Дежурный по отделению милиции принял телефонное сообщение о нападении на жилую квартиру в доме

Обновлено: 02.07.2024

Граждане вправе обращаться в органы власти, в том числе в органы внутренних дел (ч. 1 ст. 2 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. 1 Инструкции, утв. Приказом МВД России от 12.09.2013 N 707).

Обратиться можно в устной или письменной форме, принимает и регистрирует такие обращения полиция.

Обратиться можно в любой территориальный орган МВД России, а также по телефону, в частности по телефону доверия в системе горячей линии МВД России.

Если вы хотите подать в полицию письменное заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, рекомендуем придерживаться следующего порядка.

1. Составление заявления

Заявление на бумажном носителе составляется в произвольной форме.

В заявлении указывается следующее:

1. Наименование территориального отдела МВД России либо должностное лицо, которому адресуется заявление.

Вы можете подать заявление в любое подразделение полиции независимо от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, о котором вы сообщаете.

2. Ваши Ф.И.О., адрес, телефон и другие контактные данные.

Обратиться в полицию с заявлением вправе гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, заявление могут подать как пострадавший (потерпевший) от преступления, правонарушения или происшествия, или его законный представитель, так и любое другое лицо (п. 2 ст. 31 ГК РФ; п. 1 ст. 64 СК РФ; ст. 25.3 КоАП РФ; ст. 22 УПК РФ).

Заявление о явке с повинной подает лицо, совершившее преступление (ч. 1 ст. 142 УПК РФ).

Следует знать, что уголовные дела частного и частно-публичного обвинения возбуждаются на основании заявления потерпевшего или его законного представителя (ч. 2, 3 ст. 20 УПК РФ).

Если в качестве заявителя указать не себя, а иное лицо, привести вымышленные Ф.И.О. и (или) адрес, то в последующем при установлении данного факта ваше заявление признается анонимным.

Анонимное заявление о преступлении по решению руководителя (начальника) территориального отдела МВД России направят для использования в оперативно-розыскной деятельности, а анонимные заявления об административном правонарушении, о происшествии и материалы их проверки приобщат к номенклатурному делу.

3. Суть заявления, то есть данные о преступлении, о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, об обстоятельствах происшествия.

В заявлении следует поставить подпись и дату. Так, в частности, в заявлении о преступлении подпись заявителя является обязательной (ч. 2 ст. 141 УПК РФ).

Если заявление направляется в электронной форме, то необходимо заполнить предлагаемую на соответствующем официальном сайте форму, указав реквизиты, необходимые для работы с заявлениями и предусмотренные программным обеспечением сайтов.

2. Подача заявления в территориальный отдел МВД России

В дежурной части территориального отдела МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции) заявления о преступлениях, об административных правонарушениях, происшествиях круглосуточно принимает оперативный дежурный.

Вне административных зданий территориального отдела МВД России или в административных зданиях подразделения полиции, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления принимает уполномоченный сотрудник органа внутренних дел. На принятом заявлении на бумажном носителе сотрудник в обязательном порядке указывает дату и время его получения, свои должность, инициалы, фамилию и заверяет эти сведения своей подписью. Информацию по существу заявления он передает в дежурную часть для регистрации в КУСП.

При таких способах подачи заявление принимается и регистрируется подразделением делопроизводства и режима ТО МВД России, а затем направляется в дежурную часть для регистрации в КУСП.

При приеме письменного заявления о преступлении вас обязаны предупредить об уголовной ответственности за заведомо ложный донос и сделать соответствующую отметку, которую вы должны удостоверить своей подписью.

3. Получение талона-уведомления

Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление лично от заявителя, должен оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер.

В талоне-уведомлении он указывает свои специальное звание и Ф.И.О., регистрационный номер заявления по КУСП, наименование территориального отдела МВД России, адрес и номер служебного телефона, дату и время приема заявления и ставит свою подпись.

Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления (талоны-корешки остаются в дежурной части).

Талон-уведомление не оформляется при поступлении в подразделение полиции заявления, направленного по почте, факсом, в ходе личного приема должностного лица, через официальный сайт.

Таким образом, каждое заявление подлежит фиксации с присвоением ему очередного порядкового номера в КУСП.

Адрес территориального отдела МВД России в Володарском районе Астраханской области – ОМВД России по Володарскому району Астраханской области, Астраханская область, Володарский район, пос. Володарский, ул. Фрунзе, 17, телефон 102.

Практикум по Уголовному процессу под редакцией Заслуженного деятеля науки РФ, Заслуженного юриста РФ, доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокуроского надзора юридического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова К.Ф. Гуценко
Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
Раздел 2, §2, Задача №5

Комментарии

Согласно п.3 ч.2 ст.151 УПК РФ кража со взломом подлежит расследованию следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Данная норма является общей.Согласно ч.1 ст.157 УПК РФ “при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия”. Иными словами, орган дознания может производить неотложные следственные действия в двух случаях: 1).если они носят неотложный характер и 2).если следователь не может произвести их сам. Данная норма является специальной. Специальная норма имеет приоритет перед общей. Следовательно, никаких нарушений нет в том, что органы дознания произвели неотложные следственные действия.


В подразделение полиции лично заявителем или его представителем.

Дистанционно, если возможности для личного визита нет:

посредством электронных сервисов на официальных сайтах подразделений МВД;
факсимильной связью (факс);
по телефону;
по почте.

Самым действенным способом является личное обращение.

Рассмотрим порядок подачи и требования, предъявляемые к заявлению о преступлении, подаваемому в отделение полиции.

Куда подавать заявление?

По общему правилу территориальной подследственности (ст. 152 УПК РФ) проверку по преступлению проводит то подразделение, полномочия которого распространяются на место, где оно было совершено.

Иногда заявителю бывает сложно определить, куда нужно обратиться. На этот случай Инструкция устанавливает, что заявление о преступлении принимается в любом подразделении полиции на территории России, независимо от: места совершения; даты и времени; давности; достаточности изложенных в нем сведений; его формы. После проведения необходимых мероприятий уполномоченным сотрудником полиции определяется отдел, который должен проводить проверку по этому заявлению. Собранные документы и сведения направляются в этот отдел.

Форма и содержание заявления.

Жестких требований к содержанию письменного и устного заявления в полицию о преступлении закон не предъявляет, как и нет установленного шаблона. По общим правилам оно состоит из шапки, основной и просительной части.

Шапка – адресование заявления конкретному руководителю подразделения МВД. В ней же указываются сведения о заявителе, адресе места жительства и его контактах. Контакты необходимы в числе прочего для получения сведений о результатах проверки.

Основная часть – своими словами описываются кратко или подробно обстоятельства происшедшего. Сотрудники полиции в обязательном порядке проведут опрос заявителя, в ходе которого уточнят неясности и восполнят пробелы, выяснят не отраженные в заявлении обстоятельства.

Просьба о проведении проверки и/или привлечении виновного лица к уголовной ответственности за содеянное. При этом заявление может, как начинаться с просительной части, так и заканчиваться ей.
Предупреждение об ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос. Это предупреждение удостоверяется личной подписью.

Срок подачи.

У каждого преступления существует срок давности, по истечении которого преступника нельзя будет подвергнуть заслуженному наказанию. Он освобождается от уголовной ответственности, даже если виновен. Поэтому подавать заявление надо в пределах этого срока, а лучше незамедлительно, ведь чем быстрее оно попадет в полицию, тем больше вероятность его раскрытия. Сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК РФ) зависят от тяжести совершенного деяния (ст. 15 УК РФ).

Дистанционное заявление в полицию

Заявление в полицию по телефону.

На официальных сайтах подразделений полиции различного уровня имеются сервисы для подачи заявлений о преступлениях. Для приема их онлайн через интернет необходимо ввести данные в обязательные для заполнения поля. Впоследствии они распечатываются на бумаге, регистрируются в установленном порядке и передаются в работу.

Подача заявления в полицию по почте.

В каждом подразделении полиции на входе имеется почтовый ящик для обращений граждан. Заявление о преступлении может быть опущено и туда.
Корреспонденция из ящика изымается не реже 1 раза в день.

Возможно ли написать анонимное заявление?

Анонимными считаются заявления о преступлениях, не содержащие сведений о заявителе – его имени, адресе и т. д. Такими заявлениями признаются и те, в которых указаны несуществующие данные о заявителе, либо данные лица, которое в полицию не обращалось. Если изложенные в них данные подтвердятся и в описанных фактах будут признаки состава какого-либо преступления, установленные обстоятельства излагаются уполномоченным полицейским в рапорте, он регистрируется и уже по нему, а не по анонимному заявлению проводится доследственная проверка. Естественно, ни о результатах рассмотрения анонимного заявления в полицию, ни о результатах доследственной проверки по изложенным в нем фактам заявитель уведомлен не будет.

Можно ли дополнить или переписать заявление в полицию

Заявление в полицию о преступлении – всего лишь повод для возбуждения дела при наличии оснований для этого. Другими словами, это только документ, с которого начинается уголовный процесс. Поэтому дополнять само заявление или его переписывать в ходе доследственной проверки необходимости нет никакой. Материалы доследственной проверки не являются доказательствами по уголовному делу, по этой причине требований к их форме, содержанию и прочим подобным характеристикам нет. То есть дополнения, уточнения и поправки могут быть оформлены как угодно и приобщены к материалам проверки.

Что происходит после подачи заявления

Исполнителями чаще всего назначаются сотрудники подразделений по направлениям деятельности, осуществляющие на стадии доследственной проверки полномочия дознавателя, указанные в ст. 144 УПК, ими могут быть:

участковые уполномоченные (например, по бытовым и нетяжким преступлениям: побои, незначительные кражи, мошенничества, угрозы убийством т. д.);
оперуполномоченные уголовного розыска – по более тяжким (разбои, грабежи, вымогательства и т. д.) или групповым преступлениям;
оперуполномоченные подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции – по преступлениям в сфере экономической деятельности (фальшивомонетничество, мошенничества, взяточничество и т. д.).

После этого заявление под роспись в КУСП передается исполнителю, который приступает к проведению проверочных мероприятий в порядке ст. 144–145 УПК РФ.

Срок рассмотрения.

Обязанности у должностных лиц полиции принимать решения именно в этот срок нет. То есть, если все обстоятельства удалось установить в меньший срок, например в 1, 7 или 20 суток, решение может быть принято и раньше. Но зачастую и этих сроков бывает недостаточно для всестороннего исследования происшедшего. В этом случае сотрудник полиции может принять так называемое промежуточное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, которое впоследствии отменяется. С момента поступления материала проверки исполнителю после отмены такого решения вышеуказанные сроки начинают течь заново. Количество таких фактов закон, кроме требования о соблюдении разумного срока уголовного судопроизводства, не ограничивает.

Решения по заявлению.

По итогам доследственной проверки по заявлению в полицию о преступлении, в зависимости от результатов, может приниматься одно из следующих решений:

Как узнать результат?

Если ответа на заявление нет.

Как пояснил Европейский Суд, меры, предпринятые по этому вопросу национальными властями, были явно недостаточными, несмотря на коллективные жалобы жильцов и факт признания начальником отделения милиции наличия таких проблем


Заявитель жаловался на шум, исходящий из расположенных в его жилом доме отделения милиции и ИВС

С 1995 по 2008 г. житель г. Костомукши Евгений Дмитриев проживал в многоквартирном доме, цокольный этаж которого занимали местные отделение милиции и ИВС. Мужчина неоднократно жаловался местным властям на шум и грязь, возникавшие в результате деятельности отдела милиции и изолятора, а также просил перенести эти объекты в другое место

В письме от 14 марта 1996 г. начальник отделения милиции принес извинения заявителю за причиненное беспокойство, признав, что правоохранительный объект находится в жилом здании, не предназначенном для этих целей. В то же время в письме указывалось, что перемещение отделения милиции в другое место в ближайшее время не предусмотрено из-за отсутствия подходящего пустующего здания. В следующем письме от 5 апреля 1996 г. указанное должностное лицо сообщало о принятии превентивных мер в отношении входных дверей отделения милиции.

В письме от 8 апреля 1996 г. на имя начальника отделения милиции Евгений Дмитриев вновь потребовал восстановить нормальные жилищные условия в доме. Заявитель жаловался на плохой сон из-за ночных криков содержащихся в изоляторе людей и их стуков в двери камер, а также просачивающиеся в окна квартиры выхлопные газы от припаркованных внизу милицейских машин и табачный дым.

В мае 2000 г. заявитель и его соседи направили коллективную жалобу мэру г. Костомукши и главе городской Думы, но ответа не получили. Впоследствии Евгений Дмитриев в судебном порядке потребовал от местных властей перенести отделение милиции. Суд частично удовлетворил такие требования, обязав местные власти перенести отделение милиции и ИВС в течение года по согласованию с милицейской службой. Поскольку решение суда выступило в силу, был выдан исполнительный лист.

В феврале 2006 г. территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека провел жилищную инспекцию в доме, где проживал заявитель. Проверка выявила многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических норм. В частности, проверяющие обнаружили, что некоторые милицейские машины были припаркованы возле стен жилого дома, также рядом отсутствовали мусорные баки, системы вентиляции квартиры заявителя и отделения милиции были взаимосвязаны, а вход в здание оборудован вытяжной вентиляцией, которая соединялась с ИВС. Кроме того, в отделении милиции отсутствовала система звукоизоляции.

Еще в апреле 2004 г. местные власти обратились к министру внутренних дел России с просьбой помочь региональному министерству МВД в получении необходимых финансовых ресурсов для строительства нового отделения милиции в Костомукше. В январе 2008 г. глава Республики Карелия утвердил перечень строительных объектов и объектов, в который также вошла подготовка проектной и сметной документации на строительство отделения милиции. В апреле того же года заявитель продал свою квартиру – предположительно, по цене ниже рыночной, приобрел новую на банковские кредиты и займы родственников и переехал.

Позиции сторон в ЕСПЧ

В жалобе в Европейский Суд, которую Евгений Дмитриев направил в 2006 г., заявитель указал на нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, защищающей право на уважение частной и семейной жизни, в связи с шумом и другими неудобствами, обусловленными повседневной деятельностью отделения милиции и ИВС, расположенного в подвале многоквартирного дома, где он проживал. По мнению заявителя, эти негативные факторы на протяжении 13 лет оказывали существенное влияние на его физиологическое и психологическое состояние, так как при покупке квартиры его не предупредили о возможных неудобствах от соседства с отделением милиции.

Заявитель также сообщил, что многоквартирный дом, в котором он проживал, был построен финскими строителями по образцу аналогичных домов в Финляндии. Соответственно, он предназначался лишь для обычного проживания, а цокольный этаж здания должен использоваться как хранилище для велосипедов (лыж) или прачечная. Евгений Дмитриев добавил, что отделения милиции не должны были размещаться в жилых домах по нормам СанПин. Также он жаловался на нарушение ч. 1 ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и ст. 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Конвенции. В качестве компенсации морального вреда заявитель указал свыше 146 тыс. евро и 65 тыс. евро в виде компенсации судебных расходов в национальных судах и ЕСПЧ.

Государство-ответчик полагало, что заявитель не смог обосновать соответствующими документами или доказательствами утверждения о том, что уровень шума в его квартире достиг порога серьезности для применимости указанной статьи Конвенции. Российские власти также пришли к выводу, что заявитель утратил статус потерпевшего, поскольку продал квартиру третьему лицу. Также правительство добавило, что Евгений Дмитриев не исчерпал средства внутренней правовой защиты, так как не предъявил гражданский иск в связи с тем, что отделение милиции и ИВС продолжают размещаться в данном доме.

В возражениях на доводы государства-ответчика заявитель указал, что, несмотря на вынужденную смену места жительства, он по-прежнему оставался жертвой предполагаемого нарушения. Также он указал на исчерпание внутренних средств правовой защиты.

Европейский Суд указал, что смена места жительства не лишает заявителя статуса потерпевшего

Оценивая приемлемость жалобы, ЕСПЧ подтвердил, что заявитель действительно не представил прямых доказательств превышения допустимых значений шума в квартире от деятельности отделения милиции. Однако Европейский Суд учел акт проверки жилищной инспекции службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также решение национального суда, частично удовлетворившего требования заявителя. Таким образом, ЕСПЧ заключил, что неудобства, возникшие в результате размещения отделения милиции в жилом доме, незаконность которого была признана руководством правоохранительного органа, продолжались несколько лет, что оказало существенное негативное влияние на жизнь заявителя и его удовлетворенность жилищными условиями.

Как пояснил Суд, в рассматриваемом деле Евгений Дмитриев не получил никакой компенсации морального вреда в национальных судах, а факт смены заявителем места жительства не лишает его статуса потерпевшего. Кроме того, как указано в постановлении, заявитель исчерпал все средства внутренней правовой защиты в национальных судебных инстанциях.

Разрешая дело по существу, ЕСПЧ заключил, что повседневная деятельность отделения милиции напрямую нарушала права заявителя в соответствии со ст. 8 Конвенции. При этом меры, предпринятые по этому вопросу национальными властями, были явно недостаточными, несмотря на коллективные жалобы жильцов и факт признания начальником отделения милиции наличия таких проблем.

Как отметил Европейский Суд, российским властям потребовалось почти 7 лет со дня вынесения судебного решения в пользу заявителя, чтобы просто утвердить проект и бюджет на строительство нового отделения милиции. При этом отсутствует информация о том, проводились ли в это время межведомственные работы и переговоры по указанному вопросу и было ли принято какое-либо промежуточное решение. Несмотря на то что в 2006 г. служба защиты прав потребителей и благополучия человека выявила незаконность нахождения отделения милиции в жилом доме, российские власти не предприняли никаких реальных мер для устранения неудобств, от которых пострадал заявитель, а сам процесс перевода отделения милиции был необоснованно затянут до 2008 г.

Эксперты прокомментировали выводы Суда

Читайте также: