Роль лирических отступлений в романе герой нашего времени сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Характер главного героя, резко противопоставленного другим действующим лицам, показан уже сформировавшимся. Социальные истоки формирования такого характера не выявлены. Ореол исключительности, некоторая загадочность, близость героя к авторскому сознанию — все это не дает возможности говорить о победе реализма в романе Лермонтова. Речь идет не о недостатках, а о художественном своеобразии произведения, в котором сочетаются различные подходы к изображению действительности.

Особенности романа

Это позволяет на высоком психологическом уровне понять характер и личность Печорина , и разгадать его мысли и содержание его внутреннего мира. Эта художественная особенность делает роман не только поучительным и глубоким, но интересным и захватывающим.

Название произведения говорит само за себя, оно полностью раскрывает замысел талантливого писателя. (). Лермонтов желал создать полноценный и развернутый образ героя того времени, в историю одной человеческой души он вместил все типичные черты, особенности характеров и пороки, что были присущи людям последекабристской эпохи.

По этой причине личность Печорина настолько сложная и противоречивая, он бывает эгоистичным, холодным и жестоким, но нет для него самого более строгого судьи, чем он сам.

Сложная и немного запутанная композиция романа позволяет все глубже и глубже вникать в жизнь главного героя и понимать его душевное состояние. А смена рассказчиков позволяет видеть его психологический портрет ярче и шире.

Ведь созданная Лермонтовым сложность композиции и художественного повествования полностью отвечает сложности характера его героя, который является ключевым лицом всего романа.

То, как художественно строится произведение, олицетворяет логику Печорина, это — тоже ключ к пониманию его судьбы и личности.

Жизнь Печорина, сделанные им выборы, его поступки и поведение — это насыщенная самыми различными красками картина жизни многих людей того времени.

И мастерство Лермонтова состоит в том, что он не просто обрисовывает действительность, он психологически раскрывает причины и следствия особенностей характера Печорина, он поднимает важные и актуальные проблемы социума через личность такого своеобразного героя.

Тема свободы личности неустанно звучит в размышлениях Печорина, и его примером автор утверждает, что борьба за свободу должна продолжаться независимо от обстоятельств.

Но противоречие Печорина состоит в том, что он продолжает эту жесткую борьбу без каких-либо гуманистических идеалов, которые смогли бы успокоить и порадовать его сердце.

Нужна помощь в учебе?

На протяжении всего произведения читателю раскрывается характер Печорина, и композиция романа служит решению этой художественной задачи.

Структура романа

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

Внимание к внутреннему миру человека было унаследовано Пушкиным, Гоголем и Лермонтовым от романтизма. Однако психологизм Пушкина, Гоголя, Лермонтова отличался от романтического тем, что он стал не формой самовыражения писателей, а объектом художественного изучения и изображения.

Лоренс Стерн говорил: «Отступления, бесспорно , подобны солнечному свету; Они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их, например, из этой книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой её странице.


Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их, например, из этой книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой её странице.

Лирические отступления – это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего произведения непосредственно, а не от лица кого – либо из действующих персонажей.

Лирические отступления неразрывно связаны с сюжетной основой романа и служат:

- для раскрытия образа автора в романе, постановки важных для него проблем, прямой формы выражения авторской позиции;

- раздвигания пространственных и временных границ повествования;

- создания культурно – исторического образа эпохи.

Классификация лирических отступлений

Лирические отступления можно разделить на несколько групп:

-Авторские отступления. (Воспоминания о юношеской любви в первой главе, соседствующие с шутливо-ироническим рассуждением о "ножках". Воспоминания о московской "красавице" в 7 главе (собирательный образ). Отсылки к биографии в начале и конце 8 главы. Отступления о переоценке романтических ценностей в "Отрывках из путешествия Онегина").

-Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных примерах, стилях, жанрах). Поэт комментирует свой роман по ходу его написания и как бы делится с читателем соображениями, как лучше писать его. Общая смысловая доминанта этих отступлений - мысль о поиске нового стиля, новой манеры письма, предлагающей большую объективность и конкретность изображения жизни (позднее это стало называться реализмом).

-Разговоры на житейские темы ("роман требует болтовни"). Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т.д. Здесь поэт может выступать в самых разных обличиях (литературных масках): мы видим то убежденного эпикурейца (насмехающегося над скукой жизни), то байронического героя, разочаровавшегося в жизни, то бытописателя-фельетониста, то мирного помещика, привыкшего жить в деревне. Образ лирического (как и всегда у Пушкина), с одной стороны, калейдоскопичен и изменчив, с другой - остается целостным и гармонически законченным.

Пейзажные отступления также входят в число лирических. Обычно природа изображается сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения. В то же время некоторые пейзажи показаны глазами героев ("В окно увидела Татьяна. ").

-Отступления на гражданскую тему - о героической Москве 1812 года. Некоторые отступления - "смешенного" типа (включают в себя и автобиографический, и критико-публицистический, и житейско-афористический элементы.

Роль лирических отступлений в романе

Характеристика романа.

В 3 главе автор даёт такую характеристику своему роману:

А ныне все умы в тумане,

Мораль на нас наводит сон,

Порок любезен - и в романе,

И там уж торжествует он…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Лирическое отступление - авторская речь в эпическом или лиро-эпическом произведении, в непосредственной форме выражающая отношение автора к изображаемому. Лирическое отступление вводит, таким образом, в произведение образ автора-повествователя как носителя высшей, идеальной точки зрения А.С. Пушкин особо подчеркивает соединение эпического и лирического жанров. Его роман в стихах – не только повествование о жизни героев, но и лирическое произведение, наполненное авторской индивидуальностью. Лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостности образа: от бытовых деталей обобщения, до масштабных, наполненных философским содержанием образов.

произведение Пушкина,

Самое любимое дитя его фантазии.

Здесь вся жизнь, вся душа,

вся любовь его;

здесь его чувства, понятия,

(В.Г. Белинский)

Образ повествователя многими своими чертами близок к Онегину. В нем обнаруживается та же культура интеллекта, критическое отношение к действительности; но в нем есть то, чего нет у Онегина, - огромное жизнелюбие:

Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость.

Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной.
Благослави мой долгий труд,
О ты, эпическая муза!

Но это осуществление своей социальной значимости отнюдь не снимает основного неразрешимого противоречия образа автора. Оно заключается в том, что при всей остроте критики современного дворянского общества, осознании отрицательных сторон социальной действительности и неполноценности создающихся в них характеров, у автора в то же время нет определенной положительной программы, которую он мог бы выдвинуть. Тем не менее, именно в характере автора утверждается Пушкиным возможность развития, движения вперед, искания каких-то новых путей.

5.2.

Пейзаж - художественное описание незамкнутого пространства (природы, города и т.п.), часть предметного мира литературного произведения; помогает понять действия персонажей, передает их душевное состояние, создает эмоциональную атмосферу произведения (или эпизода) или дается с целью контрастного противопоставления деятельности людей.

Проблемой нашего исследования является:

t1586767195aa.jpg

Лирическое отступление — это элемент композиции лиро-эпического текста, находящийся внесюжетного повествования, отражает авторскую позицию и является композиционно-стилистическим приёмом.

Роль лирических отступлений важна, т.к. они позволяют посмотреть на произведение под другим углом, увидеть идейный замысел. При помощи них автор как бы "замедляет" развитие событий в повествовании, что дает возможность читателю задуматься о важных жизненных ценностях. Лирические отступления - это и возможность автора непосредственно общаться с читателями, как бы приоткрывая свои мысли. Так у людей возникает ощущение того, что смогли понять по-настоящему произведение; ощущение того, что писатель поделился с ними чем-то важным. Лирические отступления - это мысли, наполненные философским смыслом, которые помогают настроить читателей на более серьезное восприятие произведения. Или же они могут отражать гражданскую позицию автора, звучать как призыв к действиям. Эти размышления могут быть и органично вплетены в канву произведения, т.к. связаны непосредственно с самим сюжетом произведения. -

Виды лирических отступлений

Они подразделяются на несколько групп:

авторские - они могут быть написаны в виде воспоминаний или рассуждений о ценностях;

критико-публицистические - писатель ими "комментирует" произведение, рассуждая о том, как можно было бы лучше написать свое творение;

разговоры на житейские темы - писатель может выступать в различных ролях, которые могут отличаться в зависимости от его точки зрения;

пейзажные - красивые отвлеченные описания природы помогают читателю лучше представить картину описываемого;

на гражданскую тему - авторские высказывания о важных исторических событиях.

Рассмотрим строфы и значение лирических отступлений на примере произведения А. С. Пушкина.

Автор с особым вниманием относится к портрету героя и описывает все грани его мировосприятия в деталях:

В конце первой главы Пушкин рассуждает о процессе творчества , о подсознательном стремлении воплотить желаемый образ:

Он метафорично заявляет, что любовь (воспоминание поэта о М. Волконской) способствует созданию его шедевров, ускоряет появление Музы :

«Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум.

Автор к концу главы вводит размышления о русском языке и о необходимости его изучения женщинам:

Пушкин в четвертой главе снова возвращается к внутреннему портрету Евгения Онегина :

пишет об изменении его чувств с письмом Татьяны, о том, что возрождение скучающей души Онегина возможно :

« Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил… «.

Автор возвращается к теме творчества , рассуждая об истинной награде лирика:

Однако автор пренебрегает чтением своих стихов молодым девушкам, предпочитая компанию няни да уток:

Лирические отступления на темы творчества, поэта и поэзии, интимные, философские помогают читателю понять лучше автора, его переживания и содержание произведения.

Пушкин не одобряет поступок Онегина и думает, что можно было избежать дуэли , притом, не оказаться трусом в глазах людей:

Лирические отступления использованы автором в I — XI, XXIV, XXXIII — XXXVIII, LII, LV строфах . Большое значение в этой главе имеет воспетый Пушкиным пейзаж , разлука Татьяны с милым краем:

«… за могилой
В пределах вечности глухой
Смутился ли, певец унылый,
Измены вестью роковой,
Или над Летой усыпленный
Поэт, бесчувствием блаженный,
Уж не смущается ничем,
И мир ему закрыт и нем. « .

Почти вся восьмая глава — это авторское повествование о переживаниях главных героев, об их встрече:

Лирические отступления использованы в I — XII, XX — XXII, XXVII — XXX, XXXIII, XXXIV, XLVIII — LI строфах.

Особая роль отведена пейзажу в раскрытии внутреннего мира героя. Давая оценку Печорину, не достаточно опираться на сюжет, который вряд ли заставит читателя понять глубину души главного героя. Самые сложные и противоречивые черты натуры Печорина мы открываем, глядя на природу его глазами. Описание пейзажа Пятигорска в дневнике показывает нам тонкую, чувствительную натуру главного героя. Нагнетает автор и без того мрачное настроение Печорина, связанное с отъездом Веры, когда главный герой бросился за ней вслед. Все вокруг окрашено в черные и мрачные краски, от пещеры веет сыростью, Подкумок ревет однообразно. Все как будто теряет цвета, замирает вместе с Печориным.

В Печорине сливается натура созерцателя, наполненного природным духом, наслаждающегося настоящей жизнью и желающего жить ей. Но он же и скептик, склонный к самоанализу и саморазрушению. Потому и не достижима ему такая манящая жизнь естественных людей. И в этом состоит трагизм главного героя и конфликт его внутреннего мира.

Несомненно, природа в романе помогает читателю понять идею произведения, раскрывает характеры героев. А лирические отступления Лермонтова, связанные с описанием природы наталкивают на размышления о роли природы в жизни человека.

Читайте также: