Вербализация сообщения ученика и его подтверждение что сообщение понято правильно это

Обновлено: 19.05.2024

Ответ:Чтобы правильно понять информацию, нужно установить обратную связь с собеседником или с аудиторией. Этого можно добиться с помощью четырех основных техник:

3. отражение чувств;

1. Расспрашивание, или выяснение

Это самый распространенный прием установления обратной связи. Он предполагает прямое обращение к говорящему, осуществляемое с помощью разнообразных вопросов. Просьба к говорящему дать дополнительные пояснения, как правило, направлена на то, чтобы облегчить понимание, обратить внимание говорящего на то, что он выражается не совсем точно или понятно для слушателя. После дополнительных разъяснений коммуникация в большинстве случаев восстанавливается.

2. Перефразирование, или вербализация

Прежде чем вступить в полемику или поставить вопрос, проверьте, насколько правильно вы поняли информацию. Например скажите:

Проблема научения этой технике заключается в том, что, осуществляя вербализацию, собеседники часто допускают ошибки.

Обычно вербализация как прием обратной связи используется для выделения только существенных, главных мыслей собеседника. Акцент делается именно на смысловом значении его мысли, идеи, а не на чувствах и установках, причем своими, другими словами, а не механически копируя сказанное.

3. Отражение чувств

Поскольку многие техники, используемые для повышения коммуникативной компетентности, также имеют обратное действие на использующего их собеседника, то целесообразно сначала вербализовать чувства, а потом самим пережить их. Очень важно, какие именно чувства мы вербализуем и как мы это делаем. Когнитивный, рациональный анализ собственного эмоционального состояния или собеседника снижает интенсивность эмоций или позволяет избавиться от них.

Ответ или эмоциональная реакция на слова других — важная составляющая взаимопонимания. Человек проявляет эмоции тогда, когда информация для него особенно значима. Задача слушающего в этой ситуации — показать собеседнику, что его понимают и разделяют его чувства.

Для более адекватного понимания чувств собеседника нужно следить за выражением его лица, движениями рук, телодвижениями, позой, интонацией и той дистанцией, которую он устанавливает в процессе взаимодействия.

Обобщение помогает синтезировать, связывать отдельные части услышанной информации в единое целое. Тем самым, подводя итоги сказанному, слушающий дает понять говорящему, что основные его мысли поняты и восприняты. Такой способ установления обратной связи особенно уместен, когда по результатам обсуждения того или иного вопроса необходимо подвести итоги, сформулировать и зафиксировать основные мысли. Этот метод также особенно эффективен в тех случаях, когда следствием коммуникации должны быть какие-либо действия со стороны собеседника.

Резюме следует формулировать своими словами, используя, например, такие фразы, как:

В процессе говорения очень важно находить верные слова. Известно, что они несут различный эмоциональный посыл. Подумайте о том, к каким чувствам и эмоциям своих слушателей вы хотели бы апеллировать, и подберите соответствующие слова.

Какие виды вопросов и с какой целью используются при расспрашивании?

Ответ:При расспрашивании используются разнообразные вопросы:

· на уточнение (что и как я услышал);

· на отношение к кому-нибудь или чему-нибудь;

· на развитие (получение новой, дополнительной информации);

· на понимание (что и как я понял).

Ответ:Прямые и косвенные, полные и частичные, информационные, контрольные, вопросы для ориентации, ознакомительные, встречные, альтернативные, направляющие, провокационные.

В отличие от практических психологов, работающих в других областях, педагогический психолог ___от взаимоотношений с другими лицами, оказывающими влияние на ученика как объект их профессиональной заинтересованности

В первой теории обучение понимается как чисто ___процесс, который должен быть так или иначе согласован с ходом детского развития, но сам по себе не участвует активно в детском развитии, ничего в нем не меняет

В период острого подросткового кризиса цель диагностического минимума – получение достоверной информации о социально-психологическом___учащихся в сложный период психического развития в школьном возрасте

В подростковом возрасте актуальной становится социально-психологическая, развивающая и коррекционная деятельность, и вновь обретает большой психологический смысл работа с ___сферой

В подростковом возрасте решающее значение в психическом развитии детей имеют разные виды ___деятельности, развивающей у подростков основы практического сознания

В положении, когда степень усвоения материала у всех учеников различна, система образования нашла выход в

В понимании Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, главными новообразованиями, наряду с субъектом, выступают

В противовес процессу объективации психолог должен организовывать процесс___, т.е. подходить к ученику конкретно и индивидуально

В процессе обучающей психодиагностики целесообразнее использовать такие процедуры, которые в меньшей степени ориентированы на ___оценку, но позволяют школьникам проанализировать особенности своей мыслительной деятельности

В психодиагностограмме обязательно указываются ___ средства, в том числе и конкретные методики, с помощью которых этот процесс осуществляется

В самом протоколе фиксируются результаты всех обследований и в первичной ___форме, и в виде некоторого качественного уровневого показателя

Беседа является сложной формой организации взаимодействия психолога с исследуемым, поскольку в ней имеет место активность обоих участников взаимодействия. Как правило, этот метод рассматривается не столько в качестве познавательного, сколько в качестве метода воздействия. Процесс познания здесь является подчиненным по отношению к процессу воздействия.

Беседа - это вид коммуникации, направленный на вербализацию и изменение внутренней психической жизни ученика. Наше описание процедуры организации и проведения беседы представляет собой попытку максимально подробно показать все основные процессы, имеющие место в беседе, прежде всего как в методе воздействия.

Организация и проведение беседы

1. Установить контакт с исследуемым.

Контакт - ситуация в беседе, когда найдена общая точка между психологом и учеником. Она может быть эмоциональной - в виде сочувствия, вербальной - в виде общих тем разговора, невербальной - в виде принятия общей жестикуляции. Это может быть просто зрительный контакт.

2. Организовать рефлексию.

Данные о внутреннем мире человека часто мы можем узнать, побеседовав с ним. Но для того, чтобы рассказать о своем внутреннем мире человек должен обладать способностью к рефлексии. Если он сам это делать не научился, то рефлексию нужно организовать специально. В беседе организация рефлексии - это называние внутренних состояний ученика, как помощь ему в осознании своего внутреннего мира.

3. Зафиксировать понимание.

4. Произвести отчуждение.

Когда мы хотим что-то изменить в человеке всегда существует проблема интерпретации им нашего воздействия. По сути дела это есть разновидность проблемы косвенного воздействия, о котором мы говорили ранее применительно к беседе. Здесь она решается за счет осуществления операции отчуждения предмета изменений. Отчуждение предмета изменений - это перенесение на внешний носитель в общей форме представления тех элементов внутреннего мира, которые требуют изменения с точки зрения развития. Внешние носители - предметы, на которых может быть зафиксировано содержание сознания. Например, лист бумаги, доска, аудио- и видеозапись. Общие формы представления - обозначения, которые носят объективный характер. Например, рисунок, текст, знаки, числа, графики, образы, звуки речи. В результате мы достигаем необходимой однозначности и объективности. Когда мы имеем дело с некоторым внутренним процессом, то законы его жизни носят субъективный характер и для прямого воздействия он недоступен. Когда нам удается произвести отчуждение и представить субъективный процесс в объективный форме, это позволяет нам сделать из него объект нашего действия. Мы можем его трансформировать, исходя из его объективной логики, т.е. исходя из логики той формы представления, в которой он представлен. Например, закончить рисунок.

5. Создать объективацию.

Объективация - установление связи между внешним объектом и элементом внутреннего мира так, что определенному изменению объекта соответствует определенное изменение внутреннего мира. Объективация является логическим продолжением отчуждения. Произведя отчуждение, мы создали статическую связь некоторого внутреннего состояния с внешним объектом. Теперь мы должны установить подвижную связь между внутренним состоянием и внешним объектом, чтобы впоследствии, производя изменения во внешнем объекте, вызывать изменения во внутреннем мире.

6. Трансформация реальности.

Трансформация реальности - это изменение элементов внутреннего мира за счет изменения внешнего объекта, с которым они связаны.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Приведем пример, иллюстрирующий такую работу. Операции такого рода часто используются в психологической практике при работе с соматическими болями. Например, у человека болит какой-то орган, а медицинский диагноз поставить не удается. В этом случае психолог может предложить больному в беседе следующий вариант саморегуляции. Психолог просит клиента нарисовать градусник, ввести на нем числовую шкалу и указать на ней какой силы боль он сейчас испытывает. Потом психолог предлагает клиенту произвольно усилить боль и показать на градуснике, на сколько делений она возросла. Потом он предлагает ему ослабить боль до первоначального состояния. Затем он снова предлагает ее усилить, но не за счет внутреннего усилия, а за счет изменения боли на шкале. Психолог может говорить при этом примерно следующее: “Поднимайте на градуснике силу боли и следите за ощущениями, следите за тем, как ваша боль растет вместе с изменением ее положения на шкале”. Затем, то же самое делается с уменьшением боли. После этого клиенту предлагается постепенно снижать значение боли на шкале и отмечать как при этом снижаются его болевые ощущения. Необходимо чередовать фазы снижения и фазы повышения, но каждый раз снижать чуть-чуть больше, чем повышать. В результате такой процедуры, как правило, удается уменьшить боль клиента.

В определенном смысле описанные выше процессы являются универсальными. Что мы делаем, когда мы говорим о себе: мы занимаемся объективацией и отчуждением своего внутреннего состояния.

Что с нами делают, когда нас убеждают, и кого можно убедить? Когда нас убеждают, то обычно применяют логику. Логика - это объективный закон изменения таких общих форм представления, как суждения, выраженные в словах. На кого действует “логика” - на человека, для которого логические словесные конструкции объективированы. Т.е. для тех, кто может установить связь между изменением каких-то элементов своего внутреннего мира (переживаний, действий) и движением логических конструкций. В этом смысле, если психолог хочет кого-то убедить, он сначала должен установить связь между логическим изложением текста и изменением в его внутренних состояниях.

Условия применения беседы

Беседа проводится в следующих случаях:

а) когда предполагается работа с представлениями или переживаниями ученика;

б) когда необходимо передать ученику определенные способы самоорганизации и саморегуляции;

Наблюдение - использование психологом функции восприятия для познания объекта. В данном определении термин “восприятие” указывает на форму организации, а термин “познание” - на класс решаемых задач.

При описании организации процедуры наблюдения мы даем стандартное представление о ней, как в первую очередь определенного способа познания и способа сбора данных.
Организация процедуры наблюдения
1. Определить те черты или стороны объекта, информацию о которых надо получить.

2. Указать тот класс ситуаций, где эти черты или стороны могут проявиться.

3. Определить эмпирические показатели наличия или отсутствия этой стороны или черты.

На этом этапе психолог должен ответить на вопрос: «Как на поведенческом уровне выглядит дисциплинированность? Как можно, глядя на ученика, определить дисциплинированный он или нет с учетом того, что наблюдение будет вестись на уроке. Например, это может быть реакция ученика на слова учителя. Например, учитель говорит: “Посмотрите на доску”, - а ученик либо смотрит на доску, либо продолжает заниматься своим делом. Первое будет зафиксировано как проявление дисциплинированности, второе - как проявление недисциплини-рованности.

4. Задать критерии для вынесения суждения о присутствии (отсутствии) черты из количественной оценки частоты проявления.

Тех ограничений, которые мы дали в качестве норм наблюдения в первых трех пунктах еще недостаточно для того, чтобы можно было однозначно зафиксировать наличие или отсутствие у ученика такого качества как дисциплинированность.

Это общая проблема всех представлений объекта в виде свойств, о ней мы говорили ранее. Ученик может иногда реагировать как дисциплинированный, иногда как недисциплинированный. Здесь важна грань.

Обычно из этой ситуации выходят следующим образом.

Во-первых, вводят представления о групповых стандартах. Т.е. сравнивают реакции ученика с реакциями других учеников или класса в целом. Тогда, если класс в целом реагирует на слова учителя, а данный ученик - нет, то это будет служить критерием для вынесения суждения об отсутствии дисциплинированности у данного ученика.

Во-вторых, вводят количественный индивидуальный критерий для данного ученика. Например, в виде частоты “положительных” реакций. За норму может быть выбрана частота, равная 0,7. Т.е., если в 70% случаев и более ученик дает реакцию дисциплинированного, то мы будем считать его дисциплинированным, если менее - нет.

Следует отметить, что если мы работает в структурных представлениях, то в наблюдении такого рода мы ищем ответ на вопрос: присутствует ли телесность дисциплинированности у данного ученика. Для того, чтобы это выяснить, нам достаточно пронаблюдать единственный случай, когда ученик подчинился команде учителя. Если хотя бы раз это случилось, то это означает, что соответствующая телесность у ученика имеется. А дальше надо заниматься не выяснением того, дисциплинирован ученик или нет, а рассмотрением других элементов объекта на предмет того, что мешает ученику оставаться дисциплинированным. Может быть у него недостаточно мотивации, чтобы оставаться дисциплинированным, может быть он не умеет поддерживать в себе состояние дисциплинированности, может быть он быстро устает и поэтому не всегда ведет себя соответственно и т.д.

5. Собственно наблюдение.

Мы думаем, что пояснений этот пункт не требует. Следует только указать, что при осуществлении наблюдения у психолога должны быть какие-то способы контроля себя в качестве наблюдающего, т.е. психолог должен иметь навыки работы наблюдателем.

6. Подсчет и обработка данных.

В случае, если мы пользуемся количественными критериями при проведении наблюдения, по окончании наблюдения нам необходимо произвести некоторые подсчеты. Иногда для работы привлекается довольно сложный математический аппарат, поэтому этот этап принято выделять в качестве отдельного шага в процедуре наблюдения. Но его может и не быть. В результате наблюдения у нас может появиться чувство ясности. То, что нам стало ясно и есть в этом случае прямой результат наблюдения.

Для каждого метода существуют некоторые общие рекомендации, когда его следует применять. Мы назвали их “условиями применения метода”.
Условия применения наблюдения
Наблюдение применяется в следующих случаях.

1. Когда ученик не может вербализовать и раскрыть свои психические особенности в беседе.

2. Когда нет методик, посвященных этой стороне объекта.

3. Когда необходимо получить знания о контексте, в котором возникают проблемы ученика.

4. Когда нужно вынести представление об ученике.

Заканчивая обсуждение метода наблюдения мы бы хотели привести примеры использования этого метода для решения задач другого класса, поскольку использование наблюдения в целях получения информации является довольно распространенным, но не единственным вариантом.

Например, в психологии известен факт, когда группа психологов занималась решением проблемы повышения производительности труда в трудовых коллективах. Идея их работы состояла в том, что если улучшить взаимоотношения в коллективе, то у коллектива повысится производительность труда. Они организовали наблюдения за группой работниц, чтобы посмотреть на взаимоотношения между членами коллектива, и что можно в них улучшить. В результате наблюдения в группе резко возросла производительность труда. Когда стали разбираться в этом явлении, то пришли к выводу, что факт научного наблюдения повысил для работниц значимость и важность их работы, в результате они стали добросовестнее к ней относиться, что и привело к повышению производительности труда. Это иллюстрация того, что факта внимания к человеку, который занимается наблюдением иногда бывает достаточно, чтобы вызвать в наблюдаемом человеке изменения.

Беседа - это вид коммуникации, направленный на вербализацию и изменение внутренней психической жизни ученика. Наше описание процедуры организации и проведения беседы представляет собой попытку максимально подробно показать все основные процессы, имеющие место в беседе, прежде всего как в методе воздействия.
Организация и проведение беседы
1. Установить контакт с исследуемым.

Контакт - ситуация в беседе, когда найдена общая точка между психологом и учеником. Она может быть эмоциональной - в виде сочувствия, вербальной - в виде общих тем разговора, невербальной - в виде принятия общей жестикуляции. Это может быть просто зрительный контакт.
2. Организовать рефлексию.

Данные о внутреннем мире человека часто мы можем узнать, побеседовав с ним. Но для того, чтобы рассказать о своем внутреннем мире человек должен обладать способностью к рефлексии. Если он сам это делать не научился, то рефлексию нужно организовать специально. В беседе организация рефлексии - это называние внутренних состояний ученика, как помощь ему в осознании своего внутреннего мира.
3. Зафиксировать понимание.

Когда мы хотим что-то изменить в человеке всегда существует проблема интерпретации им нашего воздействия. По сути дела это есть разновидность проблемы косвенного воздействия, о котором мы говорили ранее применительно к беседе. Здесь она решается за счет осуществления операции отчуждения предмета изменений. Отчуждение предмета изменений - это перенесение на внешний носитель в общей форме представления тех элементов внутреннего мира, которые требуют изменения с точки зрения развития. Внешние носители - предметы, на которых может быть зафиксировано содержание сознания. Например, лист бумаги, доска, аудио- и видеозапись. Общие формы представления - обозначения, которые носят объективный характер. Например, рисунок, текст, знаки, числа, графики, образы, звуки речи. В результате мы достигаем необходимой однозначности и объективности. Когда мы имеем дело с некоторым внутренним процессом, то законы его жизни носят субъективный характер и для прямого воздействия он недоступен. Когда нам удается произвести отчуждение и представить субъективный процесс в объективный форме, это позволяет нам сделать из него объект нашего действия. Мы можем его трансформировать, исходя из его объективной логики, т.е. исходя из логики той формы представления, в которой он представлен. Например, закончить рисунок.
5. Создать объективацию.

Объективация - установление связи между внешним объектом и элементом внутреннего мира так, что определенному изменению объекта соответствует определенное изменение внутреннего мира. Объективация является логическим продолжением отчуждения. Произведя отчуждение, мы создали статическую связь некоторого внутреннего состояния с внешним объектом. Теперь мы должны установить подвижную связь между внутренним состоянием и внешним объектом, чтобы впоследствии, производя изменения во внешнем объекте, вызывать изменения во внутреннем мире.
6. Трансформация реальности.

Трансформация реальности - это изменение элементов внутреннего мира за счет изменения внешнего объекта, с которым они связаны.

Приведем пример, иллюстрирующий такую работу. Операции такого рода часто используются в психологической практике при работе с соматическими болями. Например, у человека болит какой-то орган, а медицинский диагноз поставить не удается. В этом случае психолог может предложить больному в беседе следующий вариант саморегуляции. Психолог просит клиента нарисовать градусник, ввести на нем числовую шкалу и указать на ней какой силы боль он сейчас испытывает. Потом психолог предлагает клиенту произвольно усилить боль и показать на градуснике, на сколько делений она возросла. Потом он предлагает ему ослабить боль до первоначального состояния. Затем он снова предлагает ее усилить, но не за счет внутреннего усилия, а за счет изменения боли на шкале. Психолог может говорить при этом примерно следующее: “Поднимайте на градуснике силу боли и следите за ощущениями, следите за тем, как ваша боль растет вместе с изменением ее положения на шкале”. Затем, то же самое делается с уменьшением боли. После этого клиенту предлагается постепенно снижать значение боли на шкале и отмечать как при этом снижаются его болевые ощущения. Необходимо чередовать фазы снижения и фазы повышения, но каждый раз снижать чуть-чуть больше, чем повышать. В результате такой процедуры, как правило, удается уменьшить боль клиента.

В определенном смысле описанные выше процессы являются универсальными. Что мы делаем, когда мы говорим о себе: мы занимаемся объективацией и отчуждением своего внутреннего состояния.

Что с нами делают, когда нас убеждают, и кого можно убедить? Когда нас убеждают, то обычно применяют логику. Логика - это объективный закон изменения таких общих форм представления, как суждения, выраженные в словах. На кого действует “логика” - на человека, для которого логические словесные конструкции объективированы. Т.е. для тех, кто может установить связь между изменением каких-то элементов своего внутреннего мира (переживаний, действий) и движением логических конструкций. В этом смысле, если психолог хочет кого-то убедить, он сначала должен установить связь между логическим изложением текста и изменением в его внутренних состояниях.
Условия применения беседы
Беседа проводится в следующих случаях:

а) когда предполагается работа с представлениями или переживаниями ученика;

б) когда необходимо передать ученику определенные способы самоорганизации и саморегуляции;

в) когда планируется дальнейшая индивидуальная работа с учеником.
4.4. Метод тестирования
Тестирование - это использование диагностических методик для получения знаний об объекте. Данный метод требует специального изложения в отдельном курсе. В этой юните мы бы хотели только отметить, что тесты, построенные на вопросах - это вариант материализации процесса организации рефлексии, который имеет место в беседе; а тесты, построенные на разного рода количественных измерениях и процедурах, требующих активности и каких-то действий от испытуемого, - это процедура наблюдения, проводимая в стандартных условиях по определенным критериям и т.д.
Условия применения тестирования
1) наличие возрастных, школьных или групповых стандартов по уровню развития тестируемой черты;

2) в случаях, когда известна теоретическая связь этой черты с показателями успеваемости, а также с другими сторонами объекта;

3) в ситуациях, когда проводится массовая работа.
4.5. Метод эксперимента
Классический эксперимент

Эксперимент - это выявление связей и зависимостей между элементами структуры объекта за счет направленного варьирования зависимой переменной и измерения соответствующего изменения независимой переменной.

Независимая переменная – это элемент в структуре объекта, который варьируется.

Зависимая переменная - это элемент структуры объекта, связь с которым изучается.

Условия применения эксперимента - эксперимент проводится, когда необходимо опровергнуть или подтвердить гипотезу о связи одних сторон объекта с другими.

Эксперимент является основным видом деятельности по получению эмпирических данных.

Эмпирическое изучение действительности - это получение опытных данных, называемых фактами, о реально имеющих место изучаемых свойствах и отношениях вещей, процессов и состояний внешнего и внутреннего мира. Данные, полученные в эмпирических исследованиях, называются фактами.

Основные процедуры эмпирического исследования - это актуализация изучаемых явлений, их отображение и фиксация полученных фактов.

Актуализация изучаемых сторон действительности - это их проявление как имеющих место вещей, процессов, состояний с их свойствами, отношениями и изменениями последних в результате взаимодействия с другими явлениями. При эмпирическом изучении тех или иных сторон субъективной и объективной действительности исследователь может воспользоваться их актуализацией, происходящей в определенных условиях независимо от него, но может и специально организовать актуализацию интересующих его свойств явлений путем создания и варьирования соответствующих условий; и в том, и в другом случае актуализировавшиеся явления отражаются и фиксируются. Этим задается различие двух методов эмпирических исследований - наблюдения и эксперимента. Наблюдение - это метод, в котором фиксируется естественная актуализация изучаемых явлений. Эксперимент - это метод, в котором организуется актуализация интересующих явлений за счет специального варьирования соответствующих условий.

Отображение свойств изучаемых явлений - это процесс их усмотрения и констатации исследователями (или испытуемыми в случае психических явлений) прямо, т.е. с помощью органов чувств или на основе внутреннего усмотрения (рефлексии) непосредственных переживаний; либо косвенно, т.е. с помощью рассуждения, учитывающего связи между изучаемыми свойствами явлений и какими-либо другими свойствами тех же или других явлений, отображаемых прямо.

Читайте также: