Различие авторской позиции в капитанской дочке и истории пугачева сообщение

Обновлено: 05.05.2024

В течение всей жизни интерес Пушкина к истории не иссякал, он изучал труды, посвященные различным ее периодам: от античной эпохи од современного поэту правления Николая I. Эти исследования нашли свое отражение во многих стихотворениях, таких как "Лицинию", "Стансы", "Пир Петра Великого"; им была создана историческая драма "Борис Годунов", он начал работу и над более крупным, прозаическим произведением "Арап Петра Великого", из-под его пера вышел значительный труд — исследование "История пугачевского бунта", впоследствии переименованное в "Историю Пугачева".

На стыке 20—30-х годов XIX в. русское образованное общество было увлечено чтением романов Вальтера Скотта, следствием чего стало появление первых русских романов в духе В. Скотта. В 1836 г., в некоторой степени отдавая дань моде, написал свой роман и Пушкин. Легко можно заметить сходство образов, ситуаций, описанных русским и английским авторами: центральный в произведениях является любовная история, существует "треугольник", в котором благородному герою (черты характера также заимствованы Пушкиным у В. Скотта) противостоит некий "злодей"; главный герой теряет свою возлюбленную, но в конце произведения происходит их счастливая встреча; иерархия образов тоже аналогична: главные герои являются вымышленными, а исторические лица появляются редко, выполняют функции раскрытия характеров главных героев и сюжетообразующую.

С другой стороны, несмотря на внешнюю "копированность" "Капитанской дочки", этот роман превзошел романы В. Скотта, которые в наше время рассматриваются в качестве детских произведений, и остается предназначенным для "взрослого", серьезного чтения.

Заметным отличием было и то, что роман написан в форме мемуаров. Надев маску "издателя", Пушкин тем самым подчеркнул минимальность своей причастности к роману. Но глубокое изучение произведения позволяет читателю увидеть в нем и авторскую позицию. Казалось бы, воспоминания Петра Андреевича Гринева о своей молодости, на которую пришлось такое историческое событие, как восстание Пугачева, – как может автор выразить свое мнение? Однако пушкинская позиция проявилась в том, что он выбрал именно этот период, в том, как описал бунт и его непосредственного участника, зачинщика – Емельяна Пугачева. Изображение предводителя восставших подвергалось значительной метаморфозе со времени первого обращения Пушкина к этому событию – в "Истории Пугачева". Произведение поражает изобилием кровавых сцен расправы с отказавшимися присягнуть новоиспеченному царю. В "Капитанской дочке" они присутствуют, но не в таком количестве, Пушкин сознательно "забывает" о них, ставя целью изображение его положительных качеств. В романе Пугачев с легкой руки Пушкина предстает прообразом его идеала милостивого правителя – "человека на троне" (по выражению Державина). Пугачев – мужицкий царь, он обладает властью, но пользуется ей мудро. Можно сказать, он благороден, для него существует чувство долга: он помнит совершенное по отношению к нему добро и не может не отплатить тем же (в ситуации с Гриневым: юноша пожаловал Пугачеву – тогда еще безымянному бродяге-вожатому – заячий тулуп, и тот в благодарность сохранит ему жизнь). Кроме того, "злодей" способен и к простому человеческому пониманию, сочувствию – Гринев обращается к нему с просьбой выручить из беды невесту – Машу Миронову. Пушкин красочно изобразил реакцию Пугачева: девушка-сирота в руках злодея?! Недопустимо! Нужно обязательно ее вызволить! Предводитель ценит искренность, и даже известие о том, что ему солгали и Марья Ивановна – вовсе не племянница попадьи, не вызывает его гнева: Гринев объяснил ситуацию, и Пугачев нашел его действия правильными. Как не назвать такого человека благородным? Довершает картину "положительности" Пугачева сказка, рассказанная им в XI главе. "Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью…", — эти слова заставляют читателя создать в своем воображении новый, опоэтизированный образ самозванца. Пушкин сравнивает Пугачева с орлом, а орел всегда был для него символом свободы, могущества (к примеру, в стихотворениях "Узник", "Пророк", "Поэт", в незавершенной поэме "Езерский") – таким образом, рассказывая эту сказку, Пугачев проповедует заключенную в ней идею яркой вольной жизни и приобретает уважение и, в некоторой степени, восхищение читателя, становится немного загадочным.

Подобная ситуация и с Екатериной II. Императрица, по закону обязанная заключить Гринева в тюрьму за измену присяге (юноша долгое время находился в стане бунтовщиков и по неясной ей причине не был убит их главарем), вняла объяснениям Маши Мироновой и освободила его из-под стражи.

Изображение в таком свете власть имущих – императрицы и мужицкого царя – указывает на позицию автора по отношению к тому, какими они должны быть.

Пушкин неоднократно подчеркивает важность чувства долга и чести, причем не только в правителе, но и в каждом человеке. Авторская точка зрения может быть прослежена по ситуациям, в которые попадают его герои и где им приходится решать серьезные нравственные вопросы, и по решениям, которые они выбирают. Примером следования принципам чести и долга служит Гринев. Именно он всегда делает правильный, по мнению автора, выбор: предпочитает бесчестной жизни честную смерть; он между долгом офицера и долгом благородного человека выбирает последнее, презирая формальное отношение к людям оренбургского генерала, отказавшего ему в помощи; наконец, честь невесты для него важнее его собственной. Гринев за свой выбор неоднократно ставил под угрозу свою жизнь или честь, но Пушкин не дал ему умереть или опозориться, тем самым подчеркнув правильность его действий. Пушкин выражает свою позицию косвенно, через создание образа честного человека.

Таким образом, в "Капитанская дочка" – произведении, где, на первый взгляд, присутствие автора ничем не выражено и сам он максимально отдаляет себя от какого-либо участия в сюжете, – взгляд Пушкина на некоторые вопросы все же можно увидеть в исторических событиях, выбранных для изображения, в том, какие проблемы приходится решать героям и как они это делают. Каждое произведение Пушкина содержит хотя бы маленькую частицу его самого – либо он сам является героем, либо герою принадлежат некоторые черты автора, либо он незримо присутствует, оценивая поступки, характеры героев; "Капитанская дочка" не является исключением.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

І. Вступительная часть

ІІ. Основная часть

2.Интерес Пушкина к событиям Пугачевского бунта

4.Сравнение исторической повести и исторического труда

ІІІ. Заключительная часть

Целью своей работы мы считаем сравнение образов Пугачева в исторической повести и в историческом труде между собой и с материалами Военной коллегии, а также изучение задач, которые стояли перед автором.

Давно известно, что Пушкину в высшей степени присуще историческое чувство и историческое мышление. Историзм – одно из тех свойств художественного гения поэта, которое легло краеугольным камнем в основание его реализма.

Можно сказать историю, особенно русскую, Пушкин воспринимал исключительно лично, интимно, и это нисколько не мешало, наоборот, помогало ему видеть истинный, хотя подчас затаенный, отнюдь не лежащий на поверхности ее смысл. Свою жизнь Пушкин вписывал в историю России, которую, в свою очередь, просматривал через призму своей судьбы человека и поэта. Это органическое слияние личного удела и исторического движения покоилось на убеждении Пушкина в неостановимости исторического процесса, который определяет вполне постигаемые чувством и разумом законы, побуждающие людей, участников исторического действа, выбирать ту или иную позицию, не оставаться пассивными и равнодушными зрителями.

Чтобы получить представление о характере работы писателя с документами, мы приводим описание внешности Пугачева в материалах Военной коллегии, «Истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос № 23. Автор и рассказчик, отличие их позиций в оценке событий восстания Пугачева

Какие критические идеи выражены автором при общей характеристике причин восстания?

2. Кто принимал участие в Пугачёвском восстании?

2) малые народы, жившие между Волгой и Уралом (башкиры и др.)

3) крепостные крестьяне

4) солдаты, которые набирались из крепостных крестьян

5) рабочие уральских заводов.

3. Какие сильные и слабые стороны крестьян. восстания показал Пушкин в своей повести?

6. Каков смысл эпизода рас­правы над семьей капитана Миронова в контексте всей повести? Сцена жестокой расправы показывает, что даже ес­ли Пугачев не хочет убивать всех этих людей, он обязан подчиниться желанию толпы, раз уж он встал во главе бунта и называет себя царем.

8. Почему Пугачев помогает Гриневу? Как он сам объясняет свой поступок? Почему ему важно восста­новить справедливость в истории Маши Мироновой?

9. Где происходит последняя встреча Гринева и Пугачева? Почему Г. присутствует на казни Пугачева? Гринев идет на казнь Пугачева потому, что он хочет проститься с челове­ком, с которым у него были человеческие отношения. Сочувствие, благодарность и прощение — такие чувства побудили Гринева к этому поступку.

Человеческие чувст­ва: уважение к Гриневу, жалость и сострадание к бедной сироте — оказываются выше, значимее той роли, которая предписывается Пугачеву его статусом, властью.

13. Речевая характеристика Пугачёва

14. Чем похожи образы Пугачева и Екатерины?


Отношение Гринёва к Пугачёву

Гринёв в Пугачёве видит талантливого полководца, отваж­ного, умного и великодушного человека, который избегает ненуж­ной жестокости, стремится быть справедливым, защищает бедных и сирот. Однако Гринёв остаётся в плену дворянских взглядов, привитых ему окружающей средой. Он считает Пугачёва честолю­бивым человеком, который стал во главе восстания в надежде захва­тить, подобно Гришке Отрепьеву, царский престол. Гринёв не видел того, что Пугачёв был вождём народного восстания, боролся за интересы крестьянства против дворян. В сообщниках Пугачёва он видит только людей жестоких, проникнутых ненавистью к дворя­нам (Белобородое, Xлопуша), или бесчестных людей, перешедших на сторону Пугачёва из-за личных выгод или страха (Швабрин).

Другой тип (образ Орла) является выразителем героического характера. Он не может мириться с существующим состоянием неволи, рабства. Все его помыслы направлены на борьбу за лучшие свободные формы жизни. Меньше всего он думает о сохранении своей жизни. Он предпочитает недолгую, но свободную жизнь жизни продолжительной, но рабской.

Сказка об Орле и Вороне, рассказанная Пугачёвым в ответ на предложение Гринёва прибегнуть к милосердию государыни, гово­рит о героическом характере вождя крестьянского восстания.

Гринёв не был в полной мере положительным героем для А. С. Пуш­кина. Не может быть он таким и для нас. В нём есть черты классово-дворянской ограниченности. Гринёв не понимает смысла больших общ.-революц. событий, невольным участником ко­торых он является. Он некритически относится к существующему гос. строю и главе его — Екатерине II. Неправ Гринёв в оценке крестьянского восстания: он не замечает в вос­стании элементов организованности, смысла и особой формы гу­манности.

Дополнительные материалы


- Когда, как появляется Пугачев на страницах повести?

- В каких главах еще говорится о Пугачеве?

(Портрет Пугачева, содержание и характер его речи, его об­ращение к окружающим его казакам и Гриневу. Рассказчик видит в Пуга­чеве отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, силь­ного и незлого. Удивила Гринева и песня, которую поют казаки).

- Изменилось ли отношение рассказчика к Пугачеву в11-й главе? (Он отмечает ту же простоту, душевность, конечно, Пугачев умеет быть важным, но чаще он прост, искренен и говорит правду.)

- В каких сценах повести показано, что Пугачев обречен, и ско­рая страшная гибель неминуема?

б) Когда Пугачев рассказывает калмыцкую сказку;

в) Когда говорит о своих людях, что они ненадежны, воры.

Возможно, Гриневу в эту минуту хотелось поддержать его хотя бы взглядом, разделить его участь, ведь жизнью, счастьем своим он обязан был ему, Емельяну Пугачеву. Таким образом, Пугачев наполнил жизнь Гринева глубоким смыс­лом, содержанием, а повесть — глубиной содержания.

Дополнительный материал для учителя

Прототип пушкинского Пугачева — реаль­ное историческое лицо, самозванец, глава восставших. Историчность Пу­гачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (см. главу "Пугачевщина").

Но Пугачев в пушкинском романе не тождествен своему историче­скому прототипу. Образ Пугачева — сложный сплав исторических, реаль­но-бытовых, символических и фольклорных элементов. Пугачев — персонаж романа, участник сюжетного действия. Он увиден глазами Гринева. Как персонаж он появляется только тогда, когда его жизнь пересекается с жиз­нью мемуариста. Облик Пугачева физически конкретен, рассказчику вполне ясен и его соц. статус: он казак, "бродяга", главарь "шайки разбойников".

Несмотря на свою "реалистичность", Пугачев резко отличается от дру­гих героев. И в главе "Вожатый", и во время бунта перед нами человек, внешность которого выразительна, но обманчива. Внутреннее, скрытое кажется в нем значительнее того, что доступно взгляду Гринева. Человеческий облик Пугачева сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание под­чинить человека и готовность ему помочь. Пугачев может грозно хмурить­ся, напускать на себя "важный вид" и улыбаться, добродушно подмигивать.

В романе постоянно говорится о глазах Пугачева. Эта деталь необхо­дима для создания его динамического портрета. В сюжете романа из "бродяги" он превращается в "великого государя". В нем проступают то черты плутоватого казака, то мудрость народного вождя и полководца. В некоторых эпизодах (см. главы "Незваный гость", "Мятежная слобода", "Сирота") метаморфозы следуют одна за другой: властный и грозный "госу­дарь" оборачивается искренним и милосердным спасителем "его благоро­дия" и "красной девицы"; нетерпеливый и скорый на расправу человек — рассудительным и примиряющим (глава "Мятежная слобода"). Мотив пре­вращения пришел в роман из фольклора (мифа и волшебной сказки).

Пугачев говорит о вариантах развития своей судьбы: о походе на Мо­скву ("Дай срок, то ли еще будет, как пойду на Москву"), о возможном триумфе ("Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Моск­вою"). Довольный своими военными победами, он предполагает даже "по­тягаться" с самим прусским королем Фридрихом. Но ни один из этих вари­антов судьбы не осуществился.

Пугачев — фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как в дет­ском заячьем тулупчике ("Улица моя тесна; воли мне мало"). Власть его кажется безграничной, но он осознает трагизм своей судьбы — это подчеркнуто и в любимой песне Пугачева ("Не шуми, мати зеленая дубровушка. "), и в рассказанной им калмыцкой сказке. Как и вся­кий трагический герой, Пугачев предстает в героическом ореоле. Милуя своих противников, он гордо отвергает совет Гринева — "прибегнуть к ми­лосердию государыни". Им движет не чувство непомерной вины, а уверен­ность в несокрушимой правоте. Он хозяин своей судьбы и не может при­нять то, что щедро дает другим людям. Милосердие для него — унизитель­ная милостыня.

Гринев пытается понять роль Пугачева в своей судьбе, в судьбе Маши. Заячий тулупчик и общеизвестное "долг платежом красен" — слишком про­стое объяснение всего происшедшего (долг был оплачен, даже с лихвой: Пугачев прислал Гриневу овчинный тулуп, коня и полтину денег). Мемуа­рист осознает, что этот человек почему-то выделил его из толпы, спас, по­мог, устроил его личное счастье ("Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня"). Но Гринев прозревает в их отношениях другой, выс­ший смысл. Пугачев представляется ему человеком исключительным, по­сланным самой судьбой. Как просвещенный человек, мемуарист не склонен верить в пророчества и чу­деса. Пугачев возник из метели, едва не погубившей Гринева, из сна, в ко­тором отец неожиданно предстал в облике вожатого. Пугачев стал его "во­жатым" по жизни, в нем совместились и здравый смысл, и логика чуда — логика мифа.

Пугачев одновременно реален и фантастичен, недоступен для пони­мания. Он — звено, соединившее обыкновенного человека Гринева с ми­ром таинственного и загадочного: с судьбой и историей. Пугачев разрушает привычную одномерность жизни Гринева.

Образ Пугачева — центральный образ романа, хотя Пугачев и не явля­ется главным действующим лицом. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни ис­торической. Фигура Пугачева соизмерима только с фигурой Петра I. Среди русских исторических деятелей своей эпохи Пушкин личности такого масштаба не находил.

Образ Пугачева очень важен для изо­бражения эпохи.

С одной стороны, он дан как историческая личность — талантли­вый руководитель военных действий повстанцев против прави­тельственных войск 1773-1774 гг.

С другой стороны, автор обращает внимание на человеческие ка­чества Пугачева, которые раскрываются во взаимоотношениях с Гриневым: эта линия вымышленная, субъективная.

Первая встреча Гринева с Пугачевым дана при романтиче­ских обстоятельствах: буран, степь.

Сон Гринева предвещает дальнейшее развитие отно­шений. Присутствуют внешние черты сходства, появляются не­которые качества хар-ра Пугачева (кровожадность, лукав­ство), Пугачев во сне — отец Гринева, хочет его благословить.

Образ Пугачева как народного вождя показан в свете концепции русского национального характера:

а) ум, сметливость

б) широта натуры

в) способность совершать благородные поступки

г) смелость, отвага

д) с одной стороны, сила, возникает даже мотив богатырства

е) память на добро

ж) свободолюбие (см. сказку старой калмычки).

Средства раскрытия образа Пугачева:

2. В образе Пугачева проявляются некоторые романтические черты.

а) Одиночество. Пугачев одинок даже среди единомышленников. Он понимает, что они готовы предать его, если появится возможность таким образом спастись.

б) Демонизм. Пугачев наделен чертами романтического злодея.

в) С этим образом связан традиционный романтический мотив — мотив разбойников.

г) Образ Пугачева связан с романтической символикой: Гринев впервые встречает его в буран.

3. Обращение к фольклору. Подчеркнута чисто народная стихия.

Народность образа Пугачева ярко выражается в речи. Много пословиц, поговорок, устойч. выраж-й.

Роль образа Пугачева в любовном сюжете.

6. Противопоставлен образ Пугачева образу Савельича: свободолюбие и независимость одного и подневольное положение другого, которое он считает единственным для себя возможным.

7. Вставные элементы. Сказка старой калмычки об орле и вороне, объясняет жизненную позицию самозванца и создает вокруг него романтический и, в общем, трагический ореол.

С другой стороны, Пушкин, в отличие от Гринева, понимает смысл восстания гораздо глубже. Так, писатель показывает объективно-исторические причины восстания, его неизбежность. Он сознает, что жестокость восставших является ответом на жестокость властей.Пушкин видит в восстании не только разрушительную силу, но и стремление народа к воле. Одновременно писателю ясна трагическая обреченность восставших. Наконец, Пушкин раскрывает перед читателем поэтическую стихию, сопровождающую народ в его вольнолюбивых стремлениях.

Важнейшим средством выражения авторской позиции является сюжет произведения. История любви Гринева и Маши, увенчавшаяся счастливым браком, подтверждает мысль автора о том, что суровые испытания закалили души героеви предварили ихблагоденственное житие и многочадиекак награду за их мужество и верность в любви, проявленные в трагическую годину Пугачевского бунта.

В выявлении авторской позиции проявилось пушкинское мастерство композиции. Не случайно эпизоды насилия со стороны властей предшествуют эпизодам насилия со стороны восставших.Так, например, в шестой главе читатель впервые видит изуродованного башкирца. Затем этот же башкирец становится одним из главных вершителей казни защитников крепости.

Свою позицию автор высказывает и через систему персонажей. Так, например, благородного Гринева писатель противопоставляет подлому Швабрину. Образ Пугачева оттеняется образами его сподвижников – Хлопуши и Белобородова.

Вопросы и задания

3. Охарактеризуйте идейную направленность пушкинского романа. В чём проявляется неоднозначное отношение писателя к народному восстанию, его предводителю, другим героям произведения?

4. Прокомментируйте заглавие романа.

8. Кратко охарактеризуйте образы Андрея Петровича и Авдотьи Васильевны Гриневых. Какие черты родителей наследовал Петруша?

9. Сопоставьте характеры Савельича и мосье Бопре. Какие качества крепостного дядьки Петруши оттеняются с помощью образа учителя-француза? Назовите наиболее важные эпизоды произведения, характеризующие Савельича. Как образ Савельича соотнесен с образом Пугачева?

10. Какой тип русской жизни воссоздан автором в образе Ивана Зурина? Как его образ оттеняет главного героя?

11. Расскажите о коменданте Оренбурга генерале Андрее Карловиче Р. В каких эпизодах раскрывается его характер? С какой стороны образ генерала оттеняет образ Пугачева.

12. Расскажите о семье Мироновых и её окружении. Какие черты русского национального характера раскрываются в образах Ивана Кузьмича, Василисы Егоровны, Ивана Игнатьича, отца Герасима и Акулины Памфиловны? Чем интересен образ урядника Максимыча?

13. Охарактеризуйте Машу Миронову как главный женский образ в романе. Какие черты русской женщины соединились в духовном облике Маши? В чём сходство дочери капитана Миронова с Татьяной Лариной? Что отличает двух героинь? Какова роль Маши Мироновой в сюжете произведения? Какие художественные приемы использует автор при создании её образа? Отметьте также черты характера служанки Палаши – верной спутницы Маши.

13. Рассмотрите образ Швабрина – антагониста Гринева. Какие качества этого персонажа делают его антиподом главного героя? Каковы, с точки зрения автора, причины душевной низости Швабрина?

14. Перечислите известных вам эпизодических лиц в романе и кратко охарактеризуйте их.

15. Какие реальные исторические лица действуют или упоминаются в произведении? Дайте им краткую характеристику. Подробнее расскажите о Екатерине II. Какие черты проявляет императрица по отношению к Маше и Петру Гриневу? Какую цель преследовал Пушкин, создавая образ милостивой государыни?

16. Подробно рассмотрите образ Пугачева. Какие противоречия в характере этого героя выявляет Пушкин? Какие художественные средства используются при создании образа предводителя восстания?

18. Назовите экспозиционные главы романа и кратко охарактеризуйте их. Что мы узнаем о Петруше Гриневе, его родителях и воспитателях из первой главы? Какие жизненные принципы вынес Петруша из родительского дома?

19. Почему главу «Вожатый следует считать экспозицией образа Пугачева? Какие элементы художественного текста помогают автору создать образ будущего предводителя восстания?

20. Как в третьей главе раскрываются характеры и нравы обитателей Белогорской крепости?

26. Почему одиннадцатую главу обычно рассматривают как кульминационную в изображении народного восстания и в раскрытии характера Пугачева? Выявите идейный смысл сказки об орле и вороне и отношение к ней Пугачева, Гринева и автора.

27. По какой причине двенадцатую главу принято считать кульминационной в развитии любовной интриги? Какой поворот происходит здесь в судьбах главных героев?

Тема 6. М.Ю.Лермонтов. Краткие биографические сведения. Лирика[17]

С другой стороны, Пушкин, в отличие от Гринева, понимает смысл восстания гораздо глубже. Так, писатель показывает объективно-исторические причины восстания, его неизбежность. Он сознает, что жестокость восставших является ответом на жестокость властей.Пушкин видит в восстании не только разрушительную силу, но и стремление народа к воле. Одновременно писателю ясна трагическая обреченность восставших. Наконец, Пушкин раскрывает перед читателем поэтическую стихию, сопровождающую народ в его вольнолюбивых стремлениях.

Важнейшим средством выражения авторской позиции является сюжет произведения. История любви Гринева и Маши, увенчавшаяся счастливым браком, подтверждает мысль автора о том, что суровые испытания закалили души героеви предварили ихблагоденственное житие и многочадиекак награду за их мужество и верность в любви, проявленные в трагическую годину Пугачевского бунта.

В выявлении авторской позиции проявилось пушкинское мастерство композиции. Не случайно эпизоды насилия со стороны властей предшествуют эпизодам насилия со стороны восставших.Так, например, в шестой главе читатель впервые видит изуродованного башкирца. Затем этот же башкирец становится одним из главных вершителей казни защитников крепости.

Свою позицию автор высказывает и через систему персонажей. Так, например, благородного Гринева писатель противопоставляет подлому Швабрину. Образ Пугачева оттеняется образами его сподвижников – Хлопуши и Белобородова.

Вопросы и задания

3. Охарактеризуйте идейную направленность пушкинского романа. В чём проявляется неоднозначное отношение писателя к народному восстанию, его предводителю, другим героям произведения?

4. Прокомментируйте заглавие романа.

8. Кратко охарактеризуйте образы Андрея Петровича и Авдотьи Васильевны Гриневых. Какие черты родителей наследовал Петруша?

9. Сопоставьте характеры Савельича и мосье Бопре. Какие качества крепостного дядьки Петруши оттеняются с помощью образа учителя-француза? Назовите наиболее важные эпизоды произведения, характеризующие Савельича. Как образ Савельича соотнесен с образом Пугачева?

10. Какой тип русской жизни воссоздан автором в образе Ивана Зурина? Как его образ оттеняет главного героя?

11. Расскажите о коменданте Оренбурга генерале Андрее Карловиче Р. В каких эпизодах раскрывается его характер? С какой стороны образ генерала оттеняет образ Пугачева.

12. Расскажите о семье Мироновых и её окружении. Какие черты русского национального характера раскрываются в образах Ивана Кузьмича, Василисы Егоровны, Ивана Игнатьича, отца Герасима и Акулины Памфиловны? Чем интересен образ урядника Максимыча?

13. Охарактеризуйте Машу Миронову как главный женский образ в романе. Какие черты русской женщины соединились в духовном облике Маши? В чём сходство дочери капитана Миронова с Татьяной Лариной? Что отличает двух героинь? Какова роль Маши Мироновой в сюжете произведения? Какие художественные приемы использует автор при создании её образа? Отметьте также черты характера служанки Палаши – верной спутницы Маши.

13. Рассмотрите образ Швабрина – антагониста Гринева. Какие качества этого персонажа делают его антиподом главного героя? Каковы, с точки зрения автора, причины душевной низости Швабрина?

14. Перечислите известных вам эпизодических лиц в романе и кратко охарактеризуйте их.

15. Какие реальные исторические лица действуют или упоминаются в произведении? Дайте им краткую характеристику. Подробнее расскажите о Екатерине II. Какие черты проявляет императрица по отношению к Маше и Петру Гриневу? Какую цель преследовал Пушкин, создавая образ милостивой государыни?

16. Подробно рассмотрите образ Пугачева. Какие противоречия в характере этого героя выявляет Пушкин? Какие художественные средства используются при создании образа предводителя восстания?

18. Назовите экспозиционные главы романа и кратко охарактеризуйте их. Что мы узнаем о Петруше Гриневе, его родителях и воспитателях из первой главы? Какие жизненные принципы вынес Петруша из родительского дома?

19. Почему главу «Вожатый следует считать экспозицией образа Пугачева? Какие элементы художественного текста помогают автору создать образ будущего предводителя восстания?

20. Как в третьей главе раскрываются характеры и нравы обитателей Белогорской крепости?

26. Почему одиннадцатую главу обычно рассматривают как кульминационную в изображении народного восстания и в раскрытии характера Пугачева? Выявите идейный смысл сказки об орле и вороне и отношение к ней Пугачева, Гринева и автора.

27. По какой причине двенадцатую главу принято считать кульминационной в развитии любовной интриги? Какой поворот происходит здесь в судьбах главных героев?

Тема 6. М.Ю.Лермонтов. Краткие биографические сведения. Лирика[17]


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Исследовательская работа по литературе Исторический и художественный образ Ем.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Исследовательская работа по литературе Исторический и художественный образ Ем.

Цели и задачи реферативной работы: - проследить, как на исторической основе с.

Цели и задачи реферативной работы: - проследить, как на исторической основе создается художественный образ; -что роднит и чем отличается образ Емельяна Пугачева в историческом труде и художественном произведении; -как портретная характеристика и речь персонажа способствуют раскрытию образа главного героя; -рассмотреть различные точки зрения исследователей творчества А.С.Пушкина на своеобразие образа Е. Пугачева.

Гипотеза: авторский подход при создании образа Емельяна Пугачева различный, т.

Гипотеза: авторский подход при создании образа Емельяна Пугачева различный, так как отличаются цели создания исторического труда и художественного произведения.

Замысел «Капитанской дочки « возник у Пушкина ещё до начала работ над «Истори.

Пушкин испытывал большой интерес к внешнему облику Пугачева . Во время печата.

Пушкин испытывал большой интерес к внешнему облику Пугачева . Во время печатания своего сочинения Пушкин через книжный магазин Ф. Белизара заказал гравировать портрет Пугачева в Париже и задержал отправку своей книги с дарственной подписью до получения портрета этого бунтовщика.

« Емельян Пугачев , Зимовейской станицы служилый казак, был сын Ивана Михайло.

В художественном произведении речь действующих лиц выступает как эффективное.

В художественном произведении речь действующих лиц выступает как эффективное средство типизации или индивидуализации характера персонажа. Для того, чтобы как можно полнее раскрыть социальный, моральный и культурный облик героя, автор использует различные средства общенационального языка.

«Пугачёва привезли прямо на двор к графу Панину, который встретил его на крыл.

«Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошёл к нему и взглянув ему в лицо.

В крепости у станичной избы постланы были ковры и поставлен стол с хлебом -со.

Образ Емельяна Пугачева в свете критики. Максим Горький в предисловии к амери.

Читайте также: