоге росту производительности труда. По некоторым оценкам увеличение продолжительности обучения занятых на один год ведет к росту ВВП на 9%. В Республике Беларусь в целом имеет место прогрессивный сдвиг: снижение доли лиц со средним общим и неполным средним образованием в численности занятых и рост доли работников с высшим и средним специальным образованием.

Однако эффект от увеличения уровня образованности нельзя признать адекватно высоким. Причин такого явления много. Можно говорить о серьезном снижении качества послешкольного образования в связи с коммерциализацией среднего специального и высшего образования. В общем числе студентов гипертрофированно раздута численность студентов по экономическим и юридическим специальностям. Число студентов в республике на 10000 чел. населения вплотную приблизилось к уровню мирового лидера в этой области – США (табл. 8.17). Но США готовит специалистов для всего мира, а высшее образование в Республике Беларусь, нужно это признать, стало мало привлекательным для иностранных студентов, а все выпускники вузов и средних специальных учебных заведений не могут найти применение по полученной специальности.

Динамика численности студентов в Республике Беларусь в сопоставлении с другими странами

(чел. на 10000 чел. населения)

323 (в т.ч. 138 на заочной форме)

Для преодоления кризиса в образовании разработана и осуществляется Государственная программа развития образования и воспитания в Беларуси на период до 2010 г. Она предусматривает комплекс мероприятий, направленных на разработку национально и регионально ориентированного образования, которое содействует росту интеллектуального потенциала населения; создание рациональной сети учебно-воспитательных учреждений, которые обеспечивают потребности народного хозяйства и жителей республики в образовательных услугах; комплектование учебно-воспитательных учреждений необходимой номенклатурой педагогических кадров, создание оптимальных условий их работы и жизни; достижение научно обоснованного уровня материальной базы; разработку правового обеспечения деятельности системы образования; создание механизма управления, соответствующего социально-экономическим условиям.

Успешное выполнение программы будет содействовать постепенному выходу системы образования из кризиса и повышению роли образования в социально-экономическом и национально-культурном развитии Беларуси на современном этапе.

В составе сферы услуг большая роль принадлежит государственной системе учреждений здравоохранения. Она имеет иерархически организационную структуру. Республиканский уровень характеризуется несколькими НИИ, университетом, тремя медицинскими институтами и на их базе клиниками. Они оказывают высокотехнологичные виды медицинских услуг и сконцентрированы в Минске и его пригороде, Витебске, Гродно, Гомеле.

Областной и межрайонный уровни здравоохранения обладают набором медицинских учреждений, оказывающих специализированные виды услуг (диспансеры, больницы, диагностические центры и т.д.). Районный уровень представлен системой учреждений (больницы, диспансеры, сельские амбулатории, станции скорой помощи, профилактические и диагностические центры социально значимых заболеваний) первичной и скорой помощи.

Обеспеченность населения услугами здравоохранения в Беларуси выше, чем в некоторых развитых странах. Она значительно различается по регионам (табл. 8.18). Это предопределяет меры по совершенствованию территориальной организации медицинских учреждений па базе более полного учета особенностей развития и размещения отраслей народного хозяйства, демографической ситуации и экологической обстановки в конкретных регионах и населенных центрах.

Обеспеченность населения Беларуси услугами

здравоохранения (в расчете на 10000 населения)*

Число врачей всех специальностей

Число среднего медицинского персонала

Число больничных коек

* Поданным см. [1, с.85].

Учреждения санаторно-курортного профиля, физкультуры и спорта, отдыха особенно значимы в профилактике заболеваний. Сегодня в Беларуси функционирует 318 санаториев и учреждений отдыха с суммарной вместимостью около 47 тыс. койко-мест и 524,5 тыс. человек обслуживающего персонала. Учитывая последствия аварии на ЧАЭС и в целом экологическую ситуацию в Беларуси, этого, безусловно, недостаточно, чтобы удовлетворить потребности населения в оздоровлении.

К числу наиболее успешно реформируемых отраслей относится жилищно-коммунальное хозяйство. Несмотря на трудности нынешнего переходного периода, средняя обеспеченность населения жильем повысилась с 17,9 м2 общей площади на 1 жителя в 1990 г. до 21,2 м2 в 2000 г. В сельской местности обеспеченность жильем выше (25,9 м2), а в городской ниже (19,2 м2). Самый высокий уровень обеспеченности жильем в Могилевской области, самый низкий – в г. Минске. Для сравнения следует заметить, что средняя обеспеченность жильем в России – 18,5 м2, в Латвии – 20,9, в Чехии – 25,5 м2 жилья на человека. Вместе с тем проблема жилья в Беларуси остается очень острой: 40% жилищного фонда изношено; на селе из всего общественного жилищного фонда оборудовано водопроводом 66%, горячим водоснабжением – 32%, центральным отоплением – 49%, канализацией – 60%. Более того, в республике свыше 500 тыс. семей официально стоят в очереди на улучшение жилищных условий.

Прогрессирующей отраслью в Беларуси является связь общего пользования. Количество домашних телефонов на 100 семей возросло в 2 раза (в 1990 г. – 37 штук, в 2000 г. – 75 штук), что является самым высоким показателем среди стран СНГ. Этому способствует внедрение таких прогрессивных видов связи, как телефаксов, средств мобильной радиосвязи.

Система бытового обслуживания населения, имевшая к началу 90-х гг. хорошо развитую сеть учреждений (в любом пункте Беларуси оказывалось более 30 видов услуг), к 2000 г. сократила объем оказываемых услуг на 70%. При этом существенно изменилась и структура оказываемых услуг. В системе бытового обслуживания в современных условиях интенсивное развитие получило предпринимательство (в 2000 г. доля частного сектора в этой отрасли составила около 70%).

Переход к рыночным отношениям, развитие разных форм собственности обусловило изменение принципов организации и финансирования сферы услуг здравоохранения. В частности, вводится в практику принцип страховой медицины, особенностью которого является рациональное сочетание государственного и местного финансирования (взносы за счет госбюджета, предприятий и работников). При этом государство берет на себя ответственность оказывать основную часть медицинских услуг бесплатно, а за некоторую часть платит сам человек. Потребность населения в платном медицинском обслуживании обеспечивается как специализированными хозяйственно-расчетными организациями, так и бюджетными учреждениями.

Сегодня принцип платности вводится для решения жилищной проблемы. Постепенно осуществляется переход от принципа бесплатного распределения жилья к принципу его выкупаемости. В этой связи как в городской, так и в сельской местности целесообразно увеличение доли кооперативного и индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, доля услуг в социальном комплексе Беларуси в последние годы имеет тенденцию к развитию и расширению ассортимента, в свою очередь, растут и требования населения к ассортименту и качеству услуг.

Читайте также: