Сообщение парное фигурное катание

Обновлено: 02.07.2024

Много тысячелетий назад человек заметил, что по льду и плотному снегу легче двигаться, если прикрепить к обуви какой-нибудь твердый продолговатый предмет. Древние находки свидетельствуют, что кости животных подходили для этой цели как нельзя лучше. Старинные коньки по форме почти не напоминали современную обувь фигуристов, и передвигались люди иначе: отталкивались палками. Средством передвижения коньки служили долго, и были востребованы не только у простых жителей, чтобы перебираться через замерзшие водоемы, но и у воинов, охотников. Шло время. Усовершенствовались коньки, способ катания на них, а также предназначение. Используя ежедневно для передвижения транспорт, люди пользуются коньками в развлекательных целях, а самые сильные, выносливые и ловкие превратили коньки в инструмент спортивного характера.

Виды и характер соревнований

Парное катание может носить характер личного или командного. По результатам выбираются лучшие пары или, суммируя баллы, определяют лучшую команду. Если задача – зафиксировать лучшие пары и команды, это лично-командные соревнования. Спортсмены представляют катание на присвоение разряда, звания в классификационных программах, которые утвердила Федерация. В отличие от них существуют неклассификационные соревнования, на которых звания не присваиваются.

Требования к участникам

Физкультурные общества, коллективы, представители общественных организаций, спортивных школ подают заявки на участие своих членов в соревновательном мероприятии. Заявка подписывается руководителем региональной федерации, директором организации, врачом, имеет соответствующие печати. Положение и Регламент определяют возраст участников на момент сезона, который длится два месяца:


Группа Юноши Девушки Юниоры Юниорки Мужчины, женщины
Возраст 11-19 11-17 13-21 13-19 14-…

Возраст на заключительном этапе регистрации участников обязательно перепроверяется комиссией. Кроме того:

Заявки и представленные подтверждающие документы рассматриваются комиссией, в которую входят главный судья, представитель организатора, врач, секретарь. Особые требования предъявляются к медицинскому сопровождению соревнований:

В обязанности участника входит:

  • знание и исполнение правил;
  • бережное отношение к имуществу;
  • корректное поведение в отношении других участников соревнования;
  • своевременное предоставление программы исполнения, музыкального сопровождения;
  • прохождение контроля на допинг;
  • выступление не более чем в двух дисциплинах;
  • участие в жеребьевке;
  • за 30 секунд до выступления нужно принять стартовую позу;
  • в случае невозможности продолжать соревнование следует сообщить об этом судейской коллегии;
  • обязательно присутствие на награждении (если спортсмен победил).

Во время выступления участник кланяется в конце номера, но не перед ним. Сразу после танца спортсмен должен покинуть каток. По возникающим вопросам следует обращаться к старшему судье через официального представителя.

Ледовый каток и оборудование

Спортивное мероприятие, предполагающее присуждение юношеских разрядов, может проводиться на катке нестандартного размера. Состязания высокого уровня, внесенные в календари федераций, проходят на катках, имеющих длину в диапазоне 56-60 м, а в ширину – 26-30 м. Официальные лица и судьи находятся за пределами площадки. Судьи размещаются вдоль длины катка, официальные лица – на подиуме (возвышении).


Освещение катка, установленное главным судьей, менять нельзя. Техническая аппаратура для воспроизведения мелодий должна обладать достаточной мощностью. На случай перепадов частоты/напряжения электроснабжения арена обеспечивается трансформаторами. Компьютеры должны быть обеспечены программами для автоматического подсчета результатов. Судейская коллегия, техники снабжаются радиосвязью, а комнаты участников – синхронизированными с ареной радиоточкой, часами.

Продолжительность катания

Танцы исполняются определенное время. Если паре не удалось закончить выступление вовремя – снижаются баллы, а все элементы, выполненные вне отведенного времени, техническими судьями не засчитываются.

Звание, разряд МС КМС І ІІ
Короткая программа (ритмичный танец) 2 мин 40 с 2 мин 40 с 2 мин 40 с
Произвольное катание (танец) 4 мин 3 мин 30 с 3 мин 3 мин

К каждому времени добавляют 10 секунд, разрешенных регламентом. Если пара заканчивает выступление раньше заявленного времени на 30 секунд, она не получает оценок.

Требования к костюмам

Фигурное катание привлекает, прежде всего, зрелищностью. Яркие, красивые, отвечающие замыслу номера костюмы – визитная карточка пары, которая вышла на лед. Правилами разрешены украшения, если они надежно зафиксированы. Оценки снижаются, если в процессе танца у кого-либо из спортсменов упадет деталь одежды.


Есть и ограничения:

  • женщинам запрещено выходить на арену в брючных костюмах;
  • одежда не должна быть слишком открыта;
  • мужчины надевают брюки или трико полной длины.

Никаких аксессуаров в танце использовать нельзя.

Музыкальное сопровождение

Для танца музыка – это полотно, по которому развивается сюжет. Музыкальное сопровождение подбирается фигуристами на этапе подготовки к соревнованию. Участники обязаны предоставить записи треков, которые будут использованы в программе. Условие таково: один отдельный номер на одном CD-диске, подписанном должным образом:

  • пара;
  • название мелодии;
  • точное время звучания.

На всякий случай имеют запасные диски с продублированными записями.

Порядок проведения соревнований

Судейская коллегия накануне или в день соревнования проводит общее совещание, чтобы уточнить, не закрались ли неточности в расписание тренировок и выступлений, списки участников соревнования. Публично проводится жеребьевка. На ней должны присутствовать минимум два участника от команды. Стартовые номера участники вытягивают самостоятельно, или это делает официальный представитель, по согласованию.

Порядок соревнований следующий: короткая программа, после нее произвольное катание. В одной дисциплине соревнуются не больше 3 дней. Два раздела дисциплины в один день не проводят. Соревнования начинаются после 9 часов, а заканчиваются не позже 23. В день состязания после окончания тренировки до начала турнира должно пройти не менее 4 часов.

Разминка

Перед показательным выступлением участники имеют время для разминки. Ее продолжительность – шесть минут. На катке одновременно находятся 4 пары. Сразу после разминки следуют выступления подгруппы в порядке стартовых номеров.

Вызов на старт и его отсрочка

Торжественный голос судьи-информатора извещает о выходе на арену. Сразу после этого дуэт, который занял предстартовую позу и пребывает в ней на протяжении определенного времени, демонстрирует выступление. Правило предстартовой позы строгое – если участники не успели ее занять на время меньше минуты, то снимается 1 балл, если больше – пара снимается с соревнования. Случается, что старт приходится отложить, если имеются весомые причины, предусмотренные правилами.


  1. Иногда случаются проблемы с музыкальным сопровождением (не тот трек или внезапно прервалось звучание). Действия спортсменов: немедленно прекратить катание, самостоятельно или по знаку старшего судьи. Если изначально включили не ту мелодию, то на протяжении 20 секунд спортсмены могут обратиться к судье и получить разрешение начать танец заново. Если прошло более 20 секунд, последует замена музыки и продолжение танца с того момента, где он был прерван, а если исполнялся сложный элемент – с момента захода на него. Проблемы с музыкой не отнимают баллов у танцоров.
  2. Таков же порядок выступления при неблагоприятных условиях, таких как проблемы с освещением, брошенные на лед предметы, низкое качество покрытия катка: следует остановка танца, решение, продолжение катания с места остановки. Если из-за неполадок перерыв затягивается больше чем на 10 минут, фигуристам дается еще одна разминка, после чего они продолжают выступление с места прерывания. Снижение баллов при технических неполадках не применяют.
  3. В соответствии с правилами соревнования останавливают также при травме. В таком случае паре дается 40 секунд. Музыка продолжает звучать, а дуэт решает – танцевать дальше или нет. Если спортсмены уложились в отведенное время и продолжили показ, то обойдется лишь снижением оценки. Если фигуристы через 40 секунд не обратились к судье за просьбой продлить перерыв, они выбывают из соревнований, а если попросили добавку времени, то дается 3 минуты (музыка при этом останавливается). По истечении времени перерыва мелодия продолжается, дуэт завершает выступление.
  4. Во время вызванного травмой участника перерыва главный судья консультируется с врачом о необходимости прекратить танец данной пары. Если медик не разрешит продолжить выступление, соревнования для партнеров на этом заканчиваются.
  5. Пара может лишь единожды перетанцевать номер, если произошла остановка катания из-за проблем с одеждой. При повторной остановке по этой причине спортсмены выбывают из соревнования.

Выбывание грозит и тем дуэтам, которые не завершат программу.

Базовые движения в фигурном катании

Список основных движений в фигурном катании остается неизменным на протяжении многих лет. В течение выступления участники показывают 4 элемента, которые являются основой дисциплины:

Подведение итогов

Цель парного катания в соревновании – показать единство, синхронность движений во время выполнения как базовых, так и специальных элементов. Важно виртуозно выполнять поддержки, парные вращения, спирали, подкрутки. Подводя итоги, судьи учитывают технику исполнения этих движений. Существует система подсчета результатов за элементы танцевальной программы:

  • предусматривается специальная таблица, которую федерация составляет на каждый новый сезон; желающие могут ознакомиться со шкалой оценочной стоимости каждой фигуры на сайте федерации;
  • стоимость элементов зависит от сложности и названий;
  • сложность определяется пятиуровневой шкалой, причем каждый уровень имеет описание;
  • результаты за каждый элемент суммируются.


Оценка состоит из пяти нижеуказанных компонентов.

  1. Представление – это умение спортсменов полностью раствориться в музыке, композиции. Вовлеченность в сюжет передаются мимикой, пластикой, осанкой, вдохновением. Должно ощущаться единство партнеров, а зрителю – передаваться энергетика и идея танца.
  2. Композиция – это единство всех элементов, их слияние при помощи правильного подбора, чередования движений. Оценивается то, как передается идея, видение, настрой. Также учитывают то обстоятельство, в какой степени пара использует площадь катка.
  3. Музыкальность – это слияние со звуками, льющимися из динамиков, умение тонко передать оттенки музыки при помощи пластики. Судьи наблюдают, соответствует ли задумка номера музыкальному фону, и наоборот.
  4. Переходы. Элементы программы связаны между собой различными сложными шагами, хватами, позициями, непрерывными движениями. Благодаря этому номер выглядит единым целым.
  5. Мастерство катания. Судьи всесторонне изучают точность постановки ног, колен, скольжение, умение скользить на одной ноге, исполнение поворотов. Также эксперты наблюдают, как спортсменами используется скольжение в разные стороны,

Те пары, которые имеют или претендуют на разряд, выполняют определенное количество компонентов. Например, мастера и кандидаты в мастера спорта представляют на оценку все 5 компонентов, перворазрядчики – 4 (не оценивают музыкальность), а имеющие ІІ-й разряд демонстрируют мастерство и представление. Специальная таблица оценки компонентов пересматривается и редактируется каждый сезон.

Неисполнение или неправильное исполнение требований программы влечет снижение оценок (вычеты).

падение партнера – 1

После суммирования и вычетов победителем становится та пара, у которой самая большая сумма балов.

Как избежать травм в парном фигурном катании

К сожалению, этот красивый, элегантный вид спорта не обходится без травм. Парное катание – рекордсмен по количеству ушибов, растяжений, переломов, сотрясений и ран. Особенно получению травмы подвержены партнерши – поддержки и броски приносят не только высокие баллы, но и неудачные приземления. Те, кто решил посвятить себя конькам, с самых первых уроков должны усвоить правила, которые в дальнейшем помогут если не избежать, то хотя бы минимизировать последствия травмы.


Как развивалось фигурное катание

Эволюцию коньков можно проследить, посетив музей, где их собрано самое большое количество. Он находится в Голландии – стране, где в 1742 году состоялось открытие первого клуба фигуристов с разработанными правилами и обязательными фигурами. Пройдя десятилетия формирования и совершенствования, в 1871 году фигурное катание получило статус официальной дисциплины, а в 1882-м состоялись первые соревнования. В этом же году был создан Международный союз конькобежцев. Парное катание официально заявило о себе в 1908 году в Санкт-Петербурге, где прошли первые соревнования по этой дисциплине. С тех пор катание пар завораживает зрителей, позволяя лицезреть воплощение энергии, наличие которой трудно предположить у грациозных, хрупких на вид партнеров.

Книги по парному фигурному катанию

Многие, приобретая коньки, мечтают выкристаллизовать свою индивидуальность, пройдя свой путь к вершинам спортивных достижений. Не каждому это удастся, но попытаться научиться стоит хотя бы потому, что во время практики укрепляется здоровье, повышается уровень координации движений (причем как в одиночном, так и в парном катании). Помочь в этом могут книги-пособия, раскрывающие суть катания на коньках.


В завершение следует подчеркнуть особенности дисциплины, за которые парное фигурное катание так любит публика. С самых первых аккордов музыки зал замирает в предчувствии красоты исполнения парного танца. Она выражается в изяществе, слаженности партнеров, идеальном чувстве ритма и вкуса. Борьба в парном катании ведется за точность движений, за естественное, выразительное выступление. Мастерство, оттачиваемое годами, преподносится публике как высшее искусство, строго оценивается судьями и находит поддержку зрителей, как в ледовом зале, так и возле голубых экранов.

Фигурное катание – конькобежный олимпийский вид спорта, основная идея которого заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов по льду на коньках и выполнении специальных элементов под музыку. Фигурным катанием занимаются как мужчины, так и женщины.

фигурное катание

  • История возникновения и развития фигурного катания
  • Правила в фигурном катании
  • Ледовое поле
  • Одежда и снаряжение для фигурного катания
  • Судейство
  • Популярные соревнования по фигурному катанию

Международный союз конькобежцев (International Skating Union, ISU) – международная федерация, управляющая коньковыми видами спорта со штаб-квартирой в Лозанне.

ISU

Федерация фигурного катания на коньках России создана в целях содействия развитию фигурного катания на коньках в Российской Федерации, а также повышения роли физической культуры и спорта во всестороннем и гармоничном развитии личности, укрепления здоровья (официальный сайт).

История возникновения и развития фигурного катания

Прежде чем говорить о возникновении фигурного катания, следует упомянуть о появлении первых коньков. Находки археологов говорят о том, что прототипы коньков были уже в бронзовом веке (35/33 — 13/11 вв. до н. э.), но такие коньки не годились для фигурного катания, их предназначение было лишь для ускорения их владельца.

Фигурное катание зародилось в Голландии, в XII—XIV веке. Заниматься им стало возможно после создания железных коньков с двумя ребрами. Но это было не то фигурное катание, к которому мы с вами привыкли. Спортсмены вычерчивали на льду различные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

В 1742 году в Эдинбурге появился первый клуб любителей фигурного катания, тогда же был придуман первый перечень обязательных фигур и первые правила. Из Европы фигурное катание быстро распространилось в США, где получило огромное развитие. Стали открываться новые клубы фигуристов, совершенствоваться правила, разрабатываться новые модели коньков.

К середине XIX века были сформированы практически все из существующих обязательных фигур, а также технические приемы для их выполнения. На первом Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта, а ещё спустя 11 лет был проведен первый официальный чемпионат по фигурному катанию.

Правила в фигурном катании

Правила зависят от разновидности фигурного катания: индивидуальное женское, индивидуальное мужское, парное фигурное катание, а также парные танцы на льду.

В индивидуальном катании мужчины и женщины обязаны откатать две программы – короткую и произвольную. За короткую программу, которая может длиться до 2 минут 40-50 секунд, фигуристы обязаны представить 8 обязательных элементов (двойной или тройной Аксель, тройной или четверной прыжок, одна комбинация прыжков, несколько разных типов вращений и две дорожки шагов) в любом порядке. За отсутствие одного из элементов следует штраф.

одиночное фигурное катание

Произвольная программа почти в два раза дольше короткой, она занимает 4 с половиной минуты у мужчин и 4 минуты у женщин. Фигуристы стремятся включить свою программу самые сложные элементы (за которые можно получить больше баллов).

В парном фигурном катании правила очень схожи с индивидуальными, разница лишь в обязательных элементах. Так, обязательными элементами для пар являются поддержки (партнер поднимает партнершу), прыжки с выбросом (когда партнер кидает партнершу), а также синхронные прыжки и вращение.

парное фигурное катание

А вот программа танцоров несколько отличается. Они должны исполнить обязательный, произвольный и оригинальный танцы. Обязательный танец всем фигуристам дается один и тот же, с набором обязательных элементов. Затем следует оригинальный танец, в котором всем участникам дают определенную тему для вариаций, а уж они должны интерпретировать ее, как сочтут нужным. Ну а всю свою фантазию, талант и мастерство танцоры могут показать в произвольной программе. Здесь и музыку, и костюмы, и движения выбирают сами фигуристы, поэтому и очков за него дают больше всего – 50 %.

Есть ещё синхронное катание, в котором одновременно за одну команду выступает от 16 до 20 фигуристов. Цель дисциплины – выступление команды как единого целого. Техника, скольжение, элементы в синхронном катании полностью соответствуют классическому фигурному катанию. В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки.

Прыжки в фигурном катании разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые), в зависимости от того, какой частью конька происходит толчок. Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков — тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель.

Ледовое поле

Как правило, это стандартная площадка размерами: 30 х 60 метров. Имеет пластиковые или подвижные борта. На ледяном поле должен быть очень качественный чистый и ровный лед, это достигается специальной техникой, погрешность неровностей не должна превышать 0,50 см.

Одежда и снаряжение для фигурного катания

Профессиональные коньки для фигурного катания изготавливаются из толстой прочной кожи, имеют длинную шнуровку и большой язычок. Для профессиональных фигуристов коньки изготавливаются индивидуально. Лезвия производятся из карбоновой стали и состоят из двух частей. Вогнутая бородка для хорошего скольжения по льду. Носовая часть с зубцами, для исполнения толчков и некоторых элементов программы.

коньки для фигурного катания

Костюм для фигурного катания должен изготавливаться из легких и эластичных материалов, как правило, это стретчевые ткани. Костюм фигуриста отражает стиль исполнения программы и музыку.

Судейство

  • Главный судья – отвечает за организационную составляющую соревнования: вызывает на лёд фигуристов, даёт сигналы радиоузлу, следит за хронометражем.
  • Технический специалист с помощником – фиксируют элементы, падения.
  • Технический контролёр – контролирует работу технической бригады.
  • 9 судей – оценивают качество исполнения.

судьи в фигурном катании

Популярные соревнования по фигурному катанию

Самой высшей наградой по фигурному катанию является золотая медаль на зимних Олимпийских играх. Кроме Олимпийских игр есть ещё ряд очень крупных чемпионатов по фигурному катанию:

  • Чемпионат мира (ЧМ) – ежегодное соревнование по фигурному катанию, организуемое Международным союзом конькобежцев (ISU).
  • Чемпионат Европы – ежегодное соревнование по фигурному катанию среди фигуристов европейских стран.
  • Чемпионат четырёх континентов (Азии, Африки, Америки и Австралии) – ежегодное соревнование по фигурному катанию, аналог чемпионата Европы для неевропейских стран.
  • Командный чемпионат мира – международные командные соревнования по фигурному катанию, проводятся один раз в два года.

Фото 1

Парное фигурное катание — сложный, травмоопасный спорт, но и один из самых красивых.

По некоторым своим элементам он похож на одиночное катание, но требует от обоих спортсменов не только техники, но и слаженности действий.

Именно в гармоничности, в обоюдном понимании партнёра — изюминка этого вида спорта, что и делает его наиболее зрелищным.

Парное фигурное катание требует, чтобы все спортивные элементы непросто были технически верно выполнены, но ещё и сочетались между собой (для этого применяются соединительные шаги, хваты и позиции с полным использованием поверхности катка) и были выполнены синхронно.

Как зарождалось фигурное катание в паре

Фото 2

Местом и датой рождения фигурного катания можно назвать Эдинбург, 1742 год. Здесь был открыт первый клуб любителей этого спорта.

Танцы на льду быстро завоевали популярность в Америке, учреждались новые клубы, совершенствовались правила, создавались новые модели коньков.

Уже к середине XIX века были документы с перечнем практически всех существующих обязательных фигур, техник выполнения.

Но видом спорта фигурное катание признали не сразу — только в 1871 года на Конгрессе конькобежцев. И спустя, более чем десять лет, состоялся первый официальный чемпионат — в 1896 году в Санкт-Петербурге. В 1908 году впервые парное фигурное катание включили в зимние Олимпийские игры в Лондоне. С 1897 по 1960 год соревнования проводились в трёх вариантах компоновки пар: мужчина и женщина, двое мужчин и две женщины. Но в чемпионатах мира и Олимпиадах разрешалось участвовать только разнополым парам.

В 1924 на первом чемпионате СССР победителями стали Александра Быковская и Юрий Зельдович. Советская школа катания начала развиваться с появлением знаменитых пар: Раиса Новожилова — Борис Гандельсман и Татьяна Гранаткина (Толмачева) — Александр Толмачев. Они соревновались в произвольной программе.

Из чего состоят соревнования

Фото 3

Правила и структура состязаний менялись с годами. Сейчас они проходят в короткой и произвольной программах.

Причём только двадцать лучших пар по результатам короткой программы допускаются к произвольной.

Из-за своей травмоопасности парное фигурное катание никогда не славилось большим числом участников, поэтому редко, когда на лёд выходят более 24 пар (в среднем 15—16 на чемпионатах Европы и около 20 — на мировых турнирах), и все они участвуют в обоих видах программ.

Важно! Парное фигурное катание по организационным моментам считается одним из самых жёстких. Предъявляются требования не только к технике, но и к одежде, музыкальному сопровождению. Например, потерять баллы можно из-за оторвавшейся пуговицы или слишком откровенного наряда.

Виды обязательных элементов

В свои программы пары включают как элементы из одиночного катания, так и исключительно присущие только этому виду спорта. Обилие, разнообразие и сложная техника делают парное фигурное катание столь захватывающим зрелищем. К спортсменам предъявляются требования по выполнению обязательных элементов, которые являются костяком будущих судейских оценок.

Синхронное вращение

Фото 4

Оба партнёра вращаются синхронно, независимо друг от друга. То же самое, что параллельное вращение.

Изучать такой элемент эксперты советуют сначала каждому из партнёров, и не приступать к синхронным упражнениям до тех пор, пока оба спортсмена не овладеют этой техникой.

Справка. Количество оборотов: при устойчивом положении от четырёх до шести. Центровка оси на нижнем зубце конька (только после этого переход на переднюю часть). Такой элемент фигуристы делают в ласточке, в волчке, иногда — в верхнем пируэте. Возможны и другие комбинации: парная либела или парный волчок.

Синхронный прыжок

Это не что иное, как исполнение одиночных элементов параллельно, независимо друг от друга. Синхронный прыжок фигуристы совершают сообща, не касаясь партнёра. Техника этого элемента зависит от того, какой прыжок выбран. По правилам прыжки должны быть многооборотные: шесть стандартных (сальхов, риттбергер, аксель, тулуп, флип, лутц) и ещё несколько нестандартных (валлей, ойлер).


Современное парное фигурное катание - это уникальное сочетание сложных элементов - выбросов, подкруток, поддержек, вращений и запоминающихся образов, которые раскрывают целую вселенную романтических взаимоотношений между мужчиной и женщиной. В этой статье узнаем как зарождалось спортивное парное катание, вспомним наших олимпийских чемпионов и выдающихся тренеров. А также разберем специфику парных элементов фигурного катания - поддержек, тодесов, выбросов, дорожек и вращений.

История парного фигурного катания

Первые коньки найдены в поселениях, которым несколько тысяч лет. Для чего первобытным людям были нужны коньки? То ли для того, чтобы гоняться за мамонтами, то ли для развлечения - скакать через торосы по замерзшим рекам. Ученые на этот вопрос не ответили, а если и ответили, то забыли разместить свои предположения в интернете. Возможно, древние люди совмещали эти два варианта, так сказать, полезное с приятным.

Костяные и железные коньки

Так или иначе, прошли века, мамонты вымерли, вместо костяных коньков появились стальные, любители катания научились вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом гордую осанку и достоинство. В конце 19 века создали международный союз конькобежцев, который мы теперь знаем под аббревиатурой ISU. И вот наступил 1908 год - год первых официальных соревнований в парном катании.

"Трюкачи" и "романтики" парного катания

Десятилетием позже парное фигурное катание разделилось на два противоборствующих лагеря. В специальной литературе, посвященной истории фигурного катания их называют “трюкисты” и “антритрюкисты”. Первоисточником является книга Панина-Коломенкина Н.А. “Фигурное катание на коньках”.

Книга Панина-Коломенкина

“Трюкисты” делали ставку на эффектные элементы. Прекрасная половина в таких парах была значительно слабее в плане мастерства катания. Как отмечают очевидцы (ну, как очевидцы, все тот же Николай Александрович), разница в мастерстве очень сильно бросалась в глаза в момент раздельного катания.

Тактически такой подход был оправдан по причине более низкого уровня женского фигурного катания. (В этом утверждении могу ошибаться, но факт остается фактом - впервые женщину допустили до соревнования только в 1901 году. И этой фигуристкой стала Медж Сайерс).

“Антитрюкисты” ставили во главу угла чистоту линий, плавность скольжения, общность исполнения.

Парное катание в наши дни

Льда с тех пор поцарапано много и теперь спортивные пары исполняют захватывающие дух элементы и показывают потрясающее скольжение, сумев объединить то, что в первой половине двадцатого века казалось необъединяемым.

До 1963 года спортивные пары исполняли только произвольную программу, в которой демонстрировали изящное катание, красоту линий, несложные поддержки на уровне талии, параллельное и совместное вращения. В 1963 году была введена короткая программа с достаточно строгими рамками набора обязательных элементов.

С середины двадцатого века советская и ее преемница - российская школа парного фигурного катания является одной из сильнейших и прославленных школ. Конкуренцию составляют в основном французские и канадские спортивные пары. В конце 90х годов прошлого столетия серьезно заявила о себе китайская школа.

Советские и российские олимпийские чемпионы в парном фигурном катании

1964 год. IХ Зимние Олимпийские Игры. Австрия (Инсбрук)
Людмила Белоусова - Олег Протопопов

X Зимние Олимпийские Игры стали началом тотального доминирования и безоговорочных побед советской и затем российской школы парного фигурного катания на протяжении пяти десятилетий. Людмила Белоусова и Олег Протопопов покорили сердца зрителей непревзойденной музыкальностью своих программ, лиризмом и безупречной техникой элементов и скольжения, благодаря которой их программы отличались “гармоничным слиянием спортивных и художественных задач” (А. Шелухин “Ледовая симфония”).

“. предельная правдивость каждого жеста, естественность каждой линии на льду - вот что определяет искусство золотого дуэта”.

А. Шелухин "Ледовая симфония"

1968 год. Х Зимние Олимпийские Игры. Франция (Гренобль)
Людмила Белоусова - Олег Протопопов

Для произвольной программы Людмила Белоусова и Олег Протопопов - пара, ставшая легендарной и чей стиль пытались копировать многие фигуристы того времени, - выбрали фрагменты из “Лунной сонаты” и 5-й симфонии Бетховена, а также финал из концерта Рахманинова.

Эта программа стала поистине шедевром. В первую очередь, конечно же благодаря драматичности исполнения, которая заставляла зрителей смотреть выступление затаив дыхание. Но столь феноменальный артистизм не смог бы проявиться без идеальной чистоты скольжения и безупречного исполнения сложнейших на то время элементов.

1972 год. XI Зимние Олимпийские Игры. Япония (Саппоро)
Ирина Роднина - Алексей Уланов

Ирина Роднина - Алексей Уланов

На смену “старой школе” с утонченной музыкальностью и лиризмом вихрем ворвались Ирина Роднина и Алексей Уланов. Их программы отличались высокой скоростью, сверхсложными элементами и выглядели более свежо и “прогрессивнее”.

1976 год. XII Зимние Олимпийские Игры. Австрия (Инсбрук)
Ирина Роднина - Александр Зайцев

Ирина Роднина - Александр Зайцев

После чемпионата Мира 1972 года, Ирина Роднина встала в пару с новым партнером - Александром Зайцевым. На тот момент Александр был одиночником. Но пара очень быстро “скаталась”. Были разучены новые сложные элементы в том числе подкрутка “флипп” в три оборота. Не смотря на то, что в произвольной программе были допущены незначительные ошибки, пара уверенно заняла первое место.

1980 год. XIII Зимние Олимпийские Игры. США (Лейк-Плэсид)
Ирина Роднина - Александр Зайцев

Чистые прокаты короткой и произвольной программ, насыщенных сложнейшими по тем временам элементами в очередной раз продемонстрировали безоговорочное лидерство советской школы парного фигурного катания. Ирина Роднина единственная фигуристка, которая является трехкратной олимпийской чемпионкой в парном катании.

1984 год. XIV Зимние Олимпийские Игры. Югославия (Сараево)
Елена Валова - Олег Васильев

Елена Валова - Олег Васильев - великолепная техничная пара, которая продолжила победную серию советского парного катания на XIV Зимней Олимпиаде.

1988 год. XV Зимние Олимпийские Игры. Канада (Калгари)
Екатерина Гордеева - Сергей Гриньков

К 1988 году сердца любителей парного катания покорила молодой дуэт - Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков. Их искренность и восторженность подкупила не только зрителей, но и судей. Специалисты высоко оценили чистоту линий и легкость скольжения. Все элементы, само собой разумеется, были выполнены безукоризненно. Эта пара первой продемонстрировала поддержку с вращением в обе стороны.

1992 год. XVI Зимние Олимпийские Игры. Франция (Альбервиль)
Наталья Мишкутенок - Артур Дмитриев

Наталья Мишкутенок - Артур Дмитриев

Победное шествие уже российской школы парного фигурного катания продолжила Санкт-Петербургская пара - Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев. Наталья и Артур выделялись мощным катанием, которое сочеталось с безудержным и суровым романтизмом. Романтизмом, в котором почти нет утонченности и полутонов, зато каждая эмоция подобна порыву сильного ветра и пробирает до мурашек.

В своих программах ребята продемонстрировали сложные элементы - тройной выброс и прыжки, силовые поддержки, но больше всего они запомнились оригинальными “обводками”и ”провозками”.

1994 год. XVII Зимние Олимпийские Игры. Норвегия (Лиллехаммер)
Екатерина Гордеева - Сергей Гриньков

В 1993 году по решению ИСУ и МОК Екатерина и Сергей смогли вернуться в любительский спорт. Их катание стало зрелым, но все таким же стремительным. Уверенное исполнение элементов принесло заслуженные награды. В итоге Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков стали двукратными олимпийскими чемпионами.

1998 год. XVIII Зимние Олимпийские Игры. Япония (Ноггано)
Оксана Казакова - Артур Дмитриев

После XVII Олимпиады Наталья Мишкутенок решила закончить свою карьеру. И вот триумфальное возвращение Артура Дмитриева с новой партнершей - Оксаной Казаковой. За четыре года пара прекрасно “скаталась”, обновила свой арсенал сложными поддержками, оригинальными вращениями и спиралями.

2002 год. XIX Зимние Олимпийские Игры. США (Солт-Лейк-Сити)
Елена Бережная - Антон Сихарулидзе

Победную эстафету подхватила следующая петербургская пара - Елена Бережная и Антон Сихарулидзе. На тот момент все основные претенденты на олимпийское золото обладали примерно равным по своей сложности набором элементов. Российская пара выделялась необыкновенной лиричностью и глубоко продуманным драматизмом программ.

К сожалению, в произвольной программе Антон допустил погрешность при выполнении двойного акселя. И с перевесом всего в один голос нашим спортсменам была присуждена победа, канадская пара стала второй.

Но на этом борьба не закончилась. Ошибка Сихарулидзе дала повод обвинить в судей в сговоре и некомпетентности. Разразился громкий скандал. В итоге была проведена повторная церемония награждения, на которой канадцам вручили второй комплект золотых медалей.

2006 год. XX Зимние Олимпийские Игры. Италия (Турин)
Татьяна Тотьмянина - Максим Маринин

И снова на церемонии награждения звучит российский гимн. На юбилейной XX Олимпиаде чемпионами в парном фигурном катании заслуженно стали Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин.

2014 год. XXII Зимние Олимпийские Игры. Россия (Сочи)
Татьяна Волосожар - Максим Траньков

К сожалению, в 2010 году олимпийское золото по праву досталось китайским спортсменам и полувековая серия побед была прервана. Но только лишь для того, чтобы на XXII Олимпиаде на высшую ступеньку пьедестала вновь поднялась российская спортивная пара - Татьяна Волосожар и Максим Траньков.

Практически все элементы были четвертого уровня сложности и арбитры высоко оценили качество исполнения. Но не только высококлассными элементами победил этот дуэт, образы, которые они создали в своих программах были настолько эмоциональны, настолько искренними, что поглощали все внимание зрителей и судей, не давая ни на секунду отвлечься, заставляя смотреть затаив дыхание.

Советские и российские тренеры олимпийских чемпионов в парном катании

Жук Станислав Алексеевич (25.01.1935 - 01.11.1998)

Жук Станислав Алексеевич

Был сторонником атлетичного и динамичного стиля катания. Ученики:

  • Ирина Роднина - Алексей Уланов
  • Ирина Роднина - Александр Зайцев
  • Екатерина Гордеева - Сергей Гриньков

Москвина Тамара Николаевна (26.06.1941)

Москвина Тамара Николаевна

  • Елена Валова - Олег Васильев
  • Наталья Мишкутенок - Артур Дмитриев
  • Елена Бережная - Антон Сихарулидзе

Москвин Игорь Борисович (30.08.1929 - 10.10.2020)

Москвин Игорь Борисович

  • Людмила Белоусова - Олег Протопопов
  • Тамара Братусь - Алексей Мишин
  • Ксения Озерова - Александр Энберт

Мозер Нина Михайловна (28.08.1964)

Мозер Нина Михайловна

  • Татьяна Волосожар - Максим Траньков
  • Ксения Столбова - Федор Климов

Содержание программ парного фигурного катания

Короткая программа спортивных пар

  1. Параллельный прыжок. У юниоров обязательным элементом является двойной аксель
  2. Подкрутка (Tw)
  3. Выброс. У юниоров на каждый сезон объявляется обязательным определенный выброс (Th)
  4. Поддержка (Li). В каждом сезоне поддержки какой-то одной группы являются обязательными для исполнения
  5. Тодес (Ds)
  6. Комбинированное вращение параллельное (CoSp)
  7. Дорожка шагов (StSq)

Произвольная программ спортивных пар

  1. Параллельный сольный прыжок
  2. Параллельный каскад прыжков (каскад может состоять максимум из трех прыжков)
  3. Два различных выброса (Th)
  4. Подкрутка (Tw)
  5. Три различных поддержки. Одна из них должна быть другой группы, чем остальные две. Юниорам разрешено исполнять максимум две поддержки различных групп (Li). Минуту терпения. Что такое “группа поддержек” объясним чуть ниже
  6. Комбинация парных вращений (совместное) у взрослых и юниоров (PCoSp) или Парное вращение у новичков (PSp)
  7. Тодес (Ds)
  8. Хореографическая последовательность (ChSq)

У мастеров произвольная программ состоит из одинадцати элементов, у юниоров - из десяти.

Элементы парного фигурного катания

Помимо прыжков и параллельных вращений, спортивные пары исполняют элементы, которые присущи исключительно этому разделу фигурного катания. Собственно говоря, иначе зачем было придумывать парное катание? О них и поговорим

Поддержки в парном фигурном катании

Поддержки у спортивных пар делятся на пять групп. Основным (да что там “основным”, единственным) признаком является способ, которым партнер держит партнершу. Официально это называется “хват”.

Поддержка в парном фигурном катании

Классификация групп парных поддержек

  • Группа 1 - Позиция хватом за подмышку. Поддержки этой группы вы не увидите по телевизору. Их исполняют только самые начинающие пары.
  • Группа 2 - Позиция с хватом за талию. Тоже редко встретишь на соревнованиях.
  • Группа 3 - Позиция с хватом за бедро/верхнюю часть ноги (выше колена). Начиная с третьей группы идут те самые поддержки, которые демонстрируют пары на серьезных соревнованиях
  • Группа 4 - Позиция с хватом кисть в кисть (жимовые поддержки)
  • Группа 5 - Позиция с хватом кисть в кисть (поддержки типа Лассо)

Помимо этого, среди поддержек пятой группы различают пять типов по:

  • отрыву партнерши ото льда
  • положению партнеров относительно друг друга в момент отрыва
  • хвату

Чтобы по описанию представить все эти хваты, надо обладать недюжинным воображением. Поэтому решили сделать отдельную статью, посвященную парным поддержкам с видео-примерами и подробными комментариями, в том числе расскажем и про уровни поддержек. А здесь только перечислим названия типов поддержек пятой группы:

  • Степ (5SLi)
  • Тоулуп (5TLi)
  • Заднее Лассо (5BLi)
  • Аксель (5ALi)
  • Реверс (Обратное) Лассо (5RLi)

Стоимость парных поддержек

Наименьшая стоимость у поддержек первой группы, чуть дороже стоят поддержки второй группы, но, как уже говорили, их мы всерьез не рассматриваем.

Третья и четвертая группа имеют одинаковую стоимость.

Поддержки пятой группы ценятся выше всего, но у них есть своя внутренняя градация. Так, самыми лёгкими для исполнения и, соответственно, самыми дешёвыми из этой группы считаются поддержки типа Тоулуп и Степ. Затем идёт Заднее Лассо и вершиной мастерства в парном фигурном катании является исполнение поддержек типа Аксель и Обратное Лассо.

Тодес - "смертельный" элемент парного фигурного катания

Когда-то тодес был очень сложным и "страшным" элементом. Поэтому его название на английском - "death spiral". Смертельная спираль. Современные фигуристы гораздо увереннее стоят на коньках, но англоязычное название так и осталось.

Типы тодесов в парном фигурном катании

Тип тодеса зависит от направления движения партнёрши (вперёд, назад) и ребра, на котором она скользит (наружное, внутреннее). Произведя нехитрые вычисления, получаем четыре типа тодесов:

Тодес вперёд наружу (FoDs - Forward Outside Death Spiral)

К сожалению, не смогли найти фотографию этого типа тодеса. Все таки он не самый популярный среди парников

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Богатырев Дмитрий Владимирович

Фигурное катание — конькобежный вид спорта, относится к сложнокоординационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращением, прыжками, комбинаций шагов, поддержек и др.) под музыку.

Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 60-х 19 в. и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 году среди мужчин фигуристов.

В 1908 и 1920 годах соревнования по фигурному катанию прошли на летних Олимпийских играх. Надо отметить, что фигурное катание первый из зимних видов спорта, попавший в олимпийскую программу. С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр.

C 1986 года и по настоящее время официальные международные соревнования по фигурному катанию, такие как чемпионат мира, чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ, от англ. International Skating Union , ISU).

В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание. Групповое синхронное катание пока не включено в программу официальных соревнований, по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира по синхронному катанию на коньках.

Олимпийские игры – 6 стр.

Виды фигурного катания – 7 стр.

Мужское и женское одиночное катание – 7 стр.

Парное катание – 8 стр.

Спортивные танцы – 8 стр.

Синхронное катание – 9 стр.

Основные элементы фигурного катания – 10 стр.

Спирали – 12 стр.

Вращения – 13 стр.

hello_html_m70542fe.jpg

Но рождение фигурного катания, как вида спорта, связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа, а не из кости. По данным исследований впервые это произошло в Голландии, в XII—XIV веке. Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Из Европы фигурное катание попало в США и Канаду, где получило огромное развитие. Здесь были созданы многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники.

Спустя 100 лет (с 1742 г.) в фигурном катании уже были известны практически все современные обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения.

hello_html_4a713f3.jpg

На следующий год в 1891 году в Гамбурге, состоялся первый чемпионат Европы в мужском одиночном катании (победил немецкий фигурист Оскар Улиг).

Но демонстрация международного размаха и потенциала фигурного катания, показанного на соревнованиях в Санкт-Петербурге, не давала покоя. Поэтому уже в 1892 был создан Международный союз конькобежцев (ISU), который должен был руководить организацией международных соревнований.

Читайте также: