Риторика делового общения спор дискуссия полемика сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Спор – словесное состязание, обсуждение чего-либо между 2 или несколькими лицами.

При этом каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.

Спор – характеристика процесса обсуждения проблемы, способ коллективного исследования проблемы, при котором каждая из сторон аргументируя свою точку зрения и опровергая мнение оппонентов претендует на монопольное установление истины.

Основные факторы, влияющие на исход спора:

Поиск истины, убеждение оппонента, стремление одержать победу, спор ради спора

Конструктивные и деструктивные цели. Конструктивные цели:

- обсудить всевозможные варианты решения проблемы

- выработать коллективное мнение и позицию

- опровержение ненаучного подхода

- разоблачить ложные слухи

- привлечение на свою сторону как можно больше сторонников

- завести обсуждение проблемы в тупик

2) количество участников в споре

Существует спор-монолог. Спор-диалог. Спор-полелог.

Спор может происходить со слушателями или без.

3) форма проведения спора

[2] дискуссия в деловом общении

Дискуссия – вид спора, в рамках которого рассматривается и исследуется какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого и общезначимого решения. Поиск и выявление истинного мнение, нахождение правильного решения спорного вопроса. В дискуссии всегда должны участвовать самые компетентные специалисты производства и лица, обладающие необходимыми знаниями по обсуждаемой проблеме. Это полномочные принято то или иное решение лица.

Важной характеристикой дискуссии является ее аргументированность. Т.е. отстаивая свою позицию и точку зрения, ее необходимо аргументировать.

Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний участников относительно 1 и того же предмета. Тема дискуссии формулируется заранее.

Дискуссия ориентирована на поиск и утверждение истины и не должна быть ориентирована на торжество определенной позиции.

Истина в дискуссии – представляет собой синтез необходимых взаимосвязанных элементов, которые содержатся в разных точках зрения ее участников.

Результат дискуссии – более-менее объективное суждение, которое поддерживается всеми участниками или большинством участников.

Функции дискуссии на производстве:

1) выработка общего решения

2) обучающая функция – определяется возможностью участников получить информацию от оппонентов.

3) развивающая функция – развитие коммуникативных способностей, умение говорить и убеждать оппонентов, повышение уверенности в себе.

Кроме этого существует воспитательный эффект - уважение к мнению оппонентов, умение выслушать и согласовывать свою позицию с мнением других.

- аподиктическая – с целью достижения истины

- софистическая (софистический спор) – используются софизмы – логические уловки

- эристическая дискуссия – спор ради спора

[3] полемика дебатов

Полемика – вид спора , при котором имеется конфронтация, противостояние и противоборство.

Полемика – борьба принципиально противоположных мнений. Это публичный спор с целью отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение собеседника.

Полемика отличается от дискуссии своей целью.

Цель полемики - не согласие другой стороны, а победа над другой стороной.

Употребляемые в полемике приемы и методы оппонентов не обязательно должны быть приняты всеми участниками. Каждая из сторон применяет те приемы, которые необходимы ей для достижения победы.

Семинар)

1) подготовка к выступлению

- выбор темы – выбирайте тему, которая связана с вашим личным опытом и интересна вам

- определение целевой установки - определить цель выступления

- учесть 3 момента:

А) существительное – кто, что (кто сидит в зале, каково их семейное положение, круг интересов, социальный статус)

Б) глагол – что делают – что они должны сделать после выступления

В) прилагательное - какой, какие, какая – какие аргументы и доводы могут убедить людей

А) опираться на личные переживания и личный опыт

Б) черпать материал не из 1 источника, а из многих

В) записывать приходящие в голову мысли и факты

Г) подберите информацию по цифрам

- работа с цитатами

- составление плана речи (вступление 20%, основная часть 60%, заключение 20%)

Приветствие и самопрезентация.

- интересный факт, имеющий отношение к теме

- впечатляющее своими размерами число

- вопрос или цепочка вопросов

- прием, когда я к вам сюда ехал

- ссылка на газетный материал

- шутка и анекдот

- открыть свои чувства

Развитие главной части речи:

- иметь стройный план выступления

- не использовать непривычных терминов

- как можно больше использовать конкретные примеры

- продумать основную мысль послания, которое нужно донести

- послание как месседж. За 1 выступление должно быть не более 2 посланий.

Способы удержания внимания:

- логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность)

- проблемная ситуация (факты подаются в противопоставлении)

- доступность (использовать не более 7 слов в логической связке)

- использовать разнообразные приемы изложения (пофразовое говорение, тянуть гласные или согласные, вопросно-ответный ход, драмматизация речи, метод провокации)

- Культура речи оратора

- роль невербальных средств в публичном выступлении

- психологическая готовность к публичному выступлению

23.04.14

Деловая беседа как основная форма делового общения

1) Виды деловой беседы

2) Структура деловой беседы

3) Деловые переговоры

4) Типы собеседников. Вопросы собеседников и психологическая сущность

5) Деловой разговор по телефону

Виды деловых бесед:

- беседа информационного характера

- беседа дисциплинарного характера

- беседа, связанная с поручением задания

- беседа, связанная с контролем выполнения задания

- беседы по поводу конфликтной ситуации

- беседы обращения с просьбой к руководителю

- беседы при найме и увольнении

- беседы неформального характера

Подготовка к деловой беседе: сбор материала по обсуждаемым вопросам, подбор документов и материалов, заочное знакомство с собеседником.

Определение желаемого результата, стратегии и тактики поведения в беседе

Правила поведения в деловой беседе способствуют росту производительности труда на 25-30%. Но даже владение навыком проведения беседы обеспечивает успех лишь в 7 случаях из 10.

[2] Структура деловой беседы состоит из фаз:

- начало беседы. Задача: установление контакта с собеседником, создать приятную атмосферу беседы. Способы начала беседы - например, комплимент. Метод прямого начала.

- передача информации. Задача: сбор информации по проблеме, выявление мотивов, целей собеседника, передача запланированной информации, формирование основы для аргументации.

- фаза аргументирования. Занимается определенная позиция по той или иной проблеме с двух сторон

- опровержение доводов собеседника

- фаза принятия решения

Как не следует начинать деловую беседу:

- вначале беседы – извините, что помешал; пренебрежение к собеседнику и т.д.

[3] Переговоры в деловом общении

Переговоры – процесс взаимодействия для достижения цели собеседников. Это наиболее цивилизованный способ для разрешения конфликтов.

Подготовка к деловым переговорам:

- изучение предмета переговоров

- сбор информации о человеке, с которым будут вестись переговоры

- выбор места переговоров

Стадии переговорного процесса:

- стадия оценки ситуации

- стадия планирования процедур переговоров

Повестка дня. Должна лежать перед каждым участником переговоров.

Установление пределов переговоров:

Предел – максимальная жертва, на которую готова пойти сторона ради достижения цели. Установить пределы – установить точку, до которой нужно вести переговоры.

Умение уйти от заключения плохой сделки важнее, чем заключить хорошую сделку.

Установив пределы, необходимо их придерживаться.

Никогда не следует начинать переговоры с установления пределов.

Цель переговоров – то, что достигается.

Цели не должны быть слишком низкими или высокими.

Переговоры с позиции силы:

Участники переговоров – противники. Цель переговоров – победа. Средства – любые.

Переговоры с позиции слабости:

Участники переговоров – друзья, цель переговоров – соглашение, средства – те, которые приемлет и 1, и другая сторона

Метод принципиальных переговоров:

Основывается на поиске такого результата решения проблемы, который был бы обоснован справедливыми нормами, независимо от воли каждой из сторон.

При использовании метода принципиальных переговоров позволяет стоять на своем и

придерживаться норм справедливости. Принцип – опора, которая не позволяет уступить давлению во время переговоров.

[4] Типы собеседников

1) позитивный человек

2) вздорный человек

6) хладнокровный собеседник

Открытые вопросы. Они могут привести к потере контроля над беседой с вашей стороны.

Риторические вопросы. Вопросы, которые не имеют ответа. Цель: выявить новые проблемы.

Спор представляет собой столкновение мнений, разногласие, в ходе выяснения которого каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Дискуссия – это разновидность публичного спора. Целью дискуссии является выяснение и сопоставление различных точек зрения на заданную проблему, выявление истины и нахождение решения. Дискуссия представляет собой эффективный способ убеждения оппонента. Разновидностью дискуссии является диспут – спор на научную или публицистическую тему.

Полемика в отличие от дискуссии представляет собой борьбу принципиально противоположных мнений. В полемике каждая сторона, доказывая свою правоту, стремится одержать победу над противником.

Классификация споров в зависимости от цели

· Спор из-за истины. Целью такого спора является нахождение правды, проверка идей, мыслей. Данный спор отличает тщательный подбор аргументов, реальная оценка собственных позиций и позиций противников.

· Спор с целью убеждения оппонента. Убедить оппонента может только тот человек, который верит в то, что говорит, поэтому для такого спора характерна вера убеждающей стороны в непогрешимость и истинность своей позиции. Достаточно часто такие споры протекают конфликтно, так как используется агрессивная аргументация.

· Спор для одержания победы. Обычно в таких спорах участвуют целеустремленные, волевые личности, которые готовы преодолеть все преграды, но одолеть противника. Выяснение истины в данном виде спора не имеет существенного значения.

· Спор ради спора. Основные участники этих споров несколько конфликтные и эксцентричные личности, для которых спор выступает в роли любимого спортивного упражнения. Для таких людей не важно с кем, о чем спорить, в чем заключается правда.

Анализируя проблему спора, следует выделить основные факторы, влияющие на динамику рассматриваемого процесса. Итак, на характер спора влияют: значимость проблемы спора для сторон участниц, количество участников, время, наличие зрителей, форма осуществления (устная или печатная). Рассмотрим данные факторы более подробно.

Человек, заинтересованный в проблеме, имеющий определенный опыт в рассматриваемой области, будет более горячо отстаивать свою точку зрения, чем человек равнодушный, включенный в процесс спора только по служебной надобности.

По количеству участников выделяют споры-монологи, диалоги, полилоги. Спор самого с собой, как правило, заканчивается предпочтением наиболее актуальной для личности потребности по принципу "если очень хочется, то можно". Споры-диалоги наиболее распространены и очень часто используются в деловом общении, так же, как и споры полилоги. В данных видах спора успех одной из сторон будет зависеть от состава участников, их эрудиции, компетентности в спорном вопросе, а также уровня культуры.

В современном деловом мире в последнее время, особенно в средствах массовой информации, проводят организованные споры, в которых могут принять участие достаточно большое количество человек. Такие споры тщательно планируются, на спор выносятся специально сформулированные точки зрения на проблему. Организованные споры более других способствуют выяснению истины, так как их участники заранее знают проблему и готовят свои аргументы и контраргументы.

Успех устного спора зависит от психологических особенностей людей, участвующих в нем: манеры и культуры речи, скорости реакции, живости ума и т.п. В печатном споре участвовать несколько легче, так как в нем не требуется немедленной реакции на доводы партнера, есть время, чтобы тщательно сформулировать свои аргументы. Письменный спор считается идеальным для выяснения истины.

У каждого спора есть свой предмет обсуждения, и в процессе дискуссии очень важно не упускать их из виду, не давать оппоненту отклоняться от непосредственной темы обсуждения.

Спор, как правило, не способствует принятию решения, так как каждая из сторон не готова уступать в своих позициях, однако, если в начале спора есть какие-либо вопросы, по которым мнения сторон сходятся, такой спор может способствовать выработке конструктивного решения.

Успешность дискуссий, диспутов, полемики во многом зависит от общности используемого сторонами понятийного аппарата. Приступая к спорам на научные или общественно-политические проблемы, следует убедиться в отсутствии расхождений в смысловой насыщенности используемых понятий и определений.

Участвуя в спорах, следует помнить о культуре спора, уважительно относиться к своим оппонентам, проявлять выдержку и самообладание, не давать воли эмоциям.


Психологи не рекомендуют во всем противоречить оппоненту, в мелочах можно соглашаться с ним, что даст Вам преимущество над противником.

Следует по возможности более точно знать психологические особенности оппонента, чтобы подобрать более убедительные для него аргументы и выбрать более эффективную тактику.

Подбирая аргументы, следует заботиться о том, чтобы они воздействовали не только на разум, но и на чувства человека, противостоящего Вам в споре. Достаточно эффективно влияют на спорщика уместно используемые юмор, ирония, иногда даже сарказм, которые помогают снизить эмоциональную напряженность обстановки, создают позитивный настрой. Однако не следует злоупотреблять остротами, если обсуждаются серьезные и важные деловые проблемы.

Г.В. Бороздина приводит некоторые психологические приемы воздействия на участников спора.

Успех спора во многом определяется и умением спорящих людей задавать вопросы и отвечать на них. В споре при помощи вопросов уточняется позиция оппонента, получается дополнительная информация, выясняется отношение к обсуждаемым вопросам. Все вопросы, используемые в споре, можно условно разделить на корректные и некорректные. Корректные вопросы нацелены на выяснение истины, не унижают достоинства собеседника, задаются в спокойном тоне. Некорректные вопросы чаще основаны на ложных утверждениях и стремятся задеть чувства оппонента, их цель вывести человека из состояния равновесия. Отвечать на такие вопросы следует спокойно, можно в некоторых случаях такие вопросы просто игнорировать.

Отвечать на вопрос в споре можно только в том случае, если Вы поняли его суть, если же формулировка вопроса недостаточно конкретна и сложна для восприятия, попросите Вашего оппонента уточнить, что собственно его интересует. Помните, что в споре особенно ценятся остроумные и конкретные ответы.

Рассматривая психологические аспекты спора, следует остановиться и на нечестных приемах, которые часто используются спорщиками /2/.

Искусство спора одно из самых древних и обучаться ему никогда не поздно, развивайте и совершенствуйте свои коммуникативные умения и Вы достигнете успеха.

Контрольные задания

Постарайтесь сформулировать вопрос, состоящий из нескольких частей, ответы на которые противоположны

Как часто Вы одерживаете победы в спорах? Почему, на Ваш взгляд, это происходит?

Какие качества необходимы человеку, вступающему в дискуссию с авторитарным начальником?

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

тику, общающемуся с прессой, с представителями общественности.

В процессе профессионального общения приходится отстаивать

свою точку зрения, прислушиваться к противоположному мнению.

ненно. Это вызывается тем, что далеко не все владеют искусством

спора, дискуссии. Спор — это тонкое искусство, у него имеется множество трудно-

уловимых психологических, нравственных и этических граней. Вы-

являть и учитывать их в споре позволяет только практика.

Под спором понимается столкновение мнений или позиций, в

ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеж-

дений и критикуют несовместимые с ними представления другой

стороны. Спор является частным случаем аргументации, ее наиболее

острой и напряженной формой. Всякая аргументация имеет предмет,

или тему, но спор характеризуется не просто определенным предме-

том, а наличием несовместимых представлений об одном и том же

объекте, явлении и т.д. для обозначения процесса обмена противоположными мнениями.

Течение спора зависит от состава его участников — от их уровня

культуры, эрудиции, компетентности, жизненного опыта, владения

полемическими навыками и умениями, знаниями правил публич-

ного спора. Но именно данные качества на практике зачастую от-

сутствуют. В спорах порой не хватает глубины, веских доводов, тер-

пимости к инакомыслию, способности вслушаться и принять иную,

нежели свою, точку зрения.

Дискуссией (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) на-

зывают публичный спор на собрании. Ее цели: выяснение и сопо-

ставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного

мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дис-

куссия позволяет лучше понять то, что не является в полной мере

ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участ-

ники дискуссии в итоге не приходят к согласию, в ходе дискуссии

они достигают определенно лучшего взаимопонимания. Дискус-

сия — эффективный способ убеждения, так как ее участники сами

приходят к тому или иному выводу.

Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий

процесс обучения, изучение сложной темы, проблемы. В ходе дис-

куссии, как правило, используются только корректные способы ве-

дения спора. Употребление средств другого рода обычно ведет к пре-

Многие деловые собрания и совещания проводятся в виде дис-

куссий. При массовой дискуссии все участники, за исключением

председателя, находятся в равном положении. Специально подготов-

ленные докладчики не назначаются, в то же время все присутствуют

не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается

в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим регла-

ментом и под председательством должностного лица.

Полемика (от греч. polemikos — воинственный, враждебный) —

это острый спор, столкновение принципиально противоположных

мнений по тому или иному вопросу.

В отличие от дискуссий, диспутов, целью которых выступает кол-

лективный поиск истины, в полемическом споре целью является

победа над противником и утверждение собственной позиции. Раз-

личие целей и средств дискуссии и полемики в том, что противопо-

действиями, не предполагающими, чтопротивник согласится с при-меняемыми против него средствами, то дискуссия подобна военной

Читайте также: