Сообщение основные положения педагогической этики в деятельности в а сухомлинского

Обновлено: 08.05.2024

Важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности учебно-воспитательной деятельности является педагогическая культура педагога. Ее главное назначение - способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.

Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт и знания.

В современной педагогической науке нет общепринятого определения педагогической культуры, авторы понимают ее с различных точек зрения.

Педагогическая культура педагога - это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками. Но обучение и воспитание, ориентированное на личность ребенка, возможно лишь при условии сформированности у современного педагога высокого уровня развития педагогической культуры. Педагог не только передает свои знания, но и воспитывает будущее поколение, поэтому, можно утверждать, что основой педагогической культуры является этика.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственности, этикой. В основе этики педагога лежат гуманистические ценности: доброта, любовь к детям, доверие, понимание позиции другого, стремление к саморазвитию и самоактуализации, открытость к новому опыту и др.

Педагогическая этика выступает отдельной и очень важной характеристикой работы педагога и его личности, определяя систему критериев оценки его поступков и поведения.

В трудах В. А. Сухомлинского подчеркивалось, что этические требования должны отражать живые человеческие отношения между педагогом и детьми. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов педагогической этики внесли В. И. Андреев, Д. А. Белухин, Т. В. Мишаткина, В. И. Писаренко и И. Я. Писаренко, П. К. Холмогорцев, В. Н. Чернокозова и И. И. Чернокозов. Они описывали, что нравственное сознание педагога формируется, по существу, также стихийно, как и любого другого члена общества. Оно соответствует времени. На сегодняшний день педагог усваивает нормы морали и осознаёт цели самовоспитания, саморазвития, самоосуществления в гуманистической системе ценностей, проходя обычные этапы социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, вуз.

Развитие профессиональной нравственности в высших учебных заведениях и на курсах повышения квалификации не обеспечивает постоянного целенаправленного развития педагогической этики в достаточной мере. В то же время содействие развитию педагогической этики представляет собой важнейший резерв повышения качества образования.

Педагогическая этика – относительно самостоятельный раздел этической науки, который изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Среди этих категорий - профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Гуманистическая природа педагогической этики имеет значение для правильной постановки педагогом задач, выбор форм и методов обучения, помогает отыскать правильную линию в каждой уникальной ситуации деятельности.

В настоящее время возрастает значение педагогической этики как основы педагогической культуры. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональной подготовки педагога. Успешно решать сложные задачи воспитания и обучения может лишь тот педагог, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности.

Таким образом, совершенно очевидно, что этика играет главенствующую роль в профессиональной деятельности педагога.

Для педагога важно умение правильно создавать систему педагогических условий для воспитания и обучения подрастающего поколения.

1. Белухин Д. А. Педагогическая этика : желаемое и действительное / Д. А. Белухин. М. : МПСИ, 2007. – 123 с.

2. Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая этика : учеб. пособие / Н. Б. Лаврентьева, А. В. Нечаева. – Барнаул: Изд-во АлтГПУ, 2010. – 155 с.

3. Мишаткина Т. В. Педагогическая этика : учебное пособие / Т. В. Мишаткина. Ростов н/ Дону: Феникс; Мн. : ТетраСистемс, 2004. – 304 с.

4. Наумчик, В. Н. Этика педагога : учеб. -метод. пособие / В. Н. Наумчик, Е. А. Савченко. – Мн., 1999. – 216 с.

5. Ожегов С. И, Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М. :Азбуковник, 1997. – 944 с.

Педагогическая компетентность воспитателя как основа внедрения ФГОС ДО Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных.

Повышение педагогической культуры родителей в группах семейной логопсихотерапии Среди различных социальных институтов решающее влияние на становление личности заикающегося дошкольника оказывает семья. В ней формируются.

Типичные уровни проявления педагогической культуры педагога Педагогическая культура – это часть общечеловеческой культуры, она объединяет педагогику и культурно-исторический опыт, регулирует педагогическое.

Педагогическая деятельность Сухомлинского

Методы воспитания и теория воспитания детей по Сухомлинскому.

Простые истины павлышского учителя (В. Сухомлинский)

Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой- то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира. (В. Сухомлинский)

Путь к профессии

У Василия Александровича Сухомлинского удивительная судьба. Признанный общественностью и властями бывшего СССР, коммунист, атеист, академик, удостоенный высших наград, павлышский учитель вряд ли трудился исключительно ради коммунистической идеи. Впрочем, еще несколько лет назад в творчестве Сухомлинского искали и находили истоки марксистско-ленинского мировоззрения в воспитании школьников и будущих учителей. Но та эпоха ушла в прошлое, изменились и темы научных исследований: у Сухомлинского черпают идеи гуманизма, воспитания любви к родной земле, родному языку и слову, обращения к национальным источникам.

Разумеется, прекрасно, когда каждый учитель может интересоваться различными методиками, пробовать внедрить то, что ему по душе. Сегодня открыто широчайшее поле возможностей для внедрения педагогических образовательно-воспитательных концепций. Но почему-то многие творят кумиров из знаменитых зарубежных педагогов, а своих, доступных, мудрых и прогрессивных, уже не замечают.

В центре воспитательной системы, созданной Василием Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогического коллектива школы — создать благоприятные условия для формирования и развития Личности. Воспитание, по Сухомлинскому, — это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего. Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы. То есть суть не в том, чтобы ученик получил в школе определенный набор знаний, а в том, как эти знания в дальнейшем будут жить в нем.

Вполне очевидно, что речь идет об истинных гуманистических ценностях. Просто в свое время другими понятиями Сухомлинский оперировать не мог. Его понимание задач воспитания весьма отличалось от того, что было в учебниках, его взгляд на роль и место учителя не вписывался в постулаты официальной педагогики.

Родился будущий педагог-новатор в 1918 году в селе Васильевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Летом 1933 года мать проводила Василия в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт и окончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе.

В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушел на фронт. В январе 1942 года он, младший политрук, был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. Как только родные места были освобождены, Сухомлинский вернулся на родину. В 1948 году он стал директором павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни.

Василий Александрович Сухомлинский — автор 40 монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составил около 4 миллионов экземпляров на различных языках.

Написанные в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и в совокупности дают представление и о педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как педагога — теоретика и практика.


В. А. Сухомлинский - это выдающийся педагог-новатор. Он очень любил детей и старался сделать так, чтобы они могли получать не только качественные знания, но и полноценное всестороннее развитие. О его вкладе в педагогику стоит поговорить более детально.

Биография

В сентябре 1918 года в селе Васильевка (сегодня это Кировоградская область Украины) родился мальчик Вася. Он рос в семье сельского плотника и домохозяйки, которая подрабатывала портной. После революции родители пошли трудиться в колхоз. Отец будущего педагога активно занимался общественной деятельностью, был селькором в местной газете. Также он руководил обучением деревообрабатывающему делу. Кроме Василия, в семье было еще трое детей, которые во взрослой жизни стали учителями в сельских школах.

сухомлинский педагогические труды

В 1933 году Сухомлинский поступил на рабфак в Кременчуге. По его окончании стал студентом педагогического института. Параллельно с этим с 17 лет работал учителем заочной школы. В 1938 году окончил Полтавский педагогический институт, куда перевелся из Кременчуга. После окончания обучения пришел на работу в Онуфриевскую среднюю школу на должность учителя украинского языка и литературы.

В 1941 году пошел добровольцем на войну. Но уже в январе следующего года во время защиты Москвы получил тяжелое ранение и чудом не умер. Врачам не удалось полностью удалить осколок в его груди. Это напоминание о войне он проносил в себе всю оставшуюся жизнь. После ранения неоднократно просился на фронт, но комиссия не пропускала его по состоянию здоровья. Поэтому он вернулся на родину, когда враги покинули ее.

1948 год стал переломным в его жизни. Он был назначен директором Павлишской средней школы. Именно в ней и развивались педагогические идеи Сухомлинского. Свой пост он не оставил до конца жизни.

Гуманизм

Одним из первых в советской педагогике о гуманизме заговорил именно В. А. Сухомлинский. На первое место он всегда ставил ребенка с его достоинствами и недостатками. Педагог полагал, что учитель не должен руководить детьми, машинально и в некоторой степени насильно заставлять их учиться. Главная роль педагога - создать все условия для того, чтобы у его подопечных была возможность всесторонне развивать лучшие свои качества.

вклад в педагогическую науку сухомлинского

Если грубо резюмировать основные положения теории Сухомлинского, получится, что не учитель руководит учебным процессом, а его ученики. Но на самом деле все не совсем так. В гуманистическом подходе к педагогике не последнюю роль играет взаимодействие всех, кто причастен к учебному процессу. Поэтому Василий Александрович готовил родителей к будущему обучению их детей.

Коллектив как важное звено в педагогическом процессе

Он всегда проявлял уважение к каждому педагогу, поддерживая положительную атмосферу внутри коллектива. Основные положения педагогической этики В. А. Сухомлинского включают в себя грамотное взаимодействие всех учителей. Поэтому в коллективе не должно быть ссор и распрей. К приходу нового педагога в школу все готовились заранее. Это был настоящий праздник, чтобы показать, что "новичок" стал чем-то большим, чем просто еще одним учителем.

педагогическая деятельность сухомлинского

Как он говорил, только грамотно созданная атмосфера вокруг него поможет стать ребенку полноценной личностью. Ведь он не только познает мир, но и себя в нем.

Основа - народный опыт

Всем, кто плохо знаком с педагогическими идеями Сухомлинского, они могут показаться поверхностными, ведь за основу он взял народную педагогику. На самом же деле она таит в себе многовековой опыт, который люди собирали на примере собственных ошибок и удачных моментов. Эти знания сокрыты в сказках, легендах и песнях.

Вот почему именно сказку педагог выбрал главным инструментом воспитания ребенка. Она воспринимается легче, но имеет колоссальный заряд знаний и моделей поведения. На своих уроках педагог использовал не только народное творчество, но и сам писал сказки и рассказы для того, чтобы объяснить ребятам некоторые важные аспекты жизни, дать им сложный материал в простой форме.

Сухомлинский также не отбрасывал опыт других учителей. Кроме того, он активно анализировал вместе с коллективом все достижения и провалы, чтобы вынести из них самые положительные моменты. Также Сухомлинский постоянно изучал опыт педагогов разных времен и современных учебных заведений. Это позволило ему создать собственную систему, подкрепленную большим педагогическим опытом.

Он говорил: если не заставлять детей учиться, а быть им другом и вместе проводить время с пользой для обеих сторон, можно добиться небывалого успеха. При этом к каждому классному коллективу нужно искать свой подход. Нельзя учить всех детей по одному шаблону. Взаимодействуя с детьми, педагог не только добивается всестороннего их развития, но и сам с ними открывает что-то новое, меняется.

Не учить, а развивать

Вся педагогическая деятельность Сухомлинского была направлена на то, чтобы стимулировать развитие своих учеников. Он старался сделать так, чтобы дети сами захотели узнать что-то новое. И не обязательно, чтобы эти знания были связаны с предметом, который он преподавал.

сухомлинский педагогические книги

Сухомлинский считал победой, если ученики видели что-то необычное в окружающем мире, приходили к таким выводам, которые он сразу мог и не заметить. Педагог никогда не навязывал своей точки зрения. Он говорил, что главное задание учителя - научить ребенка самостоятельно принимать решения и оценивать ситуацию. Он любил, когда дети задавали нестандартные вопросы. Это говорило о том, что ребята стараются понять как можно больше из того, что они видят, с чем сталкиваются в повседневной жизни.

В своей деятельности и теоретических трудах Сухомлинский пропагандировал право детей на выбор. Да, к нему грамотный учитель мог подтолкнуть свой класс. Но даже в таких условиях малыши должны твердо верить, что это они сделали такой осознанный выбор. В этом и заключается суть воспитания по Сухомлинскому - научить детей искать именно те знания, которые им пригодятся в будущем и которыми они будут пользоваться без затруднения.

Воспитание красотой

Это основа педагогической теории Сухомлинского. Если дети не научатся видеть красоту в повседневности, они не смогут стать полноценными личностями. Для этих целей педагог предлагает использовать все, что есть вокруг. Например, он часто ходил со своим классом на природу. Многие могут подумать, что в таких условиях трудно усвоить знания языка или литературы. Но педагог подходил творчески к этому вопросу. Он мог потратить время на то, чтобы изучать с ребятами, как красив луг ранней осенью или весной. Вместе они рассматривали каждую деталь, давали ей описание, подбирали эпитеты и метафоры.

педагогическая теория сухомлинского

Таким же способом учитель давал детям знания по языку, которые основывались на взаимодействии с природой. Если темой рока было изучение какой-то буквы, то они вместе рисовали ее в своих альбомах, искали очертания в окружающих предметах. Так дети видели, что в этом прекрасном мире все взаимосвязано.

Родительский университет

Мы уже упоминали ранее, что педагогические идеи Сухомлинского отдельное место отводят тесному взаимодействию всех людей, задействованных в педпроцессе. В их число входят и родители, с которыми дети проводят большую часть своей жизни.

Чтобы им было понятно, как и чему учить своих малышей, педагогическая деятельность Сухомлинского была направлена и на просвещение мам и пап. Для этого учитель создал при школе Родительский университет. Родители вступали в него за два года до того, как их дети пойдут в школу, и учились до тех пор, пока малыши ее не окончат.

Весь курс родительского университета был рассчитан на 250 часов лекций, на которых им давали знания об особенностях развития школьников, их интересах и предпочтениях в конкретном возрастном периоде. Этот вклад в педагогическую науку Сухомлинского трудно переоценить и сегодня. Ведь не всегда родители могут найти общий язык со своими детьми. А если школа будет давать им основы педагогики и возрастной психологии, семейных конфликтов станет меньше, а школьники смогут учиться и развиваться в благоприятной атмосфере.

основные положения педагогической этики в а сухомлинского

Труд в педагогике

Педагогические идеи Сухомлинского большую роль в развитии ребенка отводили трудовой деятельности. Сам он говорил, что приобщение к такой деятельности нужно начинать с раннего возраста. Но трудится дети должны не столько для получения моральных благ, сколько для морального удовлетворения. При этом допускается легкая физическая усталость, но никак не истощение организма. В этом случае, наблюдая результаты своей деятельности, ребенок будет ощущать и чувство гордости от того, что он сделал общественно полезное дело.

Трудовая деятельность должна быть последовательной и постоянной. Нет никакого смысла от того, что дети иногда что-то делают, воспринимая эту работу, как обязанность, навязанную им старшими. Школьники должны ощущать ответственность от того, что им поручено сделать. Только так можно добиться физической, социальной и духовной гармонии.

Основные работы

За время своей деятельности он написал более 30 разных книг и 500 статей по теории педагогики. Его опыт изучали и до сих пор изучают во многих странах мира. Среди всего богатства знаний, которыми он делился с остальными, стоит выделить такие педагогические книги Сухомлинского:

  • "Сто советов учителю".
  • "Сердце отдаю детям".
  • "Как воспитать настоящего человека".
  • "Родительская педагогика".
  • "Письма к сыну".
  • "Рождение гражданина".

В них он обобщил все свои достижения и наработки педагогического коллектива, которым руководил. Эти труды стали основой гуманистического воспитания во многих современных новаторских учебных заведениях.

Не только педагог, но и писатель

в а сухомлинский

Кроме того, что этот человек был великим педагогом, он еще и написал много сказок и рассказов для детей. Это результат его работы, которая была призвана для того, чтобы объяснить детям моральные и духовные ценности в человеческой жизни. По сути, он создавал литературные произведения не ради самого творчества. Эти сказки появлялись на уроках или для них, чтобы сделать учебный процесс интересным и понятным для своих учеников.

Многие считают эти педагогические труды Сухомлинского практической иллюстрацией его идей. А сказки этого учителя давно стали частью школьных программ во многих странах.

Советский педагог-новатор, детский писатель, директор школы, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик. Его признали классиком гуманной педагогики прошлого века.

Слайд 4. Ученый был убежден, что этика с педагогикой неразрывно связаны в деле воспитания, проникают друг в друга. Решая общие воспитательные задачи, педагог достаточно глубоко исследовал вопросы формирования морального сознания личности.

Слайд 5. Гуманистическая педагогика сотрудничества Сухомлинского

Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Ушинского, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.

Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:

-доверия к ребенку;

-получение знаний без принуждения;

-воспитания без наказаний;

-сотрудничество родителей, учителей и детей;

-труд как творчество;

-свобода выбора поведения, поступка, образа жизни;

-ответственность за свой выбор.

Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе.

Слайд 6. Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:

-воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой;

-соотношение индивидуального и коллективного воспитания;

-развитие творческого начала у детей;

-взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания.

Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.

Слайд 7. Педагогические идеи.

1. Принцип неповторимости каждого ребенка (положение о ребенке как наивысшей ценности). В центре воспитательной системы— ребенок с его активностью, интересами и индивидуальными творческими способностями.

2. Принцип признания отсутствия неспособных детей (с положением об отсутствии неспособных, бездарных и ленивых детей в свою очередь связано положение о неравенстве умственных способностей детей). Наличие такого неравенства обусловлено разными умственными задатками детей. Без учета этого нельзя представить современный учебно-воспитательный процесс.

Слайд 8. Отношение к ребенку и обучению

Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания. На этом строились отношения в его школе:

-оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах;

-учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей;

-никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний;

-нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность;

-нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой);

-необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка;

-коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде;

Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.

Слайд 9. Семейная педагогика народного учителя

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

Читайте также: