Йоруба народ африки сообщение

Обновлено: 01.06.2024

Йоруба (йоруба Ọmọ Yorùbá ) — группа родственных негроидных народов, населяющих западную Африку (от устья реки Нигер до Гвинейского залива): государства Нигерия, Того, Бенин, Гана). Имеется небольшая диаспора в Канаде Общее число свыше 30 миллионов человек.

Йоруба — творцы уникальной самобытной цивилизации субсахарской Западной Африки, породившей такие неповторимые города-государства, как священный Иле Ифе, научный интерес к которому не ослабевает по сей день из-за уникальных раскопок, сделанных знаменитым немецким этнографом Лео Фробениусом на заре прошлого века. Считается, что предки йоруба создали археологическую культуру Нок в I тыс. до н. э..

Вплоть до европейской колонизации Африканского континента в XV веке священный Иле Ифе занимал особое положение в истории западноафриканского региона, выполняя функции сакрального духовного центра, эталона социально-политического устройства и культурного развития народа йоруба и их соседей. Городская культура — Ифе, монархия — Оони, плавка металлов, охота и земледелие).

Большинство йоруба является христианами и мусульманами. Йоруба также по сей день исповедуют древнейшую священную политеистическую религию Ифа’Ориша, повлиявшую на зарождение таких Афро-карибских традиций, как вуду, водун, сантерия-лукуми, обеа и многих других.

Искусство йоруба представлено многочисленными статуэтками из дерева, бронзы и глины, разнообразной музыкой (инструментальной и респонсорно-вокальной), которая наложила свой отпечаток на латиноамериканскую музыкальную культуру.

Согласно легендам, йоруба пришли с востока. Легендарным предком йоруба считается Одудува.

Содержание

Известные люди

    — писатель-сказочник. Свои произведения основывал на фольклоре народа йоруба. — нигерийский драматург, писатель, поэт. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1986 года.

См. также

Литература

  • Д. М. Бондаренко, Р. Н. Исмагилова Йоруба // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999.

Ссылки

  • Йоруба
  • Бенуэ-конголезские народы
  • Народы Гвинейской подобласти
  • Народы Нигерии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Йоруба (народ)" в других словарях:

ЙОРУБА (народ) — ЙОРУБА, народ Нигерии (25,5 млн. человек, 1992). Живут также в Бенине, Гане, Того и других африканских странах. Общая численность 26,2 млн. человек (1992). Язык йоруба. По религии христиане, есть мусульмане сунниты и приверженцы традиционных… … Энциклопедический словарь

Йоруба (народ в Нигерии) — Йоруба, народ, живущий на З. и Ю. З. Нигерии (по приблизительным оценкам, 10 12 млн. чел. в 1972), в Дагомее (свыше 200 тыс. чел.), где их называют нага или анага, и незначительное число в Того. Этнические группы Й.: ойо, ифе, иджеша, эгба и др.… … Большая советская энциклопедия

ЙОРУБА — народ Нигерии (25,5 млн. человек, 1992). Живут также в Бенине, Гане, Того и других африканских странах. Общая численность 26,2 млн. человек (1992). Язык йоруба. По религии христиане, есть мусульмане сунниты и приверженцы традиционных верований … Большой Энциклопедический словарь

Йоруба — Йоруба: Йоруба народ в Западной Африке Йоруба язык народа йоруба Список значений слова или словосочетан … Википедия

йоруба — I народ Нигерии (25,5 млн. человек). Живут также в Бенине, Гане, Того и других африканских странах. Общая численность 26,2 млн. человек (1995). Язык йоруба. Верующие христиане, есть мусульмане сунниты и приверженцы традиционных верований. II… … Энциклопедический словарь

ЙОРУБА — (самоназвания нага, ойо, ифе, иджеша, эгба, иджебу, экити, энду) народ общей численностью 26200 тыс. чел. Основные страны расселения: Нигерия 25500 тыс. чел. Другие страны расселения: Бенин 380 тыс. чел., Гана 200 тыс. чел., Того 100 тыс. чел.,… … Современная энциклопедия

Йоруба — (самоназвания нага, ойо, ифе, иджеша, эгба, иджебу, экити, энду) народ общей численностью 26200 тыс. чел. Основные страны расселения: Нигерия 25500 тыс. чел. Другие страны расселения: Бенин 380 тыс. чел., Гана 200 тыс. чел., Того 100 тыс. чел.,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

народ — Народность, нация, национальность, племя, язык, раса. Ср … Словарь синонимов

йоруба — сущ., кол во синонимов: 2 • народ (200) • язык (247) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ЙОРУБА — народ, живущий в Зап. Нигерии, где насчитывает ок. 6 млн. ч. (1959). Ок. 190 т. ч. Й. живет в Дагомее, где они известны под именем наго или анаго, и небольшое число в Того. Подразделения и этнич. группы Й.: ойо, ифе, иджеша, эгба и др. Однако все … Советская историческая энциклопедия

В начале прошлого века в литературе и искусстве, в научных кругах повысился интерес к культуре и жизни народностей Африки. Одним из самых ярких представителей племён Западной Африки стали йоруба. Этот народ по праву признан самым загадочным и необычным.

Их религия не имеет общего с распространёнными верованиями, поскольку отличается самобытностью и особым колоритом. Тайна происхождения до сих пор остаётся нераскрытой, ведь легенды самих йоруба, предположения исследователей и историков заметно различаются. Кто же они – знакомые и незнакомые йоруба? Как живёт этот народ Западной Африки?

Тайны истории йоруба

Йоруба представляют один из народов современной Нигерии. Они считаются основателями древней цивилизации, самобытность и уникальность которой не вызывает сомнений. Как считают сами йоруба, их история начинается в государстве Иле Ифа, построенном предками племён. Согласно легендам, королевство было основано божествами, что стали создателями мира.

Различные учёные, изучающие происхождение народа, склонны считать, что предки народа могли прийти с территории других стран. Например, Сэмюэл Джонсон и Лукас Олумиде указывают, что распространиться на территорию Нигерии йоруба могли с направления Древнего Египта. Другие историки оспаривают это мнение , поскольку сформироваться народность могла и на основе местных этносов.

Формирование народа

Когда на нигерийские земли прибывают европейцы, в частности, португальцы, жизнь йоруба круто меняется. Именно чужестранцы отметили необычную культуру этого народа. Несмотря на то, что многие африканские племена имели свои самобытные верования и почитали божеств, именно религия йоруба стала известна во всём мире.

Кроме того, на распространение популярности её повлиял и вывоз африканского населения в качестве рабов в страны Латинской Америки. К примеру, сегодня приверженцы культов йоруба проживают не только в Африке, но и на территории Бразилии, Аргентины, имеется канадская диаспора.

Йоруба нельзя назвать однородным племенем. Этнос включает в себя несколько племён, что объединены родственностью культуры и языковыми особенностями. Неповторимость верований уже много веков привлекает представителей других народностей, которые со временем и сами начинают причислять себя к ним. Так, к примеру, сегодня народ йоруба включает племена ойо, ондо, ифе, эгба, экити и родственные им общины.

Жрецы обатала святое божество, отец человечества, духовная чистота и нравственная честность.

Жрецы Обатала – святое божество, отец человечества, духовная чистота и нравственная честность в традиции йоруба

Религия йоруба

Интересно, что по сравнению с языками йоруба письменность их появилась совсем недавно, лишь в XIX веке. Помощниками в данном случае выступали миссионеры из европейских стран, целью которых было распространение христианских идей. Хочу заметить, что деятельность эта была весьма успешной, однако традиционные верования народа живы и сегодня.

Но что же представляет собой религия йоруба? На мой взгляд, её правильно назвать смесью магии и духовных понятий, смысл которых нередко сложно объяснить сторонникам иных верований. Считается, что существует несколько божеств или духов, что называются ориша.

Осаньин - Ориша леса из верований йоруба

Осаньин – Ориша леса из верований йоруба / © James C. Lewis of Noire3000

Они являются воплощениями некой высшей сущности, предстающей в разных ипостасях. Эти боги могут отвечать не только за сферы деятельности, но и за стремления людей, их желания. Некоторые духи отождествляются со стихиями.

Например, Ошун – покровительница пресных вод, любви, женственности. А вот Шанго – её противоположность, мужской дух, управляющий грозами. В верованиях йоруба существует строгое разделение на добро и зло. Первое представлено ориша, а вот тёмные духи считаются адшогунами, то есть противниками, врагами человека.

Защититься от их происков и негативного влияния можно с помощью священных амулетов и поддержки добрых духов. Впрочем, подношения делают как злым, так и добрым духам. Но для одних – это знак уважения, для других – попытка задобрить разрушительны силы. Более подробно об обрядах и традициях йоруба в отдельной статье

Йоруба - колоритный народ Африки

Как живёт народ сегодня?

Как я уже отметила, большинство современных йоруба – жители Нигерии. Несмотря на то, что из-за отсутствия письменных источников о древней истории этого народа известно крайне мало, он хранит культуру и старинные обычаи. Немало йоруба и в наши дни стараются поддерживать традиционный уклад жизни.

Основным занятием йоруба, как и у их предков, остаётся земледелие. Они успешно выращивают овощи, занимаются продажей маниока, кукурузы, земляного ореха. Нередко европейцы, приезжающие в Нигерию, удивляются, видя людей с мотыгами, возделывающими землю на полях.

Современная техника у йоруба тоже имеется, но многие из них считают, что лучшие орудия труда – простые предметы. Кроме того, мотыга в их понимании является одним из знаковых инструментов, благодаря которому можно попросить помощи у духов плодородия.

свадьба в традиции йоруба

Свадьба в традиции йоруба

Не менее популярным занятием стала и торговля. Как мне кажется, именно развитие торговых отношений с соседними племенами помогло йоруба развивать свои земли, укреплять селения и города.

Торговая деятельность не является исключительно мужским или женским занятием – в неё вовлекаются представители обоих полов, причём, как отмечают туристы у йоруба имеется особый коммерческий талант.

Йоруба – народ с древней и загадочной историей, многие аспекты которой нам до сих пор неясны. Однако их культура стала настоящим бриллиантом в мировой сокровищнице. Во всём мире сегодня есть масса приверженцев верований йоруба, и число их значительно превышает количество самих представителей этого народа.

ЙО́РУБА, йо­ру­бо (са­мо­на­зва­ние – Yorùbа́), на­род на юго-за­па­де Ни­ге­рии (шта­ты Ква­ра, Ойо, Огун, Ла­гос, Ошун, Эки­ти, Он­до, Коги). Чис­лен­ность 27,6 млн. чел. Жи­вут так­же в Га­не (343 тыс. чел.), Бе­ни­не (на­го, ана­го; 181 тыс. чел.), То­го (83 тыс. чел.) и др. Кре­о­ли­зи­ро­ван­ные по­том­ки Й. в разл. стра­нах Зап. Аф­ри­ки час­то на­зы­ва­ют се­бя аку ; жи­вут так­же в Ве­ли­ко­бри­та­нии (св. 20 тыс. чел.), США (ок. 1 тыс. чел. – 2000, пе­ре­пись) и др.; по­том­ки Й. жи­вут в стра­нах Лат. Аме­ри­ки (в Вест-Ин­дии их на­зы­ва­ют лу­ку­ми). Об­щая чис­лен­ность 28,5 млн. чел. (2007, оцен­ка). Под­раз­де­ля­ют­ся на груп­пы: ифе, ойо, ид­же­ша, эки­ти, иг­бо­ми­на, ово, он­до, ид­же­бу, эг­ба, эг­ба­до. Го­во­рят на яз. йо­ру­ба. Св. 50% – хри­стиа­не (ан­гли­ка­не, ка­то­ли­ки, по­сле­до­ва­те­ли син­кре­тич. хри­сти­ан­ско-афр. Церк­вей), часть – му­суль­ма­не (в осн. сун­ни­ты ма­ли­кит­ско­го маз­ха­ба), ос­таль­ные при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний.

Канада — 3 315 чел.

Музыканты йоруба, Нигерия, штат Квара

Голова из латуни из Ифе, XII век

Шейная гривна (торк), сделанная из медного сплава - образец денег-воротничков (мондуа), используемых в стране йоруба, XVII век, Бруклинский музей, 1997 г.[2]

Шейная гривна (торк), сделанная из медного сплава - образец денег-воротничков (мондуа), используемых в стране йоруба, XVII век, Бруклинский музей, 1997 г. [2]

Замысловато вырезанный браслет из слоновой кости от народа йоруба из Ово

Йо́руба (йоруба Ọmọ Yorùbá ) — группа родственных негроидных народов, населяющих западную Африку (от устья реки Нигер до Гвинейского залива: государства Нигерия, Того, Бенин, Гана). Имеется небольшая диаспора в Канаде. Общее число — около 40 миллионов человек [1] .

Йоруба — творцы уникальной самобытной цивилизации субсахарской Западной Африки, породившей такие города-государства, как Иле Ифе, научный интерес к которому не ослабевает по сей день после раскопок, сделанных немецким этнографом Лео Фробениусом в начале прошлого века. Считается, что предки йоруба создали археологическую культуру Нок в I тыс. до н. э.

Вплоть до европейской колонизации Африканского континента в XV веке Иле Ифе занимал особое положение в истории западноафриканского региона, выполняя функции духовного центра, эталона социально-политического устройства и культурного развития народа йоруба и их соседей. Городская культура — Ифе, монархия — Оони, плавка металлов, охота и земледелие.

Большинство йоруба являются христианами. Йоруба также по сей день исповедуют политеистическую религию Ифа’Ориша, повлиявшую на зарождение таких афро-карибских традиций, как вуду, водун, сантерия-лукуми, обеа и многих других.

Искусство йоруба представлено [ где? ] многочисленными статуэтками из дерева, бронзы и глины, разнообразной музыкой (инструментальной и респонсорно-вокальной), которая наложила свой отпечаток на латиноамериканскую музыкальную культуру.

Архитектура йоруба имеет свои особенности, которые сейчас утрачиваются. Это происходит в связи с изменениями в образе жизни йоруба. Если раньше было принято жить большими семьями и объединять дома, выстраивая определённые комплексы сооружений, то сейчас ситуация изменилась. Христианство, реформы в культуре и образовании сильно повлияли на йоруба и сформировали концепцию того, что семья — это основная ячейка общества. Распространение и укоренение моногамии, отделение семей друг от друга — всё это привело к гибели тех традиций, что были сформированы многовековым укладом жизни [3] .

Говоря о формировании общенациональных культуры и идентичности, следует отметить колониальный период. Тогда, во время усиления дискриминации йоруба европейцами, людей захлестнула волна национализма, особенно в образованных кругах. Пребывание миссионеров послужило толчком к развитию языка, до колониального же господства многие общины Нигерии не были связаны ни политически, ни культурно [4] .

Тем не менее, европейцы оказали больше пагубное влияние на традиции йоруба. Так, касательно религии, миссионеры для достижения успеха пропаганды своих идей искажали структуру религиозного мировоззрения йоруба, уничтожали основы для различных обрядов, гаданий и жертвоприношений. К примеру, были переписаны популярные произведения и песни, чтобы те несли в себе христианский взгляд на вещи [5] .

Согласно легендам, йоруба пришли с востока. Легендарным предком йоруба считается Одудува. Также йоруба верят и в демонов (пример: Абику)

Генетические исследования в геномах йоруба и пигмеев-мбути обнаружили от 0,2 % до 0,7 % неандертальских генов [6] . Но ошибка в вычислениях подрывала первоначальный вывод авторов о том, что многие африканцы несут ДНК неандертальцев, унаследованную ими от евразийцев, чьи предки скрещивались с этой группой [7] . Наличие неандертальских генов у йоруба было подтверждено безреферентным методом IBDmix, в которым идентичность фрагментов ДНК у двух человек считается признаком наличия общего предка, а длина сегмента IBD [en] зависит от того, насколько давно они имели общего предка [8] .

Архаичная интрогрессия от ныне вымерших гомининов в геноме йоруба составляет от 5 до 7,9 % [9] .

Генетики из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе сравнили 405 геномов западноафриканцев из проекта 1000 геномов с геномом неандертальца из хорватской пещеры Виндия и геномом денисовского человека, обнаружили в геномах популяций Западной Африки (йоруба из Ибадана (YRI), Esan в Нигерии (ESN), Gambian в западной Гамбии (GWD) и Mende в Сьерра-Леоне (MSL)) от 2 до 19 % примеси, полученной ими от скрещивания с призрачным (ghost) человеком примерно 43 тыс. л. н. (95%-й доверительный интервал: от 6000 до 124 000 л. н.), отделившимся от предка современного человека ещё до раскола линии современных людей и линии неандертальцев и денисовцев — до 625 000 л. н. (95%-й доверительный интервал: 360 000 до 975 000 л. н.) [10] .

Генетические исследования популяций Сахула в сравнении с исследованиями других современных человеческих популяций показали, что йоруба отделились от папуасов Новой Гвинеи ок. 90 тыс. л. н., а от остальных евразийских популяций — 75 тыс. л. н., что свидетельствует в пользу гипотезы о том, что исход из Африки происходил дважды — ок. 120 тыс. л. н. (xOoA) и ок. 80 тыс. л. н. (OoA) [11] [12] .

Читайте также: