Сообщение о конституции 1918 года

Обновлено: 05.07.2024

Революционные завоевания трудящихся нуждались в конституционном закреплении. Поручение о разработке проекта Основного закона Советской России было дано ВЦИК III Всероссийским съездом Советов. Учитывая эти пожелания. 8 апреля 1918 г. Президиум ВЦИК создал Конституционную комиссию из 11 членов под председательством И.В. Сталина и Я.М. Свердлова. В комиссию вошли шесть наркомов и пять представителей от ВЦИК, представлявшие большевиков и эсеров (левых и максималистов).

На V Всероссийском съезде Советов, 10 июля 1918 г. был принят один из четырех рассматривавшихся проектов Основного закона РСФСР. 19 июля 1918 г. Конституция была опубликована в Известиях ВЦИК и с этого момента вступила в силу.

Конституция РСФСР 1918 г. явилась первой в истории человечества социалистической конституцией. Ее социалистическая природа определялась прежде всего тем, что она стала Основным законом первого в мире социалистического государства — Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, созданной в результате победы Октябрьской социалистической революции.

Государственные, политические и экономические основы. Конституция законодательно закрепила образование первого социалистического государства, его социальную сущность и устройство. В Конституции открыто выражалась идея диктатуры пролетариата как социальной сущности РСФСР. Составившая первый раздел Конституции ленинская Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа провозглашала следующие исторические задачи диктатуры пролетариата: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров и установление социалистической организации общества.

Конституция провозгласила Россию свободным социалистическим обществом всех трудящихся. В соответствии с ней вся власть в пределах РСФСР принадлежала всему рабочему населению страны, объединенному в Советах. Тем самым впервые закреплялось и гарантировалось полновластие трудящихся и устанавливалась социалистическая форма государственной власти. Социалистический характер Советов как формы государственной власти объяснялся тем, что они были представительными органами исключительно трудящихся. Конституция гласила, что в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, последним не может быть места ни в одном из органов власти. Республика Советов законодательно закреплялась как государственная форма диктатуры пролетариата. Установив единовластии и полновластии представительных органов трудящихся — Советов, Конституция тем самым закрепила их в качестве политической основы Советского государства, хотя формально такое их определение в ней отсутствовало.

Конституция законодательно закрепила первые шаги по пути создания социалистической экономической основы Советского государства. Важнейшими положениями в этом отношении явились включенные в Конституцию нормы об отмене частной собственности на землю и объявлении всего земельного фонда общенародным достоянием. Тем самым как важнейшее условие строительства социализма и как важнейший элемент социалистической экономической основы Советского государства была установлена государственная социалистическая собственность на землю. Государственной социалистической собственностью были объявлены все леса, недра, воды общегосударственного значения, а также весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия.

В качестве первого шага по полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в общенародное достояние, превращению их в государственную социалистическую собственность Конституция закрепляла установление рабочего контроля и создание Высшего совета народного хозяйства. В свою очередь, это признавалось еще одним средством обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами. Еще одним из условий освобождения трудящихся из-под ига капитала Конституция признавала переход всех банков в собственность государства.

Права и обязанности граждан. Конституция предоставляла гражданам широкий круг демократических свобод: свободу выражения мнений, печати, совета, митингов, шествий, объединения во всякого рода союзы. Задачей Советской власти объявлялось предоставление рабочим и беднейшим крестьянам полного, всестороннего и бесплатного образования.

Провозглашалось равенство граждан независимо от пола, расовой или национальной принадлежности. В качестве гарантии равноправия граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Конституция объявляла противоречащими основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ в зависимости от расы и национальности, а также какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия. Тем самым в Конституции получил свое законодательное закрепление принцип социалистического интернационализма.

Данный принцип нашел свое выражение также и в том, что исходя из солидарности трудящихся всех наций. Конституция закрепляла предоставление всех политических прав граждан России проживающим на се территории рабочим и крестьянам — иностранцам — с целью трудовых занятий. Местным Советам при этом было предоставлено право предоставлять им беспрепятственно права российского гражданства. Всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления, устанавливалось право политического убежища. Впервые в истории человечества государственное признание в РСФСР получил атеизм, поскольку провозглашенная Конституцией свобода совести предполагала признание за всеми гражданами свободы антирелигиозной пропаганды.

Необходимо отметить, что всем демократическим свободам, закрепленным в Конституции, было придано новое, социалистическое содержание. Выражалось оно в том, что свободы обеспечивались именно за трудящимися, закреплялись именно за ними. Социалистическое содержание демократических свобод выражалось также в тех гарантиях, которыми они обеспечивались. Так, свобода собраний обеспечивалась предоставлением в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты всех пригодных для народных собраний помещений с обстановкой, освещением и отоплением. Таким образом. Конституция закрепляла новое, социалистической содержание демократических свобод, обратив при этом основное внимание на их гарантии, на обеспечение их реальности.

Вооружение трудящихся и разоружение имущих классов предусматривались Конституцией в качестве специальной гарантии полновластия трудящихся. Согласно ей вооружение трудящихся, образование социалистической Красной армии рабочих и крестьян, полное разоружение имущих классов декретировались в интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров.

Конституцией предусматривалось лишение либо ограничение некоторых прав и свобод эксплуататорских классов. Отдельные лица или группы граждан могли лишаться прав в случае их использования в ущерб интересам социалистической революции.

Государственное устройство. Впервые в истории человечества Конституция РСФСР 1918 г. установила социалистические принципы государственного устройства многонационального государства. В ней закреплялись основные принципы Советской Федерации как формы честного и прочного союза народов России. Субъектами Российской Федерации были определены советские национальные республики. Данное положение Конституции имело важное историческое значение, так как тем самым устанавливалась важнейшая основная форма реализации права на самоопределение ранее угнетенных наций и одновременно советской национальной государственности. Конституция включала целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Конституция законодательно закрепила социалистические принципы Советской Федерации:

  1. федерация являлась объединением только советских, социалистических республик;
  2. в связи с тем что Федерация учреждалась на основе свободного союза свободных наций, ее основу составляла свобода наций;
  3. поскольку субъектами Федерации являлись советские национальные республики — советские национальные государства, обладавшие определенной территорией, компактно заселенной той или иной национальностью, либо отличающаяся особым бытом, устанавливался национально-территориальный принцип Советской Федерации;
  4. поскольку Федерация учреждалась на основе свободного союза свободных наций, на основе добровольности, как добровольное объединение по воле самих наций, утверждался принцип добровольности Советской Федерации;
  5. устанавливался принцип равноправия субъектов Советской Федерации, так как свободные равноправные нации создавали свои национальные советские государства, входившие в союз в качестве равноправных субъектов.

Поскольку Конституцией предусматривалась возможность объединения Советов областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, в автономные областные союзы, а также их вхождение на началах федерации в РСФСР, закреплялось сочетание в ней федерации и автономии, а также автономный характер государств — субъектов Российской Федерации.

Установление новых социалистических принципов государственного устройства многонационального Советского государства, основных принципов Советской социалистической Федерации прежде всего, также подчеркивало социалистический характер Конституции РСФСР 1918 г.

Органы власти и управления. Конституция РСФСР закрепила сложившуюся систему органов власти и управления, которая обеспечивала осуществление власти трудящихся.

Прежде всего, эта система состояла из представительных органов: Советов, съездов Советов и избиравшихся ими исполнительных комитетов. Основным принципом их организации и деятельности был социалистический принцип демократического централизма. Согласно нему все органы власти были выборными и нижестоящие подчинялись вышестоящим. Тем самым обеспечивалось выражение всеми органами власти интересов и воли трудящихся, единство центра и мест, осуществление единой политической линии.

Высшим представительным органом по Конституции являлся Всероссийский съезд Советов, обладавший всей полнотой власти в республике. Его верховенство обеспечивалось тем, что только он обладал правом установления, дополнения и изменения основных начал Советской Конституции.

В период между съездами носителем всей полноты власти и главной системы представительных органов являлся Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов (ВЦИК). По Конституции он был высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР. Он определял общее направление деятельности рабоче-крестьянского правительства и всех органов Советской власти, объединял и согласовывал законодательную и управленческую деятельность. Контрольная деятельность ВЦИК выражалась в отчетах членов правительства и других должностных лиц перед ВЦИК, его запросах к СНК и другим правительственным органам, а также деятельности временных комиссий ВЦИК по расследованию и контролю.

В юридической природе ВЦИКа нашел проявление новый социалистический принцип слияния в представительных органах законотворчества. управления, принятия решений и их исполнения. В Конституции упоминалось также о Президиуме ВЦИК, который также обладал исполнительно-распорядительными, правотворческими и контрольными функциями. Рабочий аппарат ВЦИК составляли его отделы.

Согласно социалистическому принципу образования правительства непосредственно самим высшим представительным органом государственной власти, по Конституции ВЦИК образовывал для общего управления делами РСФСР Совет народных комиссаров, а для руководства отдельными отраслями управления — народные комиссариаты.

Во главе народных комиссариатов по Конституции стояли народные комиссары, являвшиеся членами СНК. При народном комиссаре под его председательством образовывалась коллегия, состав которой утверждался СНК. Народные комиссары и коллегии при наркоматах были ответственны в своей работе перед СНК и ВЦИК.

В интересах создания эффективно действующего в условиях революционных преобразований государственного аппарата, СНК придавались функции законодательного органа. С этой же целью отраслевые отделы ВЦИК объединялись с соответствующими наркоматами.

Местные органы власти. Основной закон зафиксировал структуру местных органов власти и управления, которые составляли основу всей системы органов государственной власти. Она включала губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, исполнительные комитеты, отделы Советов и исполкомов.

Местные Советы и съезды Советов призваны были проводить в жизнь все акты соответствующих высших органов власти, принимать все меры к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях, разрешать все вопросы, имеющие значение для данной территории, а также объединять всю советскую деятельность в ее пределах. В Конституции закреплялось, что Советы в пределах своей компетенции являются высшей в границах данной территории властью.

Закрепление Конституцией местных представительных органов трудящихся в качестве единственных местных органов государственной власти, означало установление новой социалистической демократии, наиболее полное осуществление самоуправления трудящихся, — важнейших завоеваний Октябрьской революции 1917 г.

Необходимо отметить, что местные Советы рассматривались Конституцией РСФСР как постоянно действующие работающие органы. Ей предусматривалось, что городские Советы должны созываться не реже одного раза в неделю, а сельские — не реже двух раз в неделю. Согласно Конституции местные Советы, съезды Советов и исполкомы составляли единую систему органов государственной власти, которая снизу до верху состояла только из представительных органов, что в свою очередь также определяло социалистический характер Конституции РСФСР 1918 г.

Избирательные права. Органы советской власти всех степеней были выборными. Конституция закрепила основные принципы советской избирательной системы. Ею вводился единый избирательный ценз как для активного, так и для пассивного избирательного права. В отличие от избирательного права буржуазных государств, кроме возрастного. Конституция не устанавливала никаких других избирательных цензов. Согласно ней, впервые в истории человечества, избирать и быть избранными по достижении 18 лет могли быть все трудящиеся лица независимо от вероисповедания, национальности, пола, оседлости и пр. Активное и пассивное избирательное право предоставлялось также трудящимся, проходившим службу в армии и на флоте, трудящимся, потерявшим работоспособность, проживающим на территории РСФСР иностранным рабочим и крестьянам, не использующим наемного труда.

Вместе с тем выборы не были всеобщими. Социалистическая природа Советов как полномочного представительства только трудящихся обеспечивалась Конституцией тем, что правом избирать и быть избранным в советы обладали исключительно трудящиеся — рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в различных отраслях хозяйства, крестьяне и казаки-земледельцы, не использовавшие наемный труд для извлечения прибыли.

В Конституции предусматривалось лишение избирательных прав эксплуататоров, торговцев, живущих на нетрудовые доходы лиц, служителей культа, бывших полицейских, жандармов, агентов охранных отделений и членов царской семьи. Кроме того, от участия в выборах отстранялись лица, лишенные этого права судом за совершение преступлений, а также некоторые другие категории граждан.

В связи с существенным преобладанием в России крестьянского населения устанавливались неравные выборы. При этом голос одного рабочего приравнивался к двум-трем голосам крестьян.

Прямыми были выборы только в низовые Советы. Все остальные, начиная с волостного съезда и вплоть до Всероссийского съезда Советов формировались путем непрямых, многостепенных выборов. Вместе с тем, выборы не были косвенными, поскольку характерного для этого института выборщиков не была, а нижестоящие органы государственной власти выбирали своих представителей в вышестоящие органы государственной власти.

Порядок подачи голосов на выборах в Конституции не регулировался. На практике выборы в большинстве случаев были открытыми и осуществлялись путем открытого голосования. В Конституции предусматривалось, что избиратели в любое время могут отозвать своих депутатов, а также закреплялась процедура проверки выборов.

Необходимо отметить, что в тех сельских местностях, где это могло быть осуществимо. Конституция допускала разрешение вопросов управления общим собранием избирателей данного селения непосредственно.

Наряду с изложенным Конституция РСФСР 1918 г. содержала нормы Бюджетного права, а также положения о гербе и флаге Советского государства.

Конституция состояла из 6 разделов, 17 глав и 90 статей.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа

В нарушение существовавших как национальных, так и международных правовых норм, декларация:

– подтвердила национализацию всех банков;

– подтвердила закон об аннулировании (уничтожении) всех заключенных прежними режимами займов;

– ввела всеобщую трудовую повинность и др.

Общие положения

2-й раздел Конституции содержал общие положения, в своем большинстве носившие декларативный характер и не получившие какого-либо реального воплощения в реальности. Значительная часть этих положений не исполнялась, а часть вообще никогда не действовала. Среди прочего:

– провозглашена свобода собраний, митингов, шествий, союзов и др.

А качестве основополагающих принципов созданного государства Конституция

– устанавливала всеобщую воинскую повинность;

– признавала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, лишая при этом «отдельных лиц и отдельные группы прав, которые

– объявляла одной из главных задач «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное

Государственное устройство

В Конституции был узаконен и ряд уже существующих органов власти в стране. В качестве верховного органа власти был закреплен Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Съезд созывался ВЦИК (или по требованию «Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики) не реже двух раз в год и не являлся постоянно действующим органом.

Возрастной избирательный ценз был установлен в 18 лет. Выборы были не прямыми, не всеобщими и не равными:

– делегаты избирались на непосредственно населением, а городскими советами и губернскими съездами советов;

– городские и сельские советы посылали разное число делегатов: ев первом случае из расчета 1 депутат от 25 тыс. избирателей, во втором – от 125 тыс.;

– общее руководство внешней и внутренней политикой;

– установление и изменение системы мер, весов и денег;

– Сношение с иностранными государствами, объявление войны и заключение мира;

– заключение займов, таможенных и торговых договоров, финансовых соглашений;

– установление основ и общего плана народного хозяйства и отдельных отраслей;

– утверждение государственного бюджета;

– введение налогов и повинностей;

– установление основ организации вооруженных сил;

– общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство;

Кроме того, исключительно к ведению Съезда подлежали:

– установление, дополнение и изменение основных начал Конституции;

– ратификация мирных договоров.

Другие положения

Прекращение действия Конституции

Конституция 1918 г. стала базовой для принятых в последующие году конституций многочисленных союзных и автономных советских республик. После того, как было принято решение о создании СССР, на принципах Конституции 1918 г. была разработана и принятая в 1924 г. Конституции СССР. Однако, с изменением политического устройства страны (создание СССР) возникла необходимость уточнения целого ряда положений Конституции 1918 г., в связи с чем была разработана новая Конституция РСФСР, которая практически без изменений дублировала положения Конституции 1918 г. После принятия новой Конституции XII Всероссийским съездом Советов 11 мая 1925 г. действия Конституции 1918 г. было прекращено.

Гост

ГОСТ

Предпосылки создания Конституции 1918 года

Конституция РСФСР По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система России подробнее 1918 года – это первая российская конституция, принятая V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года и действующая до 1925 года. После принятия Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее Российская Советская Республика стала называться РСФСР – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.

В первой Конституции РСФСР были зафиксированы итоги преобразований и опыт государственного строительства первого периода становления Советского государства. В Конституции использовался весь нормативный материал, который накопился с октября 1917 года.

Принятию Конституции предшествовала Декларация прав трудящегося По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционная защита прав и свобод личности подробнее и эксплуатируемого народа, которая имела конституционное значение и была принята III Всероссийским съездом Советов.

Декларация По данной теме мы уже выполнили реферат Лицензионное производство подробнее закрепила основы общественного и государственного строя:

Готовые работы на аналогичную тему

  • национализация промышленности и земли;
  • всеобщая обязанность трудиться;
  • обращение банков в собственность государства;
  • уничтожение эксплуатации человека человеком;
  • территория России была объявлена Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;
  • вся власть принадлежит Советам;
  • Республика Советов учреждается как свободный союз свободных наций.

В Декларации были отражены основные принципы внешней политики Советов: борьба против колониального угнетения, за мир, за осуществление права наций на самоопределение.

До середины 1918 года Декларация выполняла функции Конституции, выступая своеобразной временной и краткой конституцией страны.

К началу 1918 года еще не на всей территории государства была установлена революционная власть, государственный механизм только строился, вопросы государственного единства были решены только теоретически, правовая система находилась в зачаточном состоянии, сохранялась угроза войны с Германией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система Германии подробнее .

На III Всероссийском съезде Советов было решено разработать к следующему съезду основные положения Конституции. Весной 1918 г. появилась реальная возможность создания полного Основного Закона По данной теме мы уже выполнили реферат Закон и право подробнее РСР.

Разработка и принятие Конституции 1918 года

ЦК Коммунистической партии 30 марта 1918 года поручил Я.М. Свердлову провести организацию комиссии для разработки Конституции. 1 апреля из членов ВЦИК была создана комиссия в количестве пяти человек и шести народных комиссаров. Позже в комиссию вошло еще несколько человек.

Комиссия по разработке Конституции была многопартийной и включала большевиков, левых эсеров и эсер-максималиста. Председательствовал Я.М. Свердлов, его заместителем стал М.Н. Покровский, а секретарем - В.А. Аванесов. В разработке Основного Закона По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Закон подробнее принимали участие видные государственные деятели и крупные ученые.

Основные положения Конституции 1918 года

В Конституции были закреплены основные принципы советской демократии:

  • Российская Республика По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Общественный контроль в российском государстве подробнее - свободное социалистическое общество, объединяющее всех трудящихся России;
  • вся власть принадлежит рабочему населению, объединенному в городских и сельских Советах;
  • интернационализм – равные права для всех народностей и наций, проживающих на территории Советской Республики;
  • широкий круг демократических свобод – совести, слова и печати, собраний, объединения в союзы;
  • гендерное равноправие, в том числе в избирательном праве;
  • соответствие прав и обязанностей;
  • предоставление убежища иностранным гражданам, которые преследуются за политические или религиозные преступления;
  • всем трудящимся иностранцам предоставлялось право получения российского гражданства без каких-либо формальностей.

Все статьи Конституции, которые провозглашали свободы, содержали указание на их материальное обеспечение.

В Конституции предусматривалось лишение эксплуататоров прав, если они использовались в ущерб трудящимся: лишение избирательных прав лиц, которые прибегали к наемному труду для получения прибыли, коммерческих и торговых посредников, частных торговцев, лиц, живущих на нетрудовые доходы (ст. 65); ограничение перечисленных лиц в праве военной службы (ст. 19). На нетрудовые элементы возлагались такие военные обязанности, как: военно-строительные, военно-транспортные и т.д.

В Конституции закрепили основные принципы федерации. Советы областей могли объединяться в автономные областные союзы (ст. 11), эти союзы могли входить в РСФСР на началах федерации. Объединение носило свободный характер. Нации обладали правом на самоопределение, вплоть до отделения. Характерной чертой образования автономных республик было непосредственное волеизъявление народных масс под руководством местных органов управления.

В Конституции 1918 года По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Характерные черты и особенности Конституции РСФСР 1918 г. подробнее был закреплен национально-территориальный принцип формирования РФ. Членство в федерации строилось на основе выделения какой-либо территории, которая компактно населялась представителями определенной национальности.

В Конституции были отражены компетенции высших органов власти (ст. 49), определялись взаимоотношения центра и областных союзов. Она закрепила систему органов власти и управления. К высшим органам власти относились: Всероссийский съезд Советов, Совет народных комиссаров и ВЦИК. Органами отраслевого управления выступали народные комиссариаты. Органы власти любого уровня были выборными.

Конституция 1918 года стала первой конституцией в истории России. Установленная этой Конституцией политическая система практически полностью сохранила свое содержание в Конституции 1925 года, просуществовав до принятия очередной Конституции в 1936 году.

В период работы над проектом Конституции, которая продолжалась более трех месяцев, возник ряд принципиальных разногласий по проблемам:

1) федеративного устройства государства;

2) системы органов советской власти на местах;

3) социальных и экономических основ советской власти и т. д.

В частности, представители левых эсеров (В.А. Алгасов, А.А. Шрейдер) и эсеров-максималистов (А.И. Бердников) очень настойчиво предлагали:

1) положить в основу советской федерации административно-территориальный принцип государственного устройства с предоставлением максимально широких прав всем субъектам федерации по управлению собственными территориями;

2) ликвидировать низовые звенья советской государственной системы и заменить их традиционными сельскими сходами, которые, лишившись политических функций, превращались в муниципальные органы власти;

3) провести тотальную социализацию собственности и ужесточить принципы всеобщей трудовой повинности и т. д.

В ходе жарких и продолжительных дебатов, в которых приняли участие многие видные большевики, в том числе В.И. Ленин, Я.М. Свердлов, И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, Л.М. Рейснер, М.Ф. Лацис и М.Н. Покровский, эти предложения были отвергнуты. Окончательный проект советской Конституции был утвержден специальной комиссией ЦК РКП(б), которую возглавил В.И. Ленин.

4 июля 1918 г. этот проект был внесен на рассмотрение V Всероссийского съезда Советов, а уже 10 июля делегаты съезда утвердили первую Конституцию РСФСР и избрали новый состав ВЦИК, полностью состоящий из большевиков.

Основные положения Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики были закреплены в шести отдельных разделах:

1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

2) общие положения Конституции РСФСР;

3) конструкция Советской власти;

4) активное и пассивное избирательное право;

5) бюджетное право;

6) о гербе и флаге РСФСР.

Государственное устройство РСФСР базировалось на принципах национальной федерации, субъектами которой объявлялись национальные республики, а также различные областные союзы, состоящие из нескольких национальных областей. Высшим органом государственной власти в стране становился Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, в исключительную компетенцию которого входили все вопросы государственного строительства: утверждение и изменение Конституции РСФСР; объявление войны и заключение мира; ратификация мирных договоров, общее руководство внешней и внутренней политикой государства; установление общегосударственных налогов, повинностей и сборов; основы организации вооруженных сил, органов правопорядка, судоустройства и судопроизводства; федеральное законодательство, и т. д.

Для повседневной и оперативной работы съезд избирал из своего состава Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК РСФСР), который формировал Совет Народных Комиссаров (СНК РСФСР), состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты (наркоматы). И Всероссийский съезд Советов, и ВЦИК, и СНК в равной степени обладали правом издания законодательных актов, что являлось прямым следствием полного отрицания большевиками известного буржуазного принципа разделения властей. Органами государственной власти на местах становились областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, а также городские и сельские Советы, формировавшие собственные исполнительные комитеты (исполкомы).




Кроме того, советская избирательная система сохранила принцип опосредованных выборов, существовавший в царской России. Прямыми были только выборы в низовые городские и сельские Советы, а депутаты всех последующих уровней избирались на волостных, уездных, губернских и областных съездах Советов.

Тема: Советские республики в Новороссии (январь 1918 ― февраль 1919 гг.)

План:

1. Политическая ситуация в Новороссии и Малороссии в марте ― декабре 1917 г.

2. Донецко-Криворожская Советская Республика в январе 1918 ― феврале 1919 гг.

3. Одесская Советская республика.

1. Политическая ситуация в Новороссии и Малороссии в марте ― декабре 1917 г.

Параллельно с правительством УНР на территории малороссийских и новороссийских губерний стали формироваться органы советской власти, где после Октябрьского переворота ключевые позиции заняли большевики. В конце декабря 1917 г. под их руководством в Харькове был проведен I Всеукраинский съезд Советов, провозгласивший создание Украинской Народной Республики Советов (УНРС), находящейся в федеративных отношениях с РСФСР. В конце января 1918 г., когда Южной группой войск РККА под командованием подполковника М.А. Муравьева был взят Киев, сюда переехало и первое советское правительство — Народный секретариат УНРС, временным главой которого стал председатель Киевского ВРК большевик Г.Л. Пятаков.

2. Донецко-Криворожская Советская Республика в январе 1918 ― феврале 1919 гг.

Сама идея административно-хозяйственного объединения Донецкого угольного бассейна и Криворожского рудного района возникла еще в императорской России. Реальным воплощением этой давней идеи стало создание в марте 1917 г. особого Донецкого комитета, который тогда возглавил горный инженер М.Н. Чернышов. В рамках общего Совета депутатов чуть позже возникли два областных объединения: Донецко-Криворожское, которое было реально оформлено в мае 1917 г. на I Областном съезде Советов Екатеринославской, Херсонской и Таврической губерний, и Харьковское, которое было декретировано в сентябре 1917 г. на аналогичном съезде местных Советов Харьковской губернии. Председателем первого Совета и главой его исполкома был избран эсер Л.Г. Голубовский, а лидером второго Совета стал большевик А.Ф. Сергеев (Артем).

Вскоре на территории республики был создан Южный областной совет народного хозяйства (ЮОСНХ), который приступил к неотложным экономическим и социальным реформам. В частности, всего за два месяца на территории ДКСР были произведена территориальная реформа по экономическому признаку, создана новая система налоговых отчислений, национализирована крупная промышленность, в частности, все металлургические заводы, шахты и рудники, ликвидированы все акционерные общества и т. д.

Переговоры Г.Л. Пятакова и А.Ф. Сергеева неожиданно зашли в тупик. В начале апреля 1918 г. СНК ДКСР опубликовал официальный декрет, в котором четко очертил границы собственной республики. В соответствии с этим декретом в состав ДКСР вошли территории Харьковской и Екатеринославской губерний, часть уездов Херсонской губернии и Таврической губернии (до Крымского перешейка) и прилегающие к ним промышленные (угольные) уезды Области войска Донского по линии железной дороги Ростов―Лихая. Таким образом, в состав ДКСР фактически вошло все левобережье современной Украины — Донецкая, Луганская, Днепропетровская и Запорожская, а также частично Харьковская, Сумская, Херсонская и Николаевская области Украины и Ростовская область РФ. Столицей республики стал город Харьков.

Тогда под председательством А.Ф. Сергеева был сформирован новый состав СНК ДКСР, в который вошли его зампред и нарком без портфеля Ю.Х. Лутовинов, нарком продовольствия И.И. Алексеев, нарком внутреннего управления И. Якимович, нарком юстиции А. Червяков, нарком просвещения Я. Истомин, нарком почт и телеграфов И. Кожевников и нарком общественных имуществ А. Пузырев.

Вскоре ситуация резко обострилась, поскольку после того, как руководство Киевской УНР и Центральные державы подписали Брестский сепаратный договор, по просьбе правительства УНР германо-австрийские войска вступили на территорию Малороссии и начали оккупацию всей Новороссии. Для отражения нашествия германских оккупантов из местных добровольцев стала срочно создаваться Красная армия Донбасса, которую возглавил штаб-ротмистр русской императорской армии А.И. Геккер. Из-за явного неравенства сил войскам ДКСР пришлось отступить. В начале апреля 1918 г. после взятия Харькова правительство ДКСР переехало в Луганск, а затем в конце апреля 1918 г. было эвакуировано за Дон.

К маю 1918 г. австро-германские войска полностью оккупировали территорию ДКСР, которая де-факто была ликвидирована. В этой ситуации в августе 1918 г. Советская Россия и Германия подписали дополнительный договор, одним из пунктов которого Донбасс был объявлен временно оккупированной немецкой территорией. Однако уже в ноябре 1918 г. Центральные державы, признав свое поражение в Первой мировой войне, начали вывод своих войск с оккупированных территорий. В начале декабря в Харьков переехали центральные органы власти ДКСР, а уже в январе 1919 г. на III Всеукраинском съезде Советов, состоявшемся в Харькове, было провозглашено создание Украинской Советской Социалистической Республики и принята первая Конституция УССР, по которой высшим органом государственной власти УССР был объявлен Всеукраинский съезд Советов и его исполнительный орган ВУЦИК. Формальным главой УССР стал председатель ВУЦИК Г.И. Петровский, а реальная власть была сосредоточена в руках СНК УССР, который возглавил Х.Г. Раковский. Поэтому уже в феврале 1919 г. Совета Обороны РСФСР принял решение о ликвидации ДКСР и включения ее в состав УССР.

В период работы над проектом Конституции, которая продолжалась более трех месяцев, возник ряд принципиальных разногласий по проблемам:

1) федеративного устройства государства;

2) системы органов советской власти на местах;

3) социальных и экономических основ советской власти и т. д.

В частности, представители левых эсеров (В.А. Алгасов, А.А. Шрейдер) и эсеров-максималистов (А.И. Бердников) очень настойчиво предлагали:

1) положить в основу советской федерации административно-территориальный принцип государственного устройства с предоставлением максимально широких прав всем субъектам федерации по управлению собственными территориями;

2) ликвидировать низовые звенья советской государственной системы и заменить их традиционными сельскими сходами, которые, лишившись политических функций, превращались в муниципальные органы власти;

3) провести тотальную социализацию собственности и ужесточить принципы всеобщей трудовой повинности и т. д.

В ходе жарких и продолжительных дебатов, в которых приняли участие многие видные большевики, в том числе В.И. Ленин, Я.М. Свердлов, И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, Л.М. Рейснер, М.Ф. Лацис и М.Н. Покровский, эти предложения были отвергнуты. Окончательный проект советской Конституции был утвержден специальной комиссией ЦК РКП(б), которую возглавил В.И. Ленин.

4 июля 1918 г. этот проект был внесен на рассмотрение V Всероссийского съезда Советов, а уже 10 июля делегаты съезда утвердили первую Конституцию РСФСР и избрали новый состав ВЦИК, полностью состоящий из большевиков.

Основные положения Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики были закреплены в шести отдельных разделах:

1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

2) общие положения Конституции РСФСР;

3) конструкция Советской власти;

4) активное и пассивное избирательное право;

5) бюджетное право;

6) о гербе и флаге РСФСР.

Государственное устройство РСФСР базировалось на принципах национальной федерации, субъектами которой объявлялись национальные республики, а также различные областные союзы, состоящие из нескольких национальных областей. Высшим органом государственной власти в стране становился Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, в исключительную компетенцию которого входили все вопросы государственного строительства: утверждение и изменение Конституции РСФСР; объявление войны и заключение мира; ратификация мирных договоров, общее руководство внешней и внутренней политикой государства; установление общегосударственных налогов, повинностей и сборов; основы организации вооруженных сил, органов правопорядка, судоустройства и судопроизводства; федеральное законодательство, и т. д.

Для повседневной и оперативной работы съезд избирал из своего состава Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК РСФСР), который формировал Совет Народных Комиссаров (СНК РСФСР), состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты (наркоматы). И Всероссийский съезд Советов, и ВЦИК, и СНК в равной степени обладали правом издания законодательных актов, что являлось прямым следствием полного отрицания большевиками известного буржуазного принципа разделения властей. Органами государственной власти на местах становились областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, а также городские и сельские Советы, формировавшие собственные исполнительные комитеты (исполкомы).

Кроме того, советская избирательная система сохранила принцип опосредованных выборов, существовавший в царской России. Прямыми были только выборы в низовые городские и сельские Советы, а депутаты всех последующих уровней избирались на волостных, уездных, губернских и областных съездах Советов.

Тема: Советские республики в Новороссии (январь 1918 ― февраль 1919 гг.)

План:

1. Политическая ситуация в Новороссии и Малороссии в марте ― декабре 1917 г.

2. Донецко-Криворожская Советская Республика в январе 1918 ― феврале 1919 гг.

3. Одесская Советская республика.

1. Политическая ситуация в Новороссии и Малороссии в марте ― декабре 1917 г.

Параллельно с правительством УНР на территории малороссийских и новороссийских губерний стали формироваться органы советской власти, где после Октябрьского переворота ключевые позиции заняли большевики. В конце декабря 1917 г. под их руководством в Харькове был проведен I Всеукраинский съезд Советов, провозгласивший создание Украинской Народной Республики Советов (УНРС), находящейся в федеративных отношениях с РСФСР. В конце января 1918 г., когда Южной группой войск РККА под командованием подполковника М.А. Муравьева был взят Киев, сюда переехало и первое советское правительство — Народный секретариат УНРС, временным главой которого стал председатель Киевского ВРК большевик Г.Л. Пятаков.

2. Донецко-Криворожская Советская Республика в январе 1918 ― феврале 1919 гг.

Сама идея административно-хозяйственного объединения Донецкого угольного бассейна и Криворожского рудного района возникла еще в императорской России. Реальным воплощением этой давней идеи стало создание в марте 1917 г. особого Донецкого комитета, который тогда возглавил горный инженер М.Н. Чернышов. В рамках общего Совета депутатов чуть позже возникли два областных объединения: Донецко-Криворожское, которое было реально оформлено в мае 1917 г. на I Областном съезде Советов Екатеринославской, Херсонской и Таврической губерний, и Харьковское, которое было декретировано в сентябре 1917 г. на аналогичном съезде местных Советов Харьковской губернии. Председателем первого Совета и главой его исполкома был избран эсер Л.Г. Голубовский, а лидером второго Совета стал большевик А.Ф. Сергеев (Артем).

Вскоре на территории республики был создан Южный областной совет народного хозяйства (ЮОСНХ), который приступил к неотложным экономическим и социальным реформам. В частности, всего за два месяца на территории ДКСР были произведена территориальная реформа по экономическому признаку, создана новая система налоговых отчислений, национализирована крупная промышленность, в частности, все металлургические заводы, шахты и рудники, ликвидированы все акционерные общества и т. д.

Переговоры Г.Л. Пятакова и А.Ф. Сергеева неожиданно зашли в тупик. В начале апреля 1918 г. СНК ДКСР опубликовал официальный декрет, в котором четко очертил границы собственной республики. В соответствии с этим декретом в состав ДКСР вошли территории Харьковской и Екатеринославской губерний, часть уездов Херсонской губернии и Таврической губернии (до Крымского перешейка) и прилегающие к ним промышленные (угольные) уезды Области войска Донского по линии железной дороги Ростов―Лихая. Таким образом, в состав ДКСР фактически вошло все левобережье современной Украины — Донецкая, Луганская, Днепропетровская и Запорожская, а также частично Харьковская, Сумская, Херсонская и Николаевская области Украины и Ростовская область РФ. Столицей республики стал город Харьков.

Тогда под председательством А.Ф. Сергеева был сформирован новый состав СНК ДКСР, в который вошли его зампред и нарком без портфеля Ю.Х. Лутовинов, нарком продовольствия И.И. Алексеев, нарком внутреннего управления И. Якимович, нарком юстиции А. Червяков, нарком просвещения Я. Истомин, нарком почт и телеграфов И. Кожевников и нарком общественных имуществ А. Пузырев.

Вскоре ситуация резко обострилась, поскольку после того, как руководство Киевской УНР и Центральные державы подписали Брестский сепаратный договор, по просьбе правительства УНР германо-австрийские войска вступили на территорию Малороссии и начали оккупацию всей Новороссии. Для отражения нашествия германских оккупантов из местных добровольцев стала срочно создаваться Красная армия Донбасса, которую возглавил штаб-ротмистр русской императорской армии А.И. Геккер. Из-за явного неравенства сил войскам ДКСР пришлось отступить. В начале апреля 1918 г. после взятия Харькова правительство ДКСР переехало в Луганск, а затем в конце апреля 1918 г. было эвакуировано за Дон.

К маю 1918 г. австро-германские войска полностью оккупировали территорию ДКСР, которая де-факто была ликвидирована. В этой ситуации в августе 1918 г. Советская Россия и Германия подписали дополнительный договор, одним из пунктов которого Донбасс был объявлен временно оккупированной немецкой территорией. Однако уже в ноябре 1918 г. Центральные державы, признав свое поражение в Первой мировой войне, начали вывод своих войск с оккупированных территорий. В начале декабря в Харьков переехали центральные органы власти ДКСР, а уже в январе 1919 г. на III Всеукраинском съезде Советов, состоявшемся в Харькове, было провозглашено создание Украинской Советской Социалистической Республики и принята первая Конституция УССР, по которой высшим органом государственной власти УССР был объявлен Всеукраинский съезд Советов и его исполнительный орган ВУЦИК. Формальным главой УССР стал председатель ВУЦИК Г.И. Петровский, а реальная власть была сосредоточена в руках СНК УССР, который возглавил Х.Г. Раковский. Поэтому уже в феврале 1919 г. Совета Обороны РСФСР принял решение о ликвидации ДКСР и включения ее в состав УССР.

Читайте также: