Речевой этикет нормы и традиции сообщение презентация

Обновлено: 27.04.2024

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Речевой этикет имеет национальную специфику. В российском обществе особую ценность представляют тактичность предупредительность терпимость доброжелательность выдержанность Слово - стрела, выпустишь - не вернешь

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности – находит своё выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжении разговора.

Составляющие акта общения начальные формулы общения основная часть формулы, используемые в конце общения Формулы представления, официального и неофициального приветствия Формулы прощания Формулы пожелания, приглашения, поздравления, просьбы, совета, рекомендации, отказа

Формулы представления - Разрешите с вами познакомиться. - Давайте познакомимся. - Будем знакомы. - Я хотел бы с вами познакомиться.

При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться: - Моя фамилия Сергеев. - Позвольте (разрешите) представиться. - Меня зовут Валерий Павлович.

Представление - Супругов представляют вместе: фамилию, имя жены, имя мужа. - По всем правилам представлять надо: младших старшим; подчиненного начальству; мальчика девочке; приятеля или подругу (не зависимо от возврата) родителям. - Если кого-то знакомят с мужчиной, то мужчина должен встать, а вот женщина может сидеть, за исключением случая, когда ей представляют старшую по возрасту женщину. - Представляя кого-либо, следует не только назвать его фамилию, но и кратко охарактеризовать. - Если знакомим двух людей одного возраста, то сначала называем того, кто нам ближе (родственника).

формулы приветствия - Здравствуйте! - Добрый день! - Привет! - Здравствуй!

Здороваемся - В помещении здоровается первым тот, кто входит. - Проходящий мимо здоровается первым независимо от возраста, когда кого-либо обгоняет. - Если увидели в окне или на балконе знакомого надо поздороваться легким поклоном, а не кричать на всю улицу.

- Когда обращаетесь с просьбой к незнакомым людям принято здороваться. - Здороваемся и прощаемся с соседями по столу в кафе или ресторане, купе поезда (но не со всем плацкартным вагоном), у врача, в канцелярии, в ложе театра, в маленьком домашнем магазине. - Мужчина здоровается с женщиной первым, даже если сам находится в обществе других женщин. Женщина здоровается первой с женщиной старше себя.

Приглашение - Позвольте (разрешите) пригласить вас… - Приходите на праздник (юбилей, встречу). - Будем рады видеть вас. Поздравление: - Разрешите поздравить вас с… - Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления… - Горячо поздравляю…

Просьба - Сделайте одолжение… - Если вам не трудно (если вас это не затруднит)… - Будьте любезны… - Не могу ли попросить вас… - Очень вас прошу… Советы и предложения - Разрешите порекомендовать вам… - Позвольте обратить ваше внимание на… - Я бы предложил вам…

Формулировка отказа - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие). - В настоящее время это (сделать) невозможно. - Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой. - Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу. - Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).

Формулы прощания - До завтра. - До вечера. - До свидания.

Поэтическая игра * Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо * Зазеленеет старый пень, когда услышит добрый день * Если больше есть не в силах, скажем маме мы спасибо * Когда нас бранят за шалости говорим мы прости пожалуйста * И во Франции и в Дании на прощанье говорят до свидания * Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь здравствуйте

Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка , то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке. Формулы обращения

“ Ты ” и “ Вы ” Пустое ” Вы ” сердечным ” Ты ” она , обмолвясь , заменила . А . С . Пушкин .

Ты - общение Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия. При установившихся отношениях Вы – общения ими предпринимаются попытки намеренного снижения социальной самооценки адресата и навязывания Ты – общения. Это является деструктивным элементом речевого общения, уничтожающим коммуникативный контакт.

ВЫ Обращение на “ Вы ” свидетельствует о большей вежливости : К незнакомому , малознакомому адресату В официальной обстановке общения При подчеркнуто вежливом , сдержанном отношении к адресату К равному и старшему (по возрасту , положению) адресату ТЫ Обращение на “ Ты ” свидетельствует о меньшей вежливости : К хорошо знакомому адресату В неофициальной обстановке общения При дружеском , фамильярном , интимном отношении к адресату К равному и младшему (по возрасту , положению) адресату

Таким образом, речевой этикет позволяет устанавливать нужный контакт с собеседником в определённой тональности, в различной обстановке общения, отражать разный характер взаимоотношений общающихся и т. п.

Речевой этикет

№ слайда 1

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, кас

№ слайда 2

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”

Этика речевого общения Речевая этика – это правила должного речевого поведения,

№ слайда 3

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежли

№ слайда 4

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Речевой этикет имеет национальную специфику. В российском обществе особую ценность представляют

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника,

№ слайда 5

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелани

№ слайда 6

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

 Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождения

№ слайда 7

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем постр

№ слайда 8

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности – находит с

№ слайда 9

Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности – находит своё выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжении разговора.

Составляющие акта общения

№ слайда 10

Составляющие акта общения

Формулы представления

№ слайда 11

При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость предста

№ слайда 12

При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться:

Представление - Супругов представляют вместе: фамилию, имя жены, имя мужа.- По в

№ слайда 13

Представление - Супругов представляют вместе: фамилию, имя жены, имя мужа.- По всем правилам представлять надо: младших старшим; подчиненного начальству; мальчика девочке; приятеля или подругу (не зависимо от возврата) родителям.- Если кого-то знакомят с мужчиной, то мужчина должен встать, а вот женщина может сидеть, за исключением случая, когда ей представляют старшую по возрасту женщину.- Представляя кого-либо, следует не только назвать его фамилию, но и кратко охарактеризовать.- Если знакомим двух людей одного возраста, то сначала называем того, кто нам ближе (родственника).

формулы приветствия

№ слайда 14

Здороваемся - В помещении здоровается первым тот, кто входит.- Проходящий мимо з

№ слайда 15

Здороваемся - В помещении здоровается первым тот, кто входит.- Проходящий мимо здоровается первым независимо от возраста, когда кого-либо обгоняет.- Если увидели в окне или на балконе знакомого надо поздороваться легким поклоном, а не кричать на всю улицу.

- Когда обращаетесь с просьбой к незнакомым людям принято здороваться.- Здоровае

№ слайда 16

- Когда обращаетесь с просьбой к незнакомым людям принято здороваться.- Здороваемся и прощаемся с соседями по столу в кафе или ресторане, купе поезда (но не со всем плацкартным вагоном), у врача, в канцелярии, в ложе театра, в маленьком домашнем магазине.- Мужчина здоровается с женщиной первым, даже если сам находится в обществе других женщин. Женщина здоровается первой с женщиной старше себя.

Приглашение - Позвольте (разрешите) пригласить вас… - Приходите на праздник (юби

№ слайда 17

Приглашение - Позвольте (разрешите) пригласить вас… - Приходите на праздник (юбилей, встречу). - Будем рады видеть вас. Поздравление: - Разрешите поздравить вас с… - Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления… - Горячо поздравляю…

Просьба - Сделайте одолжение… - Если вам не трудно (если вас это не затруднит)…

№ слайда 18

Просьба - Сделайте одолжение… - Если вам не трудно (если вас это не затруднит)… - Будьте любезны… - Не могу ли попросить вас… - Очень вас прошу… Советы и предложения - Разрешите порекомендовать вам… - Позвольте обратить ваше внимание на… - Я бы предложил вам…

Формулировка отказа - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить

№ слайда 19

Формулировка отказа - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие). - В настоящее время это (сделать) невозможно. - Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой. - Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу. - Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).

Формулы прощания - До завтра. - До вечера. - До свидания.

№ слайда 20

Формулы прощания - До завтра. - До вечера. - До свидания.

Поэтическая игра *Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо*Зазеленеет

№ слайда 21

Поэтическая игра *Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо*Зазеленеет старый пень, когда услышит добрый день*Если больше есть не в силах, скажем маме мы спасибо*Когда нас бранят за шалости говорим мы прости пожалуйста *И во Франции и в Дании на прощанье говорят до свидания *Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь здравствуйте

Формулы обращения Если в начале века универсальными способами обращения были гра

№ слайда 22

Формулы обращения Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке.

Уважительное отношение к участникам разговора В традициях русского речевого этик

№ слайда 23

Перебивание. Встречные реплики Вежливое поведение в речевом общении предписывает

№ слайда 24

“Ты” и “Вы” Пустое ”Вы” сердечным ”Ты”она,обмолвясь, заменила.А.С.Пушкин.

№ слайда 25

“Ты” и “Вы” Пустое ”Вы” сердечным ”Ты”она,обмолвясь, заменила.А.С.Пушкин.

ВЫ – общение В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной

№ слайда 26

Ты - общение Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди н

№ слайда 27

Ты - общение Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия. При установившихся отношениях Вы – общения ими предпринимаются попытки намеренного снижения социальной самооценки адресата и навязывания Ты – общения. Это является деструктивным элементом речевого общения, уничтожающим коммуникативный контакт.

ВЫ Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости:К незнакомому, малозна

№ слайда 28

ВЫ Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости:К незнакомому, малознакомому адресатуВ официальной обстановке общенияПри подчеркнуто вежливом , сдержанном отношении к адресатуК равному и старшему (по возрасту, положению) адресату ТЫОбращение на “Ты” свидетельствует о меньшей вежливости:К хорошо знакомому адресату В неофициальной обстановке общенияПри дружеском, фамильярном,интимном отношении к адресатуК равному и младшему (по возрасту, положению) адресату

Принято считать, что Ты – общение всегда является проявлением душевного согласия

№ слайда 29

Таким образом, речевой этикет позволяет устанавливать нужный контакт с собеседни

№ слайда 30

Таким образом, речевой этикет позволяет устанавливать нужный контакт с собеседником в определённой тональности, в различной обстановке общения, отражать разный характер взаимоотношений общающихся и т. п.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Речевой этикет . Презентация на заданную тему содержит 44 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ” “Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Правила речевого этикета Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него. Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам. Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника. Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить. Речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.

Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших. Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.

Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора и литературы. Без языка и колокол нем. В добрый час молвить, в худой промолчать. Говорить не устать, было бы что сказать. Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.

Пословицы и поговорки об этикете Умный не говорит, невежда не дает говорить. Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай. Дед говорит про курицу, а бабка - про утку. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает, как немой речь говорит. Все беды человека от его языка. Корову ловят за рога, людей за язык. Слово - стрела, выпустишь - не вернешь. Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать. Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.

А вот героиню другой пушкинской сказки братья — богатыри узнают сразу, без расспросов, кто такая и откуда: И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали.

Аналогичные примеры не только из литературы, но из жизни каждый вспомнит великое множество. Аналогичные примеры не только из литературы, но из жизни каждый вспомнит великое множество. Но дело не в количестве примеров, а в том, что за ними стоит. Меняются времена и нравы, но люди разных поколений, принадлежащие к разным социальным слоям общества, с неизменным вниманием относятся к речевому этикету, уважительному обхождению, доброму слову.

Современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. молодежный жаргон) в тех ситуациях, когда этого делать не стоит. Сленг, конечно, засоряет язык, но избавиться от него невозможно. Из него можно только вырасти. К 11 классу частота употребления сленга снижается. Ребята взрослеют, узнают больше, общаются с большим кругом людей, читают больше и для них на первый план выходит задача: достичь в жизни определенных высот, прежде всего, в профессиональном плане. Значит, говорить надо по — русски. Чаще употребляют сленг учащиеся 8 классов, показывая, таким образом, свою взрослость и принадлежность к определенному кругу избранных.

Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность — критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность. Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность — критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность. Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.

Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения. 1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику. 2.Соблюдение субординации по возрасту. 3.Учёт ответной реакции собеседника. 4.Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение. 5.Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени — отчества собеседника.

Способы, которые помогают избежать негативного слова. Чего не следует говорить Меня не интересует ваше предложение Я ничего об этом не знаю. Я с вами не согласен, это совсем не так. Сколько можно звонить! Я ещё не получил такой информации. Сейчас я не хочу об этом говорить. Вы неправильно сделали этот отчет.

Комплимент - любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент — одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Комплимент одобряет и ободряет! Как вы хорошо выглядите! Вы так прекрасны! У вас замечательные глаза! А вы такой интересный собеседник! Вы так увлекательно рассказываете! Вы прекрасный человек (ученик)!

Мобильные телефоны. Ими пользуются практически все. Но использование сотовых телефонов во время управления автомобилем нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям, поэтому водителям необходимо самим соблюдать этические нормы поведения и не ждать, пока их заметит инспектор ГИБДД и оштрафует. Звонок мобильного телефона можно услышать сегодня где угодно: на улице, в автобусе, на выставке. Очень часто телефоны звонят на спектаклях, ещё чаще — в кинотеатрах и в школе на уроке, что является недостатком воспитания их владельцев.

Речевой этикет: нормы и традиции

Первый слайд презентации: Речевой этикет: нормы и традиции

урок родного русского языка в 5 классе разработала Сыражова Л. Ф, учитель русского языка и литературы

Речевой этикет: нормы и традиции

Слайд 3: Цели урока

Цели урока

Слайд 4: Ключевые понятия, термины урока

Речевой этикет, вежливость, обращение.

Слайд 5: Инструментарий учителя

Учебное пособие «Русский родной язык. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2019: § 15, упр. 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150. Учебный диалог, работа в группах.

Слайд 6: Ценностно-эмоциональный этап

Слайд 7: Ценностно-познавательный этап

Слайд 8: Ценностно-познавательный этап

Слайд 9: Ценностно-познавательный этап

Ценностно-познавательный этап

Слайд 10: Ценностно-познавательный этап

Ценностно-познавательный этап

Слайд 11: Ценностно-познавательный этап

Ценностно-познавательный этап

Слайд 12: Ценностно-познавательный этап

Ценностно-познавательный этап

Слайд 13: Ценностно-познавательный этап

Слайд 14: Ценностно-познавательный этап

Ценностно-познавательный этап

Слайд 15: Ценностно-рефлексивный этап

Ценностно-рефлексивный этап

Слайд 16: Ценностно-рефлексивный этап

Читайте также: