Растения в прикладном искусстве сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Мы начинаем серию публикаций, посвященных использованию флористических мотивов в живописи и декоративно-прикладном искусстве.

Так, питомцы флоры оказались объектом восхищения и предметом научных наблюдений. К началу XVII века сформировалась наука о растениях - ботаника. В XVIII веке шведский ученый Карл Линней наделил именами всех обитателей растительного мира. Именно им посвящена эта публикация. В качестве иллюстраций будут использованы произведения живописи и декоративно-прикладного искусства из собрания Музея-усадьбы Кусково.

Роза — истинная королева цветов и один из любимых образов в искусстве. Ею восхищаются с незапамятных времен писатели, музыканты и художники. В античной Греции роза была атрибутом богини любви и красоты Афродиты, а в Древнем Риме – богини Венеры. Родиной этого цветка считают Палестину.

Именно розу чаще всего можно видеть на картинах художников и в произведениях декоративно-прикладного искусства. Кстати, пышная роза украшает прически сфинксов, которые встречают гостей кусковского Дворца.



Сегодня мы вспомним о русских народных промыслах и, конечно, о цветах, которые являются их неотъемлемой частью.Очень давно,в местечке под названием Гжель, недалеко от Москвы, обнаружили богатые залежи глины. Глинистые земля не радовала крестьян урожаем. Впоследствии люди научились использовать глину для гончарных работ для того, чтоб себя прокормить. Благо ее было очень много.
Различные сорта глины добывают в Гжели С XVII века.
Какие элементы становились украшением изделий мастеров из Гжели? В мире нигде больше не найти цветов с сине-голубыми оттенками листьев и бутонов на белом фоне – это знаменитая гжельская традиция.


Мастера владеют только им ведомым секретом, как правильно нарисовать гжельскую розу.Они умело используют технику мазками. Один из главных составляющих успеха заключается в том,что очередной мазок должен максимально отличаться от предыдущего.



Хитрости тут немного: первое условие:краску на кисть набирают очень густо,второе- создают цветок, с разным нажимом прикладывая кисть к изделию. Б.М.Кустодиев , русский живописец отмечал, что гжельские чайники и чашки цветут "колдовскими синими цветами”.


Цветы и листья выгнуты дугой - таков один из основных составляющих хохломской росписи - "кудрина".
Хохлому отличает живописность орнамента.Узор как правильно растительной тематики. Сочетание красного, чёрного и золотистых цветов – визитная карточка Хохломы.



Эти цвета придают древнерусскому прикладному искусству особую мягкость, доброту и теплоту. Считается,что хохломская роспись появилась в XVII веке в Нижегородской области. Посуду крестьяне вытачивали из дерева, потом расписывали и везли её для продажи в село Хохлома.


Искусство хохломы - это не только красиво и искусно выполненная роспись, но и умело созданная неповторимая форма изделия. Обработка дерева–сложная технология. Не зная ее достаточно хорошо,невозможно создать красивейшие изделия.



В деревне Жостово,под Москвой появилась мастерская по изготовлению изделий из папье-маше.Это было в начале 19 века.
Цветочный букет с чередованием полевых цветов-основной мотив Жостовской росписи. Знаменитые на весь мир подносы как правило имеют черный фон,хотя встречаются и другие цвета, например серебряный или красный.




Давайте познакомимся с матрешками, которые рождаются в разных уголках нашей необъятной Родины-России. В разноцветных передниках с мелкими и крупными цветами - это загорские матрешки.Они очень устойчивые и толстенькие.




Постройнее своих подружек-Полхов Майдановские матрешки.Для них характерен желтый фон , с разбросанными по нему цветами, листьями и ягодами.



Цветы окружают нас повсюду! Они нас радуют своей красотой,ароматом,свежестью! Давайте будем их любить ,ценить и беречь! Спасибо за внимание!

Статья будет полезна педагогам дополнительного образования.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_office_word_2.docx 14.31 КБ

Предварительный просмотр:

История стилизации растительных форм в декоративно- прикладном искусстве

Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно- прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта, оружия, широко применяется в книжной и прикладной графике, плакате… Орнамент можно нарисовать графическим материалом и написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву и др.

Народные орнаменты создаются, как правило, на основе стилизации природных форм. На примере орнамента хорошо видно, как формы растений, животных и даже фигуру человека можно превратить в геометрические элементы.

Стилизация - упрощенный четкий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощенность, лаконизм- характерная черта стилизованного рисунка. Чтобы стилизировать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета. Ими могут служить характерный объем отображаемого предмета, характерные линии и формы. Когда они найдены, начинается работа над стилизацией предмета. Минимальными графическими средствами из основных характерных черт "составляется" картинка. При стилизации не передается объемно пространственное построение, конечно, художник должен мастерски владеть рисунком, чтобы иллюзорно передавать его, но здесь действует воображение зрителя, которое само "дорисовывает" его в воображении. В роли пространства выступает бумага.

Отбирая главное, мастер преобразует предмет, подчиняет его форму и цвет ритмическому строю орнамента. В основе творчества народного мастера эмоционально- ассоциативное восприятие, его образное решение может значительно отличаться от натуры.

Цветок, лист, ветвь можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Упражнениям по стилизации растений должны предшествовать зарисовки с натуры. Исходя из реальных образов, художник на основе творческого воображения создает новое.

Стилизация растений с использованием следующих приемов: постепенное обобщение формы в её границах, добавление деталей, изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение объёмной формы в плоскую, упрощение или усложнение конструкции, разворот цветка или листьев в другую плоскость, выделение силуэта, замена реального цвета, различное цветовое решение одного мотива и др.

Поклонение природе воплотилось в символах, используемых в орнаментах разных стран: конь, птица и др. декоративность, глубокое образное и смысловое значение определили долгую жизнь многих орнаментальных мотивов, воспроизводившихся на протяжении столетий.

Сочетание живописности, с четкой или свободной орнаментальной структурой отличает русское искусство, с одной сторон, от изысканной декоративности восточных и южных народов, а с другой стороны, от суровой первозданной красоты искусства северных народов.

Напевность и ритмичность русского орнамента сродни российским просторам и плавным ритмам народных песен. Преобладание растительных форм– особенность русского народного искусства. На кружевах, вышивках, росписях по дереву и металлу можно увидеть изображения цветов, ветвей, листьев и древа жизни. Даже геометрические формы в русских орнаментах порой приобретают растительную живопись и плавность.

Орнаментальные мотивы. Народные вышивки издавна славятся разнообразием узоров, оригинальностью их расположения и утонченностью цветовых решений, которые создавались на протяжении столетий в зависимости от географических, исторических и культурных условий.
Человек, живший постоянно среди природы, наблюдавший за нею, уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки – символы, которыми он выражал свое восприятие окружающего мира и отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения.
Язык каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа, его восприятием окружающей среды. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное, не копировали его, а перерабатывали, упрощая (стилизуя) и сохраняя самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, местным особенностям, эстетическим вкусам, понятиям о красоте.

С помощью растений художники исследуют связь между человеком и природой, пытаются обозначить границу между человеком и растением, поднимают экологические и общественные проблемы. Мы попытались взглянуть на то, как художники используют растения в своих работах и дополнили материал несколькими примерами.

Что такое лес? Лес — это скопление растений; среда, из которой мы вышли, отстаивая свою человеческую субъективность, и, вместе с тем, необходимое подспорье для построения человеческой культуры. То, без чего человек не появится — не только как субъект, но и как организм.





Кроме того, природа частично определила и то, чем стало само искусство — одним из первых это продемонстрировал в конце XIX века немецкий фотограф и скульптор Карл Блоссфельдт. Он фотографировал тысячи растений на самодельный фотоаппарат, помогавший добиться 30-кратного увеличения. Сейчас эти работы принято относить к искусству в той же степени, как и к ботанике. Дело в том, что растения при настолько близком рассмотрении демонстрируют ряд абстрактных форм — в том числе и форм, используемых художниками. Растительный мир в работах Блоссфельдта предстает архетипом человеческого искусства, человеческого понимания прекрасного.

Эти и другие идеи находят отражение в проектах художников — конкретные примеры мы разберем ниже.

Программа, направленная на получение системных знаний по теории современного искусства, критической теории и управлению художественными проектами.

Программа Современная теория

Проект просуществовал четыре года, после чего растения были пересажены в землю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под флористикой понимают искусство составления букетов. Это один из видов дизайна, результатом которого являются цветочные букеты, панно или коллажи.

по декоративно-прикладному искусству

Составитель: Караева Ирина Зелимхановна педагог дополнительного образования

Флористика для начинающих - пошагово сборка букетов. Основы и стили флористики для составления композиций

Что такое флористика

Под флористикой понимают искусство составления букетов. Это один из видов дизайна, результатом которого являются цветочные букеты, панно или коллажи. Такая работа имеет как техническую, так и творческую сторону. Целью же флористики выступает оформление какого-либо праздника или события, выражение их темы или идеи за счет природных композиций из цветов и листьев. Начинающим дизайнерам в этой области стоит обратить внимание на несложные коллажи или букеты. В результате такое хобби может стать настоящей профессией.

В этом творческом и увлекательном занятии для начинающих существует ряд простых, но важных правил. Первым делом нужно определиться, для кого букет – для мужчины или женщины. Важен и повод, по которому преподносят такой подарок. По этим критериям и выбирают вид растений, их количество, цвет и размер. Перед тем как составить букет начинающим рекомендуется мысленно представить его в уже готовом виде.

При составлении флористических композиций из роз, лилий, гвоздик или любых других цветов основным для начинающих считается соблюдение пропорций. Это касается соразмерности сосуда и растений, бутонов, вазы и листьев. В целом композиция должна быть гармоничной. Золотое сечение во флористике тоже действует. Оно заключается в следующем:

Если букет расположен вертикально, то 5 из 8 частей должны приходиться на него, а оставшиеся 3 – на вазу.

Когда композиция более вытянута в горизонтальном направлении, т.е. растения находятся в низкой вазе, самые короткие ветки составляют 3 части, а самые длинные – 5. Или по-другому – длинный цветок равен 1,5 диаметра горшка.


Составление букетов из живых цветов

Существуют разные виды букетов. Основная классификация – женские и мужские. Кроме того, есть разделение по назначению букета:

Оформление букетов из живых цветов для начинающих может быть сложным, поэтому рекомендуется использовать только один тип растений. Так проще разобраться с оттенками, формой и видом букетов. Основным типом являются массивные – в них между элементами отсутствует пространство, а растения представлены в количестве не более 2-3 сортов. Помимо них, существуют следующие букеты:

По размеру букеты могут быть разными. Большие подойдут для Дня рождения, а маленькие – для свадьбы. В целом технология по составлению для начинающих выглядит так:

определение формы букета – количество растений, их сочетаемость;

сборка элементов в букет, оформление;

размещение в вазе с водой.


Сочетание цветов в букете

Одним из неотъемлемых элементов успеха начинающих флористов считается сочетание цветов в букете. Очень важно чувствовать, какие оттенки дополняют друг друга, а какие просто не могут использоваться вместе. Помимо гармоничного сочетания цветовой гаммы, ее нужно правильно подобрать. Теплые оттенки оживят букет, а холодные сделают его более сдержанным. К первым относят оранжевый, красный и желтый, а ко вторым – синий, зеленый, фиолетовый. С помощью теплой гаммы можно зрительно приблизить элементы. Холодные же оттенки, наоборот, отдаляют детали.

Оформление букетов из живых цветов

Помимо составления самой композиции, важным является ее конечное оформление. Декор не должен перетягивать на себя внимание, поэтому оптимальным вариантом считаются ненавязчивые украшения. Упаковка букетов из живых цветов для начинающих имеет ряд особенностей. Главное условие – оформить букеты в зависимости от назначения:

новогодний – фигурки птиц, зелень, конфеты;

на рождение ребенка – сердечки, мишки, маленькие игрушки;

романтичный букет – бабочки, бусины, звездочки;

для свадьбы – белые, ажурные, воздушные элементы;

осенний букет – веточки с ягодами, птички.

Составление букетов из искусственных цветов

Если нужна яркая и долговечная композиция или нет возможности ухаживать за ней, то оптимальным вариантом будет составление букетов из искусственных цветов. Для их создания начинающими и опытными флористами используются разные материалы – ткань, воск, металл, бисер, бумагу или кожу. Первым делом создают выкройку элемента, а уже затем его собирают из заготовок. Цельная композиция может выглядеть по-разному. Букет, растение в горшочке, корзинка или кашпо, садовые элементы – это стандартные варианты для флористики с искусственными цветами.


Материалы для флористики

Основным материалом для флористики являются разные элементы растительности. Это могут быть живые, сухие или искусственные цветы. Все они делятся еще на 3 группы:

Линейный растительный материал. Это длинные стебли, высокорослые декоративные растения, крупные листья.

Основной растительный материал, или доминанта. Сюда относятся крупные соцветия и бутоны, яркие листья.

Дополнительный материал, или наполнитель. В эту группу входят некрупные элементы – бутоны или листья, функция которых прикрывать крепеж.

Наряду с растительным материалом, существуют еще флористические аксессуары. Их функция – дополнять композицию и замысел дизайнера. В качестве аксессуаров используются самые разные детали:

Читайте также: