Сделать сообщение на тему диагностика межгрупповых отношений

Обновлено: 03.07.2024

Основоположником социометрии является известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, И.П. Волкова и др.
Термин "социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Файлы: 1 файл

Sotsiometria.doc

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений

Сведения о методике.

Основоположником социометрии является известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, И.П. Волкова и др.

Термин "социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Применение социометрической техники основывается на том, что вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние.

Таким образом, наиболее общей целью социометрии является изучение неофициальной структуры социальной группы. Социометрическая техника позволяет осуществлять:

  • диагностику межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования;
  • изучение типологии социального поведения людей в условиях групповой деятельности;
  • изучение социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Процедура проведения социометрического обследования группы заключается в том, что каждому члену группы (обследование желательно проводить одновременно со всеми) предлагается сделать выбор в пользу определенного числа человек своей группы по заданным критериям. В зависимости от цели проведения социометрии, экспериментатор может произвольно задавать критерии социометрического выбора. Рекомендуемое социометрическое ограничение (количество выборов) составляет 4-5 выборов для группы в 20-25 человек.

Определение числа выборов для разных по численности групп можно произвести по следующей таблице:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Профессиональная образовательная автономная некоммерческая организация

Методическая разработка

« Использование методов социометрических измерений

для диагностики межличностных и межгрупповых

Владивосток 2018

1. Задачи и требования психолого – педагогической диагностики . . . . . . . . . 4

2. Использование диагностического тестирования для выявления личностных особенностей учащихся, межличностных и межгрупповых отношений

3. Изучение стиля и структуры межличностных отношений и их

3.1. Метод социометрических измерений для диагностики межличностных

и межгрупповых отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Система воспитательной работы в любом учебном учреждении включает воспитание учащихся в процессе обучения и внеучебной деятельности, в ходе которых решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания. Организация воспитательной работы подразумевает взаимодействие школы с социумом, сотрудничество с семьей с целью установления гуманистических отношений и благоприятного морально-психологического климата.

Функции организаторов воспитательной работы различны, они изменяются в зависимости от занимаемой ими должности и осуществляемого воспитательного процесса. Например, главные функции классного руководителя: - системно-организующая, - диагностирующая, - коммуникативная, - воспитательная, - проектирующая, - организационно - деятельностная, - развивающая, - методическая, - стимулирующая, - оценивающая, - охранно-защитная, - корректирующая.

Указанные функции определяют важнейшие направления деятельности педагога-воспитателя (куратора). В настоящее время 1 и 2 курсы средних профессиональных учреждений, колледжей, лицеев формируются из учащихся, которые приходят из разных школ. В связи с этим у классного руководителя с самых первых шагов знакомства с детьми стоит задача по формированию дружного коллектива.

Большую помощь классному руководителю и всем педагогам оказывают различного рода психологические тесты, анкеты, выявляющие внутренние проблемы детей, их душевное состояние, отношение к окружающему миру, тип темперамента, уровень тревожности, психическую устойчивость и т.п. Метод социометрических измерений позволяет классному руководителю выявить межличностные взаимоотношения, определить сплоченность группы, судить о социально-психологической совместимости членов конкретной учебной группы и др.

1. Задачи и требования психолого-педагогической диагностики.

Психолого-педагогическая диагностика прочно вошла в практику обучения и воспитания. В учебном заведении хорош тот педагог, который является еще и практическим психологом. При этом имеются в виду не только хорошие знания общей и возрастной психологии, но и владение методами психолого-педагогической диагностики.

Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических характеристик коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В отличие от психологической диагностики, педагогическая диагностика осуществляется всегда внутри педагогического процесса.

Педагогическая диагностика помогает решать важнейшие учебно-воспитательные задачи через оперативное получение информации

Эти задачи следующие:

- получение информации об уровне готовности учеников к обучению, что позволяет спланировать состав классов, обучающихся по программе разного уровня сложности;

- оценка возможностей учеников и определение готовности их к обучению, выявление уровня сформированности у них умственных операций и учебных действий, характера учебной мотивации;

- изучение развития у подростков познавательной сферы, взаимоотношений в коллективе класса, особенностей характера позволяющее организовать саморазвитие подростков на основе самопознания;

- изучение интересов, склонностей, способностей и личностных особенностей для организации профессиональной ориентации учащихся;

- диагностика уровня развития отдельных учащихся и на ее основе организация коррекционной работы с ними.

Психологическая диагностика предоставляет педагогам в пользование свой инструментарий, т.е. методы, но при этом следует помнить несколько важнейших правил.

Основным инструментом диагностики является тест. Большинство тестов - это совокупность стандартизированных заданий, позволяющих качественно или количественно оценить изучаемое свойство.

Каждый тест, который выбирает педагог-психолог, должен отвечать критериям валидности, надежности и точности. Валидность теста - показатель того, насколько верно данный диагностический метод изучает психическое свойство, для измерения которого он предназначен.

Надежность проявляется при повторном использовании теста через некоторое время и получении примерно такого же результата. Критерии надежности и валидности тесно связаны между собой. Валидность - это как бы попадание в цель, а надежность - частота попадания. Точность теста дает возможность педагогу четко дифференцировать одного испытуемого от другого на основе количественной оценки психического свойства. Например, для точного теста характерны количественные оценки (баллы, очки, проценты), позволяющие судить об уровнях интеллектуального развития.

Психолого-педагогическую диагностику осуществляет в первую очередь педагог-психолог, но работа по решению вышеназванных задач настолько велика, что без помощи всех учителей и классных руководителей их решить невозможно. Некоторые задачи, такие, как организация самопознания подростков, изучение особенностей коллектива детей и профессиональная ориентация, наилучшим образом решаются классным руководителем под руководством педагога-психолога.

Осуществление на практике психолого-педагогической диагностики требует от педагога определенной психодиагностической культуры, включающей в себя следующие компоненты.

2. Знание учителем диагностического инструментария, понимание принципов его использования. Педагог должен усвоить такие понятия, как валидность, надежность и точность, относящиеся к основному диагностическому инструменту - тесту.

Ситуация экспертизы возникает тогда, когда испытуемые принуж даются к обследованию различными способами, например, когда учитель или администрация предлагает учащимся пройти об следование, результаты которого каким-то образом повлияют на их жизнь (будут объявлены на родительском собрании, сообщены всему классу, послужат материалом для обсуждения или для пере вода в другой класс и т. п.). Ситуация клиента характеризуется желанием самих учеников узнать о своих личностных особенностях, склонностях или других качествах личности. Педагог мо жет сам вызвать интерес учащихся к самопознанию. При этом получаемая информация должна быть известна только педагогу и испытуемому.

4. Педагогу должно быть известно то, что тестирование или какой-то другой способ диагностики при всей их валидности и надежности не могут быть панацеей от всех бед. Это всего лишь способ диагностики, а многое еще зависит от правильной интерпретации результатов, соотнесения с другими жизненными показате­лями, результатами деятельности школьника.

Следует отбирать методы диагностики, удовлетворяющие принципам эффективности и коррекционности. Принцип эффективности подразумевает отбор таких методик, которые при минимуме затрат времени и сил на процедуру обследования и на обработку и интерпретацию результатов дают максимум полезной информации. Принцип коррекционности - это возможность использовать результаты обследования при работе с учащимися в целях оказания им психологической помощи, развития и формирования у них отдельных психических процессов.

5. Грамотный педагог должен владеть элементами математической статистики, что стало неотъемлемой составной частью процедуры диагностического исследования (средняя арифметическая величина, стандартное отклонение). Любое исследование, проводимое учителем в рамках его творческого роста, в настоящее время должно содержать результаты диагностики, их интерпретацию и анализ на предмет достоверности.

Процедура психодиагностического исследования настолько продумана и детализирована, что легко поддается технологизации. Попытаемся представить технологию диагностики, преследуя следующую цель: создать обобщенную технологическую цепочку, позволяющую преподавателю грамотно осуществлять процедуру диагностического исследования.

6. Постановка диагностируемой цели. Так как диагностируемая цель всегда очень конкретна и помогает решать определенные учебно-воспитательные задачи, этот шаг в технологии диагностической деятельности очень ответственен. Он связан с возникновением в учебно-воспитательной практике проблемы или проблемной ситу ации , т.е. существуют как бы два уровня постановки цели. Педагогическая проблема, лежащая на поверхности, диктует осуществление следующих шагов, т.е. постановки цели, реализации запланированных действий и т.д.

Возникшая проблемная ситуация требует предварительного анализа и формулировки педагогической проблемы, а затем уже пла нирования следующих шагов.

Наличие проблемы побуждает педагога формулировать соответ ствующую цель. Например, проблема своевременной помощи старшеклассникам в профессиональном выборе диктует необходимость изучения их интересов, склонностей и способностей; это и будет цель. Проблема разрешения конфликта предполагает постановку нескольких целей: выявления источников конфликта (побудителей и причину); изучения уровня конфликтности каждого участника, иногда требуется и дополнительное изучение личностных особенностей людей.

1. Постановка конкретных задач изучения личности или коллек тива на основе диагностируемых целей.

2. Отбор диагностических методов изучения свойств и качеств отдельной личности или социально-психологических особенностей коллектива, позволяющих решать поставленные задачи. Методы изучения должны быть валидны, надежны и точны.

3. Осуществление процедуры диагностического изучения с помо щью отобранных методик с учетом требований психодиагностической культуры. Следует стараться создать для учащихся ситуацию клиента, демонстрируя готовность оказать помощь.

4. Анализ полученных результатов, сопоставление их с уже известными данными о личности или коллективе, сравнение с нормой, под которой подразумеваются характерные для данного возраста показатели психического и интеллектуального развития, и на этой основе интерпретация полученных результатов в свете дан ных психологической и педагогической наук, представлений педагога о личности или о коллективе.

3. Использование диагностического тестирования для выявления личностных особенностей учащихся и межличностных и межгрупповых отношений.

При осуществлении учебно-воспитательного процесса у педагога нередко возникает необходимость диагностики индивидуально-типологических, характерологических особенностей учащихся. Они могут быть диагностированы, например, с помощью характерологических методик Г. Айзенка, Д. Тейлора, Т. Лири и др.

Изучение межличностных отношений, структуры группы социометрическим методом позволяет определить сплочённость группы, контактность членов группы, их статусы в группе, привлекательность группы для её членов и т.д.

Каждая методика содержит всё необходимые указания по применению, инструкцию обследуемому, алгоритм обработки и оценки результатов исследования. Когда возникают сомнения в интерпретации результатов, Их следует разрешать в пользу обследуемого.

Работа с психологическими методиками требует :

1. обеспечение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчёт баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями;

2. обеспечения конфиденциальности психодиагностической информации. Пользователь должен обязательно предупредить испытуемого о том, кто и для чего может использовать его информацию. Не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психодиагностики.

3.1. Метод социометрических измерений для выявления межличностных и межгрупповых отношений.

Метод социометрии относится к эффективным инструментам социально – психологического исследования структуры малых групп.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения, совершенствования. С помощью социометрии членов конкретных групп, систему неформальных отношений, формирующуюся на основе межличностных предпочтений, симпатий и антипатий. Особенность такой структуры во многом зависит, как известно, от ценностных ориентаций участников группы, взаимооценок и самооценок.

Неформальная структура группы зависит от формальной в этой степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние.

Социометрические измерения позволяют выразить внутри-групповые отношения в виде числовых величин и графиков и, таким образом, получить ценную информацию о состоянии группы учащихся.

Итак, преимущества социометрического метода:

Экономист время – процедура опроса занимает 30 минут, и 1,5 – 2 часа требуется на подготовку и обработку результатов.

Повышает точность и объективность результатов наблюдения и бесед.

Позволяет выявить эффективность взаимодействий, графически изобразить взаимные привязанности и антипатии; позволяет выявить группировки, т.е. учащихся, связанных очень тесными эмоциональными связями.

Позволяет определить удовлетворенность своим положением в группе, классе, что в целом определяет уровень сплоченности, психологический климат.

Дает возможность регулировать взаимоотношения между учащимися в группе.

В ходе социометрического исследования необходимо выявить желание каждого участвовать в определенной совместной деятельности вместе с тем или иным одногруппником.

Количество выборов. Большое количество критериев в одном эксперименте применять не желательно. Максимум критериев для школьников-3-4. Только в этом случае есть надежда, что критерии достаточно четко очеркивают платформу взаимодействия. Чем более далеки друг от друга виды деятельности в критериях, тем полнее будет картина.

Количество выборов. Чаще всего число выборов ограничивается. Все ученики должны сделать одинаковое количество выборов. Практика показывает, что вполне достаточно трех выборов. Если же по ходу опыта некоторые просят разрешить выбрать 4 или 5 чел. - это допустимо.

Подготовка социометрического опроса. Результировать во многом от соответствующей психологической подготовки опрашиваемых. Заполнение социометрической карточки - добровольное, сугубо личное. Чтобы избежать отказа от участия в опросе, следует в популярной форме изложить задачу опроса и уверить испытуемых в полном сохранении тайны опроса.

Иногда встречаются группы, желающие немедленно узнать результаты опроса. Нецелесообразно сообщить такие результаты сразу. Информацию следует подготовить, т. к. представления в полном виде она будет иметь психотравмирующий характер для некоторых членов группы.

Пример социоматрицы группы численностью 6 членов, количество не ограничено:

Межгрупповые отношения – это не только взаимодействие различных больших социальных групп, но и, например, взаимоотношения различных структурных подразделений и профессиональных групп в организациях, взаимоотношения между коллективами различных организаций и т.д. Поэтому проблема межгрупповых отношений распространяется не только на большие, но и длямалые группы, в том числе на трудовые коллективы.

Актуальность изучения межгрупповых отношений в психологии управления обусловлена тем, что, во-первых, нередко отношения между коллективами различных организаций и отношения между различными профессиональными группами в рамках одной и той же организации характеризуются межгрупповой враждебностью и конфронтацией различной степени выраженности [14]. Враждебность и конфронтация, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на внутригрупповые процессы [2], и все эти явления в совокупности нередко препятствуют эффективному осуществлению профессиональной деятельности сотрудниками организаций.

Во-вторых, в современном обществе происходит усложнение самой общественной жизни и структуры социального пространства [2], увеличивается число критериев для социальной категоризации и, соответственно, общее число групп. Другими словами, у членов общества появляется все больше оснований для отнесения себя к различным группам, что приводит к количественному увеличению распространенности проблемы межгрупповых отношений.

Поскольку процесс управления всегда непосредственно связан с групповыми явлениями, в свете вышесказанного, для эффективной реализации управленческой деятельности необходимо владеть знаниями о психологических закономерностях межгрупповых отношений и способах их оптимизации. Проблеме межгрупповых отношений посвящена данная работа.

1. Понятие межгрупповых отношений в современной психологии

Человек рождается и живет в обществе других людей. Неотъемлемой частью жизни человека является его непосредственная включенность в общение с другими людьми и принадлежность к различным социальным группам – большим и малым.

К большим социальным группам относятся многочисленные группы людей, характеризующихся каким-либо общим признаком, например, гендерные группы (мужчины и женщины), возрастные группы (взрослые и дети), этнические группы (русские, французы, англичане и т.д.), профессиональные группы (врачи, учителя, инженеры и т.д.).К малым социальным группам относятся немногочисленные группы людей, объединенных каким-либо общим признаком, например, трудовой коллектив, школьный класс, семья и т.д. [12]. Принципиальное различие между большими и малыми группами заключается в том, что каждый член малой группы имеет возможность непосредственно встречаться и вступать в контакт со всеми остальными членами данной группы; члены больших групп, в свою очередь, подобной возможностью не обладают.

Каждый человек одновременно является членом нескольких больших и малых групп и не является членом других больших и малых групп. Группы, членом которых человек является, в социальной психологии называются ин-группами; группы, членами которых он не является – аут-группами [11].

Как правило, в процессе общения, выполнения какой-либо деятельности, реализации какого-либо акта поведения каждый человек выступает не только как уникальная личность, но и как представитель своей группы. В связи с этим в рамках изучения закономерностей общения и взаимодействия между людьми принято выделять два вида отношений – межличностные и общественные[2]. Межличностные отношения связаны с личностными особенностями общающихся и формируются на эмоциональной основе в зависимости от непосредственного взаимодействия конкретных людей. Общественные отношения носят безличный характер и строятся на основе принадлежности людей к той или иной социальной группе. Общественным отношениям соответствует межгрупповой, межличностным – межиндивидуальный уровень общения. На межгрупповом уровне, как правило, осуществляются отношения между незнакомыми друг другу людьми, на межиндивидуальном – отношения между людьми, уже имеющими опыт непосредственного общения друг с другом.

Это связано с тем, что психология межгрупповых отношения является одним из самых молодых направлений социальной психологии: регулярные эмпирические исследования в этой области начались лишь в середине ХХ века [12]. Однако определенные сведения о межгрупповых отношениях уже накоплены в науке, и это позволяет дать определение понятия.

Таким образом, исходя из определения, становится очевидным, что межгрупповые отношения имеют сложную структуру, выступая как на уровне сознания (межгрупповое восприятие), так и на уровне поведения и взаимодействия (межгрупповое взаимодействие). Рассмотрим далее структуру межгрупповых отношений более подробно.

2. Структура межгрупповых отношений

В структуре межгрупповых отношений можно выделить следующие составляющие:

  1. Межгрупповое восприятие – представления об ин-группе и аут-группе, о сходствах и различиях между ин-группой и аут-группой, отражение реальных межгрупповых отношений в сознании людей как членов групп.
  2. Межгрупповое взаимодействие – наблюдаемый компонент межгрупповых отношений, поведение и взаимодействие между людьми, обусловленные их принадлежностью к тем или иным социальным группам; другими словами, взаимодействие людей как представителей групп [9].

В соответствии со структурой межгрупповых отношений, в социальной психологии существуют два направления изучения межгрупповых отношений: интеракционизм, рассматривающие непосредственно взаимодействие групп, и когнитивизм, исследующий психологические процессы и явления, которые не доступны непосредственному наблюдению, но внутреннесопровождают межгрупповые отношения и определяют их характер[2].

Межгрупповое восприятие характеризуется динамическими и структурными особенностями. Рассмотрим основные динамические особенности формирования межгрупповых представлений [8; 13]:

  1. Межгрупповые представления формируются на основе объединения индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов;
  2. Устойчивость (ригидность, консервативность) – формирование межгрупповых представлений осуществляется в течение длительного срока, межгрупповые представления являются недостаточно гибкими и устойчивы к внешним влияниям;
  3. Межгрупповые представления формируются путем схематизации и упрощения возможного диапазона сторон восприятия другой группы.

Формирование межгрупповых представлений в межгрупповом восприятии определяется совокупностью следующих процессов [7; 9; 12; 15]:

В результате социальной категоризации, социальной идентификации и социального сравнения формируются межгрупповые представления, обладающие следующими основными характеристиками (структурными особенностями) [2; 13]:

Ярким примером действия феноменов ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации является этноцентризм.

Установки врачей и медсестер по отношению друг к другу

ustanovki-vrachey-i-medsestyor-po-otnosheniyu-drug-k-drugu

Помимо феноменов внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации, реже в межгрупповом восприятии встречается и обратная тенденция – установление позитивно оцениваемых различий в пользу какой-либо другой группы, которой отдается предпочтение перед собственной. И если в крайнем выражении ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая дискриминация приводят к возникновению напряженности и враждебности в межгрупповых отношениях, то обратная тенденция – к ослаблению внутригрупповых связей, девальвации внутригрупповых ценностей, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой, вплоть до распада группы [8].

Таким образом, ингрупповой фаворитизм, являясь в той или иной мере препятствием для межгруппового взаимодействия, одновременно выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы. Этим обусловлена целесообразность его существования.

3. Основные факторы, влияющие на межгрупповые отношения

В социальной психологии проведено множество экспериментальных исследований факторов, влияющих на характер межгрупповых отношений.

Таким образом, одного только факта распределения испытуемых на группы, сходные по какому-либо малозначимому признаку, достаточно для того, чтобы возникли феномены ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации.

Таким образом, ситуация конкурентного взаимодействия (соперничества), в основе которого лежит объективный конфликт интересов, приводит к усилению проявлений межгрупповой агрессии и враждебности и усилению внутригрупповой сплоченности. Ситуация кооперативного взаимодействия (сотрудничества) приводит к обратному эффекту.

Таким образом, на степень выраженности внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации оказывают влияние не столько характер взаимодействия между группами (оно было соревновательным на обоих этапах эксперимента), сколько характер совместной деятельности групп (ограниченный узкогрупповыми целями на первом этапе и имеющий надгрупповую социальную ценностьна втором).

Таким образом, в перечисленных исследованиях показано, что феномены ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации усиливаются под воздействием низкой самооценки и недостаточного самоуважения личности как члена группы или группы в целом. В таких случаях у субъекта возникает потребность к повышению самооценки, и это достигается путем занижения оценки аут-группы и поднятия на этой основе самооценки ин-группы.

На содержание межгрупповых представлений оказывают влияние следующие основные факторы [2; 13]:

Вероятность влияния межгрупповых отношений на межличностные зависит от следующих основных факторов [5; 13; 15]:

  1. Степень осознания субъектом себя прежде всего как члена группы: степень включенностиличности в группу, идентификации человека со своей группой;
  2. Нахождение групп в состоянии конфликта;
  3. Особенности социальной ситуации, способствующие построению взаимодействия на межгрупповом или межиндивидуальном уровне;
  4. Степень осведомленности субъекта о личностных качествах данного члена аут-группы.

Таким образом, на межгрупповые отношения оказывают влияние множество факторов: сам факт осознания групповой принадлежности и степень очерченности границ группы; особенности межгруппового взаимодействия – соперничество или сотрудничество; цели совместной деятельности – узкогрупповые или надгрупповые; наличие либо отсутствие низкой самооценки и низкого уровня самоуважения личнолисти и группы и других внутриличностных или внутригрупповых проблем; а также многие другие факторы. Следовательно, межгрупповая враждебность не является строго неизбежной, и ее степень в разных случаях может быть различной.

Заключение

В процессе осуществления управленческой деятельности руководителю целесообразно учитывать психологические особенности межгрупповых отношений и факторы, влияющие на межгрупповые отношения. Воздействуя на факторы формирования межгрупповых отношений, можно оказывать влияние на сам характер отношений между различными организациями и различными структурными подразделениями одной организации.

Как было показано в данной работе, любые межгрупповые отношения являются потенциально враждебными, но интенсивность межгрупповой враждебности может быть существенно снижена вплоть до полного устранения. Оптимизации межгрупповых отношений можно достичь, например, следующими путями:

Все перечисленные пути оптимизации межгрупповых отношений могут быть одновременно применены в одном способе – организации совместной деятельности групп.

Таким образом, учитывая психологические закономерности межгрупповых отношений, исходя из принципов оптимизации межгрупповых отношений, руководитель может эффективно решать практические проблемы межгрупповых отношений.


  • Межличностные отношения
  • Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ("социометрия") Дж. Морено

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ("социометрия") Дж. Морено

Социометрическая процедура. Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в сле­дующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требова­ние экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипа­тии нередко вызывает внутренние затруднения у опраши­ваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социо­метрии выбраны, они заносятся на специальную карточ­ку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по срав­нению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

При этом социометрическая процедура может проводить­ся в двух формах. Первый вариант - непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ог­раничения числа выборов испытуемого. Если в группе на­считывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кро­ме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по на­правлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N- число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъек­том выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов явля­ется основной количественной константой социометричес­ких измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого инди­видуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данно­го варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия меж­личностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих свя­зей становится так много, что без применения вычисли­тельной техники проанализировать их становится весьма трудно.

где Р — вероятность случайного события (А) социомет­рического выбора; N - число членов группы.

Социометрическая карточка или социометрическая ан­кета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отноше­ния в производственной группе, группе досуга, во времен­ной или стабильной группе.

При опросе без ограничения выборов в социометричес­кой карточке после каждого критерия должна быть выде­лена графа, размеры которой позволили бы давать доста­точно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).

ВЕЛИЧИНЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ

Когда социометрические карточки заполнены и собра­ны, начинается этап их математической обработки. Про­стейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица. Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Резуль­таты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.

ПРИМЕР СОЦИОМАТРИЦЫ ДЛЯ ГРУППЫ, ЧИСЛЕННОСТЬЮ N - ЧЛЕНОВ

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает дос­таточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также со­циоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основ­ное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта), про­изводится расчет социометрических индексов.

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (

Социограммная техника является существенным допол­нением к табличному подходу в анализе социометрическо­го материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления груп­повых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания централь­ных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвя­занных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются поло­жительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов (рис. 2).

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (

Социометрические индексы. Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психо­логические свойства личности в роли члена группы. Вто­рые дают числовые характеристики целостной социомет­рической конфигурации выборов в группе. Они описыва­ют свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, ин­тенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j - он же выбирающий, ij — со­вмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i-члена группы оп­ределяется по формуле:

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (

где Ci — социометрический статус i-члена,Ri — получен­ные i-членом выборы, ∑ — знак алгебраического суммиро­вания числа полученных выборов j-члена, N — число чле­нов группы.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать опреде­ленную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. оп­ределенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть из­мерено числом — индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаи­модействует с каждым, общается, непосредственно обме­нивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведени­ем воздействует на свойства целого. Реализация этого воз­действия протекает через различные социально-психоло- гические формы взаимовлияния. Субъективную меру это­го влияния подчеркивает величина социометрического ста­туса. Но личность может влиять на других двояко - либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято гово­рить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к ли­дерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необ­ходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен расчет Сi + положительного и Сi - , — отрица­тельного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (

где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, R - сделанные j-членом выборы (+, —).

C психологической точки зрения показатель экспансив­ности характеризует потребность личности в общении.

Из Г.С.И. наиболее важными являются:

Индекс эмоциональной экспансивности группы.

Выс­читывается по формуле

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (

где Ag - экспансивность группы, N - число членов группы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (

где Gg — взаимность в группе по результатам положи­тельных выборов, Aij + — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.

Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Использование социометрического теста позволяет про­водить измерение авторитета формального и неформаль­ного лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикаль­ным способом разрешения внутригрупповых проблем, при­чины которых следует искать не в симпатиях и антипати­ях членов группы, а в более глубоких источниках.

Читайте также: