Рассмотри кластер составь сообщение о том что в твоем понимании ответственное поведение

Обновлено: 04.07.2024

Поддерживайте, а не решайте проблемы за другого человека

Каждому из нас на разных этапах жизни приходится усваивать разные уроки, способствующие нашему обучению и развитию.

Решая чужую проблему, вы тем самым лишаете человека его урока. То есть в будущем ему придется создать такую же проблемную ситуацию, чтобы наконец выучить то, что необходимо было узнать ранее. Поэтому вместо того, чтобы подбадривать его или подсказывать, где можно найти нужную информацию или получить необходимую помощь, лучше окажите человеку моральную поддержку.

Вы можете объяснить ему, почему возникла такая ситуация, но не пытайтесь решить ее за него. Конечно, совсем другое дело, когда вас открыто просят о помощи. Тогда у вас есть разрешение вмешаться в чужую жизнь.

Определение

Данный термин объясняется по-разному. Но отличий в определениях немного. Принято считать, что ответственностью является субъективная обязанность человека отвечать за свои действия и их последствия. Если следовать другому утверждению, то данным термином обозначается особое отношение личности к своим поступкам. И оно характеризует её как рационального, сознательного, интеллектуально развитого человека.

Такая Личность несёт ответ за выбор своих действий, проявление инициативы и доведение того или иного дела до конца. И если говорить о том, что значит быть ответственным человеком, то можно с уверенностью заявить: это означает проявлять себя как самостоятельного, исполнительного и надёжного члена общества. Ещё нередко людей с таким качеством воспринимают как честных, стойких, старательных и аккуратных. И это оправдано, так как они заслуживают такую репутацию.

Что такое Ответственность за себя?

Ответственность за себя это:

  1. Прежде всего, ответственность за своё развитие, личностный рост (формирование личных качеств, избавление от проблем и недостатков) и профессиональное образование.
  2. Поиск, постановка и достижение жизненных Целей. Бесцельность – первый показатель безответственности.
  3. Ответственность за свои проявления, поведение, слова и т.д., чтобы все проявления были достойными.
  4. Ответственность за своё физическое тело и за здоровье.

Ответственность за свою судьбу это:

  1. Ответственность за достижение своих жизненных Целей, за достижение успеха и счастья.
  2. Ответственность за счастье, благополучие и безопасность всех тех, кто тебе дорог (это тоже часть ответственности за свою судьбу).
  3. Ответственность за создание необходимых ситуаций по судьбе, за устранение возникающих в жизни проблем и помощь близким (кто входит в сферу твоей ответственности).

Ответственность: почему она важна?

В современном мире, многие люди, к сожалению, абсолютно не хотят взрослеть. Достигнув совершеннолетия или более позднего возраста, они до сих пор продолжают сидеть на шее у родителей, государства или даже супруга – мужа или жены. Играют в компьютерные игры, проводят время в Интернете или в плохих компаниях на улице и совершенно забывают о том, что их роль в жизни заключается еще и в том, чтобы найти достойную работу, получать хорошую зарплату и обеспечивать семью.

Достичь перечисленных целей, стать уважаемой и во всех отношениях достойной личностью может только человек ответственный. Ответственный человек понимает, что в каждой отдельной ситуации у него имеется огромное множество вариантов выбора, умеет принимать решения и знает, что время его жизни ограничено. Подобный индивид ценит каждую свободную минуту, старается использовать ее с пользой для себя и никогда не перекладывает ответственность за свои действия, чувства и мысли на других людей или обстоятельства. Он не винит окружающих в своих неудачах и ошибках и знает, что для того, чтобы что-то изменить, необходимо начать с себя и измениться самому.

Видный психолог отмечает, что наше будущее и будущее других людей зависят полностью от нас. Ведь каждую секунду только мы делаем выбор и принимаем отдельно взятое решение, реализуем или, наоборот, упускаем возможность, имеющуюся в данный момент времени. И от того, какое решение мы примем, зависит не только наше поведение, но и поведение, а также отношение к нам других.

Что значит быть ответственной за других

Несмотря на то, что каждый из нас представляет собой отдельную вселенную, обладающую собственной уникальностью, мы не являемся изолированными системами. Наша жизнь напрямую зависит от взаимодействия с другими. Мы – своеобразный механизм, где каждый занимает определенное место и выполняет свое конкретное задание. Успех работы всего этого механизма зависит от того, насколько эффективно мы выполняем свои задачи и насколько мы заинтересованы в помощи другим. Эти два фактора рождают чувство ответственности, которое непрерывно сопровождает нас с момента рождения до последней минуты нашей жизни.

Несмотря на то, что чувство ответственности кажется пассивным и направленным только на самого человека, в действительности, все наоборот. Ответственность — всегда активна, так как каждую минуту мы делаем новый выбор. Даже когда она направлена на нас самих, от нее всегда зависит жизнь другого человека. Поэтому по своей сути, отвечая за себя, мы отвечаем за других и, отвечая за других, мы отвечаем за себя.

Значение качества “Ответственность”. В чём её сила?

Признаки ответственного человека

Способность брать ответственность и выполнять её – это один из основных критериев принятия решения при продвижении человека по карьере вверх. Это всегда основа лидерства и роста руководителя, а также основа личностного роста: растёт и расширяется сфера ответственность человека – растёт и сам человека, как личность и как лидер, растёт его сфера влияния, его власть, его значимость в обществе, а так же растут его возможности.

Чем меньше человек на себя берёт ответственности, чем меньше он выполняет обязательств, тем меньше его значимость, возможности, реальная сила и т.д., тем меньше он может по жизни.

Трусливые и слабые боятся ответственности и ничего не достигают, часто оставаясь неудачниками всю жизнь.

Сильные и смелые, или те, кто хочет стать таковым – берут на себя ответственность, не убегают от неё и не прячутся, а поступают с точностью до наоборот – используют возможности и берут ответственность, расширяют свои возможности, увеличивая тем самым своё влияние на ситуации, на свою жизнь и жизнь других людей.

Ответственность, как принцип и качество успеха – объединяет все составляющие Формулы Успеха “Хочу-Могу-Делаю”. Даже супер талантливый и умный человек, если он не обладает качеством “ответственность”, чаще всего, ничего не достигает в жизни, теряет доверие и поддержку людей, и теряет веру в себя из-за того, что не выполняет данные обещания и взятые на себя обязательства, роняя своё лицо и репутацию. Такие люди, если не раскрывают качество “ответственность” – становятся никому неинтересными неудачниками.

Как стать ответственным Человеком?

Признаки ответственного человека

1. Прежде всего займитесь личностным ростом – начните посещать тренинги, курсы и вебинары по личностному развитию, читайте книги известных людей и тренеров (Брайан Трейси, др.). Постоянно вкладывайте в свой личностный рост.

2. Тренируйте свою ответственность! Тренируйтесь на себе и на других: берите не сложные обязательства и старайтесь их выполнить вовремя и точно, начните уважать себя за это. Чтобы было легче – записывайте свои обещания себе самому, и обещания данные другим людям в рабочей тетради. Отмечайте в ней все выполненные обязательства. Далее, переходите всё к более значимым и серьёзным делам и обязательствам.

Суть в том, что вы должны быть сами уверены в себе, что если вы дали слово, то вы его непременно сдержите.

3. Постоянно работайте со своими жизненными целями. Как правильно работать со своими целями – читайте здесь.

4. Учитесь владеть собой и управлять всеми своими проявлениями. Самообладание и Самоконтроль – это прямой показатель вашей ответственности за самого себя, в каком состоянии вы живёте. Вам на себя наплевать, или вы всегда стараетесь быть “в порядке”.

5. Ответственность предполагает – расчёт (браться за то или иное дело или нет), взятие обязательств (ответственности за дело, достижение цели, др.), договор (данное слово – устно или на бумаге) и выполнение обязательств (поиск решений, безупречность, своевременность, др.). Все эти составляющие должны работать без сбоев.

Развитие ответственности – не всегда даётся просто, иногда нужна индивидуальная помощь целителя или коуча (психолога). Если вы хотите поработать с наставником или целителем индивидуально – напишите мне в форму обратной связи.

Рекомендую так же следующие статьи:

  • Жизненные цели человека
  • Как правильно ставить и достигать цели
  • Сильные личные качества необходимые для развития

Когда человек находится в стрессовой ситуации, переживает боль или тревогу, ему может казаться, что его жизнь от него не зависит. В такие моменты другие люди могут предлагать моральную или посильную помощь. Отношения с ними не должны мешать осознавать свою долю ответственности в самой безнадежной ситуации. Можно позволять другим что-то сделать для себя лишь в том случае, если в этом есть острая потребность, или нет возможности сделать самому. В остальных случаях — когда за вас стремятся принять решение, сделать выбор, учат, как правильно поступить — нужно дать понять, что это зона вашей ответственности, и только вы будете решать, что делать.

Что такое ответственность и гиперответственность

Определение из Википедии:

Ответственность – личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий… и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты.

В итоге ответственный человек заранее понимает, что от его действий зависит результат. Это правильный подход, особенно если ответственность большая, как, например:

  • у родителей;
  • водителей;
  • работающих на высоте, со сложными механизмами;
  • предпринимателей.

Ответственность важна даже для психолога, психотерапевта – особенно если он работает с человеком, имеющим психологические травмы, или суицидальным клиентом.

Но если тот же психолог из примера будет брать на себя ответственность за то, совершит ли его клиент суицид, или нет – это будет считаться гиперответственностью. Разница очень проста и одновременно сложна. Простая часть:

Сложная часть заключается в том, что именно мы можем сделать. Взрослый человек по отношению к ребенку ответственен за всё – но он не может “рулить” процессами внутри ребенка. Например, тепло и по погоде одеть ребенка, чтобы он не заболел, мы называем ответственностью. А как только родитель начинает переживать, что выбрал неправильного врача, или схему лечения, или вообще за то, что ребенок простудился – появляется приставка гипер-. Это чрезмерные обязательства, которые не в силах выдержать ни один человек. И такие обязательства не имеют ничего общего с нормальной человеческой ответственностью.

Ответственность – адекватное понимание, что человек сделал и как это повлияло на результат.

Гипер-, то есть сверхответственность – присвоение себе обязанности отвечать за то, что за пределами человеческих возможностей.

Пример. Невозможно с полной серьезностью отвечать за настроение другого человека, его мысли, его убеждения. Все это человек выбирает сам. Невозможно полностью контролировать действия другого – даже если это маленький ребенок, а тем более если это взрослый.

  • Алкоголик сам выбирает пить.
  • Зависимый от любви сам выбирает страдать по другому, эмоционально зависеть не от себя, а от действий и даже слов любимого.

Живите своей жизнью

К сожалению, очень часто мы совершаем две большие ошибки, когда пытаемся брать ответственность за других людей на себя. Первая заключается в том, что мы пренебрегаем свободной волей другого человека и стараемся навязать ему свое видение и понимание ситуации. Это всегда приводит к внутреннему сопротивлению этого человека, которое может проявиться в виде ссоры или скандала и, как результат, ухудшению отношений. Другая проблема противоположна первой. Многие стараются полностью посвятить себя жизни другого человека, принося в жертву свои желания и мечты. Тем самым, как бы, проживая чужую жизнь, а не свою.

Проживая жизнь другого человека, мы упускаем свою собственную. Наступает момент, когда мы понимаем, что человек, которому мы отдали себя, не способен оценить это и, оставшись без сил, бесцельно доживаем отведенное нам время.


Признаки ответственного человека

Чувство ответственности за других людей – одно из главных в нашей жизни. И мы всеми силами должны стремиться развивать его в правильном направлении. Это поможет нам расставить приоритеты в нашей жизни, создать гармоничные отношения с другими людьми и научиться нести последствия без ущерба для себя.

Задание 1 . Распредели положительные и отрицательные качества личности:

Задание 2. Словарь.

_____________________ – положительное нравственное качество человека.

_____________________ – недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни.

Задание 3. Заполните пропуски.

Побеждай гнев мягкостью, зло – ____________________, жадность – _______________, ложь – ___________________.

Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком. Определите добродетели:

Истинное ____________________ - осторожность.

_____________ без благоразумия - только особый вид трусости.

Дружелюбие удваивает _________________ и наполовину сокращает _________________.

Кто хочет иметь , тот и сам должен быть дружелюбным.

Задание 6 . Ценность каждого человека определяется ценностью предметов его стремлений. (Марк Аврелий). Как ты понимаешь эти слова?

Задание 7 . Синонимы.

Подберите синонимы к слову ДРУЖЕЛЮБНЫЙ __________________________________________ _____________________________________________________________________________________

Подберите синонимы к слову МУЖЕСТВЕННЫЙ _________________________________________

Подберите синонимы к слову ЩЕДРЫЙ _________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

Наиболее известное в этике деление добродетелей было предложено древнегреческим философом Диогеном.

Добродетель – это способность во всем поступать наилучшим образом.

Ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным.

Моральное развитие человека как личности начинается в 16 лет, а до этого

возраста он может совершать любые поступки.

Добродетель и порок – это две противоположные характеристики личности,

по которым ее оценивают другие люди.

Задание 9 . Кто есть кто?

Вспомни, как зовут этих сказочных героев. Укажи, какими добродетелями и пороками они обладают. Раскрась понравившиеся картинки.

Задание 9 . Прочитай рассказ, ответь на вопросы и нарисуй иллюстрацию к нему.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел малень кий взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

-А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

-Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

Ответь на вопросы:

Как ты думаешь, почему женщина пристыдила мальчиков? _________________________________ _____________________________________________________________________________________

Можно ли сказать, что бездействие – это равнодушие, а равнодушие – это порок? ______________ _____________________________________________________________________________________

Задание 10 . Выбери афоризм, который отражает смысл прочитанного рассказа.

Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели. (Цицерон)

Чужие пороки у нас всегда перед глазами, свои же собственные — за спиной. ( Сенека Младший)

Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (М. Саади)

Величайший грех человека - это не ненависть, а равнодушие к своим братьям. (Мать Тереза)

Урок 9. Свобода и моральный выбор человека.

Задание 1 . Прочитай историю.

На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….

Ответь на вопросы:

Перед каким выбором оказался Вадим? __________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

Какой выбор есть у Кости ______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

Чем могла закончиться эта история? Напиши вариант, который ты считаешь правильным.

Задание 2 . Прочти притчу и ответь на вопрос к ней.

Притча о царе Соломоне.

Однажды некто пришёл к Соломону в миг, когда тот забавлялся с охотничьей птицей, и сказал:

— Царь, помоги мне, я в печали. Вчера я освободил своих рабов, а сегодня они закидали мой дом камнями.

Царь внимательно взглянул на него, после чего спросил:

— Для чего освобождал ты рабов своих?

Так ответил пришедший за советом:

— Мне досталось богатое наследство, и я решил освободить тех из рабов, с кем провёл детство. Я мнил сделать их счастливыми.

Тогда Соломон спросил:

— А кто сказал тебе, что свобода — это счастье, а счастье — это свобода?

И ещё сказал он:

— Взгляни на этого хищного сапсана. Хотя он содержится в клетке, на охоте он — господин и повелитель. Если он не захочет охотиться, его никто не заставит — и всё равно вечером он получит своего кролика. Он волен улететь, и его никто не задержит — значит, он со мной, покуда сам того желает. Для него свобода — не счастье, она для него — жизнь.

— Есть и другая птица — курица. День-деньской она ходит по двору или высиживает яйца. Если её выпустить в степи, она одуреет от свободы, а через день погибнет. Для неё свобода — не счастье, она для нее — смерть.

Спросил тогда отчаявшийся проситель:

— В чём же тогда мудрость?

И ответил Соломон:

— Мудрость хозяина в том, чтобы отделить сапсанов от кур. Первых ты погубишь неволей, вторых — свободой.

И еще сказал он:

— Сапсанов мало, кур много, но нужно беречь и тех, и других.

— Я понял тебя, о царь.

— Тогда иди же и впредь умей отделять одно от другого. Проситель поклонился до земли и вышел в задумчивости.

Задание 3 .Пользуясь текстом учебника, восстанови предложение:

Моральный выбор – это выбор

между ____________________ и ________________________,

между ____________________ и ________________________,

между ____________________ и ________________________.

Урок 10. Свобода и ответственность

А за кого ты в ответе? В чём проявляется эта ответственность? Ограничивает ли эта ответственность твою свободу?

Задание 2. Выбери дела, за которые отвечаешь только ты. Какие ещё обязанности есть у тебя? Запиши.

Задание 3. Приведи примеры преднамеренных и непреднамеренных поступков:

Задание 5. Прочитай сказку и ответь на вопросы.

В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь совсем крохотные звездочки, жили и средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки точь в точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойств. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.

Но однажды пролетал над Звездной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич и закипела в нем зависть. Как же так думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо. И задумал Пакость Пакостьевич свое злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что мол в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше. “А что же нужно для этого сделать?” - поинтересовались звездочки. “Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены”, - учил со знанием дела Пакость Пакостьевич. Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.

- Эй, ты, - крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. - Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля, какая. Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи. ха-ха-ха.

Кто-то подхватил, кто-то промолчал. Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.

- Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась. Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха ха.

Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.

- Ой, не могу. Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.

От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью. И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люська. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. “Что же делать?” - думала Люська. “Может быть подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас немедленно иначе может быть поздно. И она на свой страх и риск начала действовать.

Люська стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.

- Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.

И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.

- Ура! Получилось. Добрые слова помогают - ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.

- Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.

Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой Ютой.

- Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.

И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за одной как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде. А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды. А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?

Отчего звездная страна стала превращаться в унылую, безжизненную страну? _______________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Докажите, что имя Пакость Пакостьевич говорящее? Кто первый опомнился?

Что делать? Может подождать доброго волшебника? А действовать надо прямо сейчас? Как бы вы стали действовать? __________________________________________________________________

Чему учит сказка? Пригодится ли она в жизни? ____________________________ ____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

Похожие документы:

Spacer type=block ali (1)

Spacer type=block ali (2)

Spacer type=block align=left width=155 H

Spacer type=block align=left (1)

АВТОМОБИЛИ-САМОСВАЛЫ ББК 39.335.4 А22 УДК 629.114.442 Авторы В. Н. Белокуров, О. В. Гладков, А. А. Захаров, А. С. Мелик-Саркисьянц Рецензент В. 3. Киселев Автомобили-самосвалы/В. Н. Белокуров, О. В. Гладков, А22 А. А. Захаров, А. С. Мелик-Саркисьянц .

Spacer type=block align=left (2)

XX Международная научно–техническая конференция и Российская научная школа молодых ученых и специалистов Системные проблемы надёжности, качества, КОМПЬЮТЕРНОГО моделирования, инфоРМАЦИОННЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ технологий в инновационных проектах ( .

Spacer type=block align=left (3)

Заряд, Сила тока, Работа тока, Мощность. 1. Какую работу совершают электрические силы, перемещая заряд 2нКл между точками, напряжение между которыми равно 4В? 1+. Какова мощность совершения работы в предыдущей задаче, если время протекания заряда .



Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).


К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОСЭ УРОК № 23 Дата:

Тема урока: Достойно жить среди людей.

-побуждать учащихся к осознанию и принятию нравственных ценностей и этических норм, обеспечивающих успешную социализацию; к освоению социального опыта и применению его в повседневной практике;

-продолжить совершенствование у школьников коммуникативной, этической, социальной компетенций;

- формировать у учащихся умения работать с инструментарием, позволяющим им осознать самих себя и раскрыть тайны собственного я, своего поведения, своих привычек, своего характера, с инструментарием, мотивирующим к работе над собой;

- совершенствовать у учащихся представление об особых признаках нравственного поступка;

I. Организационный момент.

-Сегодня на уроке мы вспомним, почему мы решили посадить это красивое дерево , как его назвали , какие плоды должны появиться на этом дереве, какую важную истину для себя постигли на предыдущем уроке ?

II. Актуализация опорных знаний. Экскурсия к Дереву мудрости

Слайд 1. На каждом уроке вы становитесь лучше и мудрее, потому что стараетесь заглянуть в себя и понять, что каждый человек может совершенствоваться. Ваши успехи можно изобразить в виде Дерева мудрости.

-Почему мы решили вырастить Дерево мудрости ? ( Оно символизирует наши успехи)

- Что должно появляться на этом красивом дереве, в процессе наших занятий ? (Плоды – золотые яблоки)

-Что они символизируют ? (Плоды, символизируют наши успехи в мыслях поступках, достойных золотого правила этики.)

-Чему бы вы хотели научиться ? (Думать и поступать с позиций добра)

-Что такое добро ? (Это прекрасное в действии , а главное действие здесь - труд души)

-На что же вы направите этот труд ? (На добрые мысли и обдуманные поступки)

-Что по этому поводу сказал Л.Н. Толстой ? (Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки)

-Почему не всегда совпадают наши намерения и поступки ? (Так бывает потому, что на пути от желаемого поступка к его реальному совершению приходится часто преодолевать отрицательные черты своего характера)

-Что это за черты ? (Это лень ,эгоизм ,соблазн)

-Что такое лень? (Нежелание сделать над собой усилие, которого требует возникшая ситуация)

-Что такое эгоизм ? (Соблазн поступить без ущерба для себя, нежелание лишиться чего-то приятного)

-Что же нужно делать в таких ситуациях ? (Требуется усилие души, которое касается не простого физического действия, а именно осознания необходимости совершать нравственно направленные действия , выработать привычку думать о других )

-Как называется желание чувствовать состояние другого человека и реагировать на него ? (Называется нравственной установкой)

III. Определение темы урока

Слайд 2 Когда-то очень-очень давно один молодой человек вышел попрощаться с родным городком. Он должен был в скором времени уезжать на новое место работы. Покидать свою малую родину ему никак не хотелось. Край свой родной он искренне любил, очень гордился и заботливо сохранял.

Стоял прекрасный весенний денек. Человек долго гулял по знакомым паркам, красивым площадям, уютным улицам. (Интонация меняется). И вот на одной из них он встретил слепого нищего, перед которым стояла жестяная банка. Проходя мимо него, наш молодой человек бросил в эту жестяную банку: прогнозируйте, …

Все ваши прогнозы добрые, чистые, заботливые, некоторые неожиданные, настораживающие. Будем сравнивать с первоисточником?

То ли потому, что у молодого человека было грустное настроение, то ли просто так, он бросил в эту жестяную банку (пауза, равнодушно) осколки битого стекла (темп увеличить) и прошел мимо, а вскоре уехал из города детства. Прошло ровно тридцать лет и три года. Кто хочет продолжить?

- Продолжаем сравнивать с первоисточником:

Все в жизни человека сложилось удачно: большая дружная семья, замечательные верные друзья, успешная профессиональная карьера, уважение, почет, благополучие (пауза, изменение интонации). Но все эти долгие тридцать три года, теперь уже пожилого человека, ни на секунду не покидал пронзительный звон из родного города (пауза) - мучительный звон осколков, брошенных им в жестяную банку слепому (пауза).

- Результат необходимо проверить, пожалуйста, прогнозируйте…

- Проверяем по первоисточнику:

Пожилой человек вернулся в город своего детства. Нашел ставшее для него роковым место. А на нем (пауза) как в молодости, в тот прекрасный весенний денек (пауза, печально) все так же сидит тот же, только, постаревший, слепой нищий, а перед ним все так же стоит все та же жестяная банка.

-Кто хочет поделиться своими чувствами и мыслями?

Интерпретация проблемной ситуации.

- Вы прекрасно объяснили, что секунду не только нужно беречь, к ней еще нужно и осторожно относится: в считанные секунды можно сделать шаг и к счастью и к несчастью, и к трагедии. Не торопитесь делать неверные шаги! Спешите только к добру! Спешите делать только добро! Шагайте делать добро!

Интерпретация проблемной ситуации посредством моделирования

Формулировка задания первого варианта:

- Правильные мысли - правильные решения - правильные действия - правильные привычки правильная жизненная позиция.

Формулировка задания второго варианта: построить Дорогу Добра

- Добрая мысль - доброе слово - доброе дело - доброе имя - добрая память.

Слайд 4 Наши добрые дела.

Мир порадуют всегда.

-Что значит жить достойно среди людей?

Слайд 6 Если ситуацию трудно разрешить, надо золотое правило открыть! Чувствами и мыслями мудро управляй! Правила про нравственность ты не забывай!

Слайд 7 Инструкция по применению ЗПН. Работа в парах

Слайд 8 - Совершая злой поступок, поступая безнравственно, чем жертвует человек?

Честью, совестью, добрым именем, доброй памятью, уважением, счастьем, спокойствием и добром.

Слайд 9 - Какими единицами ы измеряем длину и расстояние?

в миллиметрах, сантиметрах, дециметрах, километрах

- Какие инструменты нужны для этого?

Для этого нужны разные инструменты: ученическая линейка, сантиметр, рулетка и т.д.

Внимание вопрос!

Слайд 10 - А в чем и чем измеряется нравственность?

В поступках, поступками.

IV. Работа над темой урока.

-Что вы о нем знаете?

Он хитрый ,коварный , беспощадный , злой , лживый

-Какие советы она дает ? Слушайте внимательно!

2.Беседа по содержанию

-Как вы думаете, где живет этот дракон? Дракон живет в каждом из нас

-Мы встретим его, какой он? Он не видимый

-Когда ему хорошо? Когда мы врем, деремся , неправильно себя ведем, обижаем друг друга)

-Чего хочет дракон? Пускай исчезнет красота, любовь и совесть, дружба, честь, всё лучшее, что в людях есть

-Что значит творить себя? Найти в себе все лучшее и убрать плохое

Беседа по содержанию.

На лучшее в себе. Цель выбрав благую, к ней прямо иди

- Что ещё необходимо сделать, чтобы победить дракона? Важно верить в себя, чтобы воплощать свои стремления в жизни

4.Чтение восточной притчи о стремлении изменить мир.

-Чтобы изменить мир с чего нужно начинать?

Начни изменять себя

5.Работа в группах.

1-я группа – готовит ответ

Прежде всего те, которые оберегали их жизнь. Эти нормы позволяли людям, связанным родовыми или племенными узами, совместно действовать, помогать друг другу. Так безопаснее охотиться, легче справляться с различными житейскими трудностями. Это было разумно.

2-я группа – готовит ответ

Те, которые способствуют сохранению жизни, здоровья человека, организуют его поведение и взаимодействие с другими людьми: законы гостеприимства, уважения к старшим, почитание родителей, забота о младших, больных и слабых.

3-я группа - готовит ответ

Достойно - значит стойко следовать нормам, которые приняты в обществе, понимать их большую ценность и равное значение для всех. Жить в высокой степени нравственно, думая о том, как твои действия могут отразиться на других людях. В основе поступков достойного человека, его стремления соблюдать общественные нормы и правила лежит бескорыстие как качество его личности и основа желаний

Соедините стрелками ситуации, которые характерны для тебя

Все эти действия говорят о бескорыстном отношении к людям

Слайд 11 -Давайте прикрепим его на Дереве мудрости

Как вы поняли, всё в жизни зависит от вашего стремления совершать душевные усилия, чтобы добрые помыслы и желания воплощались в достойные поступки. Преодоление соблазнов, лени, желания обрести свою выгоду и других эгоистических чувств при совершении поступков требует действительно больших душевных усилий.

V. Итог урока. Слайд 12

Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь

VI. Рефлексия Слайд 13

На уроке мы узнали как:

ценить секунды жизни

Применять ЗПН (золотое правило нравственности)

-Спасибо за такую прекрасную работу на уроке и чудесное сотрудничество.

Читайте также: