Рост национализма в германии в 19 веке сообщение

Обновлено: 26.04.2024

Немецкий национализм стоял перед трудностями в продвижении объединенной немецкой идентичности, а также столкновении с оппозицией в пределах Германии. Католическо-протестантский дележ в Германии время от времени создал чрезвычайную напряженность и враждебность между католическими и протестантскими немцами после 1871, такой как в ответ на политику Kulturkampf в Пруссии канцлером Германии и прусским премьер-министром Отто фон Бисмарком, который стремился демонтировать католическую культуру в Пруссии, которая вызвала негодование среди католиков Германии и привела к повышению прокатолической Центристской партии и баварской Народной партии. Были конкурирующие националисты в пределах Германии, особенно баварские националисты, которые утверждают, что условия, что Бавария вступила в Германию в 1871, были спорны и требовали, немецкое правительство долго нарушало внутренние дела Баварии. За пределами современной Германии в Австрии есть австрийские националисты, которые отклонили объединение Австрии с Германией на основе сохранения католической религиозной идентичности австрийцев от потенциальной опасности, созданной, будучи частью протестантского большинства Германия.

История

Определение немецкой страны

Определение немецкой страны, основанной на внутренних особенностях, представило трудности. Начиная с начала Преобразования в 16-м веке, немецкие земли были разделены между католиками и лютеранами, и лингвистическое разнообразие было большим также. Сегодня, Swabian, баварец, сакс и кельнские диалекты в их самых чистых формах, как оценивается, на 40% взаимно понятны с современным Стандартным немецким языком, подразумевая, что в разговоре между носителем языка любого из этих диалектов и человеком, который говорит только на стандартном немецком языке, последний будет в состоянии понять немного меньше чем половину того, что говорится без любых предварительных знаний диалекта, ситуация, которая, вероятно, будет подобной или больше в 19-м веке.

Более поздний немецкий националист смог определить их страну более точно, особенно после повышения Пруссии и формирования немецкой Империи в 1871, которая дала большинство немецких спикеров в Европе общее политическое, образовательная структура и экономичное. В конце 19-го века и в начале 20-го века, некоторый немецкий националист добавил элементы расовой идеологии, в конечном счете достигающей высшей точки в Нюрнбергских Законах, секции которых разыскиваемый, чтобы определить согласно закону и генетике, кого нужно было считать немцем.

19-й век

Вторжение в Священную Римскую империю (HRE) французской Империей Наполеона и последующим роспуском HRE вызвало немецкий либеральный национализм, как защищено прежде всего немецкой буржуазией среднего класса, которая защитила создание современного немецкого этнического государства, основанного на либеральной демократии, конституционной системе правления, представлении и народном суверенитете в то время как противостоящий абсолютизм. Фихте в особенности выдвинул немецкий национализм как ответ на французское занятие немецких территорий в его Обращениях к немецкой Стране (1808), пробудив чувство немецкой отчетливости на языке, традиции и литературе, которая составила общую идентичность.

Революции 1848 к немецкому объединению 1871

1871 к Первой мировой войне, 1914–1918

В отличие от предшествующего немецкого национализма 1848, который был основан на либеральных ценностях, немецкий национализм, используемый сторонниками немецкой Империи, был основанным на прусском авторитаризме, и был консервативным, реакционным, антикатолическим, антилиберальным и антисоциалистическим в природе. Сторонники немецкой Империи защитили Германию, основанную на прусском и протестантском культурном господстве. Этот немецкий национализм сосредоточился на немецкой идентичности, основанной на историческом борющемся Тевтонском Заказе. Эти националисты поддержали немецкое национальное самосознание, утверждал, что был основан на идеалах Бисмарка, которые включали Тевтонские ценности силы воли, лояльности, честности и настойчивости.

Социальный дарвинизм, messianism, и расизм начали становиться темами, используемыми немецкими националистами после 1871, основанными на понятии Volksgemeinschaft.

Важный элемент немецкого национализма, способствовавшего правительством немецкой Империи, был своим акцентом на Германию, самоутверждаясь как мировая экономическая мощь и военная власть, нацеленная на конкуренцию с Францией и Соединенным Королевством для мировой державы. В конечном счете это направление привело к началу Первой мировой войны.

После поражения Германии во время Первой мировой войны Германия столкнулась с тем, чтобы быть вынужденным принять карательные условия военных компенсаций и потери территории Версальского мирного договора, а также эффекты гиперинфляции, экономической ненадежности и конституционных слабых мест. Немцы были неудовлетворены положением дел в Германии. Новые учреждения новой Веймарской республики столкнулись с трудностями в мобилизации масс в пользу ее политики. Экономические, социальные, и политические расколы фрагментировали общество Германии. В конечном счете Веймарская республика разрушилась под этими давлениями и политическими маневрами ведущих немецких чиновников и политиков.

1933-1945 под Нацистской Германией

Немецкий национализм в Австрии

Символы

File:Flag Германии svg|Flag Германии, первоначально разработанной в 1848 и используемой во Франкфуртском Парламенте, затем Веймарской республикой, и основании флагов Восточной и Западной Германии с 1949 до сих пор.

File:Flag немецкой Империи svg|Flag немецкой Империи, первоначально разработанной в 1867 для Северной немецкой Федерации, это было принято как флаг Германии в 1871. Этот флаг использовался противниками Веймарской республики, которые рассмотрели черный красный желтый флаг как символ его. Недавно это использовалось крайне правыми националистами в Германии.

File:Flag немецкого Рейха (1935–1945) .svg|Flag Нацистской Германии с 1935 до 1945. Этот флаг использовался нацистской партией и запрещен в Германии в соответствии с немецким законом. Флаг используется сегодня неонацистами. Это основано на цветах флага немецкой Империи.

Безусловно, среди всех обозначений, которые можно придумать, говоря о XIX веке, особое место будет занимать национальный вопрос и национальная идея. Именно в XIX веке начинает зарождаться национализм как общественное движение, которое впоследствии определило судьбы многих народов и многих стран. В отличие от кровавого XX века в XIX столетии (особенно если говорить о первой половине) национализм ассоциировался с эмансипацией и прогрессом, в первую очередь.

Национализм начинает формироваться в качестве общественного движения и системы идеи именно в Германии во время Великой французской революции и наполеоновских войн. Хотя. конечно, следует немного оговориться. Такие понятия как "национальная культура", "национальная литература", "национальный характер" и пр. существовали и в XVIII столетии.

В XVIII веке патриотизм воспринимался как гражданская добродетель, которая, безусловно, должна быть свойственна каждому гражданину мира. Патриотизм, равно как и космополитизм, воспринимались не иначе как просвещенное сознание гражданина, которое появилось в результате общности страны, города, народа. Все национальные культуры и все народы должны были заниматься поисками национальной идентичности.

И.Г.Гердер полагал, что человечество, будучи общим, воплощается в реалиях в существующих исторических нациях. Многообразное выражение единого Божественного порядка - это народы со своим языка. каждый из народов вносит, по его мнению, вклад в осуществление того самого Божественного порядка. Нация - это часть человечества. И именно поэтому данное обстоятельство должно являться предметом национальной гордости. Гордость же происхождением обязывалось считать величайшей глупостью.

Нет на земле народа, единственно избранного Господом: истину должны искать все, сад всеобщего блага должны создавать все.

У Гердера не имелось каких-либо государственно-политических илей. Он считал, что германская нация, равно как и все остальные нации, должна стремиться к обретению единства и идентичности в своей культуре, а культура, по его мнению, выражалась, в первую очередь, в языке.

Стоит сказать, что мысли Гердера развивались и применялись не только в Германии и не только Гердером. Национализм рубежа XVIII - XIX вв. является конкретным продуктов модернизации, при которой разрушался традиционалистский мир.

Нация являлась главным достоинством и главной ценностью человека Нового времени. Нация, а отнюдь не конфессия и не сословие, и не регион, и не род, и не класс и пр. объединяла людей. С нацией связывалось не только происхождение человека, но и его будущая жизнь. именно благодаря национализму появился человек Нового времени. Человек, отличающийся эмансипацией, рационалистичностью, динамичностью. Однако национализм можно рассматривать и как кризис модернизации Нового времени.

К моменту начала революции 1789 года во Франции в рамках единого государства нация существовала очень давно. Она существовала как языковая. культурная и историческая общность. И именно национализм стал во Франции во времена революции выступать как государственно-политическая идея. задачей которой являлась социально-правовая и политическая интеграция сословий в суверенную нацию.

Германский же национализм, по сравнению с французским, развивался совершенно иначе. Жители Пруссии, Австрии, Вестфалии, Баварии и пр. были связаны языком, были связаны культурой и историей. Однако они не являлись на тот момент единым государством. У них не было единой как государственно. так и политически нации.

Германия XIX века воплощала собой "романтический национализм". данный национализм стал реакцией на революционные настроения в Европе, а также на Наполеона I Бонапарта, его завоевания и оккупацию германцев. Народы, например, которые жили в единых государствах не задумывались над вопросами о политическом национализме. У германцев же все обстояло совершенно иначе.

Общегерманское национальное движение начинает зарождаться именно в эпоху Наполеона. Германцы стремились к национальному единству, т.е. к национальной и гражданской свободе, несмотря на наполеоновские завоевания. Германский национализм начинал как некая либеральная идея и либеральное движение, однако в нем уже можно было наблюдать некоторые "оттеки" (например, германский национализм увидел своего главного врага - француза. который стремился не дать им объединиться. а значит стоило следовать против него всеми силами и средствами).

Философ И.Г.Фихте является ярким представителем того самого "романтического национализм" в Германии. Во время Великой французской революции он слыл "немецким якобинцем", а во время наполеоновских оккупаций он становится национально-революционным пророком и пропагандистом, который призывал "все силы нации на борьбу за Отечество". Его знаменитейшие "Речи к германской нации" прозвучали зимой 1809 - 1810 гг. на трибунах Берлинского университета. К сожалению, именно они были выдержаны как настольная книга у националистов более позднего времени.

И.Г.Фихте полагал, что их Отечество находится в большом и глубоком упадке. Упадок, по мнению философа, являлся следствием не только чужеземного владычества, но и ввиду векового партикуляризма. Он считал, что европейские страны используют Германию в своих целях и для решения своих противоречий. Им выгодна,к ак он полагал, раздробленная Германия. а не единая.

Центральной фигурой в немецкой публицистике начала XIX века являлся Э.М.Арндт. Он объединил идеи национализма с теми лозунгами, которые призывали к сокрушительной битве с врагом. Во время наполеоновских войн он написал "песни для немцев". в которых он просто проклинал императора Франции.

Свою ненависть к французам немецкий публицист Арндт связывает с религией немцев. Однако самым главным призывом в публицистике Арндта остается призыв, обращенный к немцам, целью которого является освобождение Отечества, осознание немцами, что ОТечество превыше всего и что понятие "Отечество" является равным понятию "свобода".

Что ты такое и где ты? Я ищу тебя и не нахожу. Германии нет, мы, немцы - ничто; знают лишь тюрингцев и вестфальцев, жителей Померании и баварцев. о немцах, о Германии не слышно ни слова.

Однако в своем произведении "Что такое Отечество немцев?" публицист дает определенный ответ на этот вопрос, которым ранее он задавался:

Это там, где звучит немецкая речь и Господь поет в небе свои песни. Это и есть Отечество. Эту землю ты, славный немец, зови своей.

Ключевыми в данном дискурсе становятся не только понятие "нация" и "Отечество". Гредер, Фихте, Арндт и другие разворачивали не только программу развития национального самосознания, но и программу борьбы за свободу. Однако, кроме обретения свободы, в призывах германских интеллектуалов прослеживается и отчетливый образ врага.

Что касается самого пути обретения свободы германцами, то он был долгий, жесткий и весьма противоречивый. Наполеоновские войны закончились, а немецкие государства, сформированных Наполеоном, не желали терять свою суверенность. Австрия и Пруссия были соперниками друг другу, а Германский союз, созданный Венским конгрессом, представлял собой не более чем союз германских князей, не выказывающих свое расположение относительно немецкого единства. Тем не менее, осознание национальной идентичности немцами стало проявляться в умах самих людей, которые все больше и больше стали обращать внимание на свой язык, историю, культуру,обычаи, традиции, эпос, сказки и пр.

Карта Германского союза первой половины XIX века. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Карта Германского союза первой половины XIX века. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Он предложил новые, современные основы легитимации власти, наиболее радикальной из которых стал принцип народного суверенитета, на базе последнего были созданы США.

На первом этапе своего развития, с 80-х гг. XVIII в. до 1820 г., он носил интеллектуально-элитарный характер и был представлен малочисленной группой. Массовым движением национализм становится только во время революции 1848 г., прежде всего благодаря распространению и воздействию прессы, а также резко выросшей социальной мобильности. Велика была в этом роль транспорта, который изменил прежние представления о времени и пространстве.

Поскольку носителем национализма была образованная элита, которая не вписывалась в позднесословное общество, то ее представителей в каком-то смысле можно считать маргиналами, увидевшими окружающий мир другими глазами. Отсюда понятно, что для властей либеральный национализм являлся угрозой и даже подрывным элементом.

С 1819 г. национализм подвергался постоянным репрессиям и преследованиям. Тем не менее с конца 1820-х гг. он совершил мощный рывок вперед. Почему это произошло?

У раннего немецкого национализма к требованию единства с самого начала примешивалось хотя еще смутно выраженное, но тем не менее весьма сильное сознание особого предназначения немцев. С этой точки зрения объединенная Германия, развив свои неисчислимые и еще никогда не использованные силы, сможет стать ангелом-хранителем всего человечества. Тогдашняя немецкая реальность представляла собой жалкое зрелище. Отсюда немецкие националисты вдохновлялись не ею, а силами души, эмоциями и фантазией. Чарующая утопия охватывающего весь мир национального призвания являлась своеобразной компенсацией за удручающую современность. Так, один из ранних немецких романтиков и националистов, мыслитель и литератор Фридрих Шлегель уверенно высказывал такой прогноз спустя 11 лет после Французской революции:

Угас Европы дух бесследно, Но бьет в Германии родник. И наши армии победно Сразят французов в этот миг. (Пер. мой. — АП.)

Но не надо забывать и о том, что ранний немецкий национализм не только требовал единого сильного государства, но и боролся против монархической автократии и сепаратистского дворянства, выступал за участие граждан в исполнении политической власти и за устроенное в интересах народа общество. Гуманный, просвещенный, космополитический аспект этого национализма полностью отвечал традициям и образу мышления образованных слоев немецкого общества, из которых и происходили его главные представители.

3. Рождение ветхозаветных Исава и Иакова – это рождение Иисуса и Иоанна Крестителя

Рождение германского королевства

3. Рождение ветхозаветных Исава и Иакова — это рождение Иисуса и Иоанна Крестителя

ЧАСТЬ I. XII ВЕК. РОЖДЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ Возрождение городов и рождение интеллектуала в XII в.

ЧАСТЬ I. XII ВЕК. РОЖДЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ Возрождение городов и рождение интеллектуала в XII в. Вначале были города. Интеллектуал средневековья на Западе рождается вместе с ними. Он появляется вместе с их расцветом, связанным с развитием торговли, промышленности (скажем

Глава 2 РОЖДЕНИЕ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА

Рождение и развитие цивилизации долины Инда

Рождение и развитие цивилизации долины Инда Основываясь на археологических данных, можно сделать вывод, что цивилизация в долине Инда родилась внезапно и исключительно быстро. В отличие от Месопотамии или Древнего Рима, ни на одном поселении, датирующемся временем

1. Рождение Христа и рождение Фауста

1. Рождение Христа и рождение Фауста Иоганн Шпис, якобы в 1587 году, сообщает следующее: «Доктор Фауст был сыном крестьянина, родился в Роде, близ Веймара. В Виттенберге имел он немалую родню, и родители его также были добрые христиане и богобоязненные люди. А дядя его, что

Рождение германского королевства

68. РАЗВИТИЕ ГЕРМАНСКОГО ПРАВА В XX в. ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ В 1990 г.

§ 37. Развитие германского права в Х — XVI вв.

§ 37. Развитие германского права в Х — XVI вв. Становление общеимперского права Государство германского народа, сложившееся в Х — XII вв. (см. § 29.1), обладало относительным политическим и административным единством. Одной из самых важных особенностей развития германского

2. Рождение Конхобара и рождение Созрыко

2. Рождение Конхобара и рождение Созрыко Напомним читателю чудесное рождение нартовского героя Созрыко:Однажды Сатана стирала белье на берегу большой реки. На ней была короткая одежда горцев. На другом берегу реки пастух пас стадо. Сатана была так красива, а тело ее так

6. Рождение Ромула и Рождение Христа Дева Мария, Дух Святой и Непорочное Зачатие

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киктева Евгения Викторовна

Статья посвящена выявлению особенностей политической деятельности и организационной структуры массовых националистических организаций Германии периода правления Вильгельма II. В качестве примера подобных организаций взяты Германский флотский союз, Пангерманский союз и Отечественная партия. Вводятся в научный оборот новые источники и привлекаются архивные материалы, впервые рассмотренные в контексте изучения данных организаций.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Киктева Евгения Викторовна

The article is devoted to the features of political activity and organizational structure of the mass nationalist organizations in Germany in the reign of Wilhelm II. The German Navy League, the Pan-German League and the Fatherland Party were chosen as samples of such organizations. Some new sources are introduced into use for the first time, and another archival materials are involved anew into research concerning these organisations.

Статья посвящена выявлению особенностей политической деятельности и организационной структуры массовых националистических организаций Германии периода правления Вильгельма II. В качестве примера подобных организаций взяты Германский флотский союз, Пангерманский союз и Отечественная партия. Вводятся в научный оборот новые источники и привлекаются архивные материалы, впервые рассмотренные в контексте изучения данных организаций.

В российской германистике периода Второй империи к тематике социальной истории и изучению непартийных политических организаций обращаются недостаточно часто. Упоминания подобных организаций носят обзорный характер и не проясняют в полной мере их роль в немецкой общественно-политической жизни. Во многом такая избирательность связана с объективной причиной - проблемой доступа к аутентичным источникам. Задача настоящей статьи - обзор и анализ комплекса репрезентативных источников в рамках данной тематики, находящихся в российских архивах.

© Киктева Е.В., 2015

Источниковая база исследований данных союзов характеризуется неполнотой и фрагментарностью, поскольку центральные архивы Пангерманского и Флотского союзов были уничтожены в ходе бомбардировки Берлина в конце Второй мировой войны (делопроизводственные документы этих союзов находятся в региональных отделениях и личных фондах членов)4. Таким образом, централизованное и систематическое изучение архивных источников по данной проблеме затруднено.

В результате модернизационных процессов в последние десятилетия XIX в. в немецком обществе происходят значительные

Наиболее показательным документом является депеша консула А.В. Арсеньева из Гамбурга (1908 г.)23. Ее ценность проявляется

Первой массовой правой партией принято считать Отечественную партию (Deutsche Vaterlandspartei), которая являлась результатом многочисленных попыток создания единого консервативного объединения. Пангерманский союз и Флотский союз создавались во многом в качестве подобной партии26. Также она, вероятно, была первой популистской партией, так как обладала необходимыми атрибутами: разветвленной организационной сетью (более 2 тыс. отделений), более чем 800 тыс. собственных членов и несколькими крупными печатными изданиями, присоединившимися к партии. Короткий срок ее существования, с сентября 1917 по декабрь 1818 г., обусловлен не только революцией, кризис партии наметился уже к весне 1918 г. Важной причиной ее кризиса стали расхождения между руководителями, которые были представителями различных правых течений и потому имели разное мнение о направлении деятельности партии. Часть основателей видели в ней широкое патриотическое движение (Г. Класс, А. фон Тирпиц), а другие (В. Капп), - националистическую партию. Партия была тесно связана с Верховным командованием и поддерживала его инициативы, что серьезно ограничивало поле деятельности партии. В итоге Отечественной партии не удалось добиться действительного влияния на массы27.

2 Впервые как научный термин употребляется в статье Х. Погге фон Штрандман-на (Pogge von Strandmann H. Nationale Verbände zwischen Weltpolitik und Kontinentalpolitik // Marine und Marinepolitik im kaiserlichen Deutschland: 1871-1914. Düsseldorf, 1972), однако отнесение к нему отдельных организаций носит дискуссионный характер.

3 См.: Retallack J. The German right, 1860-1920: Political limits of the authoritarian imagination. Toronto, 2006. P. 64.

4 См.: Eley G. Reshaping the German Right: Radical Nationalism and Political Change after Bismarck. New Heaven; L., 1980. P. 372; Kruck A. Geschichte des Alldeutschen Verbandes. Wiesbaden, 1954. S. VI.

5 См.: Шилов С.П. Делопроизводственная документация как источник по истории военно-политических отношений на море Германии и России в начале XX века // Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова. 2012. № 1 (2). С. 117-122.

6 WehlerH.-U. Das Deutsche Kaiserreich: 1871-1918. Göttingen, 1999. S. 46.

7 См.: Stegmann D. Die Erben Bismarcks: Parteien und Verbände in der Spätphase des Wilhelminischen Deutschlands. Sammlungspolitik: 1897-1918. Köln, 1970.

9 См.: Eley G. The Wilhelmine Right: How it Changed // Society and Politics in Wilhelmine Germany / Ed. by R.J. Evans. L.; N.Y., 1978. P. 119-124.

10 См.: Allgemeiner Deutscher Verband (Alldeutscher Verband), Aufruf 9. April 1891 // Deutsche Parteiprogramme / Hrsg. von W. Mommsen. München, 1960. S. 90.

11 См.: Eley G. Reshaping the German Right. P. 49.

12 См.: Kruck A. Op. cit. S. 6-7.

13 См.: Турыгин А.А. Генрих Класс. С. 154, 157.

14 См.: Турыгин А.А. Alldeutsche Blätter: Пангерманский союз в зеркале прессы // Новая и новейшая история. 2013. № 5. С. 167.

16 Там же. Д. 844. Л. 19-175.

17 Там же. Л. 57-62: Bericht. über die Sitzung des Gesamtvorstande u.a. des ADV vom 2. und 3. März 1918.

18 Там же. Л. 82: Bericht über die Sitzung des Geschäftsführenden Ausschusses vom 13. April [1918]; Л. 109-110: Bericht. vom 29./30. Juni 1918.

19 Там же. Л. 81-82, 100: Bericht. vom 13. April [1918].

20 См.: Eley G. Reshaping the German Right. P. 102.

22 См., например: РГВИА. Ф. 2000. Оп. 1. Д. 6889. Л. 1.

23 Там же. Л. 4 об.

24 Там же. Д. 2777, 2788, 7255, 7261.

25 См.: Сергеев ЕЮ, Улунян А.А. Военные агенты Российской империи в Европе: 1900-1914. М., 1999. С. 158.

26 См.: Stegmann D. Op. cit. S. 106-107, 495.

27 См.: Retallack J. Op. cit. P. 64-66; Stegmann D. Op. cit. S. 504, 509, 518.

Читайте также: