Роль колокольного звона в жизни русского человека сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Звон колоко́льный – одна из существенных принадлежностей христианского храмового богослужения. Он употребляется:

1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения о времени его начала;

2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений;

3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие праздники – помимо богослужения.

Все колокола помещаются большей частью в особом здании (колокольня), более высоком, чем здание самой церкви, чтобы звон был слышен на более отдаленном пространстве. Нередко они помещаются на крыше храма или в башне одного из куполов, при входах в храм над папертью, в арках крыльца, в особых небольших зданиях – звонницах, а иногда и в самом храме с западной стороны.

Звон колокольный при богослужениях бывает четырех родов:

1) благовест – мерные удары в какой-либо один колокол, служащие обыкновенно начальным призывом к богослужениям;

2) перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди; он бывает перед водосвятными молебнами; перед литургией в храмовые праздники и др.;

3) собственно колокольный звон, когда одновременно ударяют в два или более колокола;

В Великий пост колокольный звон сокращается до минимума.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ

Ветхозаветные времена колоколов не знали. В первые века христианской Церкви колоколов также не было. В Западной Церкви они появились и распространились в IV-IХ веках, в Восточной – в IХ-ХII веках. На Руси они зазвучали вскоре же после принятия христианства, но широко распространились с конца ХVI века, а в ХVII-ХX веках они так широко и прочно вошли в церковный обиход, так слились с богослужением Русской Православной Церкви и с представлением о русском народном благочестии, что вопрос об их духовно-символическом значении заслуживает особого внимания.

В богослужебных книгах колокол называется кампан, что этимологически связано с названием римской провинции Кампания, где добывалась лучшая медь для колоколов, с греко-латинским названием поля – campi и с названием растущего на полях цветка колокольчика – campanula. Есть мнение, что название колокола (кампан) обусловлено тем, что, как по полю беспрепятственно может идти человек, так по воздуху свободно распространяется звук колокола.

По своей внешней форме колокол – не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать.

В восточных православных странах в ХI-ХII веках было немало противников колоколов как принадлежности латинской Церкви, но в ХII веке последовало официальное благословение на их употребление в Православной Церкви.

Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках входных дверей, и внутри храмов, и в башнях куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. В Русской Церкви в древности для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами, в которых подвешивались колокола. С ХIV века на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола. Как и звонница, колокольни строились вначале отдельно от храмов. Но в московской архитектуре ХVI-ХVII веков, а затем повсеместно появились храмы, построенные вместе с колокольнями, которые входят в здание храма, составляя с ним целое. Такие колокольни ставятся с западной стороны храма так, что вход в храм осуществляется через нижний этаж колокольни, который может являться в таком случае притвором. Наряду с такими колокольнями продолжали сохранять и строить храмы с колоколами в куполах на кровле или в отдельно стоящих колокольнях. Возникновение колоколен было обусловлено стремлением и возможностью создавать большие и звучные колокола. Кроме того, чем выше поднят колокол, тем дальше его слышно, так что высокая колокольня как бы заложена в самой идее колокола. Колокольня духовно может означать и гору, с которой Господь благовествовал Евангелие, и мачту корабля, где находится наблюдатель, возвещающий об опасности или приближении долгожданной цели плавания, и вершину земной истории человечества, на которой прозвучит архангельская труба, благовествующая о Христе грядущем и начале Вечной жизни.

Звоны меняются в зависимости от характера служб. Одни звоны – Великим постом, иные – в прочие дни года, одни – в праздники, другие – в будни; особые звоны – к заупокойным службам. При многих колоколах в храмах различают праздничный, воскресный, полиелейный, простодневный (будничный), малый колокола. При этом может быть несколько небольших зазвонных колокольцев различной величины, которыми сопровождается звон в основные колокола. Названия колоколов показывают и случаи, в которых каждый из них участвует в благовесте или звоне. Искусство русского церковного колокольного звона уникально и представляет собой не только великое духовное явление, но и подлинный шедевр мировой культуры.
29.Ноя.2018

Колокольный звон — не самый древний звуковой сигнал, зовущий на молитву. Возникновение подобной традиции относится к Ветхозаветным временам. На горе Синай Господь заключил Завет (договор) с израильским народом. К обрядовым законам относится Божье повеление о создании семи серебряных труб для созыва евреев на молитву (Числа, 10:2).

колокольный звон

Церковный колокол

Такие же трубы использовались и в первых монастырях Египта и Палестины (3-4 век). Для созыва верующих в Греции широкое применение нашли клепала (специальные пластины из дерева, железа, меди или камня, по которым били колотушкой).

На русских землях колокола появились одновременно с пришествием христианской веры. Однако повсеместно колокола распространились только с 16 столетия. До этого их функции зачастую выполняло било (деревянные доски).

Что такое колокол?

Внешняя поверхность стенок колоколов украшалась рельефными изображениями царей, святых, событий, относящихся к истории Церкви или государства. В середине 16 века особенно выделялись колокола псковских мастеров, украшенные изображениями растений и зверей.

Также на колоколе можно увидеть тексты различного содержания. Они размещались по краям и указывали, при каком государе и в честь какого события отлит данный колокол. Распространены и надписи духовного содержания из Священного Писания, тексты молитв.

Колокольный звон

Для разных областей России характерны свои стили и виды колокольного звона. Издавна различались московский, ивановский, ростовский, псковский и другие звоны. Сейчас колокольный звон зависит от личного вкуса и навыков конкретного звонаря. В Москве можно услышать не только московский звон (которого придерживаются, например, в Новодевичьем монастыре). Например, в храме Христа Спасителя и в Кремле придерживаются ростовских звонов.

На звучание колоколов влияют материалы, из которых они отлиты, а также форма купола. Толщина боковых стенок колокола определяет главным образом силу звука, его чистоту и продолжительность.

Отличительными особенностями русских колоколов является их звучность и певучесть. Это стало возможным при использовании оптимальной пропорции олова и меди в сплаве. Для Европы характерно получение звука за счет раскачивания самого колокольного купола. В 20 веке в странах Западной Европы появилась тенденция использовать электронный звон. С помощью электромотора происходит вращение колокола, раскачивание языка, в результате чего возникает удар.

Для колоколов российских храмов обычно используется неподвижный способ крепления. Купола являются неподвижными, а звук достигается при помощи свободно качающегося внутри купола языка.

Когда звонят колокола

Колокольным звоном верующие созываются на богослужения. В колокола звонят и во время службы — в особо важные и торжественные моменты. Звоном колоколов обозначается окончание церковной службы.

Будничный — используется в обычные, непраздничные дни. Постный звонит только в период Великого поста. Часовым колоколом оповещается чтение Часов во время Великого поста.

Колокольный звон является напоминанием для верующих о необходимости помнить Бога, молится и славить Его, о начале и ходе богослужений. Специальным колокольным звоном (набатом) раньше извещали жителей округи об опасности (например, при пожаре).

В Русском Православии сложилась традиция в Светлую (Пасхальную) неделю открывать доступ на колокольню для всех желающих. Под присмотром звонаря и с его помощью каждый может некоторое время звонить во все колокола.

Колокольный звон: различные виды

Благовест

Благовест — звон размеренными ударами в один большой колокол. Сначала совершаются два удара до полного затихания звука, а с третьего — мерные удары. Продолжительность звона составляет 10-20 мин. Благовест извещает о начале богослужения. Такой же звон используют во время важнейших моментов церковной службы.

Трезвон

Перезвон

Звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с самого большого и заканчивая малым, называется перезвоном. Это одновременно торжественный и скорбный вид звона. Его используют, чтобы показать важность предстоящей службы. Поэтому употребляется перезвон только в отдельные дни Великого поста (Великие Пятница и Великая Суббота) и при освящении воды в праздник Крещения Господня (19 января).

Перебор

Перебор — звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с малого и заканчивая большим. Такой вид колокольного звона также называется погребальным и используется при отпевании покойника.

Малиновый звон

Колокольный звон: мифы и суеверия

Колокольный звон создает особую атмосферу в храме, помогающую верующим настроиться на особое молитвенное состояние. Однако многие люди придают звону некое мистическое значение. Нередко можно услышать, что от звука колокола гибнет вирус гриппа. Однако, как показывает практика, звонари наряду с остальными прихожанами также болеют простудными заболеваниями. Поэтому стремление использовать колокольный звон для исцеления является всего лишь суеверием.

Первая молитва звонаря

Го́споди благослови́ меня́ уда́рить в сии́ ко́локола! Да просла́вится И́мя Твое́ Свято́е!

Вторая молитва звонаря

Вся́ческая еди́ною в нача́ле Собо́ю непосре́дственне созда́вый, Го́споди, ны́не же вся́ посре́дственне де́йствуяй, гла́сом зво́на сего́ освяще́ннаго вся́кое уны́ние с лени́вством от серде́ц ве́рных Твои́х отжени́, стра́х же Тво́й в ни́х с благоче́стием вкорени́ и спе́шных на моли́тву, ско́рых же ко вся́кому благо́му де́лу Твое́ю си́лою сотвори́, избавля́я на́с от все́х наве́тов вра́жиих, и невре́дных от злорастворе́нных возду́хов заве́трения соблюда́я, моли́твами Богоро́дицы и все́х святы́х Твои́х, я́ко Еди́н Милосе́рд.

В жизни русского православного человека важнейшее место занимает вера. Вера в добро, справедливость, в Бога… Человек ежедневно обращался к Богу через молитву. Она обретала особую значимость, если звучала в Доме Божием или храме. Храм для русского человека являлся священным местом, где он обретал силу. Раздававшийся во время молитвы, колокольный звон укреплял дух и веру человека. Каждый слышал в этом звоне что-то личное, а может даже голос Божий. В этой статье я хочу рассмотреть значение колоколов в русской культуре и роль колокольного звона в жизни человека.

Церковную службу в русских храмах невозможно представить без колокольного звона. Этой части богослужения придавали важное символическое значение. Колоколами на Руси очень сильно дорожили, относились к ним, как к живым существам, даже давали им имена. Колокольный звон сопровождал человека всю жизнь, обозначая своим звучанием всевозможные события [1, с. 5].

Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть. Древние мастера знали толк в том, чтобы выявить и полностью раскрыть в своем произведении, колоколе духовную, энергетическую сущность Божественного бытия [3, с. 32].

Современный человек живет в обеспокоенном мире, находится в постоянном стрессе и напряжении. Все это негативно влияет на его жизненный уклад и поведение. Он пытается спрятаться от проблем, становится безнравственным, сам не замечая того, что разрушает себя изнутри. Но стоит человеку услышать колокольный звон сквозь все шумы городской суеты, его душа откликается на это благозвучие и вызывает душевный отклик. Очень трудно отрицать то, что колокольный звон обладает огромной силой, которая способна проникнуть в саму суть человека, заставить его остановиться и задуматься о своих поступках. Но важнее то, что это благозвучие обладает огромной силой сплачивать людей, объединять их в вере, тем самым наполняя нашу жизнь красотой.

Значение колоколов было столь велико, что для них строились специальные сооружения – звонницы и колокольни, стараясь подчеркнуть их величие и красоту. Изначально, когда колокола были небольших размеров, их подвешивали на столбах, врытых в землю, или на нишах. Древняя звонница представляла собой каменную стену, прорезанную двумя или несколькими сквозными арками, расположенными не в один, а иногда и в два яруса и крытую по фронтонам над арками. В пролетах арок на балках вешались колокола. Обычно звонница помещалась на стене храма, иногда строилась отдельно, получая в этом случае нижний этаж, лестница с которого вела на платформу с колоколами. Колокольни появились в ⅩⅤІ - ⅩⅤІІ веках [2, с. 26]. Они строились для больших колоколов. Колокольни были восьмиугольной формы, а иногда круглые и четырехугольные или же с главой в виде луковицы. Они воздвигались как отдельные здания или отделялись от храма трапезной палатой. Их ясно выраженная вертикаль, подчеркнутая убывающими кверху ярусами, напоминала об устремленности духовной мысли к небу. Вместе с тем звон, который разносился с башни, представлялся звуком, доносившимся прямо с небес [4, с. 31].

Существует много колоколен, которые прославились красотой звучания колоколов и стали символами в облике тех городов и монастырей, где они возвышались. Самая известная – колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, также колокольня Троице – Сергиевой лавры и московского Новодевичьего монастыря.

Колокольный звон на Руси считался настоящим искусством. Звонари относились к этому делу очень трепетно и ответственно. В основе православного звона лежит ритм и характер. Звонарь, благодаря чувству ритма и владению техникой исполнения, может через колокольный звон передать радость, спокойствие или же скорбь. В душах людей этот звон способен разбудить радостное, светлое и мирное настроение. Так что человек может по колокольному звону определить состояние его души. От сильного и частого звона звонари нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие из них кладут в уши круглые ягоды, например, рябины, калины и клюквы; другие затыкают уши просто ватой [3, с. 13].

Исходя из вышесказанного, можно сделать несколько важных выводов. В русской культурной традиции колокольный звон связывается не только с указаниями времени богослужения, но и выражает чувства людей: торжество, радость и т. д. В России звон колоколов вобрал в себя определенные переживания человеческой души, острое чувство сопричастности с Божьим миром. Таким образом, для каждого православного человека храм становился надежным оплотом веры, а колокольный звон проводником в мирской жизни.

Православное богослужение невозможно представить без колокольного звона. Зачастую он торжественный и радостный, однако иногда может выражать грусть или быть сигналом тревоги. Подробнее о видах перезвона читайте ниже.

Использование колоколов

Прообразом нынешних колоколов являются китайские колокольчики небольшого размера, изготовленные в XXIII–XVII веках до нашей эры. Позже мастера Поднебесной создали на их основе музыкальный инструмент, ставший затем аналогом европейского карильона. Долгое время Старый Свет не признавал это устройство, так как ассоциировал его с язычеством.


Устройство типичного европейского колокола

Символом церкви карильон стал только в Средние века. На него наносили гравировки с отрывками из Евангелия, а отдельные составляющие называли по подобию человеческих частей тела: язык, уши, тулово, губа. Тогда же зародилась традиция освящения колокола, позже перекочевавшая на Русь.

Люди верили, что мелодичный перезвон способен отпугивать нечистую силу, а иногда даже приносить исцеление. Сегодня практически во всех религиях и верованиях можно встретить колокольчики. Например, шаманы до сих пор используют этот инструмент для изгнания злых духов.

Колокола в Русской православной церкви


Звонницы на Руси начали строить сразу после Крещения

Большие

Благовестники призваны оповещать прихожан о начале богослужения. Делятся они на несколько типов:

  • праздничные – используются на главные православные торжества, а также Великую Пасху;
  • воскресные – звонят по воскресеньям;
  • постовые – звучат только во время Пасхального поста;
  • полиелейные – их можно услышать во время полиелейной службы;
  • простодневные – используются ежедневно.

Малые

Малые, или зазвонные – это колокольчики небольшого размера, объединенные между собой в одну связку. Как правило, их используют вместе с большими колоколами для исполнения трезвона:

  • единожды – к вечерней службе;
  • дважды – перед утреней;
  • три раза – с началом Божественной литургии.

Средние

Подзвонные колокольца предназначены только для одного – украшения общего звучания. Они чуть крупнее зазвонных и точно так же соединены между собой цепочками, прикрепленными к звонарному столбу. Чаще звук средних колокольчиков можно услышать во время звона на Пасхальный пост или перед Литургией преждеосвященных даров. Также они участвуют в переборах, трезвонах, двузвонах или перезвонах.

Большие Средние Малые

Размещение колоколов

Карильон, который использует православная церковь, представляет собой простую конструкцию, подвешенную невысоко от пола на вертикальных столбиках. Инструментом очень удобно управлять, не прилагая при этом больших усилий, однако его практически не слышно на большом расстоянии.

Чтобы колокольный звон был слышен за несколько верст, звонницу начали устанавливать отдельно от здания храма. Позже ее стали присоединять непосредственно к собору, делая неотъемлемой частью архитектурного комплекса. В XIX столетии колокольню располагали на крыше самой церкви. Так как последняя всегда возводилась выше других строений, звук разносился практически по всему городу.

В этом видеоролике представлены основные виды звона колоколов.

Виды колокольного звона

Красивый мелодичный звук, который мы часто слышим по праздникам, бывает несколько видов.

Благовест

Представляет собой одиночные, размеренные удары в большой колокол. Сначала звонарь медленно выводит три протяжных звона, а после их затихания продолжает бить с равномерными паузами. Услышать благовест можно по великим церковным празднествам или во время Пасхального поста.

Перезвон

Переливающийся, торжественный перезвон обычно используется перед особо значимыми священнодействиями: Крещенской службой, Божественной литургией и пр. В нем можно услышать все три вида колоколов, которые звонят по очереди, образуя радостную, светлую мелодию.

Перебор

Это скорбный звон на минорный лад. Его используют во время панихиды или погребальных богослужений. Сначала звонарь медленно ударяет по очереди в каждый инструмент: от зазвонного до благовестника. После стихания последнего звука он начинает звонить во все колокола, повторяя этот порядок несколько раз.


Разновидности колокольного звона в православии

Трезвон

Трезвон, который возвещает о светлых праздниках, вызывает у прихожан ликование и радостное настроение.

Набат

Сегодня набат – явление довольно редкое. Во времена Руси его использовали гораздо чаще, оповещая мирян о грядущих или уже случившихся страшных событиях. Как правило, одиночные, тревожные звуки, доносящиеся с колокольни, означали какое-то стихийное бедствие, пожар или набег вражеской армии.

Колокольный звон можно назвать неизменным атрибутом православия, а колокол – символом церкви. Начиная с X столетия его использовали по случаю радостных, а иногда и горестных событий. Эта традиция сохранилась до наших дней, а потому на каждый церковный праздник мы слышим радостный, торжественный перезвон.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


… В синем небе, колокольнями проколотом,

- Медный колокол, медный колокол

- То ль возрадовался, то ли осерчал…

Купола России кроют чистым золотом

- Чтобы чаще Господь, замечал…

Колокольный звон вызывает радостное удивление у каждого человека, независимо верующий он или нет. Переливы колоколов заставляют людей помимо воли обратить взгляд в сторону храма и улыбнуться.

Первые упоминания о колокольчиках найдены в документах, которым более 6 тысяч лет. Прообразом дивного произведения является цветок колокольчик, чьи лепестки приходят в движении при малейшем дуновении ветра. Первой задачей колокольчиков было подать сигнал. Их надевали на домашних животных, вешали на двери.

Египетские монахи первыми стали использовать колокольный звон для созыва христиан на служения.


Божий глас стал элементом русской культуры. По поверью колокольные перезвоны отгоняют нечистую силу, поэтому во времена мора, нашествия врагов церковные звоны не умолкали.

Со временем появилась даже нотная грамота для игры на этих уникальных произведениях рук человеческих. В России часто устраивают фестивали колокольного звона, наполняя все вокруг Божьей славой.

Учеными доказано, что колокольные перезвоны обладают целительной силой. Удивительное открытие, сделанное исследователями, показывает, что церковные звуки распространяются в пространстве волнами в виде креста, оказывая положительное влияние на физическое, душевное и духовное состояние человека.

Современные достижения позволяют слушать различные переливы церковной музыки в записи, находясь в помещении, тем самым очищая окружающее пространство.

В богослужебных книгах колокол называется кампан, что этимологически связано с названием римской провинции Кампания, где добывалась лучшая медь для колоколов, с греко-латинским названием поля – campi и с названием растущего на полях цветка колокольчика – campanula. Есть мнение, что название колокола (кампан) обусловлено тем, что, как по полю беспрепятственно может идти человек, так по воздуху свободно распространяется звук колокола.


Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках входных дверей, и внутри храмов, и в башнях куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. В Русской Церкви в древности для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами, в которых подвешивались колокола. С ХIV века на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола.


Для русской музыки характерно воплощение образов благовеста.

Очень часто перезвон колоколов имитировался на других инструментах, подчас на колокола совсем не похожих.




В музыке Рахманинова колокольность появляется очень часто. Это — неотъемлемая часть его композиторского стиля: от скромных фортепианных прелюдий до величественных Всенощной и Литургии.

В древние времена, в дремучем лесу на большой вологодской дороге жил лихой человек. Много душ христианских загубил он на своем веку, много вдов и сирот обездолил, и росла о нем слава по всей Русской земле. Кого бы ни встретил тот лихой человек, — старца ли старого, молодца ли удалого или женщину с ребятами малыми, никого не оставлял в живых. И вот, однажды, под самое светлое Христово Воскресенье, вышел он ночью в лес и начал ожидать жертву. А тем временем из Тотьмы в Вологду шел человек, — спешил он праздник великий встретить дома. Заслышал шаги лихой человек, бросился с ножом, но в это самое время пронесся могучий удар церковного колокола, а за ним другой, третий. Остановился, как вкопанный, лихой человек, а пасхальный звон широкой рекой разливается и тонет в глубине леса. Не выдержал злодей, разрыдался, выронил нож из рук и, бросившись к путнику, голосом, полным слез, проговорил:

А церковный звон разливался все шире и радостней и, казалось, вся природа на его могучие раскаты отвечала:

— Во истину Воскресе.

И с той поры пошел лихой человек в обитель святую замаливать свои грехи великие.

В этом поэтическом предании ярко рисуется отношение нашего народа к церковному звону, в котором он слышит голос Бога, и даже закоренелый злодей и тот возрождается, пробужденный его могучими раскатами.

Музыка звонов так красива и необычна, что композиторам захотелось передать в своих произведениях подлинное ее звучание. Музыканты придумали для оркестра специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию - от звонкого, легкого до басовитого, гудящего. Этот оркестровый инструмент так и назвали - колокол.


Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. Здесь можно услышать все разновидности звона.

О времени Ивана Грозного рассказывают такую историю:

-Отстегать плетью 12 раз.

Как вы думаете кого мог постичь такой приговор?

Такая необычная судьба была у колокола города Углича. Случилось это в 1591 году во времена царствования сына Ивана Грозного царя Федора, где произошла страшная трагедия, был убит царевич Димитрий. Мать убитого царевича Димитрия и её братья приказали церковным служителям звонить в колокол, разнося скорбную весть и созывая угличан для расправы над предполагаемыми убийцами. Сбежавшиеся в Кремль разъяренные горожане убили, обвиненных в смерти царевича. За учиненный самосуд угличане вскоре были наказаны, понес ответственность и колокол. Cосланные в сибирскую тундру жители Углича должны были тащить опальный колокол волоком до Тобольска.

Тобольский воевода велел запереть колокол в приказной избе и сделать такую надпись «Первоссыльный неодушевленный с Углича.

Люди мира, на минуту встаньте!

Гудит со всех сторон –

Это раздаётся в Бухенвальде

Это возродилась и окрепла

В медном гуле праведная кровь.

Это жертвы ожили из пепла

И восстали вновь,

И восстали вновь,

И восстали, и восстали,

И восстали вновь!

И восстали, и восстали,

И восстали вновь!

Сотни тысяч заживо сожжённых

В шеренги к ряду ряд.

Слышите громовые раскаты?

Это не гроза, не ураган.

Это вихрем атомным объятый

Стонет океан, Тихий океан.

Это стонет, это стонет

Это стонет, это стонет

Люди мира, на минуту встаньте!

Гудит со всех сторон –

Это раздаётся в Бухенвальде

Звон плывёт, плывёт

Над всей землёю,

И гудит взволнованно эфир:

Люди мира, будьте зорче втрое,

Берегите мир, берегите мир,

Вечерний звон Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю родном, Где я любил, где отчий дом, И как я, с ним навек простясь, Там слушал звон в последний раз! Уже не зреть мне светлых дней Весны обманчивой моей! И сколько нет теперь в живых Тогда веселых, молодых! И крепок их могильный сон; Не слышен им вечерний звон. Лежать и мне в земле сырой! Напев унывный надо мной . В долине ветер разнесет; Другой певец по ней пройдет, И уж не я, а будет он В раздумье петь вечерний звон!


… В синем небе, колокольнями проколотом,

- Медный колокол, медный колокол

- То ль возрадовался, то ли осерчал…

Купола России кроют чистым золотом

- Чтобы чаще Господь, замечал…

Колокольный звон вызывает радостное удивление у каждого человека, независимо верующий он или нет. Переливы колоколов заставляют людей помимо воли обратить взгляд в сторону храма и улыбнуться.

Первые упоминания о колокольчиках найдены в документах, которым более 6 тысяч лет. Прообразом дивного произведения является цветок колокольчик, чьи лепестки приходят в движении при малейшем дуновении ветра. Первой задачей колокольчиков было подать сигнал. Их надевали на домашних животных, вешали на двери.

Египетские монахи первыми стали использовать колокольный звон для созыва христиан на служения.


Божий глас стал элементом русской культуры. По поверью колокольные перезвоны отгоняют нечистую силу, поэтому во времена мора, нашествия врагов церковные звоны не умолкали.

Со временем появилась даже нотная грамота для игры на этих уникальных произведениях рук человеческих. В России часто устраивают фестивали колокольного звона, наполняя все вокруг Божьей славой.

Учеными доказано, что колокольные перезвоны обладают целительной силой. Удивительное открытие, сделанное исследователями, показывает, что церковные звуки распространяются в пространстве волнами в виде креста, оказывая положительное влияние на физическое, душевное и духовное состояние человека.

Современные достижения позволяют слушать различные переливы церковной музыки в записи, находясь в помещении, тем самым очищая окружающее пространство.

В богослужебных книгах колокол называется кампан, что этимологически связано с названием римской провинции Кампания, где добывалась лучшая медь для колоколов, с греко-латинским названием поля – campi и с названием растущего на полях цветка колокольчика – campanula. Есть мнение, что название колокола (кампан) обусловлено тем, что, как по полю беспрепятственно может идти человек, так по воздуху свободно распространяется звук колокола.


Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках входных дверей, и внутри храмов, и в башнях куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. В Русской Церкви в древности для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами, в которых подвешивались колокола. С ХIV века на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола.


Для русской музыки характерно воплощение образов благовеста.

Очень часто перезвон колоколов имитировался на других инструментах, подчас на колокола совсем не похожих.

В музыке Рахманинова колокольность появляется очень часто. Это — неотъемлемая часть его композиторского стиля: от скромных фортепианных прелюдий до величественных Всенощной и Литургии.

В древние времена, в дремучем лесу на большой вологодской дороге жил лихой человек. Много душ христианских загубил он на своем веку, много вдов и сирот обездолил, и росла о нем слава по всей Русской земле. Кого бы ни встретил тот лихой человек, — старца ли старого, молодца ли удалого или женщину с ребятами малыми, никого не оставлял в живых. И вот, однажды, под самое светлое Христово Воскресенье, вышел он ночью в лес и начал ожидать жертву. А тем временем из Тотьмы в Вологду шел человек, — спешил он праздник великий встретить дома. Заслышал шаги лихой человек, бросился с ножом, но в это самое время пронесся могучий удар церковного колокола, а за ним другой, третий. Остановился, как вкопанный, лихой человек, а пасхальный звон широкой рекой разливается и тонет в глубине леса. Не выдержал злодей, разрыдался, выронил нож из рук и, бросившись к путнику, голосом, полным слез, проговорил:

А церковный звон разливался все шире и радостней и, казалось, вся природа на его могучие раскаты отвечала:

— Во истину Воскресе.

И с той поры пошел лихой человек в обитель святую замаливать свои грехи великие.

В этом поэтическом предании ярко рисуется отношение нашего народа к церковному звону, в котором он слышит голос Бога, и даже закоренелый злодей и тот возрождается, пробужденный его могучими раскатами.

Музыка звонов так красива и необычна, что композиторам захотелось передать в своих произведениях подлинное ее звучание. Музыканты придумали для оркестра специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию - от звонкого, легкого до басовитого, гудящего. Этот оркестровый инструмент так и назвали - колокол.


Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. Здесь можно услышать все разновидности звона.

О времени Ивана Грозного рассказывают такую историю:

-Отстегать плетью 12 раз.

Как вы думаете кого мог постичь такой приговор?

Такая необычная судьба была у колокола города Углича. Случилось это в 1591 году во времена царствования сына Ивана Грозного царя Федора, где произошла страшная трагедия, был убит царевич Димитрий. Мать убитого царевича Димитрия и её братья приказали церковным служителям звонить в колокол, разнося скорбную весть и созывая угличан для расправы над предполагаемыми убийцами. Сбежавшиеся в Кремль разъяренные горожане убили, обвиненных в смерти царевича. За учиненный самосуд угличане вскоре были наказаны, понес ответственность и колокол. Cосланные в сибирскую тундру жители Углича должны были тащить опальный колокол волоком до Тобольска.

Тобольский воевода велел запереть колокол в приказной избе и сделать такую надпись «Первоссыльный неодушевленный с Углича.

Люди мира, на минуту встаньте!

Гудит со всех сторон –

Это раздаётся в Бухенвальде

Это возродилась и окрепла

В медном гуле праведная кровь.

Это жертвы ожили из пепла

И восстали вновь,

И восстали вновь,

И восстали, и восстали,

И восстали вновь!

И восстали, и восстали,

И восстали вновь!

Сотни тысяч заживо сожжённых

В шеренги к ряду ряд.

Слышите громовые раскаты?

Это не гроза, не ураган.

Это вихрем атомным объятый

Стонет океан, Тихий океан.

Это стонет, это стонет

Это стонет, это стонет

Люди мира, на минуту встаньте!

Гудит со всех сторон –

Это раздаётся в Бухенвальде

Звон плывёт, плывёт

Над всей землёю,

И гудит взволнованно эфир:

Люди мира, будьте зорче втрое,

Берегите мир, берегите мир,

Вечерний звон Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю родном, Где я любил, где отчий дом, И как я, с ним навек простясь, Там слушал звон в последний раз! Уже не зреть мне светлых дней Весны обманчивой моей! И сколько нет теперь в живых Тогда веселых, молодых! И крепок их могильный сон; Не слышен им вечерний звон. Лежать и мне в земле сырой! Напев унывный надо мной . В долине ветер разнесет; Другой певец по ней пройдет, И уж не я, а будет он В раздумье петь вечерний звон!

Читайте также: