Сообщение о обуви древней руси

Обновлено: 18.05.2024

Поршни — один из самых древних и простых видов обуви беднейших горожан и крестьян. Изготовляли их и из дубленой и из сыромятной кожи. По крою их разделяют на два типа: цельнокроеные и детальнокроеные. Существовало множество видов такой обуви. Поршни ХI-ХIII вв. делали путем простейшего стягивания куска кожи в области носка и пятки лыковым или кожаным шнурком, пропущенным затем через одиночные прорези на бортах. Шнурки стягивали поршень и завязывались вокруг ноги поверх штанов, чулок или обмоток. С XIV века носок и пятку поршня зашивают нитками, использовавшаяся кожа была более жесткой. Такие поршни просуществовали в быту крестьян до XX в.

Башмаки шили из дубленой коровьей или козьей мягкой кожи с отворотами выше щиколотки. Способ кроя двух типов: цельнокроеные или из двух кусков кожи. Часто башмаки украшали вышивкой или декоративной строчкой. В ХIII-ХIV вв. начали применять тиснение. Крепились к ноге с помощью ремешка, пропущенного через ряды дырочек в области щиколотки. Башмаки носили не только горожане, но и достаточно обеспеченные сельские жители.

Туфли — обувь с жесткой подошвой и низкими бортиками. По крою они делятся на два подтипа: туфли из цельного верха и подошвы и туфли из детально-кроенного верха и подошвы.

Для первого типа применялись два варианта соединительных швов: сбоку и сзади. Туфли скреплялись шнурками на подъеме или с внутренней стороны щиколотки. Иногда они украшались резьбой на подъеме, аналоги таких туфель носили в Европе. Туфли детальнокроеные имеют глубокую головку с язычком на подъеме, составной задник с прокладками, трехслойную подошву с широким низким наборным каблуком, который был прикреплен деревянными шпильками и прошит дратвой. Детали верха сшивались тачным швом, а верх с подошвой - сандальным. Туфли на ноге закреплялись с помощью ремешка, который кроился вместе с внутренней половиной задника и был пропущен через прорези на язычке.

Сапоги домонгольской Руси можно разделить на два подтипа: сапоги, скроенные из крупных кусков кожи с цельнотянутыми голенищами и скроенные из нескольких мелких деталей. Далее традиция изготовления наследуется и частично повторяет крой башмаков: задники с треугольным вырезом и подошвы с удлиненными язычками, выполняющими конструктивное и декоративное назначение. Наборный каблук явился результатом усовершенствования многослойной прокладки у подошвы сапог, бытовавших в XII в. Сапоги носили богатые люди. Непременной принадлежностью княжеской одежды были цветные сапоги, нередко расшитые жемчугом и бляшками.

В XIV веке мягкие сапоги и башмаки вытесняются более жесткими формами.

Древнерусская кожаная обувь XII-XIV вв.

Древнерусская кожаная обувь XII-XIV вв.

Древнерусская кожаная обувь XII-XIV вв.

Древнерусская кожаная обувь XII-XIV вв.

Туфли с прорезным орнаментом. XIV в. (импорт из Европы).
Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. 1985

Древнерусская кожаная обувь XII-XIV вв.

Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. 1985

Древнерусская кожаная обувь XII-XIV вв.

Древнерусская кожаная обувь XII-XIV вв.

Древнерусская обувь. Эволюционная таблица VIII-ХVI вв. (составлена М.А. Сабуровой)
1-3 - мягкие туфли из Старой Ладоги; 4-21 - мягкие туфли, сапоги и поршни Х1-ХШ вв. Новгород, Псков; 22-25 - детали туфель и сапог ХIV-ХVI вв. Новгород, Псков

Древнерусская кожаная обувь XII-XIV вв.

Древнерусская орнаментированная обувь (составлена М.А. Сабуровой)
1-14 - туфли, сапоги с вышивкой, продержкой и тиснением XV в. Новгород, Псков, Москва; 15-20 - редкие формы обуви (привозные изделия)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

В недавней статье я рассказал о русской одежде, теперь пришла пора обуви. Обувь является одним из самых ярких элементов культуры, по ней определяли знатность рода и его финансовое положение. Давайте я расскажу вам, что носили разные сословия на Руси.

Как изготавливали обувь?

Безусловно, вся обувь на Руси изготавливалась вручную. И обычно из того, что могли достать в хозяйстве: кожа, мех, ткань. Всё это сшивалось вручную, а потому и процесс создания одной богатой пары обуви мог затянуться.

Обувь крестьян

Крестьянин на Руси всегда был беден. А потому сапоги для простолюдина были непозволительной роскошью, и самой распространённой обувью были лапти . Они делались из коры дерева, изготовленной особым способом. Лыко сдирали с дерева весной, потом отмачивали в воде и убирали ненужную кору, оставляя гладкую поверхность, с которой и работали.

По тому, из какого дерева были сделаны лапти (дуб, ива, можжевельник и др.) можно было определить и примерное место проживания крестьянина.

На праздники плелись особые, писаные лапти. Лыко в них было узкое и вымоченное в горячей воде, благодаря чему получались красивые лапти красного или розового оттенка с особым узором. За год один крестьянин мог сносить около 60 пар обуви, а их изготовлением занимались старики.

Помимо лаптей, крестьяне носили и чоботы - обувь, очень похожую на кожаные сапоги. Чоботы шились из одного-двух кусков кожи. В то время как подошва была скроена из хребтовой части шкуры. Такая обувь была менее доступна, но удобнее в носке и более долговечна.

Обувь ратников

В 10 веке ратники начали носить кожаные сапоги . Вероятно, это было заимствованием у кочевых народов. В такой обуви было гораздо легче оседлать коня и вести бой. Сапоги ратников были прочнее и толще обычных, без особых узоров и украшений. Важной деталью такой обуви, сохранившейся и по сей день, являются портки, кусок ткани, который наматывается особым образом около ступни и голенища. Именно это спасало ноги ратников от неудобной обуви, грело в холода и являлось дополнительной защитой. Сапоги для обычной жизни были черного цвета, а в праздники надевалась красная обувь.

Обувь знатных людей

Знатные сословия носили только кожаные сапоги. Они делались на мягкой подошве с приподнятым кверху носком. Так же сапоги могли быть разной длины: как до щиколотки, так и до колена. Кожу обуви красили в красный, зеленый или золотой цвета. А в качестве украшений использовались дорогие ткани, такие как атлас и шёлк, и драгоценные камни. Чем дороже была обувь, тем большим почётом и уважением пользовался их владелец.

Мифология народов мира — у нас вся мифология, магия, история — мифические существа, боги, богини, духи, фейри — герои мифов и легенд. Мифология и мифические существа собраны из самых разных источников. Подробная информация практически о всех персонажах мифологии - о богах (асах и ванах), богинях, демонах, чудовищах, боги Скандинавии и Древней Греции. Правда заключается в том, что таких существ тысячи и мы каждый день встречаемся с ними в обычной жизни.

Обувь у древних славян — История

Обувь у древних славян — поршни, лапти

Обувь древних славян

Обувь у древних славян : Самой древней обувью на Руси были простые мягкие туфли - поршни. Их делали из целого куска мягкой кожи, подбирая его по краю кожаным ремнём, которым обматывали ногу, чтобы поршни не спадали. Делали и простые башмаки - чёботы, но в основном тачали (шили) сапоги. О небрежно сделанной работе сейчас говорят: "Два сапога - пара, и оба на левую ногу". А в те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только в процессе носки. Сапоги носили все: и мужчины и женщины, и дети. Появился особый вид ремесла - кожевенно-сапожный, так как сапожник кожу для работы подготавливал сам.

Для каждодневной, недорогой обуви, употреблялась сыромятная недублёная кожа. С 9 века для изготовления обуви стали выделывать мягкую кожу, а подошва для прочности сшивалась в несколько слоёв. Позднее для подошвы стали использовать толстую воловью кожу. Потом из этой кожи стали делать и каблуки.

Обувь древних славян - башмаки

Любимые на Руси сапоги сначала подшивали нитками, потом появились деревянные гвоздики, которые со временем были заменены металлическими. Кожа хорошо сохраняется в земле, и среди археологических находок немало древней русской обуви. Поэтому мы знаем, что для прочности в задники сапог вставлялась берестяная прокладка, а перед обшивался вторым слоем кожи. Голенище доходило до колена и косо срезалось так, чтобы спереди сапог был выше, чем сзади.

Иногда использовали кожу натурального цвета, но чаще её красили. Самым распространённым был чёрный цвет. Однако парадные сафьяновые сапоги могли быть и красными, и жёлтыми, и зелёными, и белыми, и голубыми. Красили кожу при выделке сами сапожники. Особая профессия красильщика появилась значительно позже.

Сапоги для холодного времени года утеплялись войлоком. Сапоги и полусапожки (с более коротким голенищем и мягкой пяткой) надевались на онучи - куски плотной ткани, которые навёртывались на ногу. (Теперь их чаще называют портянками). Зимние онучи делали из меха, и они назывались шкарпетками. Валяная обувь - валенки, катанки - появилась только в 19 веке. Её делали из овечьей шерсти. Валенки с коротким голенищем носили название валяные коты, чуни, кеньги. Изготовление валенок было делом трудоёмким, поэтому и стоили они довольно дорого. Небогатая семья имела, как правило, только одну пару валенок на всех, и носить их приходилось по очереди или по старшинству.

Обувь древних славян - бродни

Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для болшинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи - несбыточной мечтой.

Лапти появились в глубокой древности. В других странах их не носили. Когда на Всемирной выставке 1889 года в Париже в российском павильоне были выставлены лапти, они привлекли всеобщее внимание. Французы спорили: одни говорили, что в такой обуви ходят все русские, другие утверждали, что лапти надевают только в торжественных случаях.

Материал для лаптей найти было нетрудно: их плели из липового лыка, реже из коры ракиты, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Сколько же губилось молодых деревьев, если только из одного российского села Мыт Владимирской губернии в Москву отправляли до пятисот тысяч пар лаптей в год!

Обувь древних славян - чёботы

Перед началом плетения лаптей лыко размачивали, очищали от коры и разрезали на ленты. Затем одновременно из пяти-шести лент, образуя строку, на специальной деревянной колодке начинали плетение, используя обычный крючок. В его ручку для тяжести заливалось олово, и ею удобно было подбивать плетение, достигая его большей прочности и плотности. Особое умение было нужно для плетения задника - запятника, где соединялись все лыки.

Лапти плели разными, в зависимости от назначения. Будничные лапти плелись из широкого лыка, праздничные - из вязового, предварительно отмоченного в горячей воде; они выглядели значительно наряднее и имели розовый или красноватый цвет.

Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Летом, отправляя на сенокос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, - рачки или в лапти из верёвки - чуни. В некоторых местностях умудрялись плести лапти даже из конскоговолоса - волосянки. Самыми плохонькими считались каверзни - лапти, сплетённые из ракиты.

Обувь древних славян - сапоги

В зависимости от времени года, лапти обували на холщовые, шерстяные или суконные подмотки (онучи). Таким образом, лапти можно было носить в любую погоду. Держались лапти на оборах - кожаных узких ремешках или верёвках из конопляного волокна - моченцах, опоясывающих ногу до колена. Плелись лапти без различия правой и левой ноги:

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней. "В дорогу идти - пять пар плести", - говорили в народе. Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей), отсюда их доступность и распространённость.

Поршни — самая древняя обувь на Руси. Их производили из куска мягкой кожи, закрепляли кожаным ремнем, которым обматывали всю ногу для прочности. Простые сапоги — чёботы, также были в спросе, но в основном для простых людей поршни были неазменимой обувью. О небрежно сделанной работе сейчас говорят: "Два сапога пара, и оба на левую ногу". А в те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только в процессе носки. Сапоги носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Появился особый вид ремесла — кожевенно-сапожный, так как сапожник кожу для работы подготавливал сам.

Первая обувь славян, фото № 1

Первая обувь славян, фото № 2

Для каждодневной, недорогой обуви, употреблялась сыромятная недублёная кожа. С 9 века для изготовления обуви стали выделывать мягкую кожу, а подошва для прочности сшивалась в несколько слоёв. Позднее для подошвы стали использовать толстую воловью кожу. Потом из этой кожи стали делать и каблуки.

Первая обувь славян, фото № 3

Первая обувь славян, фото № 4

Сапоги для холодного времени года утеплялись войлоком. Сапоги и полусапожки (с более коротким голенищем и мягкой пяткой) надевались на онучи — куски плотной ткани, которые навёртывались на ногу. (Теперь их чаще называют портянками). Зимние онучи делали из меха, и они назывались шкарпетками. Валяная обувь — валенки, катанки — появилась только в 19 веке. Её делали из овечьей шерсти. Валенки с коротким голенищем носили название валяные коты, чуни, кеньги. Изготовление валенок было делом трудоёмким, поэтому и стоили они довольно дорого. Небогатая семья имела, как правило, только одну пару валенок на всех, и носить их приходилось по очереди или по старшинству.

Первая обувь славян, фото № 5

Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится — "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для болшинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи — несбыточной мечтой.

Лапти появились в глубокой древности. В других странах их не носили. Когда на Всемирной выставке 1889 года в Париже в российском павильоне были выставлены лапти, они привлекли всеобщее внимание. Французы спорили: одни говорили, что в такой обуви ходят все русские, другие утверждали, что лапти надевают только в торжественных случаях.

Первая обувь славян, фото № 6

Материал для лаптей найти было нетрудно: их плели из липового лыка, реже из коры ракиты, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Сколько же губилось молодых деревьев, если только из одного российского села Мыт Владимирской губернии в Москву отправляли до пятисот тысяч пар лаптей в год!

Перед началом плетения лаптей лыко размачивали, очищали от коры и разрезали на ленты. Затем одновременно из пяти-шести лент, образуя строку, на специальной деревянной колодке начинали плетение, используя обычный крючок. В его ручку для тяжести заливалось олово, и ею удобно было подбивать плетение, достигая его большей прочности и плотности. Особое умение было нужно для плетения задника - запятника, где соединялись все лыки.

Лапти плели разными, в зависимости от назначения. Будничные лапти плелись из широкого лыка, праздничные - из вязового, предварительно отмоченного в горячей воде; они выглядели значительно наряднее и имели розовый или красноватый цвет.

Первая обувь славян, фото № 7

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней. "В дорогу идти - пять пар плести", - говорили в народе. Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей), отсюда их доступность и распространённость.

Обувь на Руси: c X по XX век

У каждого народа есть своя традиционная обувь, которая является важным элементом костюма. Её облик и технологии изготовления передавались от отцов к детям. Так, исследуя историю развития обуви, можно узнать и историю всего народа, а также проследить его связи с другими этносами. Традиционно в качестве материалов для изготовления обуви в Древней Руси в основном использовали лыко, бересту, кожу.

Примечательно, что обувь помогает определить этнический состав древнерусского населения. Так, у поволжских народов (IX–X вв.) финно-угорской группы были в ходу поршни особого кроя - такие были найдены в Белоозере. Башмаки, которые имеют удлинённую пятку, генетически связаны с формой обуви, исторически распространённой по всей Европе. Такие башмаки были обнаружены в Старой Ладоге. Встречаются они и в некоторых других северо-западных городах Руси.

Обувь является и индикатором времени: процесс изменения её внешнего вида и технологий изготовления прошёл определённые этапы развития, что позволяет учёным с высокой точностью датировать находки.

Лапти на Руси

Самой древней обувью, бытовавшей на Руси, принято считать лапти. Их изготавливали из лыка берёзы, липы и других деревьев. Согласно исследованиям, лапти были известны ещё в каменном веке.

Ранних находок лаптей почти нет - за исключением лаптя XV в., обнаруженного в Новгороде, - однако нередко археологам встречаются инструменты, которые использовали для изготовления лаптей, а также остатки плетёной обуви в захоронениях. Так, в Лядинском могильнике были обнаружены подошвы косого плетения, выполненные из кожаных ремней. На их внутренней стороне можно увидеть фрагменты лыковых лент лаптя. Такие же подошвы, но прямого плетения были обнаружены в кургане вятичей. В.П. Левашова (1901–1974) предполагает, что они тоже могли остаться от обычных лыковых лаптей.

Лапти на Руси

Первый известный рисунок лаптей датируется XV в. Их можно увидеть на миниатюре из Жития Сергия Радонежского. На ней изображен крестьянин в лаптях во время пахоты. По всей видимости, городские жители лапти не носили: это была обувь тех, кто занимался работой в полях. Всегда, вплоть до XIX – начала XX вв., лапти были обувью бедняков.

Обувь из кожи

Что же касается обуви из кожи, то здесь ситуация обратная: известны сотни тысяч одних только новгородских находок разной обуви - изделия из кожи хорошо сохраняются. Большое количество находок даёт исследователям широкие возможности для изучения. Известны находки низкой обуви вроде лаптей (поршни), обуви, имеющей на щиколотке воротничок (башмаки), сапог, полусапожек и туфлей.

Исследованием новгородской обуви занималась С.А. Изюмова (1920-?). Она разработала классификацию основных форм новгородской обуви, датируемой периодом с X по XVI вв., а также её хронологию.

Большой вклад в исследование обуви внёс финский ученый И.С. Вахрос (1917-1996), который занимался анализом названий обуви в русском языке.

Е.И. Оятева (1923-?) занималась исследованием кожаной псковской и староладожской обуви, а также изделий из некоторых других городов и западных стран.

Её классификация древнерусской обуви самая удобная с прикладной точки зрения. Е.И. Отяева выделяет две крупных группы: обувь мягких и жёстких форм. Следующий уровень классификации - по фасону: башмаки, сапоги, поршни. На основе особенностей кроя Е.И. Отяева выделила подтипы: цельнокроенная и детальнокроенная обувь.

Самой древней обувью были башмаки. Они относятся к первой группе - обувь мягких форм. Известны староладожские находки VIII-X вв., новгородские изделия Х-ХIII вв. и другие. На них можно увидеть отвороты, расположенные выше щиколотки. Из изготавливали из цельного куска кожи либо из двух кусков. Для цельнокроенных башмаков использовали большие куски кожи, края которых сшивали при помощи тачного и выворотного швов.

Башмаки, сшитые из двух частей были обнаружены в Старой Ладоге. Один кусок кожи использовался для подошвы, другой - для верха; шов находится сбоку или сзади. Такую обувь носили в Х-ХIII вв.

Староладожские, псковские, новгородские, белозерские, минские, старорязанские, московские полоцкие и другие находки говорят о существовании единой древнерусской традиции изготовления башмаков. Начиная с VIII в. во всех древнерусских городах обнаружены башмаки одинакового кроя. На этом фоне выделяются башмаки с удлинённой пяткой, найденные в Белоозере.

Башмаки на Руси

Как носили башмак VIII–XI вв. можно узнать только по ассиметричному крою верха, но не по подошвам. Детали верха соединяли тачным швом, подошвы пришивали выворотным. Башмаки X–XIV вв. украшали ремешками - на это указывают отверстия, расположенные в районе щиколотки.

Башмаки на Руси

Нередко башмаки украшали вышивкой. Самой популярной вышивкой VIII–X вв. были орнаментальные полосы. Их вышивали небольшими стежками на середине носка.

В XIII–XIV вв. для украшения стали применять тиснение, как правило, на носке. Обычно оно выглядело как ряды параллельных насечек между элементами растительно-геометрического узора.

Древнерусские башмаки можно увидеть и на миниатюрах Радзивилловской летописи. В Х-ХIII вв. башмаки носили как в городе, так и в деревне.

Сапоги на Руси

Сапоги и сапожки на Руси тоже носили часто. Их эволюцию учёные рассматривают вместе, так как они различались только высотой голенищ, в целом же, их развитие шло в одном общем направлении.

Сапоги на Руси

Сапоги домонгольского периода с цельнотянутыми голенищами имели несколько видов кроя. Например, у самых древних сапожек, найденных в Новгороде (XI в.), верх изготовлен из одной детали, а голенища, скроены из двух частей: передней и задней. Обе они переходят в голенище.

В Новгороде был обнаружен сапожок с дырочками на голенище, предназначенными для ремешка. Он относится к более позднему периоду. Для подошв таких сапог характерны плавные линии в областях, где располагались носок и пятка. Верхнюю часть сапога скрепляли при помощи тачного шва, подошвы пришивали выворотным швом. Такие сапожки находили в Пскове. Их носили дети и подростки.

Также исследователи обнаружили сапоги XI-ХII вв. с верхом, состоящим из трёх деталей. В псковской постройке XII в. были найдены сапоги, принадлежавшие подростку. Они датируются более поздним временем по сравнению с новгородскими сапожками. Их верх представлен одношовным голенищем и головкой. Для обоих вариантов кроя псковских сапог характерны округлые очертания подошв, указывающие на расположения пятки и носка. На голенищах проделаны отверстия для ремешка. Можно заметить, что постепенно крой становится более детализированным - головка выделяется в качестве отдельной детали. Тенденция к детализированному крою была характерна для всех типов обуви.

В Полоцке были обнаружены голенища, подобные псковским. Они имеют форму раструба. По голенищам, найденным в Новгороде, можно сделать вывод о том, что такие сапоги крепились к ноге не только вокруг щиколотки, но и под коленом.

Судя по сохранившимся целиком сапогам, обнаруженным в Пскове и Новгороде, в самостоятельную деталь выделяется задник, т. к. он пришит к основной части. Также появляются кожаные прокладки, которые укрепляют нижнюю часть изделия. Они становятся предпосылкой к появлению жестких форм обуви и – в XIV-XV вв. – каблука.

В X-XIII вв. существовало множество переходных вариантов сапог: исследователям встречаются разные варианты задников и изготовленные из одного куска кожи голенища от сапог, подошв с удлинёнными округлыми линиями в районе пятки, - словно повторяющие крой башмаков. Также были обнаружены сапоги, имеющие приподнятый удлинённый носок. Они были популярны в XV в.

Как и сапоги домонгольского периода, сапоги XIV-XVI вв. имеют вырез треугольной формы на задниках и удлинённый язычок на подошвах. У последнего была как практическая, так и эстетическая функция. Слоёный каблук возник как результат усовершенствования состоящих из нескольких слоёв прокладки у подошвы сапог XII в.

Таким образом, изменения в степени распространения и способах изготовления сапог происходили последовательно. В X–XI вв. сапоги носили редко, но если носили, то это были, главным образом, цельнотянутые сапоги. Позже появились детальнокроенные изделия, и в XII в. эти два подтипа существуют одновременно. Затем появились жёсткие сапоги. В XIV в. они вытеснили и ботинки, и сапоги мягких форм.

Новгородские находки обычно ничем не украшены. Единичные фрагменты сапог с орнаментом, датируемые XIV–XVI вв., говорят о единстве орнаментальных сюжетов как на сапогах, так и на башмаках. С XV в. сапоги стали украшать тиснением. Это было связано с тем, что на смену мягким и тонким кожам пришли их толстые и жёсткие виды.

Сапоги на Руси были элементом костюма богачей. Сапоги разных цветов были неизменной деталью княжеского костюма. Часто их украшали жемчугом и бляшками. Это можно увидеть на одной из фресок XII в. в новгородской церкви Спаса-Нередицы. На ней князь Ярослав изображён в сапогах жёлтого цвета, укра­шенных жемчугом.

Поршни – обувь Древней Руси

Самой распространенной и простой обувью на Древней Руси были поршни - как изготовленные из целого куска кожи, так и из нескольких. Их делали не только из мягкой дублёной кожи, но и из сыромятной.

Технология производства поршней XI-XIII вв. заключалась в простейшую стяжку кожи в районе пятки и носка лыковым или кожаным шнуром. Его вставляли в отверстия на бортах и стягивали изделие, а шнурки потом завязывали вокруг ноги поверх обмоток, штанов или чулок. Такую обувь крестьяне носили вплоть до XX в.

Поршни из прямоугольного куска кожи бытовали в разных формах. Так, помимо стягивания, некоторые поршни изготавливали так, что при формировании носка образовывался красивый плетешок.

В XIV в. возникли поршни, которые не стягивали, а зашивали. Судя по всему, это произошло из-за того, что в качестве материала стали использовать более жёсткие виды кожи.

В X в. возник специфический белоозёрский вариант поршней, изготовленных из фрагмента кожи прямоугольной формы. Их особенностью являются вырезы в районе носка. Такой вариант поршней также не затягивался, а сшивался.

Для составных поршней использовали два или три фрагмента кожи. У первого варианта основная часть выглядит как неправильный треугольник со срезанным углами в районе носка. Из неё изготавливали сразу подошву, бортики и задник. Второй фрагмент имел форму треугольника. Он вшивался на подъёме к основной заготовке, загнутой по ноге. На боках поршня были проделаны отверстия для шнурка. Поршни, изготовленные из двух фрагментов кожи, появились в Новгороде в XI в.

Поршни – обувь Древней Руси

Поршни, изготовленные из трёх частей, состояли из основной части заготовки, включавшей подошву и задник, отдельной детали треугольной формы - её использовали для носка - и полоски с поперечными прорезями - её пришивали по борту, а через отверстия пропускали шнурок. Все элементы поршня сшивали. Целый поршень такого исполнения был найден в Старой Ладоге (XVI в.). Поршни из трех деталей мы можем рассматривать как результат эволюции поршней домонгольского периода.

Много поршней можно увидеть на миниатюрах Радзивилловской летописи. Вместе с материальными находками они свидетельствуют о том, что поршни также были обувью бедняков.

Туфли: история возникновения

Практика изготовления жёстких форм обуви сложилась на Руси в XIV – XV вв., хотя кожаные прокладки для укрепления нижней части изделия стали делать ещё в домонгольскую эпоху. Первой жёсткой обувью были туфли с низким бортиком и жёсткой подошвой.

Можно выделить цельнокроенные и детальнокроенные туфли.

На цельнокроенных туфлях шов может располагаться сзади или на боку. Подъёмы иногда украшены резьбой. Для соединения использовались шнурки, расположенные на подъёме или в районе щиколотки с внутренней стороны. Похожие на них туфли встречаются в западноевропейских средневековых городах, чаще всего в польских.

Туфли конца XIII в., изготовленные из нескольких деталей, были найдены в Минске. Похожие, но несколько усовершенствованные туфли, исследователи обнаружили и в Старой Ладоге (XVI-XVII вв.). У них глубокая головка, язычок на подъёме, составной задник, прокладки и подошва из трёх слоёв с широким низким наборным каблуком, прошитым дратвой и прикреплённым деревянными шпильками. Части верха сшивали тачным швом, а подошву присоединяли наружным швом. Вместе с внутренней частью задника выкраивали ремешок. Его закрепляли, продевая через отверстия на язычке.

Туфли конца XIII века

Большое число находок распространённых в Европе туфель на западе Руси свидетельствует об интенсивности контактов с соседями. В то же время предпосылки для возникновения жёсткой обуви на Руси можно заметить ещё в домонгольский период.

Рекомендуемые статьи

История булавок на Руси

История булавок на Руси

В Древней Руси булавки использовали в качестве застёжек. Их прикрепляли на края одежды в районе груди и соединяли между собой при помощи цепочек или шнуров. Так..

Древние изделия из кожи X-XV веков

Древние изделия из кожи X-XV веков

На территории Древней Руси кожу использовали не только для пошива одежды и обуви. Из этого материала изготавливали различные предметы утвари, такие как ножны, п..

Древнерусская одежда: горожане и сельские жители

Древнерусская одежда: горожане и сельские жители

Историки никогда не испытывали особых проблем с реконструкцией костюма горожанина Средневековой Руси: этому способствовал многочисленный археологический материа..

Древнерусская одежда: княжеский костюм

Древнерусская одежда: княжеский костюм

Проанализировав изображения, обнаруженные на древнерусских фресках и миниатюрах, учёные методом наложения археологических находок на силуэты с найденных изображ..

Читайте также: