Сообщение объединение русских композиторов могучая кучка интересные факты

Обновлено: 30.06.2024

Главный лозунг – не отрываться от жизни! Главное в музыке – национальная направленность!

  • размах,
  • большие размеры,
  • эпическая широта.

История содружества и его последователи

В их операх впервые:

  • стала ярко видна национальная характерность,
  • появились размах и народно-массовые сцены.

Композиторы стремились к яркости, стремились донести до народа свои идеи через запоминающиеся образы и эффектные картины.

Могучая кучка ("Новая русская музыкальная школа") — это творческое объ­е­ди­не­ние гениальных русских композиторов, которое внесло огромный вклад в развитие музыкальной культуры России. Оно было образовано в середине ХIХ века.

В составе "Могучей кучки" были композиторы:

  • Милий Алексеевич Бала́кирев (основатель; 1837 – 1910);
  • Цезарь Антонович Кюи́ (1835 – 1918);
  • Николай Андреевич Ри́мский-Ко́рсаков (1844 – 1908);
  • Модест Петрович Му́соргский (1839 – 1881);
  • Александр Порфирьевич Бороди́н (1833 – 1887).

Могучая кучка

Ещё "Могучая кучка" называется "Новой русской музыкальной школой" или "Балакиревским кружком".

Могучая кучка на английском языке:

  • The Five;
  • the Mighty Handful;
  • The Mighty Five;
  • The Russian Five.

Почему их назвали "Могучей кучкой"?

Название "Могучая кучка" им дал русский музыкальный и художественный критик В. В. Стасов (1824 – 1906). В мае 1867 года он написал рецензию в газете "С. - Петербургские ведомости":

". сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов".
В. В. Стасов

Сами­ композиторы предложили название "Новая русская музыкальная школа".

Интересные факты о Могучей кучке

История не знает ни точной даты основания, ни даты распада "Могучей кучки", т. к. на протяжении долгого времени им не получалось встретиться всем вместе.

Датой основания принято считать концом 1850 – началом 1860 гг. и дату распада называют серединой 1870 гг.

Мусоргский и Бородин познакомились в военно-сухопутном госпитале ещё в 1856 году. В то время Мусоргский был дежурным офицером, а Бородин — дежурным врачом.

Музыкальный критик Стасов зачастую оказывается в числе Могучей кучки, хотя он не был композитором. Происходит это из-за огромнейшего влияния, которое он оказал на творческую деятельность этой группы.

История создания Могучей кучки

Их история начинается в 1855 году, когда Балакирев приехал в Петербург. Он знакомится с музыкальным критиком Стасовым, который идейно направляет неопытного, но очень одарённого, восемнадцатилетнего пианиста Балакирева.

В следующем, 1856 году, Балакирев знакомится с Ц. А. Кюи. Балакирев увлекает его своей смелостью в музыке и у Кюи появляется глубокий интерес к этому виду искусства.

Мусоргский познакомился с Балакиревым в 1857 году. Про эту встречу сам Мусоргский потом говорил, что "перед ним раскрылся новый, неведомый ему до сих пор мир".

Уже спустя несколько лет, в 1862 году им уже составили компанию Римский-Корсаков и Бородин. В то время Римский-Корсаков был очень молодым и по возрасту, и по музыкальным взглядам. А Бородин на то время уже был выдающимся учёным-химиком.

В начале 1863 года и была сформирована Могучая кучка.

В 1862 году, с помощью Г. Я. Ломакина, они смогли открыть Бесплатную музыкальную школу. Кроме этого целью "Могучей кучки" было донести до народа музыку профессиональных композиторов — сделать её понятной, и они этого достигли.

Завершение Могучей кучки

Мусоргский умер в 1881 году. Перед смертью у него были проблемы и финансового типа, и со здоровьем, что заставило его отойти от творчества.

Смерть Бородина в 1887 году поставила точку в деятельности Могучей кучки. После этого каждый композитор пошёл своей дорогой. Один только Стасов поддерживал отношения со всеми композиторами.

Только Римский-Корсаков продолжил свой путь в музыке — он стал педагогом и дирижёром Бесплатной музыкальной школы.

Творческое содружество и его состав

Выдающийся пианист Милий Балакирев

Талант Балакирева выходил за пределы виртуоза-исполнителя. Свое предназначение он видел в служении искусству, как просветитель в формировании русских национальных особенностей музыкальной культуры. Революционный настрой русской интеллигенции того времени сказывался на творчестве передовых музыкантов. Балакирев c единомышленниками пытались реализовать народную тему в своих произведениях на основе русского фольклора и церковного пения. Балакиревский кружок объединил уже состоявшихся музыкантов в поисках национальной самобытности, какой бы сложной она ни была в понимании.

Знакомство с Ц. А. Кюи на одном из вечеров камерной музыки переросло в дружбу, основанную на общности взглядов на музыкальное творчество. Свои первые композиторские шаги Кюи сделал под руководством Балакирева.

Композитор Кюи

Композитор Римский-Корсаков

В 1881 году умер Мусоргский, а в 1887 — Бородин. Кюи преподавал в Военно-инженерной академии. Балакирев, после длительного перерыва, вернулся в творческую деятельность, но исчезли былой запал и желание к активным контактам.

"Маленькая, но уже могучая кучка музыкантов" - это высказывание Владимира Стасова, музыкального критика и литератора, дало название "Новой русской музыкальной школе". В узком понимании - сплоченному коллективу талантливых музыкантов-единомышленников, а в широком - уникальному явлению в истории русской культуры, эпохе, фундаменту, на котором создалось дальнейшее национальное искусство - музыка, живопись, графика, литература, архитектура, театр, получившее всеобщее мировое признание.

Пять талантливых композиторов, участников кружка "Могучая кучка":

Балакирев Милий Алексеевич (1836-1910) - руководитель кружка, композитор, педагог, пианист, дирижер

Кюи Цезарь Антонович (1835-1918) - композитор, критик, фортификационный инженер

Мусоргский Модест Петрович (1839-1881) - композитор

Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908) - композитор, дирижер, педагог, самый молодой участник кружка

Бородин Порфирий Александрович (1833-1887) - композитор, химик

"Могучая кучка", номинально объединяющая пятерых гениальных композиторов, была идейной площадкой для плодотворного сотрудничество лучших представителей творческой элиты Санкт-Петербурга того времени. Встречи Балакиревкого кружка (еще одно название музыкального союза), живые, яркие, вдохновенные, неизменно посещали Тургенев, Писемский, Антокольский, Гартман, многие художники-передвижники - Репин, Васнецов, Маковский, Крамской, Лемох и др.

И.Е.Репиным в разное время были написаны портреты некоторых "кучкистов" и их идейного вдохновителя Владимира Васильевича Стасова .

Участники "Могучей кучки" - музыкальные славянофилы, мечтавшие поднять значимость русской оперной и симфонической музыки до высот классической итальянской. Они считали себя наследниками творчества Глинки , "русскость" которого связывалась с небывалым подъемом патриотизма всех сословий в Российской империи после Отечественной войны 1812 года.

В свои оперы, симфонические и камерные произведения композиторы "Могучей кучки" обязательно включали аранжировки фольклорных мелодий и русских церковных распевов. Члены содружества считали музыкальную самобытность непререкаемой ценностью, часто спорили на эту тему с П.И.Чайковским, обвиняя его в космополитизме.

Ярким национальным колоритом окрашены оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" и "Царская невеста ", "Князь Игорь" Бородина, "Хованщина" и "Борис Годунов" Мусоргского.

К концу 70-х годов деятельность "Могучей кучки", как творческого содружества, сошла на нет, а наследником ее идей стал "Беляевский кружок" под руководством Н.А.Римского-Корсакова.

Читайте также: