Роль занятий спортивными играми в развитии физических качеств сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Педагогические наблюдения и эксперименты, проведенные в различных учебных заведениях, заключавшиеся во включении в образовательные программы преимущественно народных подвижных игр, физических упражнений и проведении уроков на их основе, показали активизацию отношения учащихся к этим занятиям, более быстрое овладение двигательными навыками, улучшение дисциплины, повышение заинтересованности в занятиях физической культурой и спортом. Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и доступны для всех категорий граждан. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме всего, это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на человека, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т. д. В играх воспитываются основные физические качества, такие как сила, быстрота, выносливость, и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует не только физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков. Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в пионерских лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях.

Подвижные игры, как и регулярные занятия физическими упражнениями, имеют важнейшее значение в воспитании подрастающего поколения. Игра способствует приобретению исключительного опыта операций с орудиями труда и различными предметами. В дальнейшей жизни молодого поколения она становится необходимостью, сохраняет свою притягательную силу, удовлетворяя естественную потребность для каждого человека в движении и творческой деятельности на весь жизненный период. Важная особенность игры в том, что человек в ней не только подражает действиям других, но и модифицирует её соответственно своей выдумке и фантазии. Конечно, по мере взросления человека естественным образом меняется характер и содержание игр. Они используются как многоплановое, комплексное средство оздоровления детей и взрослых.

Подвижные игры, как важнейшее средство физического воспитания населения, широко используются в образовательных учреждениях нашей страны. Их целенаправленно применяют на практических занятиях по физической культуре в вузах для повышения уровня физического развития, выносливости и физической работоспособности студентов. Важным фактором является улучшение умственной работоспособности студентов, не достаточно занимающихся активной двигательной деятельностью, Занятия физическими упражнениями и играми вырабатывают чувство ритма, то есть умение производить ряд движений в одинаковые промежутки времени, способствуют улучшению координации движений во времени и пространстве, вырабатывают психологическую устойчивость к стрессам и другие очень важные качества.

Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения, готового к профессиональной деятельности и защите своей Родины. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

– понимание социальной роли физического воспитания в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

– знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

– формирование мотивационно-ценностного отношения к воспитанию физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

– овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

– обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющих психофизическую подготовленность студента к будущей профессии;

– приобретения опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Решение этих важных задач производится непосредственно на занятиях физической культурой и спортом в вузе.

По данным ученых, основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются – сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. В зависимости от характера подвижных игр эти качества воспитываются в процессе тренировки на занятиях различными видами спорта. Подвижные игры воспитывают не только физические, но и очень важные психологические, личностные качества (например, чувство коллективизма, активность, инициативу, смелость, дисциплинированность и настойчивость в достижении поставленной цели). Соревновательный элемент и естественные виды движений позволяют успешно использовать подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Специфической особенностью любого вида спорта является соревновательный характер деятельности, а спортивные игры, как один из видов спорта, являются самым зрелищным видом физических упражнений. Соревнования по целому ряду спортивных игр собирают многочисленное количество зрителей (футбол, хоккей, теннис). Нужно отметить, что решение задачи разностороннего физического развития студентов может быть достигнуто только при условии органического соединения занятий спортивными играми с другими видами спорта. Таким образом, спортивные игры являются универсальным средством физического воспитания подрастающего поколения.

Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр.

Спортивные игры отличаются от подвижных единых правил, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование, инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

Роль подвижных игр, их распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т. д. рассматривается в обширном ряде литературы теоретического и методического характера. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считали игру весьма полезной для воспитания подрастающего поколения. На основе их работ и учета зарубежных публикаций подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности) и совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности. Первоначально игра отображала только трудовые или бытовые действия. Позже это понятие расширилось и в него вкладывалось уже более широкое содержание. Начальный этап становления подвижных игр характеризуется подражательными действиями, имитирующими собирательство и охоту (как наиболее древние формы человечества). В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.

Подвижные игры представляют одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков в системе всеобщего среднего образования и внешкольного воспитания, а также являются обязательным компонентом практически каждого урока. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах. Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе зимой и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме.

Понятия о спорте и физической культуре. Влияние спортивных игр на состояние организма человека. Процесс самосознания и самосовершенствования спортсмена. Долголетие и физическая культура. Значение физических тренировок для людей, занятых физических трудом.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.05.2012
Размер файла 10,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Влияние спортивных игр на развитие физических качеств человека

1. Понятия о спорте и физической культуре

2. Влияние спортивных игр на организм человека

3. Процесс самосознания и самосовершенствования

4. Долголетие и физическая культура

спорт физический культура

1. Понятие о спорте и физической культуре

Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки, в сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков. Спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.

Спорт -- составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нём ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека. Спорт необходим для того, чтобы влиять на общество.

Физическая культура -- сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

уровень здоровья и физического развития людей;

степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

2. Влияние спорта на развитие человека

3. Процесс самосознания и самосовершенствования

Итак, в спорте объект труда - сам спортсмен. Но сам спортсмен - субъект труда. В любой работе объект лежит вне субъекта. Токарь обтачивает деталь. Токарь - субъект, деталь - объект труда, на который направлена деятельность субъекта. Спортсмен совершенствует свою силу, выносливость, гибкость, т. е. себя самого, своё умение делать движения быстро, точно, сильно. Спортсмен работает над собой. Спорт - деятельность, где сливаются воедино субъект и объект деятельности.

Спортсмен занимается самопознанием по необходимости. Без самопознания ему не обойтись. Ведь он объект своего труда. А может ли человек работать над чем - либо, не зная предмета? Хорошо, полезно работать не может. Скульптор знает особенности мрамора, глины, бронзы, дерева; художник - свойства акварели, масла, пастели, гуаши, бумаги, холста; портной - отличие чистой шерсти от тирилена, льняного полотна от ткани с нейлоном. И так - везде. Мастер - это тот, кто знает своё дело, знает объект своего труда.

Конечно, бывают чемпионы и рекордсмены, не знающие биомеханических закономерностей, используя которые они посылают диск или копьё дальше всех остальных, не знающие всех превращений одиназитрифосфорной кислоты, обеспечивающих сокращение их мышц, не знающие, как видоизменяются электроэнцефалограмма, записанная с двигательной зоны коры мозга при переходе от покоя к подготовке исполнения спортивного действия и от подготовки к максимальному усилию.

4. Долголетие и физическая культура

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии) , вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Физкультура и спорт весьма полезны и лицам физического труда, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему.

Какую роль играют спортивные игры в жизни человека? Во всём мире люди её видят по-разному. Одни очень прохладно относятся к спорту и некоторые даже считают его бесполезной тратой времени. Другие люди видят смысл спорта и их, к счастью, больше чем первых. Причём каждый из них может иметь разное отношение к спорту: кто-то предпочитает смотреть его по телевизору, кто-то предпочитает просто заниматься каким-либо видом спорта или общефизической подготовкой, ну а для кого-то спорт - это средство существования.

Спорт обладает удивительными свойствами. Он может объединять людей, знакомить их между собой, в большинстве случаев спорт укрепляет здоровье, характер и даже умственные способности людей, которые им занимаются, развивает в них такие навыки как скорость, ловкость, реакция, координация, выносливость, терпение и сила. Спорт делает людей более устойчивыми к негативным факторам внешней среды. Он часто приносит людям массу положительных эмоций, например, при победе любимой команды или при достижении человеком какого-то результата в нём.

Хотелось бы отметить, что наиболее полезным для человека, да и для общества является именно занятие спортом на любом уровне. Во многом это обусловлено тем, что человечество, не смотря на научные прогрессы, деградирует сам по себе, конечно, при этом в определённых качествах он растёт. Человек старается упростить себе жизнь. Физический труд для человека перестаёт иметь значение в связи с развитием техники. Человек постепенно теряет те качества, в основном физические, которыми его наградил Бог. Человек по сравнению со своими далёкими предками становится более дряхлым и здесь ещё ко всему прочему на него очень плохо могут влиять такие соблазны, как спиртное, табак и наркотики. Крайне не желательно поддаваться этим соблазнам, а особенно наркотикам. И в этом замечательную роль для человека может сыграть занятие спортом, т.к. он прямо противоположен этим злым факторам и спокойно может служить той альтернативой, которая не даст человеку стать алкоголиком, курильщиком и наркоманом.

Роль спортивных игр в нашей жизни очень велика!

Подобные документы

Влияние индивидуальных показателей физической подготовленности на результат в плавании. Влияние антропометрических данных пловцов на эффективность тренировочного процесса. Влияние темпов полового созревания на развитие физических качеств спортсмена.

курсовая работа [95,2 K], добавлен 23.03.2012

Влияние современных условий жизни на организм человека. Сущность гипокинезии, гиподинамии, нервно-психического напряжения, монотонности деятельности и их влияние на организм человека. Оздоровительный и профилактический эффект физических нагрузок.

курсовая работа [35,4 K], добавлен 10.12.2011

Влияние научно-технического прогресса на здоровье человека. Снижение двигательной активности и ослабление организма. Уровни физической активности. Самоконтроль за состоянием организма при физических нагрузках, его объективные и субъективные показатели.

курсовая работа [177,0 K], добавлен 26.04.2011

Основное направление интеграции научных знаний в сфере спорта и физической культуры. Процесс обучения двигательным действиям и развития физических качеств. Оценка оздоровительного эффекта двигательной активности человека. Значение авторских программ.

реферат [28,3 K], добавлен 14.05.2014

Процесс воспитания физических качеств. Сила и методика ее развития. Скоростные характеристики движений и действий. Влияние ускоренного физического развития на двигательную активность ребенка. Оценка общего физического развития школьников 5-7 классов.

курсовая работа [42,4 K], добавлен 12.02.2015

Физическая подготовка в баскетболе, развитие выносливости и гибкости, скоростных, силовых и координационных способностей. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста, упражнения для развития физических качеств.

курсовая работа [566,4 K], добавлен 09.02.2012

Основные аспекты развития тхэквондо в Российской Федерации, характеристика его спортивных основ и значение в системе развития физических качеств спортсменов. Инструменты и методы воспитания физических качеств в тхэквондо, методы скоростной тренировки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ханты- Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное образование Октябрьский район

Докладчик:

учитель физической культуры

«Скажи и я забуду.

Покажи и я запомню.

Китайская мудрость.

Процесс научно-технической революции делает все более явной необходимость воспитания активного и самостоятельного человека, умение самому ориентироваться в потоке информации. Физическая культура содействует всестороннему, гармоничному развитию личности. Недостаточно научить человека грамоте, основам наук - необходимо заложить фундамент здоровья, умения владеть своим телом, уметь расслабляться и включаться в работу, переносить физические нагрузки. Сегодня идет учиться уже не первое поколение детей, выросших при новой государственной системе в Российской Федерации. Они выросли в условиях изменившейся социокультурной среды. Они во многом отличаются от учеников 80-90х годов, и не учитывать это невозможно.

Используемые в теории и методике физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразных тренировочных средств, и по существу являются критериями качественной оценки двигательных возможностей человека. Выделяют пять основных двигательных качеств: силу, быстроту движений (скорость), координацию движений (ловкость), гибкость и выносливость. При более глубоком рассмотрении к названным качествам добавляют: устойчивость равновесия, способность к произвольному расслаблению мышц, ритмичность, прыгучесть, мягкость движения, координированность. Каждому из этих качеств человека присущи свои структура и особенности, которые в целом и характеризуют его физические способности (физическую одаренность). Развитие физических качеств осуществляется в процессе занятий физическим упражнениями по специально разработанным методикам и представляет собой целостный процесс, объединяющий отдельные взаимосвязанные стороны совершенствования физических, функциональных и психологических возможностей человека. Среди большого количества разнообразных средств физического воспитания широко используются подвижные игры, которые оказывают содействие решению наставительно-оздоровительных задач.

Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила. Игровая деятельность имеет особенно важное значение в период наиболее активного формирования характера – в детские и юношеские года. Играя дети, усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умение, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. В этот период игровой метод занимает ведущее место, приобретает характер универсального метода физического воспитания. На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали: О.М. Горький, А.С.Макаренко. Игру детей они рассматривали, как основной вид физической и двигательной деятельности. Большого значения игре предоставлял выдающийся специалист в деле физического развития детей П.Ф.Лесгафт, считая, что она есть упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни. Школой подготовки детей к жизни называет игру А.С.Макаренко” Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то самое значение, которое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, такой с многих взглядов она будет в работе.

Ведь для детей игры – это их непосредственная жизнь, а учитель с помощью игр формирует в них черты характера. С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, и прежде всего скорость и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные качества.

Каждый учитель физической культуры должен помнить, что он проводит подвижную игру для решения определенных практических задач. Даже в тех случаях, когда игра проводится для эмоциональной разрядки или повышения интереса школьников к урокам физической культуры, нельзя допускать стихийных моментов в ее организации и проведении. Постановка, формулировка и технология решения педагогической задачи подвижной игры в каждом конкретном случае имеют глобальное значение.

Ведущей выбирает те объекты педагогического воздействия, на которые способен повлиять в данном конкретном случае, классифицирует их, выделяет главные и сопутствующие задачи. Воспитательной задаче уделяется значительно меньшее внимание – сам игровой сюжет способствует ее решению. Однако полезно заострить внимание играющих на тех моментах, которые могли бы этому способствовать. Для качественного решения поставленной задачи необходима этапность педагогических процедур.

Первый этап решения педагогической задачи включает рассказ и показ, обязательное предостережение от характерных ошибок, возможность которых наиболее вероятна на данном отрезке процесса обучения.

Второй этап совпадает с процессом непосредственно течения игры, где поправляются ошибки. Процесс обучения переплетается с судейством и воспитательными моментами.

Третий этап проводится после окончания игровых действий. Здесь, как и на первом этапе, необходимо отделить анализ результатов игрового процесса от анализа допущенных ошибок – они не должны пересекаться и мешать друг другу.

Педагогическая ценность игр заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и духовные функции человека одновременно.

В педагогической практике существуют две основные формы организации подвижных игр: урочная и внеурочная.

Урочная форма проведения подвижных игр предусматривает непосредственную руководящую роль учителя, регулярность занятий с неизменным составом участников, регламентирование содержания и объема игрового материала и его взаимосвязь с организацией, содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, в который включается данная игра.

Подвижные игры, относящиеся к внеурочной форме занятий, подразумевают большую роль организаторов, вожаков из среды самих детей; они организуются, как правило, эпизодически, состав участников может меняться, а игры варьируются по содержанию и объему игрового материала. Немалую роль в этом играет отношение ребенка к системе подвижных игр, к умению определить и осознать ценность подвижных игр, суметь принять их должным образом в своей жизни, в различных видах своей деятельности с пониманием цели подготовить себя к труду, развить умственные и духовные силы, укреплять здоровье и закаливать организм.

Проведение подвижных игр на уроках физической культуры является наиболее рациональным развитием физических качеств у детей младшего школьного возраста.

Подвижная игра – это высшая ступень детского развития, человека этого периода (от детства до начала отрочества), ведь она есть произвольное изображение внутреннего мира, изображение его по его собственной необходимости и потребности, что выражается самим словом подвижных игр. Это самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени, и, в то же время, она является прообразом и копией всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной, естественной жизни как в человеке, так и во всех вещах. Поэтому игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром.

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.

Коллективные подвижные игры – это игры, в которых одновременно участвуют как большие группы участников, так и целые классы или спортивные акции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.

Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются. организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать для себя условия и правила, а по желанию и изменить их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.

Двигательные действия устанавливаются правилами игры, выполнение которых требует от играющих соответствующего инициативного поведения в пределах установленных правил. Правила определяют характер препятствий и трудностей в игре на пути к достижению цели. От сложности и количества правил зависит сама сложность игры.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.

Игры с многократным повторением напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частыми изменениями направлений движений.

Игры имеют большое значение для начального совершенствования основных движений, обеспечивают разностороннее воспитание двигательных качеств и могут оказать существенное влияние на общее физическое развитие особенно тогда, когда проводятся в хороших гигиенических условиях.

Под влиянием присущего игре состязания, значительно активнее развиваются физические качества, и, прежде всего, быстрота, ловкость, выносливость. Все это способствует формированию двигательной сферы детского организма.

Игровая деятельность отличается сложностью и разнообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата.

Игры имеют большое значение в развитии физических качеств в раннем школьном возрасте и положительно сказываются на дальнейшем развитии школьников и в их личной жизни. В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников, она может быть включена во все части урока.

Подготовительная часть урока – игры небольшой подвижности и сложности, которые оказывают содействие сосредоточенности внимания учеников. Наилучшими движениями для этих игр являются ходьба, бег, с несколькими дополнительными упражнениями.

В основной части урока игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большой подвижности. Игры в основной части должны оказывать содействие усовершенствованию техники выполнения тех или других движений.

В заключительной части урока – используются игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией. Они должны оказывать содействие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части и завершению его с хорошим расположением духа.

Подвижные игры имеют большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физической культуры, очень много таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в повседневной жизни, в быту, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда, отдыха.

Подвижные игры используются как средство общего физического воспитания детей, а также как средство подготовки к спортивным играм и другим видам спорта

Спортивные игры – высшая ступень подвижных игр . Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Для спортивных игр характерным является наличие сложной техники движений и определенной тактики поведения в процессе игры. Это требует от участников специальной подготовки, тренировки. Каждая игра рассчитана на точно установленное количество играющих, определенную площадку, инвентарь.

По своему воздействию спортивные игры являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации). И это понятно. Ибо сутью и особенностью спортивных игр являются мгновенная смена ситуаций, необходимость принимать решения в кратчайшие промежутки времени, ориентировка в сложной двигательной деятельности, выполнение разнообразных двигательных действий с мячом и без мяча.

Не зря многие рассматривают спортивные игры как модели современной жизни, пользующиеся такой большой популярностью у молодежи и взрослых. Многие взрослые, приобщившись к спортивным играм в подростковом и юношеском возрасте, с удовольствием отдают свой досуг и отдых этим наиболее эмоциональным, пожалуй, видам двигательной активности человека.

Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов занимающегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.); на воспитание нравственных и волевых качеств, что создается главным образом необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры; на согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников. Особенно игровые упражнения содействуют воспитанию таких волевых качеств, как инициативность и самостоятельность, поскольку игроку приходится самостоятельно быстро и своевременно принимать решения и осуществлять двигательные действия.

Современные спортивные игры — это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игрока предельной мобилизации функциональных возможностей скоростно-силовых качеств.

Невысокий уровень физической подготовленности баскетболиста лимитирует его способности при овладении технико-тактическим арсеналом и совершенствовании его. Например, баскетболист, у которого недостаточно развита прыгучесть, не Может овладеть современной техникой броска в прыжке и участвовать в борьбе за мяч у щита.

Одним из ведущих физических качеств является быстрота .

Основными средствами воспитания быстроты являются скоростные упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью.
Воспитание силы. Предъявляются высокие требования к силовым способностям игрока, в значительной мере определяющим высоту прыжков быстроту выполнения различных приемов, скорость перемещения и имеющим большое значение для проявления ловкости и выносливости. Силовая подготовка игрока должна быть разносторонней и развивать силу мышц в различных режимах.

Воспитание выносливости. Для современного игрока характерны очень высокие соревновательные и тренировочные нагрузки, темп игры, выполнение технических приемов на большой скорости с сопротивлением противника, применение активных систем защиты и нападения, быстрого прорыва и прессинга. Длительный соревновательный период, высокая напряженность турниров и отдельных матчей требует высокого развития выносливости, т.е. способности противостоять появляющемуся в результате соревновательных нагрузок утомлению. Игрок, обладающий достаточной выносливостью, более длительное время сохраняет высокую спортивную форму, проявляет высокую двигательную активность как в одном матче, так и на протяжении турнира, демонстрирует более стабильную и эффективную технику, отличается быстрым тактическим мышлением, более результативен.

Воспитание ловкости . Важнейшая роль принадлежит ловкости при изучении и совершенствовании спортивной техники. Способность быстро и точно овладевать новыми движениями зависит от накопленного баскетболистом запаса двигательных навыков и функциональных возможностей. Наиболее распространенными средствами воспитания ловкости являются элементы акробатики и гимнастики, спортивные игры, позволяющие расширить диапазон вариативности двигательных навыков.

В целом работа по развитию физических качеств через спортивные и подвижные игры приводит к всестороннему гармоничному развитию ребенка, обеспечивает его полноценное здоровье, разнообразное развитие движений физических качеств и формирование привычек здорового образа жизни.

Правильный подбор игры соответственно возрасту, теме урока, индивидуальным особенностям учащихся в конкретном классе способствует активизации и привития интереса, к предмету физическая культура . Всё это создает комфортную, благоприятную обстановку на уроке, а это является элементами здоровьесберегающих технологий. Использование в работе подвижных и спортивных игр даёт положительный результат. Воспитание физических качеств через спортивные игры даёт возможность участвовать в спортивных соревнованиях и достигать учащимися школы высоких спортивных результатов и являются составляющей результативности учебно- воспитательного процесса.

Лекция №2. Место и значение спортивных игр

Лекция № 2

Место и значение спортивных игр в системе физического воспитания.

  1. Спортивные игры в системе физического воспитания.
  2. Значение занятий спортивными играми.
  3. Возникновение спортивных игр
  4. Характеристика спортивных игр, их специфические признаки.
  5. Спортивные игры как средство физического воспитания.
  6. Классификация спортивных игр.

Вопрос по лекции №1:

Объяснение для, студентов-какие виды двигательной деятельности можно отнести к спортивным играм:

Может интеллектуальная игра стать спортивной? Да!

Может ли подвижная игра стать спортивной? Да!

Пляжный волейбол-средство активного отдыха – олимпийский вид спорта

Может ли спортивная игра стать подвижной? Да!

например: гандбол 11х11, как спортивная игра, прекратил существование, а как игровая форма физических упражнений (двигательной активности) продолжает использоваться в оздоровительных занятиях

1.Спортивные игры в системе физического воспитания

В нашей стране большую популярность уже в первые годы Советской власти с/и, и в частности баскетбол, были включены в программу подготовки бойцов Красной Армии в организации Всевобуча, а несколько позже – и в программу общеобразовательных школ. После окончания гражданской войны разнообразие с/и превратились в массовые виды спорта и стали отличаться средним привлечением трудящихся к регулярным занятиям культурой и спортом. Через секции и ДЮСШ к с/и потянулась учащаяся молодежь. Так как с/и были включены в нормативы всесоюзного комплекса ГТО. Наибольшее количество успехов представители игровых видов спорта начали добиваться в 50-х годах и стали постоянно участниками международных соревнованиях. С/и занимают ведущее место в ФВ. Они способствуют полноценному решению задач всестороннего массового воспитания. С помощью с/и, выполняющих роль важнейшего средства и метода ФВ, успешно реализуются воспитательно-образовательные, оздоровительно-гигиенические, пропагандистические задачи. Обучение с/и позволяет значительно расширять двигательные возможности занимающихся, воспитывать у них ловкость, совершенствовать жизненно важные двигательные навыки. С/и это незаменимое средство Общей физической подготовки. Разнообразие игровых действии, их соревновательный характер обеспечивают полноценное физическое развитие, и способствует достижению разносторонней физической подготовленности занимающихся. Тренировки и соревнования по с/и, где необходимо преодолеть сопротивление соперника, совершенствуют способность к инициативным действиям. Коллективный характер развивает такие ценные морально-волевые качества, как умение подчинить личные интересы коллективу, взаимопомощь, уважение к партнерам и сопернику, чувство ответственности. Оздоровительно-гигиенические задачи. с/и отличаются прерывисто-переменным характером, и в cвязи с этим способны сами регулировать степень своей активности, это создает благоприятные предпосылки ССС и дыхательную системы и повышает их работоспособность. Тренировки и соревнования проходят в различных погодных условиях, что дает закаливающее для восстановления деятельности органов и оказывает положительное влияние на влияние природных факторов укрепления здоровья.

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разносто­роннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффек­тивным средством физического воспитания в широ­ком возрастном диапазоне.

Практически во всех образовательных учреждени­ях спортивные игры включены в учебные програм­мы. Они широко практикуются во внеклассной и вне­школьной работе, используются в учреждениях выс­шего и среднего профессионального образования, в подготовке спортсменов. На основе спортивных игр сформировались игровые виды спорта, занимающие достойное место среди других видов на всех уровнях, включая Олимпийские игры.

В структуре высшего образования в сфере физи­ческой культуры и спорта спортивные игры входят в цикл базовых физкультурно-спортивных дисциплин в соответствии с государственными образовательны­ми стандартами, учебными планами и программами.

2.Значение занятий спортивными играми.

Спортивные игры имеют большое оздоровительное значение благодаря разнообразным естественным движениям, широкой возможности проведения их на свежем воздухе. Они способствуют креплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, деятельности всех органов и систем организма человека и служат полезным средством активного отдыха, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью. Правильно организованные занятия с детьми содействуют формированию растущего организма, гармоническому развитию; занятии со взрослыми— пй, сохранению здоровья и трудоспособности.
Спортивные игры имеют и большое образовательно-воспитательное значение. Они отличаются быстрыми, разнообразными действиями участников. Обстановка, в которой происходят эти действия, постоянно изменяется, что требует от игроков быстрых, самостоятельных решений. Им часто приходится варьировать скоростью, направлением и интенсивностью передвижения, использовать двигательные навыки в различных связках и сочетаниях. Спортивные игры являются хорошим средством развития у занимающихся быстроты, ловкости, выносливости, ориентировки, самостоятельности, инициативности и творческой активности.
Действуя быстро в условиях неожиданно изменяющейся обстановки, игрок должен видеть расположение своих партнеров и противников, наблюдать за движением мяча, шайбы, хорошо ориентироваться в отношении ворот, корзины, сетки. Все это требует умении концентрировать внимание, правильно распределять и быстро переключать его. Хорошо организованные занятия спортивными играми и соревнования способствуют воспитанию таких положительных черт, как умение подчинять личные интересы воле коллектива, уважение противника, смелость, решительность, сознательная дисциплина, ответственность перед командой, трудолюбие и др. Не менее велико и агитационное значение спортивных игр. Хорошо организованные соревнования по спортивным играм являются действенным средством пропаганды спорта. На развитие спортивных игр большое влияние оказывает качество подготовки преподавателей, тренеров и особенно учителей, так как основы спортивных игр закладываются на уроках физической культуры и во время внеклассной работы по спортивным играм в школе.

3.Возникновение спортивных игр

Как люди пришли к тому, чтобы состязаться между собой, выявляя сильнейшего и, вообще, для чего это было необходимо? Попробуем немного разобраться во всех этих вопросах.
Если обратиться к многочисленным источникам, то можно выявить, что спорт зародился многие тысячелетия назад и какой-то конкретной родины спорта невозможно проследить. Можно предположить, что он зародился с появлением общины у людей, с началом охоты и с появлением у них какой-то логики. А точнее с появлением религии.Начало спорта: в свободное от охоты, собирательства, рыбалки и других занятий время древние люди исполняли различные танцы и проводили многочисленные обряды, дабы задобрить своих богов. Сначала люди делали это по необходимости, а позднее уже для собственного удовольствия.
С другой стороны можно предположить, что начало спорта пришло с осмыслением того, что кровопролитных войн можно избежать простым состязанием. Вспомните, ведь в древности на время олимпиады прекращались все, какие либо попытки пролить кровь.
Большое значение в развитии зачаточного спорта было появление мяча. Это был своего рода взрыв, который поменял не все, но многое. До сих пор самые массовые виды спорта, так или иначе, связаны с мячом– футбол, теннис, баскетбол, волейбол, регби и др. Мячу поклонялись как идолу (шар считался самой совершенной формой), он олицетворял собой солнце. Также известно из древней истории, что одним из первых “мячей” были головы неприятелей. Мяч стал основной забавой в мирное время.

4. Характеристика спортивных игр, их специфические признаки

Спортивные игры сформировались на основе игровой деятель­ности, присущей человеку. Игра занимает большое место в жизни человека. В детском возрасте игра - основной вид деятельности, средство подготовки к жизни, к труду, эффективное средство физи­ческого воспитания. Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании, выделились в отдельную группу - спортивные игры, или игровые виды спорта.
Особенности спортивных игр определяются спецификой сорев­новательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта.

Следовательно, воспитание коллективизма, способности жерт­вовать собственными интересами ради командной победы, жела­ние видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подго­товки в командных играх. Практика показывает, что сами условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на участников игры. Часто такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действен­ным, что способствует развитию у человека соответствующих лич­ностных качеств.
В связи с этим командные игры являются действенным средством воспитания, естественно, при соответствующей деятельности трене­ров, воспитателей, педагогов и др.
Сложный характер соревновательной игровой деятельности соз­дает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограничен­ном времени. Важным фактором является наличие у спортсмена ши­рокого арсенала технико-тактических действий, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффек­тивность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.
Важная особенность спортивных игр состоит в большом коли­честве соревновательных действий - приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) - отсю­да требование надежности, стабильности навыков и т.д.

В командных играх соревновательную деятельность ведут не­сколько спортсменов и многое зависит от согласованности их дей­ствий, от форм организации действий спортсменов в процессе со­ревновательной деятельности с целью достижения победы над со­перником.
Особенностью спортивных игр является и ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оп­тимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной техники (в принципе даже при однократной попыт­ке) приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка,

5.Спортивные игры как средство физического воспитания

Спортивные игры можно с уверенностью назвать универсаль­ным средством физического воспитания всех категорий населения -от детей дошкольного возраста до пенсионеров. С их помощью достигается цель - формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы цен­ностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жиз­ни. Велика роль спортивных игр в решении задач физического вос­питания в широком возрастном диапазоне, таких, как формировани е
осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физи­ческой культуры и спорта; физическое совершенствование и укреп­ление здоровья как условия обеспечения и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельно­сти; природосообразное и индивидуально приемлемое развитие фи­зического потенциала, обеспечивающего достижение необходимо­го и достаточного уровня физических качеств, системы двигатель­ных умений и навыков; физкультурное общее образование, направ­ленное на освоение интеллектуальных, технологических, нравствен­ных и эстетических ценностей физической культуры; актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним друг.

Спортивные игры широко представлены в физическом воспи­тании в учреждениях общего и профессионального образования. В учебной работе это баскетбол, волейбол, гандбол, футбол; во вне­классной физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, кроме названных, культивируются настольный теннис, бадминтон, хоккей, теннис и др.

В системе дополнительного образования спортивные игры пред­ставлены достаточно широко: в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпий­ского резерва, детско-юношеских клубах физической подготовки, различных оздоровительных клубах, на физкультурно-спортивных занятиях в местах отдыха и т.п.

Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития физических качеств у детей младшего школьного возраста во время спортивных игр.
2. Разработать экспериментальную методику занятий спортивными играми на уроках физической культуры и во внеурочное время у младших школьников.
3. Оценить эффективность проведения спортивных игр у учащихся младших классов на развитие у них физических качеств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития физических качеств у детей младшего школьного возраста во время спортивных игр…………………………………………………………………………. 6
1.1 Характеристика и развитие физических качеств у младших школьников…………………………………………………………………6
1.2 Спортивные игры и их влияние на развитие физических качеств младших школьников…………………………………………………….15
1.3 Постановка научной проблемы…………………………………….19
Список литературы……………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

спортивные игры КУРСОВАЯ.doc

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития физических качеств у детей младшего школьного возраста во время спортивных игр……………………………………………………………………… …. 6

1.1 Характеристика и развитие физических качеств у младших школьников…………………………………………………… ……………6

1.2 Спортивные игры и их влияние на развитие физических качеств младших школьников…………………………………………………… .15

1.3 Постановка научной проблемы……… …………………………….19

На сегодняшний день развитие физических качеств - одна из важных задач физического воспитания младшего школьника, так как уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них физические качества (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость).

Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение двигательным навыкам затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно [5, 11].

В современной методике физического воспитания существуют различные мнения по развитию физических качеств. Ряд авторов: Верхошанский Ю.В., Сыч В.Л., [5, 22] отдают предпочтение воспитанию быстроты и скоростно-силовых качеств, аргументируя тем, что упражнения такого характера наилучшим образом соответствуют возрастным особенностям младших школьников.

Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие физических качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы.

Исследования Ю.С. Левик показывают, что уровень развития физических качеств младших школьников находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе. Поэтому, проблема развития физических качеств у младших школьников является актуальной и требует дальнейшего совершенствования.

Известно, что двигательный опыт, приобретаемый человеком в процессе развития, выражается в образовании и закреплении двигательных программ разных уровней. Естественно, что чем разнообразнее двигательные программы, чем чаще повторяются движения в разных комбинациях и условиях, тем больше возможность для их успешного усвоения. В этой связи спортивные игры являются одним из ведущих средств совершенствования двигательных навыков и связанных с ними физических качеств.

Однако остается недостаточно изученной проблема применения спортивных игр с целью развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.

    1. Изучить особенности развития физических качеств у детей младшего школьного возраста во время спортивных игр.
    2. Разработать экспериментальную методику занятий спортивными играми на уроках физической культуры и во внеурочное время у младших школьников.
    3. Оценить эффективность проведения спортивных игр у учащихся младших классов на развитие у них физических качеств.

Гипотеза исследования – предполагаем, что применение спортивных игр на уроках физической культуры способствует развитию физических качеств у учащихся младшего школьного возраста.

Исследование было проведено на основе следующих методов:

1) анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования;

3) анализ полученных в ходе исследования данных.

Практическая значимость: значимость выбранной темы исследования обусловлена тем, что данная методика занятий спортивными играми на уроках физической культуры с учащимися младших классов, способствует развитию их физических качеств. Все это обуславливает необходимость проведения данного исследования и может быть использовано на занятиях физической культурой в общеобразовательных школах.

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития физических качеств у детей младшего школьного возраста во время спортивных игр

1.1 Характеристика и развитие физических качеств у младших школьников

Основными физическими качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции — быстрота; при беге на длинную дистанцию — выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега — сила в сочетании с быстротой [2].

К физическим качествам относятся: сила, быстрота, выносливость, ловкость, меткость, гибкость.

По мнению В.Н. Шебеко, В.А. Шишкиной, Н.Н. Ермак физические качества включают в себя общие элементы (быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться напряженным усилиям, успешное восстановление после нагрузок) и специальные (высокий уровень развития физических и личностных качеств, высокую мобилизационную готовность, быстрый прирост спортивных результатов) [18].

В литературе характеристика физических качеств дается неоднозначно. Л.П. Матвеев наиболее полно изложил сущность понятия физические качества. Автор определяет физические качества как относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает эффективность выполнения двигательного действия. При этом врожденные особенности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социальной сферой [18].

Л.П. Матвеев выделяет такие группы ведущих физических качеств, как силовые способности и скоростные способности, и подразделяет на собственно — силовые, скоростно-силовые. Скоростные способности характеризуются частотой движений, скоростью одиночных движений, временем двигательной реакции. Кроме того, автор выделяет:

- выносливость как способность к длительному выполнению работы с большей или меньшей интенсивностью;

- гибкость и координационные способности (сложные координации, равновесие, точность движений) [18].

Среди физических качеств особое место занимает быстрота. Быстроту можно определить как способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени [13].

Быстрота определяется скоростью двигательной реакции, отдельных движений, частотой неоднократно повторяющихся движений. Для детей младшего школьного возраста доступна элементарная форма реакции на движущийся предмет (например, при игре в мяч) [12].

Быстрота выполняемых движений не связаны только с перемещением отдельных частей тела (рук и ног). Выделяют следующие основные формы проявления быстроты:

- быстрая реакция на сигнал к действиям или их смене;

- скорость одиночного движения;

- способность увеличивать в короткое время темп движений по сигналу или в игровой обстановке;

- частота циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде).

Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь быстроту реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание трех указанных форм определяет случаи проявления быстроты.

Для детей характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма, особенностями нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена процессов возбуждения и торможения).

Проблема поэтапного развития быстроты рассматривалась Н.А. Бернштейном, который в своих исследованиях подчеркнул роль и значимость развития этого качества для жизни и деятельности младшего школьника [4].

Исследователями было выявлено, что быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Другим физическим качеством является сила. Сила – это физическое качество, которое необходимо для преодоления сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным предметным снарядам (что наблюдается, например, при передаче мяча) [20].

От развития силы зависит в значительной степени развитие других физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. Проявление физической силы обуславливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

При воспитании детей младшего школьного возраста учитываются возрастные особенности их организма: незавершенность развития нервной системы, преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц. Именно поэтому все физические упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы [3].

Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т.е. проявлять скоростно-силовые качества. По мере освоения детьми упражнений на формирование силовых качеств они могут применяться в подвижных и спортивных играх [7].

По данным исследователей, развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).

В связи с этим следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям.

Следующим физическим качеством является выносливость. Выносливость представляет собой способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности. Физиологическая сущность качества выносливости заключается в способности организма противостоять утомлению.

В теории и практике физического воспитания детей младшего школьного возраста авторы говорят о развитии общей выносливости. Она проявляется при выполнении продолжительной, мало интенсивной работы, которое включает действие большей части мышечной системы ребенка. Необходимость развития выносливости обусловлена рядом причин [21]:

1. Выносливость как способность к длительной мышечной работе небольшой интенсивности позволяет укрепить организм ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную системы, что оказывает благоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье детей, способствуя его всестороннему гармоническому развитию.

2. Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у младших школьников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность.

3. Необходимость развития выносливости у детей младшего школьного возраста определяется тем, что целенаправленные движения, особенно циклического типа, помогают раскрыть и развить их природные задатки.

4. Роль имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств личности, черт характера человека: целеустремленности, настойчивости, упорства, смелости и решительности, уверенности в своих силах. При этом физические движения являются средствами, которые помогают детям научиться преодолевать возникающие трудности, мобилизовать себя, доводя начатое дело до конца.

В постепенном повышении уровня работоспособности младших школьников, в развитии у них выносливости значение имеет повышение у них интереса к двигательной деятельности. Известно, что в процессе выполнения интересного дела, в котором есть соревновательный момент, значительно повышается эмоциональный тонус, что приводит к более позднему наступлению утомления даже при трудной работе [10].

Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом. Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются, что также способствует развитию выносливости.

Читайте также: