Северная лирическая песня сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Русский Север относится к одной из крупнейших региональных систем песенного фольклора.
Географически она распространена на территориях современных Новгородской, Архангельской, Ленинградской и Вологодской областей.

Частично музыкально-поэтические традиции Русского Севера продолжают бытовать у представителей славянского этноса, проживающих на территориях Коми, Карелии и Кольского полуострова.

Русский Север - богатейший заповедник музыкального фольклора, представляющего исторический сплав песенной культуры различных регионов древнеславянского государства. Духовная жизнь северян была органически связана с устным и музыкальным фольклором новгородцев и москвичей.

Былины, исторические, бытовые и обрядовые песни, привнесенные из древних славянских городов, со временем в среде поморов "обрастали" северными сюжетами, своеобразной мелодикой песнопения.

В XVIII веке в связи с перенесением основного торгового пути с Запада в Прибалтику произошла своеобразная "консервация" песенной культуры на Севере, особенно в отдаленных районах - Пинеге, Лешуконье, Мезени, Печоре.

Архангельская область всегда выделялась своими песенными фольклорными традициями на фоне народных певческих традиций России. Одной из определяющих черт архангельской народной песенной культуры является то, что только на русском европейском Севере, в частности на территории бывшей Архангельской губернии, бытовала и бытует традиция женского хорового исполнительства (по всей России мужские и женские голоса в народном хоровом исполнительстве звучат равноправно).

В жанровом составе песенного фольклора Архангельской области также преобладают "женские" жанры - протяжные, лирические, хороводные, рекрутские, величальные и т.д. песни. "Мужские" жанры начали появляться в XIX веке, когда северяне стали активно призываться на службу. Так, в народном репертуаре появились "завезенные" солдатские и исторические песни, исполняемые мужчинами. К концу XIX-началу XX века, в период активного развития фабричного и лесопильного производства, в северный крестьянский фольклор проник жанр частушки и игры на гармони, основными исполнителями которого тоже стали мужчины…
В Архангельской области по сию пору сохранен огромный пласт разножанрового северного фольклора.

Чрезвычайно популярным является жанр хороводных песен. Песни этого жанра объединяются не только общими музыкально-композиционными признаками. Основной чертой является возможность для исполнительниц двигаться под песню быстрым или медленным, плясовым или прогулочным шагом. Хоровод - один из массовых танцев на любом празднике или сборе. Хороводы, а точнее хороводные песни, делятся на подразделы жанра с учетом того, какой танец или игра исполняются под ту или иную песню. Поэтому к хороводному жанру у северян примыкают песни-игры: "Дарить столба". "Селезень", "Скоморох" и т.д.

Широко бытуют на Севере песни танцевально-игрового содержания. Сами исполнительницы их называют "частыми". Как и хороводные, игровые песни не объемны в музыкальном отношении, но очень содержательны по своей литературной основе. Во многих песнях рассказывается о привлекательности и красоте северянок, мужской удали, также одна из любимых тем - высмеивание старого мужа. Исполнительницы двигаются в такт пению в подвижном танцевальном темпе. Игровые песни могут петься под балалайку, под гармонь, могут исполняться акапельно - в сольном, парном переплясе, "перекруживании", в парных плясках ("Сени", "Русского", "Метелица", "Топотуха") и кадрилях.

Так же обширен и разнообразен жанр лирических песен. Сюда можно отнести песенный набор свадьбы, неприуроченные песни, песни-повествования, песни-рассказы о любви, о жизненных перипетиях с драматическим оттенком и трагическим концом. Именно в лирических песнях представляется полный объем музыкального мышления северянок, витиеватая фантазийность построения мелодических линий, законы народной музыкальной эстетики.

В каждом северном районе преобладали "свои" песни. Так, в Мезени - "наулочные", "вечериночные", свадебные, "рождественские"… На Пинеге - песни кашниц, "вечериночные", девичьи, колыбельные… На Онежье - хороводные… Основным жанром для всех районов является лирическая и хороводная песня.

По материалам экспедиции 1886 года, организованной Отделением Этнографии Императорского Русского Географического общества, Ф. М. Истомин и Г. О. Дютш издали в 1894 году сборник "Песни русского народа: собр. в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г.", в котором впервые были опубликованы нотные расшифровки текстов (песни свадебные, хороводные, плясовые, протяжные).

Как и лирические песни, любим и востребован на Архангельском Севере жанр припевок и частушек. Припевки - коротенькие песенки, но не четверостишия-частушки. Припевки формировались одновременно с народными праздниками, обрядами, в определенной степени имели магическую силу и ритуальный смысл.

Важнейшей особенностью северной фольклорной традиции является преобладание эпических песенных жанров. Этнографам удалось зафиксировать в достаточно развитой и полной форме многочисленные былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. В отличие от песен, это сольные жанры (на Архангельском Севере главный исполнительный прием - ансамблевое или хоровое пение.). Они были записаны на территориях Заонежья, по берегам Пинеги, Мезени и Печеры. Эпическое начало очень ярко проявляется в большинстве жанров северного фольклора. Эпическая манера наложила отпечаток и на стилевые особенности северных плачей и причитаний.

Помимо жанровой основы, самобытность северного песенного фольклора проявляется в своеобразных законах северного песнопения, бережно сохраненных народными исполнительницами, в особой эстетике народного хорового многоголосия. Женские голоса делятся на высокие и низкие. В среднем регистре практически поют все. Часто вся хоровая партитура основана на параллельном движении терциями и октавами. Плотный, насыщенный унисон, когда все исполнители поют мелодию песни, тоже является элементом многоголосия. В северном многоголосии никогда не бывает четко выраженных хоровых партий. Например, нет нижнего голоса, определяющего гармоническую основу партитуры. Все голоса в северной песне движется плавно, без резких скачков вверх или вниз, часто переплетаются между собою, и в разное время в песне любой голос может быть и самым высоким, и самым низким. Голоса как бы "вьются" друг около друга. Такой прием называется линеарным голосоведением, которое и составляет основу северной хоровой народной полифонии. Секундовые звукосочетания - это характерные, традиционные гармонические созвучия между голосами в северном народном пении.

В традиционном фольклорном хоре на Севере каждый исполнитель имеет полное право петь свою мелодию. Часто бывает так: сколько исполнительниц в хоре, столько и вариантов песни звучит одновременно. На протяжении всей песни возникают сложные, многоголосные сочетания. Подобными приемами пользуются только во время исполнения лирических и протяжных песен. Частые песни, как правило, исполняются либо в унисон, либо в терцию с эпизодическими октавными удвоениями.

Особую привлекательность северному песенному фольклору придают музыкальные лады. Классические лады, особенно в лирических и хороводных песнях, звучат вперемежку с народными ладами. Широко распространен прием, когда одна песня звучит в одноименном мажоре-миноре ("Весной девушки гуляли" - Лешуконский район). Часто песня может звучать в натуральном ладу с эпизодическими вкраплениями повышенной IV ступени в натуральном миноре ("Ой, хожу я по травке" - Пинежский район), низкой II ступени в натуральном мажоре ("Из-за лесу темного" - Виноградовский район), низкой VI ступени и даже низких VI и VII ступеней в натуральном мажоре ("Не спрошёл бы то я" - Виноградовский район).

Никогда в народных песнях на Севре не используется гармонический и мелодический минор - только натуральный. Сложился народный стереотип музыкальных окончаний куплетов в северных песнях: характерные интервалы VII натуральной ступени с разрешением в тонику ("Не последний-то годочек я у батюшки живу" - Коношский район), плавное поступенное движение к тонике (любые игровые и хороводные песни); в торжественных величальных песнях - ниспадающий квартовый (IV - I) ("Полно милой сокрушаться" - Шенкурский район, "Соколы, соколы" - Лешуконский район) или восходящий квартовый скачок (V - I) ("По мёду, мёду" - Пинежский район).

Своеобразие народным песням придает северный диалект. Принято считать, что "северная говоря" - окающая. Ощущение "оканья" создают многочисленные особенности произношения. В пении же все гласные произносятся чисто и ярко, открыто звучат гласные "а", "я", "и".
Существует ряд вокально-хоровых исполнительных приемов, характерных для архангельской территории. Отличительная особенность северного хорового исполнительства - мягкий, некрикливый звук. Это обусловлено тем, что на Севере по климатическим условиям женщины много пели в помещении. Отсюда многие исследователи северное пение так и называют - избяное. Исполнительскими приемами можно назвать хоровое восходящее глиссандирование внутри песни (Шенкурский район) и ниспадающее - в окончании музыкальных фраз (Пинежский, Устьянский районы).

Во время пения исполнительницы достаточно сдержаны в проявлении эмоций, лаконичны даже в плясках - никогда не поднимают высоко руки, ограничиваясь движением кистей. Самое яркое проявление эмоциональности - внутреннее, душевное волнение, игра глазами, полуулыбка. Даже во время исполнения драматических песен скорбь передается не плаксиво сморщенным лицом, а внутренним состоянием души.

Для сопровождения песенного фольклора на Русском Севере чаще всего употреблялись гусли - излюбленный древнеславянский инструмент и пастушеские трубы (рожок, свирель, жалейка). Использовались также инструменты более позднего происхождения, наиболее популярными из которых были местные разновидности гармоник - тальянки, трехрядки, а также балалайка; домра получила на Севере незначительное распространение. Крестьяне любили играть на ложках - самобытном ударном инструменте, к рукоятке которых иногда подвешивали бубенчики (от двух до четырех).

В начале XX века в архангельской прессе встречались первые упоминания о выступлениях оркестров русских народных инструментов. Так, указывалось в феврале 1904 года в зале Благородного собрания проходил концерт, в котором принимал участие оркестр балалаечников под управлением г-на Ульяновского, а в июле того же года в Гагаринском сквере выступал кружок любителей балалаечников-лапотников.

Составной частью художественной жизни северян являлось и народное танцевальное творчество. Оно восходит к традициям народных игрищ и сходбищ восточных славянских племен на этапе раннего язычества (IV-VI вв. н. э.), на которых совершались обряды, сопровождавшиеся хороводами и плясками. На Севере обрядовые танцы, хороводы, танцевальные картинки на свадьбах переходили из поколения в поколение. На них оказывали влияние народные танцы, привносимые новгородцами, ростовчанами, москвичами, переселявшимися в Северный край.

Танцевальный рисунок и содержание народного танца выражает многообразный мир народной жизни, неразрывно связан с песнями, инструментальным исполнительством, костюмами. Основной жанр танца Русского Севера - хоровод. Как и по всей Руси, здесь бытовали орнаментальные (участники танца исполняют разнообразные фигуры - орнаменты) и игровые (действующие лица раскрывают своими движениями сюжет песни). На Севере хороводы не водили, а "ходили" ("ходить в ходецу").

В каждом уезде Архангельской губернии устанавливались участники хороводов. Так, в шенкурских орнаментальных хороводах участвовали только девушки и молодки. По словам профессора Московского университета И. Снегирева, в VIII веке в Шенкурске жители собирались за городом на лугу, "где девицы, держась за платки в руках, образовывали круг и тихо двигались на одном месте с песнями". В Пинежском уезде в хороводах участвовали только невесты. Они пели песню "Хожу я по травке" и ходили по улице. В Мезенском уезде, в поселениях на Зимнем берегу Белого моря, популярными были хороводы - "петровщины" (в праздник Петрова дня) - под песню "Не за реченькой девушки гуляли" девушки и молодки ходили по деревне парами и по кругу. Хоровод "косой столб" бытовал в Пинежском уезде. Под песню "Цвет наш прекрасный, аленький цветочек" девушки ходили парами вдоль улицы и в определенные моменты выполняли танцевальные движения, "обходили столб" - впереди идущую пару справа и слева.

На Севере "ходили" и веселые ("скорые") хороводы - "корзиночка", "змейка", "капустка" и др., которые исполнялись под ритмичные песни. К примеру, в Пинежском и Мезенском уездах - под песни "Уже я улком шла, переулком шла", "Я по жердочке шла". Хоровод начинался с круга, а затем хороводница (ведущая) разрывала круг и начинала заводить хороводную цепь "змейкой" - "кривулями". Красота рисунка зависела о выдумки ведущей. "Ходили" хороводы девушки и парни, женщины и мужчины. Например, в хороводе под песню "Розочка алая" ведущими были парень-жених и девушка-невеста, которые выбирали в хороводный круг будущую родню - тещу, свекровь, свекра, свояка…

В хороводе "Негодяй" участвовали женщины и мужчины, которые разыгрывали сюжет песни о тяжелой жизни жены и ее борьбе за свободу, заканчивавшейся установлением мира в семье. Северяне "ходили" хороводы в красочных нарядах. В каждом уезде имелись их характерные особенности. В женском костюме общим для всех был длинный сарафан.

Другим жанром русского народного танца, широко бытовавшим на Севере, являлась пляска. Она имела несколько разновидностей - одиночная (женская и мужская), парная, перепляс, массовый пляс, групповая пляска. Пляска органически связывалась с музыкальным или песенным сопровождением. Все исполняемые движения подчинялись ритму и темпу.

Фольклорные танцы являлись составной частью духовной жизни северян, имели самобытный характер. В них раскрывался внутренний мир жителей сурового Северного края, мастерство и талант в использовании выразительных средств танцевальных образов.

Одной из определяющих черт архангельской народной песенной культуры стала традиция женского хорового исполнительства (по всей России мужские и женские голоса в народном хоровом исполнительстве звучат равноправно).

Жанр припевок и частушек — не четверостиший-частушек, а коротеньких песенок был на Архангельском Севере любим и востребован. Припевки формировались одновременно с народными праздниками, обрядами, в определенной степени имели магическую силу и ритуальный смысл.

К жанру лирических песен, который весьма обширен и разнообразен, можно отнести песенный набор свадьбы, неприуроченные песни, песни-повествования, песни-рассказы о любви, о жизненных перипетиях с драматическим оттенком и трагическим концом. Именно в лирических песнях представляется полный объем музыкального мышления северянок, витиеватая фантазийность построения мелодических линий, законы народной музыкальной эстетики.

Этнографам удалось зафиксировать также в достаточно развитой и полной форме многочисленные былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. Эти эпические песенные жанры были записаны на территориях Заонежья, по берегам Пинеги, Мезени и Печеры. В отличие от песен, это сольные жанры (на Архангельском Севере главный исполнительный прием — ансамблевое или хоровое пение.).

В традиционном фольклорном хоре на Севере каждый исполнитель имеет полное право петь свою мелодию. Часто бывает так: сколько исполнительниц в хоре, столько и вариантов песни звучит одновременно. На протяжении всей песни возникают сложные, многоголосные сочетания. Подобными приемами пользуются только во время исполнения лирических и протяжных песен. Частые песни, как правило, исполняются либо в унисон, либо в терцию с эпизодическими октавными удвоениями.

Существует ряд вокально-хоровых исполнительных приемов, характерных для архангельской территории. Отличительная особенность северного хорового исполнительства — мягкий, некрикливый звук. Это обусловлено тем, что на Севере по климатическим условиям женщины много пели в помещении. Отсюда многие исследователи северное пение так и называют — избяное. Исполнительскими приемами можно назвать хоровое восходящее глиссандирование внутри песни (Шенкурский район) и ниспадающее — в окончании музыкальных фраз (Пинежский, Устьянский районы).

Во время пения исполнительницы достаточно сдержаны в проявлении эмоций, лаконичны даже в плясках — никогда не поднимают высоко руки, ограничиваясь движением кистей. Самое яркое проявление эмоциональности — внутреннее, душевное волнение, игра глазами, полуулыбка.

Для сопровождения песенного фольклора на Русском Севере чаще всего употреблялись гусли — излюбленный древнеславянский инструмент и пастушеские трубы (рожок, свирель, жалейка). Использовались также инструменты более позднего происхождения, наиболее популярными из которых были местные разновидности гармоник — тальянки, трехрядки, а также балалайка; домра получила на Севере незначительное распространение. Крестьяне любили играть на ложках — самобытном ударном инструменте, к рукоятке которых иногда подвешивали бубенчики (от двух до четырех).

В начале XX века в архангельской прессе встречались первые упоминания о выступлениях оркестров русских народных инструментов. Так, указывалось в феврале 1904 года, в зале Благородного собрания проходил концерт, в котором принимал участие оркестр балалаечников под управлением г-на Ульяновского, а в июле того же года в Гагаринском сквере выступал кружок любителей балалаечников-лапотников.


Н ародное музыкальное искусство Русского Севера представляет собою богатое соцветье местных традиций, школ, в чем-то похожих, в чем-то различных по репертуару, по структурам жанров, певческим стилям, путям своего становления.

Вместе с тем, единство историко-стадиальных и музыкально-стилевых проявлений в народном пении позволяет говорить о Русском Севере как о самостоятельном этнокультурном регионе.

Собирателям последних лет удалось обнаружить новые очаги народной музыкальной культуры, мало освещенные в науке или совсем не представленные прежде в звукозаписях и нотных изданиях (искусство гусляров Псковской земли, певческое искусство русского подвинского населения, Вологодской и Архангельской областей, Новгородчины, Приладожья и Прионежья). Вместе со старым фондом звукозаписей конца прошлого - начала настоящего столетий это - огромный сопоставительный материал.

В краткой звуковой антологии, однако, невозможно отразить все особенности и всю полноту народной музыкальной культуры Русского Севера. Поэтому составители приняли план показа наиболее представительных, иногда уже неповторимых в современных условиях звукозаписей прошлого из крупнейших собраний СССР - Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, фонотек Ленинградской и Московской государственных консерваторий, фонотеки Всесоюзной студии грамзаписи. В состав антологии введены антикварные реставрации записей сказительского пения М. С. Крюковой, колыбельные припевки замечательной народной певицы из Архангельской области А. Г. Булановой (1930-е гг.), полевые записи, студийные стереофонические звукозаписи (выездные и стационарные).

Расположение материала учитывает сочетание контраста разделов антологии с представительностью их по жанрам и стилям.

Раздел былинного эпоса открывает фрагмент былины-старины в исполнении усть-цилёмского сказителя Василия Игнатьевича Лагеева (1). По напеву это типичный пример северной эпической мелодии широкой протяженности, со сложным ритмическим рисунком. На ее разнообразном варьировании строится вся чрезвычайно развернутая музыкально-поэтическая композиция: общее звучание всей старины - около сорока минут.

Антологию подготовили музыковеды-фольклористы В. М. Щуров, В. В. Коргузалов, А. М. Мехнецов, Ю. И. Марченко, инженеры Лаборатории звукозаписи Фонограммархива ИРЛИ АН СССР В. П. Шифф, А. В. Осипов.

Год выпуска: 1990
Формат: MP3 (оцифрованная грампластинка)
Продолжительность: 00:41:08
Битрейт аудио: 160 kbps
Размер: 47 Mb

Сторона 1

1. Три поездки Ильи Муромца, фрагмент былины. В. Лагеев (Коми АССР)
2. Ай, тут не беленька березка к земли клонитце, фрагмент былины о Добрыне. М. Крюкова (Архангельская область)
3. Бай, бай, бай, да моё дитятко, колыбельная песня. A. Буланова (Архангельская область)
4. Ой, да без тебя, моя мамушка, похоронный плач. Женский фольклорный ансамбль деревни Сондуга Архангельской области
5. Да виноградне, да красно-зелёное, зимняя празднично-поздравительная песня. Хор села Усть-Цильма Коми АССР
6. Вышло пузищо на репищо, лады, подблюдные песни. Женский фольклорный ансамбль села Жилой Бор Новгородской области
7. Ой, наша улица да широкая, хороводная песня. B. Перхурова, В. Пуряева (Архангельская область)
8. Ой, у Ёгорья на горе, хороводная песня. Женский фольклорный ансамбль села Лебское Архангельской области
9. Хожу я по травке, хороводная песня. Хор деревни Ваймуша Архангельской области
10. Горбатого, наигрыш на гуслях. Т. Тимофеев (Псковская область)
11. Под частушки, наигрыш на балалайке. П. Дуркин (Коми АССР)
12. Плясовая, наигрыш на рожке. В. Федоров (Новгородская область)
13. Долгова, наигрыш на тальянке. Ф. Тимофеев (Псковская область)

Сторона 2

14. На солнечном восходе, на угреве, свадебная опевальная песня
15. Налетали, налетали ясны сокола, свадебная венчальная песня. Хор села Варзуга Мурманской области
16. Как вчера об ефту пору, свадебная опевальная песня. Женский фольклорный ансамбль деревни Федотово Вологодской области
17. Уж вы, мои да голубушки, свадебный причет невесты с песней подружек. Женский фольклорный ансамбль деревни Юркино Вологодской области
18. Что хитер-то, мудёр да первобрачный князь, свадебная песня. Женский фольклорный ансамбль села Лебское Архангельской области
19. Э, на огрубе-то Купавы, свадебная величальная песня. Хор деревни Ваймуша Архангельской области
20. Уж мне смахнуть да очи ясные, причитание невесты. М. Цапова (Вологодская область)
21. Полно ли, солнышко, э-ой, из-за лесу, солнце, да светить, лирическая протяжная песня. Хор села Ваймуша Архангельской области
22. Э-ой, как дивья воленька, лирическая песня. К. Гребенщикова (Вологодская область)
23. Беспецяльноё-то девьё сердецко, лирическая песня. Женский фольклорный ансамбль деревни Уйта Архангельской области
24. Ты не стой-ко, верба, над водой, лирическая песня. Женский фольклорный ансамбль деревни Кузоверская Архангельской области
25. Не ясён-от ле сокол, сокол по горам летал, лирическая протяжная песня. Женский фольклорный ансамбль села Лебское Архангельской области
26. Я не весело пою, частушки под язык. А. Миненкова, А. Данилова (Вологодская область)

СЕВЕРНАЯ ДВИНА. Песни Архангельской области

В настоящем издании предлагаются записи, выполненные в двух районах Архангельской области - Холмогорском и Виноградовском. Эти районы охватывают среднее течение Северной Двины, где песенность представлена достаточно контрастными формами. Этнографическая граница обнаруживается несколько южнее Двинского Березника (Виноградовский район) и наиболее четко устанавливается по свадебной обрядности.

Для демонстрации музыкального своеобразия местных традиций материалы сгруппированы в три раздела. Первый содержит песни, записанные от жителей Средь-Мехреньгского сельсовета Холмогорского района (№ 1 -8), второй знакомит с репертуаром жителей деревни Уйта Шастозерского сельсовета Виноградовского района (№ 9-18). Третий раздел включает образцы, записанные на юге Виноградовского района (№19- 23).

Список песен:

1. Средьмехреньгские наши ребятушки хорошие.
Лирическая песня.
2. Голубочик, да мой сизе. ой, мой сизенюшко, ясный соколочик.
Лирическая песня.
3. Не от ветру, не от вихоря.
Свадебная опевальная песня.
4. Не по сахару река течёт.
Свадебная опевальная песня.
5. Еще во саду, саду.
Свадебная окликальная песня
6. Тысецкой, тысецкой сам большой человек.
Свадебная окликальная песня.
7. Ходил конь далёуо.
Свадебная корильная песня.
8. Ты, берёза, ты, моя кудрява.
Плясовая песня.
9. Беспецяльнё-то девьё сердечко.
Лирическая песня.
10. Из-за лесу-ту, лесу тёмного.
Лирическая песня.
11. Не в лужках.
Лирическая песня.
12. Нам-то не для цего в люди торопитце.
Лирическая песня.
13. Заболела головушка, ой, да со зелёного со вина
Лирическая песня.
14. Посидите, девушки, посидите у меня.
Лирическая песня.
15. Не по нраву мой миленькой женилсе.
Лирическая песня.
16. Францы стуркой воевали.
Историческая песня.
17. Отдала меня маменька.
Свадебная опевальная песня.
18. Тысецкой неумоя, ой, неумоя.
Свадебная корильная песня.
19. Да заносил тебя лешой, сватовця, да не путём не дороженькой.
Свадебное причитание.
20. Уж вы дуйте-ко, ветры буйные, во все четыре сторонушки.
Свадебное причитание.
21. Ой, завсегда мы вместе ходили да по долгим вечериночкам.
Свадебное групповое причитание.
22. По-за городу царев сын, царев сын.
Хороводная игровая песня.
23. Ходил-гулял барин.
Хороводная игровая песня.

Из собрания фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

Читайте также: