System 112 сообщение от system

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

Цели создания

Решаемые задачи

Состав

В соответствии с нормативными документами система-112 формируется на основе объединения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (ЕДДС), Межрайонных Ситуационных Центров (МСЦ), Регионального Ситуационного Центра (РСЦ) и дежурно-диспетчерских служб (ДДС) следующих экстренных оперативных служб:

Причем этот список не окончательный и при необходимости может быть расширен в рамках конкретного региона по решению органов исполнительной власти.

Компоненты системы-112

  • Подсистема приема и обработки вызовов предназначена для приема и обработки вызовов, поступающих в единую службу и их передачи в соответствующие дежурно-диспетчерские службы.
  • Подсистема хранения и актуализации баз данных, обрабатывающая информацию о полученных вызовах и обеспечивающая получение информации из архива в оперативном режиме;
  • Подсистема поддержки принятия решений предназначена для информационного обеспечения диспетчера при принятии управленческих решений по экстренному реагированию на принятые вызовы и планированию мер реагирования;
  • Подсистема консультативного обслуживания населения предназначена для оказания информационно-справочной помощи по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности (в том числе через Интернет);
  • Геоинформационная подсистема, обеспечивающая отображение на электронной карте различные характеристики территории, а также место происшествия;
  • Подсистема мониторинга предназначена для приема и обработки информации и сигналов от датчиков на контролируемых стационарных и подвижных объектах;
  • Подсистема обеспечения информационной безопасности предназначена для защиты информации и средств её обработки в системе-112

Преимущества

Внедрение единой системы-112 имеет ряд несомненных преимуществ, как для населения, так и для органов административной власти. Выделим некоторые из них:

Проблемы внедрения системы-112 в России

Ключевой проблемой, стоящей на пути массового развертывания, полноценных сегментов системы-112 в России стала проблема разделения полномочий между ведомствами, отвечающими за построение системы [1] . Только в декабре 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ [2] , где были четко прописаны зоны ответственности различных ведомств. В соответствии с этим документом МЧС России должно координировать действия по созданию, развитию и эксплуатации системы-112, а Минкомсвязи отвечает за организацию взаимодействия с сетью связи общего пользования.

Следующим препятствием на пути к быстрому развертыванию системы стала недостаточность финансирования проекта в различных регионах. Предполагалось, что финансирование будет идти из бюджетов всех уровней: местных, субъекта РФ и федерального [3] . Однако, например, в Калужской области работы начались на средства из местного бюджета, но без финансовой поддержки центра были приостановлены.

Отдельно стоит выделить проблему отсутствия типовых проектов на создание системы-112 в России, в силу значительной разнородности экономических и географических особенностей регионов, проект для Санкт-Петербурга не подходит, например, для республики Коми. Отсутствие единых технических стандартов порождает массу вариантов решений по построению системы в каждом конкретном регионе, что затрудняет выбор и не всегда в полной мере удовлетворяет требованиям координирующих органов и финансовым возможностям региона. В декабре 2011 в региональные центры и главные управления МЧС России были направлены методические материалы по созданию системы-112 в субъекте Российской Федерации, разработанные ФГБУ ВНИИ ГОЧС в кооперации с членами ФЦНВТ, которые позволят преодолеть часть технических проблем [4] .

Схемы построения

Активно используется для построения системы-112 в Европе, оптимальна для небольших территорий с высокой плотностью населения. Характеризуется наличием единого для всей системы центра обработки вызовов (ЦОВ) и центра обработки данных (ЦОД). Построение системы по данной схеме экономически эффективно, но за счет централизации функций снижается надежность и значительно возрастает объём трафика в сети.

Представляется оптимальным решением для территориально-распределенных регионов, позволяет учитывать специфику каждого из них. Характеризуется наличием локальных центров обработки данных, синхронизируемых с единым региональным ЦОД, и установкой центров обработки вызовов в каждом МО или для группы МО. Построение системы по данной схеме позволяет максимально учитывать географические и экономические особенности региона, но увеличивает длительность этапа проектирования.

Что за сервис 112?


При ухудшении состояния больного: повышение температуры, появление кашля, насморка, боли в суставах, для пациента автоматически формируется запрос на вызов доктора. Подобная информация попадает в Единую регистратуру службы 124.

Если поступила смс о самоизоляции от system 112, это означает, что мобильное приложение предупреждает о соблюдении режима карантина или о его нарушении. Это говорит о том, что пациент, вынужденный сидеть дома, нарушил самоизоляцию и оказался в общественных местах, что категорически запрещено делать. При таком оповещении указано, что информация о нарушении режима будет передана в МВД, Минздрав или Роспотребнадзор.

Таким образом, уведомления поступают лицам, заразившимся короновирусом, или людям, которые контактировали с заболевшими, в связи с чем они вынуждены соблюдать в домашних условиях эпидеомиологический режим. Контроль за его соблюдением возлагается на МВД, Минздрав и прочие органы, которые должны отслеживать через мобильное приложение и сервис ЕПГУ.


Таким образом, мобильное приложение от system 112 сдерживает распространение COVID-19, контролирует соблюдение эпидеомиологического режима, отслеживает самочувствие больных и при появлении угрозы здоровья – вызывает на дом врача. Если поступило оповещение от системы – значит была нарушена самоизоляция, что чревато нарушившему получить административный выговор от контролируемых органов.

Коронавирус пришел внезапно и заставил реагировать на свое появление не только медиков, но и айтишников, потому что бороться с распространением инфекции помогает техническая возможность отслеживать перемещения и контакты каждого отдельного человека. Однако практики использования цифровых технологий в таких задачах ни у кого не было, и разработчикам пришлось импровизировать на ходу.

dybanov1000.jpg

Когда к середине марта 2020 г. стало ясно, что России едва ли удастся избежать введения ограничительных мер, программисты из северной столицы подумали о том, что в их приложении будут востребованы функции по контролю соблюдения карантина.

kurilin1000.jpg

Илья Курилин: Ситуация развивалась настолько быстро, что стандартные процедуры сбора и анализа требований явно не вписывались в отведенные нам коронавирусом временные рамки

oktopod05.jpg

Поскольку изначально приложение создавалось для помощи людям, медицинские функции имеют в нем приоритет над полицейскими

В условиях второй волны коронавируса социальный мониторинг по-прежнему необходим. Очевидно, что региональные власти будут озабочены внедрением ИТ-решений, позволяющих автоматизировать эту задачу и одновременно минимизировать социальную напряженность. В этом контексте опыт Новосибирска можно считать в целом положительным — конечно, люди не могут быть довольны налагаемыми на них ограничениями, но наличие в системе фактически телемедицинских функций сглаживает этот негатив.

Если посмотреть шире, то в части взаимодействия граждан с системой здравоохранения, COVID-19 принципиально ничем не отличается от других инфекционных заболеваний. Если нет угрозы для жизни, то лечение можно проходить и дома, временно ограничив контакты с другими людьми и находясь под наблюдением врачей, что как раз и обеспечивает приложение от компании Octopod.

С прошлого года операторы мобильной связи предоставляют в систему-112 данные о месте нахождения абонента, позвонившего или отправившего SMS на номер 112. В Воронежской области это работает чуть более месяца — время, достаточное, чтобы столкнуться с основными проблемами реализации этого сервиса. А учитывая то, что сервис для операторов связи является глобальным, эти сложности в той или иной мере присутствуют во всех регионах страны.


Под катом перечислены проблемы и наши предложения в Минкомсвязь по их устранению.

Коротко об определении места нахождения абонента при его звонке на 112


01.12.2016 года был подписан долгожданный приказ Минкомсвязи России №607, регламентирующий предоставление операторами связи координат и иной информации о позвонившем абоненте в систему-112. Срок выполнения был назначен на 1 мая 2017. Операторы реализовали это довольно быстро за счет централизации сервиса: у каждого оператора

на всю страну или на макрорегион отвечает единая, а не региональная, платформа, по аналогии с сервисом SMS. Системы-112 (у каждого региона она своя) зрели дольше. Фактически, даже сейчас не многие субъекты обеспечили прием такой информации от операторов связи. Мы реализовали это к декабрю 2017.

Вкратце алгоритм таков. Со звонком абонента на 112 в заголовке SIP приходит идентификатор оператора связи, которому система-112 потом шлет запрос о месте нахождения позвонившего абонента. Информационная система оператора связи предоставляет в систему-112 координаты, указывая при этом их погрешность. Геоинформационная подсистема 112 визуализирует это на карте в виде круга или сектора.

Типичный сектор

Оператор 112 видит примерное место нахождения и использует это в работе. Кроме того, он в течение суток может повторно запросить координаты этого абонента и получит их.

А теперь проблемы

1. Не определена максимально допустимая погрешность

Минкомсвязью определено многое, но не ограничена максимально допустимая погрешность определения места нахождения пользовательского оборудования при предоставлении таких данных оператором мобильной связи. Это приводит к тому, что расстояние между центром переданной оператором области предполагаемого нахождения абонента и его фактическим положением достигает 3,5 км в городе и 20 км в области. Определённо, 3,5 км – недопустимая погрешность в городе, где базовые станции расположены достаточно часто.

Предположительно, такими погрешности могут быть определены как 500 м для города и 2 км за его пределами. При этом, европейским стандартом для службы 112 с 2003 года определена точность определения 150 м в городских зонах и 500 м в сельских районах, а американским – до 100 м в 80% случаев (источник).

Предложение: Определить максимально допустимую погрешность определения места нахождения пользовательского оборудования, передаваемую оператором мобильной связи.

2. Не определены критерии качества предоставленных координат

Да и вообще, критерии качества предоставления оператором связи информации не определены. Это оставляет им массу лазеек. Например, можно предоставлять информацию через раз или давать наобум. Даже учитывая невыполнение п.1 (выше), операторы в совокупности дают правильное местоположение едва ли в 50% случаев.

Предложение: ввести следующие критерии качества предоставления оператором связи информации о месте нахождения пользовательского оборудования при обращении абонента в систему-112:

  • Доля отказов в предоставлении информации от общего числа запросов в информационную систему оператора – не более 10%;
  • Доля попадания абонента в переданную оператором область – не менее 80%.

3. Точность не достаточно высока

Чтобы обеспечить 1 и 2 пункты операторам придется пересмотреть используемые технологии. В п. 24 Порядка являющегося приложением к тому самому приказу, регламентировано, что место нахождения абонентской станции определяется информационной системой оператора связи с точностью, технологически доступной оператору связи. По результатам эксплуатации в городе Воронеже, есть сомнения, что операторы используют технологии определения координат с использованием двух и более базовых станций. Наоборот, есть подозрения, что определение области нахождения абонента осуществляется с применением статистических методов, когда за таковую область выдается зона пикового трафика оператора в сегменте определенной базовой станции.

Предложение: можно перечислить заведомо доступные операторам технологии с указанием территории их преимущественного применения (областной центр, слабозаселённые территории), но, возможно, принятие указанных в п.1 и п.2 критериев обеспечит выполнение этого пункта автоматически.

4. Не точна формулировка о 24 часах

Предложение: оператором связи обеспечивать передачу актуального на момент запроса места нахождения пользовательского оборудования по запросу системы-112 строго в течение 24 часов с момента последнего обращения абонента в систему-112 посредством вызова или отправки SMS на телефон 112.

5. Не передаются координаты при бессимочных звонках

В приказе не определены требования к порядку предоставления данных о месте нахождения пользовательского оборудования, не оснащённого SIM-картой. А таких звонков достаточно много. В результате, операторы не предоставляют данных о месте нахождения такого оборудования. По их словам, это обусловлено отсутствием в информационных системах сведений об абонентских устройствах без SIM. А базовым методом предоставления информации в систему-112 является именно Pull — по запросу системы-112 в систему оператора связи.

Предложение: Определить порядок предоставления операторами данных о месте нахождения пользовательского оборудования, не оснащённого SIM-картой.

6. Не прояснен порядок использование мобильными операторами метода Push

В п.28 Порядка (приложение к приказу) предусмотрена передача информации о месте нахождения абонента методом Push, когда координаты передаются сразу со звонком, однако операторы мобильной связи этого не делают. По их словам, использование метода Push операторами мобильной связи при передаче информации с поступившим звонком технически невозможна при текущей системе связи, поскольку в большинстве случаев стык операторов с Ростелекомом осуществлен не по SIP.

Зачем это нужно нам? Это бы позволило передавать координаты с бессимочным звонком (см. предыдущий пункт).

Предложение: Разъяснить порядок применения п.28 и иных требований по передаче информации методом Push к операторам мобильной связи.

8. Не используются технологии GPS и ГЛОНАСС

Приказом не регламентировано использование технологий GPS и ГЛОНАСС при определении места нахождения абонента, в то время, как данные технологии существенно улучшили бы качество определения места нахождения обратившегося абонента.

Предложение: включить в требования по сертификации на территории РФ телефонных аппаратов, оснащенных GPS/ГЛОНАСС, автоматическое определение и отсылку координат при вызове 112.

Вывод

И в любой непонятной ситуации звоните в 112!

UPD 02/04/2018: Спасибо за советы и разъяснения! С большой вероятностью остановимся на AML/ELS, как самом не затратном и при этом очень эффективном способе. Кому интересно, под терминами — гиперссылки на Wiki, а оттуда уже на первоисточники

Читайте также: