Серпуховский историко художественный музей сообщение

Обновлено: 02.07.2024

С ерпуховский историко-художественный музей — крупнейшая и богатейшая картинная галерея Подмосковья. Открыт в 1920 г. Основа собрания — коллекция серпуховских фабрикантов Мараевых. В 1920−1930-е гг. фонды музея пополнились произведениями искусства из окрестных усадеб и центральных музейных хранилищ.

В экспозиции музея представлены работы известных русских художников И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина, Г.И. Семирадского, А.О. Орловского, К.Е. Маковского, В.Е. Маковского, А.А. Харламова, Н.А. Ярошенко, А.К. Саврасова, И.И. Левитана, В.Д. Поленова, В.М. Васнецова, К.Ф. Юона, С.Ю. Жуковского, К.А. Коровина.

Предметом особой гордости музея является собрание живописи и графики русских художников-авангардистов начала ХХ в.: Н.С. Гончаровой, Д. Бурлюка, Р.Р. Фалька, И.И. Машкова, коллекция ранних скульптур С.Т. Коненкова.

В разделе западноевропейского искусства представлена живопись фламандской, голландской, итальянской, французской и других школ XVI−XIX вв. Экспозицию дополняют памятники скульптуры, мебели, керамики и стекла.

Серпуховский историко-художественный музей был образован в 1918 году. В его основу легла коллекция А. Мараевой, в чьем особняке и разместился музей. Фото автора

Серпуховский историко-художественный музей был образован в 1918 году. В его основу легла коллекция А. Мараевой, в чьем особняке и разместился музей. Фото автора

Как любитель искусства, я была наслышана про Серпуховский музей и давно хотела его посетить. Ура, на выходных наконец-то мне удалось это сделать. Долгое ожидание встречи с музеем оказалось не напрасным. Без шуток, он прекрасен. Только ради него одного стоит приехать в Серпухов.

В собрании Серпуховского музея представлены работы И. Айвазовского, И. Шишкина, В. Поленова, К. Маковского, А. Саврасова, К. Коровина, В. Борисова-Мусатова и многих других. Фото автора

В собрании Серпуховского музея представлены работы И. Айвазовского, И. Шишкина, В. Поленова, К. Маковского, А. Саврасова, К. Коровина, В. Борисова-Мусатова и многих других. Фото автора

Серпуховский историко-художественный музей располагает уникальным собранием живописи Н.С.Гончаровой. Фото автора

Серпуховский историко-художественный музей располагает уникальным собранием живописи Н.С.Гончаровой. Фото автора

Но достаточно эмоций, давайте вместе пройдемся по залам музея.

Русское искусство XVIII в. представлено в музейном собрании произведениями портретного жанра. Зал, посвященный портрету XIX в., рассказывает о творчестве крепостных и провинциальных живописцев.

В каминном зале выставлены полотна русских живописцев второй половины XIX в. Г.И. Семирадского, К.Е. Маковского, А.А. Харламова, А.П. Боголюбова.

В коллекции музея есть произведения И. Айвазовского, И. Шишкина, И. Левитана, В. Поленова, А. Саврасова, В. Верещагина, В. Васнецова.

Значительно собрание живописи и графики русских художников-авангардистов – Р. Фалька, И. Машкова, Д. Бурлюка, А. Эстер, Н. Гончаровой. Также в музее представлена коллекция ранних скульптур С. Коненкова.

На втором этаже музея также представлена коллекция западноевропейского искусства. Полотна некоторых художников являются единственными в России. Фото автора

На втором этаже музея также представлена коллекция западноевропейского искусства. Полотна некоторых художников являются единственными в России. Фото автора

Парадные интерьеры богатого купеческого дома хорошо сохранились.

Не может оставить равнодушным каминный зал.

Кажется, что зал весь обшит деревом. Но это впечатление обманчиво. Потолок и стены здесь оштукатурены, а затем расписаны под цвет мореного дуба.

Эффектная деталь декора – фриз из ярко-синих керамических изразцов.

Белый зал. Представляет собой две пространственные зоны, связанные между собой широким проходом, украшенным ионическими колоннами. Фото автора

Белый зал. Представляет собой две пространственные зоны, связанные между собой широким проходом, украшенным ионическими колоннами. Фото автора

Площадь Белого зала рассчитывалась по числу танцующих пар (10-12), полагая на каждую из них 1,5-1,75 кв. сажени пола, включая мебель

Как же так получилось, что в Серпуховском музее была собрана настолько богатая коллекция предметов искусства?

В основа собрания — коллекция Анны Васильевны Мараевой, национализированная в 1918 году.

Мараевы были богатейшими купцами Серпухова в XIX — нач. XX вв. В 1882 г. после кончины мужа все дела перешли его супруге, Анне Васильевне Мараевой.

А.В. Мараева – фабрикантша, известная деятельница старообрядчества, собирательница древнерусского искусства.

Зна­чительную часть до­хо­дов от тор­гов­ли Мараева тра­ти­ла на благотворительность. А. Мараева со­бра­ла обширную кол­лек­цию ру­ко­пис­ных и ста­ро­пе­чат­ных книг, древ­них икон

Собрание картин русских ху­дож­ни­ков XVIII-XIX веков и западноев­ропейских мас­те­ров XVI-XVIII веков, итальянской мра­мор­ной скульп­ту­ры XVII-XVIII веков, пред­ме­тов при­клад­но­го искусства появилось у Анны Мараевой благодаря покупке коллекции московского кол­лек­цио­не­ра Ю.В. Мер­ли­на.

В силу воспитания и образования А. Мараева вряд ли приобрела эти предметы искусства из чувства преклонения перед прекрасным. Скорее всего, оно ей было чуждо. При жизни Анны Васильевны стены ее жилья украшали лишь некоторые пейзажи и натюрморты. Остальные же хранились в кладовых загородного дома в Данках.

Как пишут исследователи, мотивы приобретения А. Мараевой коллекции Ю.В. Мерлина не ясны. Вероятно, она увидела в этом выгодное средство для вложения капиталов

После Революции коллекция А. Мараевой, легшая в основу вновь образованного серпуховского музея, была дополнена другими произведениями искусства.

Из 1-го Пролетарского музея и Мосгубмузея была получена богатая коллекция, среди которой числись работы К. Маковского, А. Боголюбова, Н. Ярошенко, И. Шишкина, К. Коровина, И. Машкова, Р. Фалька, Н. Гончаровой.

Кроме того, фонды музея пополнялись за передачи ему национализированного имущества окрестных усадеб, храмов и монастырей Серпухова.

Если вы еще не были в Серпуховском историко-художественном музее, очень вам рекомендую его посетить. Уверена, вы не будете разочарованы.

Серпуховский историко-художественный музей берет своё начало с особняка, принадлежавшего текстильным фабрикантам Мараевым.

IMG_8666

Фабриканты Мараевы

Серпуховские промышленники Мараевы происходят из крестьян д. Колычево Хатунской волости Серпуховского уезда. Эти земли изначально принадлежали государству, а с воцарением Екатерины II – графам Орловым. В 1839 г. дочь Владимира Орлова графиня Екатерина Новосильцева отпускает на волю большую группу хатунских крестьян и в их числе Василия Афанасьевича Мараева, основателя будущего купеческого рода.

Василий с семьей перебрался в Серпухов, где устроился работать на фабрику к хозяину-старообрядцу. Вскоре и сам он стал старообрядцем беспоповского старопоморского (федосеевского) согласия. Отход от официальной церкви в царствование Николая I был рискованным поступком, но деловые связи в среде купцов-староверов сулили успех в торговых и промышленных начинаниях. Кроме того, Василий Афанасьевич, видимо, сразу проявил себя талантливым предпринимателем: в 1859 г. приобрел бумаготкацкую фабрику в д. Заборье (ныне территория Серпухова), затем завел ситценабивное производство в пустоши Данки. В 1867 г. В. А. Мараев вышел в 1-ю гильдию купечества – размеры его капитала уже превышали 10 тыс. рублей.

После смерти в 1881 г. Василия Афанасьевича всю недвижимость и капитал унаследовал его единственный сын Мефодий (Нефед) Васильевич. В 1882 г. он скоропостижно скончался в возрасте 52 лет, и производство возглавила его вдова Анна Васильевна Мараева (1845-1928), родом из крестьянской семьи Волковых д. Топорино Медынского уезда Калужской области.

Мефодий Васильевич и Анна Васильевна Мараевы

При новой владелице фамильное дело успешно развивалось. Мараевские ситцы, традиционно поставлявшиеся в районы Поволжья и Средней Азии, высоко ценились потребителями.

Купцы Мараевы всегда были активными благотворителями. Большую часть доходов от торговли тканями они тратили на поддержку серпуховской общины старообрядцев Федосеевского благочестия; Василий Афанасьевич и Мефодий Васильевич были попечителями Преображенского старообрядческого монастыря в Москве. В доме многие годы собирались уникальные предметы традиционной русской духовной культуры: иконы, рукописные и старопечатные книги, шитье. Ценнейшей реликвией семьи был Пустозерский сборник с автографами известных ревнителей старообрядчества Аввакума и Епифания.

А.В. Мараева (в центре) с внучками Верой (справа) и Катей (слева)

Существует мнение, документально пока не подтверждённое, что в 1896 г. по проекту известного московского архитектора Романа Ивановича Клейна было возведено парадное крыло дома Мараевых в Серпухове.
В том же году Анна Васильевна Мараева приобретает художественную коллекцию московского коллекционера Ю.В. Мерлина.

Формирование музея

В 1918 г. предприятия и имущество Мараевых были национализированы. Судьба произведений искусства, находившихся в Данках, оказалась во власти профкома ситценабивной мануфактуры, который предполагал использовать их как премиальный фонд для передовиков. Но в сентябре 1918 г. власти Серпуховского уезда получили директиву Наркомата просвещения с требованием приостановить изъятие имущества Мараевых ввиду его большой культурной ценности.

Музей после 1917 г. Белый зал

В 1918 г. в Серпухове, в составе местного отдела народного образования, с целью охраны памятников старины и искусства был создан Серпуховский музей — музей старины и искусства . В 1920 г. им заведовал художник, выпускник московского Училища живописи, ваяния и зодчества Александр Андреевич Бузовкин (1886-1966). Музейная секция стала обследовать усадьбы уезда в связи с формированием коллекции местного музея. На хранение было принято собрание Мараевых в Данках и перевезено в Серпухов, в дом в Заборье.

Музей в довоенный период

В 1956 г. музею придан историко-художественный профиль: отныне изучение и экспонирование памятников изобразительного искусства стало главным направлением в его деятельности. Музейные коллекции вызывали профессиональный интерес видных отечественных искусствоведов — Ю.И.Кузнецова, М.Я.Либмана, И.В.Линник, Н.Н.Никулина. В 1970-1980-х гг. большую работу по изучению и систематизации собрания западноевропейского искусства проделал сотрудник СИХМ, ныне доктор искусствоведения В.А.Садков

Открытие филиалов

А в 1987 г. в ведение музея была передана старообрядческая церковь Покрова вместе с великолепной коллекцией церковного искусства XVI–XX вв., собранием рукописных и старопечатных книг, церковной утвари. В музейных фондах сосредоточилось почти все художественное наследие, принадлежавшее А. В. Мараевой.

В 2002 г. музею был передан дом, в котором жил мастер фотопейзажа, один из самых ярких представителей пикториальной фотографии Николай Платонович Андреев. В настоящее время Мемориальный дом фотохудожника Н.П. Андреева находится в аварийном состоянии и закрыт на ремонт, а экспозиция размещена на ул. Калужская д.48

Покровская старообрядческая церковь

Музей сегодня

Серпуховский музей — участник крупных выставочных проектов за рубежом – в Италии, США, Корее, Хорватии, Великобритании, Финляндии и других странах, где наряду с крупными федеральными и региональными музеями страны представляет историю и культуру России.

Экспонаты СИХМ часто привлекаются на всероссийские выставки в крупнейшие музеи страны — в Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им.Андрея Рублева и др.

Наиболее значимые выставочные проекты последних лет, в которых принимал участие Серпуховский музей:

В самом музее сотрудники СИХМ ежегодно организовывают и проводят более 15 различных выставок, среди которых персональные экспозиции, как местных художников, так и художников из крупных городов России.

Выставка

Ночь искусств - 2015

Пешеходная экскурсия

Работники музея на протяжении всего периода существования музея ведут обширную научную деятельность. Значение многих работ трудно переоценить.

Серпухо́вский историко-художественный музей в Серпухове — крупнейшая и богатейшая картинная галерея Подмосковья. Открыт в 1920 г. Основа собрания — коллекция серпуховской фабрикантши Анны Васильевны Мараевой. В 1920 — начале 1930-х годов фонды музея пополнились произведениями искусства и бытовыми предметами из окрестных усадеб — Рай-Семеновское (Нащокиных), Семеновская Отрада (Орловых-Давыдовых), Телятьево (Сологубов), а также Остафьево (Вяземских) и центральных музейных хранилищ.

Содержание

История

Особняк серпуховской купчихи А. В. Мараевой, построен в 1896 году по проекту известного московского архитектора Р. И. Клейна.

Начало богатейших коллекций этого дома вполне прозаическое. Брат покойного мужа Анны Мараевой (1845—1928) — хозяйки особняка — претендует на наследство. Но однажды Анна помогает Ю. В. Мерлину одному очень влиятельному чиновнику, дворянину, остро нуждающемуся в большой сумме денег, выкупая у него коллекцию картин. По преданию, именно он поспособствовал прекращению тяжбы.

Источником приобретений Ю. В. Мерлина служил преимущественно столичный антикварный рынок, где в пореформенные годы распродавались богатейшие дворцовые и усадебные коллекции. Интересы собирателя были обширны: предметом их в течение почти 25 лет являлись старинная и современная живопись, оружие, гравюры, памятники прикладного искусства. Но вскоре Ю. В. Мерлин разорился и продал остатки коллекции (377 картин и графических произведений западно-европейских мастеров XVI—XIX века и русских авторов XVIII — начала XIX века) Анне Васильевне Мараевой. Это обстоятельство предрешило возникновение в Серпухове художественного музея. Мотивы приобретения А. В. Мараевой коллекции Ю. В. Мерлина не совсем ясны. Чуждая по своему воспитанию западно-европейской культуре XVI—XVIII века, памятники которой составляли основу собрания Мерлина, она могла оценить коллекцию как выгодное средство помещения капитала. Стены особняка в Заборье украшали пейзажи и натюрморты — всё остальное хранилось в кладовых загородного дома в отдалённой от Серпухова деревне Данки.

Не случись эта история, возможно, не появился бы в Серпухове такой богатый музей. Ведь Анна Мараева была старообрядкой и вряд ли проявила бы большой интерес к западноевропейской живописи.

Рядом с особняком Мараевой в начале XX века по проекту Р. И. Клейна была построена старообрядческая церковь Покрова Пресвятой. Это единственный на юге Подмосковья безалтарный храм.

В 1923—1925 годах Серпуховский музей получает из фондов управления народным образованием Московской губернии 127 экспонатов. Таким образом, был сформирован раздел русского искусства 2-ой половины XIX-начала XX века.

С 1957 года музей имеет историко-художественный профиль. В экспозиции музея представлены редкие музейные работы известных русских художников, открывающие перед нами, наряду с хрестоматийными образцами из столичных музеев, всю глубину их творчества.

Ряд западноевропейских художников, работы которых хранятся в музее, представлены в России только в Серпуховском историко-художественном музее.

С 1995 года в музее проходят научно-практические конференции, в которых принимают участие столичные и провинциальные историки, искусствоведы и музееведы.

С 1998 года в музее работает детская эстетическая студия для детей от 4 до 13 лет.

Мараевы



Мараева родилась 21 января 1845 гоода в деревне Топорино Медынского уезда Калужской губернии в крестьянской семье Василия и Макрины Волковых, занимавшихся кустарным производством холста. Как устанавливается по документам, хранящимся в архиве Серпуховского историко-художественного музея, эта семья числилась принадлежащей к официальной церкви, но после 1855 года Анна Васильевна перестала бывать у причастия и перешла в старообрядчество. Получила она традиционное домашнее образование, в 1869 году вышла замуж за серпуховского купеческого сына Мефодия Васильевича Мараева (1830—1882).

В 1859 году отец Мефодия Василий Мараев приобрел в собственность у старообрядцев Ереминых бумаготкацкую фабрику при деревне Заборье вблизи Серпухова, а позже присоединил к ней ситценабивное производство в пустоши Данки. В 1867 году он перешел в 1-ю гильдию купеческого состояния, в 1869 году купил дом в Москве. В деле отца работал и его единственный наследник — Мефодий Васильевич. Он также стал серпуховским 1-й гильдии купцом, получил звание потомственного почетного гражданина (1882), а в 1869—1879 гг. стал владельцем двух домов в Москве на Старой Басманной улице, сохранившихся до настоящего времени.

Значительную часть доходов от фабричного дела и торговли тканями Мараева тратила на поддержку серпуховской общины старообрядцев-федосеевцев. После смерти в 1906 году дочери Анфисы приготовленное для нее приданое было пожертвовано матерью на строительство Покровского храма-моленной при ткацкой фабрике в Серпухове (построен вместе с богадельней в 1908—1910 гг. по проекту архитектора М. Пиотровича). Мараевой содержалась старообрядческая моленная и в Москве, при ее собственном доме в Настасьинском переулке. Как и муж, она оставалась также прихожанкой Преображенской общины.

В 1915 году Мараева на свои средства открыла в Серпухове госпиталь на 100 раненых, в котором работали сестрами милосердия ее дочери Анна и Ольга, а также внучки Вера и Екатерина Уфимцевы. Им приходилось выезжать на фронт с царскосельским военно-санитарным поездом № 143, находившимся под патронажем императрицы Александры Федоровны.

Основным предметом собирательского интереса Мараевых были православные церковные памятники. В 1908—1910 годах в пригородном селе Заборье (ныне в черте Серпухова) рядом с мараевской фабрикой был построен храм Покрова Богородицы, куда перешло убранство моленной, собранное несколькими поколениями купеческой семьи. В 1989 году этот уникальный богослужебный комплекс (в том числе 610 икон, 73 из которых относятся к допетровской эпохе, 142 старопечатные и рукописные книги) был передан музею.

Сама Анна Васильевна Мараева скончалась 23 августа 1928 года в Серпухове и была похоронена в Москве на Преображенском кладбище, в сохранившемся до наших дней семейном некрополе. Провожать ее в последний путь по Серпухову от Покровского храма до вокзала пришли много рабочих ее бывшей фабрики, которые пронесли гроб через весь город на руках.

Собрание















Иконы московской школы XVI—XVII веков, деревянные раскрашенные скульптуры. Работы Ф. Рокотова и Д. Левицкого, И. Айвазовского, В. Поленова, И. Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова и К. Юона, В. Верещагина и В. Маковского, Г. Семирадского и В. Васнецова, Н. Гончаровой… Редкие ранние деревянные скульптуры из знаменитого старорусского цикла С. Конёнкова.

Отдел западноевропейского искусства XVI—XIX вв.: живопись и прикладное искусство Италии, Франции, Нидерландов, Фландрии, Голландии, Германии. Большое собрание фарфора.

В экспозиции русского передвижнического пейзажа представлены также полотна Е. Е. Волкова, Ю. Ю. Клевера, В. В. Верещагина, А. А. Киселева, Н. Н. Дубовского, И. И. Левитана.

К предмету особой гордости музея можно отнести собрание живописи, графики а скульптуры ax художников начала XX века. Экспозиция этого раздела расположена на втором этаже особняка. Здесь представлены произведения всех основных художественных группировок и направлений этого времени.

Коллекция скульптур С. Т. Коненкова, которая экспонируется в этих залах, дополняет картину яркой, сложной художественной жизни в России в начале XX века.

Читайте также: