Ремесло города укека сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Содержание

Местоположение

Увек расположен на окраине современного города Саратова. Основными границами памятника принято считать устье р. Увековки на севере, станцию Нефтяную, берег Волги на востоке и край Приволжской возвышенности на западе ( 51.423484 , 45.961261 51° с. ш. 45° в. д.  /  51.423484° с. ш. 45.961261° в. д. (G) ).

История

Последние монеты Увека относятся к середине 70-х годов XIV века. Вероятно, город в эти годы был разрушен оползнями берега Волги и пришел в сильный упадок. Окончательно он погиб в 1395 году от войск Тамерлана, который, преследуя правителя Золотой Орды Тохтамыша, шел по его следам из Предкавказья. Тамерлан разорил ряд золотоордынских городов, в том числе и Увек.

Прошло около 200 лет, прежде чем по соседству с развалинами городища началось активное строительство города Саратова. Путешественники, описывавшие первоначальный Саратов, отмечали постройки Увека как хорошо заметные, но вскоре наиболее заметные постройки исчезают.

В 1970-е годы городище сняли из реестра охраны и застроили.

План города

Судя по археологическим находкам, город тянулся вдоль берега более двух километров. Над ним господствовала высокая гора, которая ныне называется Каланча. Увек имел квартально-усадебную планировку.

Центральный район Увека был аристократическим. В нем находились дворцы, общественные здания — мечети, бани, медресе и другие. Они были сооружены из обожженного кирпича на известковом растворе. Фасады зданий, а также внутренние парадные помещения украшались наборными майоликовыми панно из разноцветных изразцов. Рисунок там был геометрическим или растительным.

Здесь же располагались крупные аристократические усадьбы, окруженные высокими стенами, с бассейнами-водоемами, с богатыми домами из сырцового кирпича. Дома отличались пышностью и роскошью отделки. В комнатах вдоль трех стен устраивалась лежанка-суфа, внутри которой от печи проходили дымоходы-каны для ее обогрева. На внутренней стороне печи делали насечки для выпечки лепешек. Пол в жилище был земляной и кирпичный.

Вдоль Волги тянулся ремесленно-торговый район. Здесь были базары, караван-сараи, ремесленные мастерские. В них трудились самые разные мастера: ювелиры, кузнецы, медники, стеклодувы. В гончарных горнах изготовляли кирпич, изразцы, майолику и разнообразную посуду — простую и покрытую снаружи глазурью. В этом районе можно было увидеть стоящие тесно друг к другу небольшие дома. Там имелись очаги. В них жили мелкие торговцы, владельцы мастерских, наиболее квалифицированные, полузависимые ремесленники.

Отдельные кварталы занимали большие землянки с укрепленными сырцовым кирпичом стенами. Вдоль стен устраивались широкие лавки-суфы. Обогревалось такое помещение жаровнями с горячими углями. В этих землянках обитали рабы-ремесленники.

В южной части города располагался некрополь.

Археологические находки

Также в могиле найдены серебряная и деревянная посуда, деревянная ложка, гребень, золотые серьги в виде знака вопроса, золотые кружочки (имитация монет), бронзовое зеркало. И обряд захоронения, и дорогие вещи свидетельствуют, что это было погребение знатной особы, жены какого-то богатого человека. Вещи из этого уникального по сохранности комплекса выставлены в одном из залов Саратовского областного музея краеведения.

Существование русской колонии в Увеке подтверждают находки медных нательных крестиков, каменных и бронзовых иконок с изображением святых, русской керамики XIV века. Особенно интересна найденная небольшая каменная печать овальной формы. В середине ее изображена львица, а вокруг идет надпись с именем владельца печати князя Михаила. Любопытна и другая находка: обломок каменной литейной формы для изготовления женских украшений — серебряных колтов. Подобная же форма встречалась при раскопках древнего Киева в тайнике под Десятинной церковью. Известны и другие археологические следы пребывания русских в Золотой Орде.

Летом 1930 года колхозники села Подгорного, ныне Энгельсского района, рыли силосную яму и наткнулись на берестяную коробку, в которой находилась рукопись, написанная на бересте — впоследствии известную как Золотоордынская рукопись на бересте. Тут же были обнаружены небольшая бронзовая чашечка с остатками туши и костяное перо.

Ленинградские ученые установили, что часть рукописи выполнена на уйгурском языке и плохо сохранилась, остальные страницы содержали монгольский текст. Датирована рукопись началом XIV века. Изучение ее текста показало, что монгольский текст содержит стихи. Рукопись из Подгорного — уникальный памятник средневекового монгольского языка, письменности и литературы, и имеет большое историко-литературное значение, в том числе свидетельствуя о продолжении монгольских культурных традиций в золотоордынских поселениях Поволжья в конце XIV—XV веках.

На окраине Саратова , у посёлка Увек находится Увекское городище . Сейчас это объект культурного наследия федерального значения.

Город Укек (Увек) был построен из золотоордынского обожённого кирпича, который славился своей крепостью. Численность населения - около 10 тысяч человек. В городе была арычная сеть и городской водопровод.

Сам город был основан в 50-х годах XIII века около переправы, откуда можно было доехать до ханской ставки.

Через Укек проходил торговый путь, который обогатил жителей. В нём даже был собственный монетный двор, чеканивший серебряную монету.

В Укеке была многонациональная и многоконфессиональная сообщность. В конце XIII века здесь был построен православный собор, который отличался богатством убранства и отделки.

В 1395 году Укек был разграблен войсками Тамерлана . Это разрушило торговую инфраструктуру Укека и он сильно уменьшился в размерах и численности населения.

Но Укек продолжал богатеть и после нашествия Тамерлана. Об этом говорят найденные золотые монеты XV века в жилищах Увекского городища.

Полному разрушению Укека могли способствовать постоянные оползни, которые до сих пор угрожают окраинам Саратова.

Также, входе археологических исследований в 1919 году археологом Францем Баллодом было выявлено, что Укек подвергался сильному пожару. Причиной пожара были выходы метана на поверхность, в результате подвижки метана, который привел к сильному взрыву и такому же пожару.

Такие случаи имели и имеют место в Саратове! Но в меньших масштабах, когда случались самовозгорания в подвалах домов.

Вкупе всех этих причин население спешно и навсегда покинуло город Укек. А в 1590 году воевода Григорий Засекин основал недалеко от Укека будущий Саратов.

Поддержите автора лайком и комментарием, это ваш персональный ценный вклад в создание будущих публикаций. И не забудьте подписаться , новые материалы выходят каждый день!

УКЕК В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

История городов Саратовской области началась в период Золотой Орды в XIII – XV вв. На южной окраине Саратова находятся остатки золотоордынского города Укека (Увека), возникшего в конце 40 — начале 50-х гг. XIII в. 1 (в настоящее время — посёлок Увек в Заводском районе Саратова).

Некоторые термины, обозначающие поселение происходят от терминов зимник или летник. Также необходимо заметить, что символика и мифология города во многом связана с символикой и мифологией поселения, вообще, или жилища, в том числе кочевого.

Золотая Орда сыграла важную роль в историческом развитии многих государств Евразии, в том числе и России. В золотоордынский период этническая интеграция (взаимодействие) различных этносов в Восточной Европе стала более интенсивной, что привело к формированию новой историко-культурной общности (историко-этнографической области). При этом народы этой общности сохранили свою идентичность (самосознание) и этнокультурные традиции.

В городах Золотой Орды бурно развивалась культура, ремесло, торговля. Культура золотоордынских городов была синкретична, так как города были населены различными этносами: половцами, булгарами, русскими, аланами и др. В городах строились различные сооружения: жилые дома, дворцы знати, храмы, бани, караван-сараи, водопроводы и канализации. Города были тесно связаны со своей сельскохозяйственной округой — осёдлыми земледельческими поселениями, и слабо связаны с кочевым населением степей. Золотоордынские города были созданы, в основном, искусственно, не на основе естественного социально-экономического развития 6 . В городах распространялись различные религии: традиционные верования, ислам, различные христианские конфессии (несторианство, григорианство, православие, католицизм) 7 [7] . Золотоордынские городские центры возникали обычно на крупных торговых путях — в основном на Великом Шёлковом пути и его многочисленных ответвлениях (в том числе на Великом Волжском пути).

Укек возник именно на пересечении или развилке торговых путей. С одной стороны, он был важным центром на Волжском пути, с другой — в районе Укека была организована одна из важнейших переправ через Волгу для торговых караванов и послов. Эта переправа имела ещё и важнейшее военное значение. Одним из доказательств экономической мощи Укека является наличие в нём собственного монетного двора, то есть права чеканки собственной монеты 8 . Наверное Укек был основан на месте одного из кочевых зимников 9 . По описанию современников (Ибн Батута), Укек был небольшим, но красивым городом 10 . Известны украшения, бронзовые зеркала, оружие, бытовые предметы и керамика из Укека свидетельствовавшие о полиэтничном населении города: булгарах, кипчаках (половцах), мордве. В городе существовал русский посёлок и, возможно, православная церковь (Сарайской епархии) о чём говорят многочисленные находки русской керамики, украшений, крестов-энколпионов, предметов церковного обихода, и др. 11 . В 1320–1400 гг. в Укеке существовала миссия францисканцев-миноритов (меньших братьев): миссия Угек, относившаяся к Сарайской кустодии (округу) 12 Северной татарской викарии 13 Францисканского ордена 14 . Укек был разрушен в 1395-96 гг., в период нашествия Тамерлана, который разгромил большую часть золотоордынских городов, уничтожив тем самым городскую экономику Золотой Орды. После этого город потерял своё былое экономическое и политическое значение, уменьшился в размерах но, видимо, не погиб, а существовал на протяжении XV в. Так, он был отмечен на карте космографа Фра-Мауро в 1459 г., и, даже, на одной из западноевропейских карт XVI в. 15 . Видимо во второй половине XV в. жизнь здесь постепенно затихала.

В XIII – XIV вв. Укек был центром одного из улусов Золотой Орды, наверное, с одноимённым названием. По данным археологии, город имел свою сельскохозяйственную округу, состоявшую в основном из сельских земледельческих поселений на Волге, её притоках (Курдюм, Чардым, Большой Караман) и других реках (Идолга, Карамыш, Латрык), которые располагались на расстоянии до трёх дневных переходов от Укека (~ 60 км). Некоторые поселения располагались на территории современного Саратова и Саратовского района. Именно в этих районах город в настоящее время расширяется (Усть-Курдюм, Пристанное, Алексеевское городище в Волжском районе, Поливановка, Соколовая гора, Песочное в Поселке Северном Ленинского района, Хмелёвские поселения). Поселения и могильники округи золотоордынского Укека свидетельствуют о проживании на них полиэтничного населения: кипчаков, булгар, русских, мордвы 16 .

К сожалению Увек слабо исследован в археологическом отношении, хотя исследования (раскопки, сбор подъёмного материала, скупка находок у населения, составление топографических планов) осуществлялись на нём с XVIII в. и памятник привлекал к себе внимание многих известных учёных (И. И. Лепёхин, М. Френ, Г. С. Саблуков, Ф. К. Брун, Ф. В. Баллод, Б. А. Рыбаков, П. С. Рыков, Б. Д. Греков, А. Ю. Якубовский, Г. А. Фёдоров-Давыдов, В. Л. Егоров, В. Г. Миронов) 19 . Увек разрушался и разрушается в результате действия природных сил (размыв береговой полосы Волгой, оползни) и человеческой деятельности. Уже с XVIII в. Увек стал застраиваться жилыми и промышленными строениями. Местное население использовало его развалины как каменоломню для строительства своих домов. В XVIII — начале XX вв. местное население активно торговало различными археологическими находками с Увека. В 1892–1893 гг. разрушительное воздействие на Увек оказало строительство Рязано-Уральской железной дороги. В середине XX в. Увек был поглощён Саратовом. В настоящее время большая часть памятника застроена частным сектором и приусадебными участками, хотя свободные участки памятника ещё сохраняются. Необходимы государственная охрана памятника, его постоянные осмотры и надзор. Видимо, нужна также специальная государственная программа научных археологических исследований Увека, так как сохранившаяся часть памятника продолжает интенсивно разрушаться.

В 2001–2002 гг. в торгово-промышленной палате Саратовской области был разработан проект частичной реконструкции памятника и создания на Увеке историко-культурного ансамбля с парком, где должен размещаться филиал музея краеведения, постройки ханского дворца, мавзолея, гончарной мастерской, монетного двора и других построек, а также построек для приёма и размещения туристов, и объектов социально-бытового назначения 20 . Этот проект имеет большие перспективы с точки зрения развития культурного туризма нашей области. В то же время, это позволит получить средства для дальнейшего исследования Увека и других памятников на территории Саратовской области. В плане культурного туризма, представляется наиболее продуктивной ориентация на российского потребителя, на детский и юношеский туризм, чем на иностранного туриста.

1 Карпини Д. П., Рубрук Г. Путешествие в Восточные страны. М., 1957. С. 118.

2 Фёдоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973. С. 16-17; Викторова Л. Л. Становление классового общества у древнемонгольских кочевников // Проблемы истории докапиталистических обществ. Т. I. М.,1968, С. 574; Гумилев Л. Н., Эрдейи И. Единство и разнообразие степной культуры Евразии в средние века. // Народы Азии и Африки, 1969, № 3. С. 77-89.

Интересно то, что город этот возник сразу же, т.е. он не вырос из какого-то небольшого поселения. Монголы, руками рабов из числа завоеванных ими народов, основали этот город. Укек сразу же стал крупным золоордынским городом, а также ремесленным, торговым сельскохозяйственным центром. Монголы имели такую привычку сразу же строить именно город, а не небольшое поселение. Согласно данным историков, Укек был основан в середине 13 века, а уже в 1262 г. здесь побывал известный венецианский купец Марко Поло. Собственно, именно в его книгах впервые и упоминается Укек.

Также в могиле найдены серебряная и деревянная посуда, деревянная ложка, гребень, золотые серьги в виде знака вопроса, золотые кружочки (имитация монет), бронзовое зеркало. И обряд захоронения, и дорогие вещи свидетельствуют, что это было погребение знатной особы, жены какого-то богатого человека. Вещи из этого уникального по сохранности комплекса выставлены в одном из залов Саратовского областного музея краеведения.

По закону Чингисхана монголы не должны были проявлять неуважение к другим религиям, даже к религиям покоренных народов. О том, что в Укеке свято соблюдали этот закон говорит следующий факт: совсем недавно археологи нашли здесь основание здания, которое было православным храмом или церковью. Существование русской колонии в Увеке подтверждают находки медных нательных крестиков, каменных и бронзовых иконок с изображением святых, русской керамики XIV века. Особенно интересна найденная небольшая каменная печать овальной формы. В середине её изображена львица, а вокруг идет надпись с именем владельца печати князя Михаила. Любопытна и другая находка: обломок каменной литейной формы для изготовления женских украшений — серебряных колтов. Подобная же форма встречалась при раскопках древнего Киева в тайнике под Десятинной церковью. Известны и другие археологические следы пребывания русских в Золотой Орде.

От Укека остался и литературный след: в 1930 году на левом берегу Волги, почти напротив Увека, близ селения Терновки (Подгорного), на территории Автономной Советской Социалистической Республики немцев Поволжья колхозниками, занятыми рытьём котлована для силосной ямы, была обнаружена в земле берестяная коробка, содержащая небольшую рукопись, писанную на берёсте. Рукопись была передана колхозниками в республиканский музей в городе Покровске (с 1931 года — город Энгельс), откуда она была переслана на выставку в Государственный Эрмитаж в Ленинграде.

Впоследствии археологическое обследование этой местности обнаружило там остатки золотоордынского поселения. Также было установлено, что рукопись была извлечена из погребения, датируемого XIV—XV столетием.

По получении рукописи в Государственном Эрмитаже была предпринята реставрация её, заключающаяся в очистке её от земли, расправлении покоробившихся и слипшихся листков и в заделке её в целлулоид. Снятые с рукописи фотографии были переданы специалистам для определения языка, на котором она написана. На основании того, что рукопись была писана уйгурским шрифтом, она была априорно определена сотрудниками Государственного Эрмитажа как уйгурская. Однако, видевшие рукопись тюркологи могли обнаружить уйгурские слова лишь на некоторых фрагментах, значительная же часть рукописи и притом наиболее сохранившаяся была ими признана не уйгурской. После обработки текста было установлено, что значительная часть её содержит монгольский текст.

Находка эта представляет большой интерес, ибо рукопись в первой своей части принадлежит к наиболее ранним памятникам монгольской письменности и к тому же она была обнаружена в Поволжье, то есть на территории Золотой Орды, являясь тем самым первой находкой этого рода.

Рукопись удалось полностью прочитать и перевести, так как оказалось, что текст рукописи содержит стихи. Это несколько облегчило задачу дешифровки, так как, исходя из законов аллитерации, параллелизма и т. д., можно было без особого труда вставить ряд строк и на повреждённые места текста.

Всего рукопись состоит из 25 фрагментов, из которых 19 содержат текст с обеих сторон, а шесть исписаны только с одной стороны. Монгольский текст содержат лишь шесть фрагментов, а остальные образуют уйгурскую часть рукописи.

Судя по археологическим находкам, город тянулся вдоль берега более двух километров. Над ним господствовала высокая гора, которая ныне называется Каланча. Увек имел квартально-усадебную планировку.

Центральный район Увека был аристократическим. В нём находились дворцы, общественные здания — мечети, бани, медресе и другие. Они были сооружены из обожженного кирпича на известковом растворе. Фасады зданий, а также внутренние парадные помещения украшались наборными майоликовыми панно из разноцветных изразцов. Рисунок там был геометрическим или растительным.

Здесь же располагались крупные аристократические усадьбы, окруженные высокими стенами, с бассейнами-водоемами, с богатыми домами из сырцового кирпича. Дома отличались пышностью и роскошью отделки. В комнатах вдоль трех стен устраивалась лежанка-суфа, внутри которой от печи проходили дымоходы-каналы для её обогрева. На внутренней стороне печи делали насечки для выпечки лепешек. Пол в жилище был земляной и кирпичный.

Вдоль Волги тянулся ремесленно-торговый район. Здесь были базары, караван-сараи, ремесленные мастерские. В них трудились самые разные мастера: ювелиры, кузнецы, медники, стеклодувы. В гончарных горнах изготовляли кирпич, изразцы, майолику и разнообразную посуду — простую и покрытую снаружи глазурью. В этом районе можно было увидеть стоящие тесно друг к другу небольшие дома. Там имелись очаги. В них жили мелкие торговцы, владельцы мастерских, наиболее квалифицированные, полузависимые ремесленники.

Отдельные кварталы занимали большие землянки с укрепленными сырцовым кирпичом стенами. Вдоль стен устраивались широкие лавки-суфы. Обогревалось такое помещение жаровнями с горячими углями. В этих землянках обитали рабы-ремесленники.

В южной части города располагался некрополь.

Скорее всего, город Тамерланом разрушен не был, но всей Золотой Орде был нанесен колоссальный по мощи удар, вызвавший упадок экономики и развал государства.

Спустя около 200 лет в районе Укека основывается город Саратов. Историки нашли свидетельства современников того времени о том, что в то время они хорошо видели развалины Укека. По некоторым данным, развалины существовали и в 19 веке.

Советская власть всерьез раскопками на Увеке не занималась и в итоге, в 1970 г. вся территория городища Укека была отдана под частную застройку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Саратовская область располагает огромным потенциалом историко-культурного наследия. Здесь имеется великое множество разнообразных объектов всех известных исторических эпох от каменного века до средневековья. Эти уникальные памятники делают наш регион одним из наиболее богатых в культурно-историческом отношении на всем евразийском пространстве. Вместе с тем, ценнейшая информация об этих памятниках, хотя и востребованная в научных кругах, практически не используется в системе социокультурного и экономического развития Саратова и области.

Среди огромного количества памятников культуры город Увек занимает важное место в истории нашего края. Увек, как и вся Золотая Орда в целом, имел огромное влияние на развитие Руси.

Выбор именно этого города обусловлен рядом причин: Во-первых, наследие Увека является неотъемлемой частью нашего края и нужно постараться, чтобы у жителей Саратова, имелось хотя бы небольшое представление об истории этого уникального города - о его существовании, устройстве, нравах и обычаях его жителей. Во-вторых, в последнее время возрос интерес жителей Саратова к Увеку и его истории, о чем свидетельствуют масштабные мероприятия, посвященные исторической реконструкции. О важности и масштабности реконструкции говорит тот факт, что инициатива реконструкторов, увлеченных идеей, получила поддержку правительства и приобрела статус официального театрализованного фестиваля, в котором принимают участие не только жители Саратова, но и гости со всей России. В-третьих, в сегодняшней, довольно непростой политической ситуации, представляется целесообразным обращаться к примерам из прошлого, дабы на опыте Увека показать возможность взаимоуважения, взаимодействия различных религий, толерантности, взаимопроникновения культур, и, в-четвертых, несмотря на то, что история золотоордынского города Укека во многом изучена, на наш взгляд остается еще очень много загадок, связанных с этим городом.

К целям и задачам, которые мы ставим перед собой в рамках данного исследования, можно отнести сохранение и популяризацию историко-культурного наследия нашего Отечества, формирование надежного фундамента для духовного, эстетического и патриотического воспитания молодежи, распространение информации о данном памятнике культуры как основы развития международного туризма, повышение инвестиционной привлекательности Саратовской области, активизацию работы по изучению древней истории Саратовского края, а также возможность поделиться своими знаниями и впечатлениями, привлечь внимание к изучению Увека.

Актуальность работы заключается в том, что изучение опыта города Увек в контексте современной политической ситуации может дать импульс положительным изменениям в сфере межнационального общения как в нашей стране, так и в архитектуре международных отношений, в целом (например, заимствование опыта по управлению городом, ведению торговых отношений, толерантности и т.д.).

Практическая значимость работы заключается в том, что в данной работе нами была предпринята попытка систематизировать собранный материал и проанализировать все положительные моменты с учетом возможности практического применения этих знаний на благо России.

ГЛАВА 1. "ВОЛЖСКИЕ ПОМПЕИ" - ПРЕДТЕЧА САРАТОВА

1.1. Краткая историческая справка

Увек (1250 - 1395) - один из первых и крупнейших городов Золотой Орды, а также всемирно известный археологический памятник средне-вековой культуры народов Поволжья.

1.2. План города

Судя по археологическим находкам, город тянулся вдоль берега более 2 км. Над ним господствовала высокая гора, которая ныне называется Каланча. Увек имел квартально-усадебную планировку.

Центральный район Увека был аристократическим. В нём находились дворцы, общественные здания — мечети, бани, медресе и другие. Они были сооружены из обожженного кирпича на известковом растворе. Фасады зданий, а также внутренние парадные помещения украшались наборными майоликовыми панно из разноцветных изразцов. Рисунок там был геометрическим или растительным.

Здесь же располагались крупные аристократические усадьбы, окруженные высокими стенами, с бассейнами-водоемами, с богатыми домами из сырцового кирпича. Дома отличались пышностью и роскошью отделки. В комнатах вдоль трех стен устраивалась лежанка-суфа, внутри которой от печи проходили дымоходы-каналы для её обогрева. На внутренней стороне печи делали насечки для выпечки лепешек. Пол в жилище был земляной и кирпичный.

Вдоль Волги тянулся ремесленно-торговый район. Здесь были базары, караван-сараи, ремесленные мастерские. В них трудились самые разные мастера: ювелиры, кузнецы, медники, стеклодувы. В гончарных горнах изготовляли кирпич, изразцы, майолику и разнообразную посуду — простую и покрытую снаружи глазурью. В этом районе можно было увидеть стоящие тесно друг к другу небольшие дома. Там имелись очаги. В них жили мелкие торговцы, владельцы мастерских, наиболее квалифицированные, полузависимые ремесленники.

Отдельные кварталы занимали большие землянки с укрепленными сырцовым кирпичом стенами. Вдоль стен устраивались широкие лавки-суфы. Обогревалось такое помещение жаровнями с горячими углями. В этих землянках обитали рабы-ремесленники.

В южной части города располагался некрополь.

1.3. Археологические находки

Было исследовано несколько мавзолеев с захоронениями. Любопытно богатое захоронение женщины в кирпичном склепе. На женщине была надета тонкая длинная шелковая рубаха, а сверху — парчовый, густо расшитый серебряными нитями халат. На ногах её были сафьяновые сапожки с острыми, слегка загнутыми вверх носами и мягкими подошвами.

Также в могиле найдены серебряная и деревянная посуда, деревянная ложка, гребень, золотые серьги в виде знака вопроса, золотые кружочки (имитация монет), бронзовое зеркало. И обряд захоронения, и дорогие вещи свидетельствуют, что это было погребение знатной особы, жены какого-то богатого человека.

Вещи из этого уникального по сохранности комплекса выставлены в одном из залов Саратовского областного музея краеведения.

Существование русской колонии в Увеке подтверждают находки медных нательных крестиков, каменных и бронзовых иконок с изображением святых, русской керамики XIV в. Особенно интересна найденная небольшая каменная печать овальной формы. В середине её изображена львица, а вокруг идет надпись с именем владельца печати князя Михаила.

Любопытна и другая находка: обломок каменной литейной формы для изготовления женских украшений — серебряных колтов. Подобная же форма встречалась при раскопках древнего Киева в тайнике под Десятинной церковью. Известны и другие археологические следы пребывания русских в Золотой Орде.

ГЛАВА 2. УВЕК - ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

2.1. Многообразие религий

В городе проживало многонациональное население. Городская культура золотоордынского Увека впитала в себя традиции различных народов: русских, монголов, половцев, алан, булгар, мордвы.

Люди исповедовали разные религии и при этом мирно сосуществовали друг с другом.

Основатель Монгольской империи Чингис-хан завещал терпимо относиться к представителям всех вероисповеданий. Его потомки старались выполнять этот завет. Так, в землях, подчинявшихся Улусу Джучи, христиан не подвергали никаким религиозным притеснениям. Более того, желая привлечь на свою сторону духовенство завоеванных стран, монгольские правители создавали для священнослужителей своеобразный льготный режим. Русская Православная церковь и армянская церковь, например, были освобождены от выплаты "выхода" и получали специальные ярлыки, которые защищали церковное имущество от притязаний ордынских чиновников. В городе Укеке Золотой Орды открывались храмы разных конфессий. Сами монголы в большинстве своем оставались язычниками-шаманистами. Если же кто-то из высокопоставленных монгольских аристократов начинал поклоняться Христу или Аллаху, это никого не задевало и считалось честным делом. [2, 209]

2.2. Перспективные направления работы в изучении Увека

За последние 10 лет на Увеке проводились разведки с использованием термографических и геофизических методов, а также раскопки на небольших участках экспедициями Саратовского госуниверситета и Саратовского областного музея краеведения. При этом ставилась задача выявления сохранившихся остатков средневековых сооружений под современными слоями и в прибрежной части под водой. Обработка материалов завершена, получены перспективные результаты исследований с применением новейших технических средств археологического поиска на сухопутных и мелководных затопленных участках культурного слоя.

Также предполагается создание в рамках сайта 3D экспозиции находок (предметы быта и вооружения, монеты и т.д.). 3D реконструкции позволят воссоздать вид предметов даже плохой сохранности. Современные IT технологии в состоянии смоделировать самые разные стороны жизни средневекового города.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Русь пробыла под татарским владычеством 242 года. И этот период её истории ознаменовался чрезвычайно тяжелыми материальными жертвами и полным упадком русской культуры, которая дотоле блестяще развивалась и опережала культуру западноевропейских стран.

А вместе с тем, если взглянуть на дело без предвзятости, следует признать, что кроме отрицательных качеств татары обладали и многими положительными - и как люди, и как правители. Прежде всего, они отличались непревзойденной честностью, верностью долгу и дисциплинированностью, и в этом отношении влияние их на русский народ могло быть только хорошим. Иго их было несомненно тяжелым, но, помимо всех перенесенных им бедствий, косвенно оно оказало Руси и большую услугу: из губившего страну удельного раздробления привело ее к единству, вызванному необходимостью общими силами свергнуть это иго". (из статьи историка М.Д. Каратаева)

В результате проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:

Привлечение внимания к Увеку особенно важно именно сегодня, когда российское общество стремится разрешить проблему объективного отражения многовековой истории нашего государства.

Выстраивая и развивая экономические отношения с Китаем, Индией, другими странами Востока, создавая новый транспортный коридор Европа - Азия через Саратов, мы возрождаем вековые традиции Великого шелкового пути, который проходил через Увек.

Перед нынешним поколением стоит очень нелегкая задача – спасти историческое наследие нашего города и сохранить его для потомков, для всей мировой культуры. Решение этой задачи требует немалых сил и средств, активизации всего научного потенциала и годы упорного, скрупулезного труда. Но это труд ради будущего нашего города, ради его процветания и благополучия.

В рамках данной работы нами была предпринята попытка проанализировать исследовательскую литературу по данной теме и привлечь внимание к этому историческому памятнику, поскольку образ жизни, структура общества и уклад, существовавшие в Увеке, могут послужить примером грамотного управления государством и плодотворного взаимодействия между представителями разных культур.

Несмотря на то, что материалы исследований Увека опубликованы в различных научных сборниках и монографиях, широко известны в России и за рубежом, и не раз становились предметом оживленных дискуссий, все же остается много вопросов, для решения которых необходимо объединение усилий ученых и людей (энтузиастов - реконструкторов), интересующихся историей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. История Саратовского края с древнейших времен до наших дней. - Саратов: ООО "Приволжское издательство", 2008.

2. Энциклопедия для детей. Том 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 1 От древних славян до Петра Великого – М.: Аванта+, 2001. – 688 с.

3. Саратовская панорама №36 (964) от 10.09.14, статья "Путешествие во времени".

4. Саратовская панорама №23 от 17 июня 2015 г., статья "Забытое прошлое".

5. Российская газета № 119 от 4 июля 2015г., статья "Волжские Помпеи возрождаются".

6. История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 2000. 416 с.

7. Рашитов Ф., Малов Н. Предшественник Саратова // Памятники Отечества. Сердце Поволжья. 1998.№1-2.

8. Сингатулин Р. Тайна саратовских "Помпей" // Техника-молодежи. - 2000

ПРИЛОЖЕНИЕ

НАРОДЫ, НАСЕЛЯВШИЕ УВЕК

ВНЕШНИЙ ОБЛИК ЗНАТНОЙ ЖИТЕЛЬНИЦЫ УВЕКА

ФЕСТИВАЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ "ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА"

Читайте также: