Робин гуд правда или вымысел сообщение

Обновлено: 08.07.2024

О благородном разбойнике Робин Гуде написано множество стихов, повестей и баллад. Но вот был ли он реальной личностью, или всего лишь красивой легендой? По этому поводу давно идут исторические споры.

Кто был прототипом Робина Гуда?

Кто был королем Робина Гуда?

Человек в капюшоне

Как ни странно, у мифического персонажа есть своя могила, рядом с которой даже установлен памятник Робин Гуду. Находится она близ аббатства Кирклесс в Западном Йоркшире. Как гласит легенда, больной Робин Гуд приехал к аббатисе монастыря, прослышав, что она весьма сведуща в лекарском ремесле. Но та оказалась лояльной к преследовавшим разбойника властям и решила, напротив, ускорить его кончину. Женщина пошла на хитрость: сделала так, что Робин потерял слишком много крови, а чтобы пациент этого не заметил, пропускала кровь через кувшин с дыркой. Поняв, что конец близок, Робин Гуд завещал похоронить себя там, где упадет выпущенная им стрела. Стрела упала примерно в 650 метрах от монастырской сторожки, где, по преданиям, разбойника настигла смерть. Там и устроили мемориал. Между тем исследователь Ричард Рутерфорд-Мур сомневается в том, что Робина Гуда могли похоронить именно в этом месте. Поэкспериментировав с луком и стрелами средневекового образца, он заключил, что стрела, пущенная из окна сторожки, могла отлететь от него самое большее на 5 метров. А архивы свидетельствуют о том, что в XVIII веке в процессе прокладки труб рядом с пресловутой сторожкой обнаружили останки неизвестного мужчины. Может, это и были кости Робина Гуда? Но где они теперь – никому неведомо.

Робин Гуд является практически мировой легендой. Во всех странах пишут о нем книги, снимают фильмы, рисуют картины на протяжении многих веков. Он будоражит умы и фантазии людей, им восхищаются, ему подражают, в него "играют", несмотря на довольно сомнительный образ. Хоть и благородный, но он, как ни крути, разбойник и вор. :)

Довольно долгое время люди спорят о том, был ли Робин Гуд реальным человеком или это всего лишь выдумка каких-нибудь средневековых менестрелей? Скажем, в 1285 году в Неаполе была написана пьеса, (сохранились и текст, и музыка), которая называлась "Игра о Робене и Марион" . Хотя ее сюжет совершенно не напоминает нам легенды о Робине Гуде, сами имена персонажей какбэ намекают. Может быть, потом какой-нибудь английский поэт позаимствовал эти имена для своего собственного сюжета.

Давайте сначала разберемся с этимологией имени. Мы привыкли в такому звучанию имени персонажа - Робин Гуд, хотя в английском языке оно звучит как Робин Худ (Robin Hood), и вполне возможно, даже не было настоящим именем, а было всего лишь прозвищем. Кто-то сравнивает имя Робин с малиновкой (по английски robin), возможно, Робина так звали потому, что он носил алые одежды и напоминал эту красногрудую птичку.

Но тогда откуда взялся Hood, который на английском означает "капюшон"? Не это ли намек на форму одежды Робина Гуда? Некоторые историки предполагают, что изначально имя звучало так - Rob in hood (читается: Роб ин худ, дословно: Роб в капюшоне), и вполне возможно, того человека звали не Робин, а Роберт, а Роб - лишь сокращенный вариант этого имени. И был Роберт в капюшоне, а не Робин Гуд. ;)

Пойдем дальше. На английском rob - означает "грабитель". Может быть, это было просто прозвище разбойника: rob in hood (грабитель в капюшоне), как сейчас сказали бы: "Грабитель в маске". ;) Так имя Робин Гуд превращается в безличное прозвище "грабитель в капюшоне".

К чему мы пришли? Теоретически, мог быть такой человек, прототип Робина Гуда, но звать его могли совершенно иначе, и история его имени не сохранила, а в легенды он вошел как "грабитель в капюшоне". А так как баллады о нем рассказывали или пели устно, то на слух легко спутать rob-in-hood c Robin Hood, и так прозвище превратилось в имя. :)

В ранних легендах 13 века Робин Гуд предстает обычным мелким землевладельцем, йоменом, и скорей всего, имя такого невысокого по рождению человека, история не могла сохранить. В этом случае нам никогда не узнать, мог ли кто-нибудь в то время быть реальным прототипом Робина Гуда.

В более поздних версиях Робина Гуда называют то незаконнорожденным сыном Ранульфа Честерского, то незаконно лишенным своих владений и титула графом Хантингдонским. Так как легенды более поздние, то скорее всего, все эти титулы приписали в легенды для красного словца. Но если допустить, что это могла быть правда, то претендентом на роль графа Хантингдона был живший в 13 столетии и лишённый наследства рыцарь Роберт де Ким. Вот вам и "Роб в капюшоне".

В последние годы приобрела популярность гипотеза, высказанная ещё в 1852 году антикварием Джозефом Хантером, согласно которой реальным прототипом Робина являлся некий Роберт Ход из Уэйкфилда, живший во времена короля Эдуарда II, служивший мятежному графу Томасу Ланкастеру и ушедший в лес после казни в 1322 году своего господина. Имя некого Роберта Хода (англ. Robert Hode) как получателя жалованья действительно упоминается в счетах королевской палаты за 1323-1324 годы, на основании чего ряд авторов пришли к заключению, что указанный Роберт раскаялся и поступил на службу к Эдуарду, а к старости принял постриг в Кирклейском аббатстве, где в 1346 году и скончался.

Все красиво звучит, но эта версия не очень подходит, потому что этот человек жил в начале 14 века, а легенды не могли сформироваться так быстро, тем более что все они приписывают время проживания Робин Гуда тринадцатому веку.

Мы не можем пока определить, был ли Робин Гуд реальным человеком, или же это художественный вымысел, но возможно, наши потомки выяснят правду. :)

Почитать мою фантастическую историю "Полюбить Робина Гуда" можно здесь:


Робин Гуд — всемирно известный герой британского фольклора. Народные предания о нем интересны и по прошествии сотен лет, а имена разбойников (Робина Гуда, монаха Тука, Маленького Джона, Уилла Скарлетта, Алана Дейла и девицы Мэрион) стали нарицательными. Снова и снова пересказываются легенды о благородных средневековых сорвиголовах, которые отбирали имущество у богатых, раздавали бедным и боролись против несправедливости и деспотии принца Джона, злобного шерифа ноттингемского и им подобных.

У персонажей баллад, рассказов и пьес есть прототипы — реальные исторические личности, а в случае с Робином Гудом — кандидатов на место героя очень много. Разумеется, в письменных источниках Англии XIII–XIV вв. найдется немало упоминаний о людях по фамилии Гуд. Роберт (сокращенная форма Робин) — довольно распространенное христианское имя того времени, поэтому найти того самого Робина Гуда, воспетого в легенде, чрезвычайно сложно. Однако есть несколько заслуживающих внимания версий. В 1226 г. в Йоркском суде (придворном суде) слушалось дело о беглеце из графства Йоркшир по имени Роберт Год. В 1227 г. это имя снова появилось в документах, но уже дополненное прозвищем Хоббегод, значение этого слова выяснить так и не удалось. К сожалению, больше о Роберте Годе ничего неизвестно. По другой версии Роберт Гуд — сын Адама Гуда, лесника на службе у Джона де Уорена, графа Суррея. Он родился в 1280 г. и вместе со своей женой Матильдой проживал в Уейкфилде, в графстве Йоркшир, что в 10 милях от Барнсдейла — того места, где, по легенде, скрывался Робин. В некоторых балладах упоминается отец Робина Гуда по имени Адам, который был лесничим, а в двух пьесах елизаветинских времен девица Мэрион названа Матильдой. В 1317 г. Роберт Хоуд не явился на военную службу и исчез. Конечно же, некоторое сходство между Робином из Уейкфилда и легендарным

Робином Гудом прослеживается, однако в то время эти истории уже ходили из уст в уста, а значит, Хоуд не подходит на эту роль. Надо сказать, что на тот момент в письменных источниках робингуд употреблялось как презрительное прозвище преступников. По крайней мере до 1300 г. в источниках упоминается восемь человек, которые либо присвоили себе это имя, либо были так прозваны.


Большой дуб — 800— 1000-летнее дерево Шервудского леса в Ноттингемшире, которое, по преданию, служило укрытием для Робина Гуда

Правда первая. Правда о едином народе, или кто такие евреи?

Правда первая. Правда о едином народе, или кто такие евреи? Пренебрегать иудейством безумно; браниться с иудеями бесполезно; лучше понять иудейство, хотя это

Правда вторая. Правда о расе

Правда вторая. Правда о расе Когда-то персы были великими воинами, но вошли в соприкосновение с евреями и теперь влачат жалкое существование на задворках Дальнего Востока в качестве

Правда третья. Правда об иудаизме

Правда третья. Правда об иудаизме Сидят на паперти двое: один юродивый, другой богоизбранный. Слова народные, автора скоро

Правда четвертая. Правда об иудаистской цивилизации

Правда четвертая. Правда об иудаистской цивилизации Аристократия помойки Диктует моду на мораль. Я ничего, но сердцу горько, И в печени сидит печаль. Уличная песня 1992

Правда пятая. Правда о пришельцах

Правда пятая. Правда о пришельцах Пустившись по белому свету, Готовый к любой неизвестности, Еврей заселяет планету, Меняясь по образу

Правда шестая Правда о появлении евреев в Российской империи, или Привет из Речи Посполитой

Правда шестая Правда о появлении евреев в Российской империи, или Привет из Речи Посполитой Сквозь королей и фараонов, Вождей, султанов и царей, Оплакав смерти миллионов, Идет со скрипочкой

Правда седьмая. Правда о любви евреев к земле

Правда седьмая. Правда о любви евреев к земле В мире нет проворней и шустрей, Прытче и проворней (словно птица), Чем немолодой больной еврей, Ищущий возможность

Правда восьмая. Правда о роли евреев в Российской империи

Правда восьмая. Правда о роли евреев в Российской империи Когда черпается счастье полной миской, Когда каждый жизнерадостен и весел, Тетя Песя остается пессимисткой, Потому что есть ума у тети

Правда девятая. Правда о погромах

Правда девятая. Правда о погромах Еще он проснется, народ-исполин! И ток его мыслей свободных Взовьется, как пух из еврейских перин, Во дни пробуждений

Правда одиннадцатая. Правда об участии в революции

Правда одиннадцатая. Правда об участии в революции Мчатся бесы рой за роем, В беспредельной глубине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце

Правда двенадцатая. Правда о племени разрушителей

Правда двенадцатая. Правда о племени разрушителей Любовь? Но съеденные вшами косы; Ключица, выпирающая косо; Прыщи, обмазанный селедкой рот, Да шеи лошадиной

Правда тринадцатая. Правда о России без евреев

Правда тринадцатая. Правда о России без евреев В Британии и сегодня живут джентльмены. Всем им по 70 или по 80

Баллады о Робине Гуде

Баллады о Робине Гуде …Неподалеку от города Ноттингема простирается огромный Шервудский лес, через который проходит проложенный еще римлянами Великий северный тракт – одна из главнейших транспортных артерий Северной Англии. Именно Шервуд, согласно легендам, стал

Романтический герой, грабивший богатых, чтобы помочь бедным, или кровожадный бандит, который был идеализирован следующими поколениями? Какое истинное лицо дерзкого удальца по имени Робин Гуд?

В исторических хрониках шестисотлетней давности возможно обнаружить только краткое упоминание об одноименном проходимце, который промышлял в лесах Центральной Англии.

Однако навряд ли мелкий злодей был бы удостоен внимания летописцев, если бы его деяния ничем не выделялись из ряда прочих событий тех смутных времен. И все-же, когда войны, чума и голод были делом обыденным, историография того времени отводит ему несколько строк. Об остальном позаботилась народная молва.

Сквозь глубь времен до наших дней дошли многочисленные легенды о романтическом разбойнике, чье имя сейчас, как ни странно, более на слуху, чем при его жизни. Это имя — Робин Гуд.

Правда и вымысел

1988 год, март — городской совет Ноттингема, что на востоке центральной части Великобритании, обнародовал доклад о самом знаменитом гражданине города. Потому как на протяжении многих лет в совет приходили тысячи запросов о Робин Гуде и его бравой дружине, совет решил сделать определенное заявление на этот счет.

Несмотря на то что предания о Робин Гуде имеют многовековую историю, члены городского совета взяли на себя смелость подвергнуть сомнению достоверность легенды о неуловимом Робине и выяснить кто такой был Робин Гуд.

После тщательного изучения далекого прошлого Ноттингема исследователи пришли к выводу, что отважный герой, грабивший богатых, чтобы помочь бедным, даже не был знаком с девицей Мэриан – по легенде, возлюбленной Робин Гуда. Монах Тук, как они считают, и вовсе вымышленная личность. Малыш Джон был злобный и ворчливый человек, ничего общего не имевшим с беззаботным персонажем из фольклора. Такую трактовку получили результаты исследований.

Развенчав легенду, члены совета понадеялись этим снискать себе славу первооткрывателей. Однако они стали только последними в целом ряду скептиков. Потому как, изучая историю Робин Гуда, почти нереально отделить факты от вымысла. И до них многие брались исследовать эту захватывающую историю, но образ Робина от этого нисколько не померк.

Итак, кто такой Робин Гуд, где правда, а где вымысел о человеке, чьи подвиги по сей день волнуют читателей, кино — и телезрителей? Одни склонны принимать на веру то, что вскрыли серьезные исследователи: Робин грабил проезжих людей на Великой Северной дороге возле Барнсдейла в Южном Йоркшире и занимался мародерством со своей бандой преступников в Шервудском лесу в 30-ти милях от Ноттингема. Других больше прельщает романтическая версия легенды о том, что этот красавец герой в действительности грабил, но только богатых, чтобы отдавать награбленное добро бедным.

Факты в истории

Следующее сведение о Робин Гуде в хрониках относится к XVI столетию.

Мы рассмотрим эту историю с самых доброжелательных позиций. Начнем с того, что факт существования Робин Гуда имеет документальное подтверждение. Он жил в Уэйкфилде, Йоркшир, в XIII — XIV веках.

В документах записано, что легендарный разбойник родился в 1290 г. и был наречен Робертом Гудом. В старых реестрах дано три варианта написания фамилии: Год, Гоуд и Гуд. Зато никто не оспаривает происхождение Робина: он был холоп графа Уоррена.

Как же крестьянский сын попал на разбойничью стезю?

1322 год — Робин перешел в услужение к новому хозяину, сэру Томасу, графу Ланкастерскому. Когда граф возглавил бунт против короля Эдуарда II, Робину, как и другим слугам графа, не оставалось ничего другого, как подчиниться хозяину и взяться за оружие. Однако восстание было подавлено, Ланкастер схвачен и обезглавлен за измену. Его владения конфисковал король, а графских людей, принимавших участие в бунте, объявили вне закона.

Робин нашел идеальное убежище в глухом Шервудском лесу, на территории Йоркшира.

Шервудский лес занимал площадь в 25 квадратных миль и примыкал к Йоркширу. Через Шервудский и Барнсдейлский лесные массивы проходила проложенная римлянами Великая Северная дорога, на которой было оживленное движение. Это и привлекало внимание изгоев-разбойников.

Так появилась легенда о Робин Гуде, человеке в зеленых, под цвет леса, одеждах.

Легенды о Робине изобилуют множеством смешных историй о его смелых похождениях и проделках. В одной из них говорится о том, как чванливый и недалекий епископ Хертсфорда по пути в Йорк повстречался с Робином и его людьми, которые жарили оленину, добытую в королевских охотничьих лесах.

Приняв людей Робина за простых крестьян, епископ приказал схватить тех, кто убил оленя. Разбойники невозмутимо отказались: оленя уже не воскресить, а все ужасно проголодались. Тогда по знаку епископа находящихся у костра окружили его слуги. Разбойники, посмеиваясь, начали умолять пощадить их, однако епископ был непреклонен. Робину в конце концов надоели препирательства. Он подал сигнал, и из леса подоспела остальная шайка. Ошарашенного епископа взяли в плен и начали требовать выкуп.

Рассказывают также, что как-то Робин в сопровождении своего лучшего друга Малыша Джона нанес визит в монастырь Уитби. Аббат попросил их показать свое хваленое мастерство в стрельбе из лука. Стрелять надо было с монастырской крыши. Робин и Малыш Джон с радостью удовлетворили его просьбу. Славы своей они не посрамили.

Передаваясь из уст в уста, в народной памяти сохранился один из наиболее любимых рассказов о том, как Робин повстречался с Эдуардом II. Согласно легенде: король, обеспокоенный тем, что поголовье его оленей тает на глазах, исчезая в ненасытных утробах разбойного люда, захотел раз и навсегда очистить свой лес от браконьеров.

Король и его рыцари переодевшись в монахов, направились в Шервудский лес, зная, что Робин Гуд с шайкой подстерегает там незадачливых путников. И они не ошиблись. Разбойники остановили их и потребовали денег.

Переодетый король заявил, что у него имеется лишь 40 фунтов (довольно незначительная сумма для того времени). Робин взял 20 фунтов для своих людей, а остальные вернул королю.

В конце концов Эдуард понял, что Робин попросту насмехается над ним. Тогда он раскрылся перед разбойниками и простил их при условии, что все они явятся ко двору для службы, как только он их позовет.

Эта история, разумеется, кажется неправдоподобной, созданной фантазией почитателей Робин Гуда. Но, в конце концов, может быть, не все в ней вымысел.

Однако скоро он вдруг исчез из королевского двора, чтобы снова объявиться в лесу и в народной молве.

Итак, продолжим рассказ о смелых похождениях Робин Гуда. Он появился в церкви святой Марии в Нотгингеме, где один монах узнал разбойника и сообщил шерифу. Робина схватили только после того, как он своим мечом в одиночку сразил 12 солдат. Даже находясь в заточении, бесстрашный предводитель не сомневался, что верные друзья не оставят его. Незадолго до того как Робин должен был предстать перед судом, Малыш Джон организовал дерзкое нападение и вернул разбойничьей братии их предводителя. Для полной справедливости разбойники выследили и убили монаха, предавшего Робина.

Нельзя говорить о Робин Гуде, не воздав должного его веселой ватаге и легендарной подруге девице Мэриан.

Ближайшим помощником Робина был Малыш Джон, предположительно совсем не весельчак, а угрюмый и очень ранимый парень. Скорей всего, его называли Малышом в шутку, так как он был довольно высоким. Это обнаружилось, когда в 1784 г. вскрыли его могилу в Хейзерсейдже и нашли кости довольно рослого человека.

Что до брата Тука, то о нем мнения расходятся. Одни полагают, что этот легендарный персонаж объединяет в себе черты двух толстых монахов, другие считают, что и впрямь был такой жизнерадостный человек, любивший повеселиться и поплясать в компании лесных братьев. Может быть, это был Роберт Стаффорд, священник из Суссекса (начало XV столетия), который иногда под псевдонимом брата Тука участвовал в похождениях веселой шайки.

Легендарные похождения Робин Гуда в Шервудском лесу закончились предположительно в 1346 г. Считается, что он умер в Керклесском монастыре после тяжелой болезни. Настоятельница лечила Робина обильными кровопусканиями, в результате чего, ослабевший и обескровленный, он так и не оправился от недуга.

Таков романтический образ Робин Гуда, смельчака и благодетеля. Но у англосаксов наблюдается странная склонность к очернению своих кумиров, и Робин больше других пострадал от этого.

По мнению Блэка, настоящая история Робина берет начало в 1261 г., когда в Беркшире был объявлен вне закона Уильям, сын Роберта Смита. Судебный клерк, писавший указ, назвал его Уильямом Робингудом.

Сохранились и другие судебные документы, упоминающие людей по имени Робингуд, большинство из которых преступники. Потому исследователи считают, что если Робин Гуд в действительности существовал, то он, скорей всего, действовал до того времени.

Самым вероятным кандидатом на эту сомнительную роль, по мнению Грэхема Блэка, является Роберт Год, обитатель архиепископства Йорка, который избежал правосудия в 1225 г. Двумя годами позднее он упоминается в письменных документах как Хобход.

Откуда же происходит романтическая версия легенды?

По некоторым из версий, Робин был дворянин. Но это — явная выдумка драматурга, который в 1597 г. хотел привлечь знать к своему театру. Ранее Робин считался вассалом лорда.

Слава Робин Гуда как величайшего лучника исходит от бродячих сказителей, передававших из уст в уста баллады о легендарном разбойнике, записанные во второй половине XV столетия.

Что до девицы Мэриан, считают, что это была красавица, опекаемая коварным принцем Джоном. Она впервые повстречалась с Робином, когда угодила в засаду, устроенную его людьми. Однако с этой версией не согласны ученые, утверждающие, что Мэриан появилась во французской поэме XIII столетия как пастушка со своим пастухом Робином. Лишь спустя 200 лет после появления этой поэмы она окончательно вошла в легенду о Робин Гуде. А репутацию непорочной девы Мэриан снискала уже значительно позднее под воздействием целомудренной викторианской морали.

По легенде, брат Тук был весельчаком-обжорой, который забавлял разбойников своими смешными выходками и шутками. Монах был непревзойденным в поединках на палках. В действительности, оказывается, тоже существовал брат Тук. Этим именем назвался священник Линдфилдского прихода из Суссекса, в действительности убийца и грабитель, когда в 1417 г. вышел королевский указ об его аресте, священник пустился в бега.

Малыш Джон, правая рука Робина, был способен на жестокие убийства. Это именно он убил монаха, заподозренного в предательстве Робина, потом обезглавил юного слугу монаха, свидетеля убийства.

Но Малыш Джон совершил немало смелых поступков. Один из них, о котором уже говорилось, — спасение Робин Гуда из хорошо укрепленной тюрьмы, охраняемой стражниками пресловутого шерифа Ноттингема.

И все же вслед за легендами седой старины мы предпочитаем видеть в Робин Гуде заступника угнетенных и бесправных, отважного и веселого атамана, то и дело утирающего нос власть имущим.

И нам хочется верить, что, заканчивая жизненный путь, полный самых различных подвигов, наш герой на пороге смерти из последних сил протрубил в рог, словно посылая о себе весть в будущее, и отзвуки этого сигнала мы по сей день слышим сердцем.

Читайте также: