Психологические особенности зависимого поведения людей разного возраста сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Зависимое (аддиктивное) поведение - это одна из форм отклоняющегося поведения личности и связано оно со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

Люди отличаются индивидуальной предрасположенностью к тем или иным объектам, вызывающим зависимость. Какой объект зависимости выберет тот или иной человек определяется специфическим действием объекта на организм человека.

Зависимое (аддиктивное) поведение личности проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивное, непреодолимое.

Первым признаком зависимых (аддиктивных) нарушений является своеобразный способ реагирования на психологический дискомфорт.

Психологический дискомфорт может возникать по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Колебания настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять кризисным ситуациям, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие – с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. Для восстановления психологического комфорта они выбирают способ, предполагающий искусственное изменение психического состояния, получение субъективно приятных эмоций. Желание изменить психическое состояние достигается с помощью алкоголя, наркотических или токсических веществ, некоторых лекарственных средств. Искусственному изменению настроения способствует также и увлеченность азартными играми, компьютером, сексом, перееданием или голоданием, работой, длительным прослушиванием ритмичной музыки.

В группу риска по возникновению зависимого поведения попадают люди с низкими адаптивными возможностями, неустойчивые перед разного рода стрессорами, проявляющие постоянное недовольство собой, жизнью и окружением, в котором в трудную минуту не находится поддержка.

Формирование зависимого поведения происходит в несколько этапов. При этом обязательно сказывается влияние объекта аддикции (вид наркотического вещества и т.д.), индивидуальных особенностей человека (например, возраст, социальные связи, интеллект, способность к сублимации).

Первый этап - начало формирования зависимости – происходит всегда на эмоциональном уровне. На фоне воздействия предмета или объекта зависимости (прием вещества, изменяющего психическое состояние; переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре; чувство необычного волнения при знакомстве с какой либо коллекцией и др.) и фиксации в сознании этой связи, возникает переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска. У человека, испытавшего подобные эмоции, появляется понимание того, что, оказывается, существуют доступные способы достаточно быстро и без особых усилий изменить свое психическое состояние.

Второй этап характеризуется формированием четкой последовательности использования средств изменяющих психическое состояние. Устанавливается определенная частота реализации зависимого поведения, которая обусловлена многими факторами: особенностью личности до возникновения зависимости; предшествующими установками; воспитанием; культурным уровнем; окружающей социальной средой; значимыми событиями в жизни; изменениями привычного стереотипа и др. Постепенно формируется ритм зависимости, связанный с жизненными затруднениями, переносимостью стрессов. По мере того, как учащается использование средств изменяющих психическое состояние, межличностные отношения постепенно отступают на второй план. В последующем провоцировать использование таких средств начинают любые события, вызывающие душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта.

На сформировавшуюся зависимость указывают наличие следующих признаков:

- отрицание событий и действий, которые окружающие расценивают как результат зависимого поведения;

- распад прежних отношений и связей, смена значимого окружения;

- враждебное отношение и непонимание со стороны значимых для зависимого человека людей;


Первая из приводимых здесь возрастных границ имеет тенденцию к постоянному снижению.

8—11 лет. Детей интересует все, что связано с наркотиками, — их действие, способы употребления. Наркотик — это неизвестный и запретный мир и, как все незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство. Дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьез. Знания о наркотиках отрывочны, чаще всего получены со слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания).

14-17 лет. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, молодежной вечеринке, в компании друзей, в подворотне — в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо опосредованный — через близких знакомых и друзей.

Рекомендации по тактике реагирования на ситуацию потребления курительных смесей

При подозрении в том, что подросток потребляет наркотики:

- при проведении всех действий обязательно присутствие двоих педагогов;

- предложите показать подростку содержимое карманов, личных вещей, при этом положив подозрительные вещества на письменный стол, парту;

- после предоставления содержимого вещей предложите подростку отойти на расстояние от объекта не менее двух метров;

- по возможности процесс проведения всех действий можно зафиксировать на видеокамеру или камеру мобильного телефона;

- внимательно следите за поведением подростка, так как в процессе предоставления содержимого вещей, последний может попытаться их уничтожить (съесть, сдуть, выбросить в окно и т.д.), не оставляйте его в помещении одного;

- нельзя самим дотрагиваться до упаковки подозрительных веществ, самих веществ, так как это в дальнейшем может уничтожить вещественные доказательства;

- не пытайтесь попробовать подозрительное вещество на вкус, почувствовать его запах, так как это может навредить здоровью;

- в последующем необходимо вызвать милицию по телефону 102 для приезда следственно-оперативной группы;

При появлении сведений об учащихся, потребляющих наркотики, мест потребления наркотиков, либо их реализации:

- если подросток находится в состоянии наркотического опьянения, либо в неадекватном состоянии, необходимо обеспечить безопасность его и окружающих, обеспечить оказание медицинской помощи (вызов скорой помощи тел. 103), информировать родителей либо лиц их заменяющих и работников милиции;

- при подозрении об употреблении наркотиков подростком, при наличии признаков их потребления, а также поступлении информации о местах возможного потребления и сбыта наркотиков направлять информационное письмо в территориальный ОВД;

- в случае появления сведений, не терпящих принятия безотлагательных мер, информацию передать по телефону сотрудникам наркоконтроля либо инспекции по делам несовершеннолетних.

Последовательность действий учителей при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков

1. Действия педагога при подозрении нахождения учащегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения

Если Вы наблюдаете неадекватное поведение (или странное состояние) у учащегося и подозреваете, что это может быть связано с употреблением ПАВ, в таком случае необходимо:

1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.

2. Немедленно поставить в известность администрацию школы.

3. Срочно вызвать медицинского работника школы. Если состояние ребенка тяжелое (потеря сознания, бред, состояние паники или другие критические признаки), необходимо вызвать скорую помощь.

4. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо известить о случившемся родителей (законных представителей).

5. Нецелесообразно проводить немедленно разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.

6. При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.

Нельзя отправлять ребенка домой, тем более одного, так как в таком состоянии с ним может произойти несчастный случай (он может попасть по машину, травмироваться при потере сознания и пр.).

2. Действия педагога при возникновении подозрения периодического употребления несовершеннолетним наркотиков

Если Вы подозреваете учащегося в злоупотреблении наркотиков, то наиболее оправданы следующие действия:

1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям (законным представителям) данного ребенка.

2. При подозрении на групповое потребление наркотиков провести повторные беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.

3. Организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с врачом-наркологом.

4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.

Рекомендации для родителей по профилактике употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних

Почему подростки начинают пробовать наркотики?

• возможно, это выражение внутреннего протеста;

• может, это знак принадлежности к определенной группе;

• это риск, а потому интересно;

• это приносит приятные ощущения;

• это помогает чувствовать себя взрослым;

• это помогает забыть о проблемах;

Если вы подозреваете, что подросток склонен к употреблению наркотиков или употребляет наркотики:

• Не читайте мораль.

• Ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте их.

• Разговаривайте с детьми. Если вы не общаетесь, значит, отдаляетесь друг от друга.

• Умейте слушать – внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.

• Рассказывайте им о себе. Пусть ваши дети знают, что вы готовы поделиться с ними, а не уходите в себя.

• Будьте рядом – важно, чтобы подростки понимали, что дверь к вам открыта, и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.

• Будьте тверды и последовательны. Не выставляйте условий, которые не можете выполнить. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать.

• Старайтесь делать все вместе. Планируйте общие интересные дела. Нужно как можно активнее развивать интересы подростка, чтобы дать им альтернативу, если вдруг им предстоит сделать выбор, где одним из предложенных вариантов будет наркотик.

• Общайтесь с их друзьями. Подросток ведет себя по-другому, находясь под влиянием окружения.

• Не запугивайте. Ребенок может перестать вам доверять.

• Помните, что дети нуждаются в вашей поддержке. Помогите поверить им в свои силы.

Признаки употребления наркотических веществ

Наркомания является быстропрогрессирующим заболеванием, поэтому, чем раньше вы обнаружите, что ребенок употребляет наркотики, тем эффективнее и быстрее ему можно будет помочь. Но распознать наркомана (особенно с небольшим стажем) чрезвычайно трудно. К тому же многие наркоманы используют инсулиновые иглы, не оставляющие следов от укола.

Когда же стоит бить тревогу? Когда для этого есть серьезные основания?

Признаки, которые должны насторожить взрослых:

- расширенные или суженные зрачки;

- покрасневшие или мутные глаза;

- плохая координация движений;

- следы от уколов, порезы, синяки;

- свернутые в трубочку бумажки, фольга;

- маленькие ложечки, капсулы, пузырьки, неизвестные таблетки, порошки.

Изменения в поведении:

- нарастающее безразличие, высказывания о бессмыслии жизни;

- уход из дома и прогулы в школе;

- ухудшение памяти, падение успеваемости;

- бессонница, чередующаяся с сонливостью;

- болезненная реакция на критику, агрессивность;

- частая и резкая смена настроения;

- необычные просьбы дать денег или появление сумм неизвестного происхождения;

- пропажа из дома ценностей, книг, одежды;

- частые необъяснимые телефонные звонки

Вы должны знать, что наиболее вероятный возраст вовлечения в наркотическую зависимость – 9-19 лет; наркотическая зависимость может наступить после 2-10 инъекций героина.

Будьте внимательны к своим детям! Если Вы предполагаете, что ребенок употребляет наркотики…


В статье предлагается рассмотреть личность с химической зависимостью, попытаться понять, что же влияет на формирование аддикции, как взаимодействует биологический, психологический и социальный компоненты. Автор предлагает отследить личностно-психологические особенности зависимого человека, как строятся межличностные отношения, что является базой зависимого поведения.

Ключевые слова: зависимый человек, психологическая зависимость, тревога, личность, зависимое поведение.

Личность человека с химической аддикцией — это очень сложная субстанция, в которой стёрто и искажено нормальное мировосприятие и мироощущение. Существует мнение, что разрушительным зависимостям в большей степени подвержены люди, чья психологическая основа личности модифицировалась в процессе их развития. Сюда, возможно, относятся и место проживания, окружение, неправильное воспитание и иные неблагоприятные факторы в социальной сфере, а также какие-либо травмирующие события и многие другие моменты, которые так или иначе препятствовали правильному развитию и функционированию личности.

Если опираться на современный взгляд формирования аддикций, то стоит взять за основу био-психосоциальный подход, который подразумевает существование сложной многофакторной природы взаимодействия систем: биологического компонента, психологического компонента и социального.

Главным способом выживания аддиктивной личности становится уход от проблем, который создает иллюзию их решения. Такое поведение человека постепенно закрепляется и превращается в устойчивую стратегию взаимодействия с действительностью [1].

К биологическим факторам риска развития химической аддикции принято относить органические поражения головного мозга, хронические соматические заболевания, генетическую предрасположенность, наследственность, отягощенную наркологическими заболеваниями.

Социальными же факторами могут являться дисфункциональная семья, ближайшее девиантное окружение, неблагоприятное социально-экономическое положение в стране, доступность психоактивных веществ, низкий уровень духовности и так далее.

Каждый вид аддиктивного поведения имеет свои специфические особенности и проявления, они не равнозначны и по своим последствиям. У аддиктов, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и другими веществами, развивается интоксикация, наряду с психологической зависимостью появляются разные формы физической и химической зависимости, что связано в свою очередь с нарушением обмена веществ, поражением органов и систем организма, наблюдаются психопатологические явления и личностная деградация. При вовлеченности в какую-то деятельность развивается психологическая зависимость, более мягкая по своему характеру. Но все эти виды объединяют общие аддиктивные механизмы [2].

Кто же такой химический аддикт с химической зависимостью?

У современных представителей же специалистов аддиктологии есть преставление о том, что более существенными являются изначальные личностные особенности, то есть те, с которыми человек родился. Некие дефициты, которые хорошо восполняются тем, что человек начинает употреблять. Иными словами это некий набор определенных личностных характеристик, который приводит в итоге к приобретению зависимости. По мере развития зависимости человек обрастает новыми личностно-психологическими особенностями, которые уже формируются как следствие употребления и происходит последующая личностная деформация и перед нами уже вырисовывается вполне себе яркий психологический портрет.

Ярким отличием зависимого является несамостоятельность, которая сильно бросается в глаза, более того брать на себя ответственность в принятии серьезных решений для них невыносимо. Химические аддикты избегают ответственности, перекладывая принятия решений на коллег или родственников. Скорее всего это вытекает из того, что они очень боятся неудачи, неодобрения, чувство вины для них невыносимо, им проще обвинить того кто рядом, нежели принять новость о том, что оказались несостоятельными.

Зависимый человек любит врать, его единственная цель — получить желаемое и он будет искажать реальность ровно на столько, насколько это потребуется, чтобы добиться своего.

И если его попытаться привлечь его к ответу за нарушение обязательств и обещаний или указать на его очевидную ложь, то зависимый человек постарается представить себя жертвой чудовищных обстоятельств и вопиющей несправедливости, повернув ситуацию так, что именно он является в данном случае пострадавшей стороной, будет эмоционально защищаться и отнекиваться, может даже заплакать (ведь повышенная плаксивость также яркое свидетельство прогрессирующей зависмости).

По сути зависимая (аддиктивная) личность очень незрела, мечтательность и инфантильность – частые спутники химических аддиктов. Им присуща великолепная способность создавать у себя в голове иллюзии и самому же в них погружаться. Это как некий защитный механизм воспроизводится всякий раз, как возникает ощущение невозможности контролировать происходящее.

Как только появляется страх или неуверенность, зависимый прячется от нежелательных эмоций и переживаний в мир собственных грёз, создавая для себя выдуманный образ реальности. Опасность кроется в том, что со временем выдуманный мир приобретает такую же значимость в восприятии зависимого человека, как и реальность, а иногда и большую.

Подобный вариант избегания проблем постепенно так укрепляется, что превращается в полностью автоматический, заслоняя собой реальность.

Часто именно поэтому до зависимых людей бывает так сложно донести ошибочность и фатальность их убеждений, ведь для них эти убеждения совершенно реальны и обоснованы.

Что касается инфантилизма, то у зависимых (особенно женщин) это выглядит как детское поведение, которое не соответствует фактическому возрасту человека и принятым нормам. Такой человек склонен к легкомысленному и безответственному поведению, праздности и удовлетворению своих желаний. Инфанты в большинстве своём капризны, очень эмоциональны и легко уходят в доставляющую удовольствие активность, что вызывает у них улучшение настроения.

Такие психологические особенности смело можно назвать базой зависимого поведения.

Зачастую инфантилизм уходит корнями в детство, где родители либо проявляют чрезмерную опеку, делая всё за ребёнка и тем самым лишая его возможности приобретать собственный опыт, либо наоборот, предоставляют ему полную самостоятельность, но и ничему не обучают, оставляя на произвол судьбы.

Зачастую инфантилизм переходит в конформизм, иными словами алкозависимые – прекрасные приспособленцы. Основой здесь является именно инфантильность и её вечные спутники – неуверенность в себе и страх, что влечёт избыточную чувствительность человека к внешним проявлениям в свой адрес. Подражание поведению окружающего большинства, слепое принятие чужого мнения как своего собственного, не подвергая его даже минимальному анализу, является характерной чертой таких людей. При помощи этого они создают у себя иллюзию безопасности, ведь если “я буду как все, то меня не тронут”. Отсюда желание зависимого человека общаться исключительно с теми, кто разделяет его взгляды, с максимально подобными себе людьми. Те, кто несут потенциальную угрозу комфортному существованию зависимого человека, те, кто разрушают его привычный мир (специалисты по работе с зависимостями, родные и близкие, люди, критикующие зависимый образ жизни), воспринимаются с недоверием, а любые вынужденные контакты с такими людьми зависимые личности пытаются свести к манипуляции.

Иначе говоря, если нет возможности выбирать окружение, то зависимый будет подстраиваться под существующее. Но как только появится такая возможность, человек с зависимостью мгновенно предпочтёт общение с себе подобными. У зависимых конформизм является устойчивой моделью поведения и единственным способом взаимодействия с внешним миром.

Следующий пункт — это низкая стрессоустойчивость. У зависимых людей устойчивость к стрессу находится на очень низком уровне, а схемы реагирования на внешние стрессогенные факторы работают по методу избегания. Вместо того, чтобы решать проблему, они уходят от неё в алкоголь или наркотики. Также не секрет, что алкогольные аддикты легко подчиняются влиянию других людей, идут у них на поводу, стремятся получить поддержку окружающих, им важно понравиться и получить одобрительную оценку. Скорее всего это проистекает от недостатка любви в более раннем возрасте, возможно для них это своеобразный способ успокоиться и таким образом ощутить себя в относительной безопасности.

Также тревожность у аддиктов зачастую сильно связана с комплексом неполноценности. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникать без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний.

  1. Парахина М. В. Психофизиологические и психологические особенности опийных наркозависимых в разные периоды ремиссии: Дисс.канд.псих.наук.- Ростов-на-Дону, 2003
  2. Леонова Л. Г., Бочкарева Н. Я. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Новосибирск: Новосибирский мединститут, 1998
  3. Братусь Б.С, Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.,1984
  4. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: 1964
  5. Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998

Основные термины (генерируются автоматически): зависимый человек, зависимое, зависимое поведение, психологическая зависимость, химическая зависимость, желание, личность, особенность, тревога.

В данной статье раскрывается проблема зависимого поведения, понятие "аддикция", типы аддиктивного поведения, а также формы психопрофилактической работы.

ВложениеРазмер
zavisimoe_povedenie_i_ego_osobennosti.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

Зависимое поведение и его особенности

Проблема зависимого (аддиктивного) поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством. Особенно эта проблема затрагивает молодёжь. В погоне за новыми, яркими ощущениями или в попытках противостоять воздействию повседневного стресса люди часто прибегают к формам поведения, которые могут вызвать зависимость. Например, кто-то употребляют алкоголь, когда расстроен, а кто-то пробует наркотик, чтобы испытать новые ощущения. Сначала такое поведение часто кажется безобидным и не вызывает беспокойства, однако всегда есть высокий риск того, что оно перерастёт в болезненную зависимость. Видимость того, что не стоит беспокоится иногда создаёт и отношение в обществе. Например, в отличие от наркомании алкоголизм в нашей стране является если не одобряемой, то социально приемлемой формой поведения. Тоже самое можно сказать и о табакокурении.

Человек обычно стремится к психологическому и физическому комфорту. В повседневной жизни такое комфортное состояние не всегда достижимо или оказывается недостаточно стойким: различные внешние факторы, неприятности на работе, ссоры с близкими, недостаточное понимание в семье, разрушение привычного стереотипа (сокращение штатов, смена работы, уход на пенсию и т.п.); особенности биоритмов (сезонных, месячных, суточных и др.), сезонность года (весна, осень) оказывают влияние на общий тонус организма, подъем или снижение настроения, работоспособность.

Зависимое поведение в специальной литературе имеет ещё одно название – аддиктивное поведение. В переводе с английского addiction – склонность, пагубная привычка.

Зависимое поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций.

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной - от практически нормального поведения до тяжелых форм зависимости, сопровождающихся выраженными соматической и психической патологиями.

Типы аддиктивного поведения

- алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение (химическая аддикция);

- азартные игры, компьютерная аддикция, сексуальная аддикция, длительное прослушивание музыки, основанной на ритме;

- нарушение пищевого поведения;

- полное погружение в какой-то вид деятельности с игнорированием жизненно важных обязанностей и проблем и др.

Для человека и общества не все эти виды аддиктивного поведения равнозначны по последствиям.

Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях и причинах (факторах) аддиктивного поведения.

Очевидно, что не менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретной личности. Выделяются следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:

Аддикция - это способ контролировать и устранять периоды спада. Используя какое-либо средство или стимул, искусственным образом изменяющее психическое состояние, повышающее настроение, личность добивается желаемого, удовлетворяет стремление, однако в дальнейшем этого уже недостаточно. Аддикция - процесс, который имеет начало, развивается и имеет завершение.

Субъективно аддиктивное поведение переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность.

Существуют различные формы психопрофилактической работы.

Первая форма – организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость.

Вторая форма психопрофилактической работы – информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.

Третья форма – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:

Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей).

Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).

Четвёртая форма – организация деятельности, альтернативной зависимому поведению. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают: раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Пятая форма – организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Шестая форма – активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия – всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Читайте также: