Путешествие в средневековье сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Население Европы XII века далеко не всегда устраивала жизнь на месте. Депрессии, суета и печали часто забивали головы простых европейцев: их реальность была не очень веселой. Но находилось место и для сладких грёз, и для фантазий. В народной памяти и литературе той эпохи мы находим массу свидетельств, подтверждающих эти мечтания: далекие края, где жили сказочные звери, знаменитая страна Кокань, где можно было бездельничать и есть сколько вздумается.

Подобные мифы поддерживали и доморощенные маги, и просто шарлатаны, предлагая сомнительные реликвии и зелья, вливая в уши обществу байки о дальних странах с несчитанными богатствами.

Миграция населения

Возьмём самых могущественных и вольных персонажей средневековой истории — западноевропейских монархов и правителей. Начнём с того, что у большинства из них не было одной резиденции. Двор короля постоянно перемещался вместе с Его Величеством. Самый яркий пример — король Англии Ричард Львиное Сердце.

За почти десятилетнее правление он пробыл на Британских островах всего полгода. Всё остальное время Ричард с разной продолжительностью находился в Сицилии, на Кипре, в Святой Земле, Австрии, Германии и Франции.

Особы рангом пониже тоже не отставали от монарха: герцоги и бароны с удовольствием перемещались по своим владениям и останавливались на землях своих вассалов.

Известно одно: в Средние века не существовало границ. По крайней мере — видимых. Дороги находились в ужасном состоянии, ведь их ремонтом не занимались вообще. Маршруты становились очень сложными и запутанными из-за высоких пошлин. Чтобы пересечь мост, город или лес надо было уплатить определённую сумму владельцу.

Самым безопасным и недорогим путём для средневекового человека оставался путь по воде. Но скорость перемещения была очень низкой: обоз за день мог преодолеть от 25 до 40 км, а одинокий всадник проезжал за день 60−70 км. Чтобы попасть из Парижа в Руан, требовалось 3 дня, из Парижа в Лондон — около 10 дней, от Лондона до Рима — больше месяца.

Паломничество к святыням

Пожалуй, это самая весомая цель поездок средневековых людей. Но ни в коем случае это путешествие не было наградой. Скорее — расплатой за грехи и попыткой очистить свою душу. Чем дальше — тем лучше для духовного развития и тем больше шансов на спасение.

Не покидая Франции, знать и простолюдины могли поклониться мощам Марии Магдалины, Божьей Матери, Святого Мартина и Святого Марциала. А если удавалось попасть в Константинополь, Рим или Иерусалим, то можно было получить протекцию апостолов, первых мучеников и самого Иисуса Христа. Но подобные путешествия требовали колоссальных затрат. Не каждый мог позволить себе такой вояж.

Пилигримы отправлялись в путь небольшими группами. Их легко узнавали по характерным одеяниям и атрибутам: посох, сумка в виде мешка, перекинутого через плечо, войлочная шляпа. Перед отъездом паломники просили благословления у местного священника: освящалась вся одежда и предметы, взятые в дорогу.

Существует распространенное заблуждение, что в Средневековье люди не покидали своих деревень и понятия не имели о том, что происходит вокруг. Но это не совсем так, и сегодня мы вам об этом расскажем.

Действительно, были люди, которые за всю жизнь не выезжали дальше местного рынка, а у некоторых вообще не было возможности путешествовать. Не забываем о том, что мы говорим об историческом периоде, который традиционно принято датировать V – XV вв. В это время огромное количество людей было зависимым и привязанным к земле (считай, землевладельцу). В такой ситуации особенно не попутешествуешь. Но даже если человек был лично свободным и мог поехать, куда ему заблагорассудится, то сделать это было не всегда просто, хотя и возможно.

Куда обычно ездили в Средние века?

Как европейцы путешествовали в Средние века

Как европейцы путешествовали в Средние века

С военными дело обстояло немного иначе, так как им не приходилось выбирать место назначения. Новобранцы, например, в Англии, встречались в традиционном месте сбора, а затем, подняв знамена своих вассалов, отправлялись вместе с остальной армией на север сражаться с шотландцами или на юг, бить французов. В некоторой степени это тоже можно назвать путешествием, особенно, если учесть, что военные кампании длились годами.

Нельзя не упомянуть крестоносцев — главных средневековых странников. Правда, все их многочисленные походы оставляли за собой реки крови и разоренные города, но сами рыцари, несомненно, получали новые впечатления.

Как европейцы путешествовали в Средние века

Путешественники привозили в родные края рассказы о тех местах, где они успели побывать. Так как в те времена развлечений у населения было не много, новые истории становились настоящим событием, а сами рассказчики пользовались народной любовью и популярностью.

Кто чаще путешествовал?

Важно отметить, что путешествия были гораздо более распространены среди людей, находящихся наверху социальной лестницы. Король и его придворные почти постоянно находились в движении: они объезжали владения, собирая подати и налоги. Помимо личных коронных земель государь также мог посещать своих вельмож. Правда, такие визиты не всегда были желанными, поскольку обходились хозяину дорого, ведь приходилось на недели размещать, развлекать и кормить высокопоставленных придворных.

Как европейцы путешествовали в Средние века

На чем передвигались средневековые путешественники?

Как европейцы путешествовали в Средние века

Однако наиболее распространенным способом передвижения была верховая езда, которая была доступна не только высшим классам. Кстати, лошадей можно было взять в аренду, но в Средние века они отличались по размерам от современных – были значительно меньше.

Средневековые дороги

После падения Рима транспорт стал более примитивным. В то время как римляне демонстрировали впечатляющее мастерство в строительстве сети дорог по всей империи, в Средние века транспорт стал менее доступным. Некогда широко распространенная система взаимосвязанных дорог и мостов рухнула вместе с империей. Даже те дороги, которые остались от Рима, долгое время находились в плохом состоянии, так как за ними не следили и их не ремонтировали.

Как европейцы путешествовали в Средние века

Дороги вновь представляли собой неровные, изрытые бороздами грунтовые насыпи, которые во время дождя превращались в грязное месиво. При этом росла популярность колесных повозок, для которых были нужны ровные дороги. Кстати, католическая церковь активно агитировала население жертвовать денежки на починку дорог, называя это дело исключительно богоугодным и обещая верующим небесные блага и сокращенный срок пребывания в Чистилище.

С какой скоростью передвигались?

Так как люди небогатые путешествовали пешком даже на приличные расстояния, скорость передвижения оставляла желать лучшего. В день странник проходил пешком около 25 км, и это при хороших условиях. Если же стояла плохая погода или дороги были размытыми, то преодоление за день 12 км уже было успехом. Груженая телега за день проезжала около 20 км, а зимой и того меньше. Всадник, вынужденный все время ехать на одной лошади, мог проехать до 40 км в день. Богатые люди и придворные могли себе позволить менять лошадей, преодолевая немыслимое расстояние — 60 км в день.

Как европейцы путешествовали в Средние века

Расстояние, пройденное за день, зависело от продолжительности светового дня, времени года, погоды и того, где располагался следующий постоялый двор. Если ближайшая гостиница находилась в пяти милях, а вы могли выехать лишь в полдень, то пытаться добраться до нее было бессмысленно, так как не было шансов успеть до наступления темноты.

Иногда на дорогах попадались путевые знаки, указывающие, например, более короткий путь через лес, но проблема заключалась в том, что их можно было легко повернуть или передвинуть, направив путников в руки поджидающих разбойников.

С какими трудностями сталкивались путешественники?

Как европейцы путешествовали в Средние века

В Средние века дальние поездки были рискованным и опасным предприятием, которое требовало основательной подготовки, и, что очень важно, выбора спутников. Путешествие не было чем-то таким, к чему можно было бы относиться легкомысленно. Путешествовать в одиночку было крайне небезопасно. Дороги кишели бандитами. Часто это были солдаты, которым нечем было заняться во время затишья в сражениях.

Еще одной проблемой было отсутствие карт в современном понимании. Были сведения о маршрутах, которые содержали список мест между вашей отправной точкой и пунктом назначения. Удачливым путешественникам удавалось найти спутника, который имел преставление хотя бы о начале маршрута. В противном случае приходилось опрашивать местных жителей, как добраться до следующего пункта.


В Средневековье люди путешествовали значительно реже, чем сейчас. Но при этом история каждого средневекового путешественника — это настоящий авантюрно-приключенческий роман.

Юлиан Венгерский

Спустя время двое доминиканцев решили вернуться назад, а третий спутник Юлиана скончался. Монах решил продолжить путь в одиночестве. В итоге, миновав Константинополь, пройдя вдоль реки Кубани, Юлиан достиг Великой Булгарии, или Волжской Болгарии. Обратный путь доминиканца пролегал через мордовские земли, Нижний Новгород, Владимир, Рязань, Чернигов и Киев. В 1237 году Юлиан Венгерский отправился в повторное путешествие, но уже в пути, достигнув восточных земель Руси, узнал о нападении на Великую Болгарию монгольских войск.

Описание путешествий монаха стали важным источником в изучении истории монгольского вторжения в Волжскую Болгарию.

Фото

Гуннбьорн Ульфсон

Наверняка вы слыхали про Эйрика Рыжего, скандинавского мореплавателя, первым поселившимся на берегах Гренландии. Благодаря этому факту многие ошибочно думают, что он же и был первооткрывателем гигантского ледяного острова.

Но нет — до него там побывал Гуннбьорн Ульфсон, направлявшийся из родной Норвегии в Исландию, чье судно сильнейший шторм отбросил к новым берегам. Почти столетие спустя по его стопам отправился Эйрик Рыжий —путь его не был случайным, Эйрик точно знал, где находится открытый Ульфсоном остров.

Фото

Раббан Саум

Его называют китайским Марко Поло, стал единственным выходцем из Китая, описавшим свое путешествие по Европе. Будучи несторианским монахом, Раббан отправился в долгое и опасное паломничество в Иерусалим в районе 1278 года. Выдвинувшись из монгольской столицы Ханбалык, т. е. нынешнего Пекина, он пересек всю Азию, но уже приблизившись к Персии, узнал о войне на Святой земле и изменил маршрут. В Персии Раббан Саума был радушно принят, а несколько лет спустя по просьбе Аргун-хана был снаряжен с дипломатической миссией в Рим.

Сперва он посетил Константинополь и короля Андроника II, затем побывал в Риме, где наладил международный контакт с кардиналами, и в итоге оказался во Франции, при дворе короля Филиппа Красивого, предлагая союз с Аргун-ханом. На обратном пути китайский монах удостоился аудиенции новоизбранного папы римского и встретился с английским королем Эдуардом I.

Фото

Гильом де Рубук

Монах-францисканец, после окончания Седьмого крестового похода был направлен королем Людовиком Французским в южные степи — с целью установить дипломатическое сотрудничество с монголами. Из Иерусалима Гильом де Рубук добрался до Константинополя, оттуда до Судака и двинулся в сторону Азовского моря.

В итоге Рубук пересек Волгу, затем реку Урал и в конце концов оказался в столице Монгольской империи, городе Каракорум. Аудиенции великого хана не дали особенных дипломатических результатов: хан предложил королю Франции присягнуть на верность монголам, но время, проведенное в заморских странах, не прошло даром.

Гильом де Рубук подробно и с присущим ему юмором описал свои путешествия, поведав жителям средневековой Европы о далеких восточных народах и их жизни. Особенно его впечатлила несвойственная для Европы веротерпимость монголов: в городе Каракорум мирно соседствовали и языческие, и буддистские храмы, и мечеть, и христианская несторианская церковь.

Фото

Афанасий Никитин

Едва лишь покинув родную Тверь, торговые суда Афанасия Никитина были разграблены астраханскими татарами, но это не остановило купца, и он продолжил свой путь — сперва добравшись до Дербента, Баку, потом до Персии и оттуда до Индии. В своих записках он красочно описал обычаи, нравы, политическое и религиозное устройство индийских земель. В 1472 году Афанасий Никитин отправился на родину, но до Твери так и не доехал, скончавшись под Смоленском. Афанасий Никитин стал первым европейцем, преодолевшим путь до Индии.

Фото

Чень Чен и Ли Да

Китайские путешественники, которые совершили опаснейшую экспедицию по Средней Азии. Ли Да был опытным путешественником, но он не вел путевых заметок и поэтому не так прославился, как Чень Чен. Два евнуха отправились в дипломатическое путешествие по поручению императора Юн-лэ в 1414 году.

Им пришлось пересекать пустыню в течение 50-и дней и карабкаться вдоль гор Тянь-Шаня. Проведя 269 дней в пути, они достигли города Герата (что расположен на территории современного Афганистана), вручили дары султану и вернулись домой.

Фото

Одорико Порденоне

Монах-францисканец, посетивший Индию, Суматру и Китай в начале XIV века. Францисканские монахи стремились увеличить свое присутствие в странах Восточной Азии, для чего направляли туда миссионеров. Одорико Порденоне, покинув свой родной монастырь в Удине, проследовал сперва в Венецию, затем в Константинополь, а оттуда в Персию и Индию.

Фото

Наддод и Гардар

Фото

Вениамин Тудельский

Раввин из города Тудела (Королевство Наварра, ныне испанская провинция Наварра). Путь Вениамина Тудельского не был таким грандиозным, как у Афанасия Никитина, но его записи стали бесценным источником информации об истории и жизни евреев в Византии. Вениамин Тудельский отправился из родного города в Испанию в 1160 году, миновал Барселону, путешествовал по южной Франции.

Далее он прибыл в Рим, откуда, спустя время, выдвинулся в Константинополь. Из Византии раввин проследовал ко Святой земле, а оттуда в Дамаск и Багдад, обошел Аравию и Египет.

Фото

Ибн Баттута

Первым пунктом на персональной карте Ибн Баттуты стала Мекка, куда он попал, двигаясь по суше вдоль берегов Африки. Вместо того, чтобы вернуться домой, он продолжил путешествие по Ближнему Востоку и Восточной Африке. Добравшись до Танзании и оказавшись без средств, он отважился на путешествие в Индию: поговаривали, что султан в Дели невероятно щедр. Слухи не подвели — султан снабдил Ибн Баттуту щедрыми дарами и отправил с дипломатической целью в Китай.

Однако по пути он был разграблен и, боясь султанского гнева и не смея вернуться в Дели, Ибн Баттута вынужден был скрываться на Мальдивах, попутно посещая Шри-Ланку, Бенгалию и Суматру. До Китая он добрался только в 1345 году, откуда направился в сторону дома. Но дома ему, конечно же, не сиделось — Ибн Баттута совершил небольшое путешествие в Испанию (тогда территория современной Андалузии принадлежала маврам и называлась Аль-Андалус), затем отправился в Мали, для чего ему потребовалось пересечь Сахару, а в 1354 году обосновался в городе Фес, где продиктовал все подробности своих невероятных приключений.

Фото

Материалы по теме

В Средние века царём зверей считался медведь, но после XII столетия ситуация изменилась – его сместил лев, который стал доминировать в геральдике.

На протяжении долгих веков Азию и Европу связывала важная торговая артерия, называемая Великим шёлковым путём. Это был не единичный маршрут, это была целая транспортно-торговая сеть. Купцы и миссионеры, дипломаты и кочевники, воины, путешествовали на лошадях и верблюдах, преодолевая огромные расстояния.

Я часто публикую деревенские фотографии, времен Российской Империи и частично - первой половины ХХ века. И одним из самых популярных комментариев, как ни странно, является вопрос: "почему в деревнях нет совсем никакой растительности, ни дерева, ни травинки".

А вот ещё:

Как в России появилось книгопечатание


Первый русский книгопечатник был дьяконом и печатал церковные книги. Но не все одобряли просвещение, и его типографию сожгли.

Некоторые печатные русские книги существовали – их изготавливали в иностранных (в частности, немецких и польских) типографиях еще с начала XVI века и продавали русским.

БОльшую часть книг составляли священные тексты для богослужений. Однако в рукописных списках было много искажений – чаще всего по вине как раз писцов. В это время царь Иван Грозный инициирует строительство большого количества новых церквей и монастырей – всем необходимы были свои богослужебные книги, причем единообразные и правильные версии.

Первая типография в Москве

Первопечатник Иван Федоров в мастерской. Репродукция. Государственный Исторический музей, альбом

Первопечатник Иван Федоров в мастерской. Репродукция. Государственный Исторический музей, альбом "Москва и москвичи" - Валентин Черединцев/Sputnik

По приглашению русского царя в Москву прибыл датчанин Ганс Мессингейм. Ему в ученики направили дьякона одной из кремлевских церквей, ныне утраченных, Ивана Федорова, и его помощников - Петра Мстиславца и резчика Васюка Никифорова (возможно, он вырезал буквы и гравюры). Печатный станок выписали из Польши, где уже издавали русские книги ранее.

Апостол 1563/1564 гг. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук

Апостол 1563/1564 гг. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук

Библиографы восхищались качеством первой печатной книги, в частности, тонким штрихам, одинаковым размером букв и тем, что они расположены по ровным линиям, расстояния между буквами и строками везде одинаковые и равномерные. Причем шрифт имитирует рукописный и наклонен немного вправо.

В книге есть также послесловие от Ивана Федорова, где он рассказывает, как царь Иван Васильевич с благословения митрополита Макария велел изыскать мастеров и построить дом для печатного дела, и что царь не жалел для него никаких сокровищ из своей казны.

Однако против печатников резко выступили переписчики книг, посчитав, что те отнимают у них средство заработка. Неизвестные даже устроили поджог в печатном дворе.

Московский печатный двор

Московский печатный двор - Fine Art Images/Heritage Images via Getty Images

В 1568 году царь велел восстановить книгопечатание в Москве - в новом печатном дворе стал работать ученик Ивана Федорова Андроник Невежа. В своей вотчине Александровской слободе Грозный открыл еще одну типографию. Со временем печатное дело только расширялось, но вплоть до начала XVIII века и правления Петра I печатали лишь церковные книги.

Изгнанный книгопечатник

Почтовая марка по случаю 500 лет со дня рождения первопечатника Ивана Фёдорова

Почтовая марка по случаю 500 лет со дня рождения первопечатника Ивана Фёдорова

Сам же Федоров после поджога вынужден был спешно бежать в Великое княжество Литовское. Ему удалось захватить типографские принадлежности, шрифты и доски для гравюр. Некоторые историки выдвигают версии, что Федоров уехал по велению Ивана Грозного, который хотел наладить отношения с богатыми литовскими православными, послав к ним печатника.

Что из себя представляли миграция населения и путешествия в эпоху Высокого Средневековья? Существовали ли тогда туристические маршруты?

Население Европы 12-го века далеко не всегда устраивала жизнь на месте. Депрессии, суета и печали часто забивали головы простых европейцев: их реальность была не очень весёлой. Но находилось место и для сладких грёз, и для фантазий. И клирик, и рыцарь, и, конечно же, простой крестьянин — все они мечтали о райской жизни на Земле, об идиллии и порядке. Но где найти такое место и как убежать от тоскливой повседневности? Естественно, в народной памяти и литературе той эпохи мы находим массу свидетельств, подтверждающих эти мечтания: далёкие края, где жили сказочные звери, знаменитая страна Кокань, где можно было бездельничать и есть сколько вздумается.

1.jpg

Подобные мифы поддерживали и доморощенные маги, и просто шарлатаны, предлагая сомнительные реликвии и зелья, вливая в уши обществу байки о дальних странах с невероятными богатствами. Однако народ с удовольствием слушал подобные россказни, ведь они хоть на чуть-чуть уносили слушателя из суровой реальности.

Миграция населения

Возьмём самых могущественных и вольных персонажей средневековой истории — западноевропейских монархов и правителей. Начнём с того, что у большинства из них не было одной резиденции. Двор короля постоянно перемещался. Если король не путешествовал по землям своих подданных, его могли забыть. Поездки в соседние государства тоже были важной частью монаршей жизни. А выезды за пределы христианского мира воспринимались как подвиги. Самый яркий пример — король Англии Ричард Львиное Сердце.

4.jpg

За почти десятилетнее правление он пробыл на Британских островах всего полгода. Всё остальное время Ричард с разной продолжительностью находился на Сицилии и Кипре, в Святой Земле, Австрии, Германии и Франции. Собственно, и герои эпоса о короле Артуре перемещались вместе со своим правителем. Где король — там и королевский двор!

Особы рангом пониже не отставали от монарха: герцоги и бароны с удовольствием перемещались по своим владениям и останавливались на землях вассалов. Простолюдины также совершенно спокойно могли сорваться с места и обжить участок в соседней деревушке или перебраться в другую область страны. Но эти перемещения скорее зависели от материального положения и дальнейших перспектив развития.

6.jpg

Известно одно: в Средние века не существовало границ. По крайней мере, видимых. Что-то изменялось, если, например, выкорчёвывали лес, рыли канал или осушали болото, которое мешало продвижению. Дороги находились в ужасном состоянии, ведь их ремонтом не занимались вообще. Маршруты становились очень сложными и запутанными из-за высоких пошлин. Чтобы пересечь мост, город или лес, надо было уплатить определённую сумму владельцу. Люди предпочитали передвигаться группами и только в светлое время суток. Ехали верхом или шли, а провизию перевозили на вьючных животных или повозках.

2.JPG

Самым безопасным и недорогим для средневекового человека оставался путь по воде. Пошлины можно было не платить и на море. Но скорость перемещения была очень низкой: обоз за день мог преодолеть от 25 до 40 км, а одинокий всадник проезжал за день 60−70 км. Чтобы попасть из Парижа в Руан, требовалось 3 дня, из Парижа в Лондон — около 10 дней, от Лондона до Рима — больше месяца. Но люди той эпохи совершенно не спешили и при особой надобности могли добраться до пункта назначения, используя все возможные варианты.

3.jpg

Дорога пилигримов

Пожалуй, это самая благородная цель поездок средневековых людей. Такое путешествие было расплатой за грехи и попыткой очистить душу. Чем дальше — тем лучше и тем больше шансов на спасение. Короткие походы пилигримов были направлены на получение снисхождения того или иного святого, что, как считалось, могло помочь в достижении поставленных целей (будь то работа, личная жизнь или материальное положение). Не покидая Франции, знать и простолюдины могли поклониться мощам Марии Магдалины, Божьей Матери, святого Мартина и Марциала. В английских святынях — Дарем, Вестминстер, Кентербери и Гластонбери — верующие просили помощи у святого Кутберта, Эдуарда Исповедника, короля Артура, королевы Геньевры и Томаса Бекета. А если удавалось попасть в Константинополь, Рим или Иерусалим, то можно было получить протекцию апостолов, первых мучеников и самого Иисуса Христа. Но подобные путешествия требовали колоссальных затрат. Не каждый мог позволить себе такой вояж.

5.jpg

Пилигримы отправлялись в путь небольшими группами. Их легко узнавали по характерным одеяниям и атрибутам: посох, сумка в виде мешка, перекинутого через плечо, войлочная шляпа. Перед отъездом паломники просили благословления у местного священника: освящались вся одежда и предметы, взятые в дорогу. По пути к заветной цели странников принимали в храмах, монастырях и аббатствах, расположенных по основному маршруту. Бывало, пилигримов зазывали к себе хозяева замков и поместий, чтобы послушать рассказы об их странствиях за столом в кругу семьи и приглашённых гостей.

Читайте также: