Сообщение на тему романтическая баллада в русской литературе

Обновлено: 02.07.2024

Жизнь и творчество Жуковского. Ведущий жанр поэта-романтика. Элегия как лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.10.2014
Размер файла 2,8 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Департамент образования и науки кемеровской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Томь-Усинский энерготранспортный техникум

по дисциплине: Литература

обучающаяся гр. ТРУК-1-14

1. Жизнь и творчество Василия Андреевича Жуковского

2. Элегия - ведущий жанр поэта-романтика

3. Баллада в поэзии В.А. Жуковского

Но не только поэзия привлекала Жуковского, он был переводчиком, критиком, редактором, прозаиком, а также состоял на государственной службе служил на службе (был Действительным членом Императорской Российской Академии, почетным членом Императорской Академии наук, ординарным академиком по Отделению русского языка и словесности, тайным советником).

В литературе более всего они известен как создатель романтических элегий и баллад, переводчик некоторых элегий и баллад европейских романтиков.

Моя цель в этом реферате - описать жизнь и творчество В.А. Жуковского как создателя элегического и балладного жанров в русской литературе.

1) Описать жизнь и творчество В.А. Жуковского;

2) Дать краткую характеристику поэзии В.А. Жуковского;

3) Охарактеризовать своеобразие элегий поэта;

4) Описать тематику и художественное своеобразие баллад В.А.

При подготовке реферата я использовала учебники, словарные статьи, монографии, ресурсы сети Интернет, собственные рассуждения.

1. Жизнь и творчество Василия Андреевича Жуковского

Родился будущий поэт и писатель 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Незаконнорождённый сын помещика Афанасия Ивановича Бунина (1716--1791) и пленной турчанки Сальхи (в крещении - Елизаветы Дементьевны Турчаниновой; ум. 1811), привезённой в 1770 году участниками русско-турецкой войны из-под крепости Бендеры. Фамилию свою ребенок получил от жившего в имении бедного белорусского дворянина Андрея Григорьевича Жуковского (ум. 1817), который по просьбе Бунина стал крёстным отцом ребёнка и затем его усыновил. Перед рождением мальчика в семье Бунина из одиннадцати человек детей умерло шестеро. Его супруга, Мария Григорьевна Бунина, решила взять в свою семью новорождённого и воспитать его как родного сына без права передачи дворянства и без наследства.

Скончался поэт 12 (24) апреля 1852 года в Баден-Бадене. Его тело было доставлена в Россию и захоронено на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге

2. Элегия - ведущий жанр творчества поэта

Элегия - это грустное поэтическое произведение (песнь) о всякой утрате, потому что утрата чувства, желания - это подобие смерти, исчезновение и небытие[5,с.33].

Кладбищенская элегия полна негромких раздумий. Размышление изначально присуще всякой элегии, не только кладбищенской. Элегия, в которой господствует размышление, касающееся самых разных предметов и явлений, называется медитативной (от слова медитация - размышление, раздумье). Так как предметы размышлений могут быть различными, то различны и разновидности элегий: историческая, философская, а также унылая элегия, в которой поэт предается психологическим переживаниям о своей несчастной участи.

В.А.Жуковский на первый план в словах выдвигает эмоции, психологическое состояние, душевное настроение и внутренний мир человека. До него в русской поэзии никто не описывал сферу внутренней жизни.

Он подводит читателя к мысли о том, что не надо печалиться, все когда-то умрут, но живые придут их оплакать, и в этом связь всех людей - память, сопереживание. Поэт видел задачу искусства не в том, чтобы тревожить сердца и доводить накал страстей до взрыва, а в том, чтобы в размышлении утешить человека, разрешить противоречие. В этом ранний русский романтизм отличается от европейского. Там нет разрешения противоречий, нет покорности судьбе, там торжествуют трагедия и драма, нет ни победителей, ни побежденных.

В этой элегии видны черты не только кладбищенской элегии, но и медитативной (в которой поэт размышляет), эти размышления разные, поэтому элегии бывают историческими, философскими, унылыми (психологические переживания о своей несчастной участи).

Наиболее полно черты элегии в русской литературе отразились именно в творчестве этого поэта и переводчика.

3. Баллада в поэзии В.А. Жуковского

В основе баллады представление об ужасном событии в судьбе человека в образах привидений, мертвецов, которые оживают в гробах; мертвых женихов, скачущих ночью на коне за невестой; сатаны, являющегося за душой грешника; злодеев, продавших душу ребенка дьяволу. Действие обычно происходит в особой полуфантастической обстановке: кладбище, открытые могилы, каркающие вороны, багровая луна, пляшущие духи или скелеты, ночной лес, горящие деревья.

Жизнь представляется как поединок человека и обстоятельств, которые побеждают, наличие неподвластной человеку силы рока - философская проблематика баллад. Человек в балладе преодолевает границы между потусторонним и реальным миром.

Но Жуковский не просто был переводчиком, он изменял смысл баллад.

Гете) отличается, по словам М. Цветаевой [9], от оригинала тем, что Жуковский смягчает смысл - его ребенок погибает от страха, а не от Лесного Царя, как у Гете, читатель не верит в эту сказку.

В начале баллады Светлана в предчувствии чего-то таинственного, а в конце в самой кульминации сентиментальный голубок спасает девушку от несчастья. Так автор идеализирует (в других балладах драматизирует) реальность, что и свойственно балладам.

Баллады Жуковского открыли романтическое течение в русской литературе: фантастически напряженный ход событий, драматический сюжет, мораль в конце, условность авторской поэзии. После Жуковского в русской поэзии легендарность историко-героического сюжета стала необходимым условием балладного жанра.

Обогатив литературу своего времени, Жуковский остается одним из крупнейших русских поэтов, наследие которых изучается по сей день.

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость.

1. Айхенвальд, Ю.И. Жуковский// Ю.И. Айхенвальд / Силуэты русских

писателей: В 3-х Вып.: 2-е изд. М., 1908 - 1913.

2. Жуковский, Василий Андреевич [Электронный ресурс]: Википедия.

3. Жуковский Василий Андреевич [Электронный ресурс]: Русский

4. Жуковский //Литературная энциклопедия: В 11 тт. М., 1929-1939. Т.4

5. История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч. 1 (1795--1830

годы) /С.М. Скибин,Н.Н. Прокофьева, В.И. Коровин. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 478 с.

6. Лебедев, Ю.В. История русской литературы XIX века. В 3-х ч. Ч.1.

7. Лебедев, Ю.В. Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. для

общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2000. - 320 с.

8. Минералов, Ю.И. История русской литературы ХIХ века (1800-1830-е

годы): Учеб. пособие / Ю.И. Минералов. - М.: Высш. шк., 2007. - 367 с.

Подобные документы

Жанр баллады в контексте литературы XVIII - XIX веков. Современное научное представление о балладах. Баллада в творчестве Жуковского. "Людмила" и формирование жанрового канона баллады. Оригинальные баллады Жуковского: "Ахилл", "Эолова арфа", "Узник".

дипломная работа [114,1 K], добавлен 10.03.2008

Жуковский: этапы жизни и творчества. Жанр баллады в творчестве Жуковского. В основе лучших баллад Жуковского лежит не эпическое задание, не пафос рассказчика, а напряжённое внимание человека, ищущего объяснения своей судьбы.

реферат [35,5 K], добавлен 28.11.2002

Особенности развития жанра элегии - лирического стихотворения, проникнутого грустными настроениями. Художественные принципы поэта-романтика Баратынского Е.А. Особенности поэтики Баратынского на примере анализа элегии "Разуверение". Значение творчества.

контрольная работа [19,0 K], добавлен 20.01.2011

Отомо Якамоти - последний великий поэт эпохи "Манъёсю". Происхождение поэта, основные этапы его жизненного пути и творчества. Жанр танка в основе поэзии О. Якамоти. Особенности лирических стихотворений, их наполненность чувствами печали, тоски и уныния.

презентация [18,9 M], добавлен 17.02.2017

М.Ю. Лермонтов как продолжатель романтических традиций В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, поэтов-декабристов. Влияние Байрона на раннее творчество поэта, воплощение принципов романтизма и пессимистического реализма в его произведениях.

реферат [19,3 K], добавлен 28.05.2014

Жизненный путь великого русского поэта Василия Андреевича Жуковского. Выражение мимолётных неуловимых переживаний. Любовная лирика Жуковского, характер ее элегического очарования и идеальности. Отражение отношений с Марией Протасовой в творчестве поэта.

реферат [36,6 K], добавлен 27.09.2008

Современные школьные программы по изучению произведений Ф. Тютчева. Лирический фрагмент как жанр тютчевской лирики. Точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств в лирике Ф. Тютчева. Любовная лирика поэта.

Баллада относится к особому жанру в мировой литературе, который зародился в средневековую эпоху. Его любили поэты, писавшие романтические произведения. Впоследствии он получил новое значение, то есть был переосмыслен. Этот жанр содержит определенные черты, которые кардинально отличают его от других типов стихотворений. Говоря о том, что такое баллада, необходимо обозначить некоторые факты.

Особенности баллады как особого жанра в русской литературе

Понятие и признаки

В различных современных словарях дано множество определений значения этого термина. Самым распространенным является следующее: баллада — это художественное стихотворение лиро-эпического характера, которое имеет хороший и насыщенный сюжет. Он повествует читателю как об исторических событиях, так и о бытовой жизни героев. Кроме того, основными действующими лицами в таких произведениях часто являются герои из мифологии.

Робин Гуд

Термин также активно используется в сольном музыкальном произведении. Он означает некое повествование вокального или инструментального типа. В литературе баллада представляет собой стихотворение, содержащее несколько строф, которые имеют строение как ритмического, так и определенного интонационного характера.

Литературный жанр, к которому относится баллада, тесно связан с различного рода фольклорными преданиями и легендами из народа. Все это привело к тому, что он стал иметь в себе как черты рассказа, так и музыки, песен. Его создателем можно по праву считать Роберта Бернса. В качестве образца для создания своих произведений он выбрал устное народное творчество.

Главный конфликт в балладных русских произведениях состоит в противостоянии личности с устоявшимися традициями. Кроме того, кульминация разворачивающихся действий не имеет экспозиции, но в конце её всегда находится некая мотивация. Она может быть представлена в виде доноса или клеветы. В дальнейшем это определяет последующие действия персонажей в балладе.

Основная идея этого литературного жанра заключается в демонстрации трагической участи человека, который живет в условиях безнравственного феодального общества, пропитанного деспотизмом, жестокостью, грубостью и бесчеловечностью. Социальные рамки вынуждают людей совершать поступки, которые в дальнейшем приводят к ужасным событиям.

Признаки баллады имеют особую уникальность, несвойственную другим литературным творениям. Среди них существуют наиболее яркие черты, составляющие особенности жанра баллады. К ним относятся следующие отличия:

Признаки баллады

  • яркое выражение чувств как самого автора, так и главных персонажей в произведении;
  • наличие яркого сюжета, который при желании писателя может быть описан в виде диалога;
  • широкое использование приема таинственности и мистики;
  • описание чего-то неведомого и неопознанного в тексте;
  • действия разворачиваются в удивительно завораживающем пейзаже.

Но главной чертой баллады выступает объединение эпических и лирических признаков, которые придают короткому тексту некую изюминку и своеобразие.

Место в русской литературе

Ахилл

Помимо написания собственных балладных произведений Жуковский также занимался активным переводом на русский язык литературных творений зарубежных писателей. К ним относятся Шиллер, Вальтер Скотт, Гете и Уланд.

Анализ творчества Жуковского

Анализ творчества Жуковского

Баллады Жуковского

  • динамичность разворачивающихся событий;
  • высокая значимость диалогов для сюжетной линии;
  • сильная передача автором чувств, которые начинают испытывать главные персонажи поэмы, читателя охватывают ужас и страх, возникающие у ребенка и его отца из-за Лесного царя;
  • наличие мистики — в основном это проявляется как из-за самого царя, так и из-за гибели младенца.

Ознакомившись с этой балладой, читатель может испытать чувство незаконченности сюжета, что придает тексту еще большую таинственность.

Таким образом, баллада в русской литературе представляет собой очень увлекательный жанр. В центре событий находится личность с характерными нравственными проблемами, социальными противоречиями и переживаниями, в то время как в сказках обычно присутствуют действия оптимистического характера, а в былинах — героические.

Стих баллады имеет большую подвижность, чем у произведений, относящихся к былинам. При прочтении это становится заметно на наиболее драматичных моментах в жизни главных действующих лиц, связанных с потерями любимых людей, переживаниями и страхами.

Творчество Жуковского

Русский балладный жанр описывает трагичную судьбу главного героя, которым является обычно женщина. Раскрываемое в художественном произведении трагическое событие может заключаться в виде преступления, которое было совершено по отношению к семье или близким родственникам. Это способствует созданию напряжения в сюжете.

Главным действующим лицам свойственны глубокие раздумья о своей судьбе и жизни. Автор в балладе часто описывает душевные терзания, например, убийцы, а также его раскаяние за совершенные деяния. Сюжетная линия произведений этого жанра призвана повествовать читателю о событиях с ярко выраженным трагическим пафосом. Необходимо отметить тот факт, что в настоящее время наметилась тенденция по незаслуженному сокращению популярности балладного жанра.

Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №1
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №2
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №3
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №4
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №5
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №6
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №7
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №8
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №9
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №10
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №11
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №12
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №13
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №14
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №15
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №16
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №17
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №18
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №19
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №20
Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №21

 Жанр баллады в поэзии русского романтизма Выполнили студентки СКТ/БО441 – 2/2 Солдатова Лада и Хохлова Виктория

Слайд 1

Жанр баллады в поэзии русского романтизма Выполнили студентки СКТ/БО441 – 2/2 Солдатова Лада и Хохлова Виктория

 Баллада (франц. Ballade — танцевальная песня) лиро-эпический жанр поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания. В основе его лежит какой-либо остродраматический сюжет, необыкновенный случай.

Слайд 2

Баллада (франц. Ballade — танцевальная песня) лиро-эпический жанр поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания. В основе его лежит какой-либо остродраматический сюжет, необыкновенный случай.

 Основные черты жанра: 1) наличие сюжета с мистическим элемен­том, 2) наличие пейзажа в зачине баллады (иногда и в конце), 3) диалог персонажей или монолог, обращенный к условному со­беседнику, 4) музыкальность (в балладе синтезированы черты пес­ни и рассказа) 5) символический характер пространства и времени 6) напряженный драматический, таинственный или фантастичный сюжет 7) непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил 8) моралистический итог

Слайд 3

Основные черты жанра: 1) наличие сюжета с мистическим элемен­том, 2) наличие пейзажа в зачине баллады (иногда и в конце), 3) диалог персонажей или монолог, обращенный к условному со­беседнику, 4) музыкальность (в балладе синтезированы черты пес­ни и рассказа) 5) символический характер пространства и времени 6) напряженный драматический, таинственный или фантастичный сюжет 7) непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил 8) моралистический итог

Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №4

Слайд 4

 В.А. Жуковский

Слайд 7

Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №14

Слайд 14

Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №15

Слайд 15

Жанр баллады в поэзии русского романтизма , слайд №16

Слайд 16

 Спасибо за внимание!

Слайд 21

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Мари Умняшка

Лучший ответ:


Зачетный Опарыш




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: