Реформы александра 1 в области образования сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Þ реорганизация управления системой образования: страна разбита на шесть образовательных округов во главе с попечителями и университетским центром; Главное управление училищ – высший орган управления системой образования.

Þ школьная реформа.

В основу школьной реформы были положены принципы:

§ бесплатное образование на ранних ступенях;

§ преемственность программ обучения.

Образование было разбито на 4 ступени:

Ступень образования Тип учебного заведения Программа обучения
1-ая ступень низшая (1 год обучения) приходские школы Закон Божий, чтение, арифметика, письмо
2-ая ступень (2 года обучения) уездные училища Грамматика русского (родного) языка, география, история, арифметика, геометрия, физика, естествознание, рисование, основы технологии др. = 15 предметов.
3-ья ступень (4 года обучения) губернские гимназии Латинский, немецкий, французский язык, география, история, статистика, логика, русская словесность, теория поэзии, эстетика, математический цикл, естественно – научный цикл, основы коммерции, технология, рисование.
4-ая ступень высшая университет

Þуниверситетская реформа(реформа высшей школы)

Университетам предоставлялась широкая автономия:

§ выборность ректора и профессуры;

§ собственный университетский суд;

§ невмешательство государственной администрации в дела университета;

§ право назначать преподавателей в училища своего округа.

Открывались новые университеты: Харьковский, Казанский, Петербургский.

Þпоявляются частные учебные заведения – подмосковный пансион В.В. Измайлова, Лазаревский Институт восточных языков, школа А.А. Ширинского-Шихматова для крестьянских детей в Смоленской губернии и др.

Þоткрытие лицеев– государственных закрытых учебных заведений для дворянства: 1811 – Царскосельский (Александровский) лицей, 1817 – Ришельевский лицей в Одессе, 1803 – Демидовский лицей в Ярославле, 1820 – лицей высших наук князя Безбородко в Нежине Черниговской губернии.

Реформы образования Александра II (1855 – 1881)

Þ 1863 – утверждение нового университетского устава

Основные положения:

· сокращены полномочия университетских инспекторов, попечителей учебных округов;

· управление передано в руки совета университета, который имел право: избирать ректора; назначать преподавателей; присуждать ученые степени; назначать стипендию студентам;

· увеличено число студентов;

· женщины в университет не допускаются.

Þ 1864 – утверждение нового устава гимназий

Основной принцип – бессословность, но высокая плата за обучение

Þ открытие учреждений нового типа– прогимназий

Þ 1864 - принятие устава по начальному образованию

Þ появление средних и высших учебных заведений для женщин

1872 – открытие женских высших курсов проф. В.И. Герье в Москве

1878 – открытие женскихкурсов проф. К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге

Þ 1871 – принятие нового устава гимназий:

§ реальные гимназии преобразовывались в реальные училища

Структура образования:

Высшая

Ступень

Гимназия
классическая реальная или современная

Средняя

Ступень

Начальная школа
государственная земская церковно-приходская воскресная

Низшая

Ступень

§ увеличен срок обучения в классических гимназиях до 8 лет;

§ упразднено преподавание естествознания;

§ увеличено количество часов по древним языкам;

§ введена строгая регламентация программ и методов преподавания;

§ введение института классных наставников и их помощников – надзирателей;

§ издание правил поведения учащихся в гимназии и вне её;

§ разработан специальный кодекс наказаний.

Реформы образования Александра III (1881 – 1894)

Þ1884 – издание нового университетского устава

§ управление университетами передано Министерству просвещения;

§ введен строгий отбор ректора, деканов, профессоров;

§ усилен надзор за студентами, введена форма для студентов,

§ значительно повышена плата за обучение;

§ снижено финансирование университетов.

Þ 1884– утверждение Положения о церковноприходских школах

§ значительно повышена плата за обучение в гимназиях и прогимназиях;

§ ограничен доступ в гимназии представителей низов.

GРезультаты образовательной политики правительства в XIX в.:

Общий уровень грамотности населения вырос за вторую половину 19в. более чем в 3 раза, хотя и составил к 1897г. всего 21,1% (1860 -6%), т. е. всего лишь около четверти населения России было грамотно. В Сибири, где не было земств, грамотность населения составляла чуть больше 12%.

Политические партии и педагогические организации предлагали ввести всеобщее внесословное, бесплатное и обязательное начальное образование.

Во второй половине 19в. обрели собственную письменность некоторые народы Поволжья (марийцы, мордва, чуваши и др.), открылись национальные начальные школы, появилась местная интеллигенция.

Основой среднего образования стала классическая гимназия. В конце 19в. на территории центральных губерний действовала 81 мужская гимназия и 64 женских гимназий.

Продолжался рост высшей школы, к концу века насчитывалось 63 высших учебных заведений. Если к началу 60-х годов в 14 университетах страны обучалось около 3 тыс. студентов, то в середине 90-х годов их численность составляла 17 тыс. человек.

Прогрессивные деятели педагогики XIX в.:В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.А. Корф, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, Н.Ф. Бунаков, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и другие.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА

И ШКОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В XX в.

Социально-политические изменения, произошедшие в стране после октябрьских событий 1917 г., не могли не отразится на характере российского образования.

Во главе школьного дела были поставлены видные деятели РКП: Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский.

Уже в первые годы советской власти была фактически ликвидирована дореволюционная система образования, школа отделена от церкви.

· Все школы становились доступными, едиными, трудовыми, бесплатными, девочки обучались совместно с мальчиками.

· Вводилась единая трудовая школа двух ступеней:

1 ступень (от 8 до 13 лет) – 5 лет обучения;

2 ступень (от 13 до 17 лет) – 4 года обучения.

· были отменены оценки, экзамены и учебники;

· в учебный процесс была введена трудовая деятельность;

· уроки часто заменялись бригадно-лабораторным методом, экскурсиями и походами;

· введенные в 1923 г. комплексные программы ГУСа требовали строить весь материал вокруг главных понятий: человек, природа, общество.

В первые годы после гражданской войны была объявлена кампания по ликвидации неграмотности. В 1920 г. создается ВЧК по ликвидации неграмотности во главе с Н.К. Крупской.

Во второй половине 20-х г.г. школьное образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса. В 1930 г. в стране введено как обязательное начальное (четырехклассное) образование.

В чрезвычайно сложном положении оказалась школа в годы Великой Отечественной войны. Многие дети (≈25%) были лишены возможности учиться. Тем не менее, в военные годы был принят ряд правительственных решений, касавшихся школьного образования:

· об обучении детей с 7-летнего возраста (1943),

· об учреждении школ рабочей молодежи (1943),

· об открытии вечерних школ в сельской местности (1944),

· о введении 5-балльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (1944),

· об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, 7-летней и средней школы (1944),

· о награждении золотыми и серебряными медалями (1944) и др.

Корректировались учебные планы и программы. Они были частично сокращены. Вводились военно-обронительные темы и военно-физическая подготовка.

Приоритетом школьной политики в 1945 – 1950 гг. стало всеобщее начальное и семилетнее обучение. В целом к концу 50-х гг. школа России перешла на всеобщее семилетнее обучение.

К концу 50-х годов определилась система учебных заведений среднего образования:

- 3-летние общеобразовательные школы;

- 3-летние вечерние школы;

- техникумы и другие учебные заведения.

С середины 60-х гг. в центр школьной политики был поставлен переход к всеобщему среднему образованию. К 1970 г. было завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения.

К началу 80-х гг. созидательный потенциал сложившейся школьной системы был в основном исчерпан. Бюрократизация, тотальная идеологизация, линия на уравнительность превращали школу в закрытое, оторванное от жизни учреждение. Интересы отдельного ребенка, инициатива учителей все более игнорировались. Все болезненнее становились недостаток в научно-педагогическом обосновании учебного процесса, отсутствие необходимых финансовых и кадровых ресурсов, фактический низкий уровень подготовки массы учащихся, рост непосещаемости школ.

Неудачной попыткой выхода из кризиса была школьная реформа 1984 г. Предусмотренные реформой планы слияния общего и профессионального образования оказались надуманными.

В ходе распада СССР во второй половине 80-х – начале 90-х гг. школа приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Тест 1.

1. Характер воспитания у восточных славян:

1) равный и всеобщий;

2. Сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит:

4. Дома, в которых дети дружинников учились ратному искусству:

2) княжеский дворец;

5. Воспитание в Древней Руси строилось на основе:

1) библейских заповедей;

2) традиций и обычаев;

3) греко-византийского педагогического опыта.

6. Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта:

1) Кириллом и Мефодием;

3) Ярославом Мудрым.

7. Появление первых школ было вызвано:

1) низкой грамотностью народа;

2) потребностями культуры;

3) потребностями духовенства.

8. Начальное обучение в Древней Руси осуществляли:

1) мастера грамоты;

9. Письменный памятник, свидетельствующий о быте и воспитании в средневековой Руси:

10. Первый печатный учебник, появившиеся в XVI в.:

11. Основоположник отечественного книгопечатания:

3) Григорий Котошихин.

12. Первая государственная школа повышенного образования:

1) Типографское училище;

2) Андреевское училище;

3) Греко-латинская школа.

13. Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687г., создана на основе школы:

1) Симеона Полоцкого;

2) братьев Иоанникия и Софрония Лихудов;

3) Феофан Прокопович.

15. Московское государство рассматривало западноевропейский педагогический опыт как:

1) угрозу православию;

2) эффективную систему;

3) считало приемлемыми лишь некоторые принципы и методы обучения и воспитания.

16. В Славяно-греко-латинской академии обучался:

17. Первое светское учебное заведение созданное при Петре I:

1) школа математических и навигацких наук;

2) Морская Академия;

3) горнозаводская школа.

18. Учебное заведение Эрнста Глюка специализировалось на:

1) изучении математики и физики;

2) изучении иностранных языков;

3) воспитании царских детей.

19. Академия наук открыта в:

20. В первой четверти 18в. в школы зачислялись добровольно и принудительно дети представителей всех сословий кроме:

2) крепостных крестьян;

21. Первые государственные общеобразовательные школы назывались:

1) начальные архиерейские;

22.Характер программы архиерейских школ:

1) светско - религиозный;

2) Феофан Прокопович;

24. Первое среднее учебное заведение закрытого типа для дворян:

1) Кадетский корпус;

2) Александровский лицей;

3) Учительская семинария.

26. Основная направленность школьной реформы Г. В. Лейбница:

27. Учёный-энциклопедист, инициатор демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук:

28. Екатерина II интересовалась педагогическими трудами и деятельностью (исключить лишнее):

3) И.Г. Песталоцци;

29. Русский просветитель-педагог, известный писатель и журналист 18в., определивший в воспитании три главных направления: телесное (физическое), нравственное и умственное:

30. А.Н. Радищев особое значение придавал:

1) эстетическому воспитанию;

2) нравственному воспитанию;

3) гражданскому воспитанию.

31. Бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившиеся вне контроля церкви:

1) народные училища;

3) приходские школы.

32. В главных народных училищах преподавание вели:

3) гражданские педагоги.

33. Классно-урочная система обучения в России введена:

34. Активный реформатор образования в России в конце 18в., последователь идей Я.А. Коменского:

35. Сколько университетов было в России в начале 19в.?

36. В лицеях преимущественно готовили:

3) высших государственных чиновников.

37. Дворянские девушки в начале 19в. получали образование:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


В XIX в. В России сложилась система высшего, среднего и начального образован.

В XIX в. В России сложилась система высшего, среднего и начального образования. Министерство народного просвещения было создано в 1802году. Реформа привела к созданию в каждом губернском городе гимназии , а в каждом уездном городе уездного училища. Приходские училища создавались в сельской местности.


Царскосельский (Александровский) лицей для детей дворян был открыт в 1811году.

Царскосельский (Александровский) лицей для детей дворян был открыт в 1811году. Это первое в России учебное заведение ставшее очень престижным. Оно являлось центром свободомыслия.

А.С.Пушкин получал свое образование в Царскосельском лицее и в своем творчес.

А.С.Пушкин получал свое образование в Царскосельском лицее и в своем творчестве выражал признательность Александру I и своим наставникам Наставникам, хранившим юность нашу, Всем честию, и мертвым и живым, К устам подъяв признательную чашу, Не помня зла, за благо воздадим. Полней, полней! и, сердцем возгоря, Опять до дна, до капли выпивайте! Но за кого? о други, угадайте. Ура, наш царь! так! выпьем за царя. Он человек! им властвует мгновенье. Он раб молвы, сомнений и страстей; Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей.

В первые десятилетия XIX века были открыты пять университетов: Дерптский, Каз.

В первые десятилетия XIX века были открыты пять университетов: Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский , Петербургский. Увеличивалось количество училищ и гимназий, что привело к увеличению потребности в подготовке большого числа педагогов. Первые педагогические ВУЗы появились в Москве и Петербурге.

Университетский устав 1804 г. регулировал деятельность университетов и опреде.

Университетский устав 1804 г. регулировал деятельность университетов и определил, что педагогические институты для подготовки учителей должны быть при каждом университете.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 082 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.09.2017 1791
  • PPTX 1.8 мбайт
  • 80 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Нарышкина Марина Вячеславна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Внутренняя политика Александра I (1801-1825 гг.) представляется достаточно любопытной. В начале своего царствования император рассчитывает провести либеральные реформы и даже даровать России Конституцию, отойдя от основ самодержавия. Однако в конце своего правления царь, столкнувшись с жёстким противодействием его замыслов, отказывается от своих ранних идей. С этого времени во внутренней политике можно наблюдать поворот к реакции.


Личность Александра I

Александр Павлович рос в в обществе сосуществования двух дворов: его бабушки Екатерины II в Санкт-Петербурге и его отца Павла I в Гатчине. Как известно, между матерью и сыном существовала острая неприязнь. Это отразилось на личности ещё совсем молодого Саши, который, по словам В.О. Ключевского, “должен был жить на два ума, держать две парадные физиономии”. Такие отношения сформировали в нём такие качества, как скрытность, лицемерие, склонность к лести и недоверие. Его воспитателем стал швейцарец Ф.С. Лагарп, который приучил юного наследника к либеральным идеям эпохи Просвещения о всеобщем равенстве. Вступая на престол, Александр I мечтал реализовать то, чему его научил Лагарп.

Дней Александровых прекрасное начало


В первые годы правления вокруг императора сложился неофициальный кружок молодых людей, помогавший Александру I – Негласный комитет .

Негласный комитет — неофициальный совещательный орган при Александре I в начале его правления. В него входили ближайшие друзья царя, знакомые ему с детства: граф П. А. Строганов, князь В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев.

Негласный комитет заседал “негласно” и сосуществовал с официальным законосовещательным органом – Непременным советом, куда входили екатерининские вельможи.

В первые годы своего вступления на престол император сделал себя славу тем, что отменил деспотические указы Павла I. Так, в 1801 г. произошло восстановление Жалованных грамот дворянству и городам, был принят указ об упразднении Тайной экспедиции — органа политического сыска. Также Александр повелел возвратить репрессированных при его отце. Кроме того, последовали послабления в ношении одежды, было разрешено вновь ввозить книги из-за границы.

Всё это было благодушно встречено обществом, благодаря чему этот отрезок его правления А.С. Пушкин метко назвал “дней Александровых прекрасное начало”. Под этой фразой он наверняка также имел ввиду ряд послаблений в печати. Так, в 1804 г. был издан либеральный по своему характеру цензурный устав.

Реформы в области образования

  1. В 1803 г. была проведена реформа просвещения, по которой в России впервые вводилась единая система учебных заведений. В ней было 4 ступени: церковно-приходские школы— 1 год, уездные училища— 2 года, губернские гимназии — 4 года и университеты. Реформа была построена по принципам бессословности и преемственности. То есть доступ к образованию был открыт для всех сословий. К тому же, учащийся мог при желании пройти все ступени обучения: от церковно-приходского школы до университета.
  2. В 1804 г. был принят либеральныйуниверситетский устав. Он провозглашал самоуправление университетов : самостоятельный выбор ректора, профессоров, учебной программы и т.д. Также произошло открытие новых университетов: 1802 г. — в Дерпте ; 1803 г. — в Вильно , в 1804 г. — в Харькове и Казани . В 1819 г. Петербургский институт был преобразован в университет.
  3. Открывались также привилегированные лицеи: Демидовский в Ярославле (1805) и Царскосельский (1811), где учился А.С. Пушкин.

Реформы в области государственного управления

  1. Важнейшим преобразованием Александра I стало создание в 1802 г. министерстввместо коллегий. В 1811 г. М.М. Сперанским было подготовлено “Общее учреждение министерств”, по которому определялись устройство и порядок работы органов центральной власти. Министр единолично принимал решения в своей сфере и нёс персональную ответственность перед императором. В том же 1802 г. создавался Комитет министров – орган, координирующий действия всех министров.
  2. В 1802 г. Александр I провёл реформу Сената. Он стал высшим судебным, административным и контролирующим органом. В его обязанности входило делать императору “представления” по поводу устаревших законов и принимать участие в обсуждении новых.

Деятельность М.М. Сперанского

Сын бедного священника, М.М. Сперанский, благодаря своей работоспособности и таланту смог из подняться по карьерной лестнице и стать вторым человеком в государстве после самого императора. Как-то раз в 1806 г., замещая заболевшего министра внутренних дел В.П. Кочубея, М.М. Сперанский своим докладом произвёл благоприятнейшее впечатление на Александра I. С этого времени он стал играть ведущую роль во всех гражданских реформах.


Крестьянский вопрос

Александр I был сторонником отмены крепостного права, но так и не решился пойти на его упразднение. Тем не менее он издал ряд указов, которые должны были немного облегчить положение крепостных. Важным было то, что император отказался добровольно раздавать государственных крестьян в частные руки.

  1. В 1801 г. вышел указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянами. Дворянство лишилось своей монополии на землю.
  2. Также в 1801 г. было запрещено печатать в газетах объявления о продаже крепостных. Дворяне вместо писали о том, что крестьянин сдаётся в аренду. Поэтому на практике указ не имел никакого значения.
  3. В 1803 г. был принят указ о вольных хлебопашцах. По нему землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп. Однако опять же на практике за первую половину XIX в. на волю было отпущено около 0,5% частновладельческих крестьян.
  4. В 1809 г. вышел указ о запрете помещикам ссылать крестьян в Сибирь.

Несмотря на ряд предпринятых мер, в реальности положение крепостных не улучшилось.

Отдельно стоит сказать о решении крестьянского вопроса в Прибалтике . В этом регионе в Лифляндской и Эстляндской губерниях в 1804-1805 гг. были изданы указы о точной фиксации повинностей крестьян в пользу помещиков. Впоследствии вышли указы об освобождении крестьян Эстляндской (1816 г.), Курляндской (1817 г.), Лифляндской (1819 г.) губерний от крепостного права. Крепостные освобождались, но без земли. Последний фактор имел ключевое значение. Не имея в собственности земли, крестьяне попали в ещё большую зависимость от помещиков, нежели ранее. Отмена крепостного права в Прибалтике впоследствии показала опасность освобождения крестьян без земли.

Проекты по отмене крепостного права в России


После Отечественной войны 1812 г. Александр I не оставил своих либеральных замыслов. Это проявилось, в том числе, и в отношении крепостных крестьян. Так, император приказал ряду чиновников разработать проекты по отмене крепостного права с тем условием, что это не вызывало бы сильного противодействия дворян. Среди всех программ выделяются проекты А.А. Аракчеева и Д.А. Гурьева.

  1. По мысли графа А.А. Аракчеева государство должно было каждый год выделять деньги на покупку земель, заложенных самими дворянами. Это бы не привело к росту их недовольства, потому что они сами заложили их государству из-за недостатка в средствах. Аракчеев предусматривал наделение крестьян землёй по 2 десятины на душу. Стоит сказать, что этот размер земли был необычайно мал, что вынудило бы крестьян арендовать поля у помещиков. Но самым любопытным моментом было то, что на реализацию проекта Аракчеева потребовалось бы около 200 лет.
  2. Проект министра финансов Д.А. Гурьева во многом основывался на записках правоведа М.Д. Балугьянского. Последний считал, что в России необходимо установить различные формы собственности, как в западных странах. Тогда крестьяне получат свободу без всякого специального указа. Стоит сказать об утопичности идеи искусственно насадить в России незнакомые ей формы собственности.

Александр I одобрил оба проекта, но как и во всех случаях ни один из них не был реализован.

Военные поселения

Перед непосредственным описанием такого феномена как военные поселения необходимо сказать пару слов о личности А.А. Аракчеева. Это был необычайно исполнительный государственный и военный чиновник. Именно он провёл успешную реформу артиллерии перед Отечественной войной 1812 г. Однако в традиционной историографии он остался как человек, давший название такому негативному явлению как аракчеевщина.

Разумеется, нельзя всё, что написано в данном определении приписывать А.А. Аракчееву. Известно, что первоначально сам Аракчеев был против военных поселений. Однако когда Александр I заявил, что они будут “во что бы то ни стало”, то он принялся за дело со всеми упорством и преданностью. С другой стороны, это не оправдывает введение им жёсткой дисциплины и суровых наказаний за нарушение порядка.

Итак, вернёмся к истории военных поселений. Идея состояла в том, чтобы поставить армию на самообеспечение , сократив тем самым государственные расходы. Особенно остро эта проблема встала сразу после Отечественной войны, когда экономика и финансы страны находились в критическом состоянии. Поэтому было решено подселить военных в деревню к государственным крестьянам. Чуть позднее было принято решение о превращении самих крестьян в военных поселенцев. В их задачи входило нести военную службу, проводить военные учения и в то же время обеспечивать себя, выращивая продукты.


Военные поселения – особая форма организации войск в России в 1810—1857 годах, сочетавшая военную службу с занятием сельским хозяйством. Военные поселения создавались в Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской губерниях.

Была введена жёсткая регламентация дня . За любое нарушение следовало телесное наказание. Такой порядок дел приходился в тягость поселенцам, в результате чего нередко происходили бунты. Самыми крупными стали восстания в Чугуеве в 1819 г. и в Новгороде в 1831 г. Все они были жестоко подавлены.

По началу государству удалось сэкономить определённую часть денег. Однако впоследствии поселения были упразднены из-за их неэффективности.

Конституционные идеи Александра I

  1. По результатам Венского конгресса, на котором обсуждались итоги победы над Наполеоном, Россию получала большую часть Польши. Эта территория вошла в состав империи под названием “Царства Польского”. Александр I решил реализовать свои либеральные замыслы в Польше, и в 1815 г. была принята Конституция Царства Польского. В Польше учреждался выборный двухпалатный парламент – сейм. В своей речи перед поляками император сказал, что желает даровать Конституцию и России.
  2. Вскоре Александр I секретно поручил Н.Н. Новосильцеву подготовить проект российской конституции. В 1821 г. Н.Н. Новосильцев представил царю “Государственную уставную грамоту Российской империи”. Проект выдвигал разделение ветвей власти, введение представительных органов и федеративный принцип. Должен был появиться законосовещательный парламент и из двух палат: Сената и Посольской палаты. Однако всё это осталось на бумаге. Вскоре Александр I полностью отказался от идей введения в России конституции. По мнению историка С.В. Мироненко это связано прежде всего с твёрдой позицией консервативной части дворянства оставить всё, как есть.

Поворот к реакции

Примерно в последние пять лет своего правления Александр I отказался от реформ и перешёл к реакционной политике.

  1. В 1822 г. было восстановлено право помещиков отправлять крепостных крестьян в Сибирь за плохие проступки.
  2. Император увлёкся мистицизмом и религией . В результате в области просвещения усилилось влияние церкви. Так, в 1817 г. — произошло преобразование Министерства просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Синода А.Н. Голицыным.
  3. Начались “чистки” в университетах. М.Л. Магницким был “разгромлен” Казанский университет. В 1819 г. 11 профессоров уволили за вольнодумство. Также произошло ужесточение цензуры.
  4. В 1822 г. Александр I издал рескрипт о запрете всех тайных обществ, в том числе масонских лож.

Подводя итог внутренней политике Александра I, стоит сказать, что император так и не смог достичь поставленной цели – даровать России конституцию. Сохранялась незыблемость самодержавия. Крепостное право так же не было отменено. Тем не менее было именно при Александре I решению крестьянского вопроса уделили особое внимание. Кроме того, в этот период была создана единая система образования, открыты новые университеты. Также в государственном управлении были проведены своевременные реформы.

В 1802 году было учреждено министерство народного просвещения. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений.

Новые принципы в системе образования:
бессословность учебных заведений,
бесплатность обучения на низших его ступенях,
преемственность учебных программ.

Предварительными правилами 1803 г. все учебные заведения были разделены на 4 разряда: 1) одноклассные приходские училища, заменившие малые народные училища, 2) 3-классные уездные училища, которые должны были быть в каждом уездном городе, 3) 7-летние губернские училища, или гимназии (бывшие главные народные училища) в губернских городах и 4) университеты.

Александр I


Всей системой образования ведало Главное управление училищ, созданное в 1803 г.

Появилось 6 университетов: в 1802 г. — Дерптский, в 1803 г. — Виленский, в 1804 г. — Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1832 г. Виленский университет был закрыт, а в 1834 г. был основан Киевский. Территория России была разделена на 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями стояли ученые советы при университетах.

В 1804 г. вышел Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего округа.

В 1804 г. также вышел первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Появились первые привилегированные средние университетские заведения — лицеи: в 1811 г. — Царскосельский, в 1817 г. — Ришельевский в Одессе, в 1820 г. — Нежинский.

Читайте также: