Чем отличаются современные игрушки от старинных сообщение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Научно-практическая конференция младших школьников

Место выполнения работы:

г. Светлоград, МБОУЛ №3, 4 класс

Руководитель: Задорожняя Елена Ивановна, учитель начальных классов МБОУЛ №3

Светлоград, 2020 г.

История возникновения игрушки………………………………………………………………4

Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства……………7

I . Введение

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть большое разнообразие красивых и интересных игрушек, которые сделаны, как правило, на фабриках. Но эти игрушки не несут такого тепла души от их создателей, как игрушки наших бабушек и мам. Поэтому я считаю, что в наше время дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Мне стало интересно, а какие игрушки были раньше, с чего началось развитие игрушки, какие игрушки предпочитали наши бабушки и мамы, и во что играют сейчас?

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения и развития игрушки.

Практическая значимость:

данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

В ходе исследований мы научились: анализировать большой объём информации; находить полезную информацию, делать выводы.

Гипотеза: предположим, что игрушки практически ровесники человечества, что современные игрушки интереснее игрушек наших бабушек и дедушек.

Узнать историю возникновения игрушки.

Выяснить , как изменялась игрушка во времени и чем игрушки прошлого отличатся от современных игрушек.

Найти и изучить литературу по исследуемой теме;

Проследить изменения игрушки на протяжении истории;

Изучить современную игрушку;

Установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети.

Объект исследования: игрушки

Предмет исследования: изменение игрушек от 19 до 21 века.

Методы работы:

Анализ статей и энциклопедий, книг, журналов по исследуемой теме.

Поиск информации в сети Интернет.

II . Основная часть

История возникновения игрушки

Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.

Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества. Вопрос о происхождении игрушки не может быть решён однозначно.

Игрушки 19 -20 века

В начале 20 века стали выпускать особых кукол из фарфора, покрытого глазурью. После первого обжига фарфор расписывали, покрывали глазурью и обжигали повторно. В это же время появляются японские куклы, привлекающие экзотической красотой и богатством нарядов.

Постепенно на смену механическим игрушкам приходят великолепные заводские куклы.

Современная кукла

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела,

как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ и скоро дизайнеры пришли к заключению, эта кукла должна отражать модные тенденции. Так появилась всеми потом известная Барби.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо

приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до

бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.

Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Но такая кукла не вызывает добрых и искренних эмоций. Играя с такой игрушкой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу.

У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения. Сейчас современные игрушки создаются с учётом всех модных тенденций.

Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Исследование

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах города и выяснили следующее:

прилавки наших магазинов изобилуют игрушками из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена.

есть в продаже куклы российского и белорусского производителей.

Некоторые покупатели отдают предпочтение куклам из России, так как они изготовлены из безопасных материалов. Куклы выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей и волокон.

В магазинах идеальных кукол не продают. Детская игрушка, должна быть из натуральных материалов: из шерсти, хлопчатобумажных тканей, из дерева. Натуральные материалы безопасны для здоровья. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, равна нулю.

Среди моих одноклассников у девочек есть разные куклы (Приложение 1)

Вывод: Девочки предпочитают современных кукол. Хотя Барби, Братс, Мокси, Бэби Бон китайского производства и цена их значительно выше, чем их качество.

Ещё я провела анкетирование среди учеников 4 класса. Результаты представлены в приложении (Приложение 2)

Вывод: Игрушек много у всех детей, но любимой становится только 1-2. Телефон и компьютер выбирают большинство детей. Игрушки своими руками почти никто не делает

III .Заключение

История игрушки уходит своими корнями в далёкое прошлое, так как она связана не только с развитием игрушек, но и с развитием науки и техники. Опыт, накопленный многими поколениями мастеров , помогает разрабатывать с каждым разом игрушки лучше и качественнее прежних.

Однозначно только одно: игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой, с помощью которой у ребёнка формируются ум, физические и нравственные качества. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

На мой взгляд , невозможно установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети. Для каждого поколения свои прелести в игрушках, своё развитие и понимание игрушки.

Библиографический список

1. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 815 с.

2. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

9. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение, 1980.

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения и развития игрушки.Ø данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota._igrushki_proshlogo_i_nastoyashchego.docx 42.67 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРУШКИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО

ученица 3 класса В,

МКОУ НОШ №17 г. Пятигорск.

Порохова Кристина Владимировна

учитель начальных классов,

МКОУ НОШ №17 г. Пятигорск.

2.1 История возникновения игрушки.

2.2 Игрушки из дерева и глины

2.3 Крестьянская игрушка

А) куклы обереги

Б) тряпичная кукла

2.4 Игрушки 19 -20 века

2.5 Современные игрушки

2.6 Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства.

3.1 Опрос учащихся 3- х классов.

5. Список литературы и источников…………………………………..

Теоретическая значимость определяется тем, что в ней собрана информация об истории возникновения и развития игрушки.

  • данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
  • В ходе исследований мы научились: анализировать большой объём информации; находить полезную информацию, делать выводы.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть большое разнообразие красивых и интересных игрушек, которые сделаны , как правило на фабриках. Но эти игрушки не несут такого тепла души от их создателей, как игрушки наших бабушек и мам. Поэтому я считаю, что в наше время дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Мне стало интересно, а какие игрушки были раньше, с чего началось развитие игрушки, какие игрушки предпочитали наши бабушки и мамы, и во что играют сейчас?

  • Узнать историю возникновения игрушки.
  • Выяснить , как изменялась игрушка во времени и чем игрушки прошлого отличатся от современных игрушек.
  • Найти и изучить литературу по исследуемой теме;
  • Проследить изменения игрушки на протяжении истории;
  • Изучить современную игрушку;
  • Установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети.
  1. Подумать самостоятельно.
  2. Анализ статей и энциклопедий, книг, журналов по исследуемой теме.
  3. Опрос учащихся.
  4. Поиск информации в сети Интернет.

История возникновения игрушки.

Предположим, что игрушки практически ровесники человечества. Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.

Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества. Вопрос о происхождении игрушки не может быть решён однозначно.

Возможно, именно из предметов культа и появились игрушки для детей.

Тогда игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Вы знаете, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки. Делали игрушки обычно размером с ладонь. Чтобы уж взять так взять.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

Игрушки из дерева и глины

Так появились деревянные игрушки… На Руси они были очень популярны. Не нужно было быть специалистом по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом.

Народный промысел зародился под влиянием Троице – Сергиева монастыря – одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси ещё 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

И так очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и так появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, курочки, клюющие зёрна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Ещё до изобретения гончарного круга стали лепить глиняные фигурки.

Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каркопольские и хлуднёвские.

Так, глиняные игрушки сохранились до наших дней. Они до сих пор имеют красивый , эстетический вид. У меня дома тоже есть игрушки из глины и они мне очень нравятся.

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Игрушки 19 -20 века

В начале 20 века стали выпускать особых кукол из фарфора, покрытого глазурью. После первого обжига фарфор расписывали, покрывали глазурью и обжигали повторно. В это же время появляются японские куклы, привлекающие экзотической красотой и богатством нарядов.

Постепенно на смену механическим игрушкам приходят великолепные заводские куклы.

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела,

как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ и скоро дизайнеры пришли к заключению, эта кукла должна отражать модные тенденции. Так появилась всеми потом известная Барби.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо

приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до

бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.

Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Но такая кукла не вызывает добрых и искренних эмоций. Играя с такой игрушкой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу.

У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения. Сейчас современные игрушки создаются с учётом всех модных тенденций.

Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства.

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах города и выяснили следующее:

  • прилавки наших магазинов изобилуют игрушками из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена.
  • есть в продаже куклы российского и белорусского производителей.

Некоторые покупатели отдают предпочтение куклам из России, так как они изготовлены из безопасных материалов. Куклы выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей и волокон.

В магазинах идеальных кукол не продают. Детская игрушка, должна быть из натуральных материалов: из шерсти, хлопчатобумажных тканей, из дерева. Натуральные материалы безопасны для здоровья. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, равна нулю.


Другое время – другие игрушки. Или не другие вовсе? Сравним?

Дадим, для начала, слово игрушкам для мальчиков.

Машинки, солдатики, конструкторы. Всё это было и есть у мальчишек любого поколения. Разве что всё это стало более ярким, детализированным, отчасти, из других материалов.

Хотя, эксперты в лице пап и мужей говорят, что, например, железная дорога фирмы Piko (ГДР) была очень детализированная, даже лучше некоторых современных.

Игрушки для детей любого пола – зверюшки, игрушки для катания, наборы профессий, развивающие игрушки. Поговорим о них.

Наверное, у каждого ребёнка был набор доктора. У кого-то был набор парикмахера. И даже были (но я такие не помню) – набор прачки и набор юного кондитера.

На чём раньше катались? На машинках с педалями, пластмассовых не то мотоциклах, не то тракторах. А ещё, говорят, мечтой многих детей был он – педальный конь.

Нашим детям производители предлагают транспорт покруче. И машины на электроприводе, и мотоциклы какие хочешь. И коня (даже единорога) можно купить не то что педального – движущегося! Понициклом зовётся.

Развивающие игрушки. Сейчас это и бизиборды, и фиджет-кубы, и всякие игрушки с музыкой и без. Ну и классические кубики, конечно.

Ну а теперь – в девичье царство! Куклы, посудка, коляски, бытовая техника.

Кстати, не помнится, чтобы раньше было разнообразие игрушечной бытовой техники. Она вообще была? Нашлось только фото кухонной плиты. А сейчас даже ездовые академики. простите, игрушечные мультиварки есть!

А коляски? Какие у нынешних кукол коляски! Настоящим не уступают.

Куклы. Некоторые современные куклы у родителей вызывают недоумение. Раньше тоже были страшненькие куклы. Но они всё равно олицетворяли человека. Не вампира, не зомби. Но детям нравятся.

Современные куклы уже и гнутся в разные стороны, и накрашены поприличнее, и есть даже разного цвета кожи и телосложения. А куклы-дети, почти не отличимые от реальных младенцев, – это вообще что-то с чем-то! Неудивительно будет, если с такими куклами поиграть захочется и взрослым женщинам.

Серьёзный взгляд на детские игрушки

История игрушек также длинна как история самого человечества. Они бывают совершенно разные, от деревянных до изготовленных из более сложных материалов. Игрушки с давних пор предназначались не только лишь для развлечения. Во все исторические эпохи игрушка была связана с процессом игры – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. То есть игрушка несёт на себе функцию, прежде всего воспитательного характера, в то время как взрослые заняты другими важными делами. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Самая древнейшая из всех игрушек – это кукла.

Издавна кукла была традиционной игрушкой и в русских семьях. Причем играли в тряпичные куклы все – не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет, а потом их игры начинали строго разделять. Для малышей куклы изготавливали мамы и бабушки. Подрастая, дети сами начинали их шить. Так, пятилетняя девочка уже вполне могла самостоятельно смастерить себе куклу. В играх дети постигали искусство рукоделия, а затем их мастерство шить, вышивать и т.д. оценивалось взрослыми.

История игрушек в России

Во второй половине XIX в. в селе Лысково Нижегородской губернии делали коньки-каталки. Лысковские коньки, выполненные из плоских дощечек и поставленные на две пары колес, имели очень выразительный силуэт. Изготовленные из дерева, глины и прочих естественных материалов, с реалистической достоверностью отражали облик эпохи.

Обратите внимание на устрашающий вид большинства игрушек, которые скопированы из детских мультиков последнего десятилетия. Ужасные динозавры, кибер роботы, черепашки ниндзя, солдаты с пушками, демоны, трансформеры, снабженные различным оружием и много другой нечисти, которые не соответствуют санитарным нормам, несут агрессию, издают неприятный звук или сделаны из материалов ядовитого цвета. Их вид не может приносить эстетического удовольствия от созерцания и тем более от игры с ними. Такая игрушка ничего кроме агрессии и жестокости у ребенка вызывать не может.

seryoznyj-vzglyad-na-detskie-igrushki-010

Если оглянуться на наше недавнее прошлое можно проследить интересную картину того, как менялся облик игрушки:

60-е в Эру космических полётов лошадок потеснили с полок детских магазинов луноходы и ракеты. Стали популярны фигурки космонавтов. А во времена Хрущева в моде игрушка-кукуруза. В 80-е над кубиком Рубика ломают голову и детвора, и взрослые, появляются тетрисы.

Современные игрушки

Всемирно знаменитая кукла Барби заслуживает пристального внимания. В старину девочки из богатых семей тоже играли с разряженными куклами, изображавшими светских дам. Воспроизводили они в игре модели поведения взрослых женщин своего круга.

Это тоже была репетиция реальной жизни, подготовка к роли светской дамы. А к чему готовятся современные девочки, играя в Барби? Яркий макияж, нескромная одежда, кого она может изображать?

Такие игрушки это неосознанный призыв ребенку: вот какой должна быть девочка. И девочки сравнивают и отождествляют себя с ней. Возьмите любую куклу “до эпохи Барби”: малыша-голыша, резиновую или пластмассовую девочку, принцессу с фарфоровым личиком, – и вы сразу заметите, что даже у самой расфуфыренной кукольной красотки не было тех форм взрослой женщины, которые есть у любой модификации Барби. Вроде бы пустяк, а на самом деле поистине революционный переворот. Традиционная кукла недаром лишена взрослых форм. Это прообраз ребенка. А девочка, играя, становится в опекающую материнскую позицию. С Барби же в “дочки-матери” толком не поиграешь. Какая из нее дочка? В результате материнский инстинкт у девочек не формируется правильно, он остаётся в зачаточном состоянии. Девочки начинают сызмальства ориентироваться не на создание семьи, а на что-то другое.

К слову сказать, Барби уже не так модна, сегодня на пике популярности кукла Братц.

seryoznyj-vzglyad-na-detskie-igrushki-3

Усовершенствованная Барби имеет искаженные пропорции (которые делают её похожей больше на насекомое, а не на человека: огромные глаза и губы, тонкие ручки-ножки на коротком торсе, почти отсутствует нос). А туфли у нее снимаются с частью ноги!

Вот что об этом пишет В.Базарный в своей книге “Дитя человеческое”:

“В конце 1980-х гг. я работал в детских дошкольных учреждениях г. Стрижевского. Обходя некоторые учреждения, обратил внимание, что самой популярной куклой у детей вдруг стала кукла Барби.

Я задал воспитателям вопрос: “Дорогие женщины! Неужели вы не понимаете, что этой “сексуальной тёткой” вы изначально уродуете детские души девочек?” Последовали возражения типа: “Она же красивая!” “Весь мир её использует!” Вот и вся аргументация. А ведь многие из них сами являлись матерями.

Я предложил им следующее: соберите мне 5 девочек, которые сами с мамами изготовят мягкие куклы, 5 девочек, играющих с готовыми жёсткими куклами, и 5 девочек, которые играют с Барби. Спустя несколько дней в зал для конференций пришли 15 девочек с предложенными куклами. Всех их я пригласил на сцену. Ввожу их в образ будущих мам. Затем прошу прижать своих “деточек” к сердцу.

Пять девочек, которые с мамами дома своими руками изготовили мягкие куклы, быстро прижали их к сердцу. Именно к сердцу! те пять девочек, которым купили готовые жёсткие куклы, стояли в растерянности. Они как-то неохотно то прижмут их к телу, то отдёрнут их от себя. Но истинное “чудо” произошло с девочками, у которых в руках оказались куклы Барби. Их лица внезапно как-то окаменели. Куклы были отодвинуты ими на вытянутую руку. А две девочки разжали пальцы, и куклы полетели вниз.

На вопрос: “Для чего дети рождаются девочками?” – та из них, которая играла с куклой Барби, ответила: “Чтобы быть красивой!” (читай, сексуально привлекательной. – В. Б.). Та же, что играла с рукотворной мягкой куклой, ответила: “Чтобы всегда были дети!” Последующие наши исследования подтвердили: кукла Барби воспитывает у девочек эгоцентрическую сексуальную устремлённость. А мягкая рукотворная кукла воспитывает у девочек материнство.

Час осознания, час выбора таких простых истин настал. И, как убеждает жизнь, многие взрослые уже не могут оставить привитие пагубных для детей сексуальных ценностей. Так чему же удивляться? Если “сильная” духом и мужественная часть половины человечества не может бросить курить, то почему мы ожидаем, чтобы подобные и другие укреплённые с раннего детства привычки бросила “слабая” половина человечества?!”

Создаётся впечатление, что люди всё больше отрываются от реальности повседневной жизни. Что стало тому причиной? Вседозволенность перестройки или свободомыслие демократии? Этот вопрос ещё предстоит решить, но так или иначе очевидно, что подобная вседозволенность более чем негативно влияет на наших деток. Если мы сами ничего не противопоставляем навязчивому миру рекламы.

Дети всегда просят родителей купить именно те игрушки, повторяющих героев мультиков (либо фильмов), которые дети видят на экранах телевизоров, или имеют в компьютерных играх

Все остальные игрушки, как правило, спросом не пользуются. Либо дети играют в них слишком непродолжительное время, а потом снова переходят к игрушкам, раскрученным по телевиденью, а в современных детских мультиках фигурируют в основном чудища.

Отдельную категорию составляют всякие черепа, мертвецы, и прочие выходцы с того света. Когда дети видят их на прилавке, то просят купить именно их, а не что-либо иное. Играя с ними, ребенок становится жестоким и злым.

У детей пользуются популярностью страшные, свирепые и агрессивные игрушки. Именно их обсуждают дети при совместном общении. Если какому-то ребёнку родители не покупают “то, что есть у всех”, ребёнок становится изгоем в детском коллективе.

В последнее время в моду стали входить куклы изображающие персонажи потустороннего мира, которые пользуются популярностью среди представителей различных субкультур. Коллекционные куклы Living Dead Dolls (Живые мёртвые куклы) от Эда Лонга и Дамиана Глонека. Успешно выпускаются и продаются вот уже в течении 10 лет.

Living Dead Dolls

«Есть и еще одна опасность, подстерегающая детей, играющих со “страшными” игрушками, – рассказывает одна мама. Впервые я задумалась об этом после того, как у нас побывал в гостях четырехлетний мальчик из православной семьи, где очень серьезно относились к вопросам воспитания.

Моя дочка, которой было тогда лет семнадцать, с удовольствием возилась с ним целый вечер, предоставив в его распоряжение все мягкие игрушки, которые ей когда-то надарили друзья и родственники.

И потом с удивлением рассказывала:

– Представляешь? Егор брал в руки только зверюшек с закрытой пастью. А от тех, у которых видны зубы, отказался наотрез. Я ему и дракончика предлагала, и собаку, и динозаврика. “Нет, – говорит, и все! – Зубастые кусаются”. Так и не стал с ними играть. Странный какой-то ребенок…

Я тоже удивилась, а потом сообразила, что перед нами, можно сказать, уникум: ребенок, не испорченный современной масс-культурой. Стремясь оградить мальчика от дурных влияний, родители отказались от телевизора. У бабушки или в гостях Егор иногда смотрел мультики по видео, но только отечественные, так что к западной стилистике не был приучен. Игрушки для него тоже отбирались очень строго: никаких “монстриков” и покемонов. В садик он не ходил. Так что ничего странного в его поведении не было.

Наоборот, мальчик воспринимал мир так, как и должен воспринимать его ребенок. Страшное его пугало, а не притягивало. Безобразное отталкивало

И среагировал он совершенно нормально. Ощерившийся зверь опасен, он действительно может укусить, и лучше держаться от него подальше. Даже от игрушечного. При этом Егор вовсе не был трусишкой. Скорее, наоборот. Но в нем заговорил нормальный инстинкт самосохранения.

Страшно представить, кем может вырасти малыш, играющий с нежитью. Ведь, по словам детских психологов впечатления, полученные ребенком в возрасте от 2,5 до 5 лет, сохраняются особенно долго.

Конечно же родители, покупая очередную игрушку, хотят порадовать свое дитятко. Но будьте благоразумны и проанализируйте, какой вред может принести та или иная игрушка ребенку. И помните, что то, что смотрят наши дети по телевизору, то с чем они играют должно воспитывать в детях лишь положительные качества. Вспомните советские игрушки и мультфильмы. В каждом из них была мораль, воспитывающая в детях чувство доброты, заботы, достоинства, чести, ответственности.

seryoznyj-vzglyad-na-detskie-igrushki-6

Там не было ни зла, ни агрессии, ничего что могло бы навредить ребёнку. Добро всегда побеждало зло, сейчас же отличия между добром и злом почти перестали существовать.

Советы родителям

Воспитательная задача и ответственность родителей в том, чтобы минимизировать негативное воздействие на детей

Следует более внимательно и серьёзно подходить к выбору игрушек для своих или чужих детей, объяснять, комментировать и играть совместно, что даст незаменимый опыт и возможность усвоить много нового, важного и полезного для всех участников игры.

Особенно полезно создавать игрушки своими руками, приглашая поучаствовать в процессе ребёнка. Спроектировать и выполнить их не так уж и трудно, тем более вместе с ребёнком процесс выполнения несёт воспитательный характер.

Не говоря уже о изобилии природных материалов – шишек, камушек, веточек и прочем. Какое всё-таки удовольствии с любовь смастерить, пусть даже незначительную вещь, для своего ребёнка. Сколько радости принесёт такая вещица!

И что немаловажно понять родителям – любой игре надо научить. Недопустимо оставлять своё чадо одного в обществе игрушек, пусть даже самых лучших. Не виноват ребёнок в том, что не умеет обращаться с куклами и зверушками.

Прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Играя, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни.

Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого и благородного человека.

По материалам 3rm.info

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

Читайте также: