Прямое смешанное сообщение ответственность

Обновлено: 02.07.2024

1. Ответственность за несохранность грузов до передачи их в портах перевалки грузов лежит на сдающей грузы стороне, после передачи - на стороне, принявшей грузы.

Охрана в портах груженых и порожних вагонов осуществляется организациями, осуществляющими перевалку грузов в портах.

При установлении вины организаций внутреннего водного транспорта и организаций транспорта других видов в утрате, недостаче или повреждении (порче) грузов ответственность несут указанные организации.

4. Организации внутреннего водного транспорта и организации транспорта других видов освобождаются от ответственности за невыполнение нормы перевалки грузов в отдельные дни вследствие:

непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, которые препятствуют перевалке грузов и при которых запрещено проводить операции по погрузке и выгрузке грузов, а также аварий в организациях транспорта;

прекращения или ограничения перевозок грузов в установленном порядке;

перевыполнения или восполнения в течение первой или второй половины месяца недогрузов в соответствии с нормой перевалки грузов.

5. За время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов и на железнодорожных станциях вследствие невозможности подачи вагонов под погрузку, выгрузку, перевалку грузов по причинам, зависящим от организаций, осуществляющих перевалку грузов в портах, с таких организаций взимается плата за пользование вагонами, контейнерами, указанная в тарифном руководстве железнодорожного транспорта. Плата за время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов включается в перевозочные документы для взыскания с грузополучателей.

6. Размер и порядок возмещения убытков, причиненных вследствие простоя самоходного судна у причала сверх сроков, установленных узловым соглашением, в связи с неподачей железной дорогой вагонов в количестве, установленном узловым соглашением для перевалки грузов с данного судна непосредственно в вагоны, определяются договорами перевозок грузов.

перевозчику, осуществляющему деятельность на внутреннем водном транспорте, если конечным пунктом перевозки грузов является речной порт;

другому перевозчику, который обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которого находится данный пункт.

1. Ответственность за несохранность грузов до передачи их в портах перевалки грузов лежит на сдающей грузы стороне, после передачи - на стороне, принявшей грузы.

Охрана в портах груженых и порожних вагонов осуществляется организациями, осуществляющими перевалку грузов в портах.

При установлении вины организаций внутреннего водного транспорта и организаций транспорта других видов в утрате, недостаче или повреждении (порче) грузов ответственность несут указанные организации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Организации внутреннего водного транспорта и организации транспорта других видов освобождаются от ответственности за невыполнение нормы перевалки грузов в отдельные дни вследствие:

непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, которые препятствуют перевалке грузов и при которых запрещено проводить операции по погрузке и выгрузке грузов, а также аварий в организациях транспорта;

прекращения или ограничения перевозок грузов в установленном порядке;

перевыполнения или восполнения в течение первой или второй половины месяца недогрузов в соответствии с нормой перевалки грузов.

5. За время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов и на железнодорожных станциях вследствие невозможности подачи вагонов под погрузку, выгрузку, перевалку грузов по причинам, зависящим от организаций, осуществляющих перевалку грузов в портах, с таких организаций взимается плата за пользование вагонами, контейнерами, указанная в тарифном руководстве железнодорожного транспорта. Плата за время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов включается в перевозочные документы для взыскания с грузополучателей.

6. Размер и порядок возмещения убытков, причиненных вследствие простоя самоходного судна у причала сверх сроков, установленных узловым соглашением, в связи с неподачей железной дорогой вагонов в количестве, установленном узловым соглашением для перевалки грузов с данного судна непосредственно в вагоны, определяются договорами перевозок грузов.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

перевозчику, осуществляющему деятельность на внутреннем водном транспорте, если конечным пунктом перевозки грузов является речной порт;

другому перевозчику, который обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которого находится данный пункт.

Комментарий к ст. 788 ГК РФ

1. Существует две характерные особенности прямой смешанной перевозки:

- она осуществляется по единому транспортному документу, выписанному на весь путь следования;

- в перевозке участвуют два и более вида транспорта.

К разновидностям прямой смешанной перевозки грузов относят мультимодальную, комбинированную, контрейлерную, роудрейлерную (бимодальную) и лихтерную перевозки.

2. Договор прямой смешанной перевозки грузов обладает рядом особенностей, одной из которых является особый перечень грузов, которые могут быть предъявлены к такой перевозке (ст. ст. 106 КВВТ РФ, ст. 68 УЖТ РФ). Например, не допускается предъявление для таких перевозок незамаркированных, а также некоторых видов скоропортящихся и опасных грузов. Особые правила предусмотрены транспортными уставами и кодексами относительно сроков доставки грузов (ст. ст. 71, 72 УЖТ РФ).

3. Применимое законодательство:

4. Судебная практика:

- Постановление Президиума ВАС РФ от 31.10.95 N 6755/95.

"КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ ОТ 26 ЯНВАРЯ 1996 ГОДА № 14-ФЗ"

Н.А. Баринов, С.А. Барышев, Е.А. Бевзюк, М.А. Беляев, Т.А. Бирюкова, Ю.Н. Вахрушева, Р.Р. Долотина, Н.В. Елизарова, Р.Ю. Закиров, Н.А. Захарова, П.З. Иванишин, С.Ю. Морозов, Т.Н. Михалева, 2014

1. Ответственность за несохранность грузов до передачи их в портах перевалки грузов лежит на сдающей грузы стороне, после передачи - на стороне, принявшей грузы.

Охрана в портах груженых и порожних вагонов осуществляется организациями, осуществляющими перевалку грузов в портах.

При установлении вины организаций внутреннего водного транспорта и организаций транспорта других видов в утрате, недостаче или повреждении (порче) грузов ответственность несут указанные организации.

4. Организации внутреннего водного транспорта и организации транспорта других видов освобождаются от ответственности за невыполнение нормы перевалки грузов в отдельные дни вследствие:

непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, которые препятствуют перевалке грузов и при которых запрещено проводить операции по погрузке и выгрузке грузов, а также аварий в организациях транспорта;

прекращения или ограничения перевозок грузов в установленном порядке;

перевыполнения или восполнения в течение первой или второй половины месяца недогрузов в соответствии с нормой перевалки грузов.

5. За время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов и на железнодорожных станциях вследствие невозможности подачи вагонов под погрузку, выгрузку, перевалку грузов по причинам, зависящим от организаций, осуществляющих перевалку грузов в портах, с таких организаций взимается плата за пользование вагонами, контейнерами, указанная в тарифном руководстве железнодорожного транспорта. Плата за время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов включается в перевозочные документы для взыскания с грузополучателей.

6. Размер и порядок возмещения убытков, причиненных вследствие простоя самоходного судна у причала сверх сроков, установленных узловым соглашением, в связи с неподачей железной дорогой вагонов в количестве, установленном узловым соглашением для перевалки грузов с данного судна непосредственно в вагоны, определяются договорами перевозок грузов.

перевозчику, осуществляющему деятельность на внутреннем водном транспорте, если конечным пунктом перевозки грузов является речной порт;

другому перевозчику, который обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которого находится данный пункт.

Комментарии к ст. 114 КВВТ РФ

Текст комментария: "КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"

Авторы: Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко

1. Комментируемая статья позволяет определить момент перехода ответственности за несохранность груза.

Согласно п. 1 комментируемой статьи ответственность за несохранность грузов до передачи их в портах перевалки грузов лежит на сдающей грузы стороне, а после передачи - на стороне, принявшей грузы.

Аналогичные правила распределения имущественной ответственности закреплены в ст. 79 Устава железнодорожного транспорта, предусматривающей, что ответственность за несохранность грузов до передачи их с транспорта одного вида на транспорт другого вида лежит на стороне, передающей грузы, после передачи - на стороне, принявшей грузы.

Данные правила базируются на общих правилах, установленных в ст. 796 ГК: перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу.

В этой статье также установлено, что перевозчик не будет нести ответственность, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком в случае утраты или недостачи груза в размере стоимости утраченного или недостающего груза.

В соответствии с комментируемой статьей обязанность по обеспечению сохранности груза в портах осуществляется организациями, осуществляющими перевалку грузов в портах. Они контролируют в портах груженые и порожние вагоны. Весьма интересно, что ст. 79 Устава железнодорожного транспорта закрепляет, что охрана груженых и порожних вагонов в портах обеспечивается портами. Такое противоречие, по мнению специалистов, свидетельствует об очередной ведомственной неразберихе и необходимости скорейшего принятия федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках .

См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003; Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / В.В. Витрянский, В.С. Ем, Н.В. Козлова и др.; Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. Т. 2: Обязательственное право.

Как уже отмечалось, в настоящее время существует проект Федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках" от 18 мая 2017 г. , согласно которому устанавливаются:

- основные принципы осуществления прямых смешанных (комбинированных) перевозок;

- особенности осуществления прямых смешанных (комбинированных) перевозок с перегрузкой (перевалкой) грузов или без нее;

- обстоятельства, освобождающие от ответственности.

Общие требования к запорно-пломбировочным устройствам, применяемым на железнодорожном транспорте для опломбирования вагонов, контейнеров, а также перечень грузов, перевозки которых допускаются в вагонах, контейнерах без запорно-пломбировочных устройств, но с обязательной установкой закруток, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В настоящее время действует Приказ МПС от 17 июня 2003 года N 24 "Об утверждении Правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте".

При установлении вины организаций внутреннего водного транспорта и организаций транспорта других видов в утрате, недостаче или повреждении (порче) грузов ответственность несут указанные организации.

Согласно ст. 79 Устава железнодорожного транспорта при установлении стороны, виновной в утрате, недостаче или повреждении (порче) грузов, ответственность несет виновная сторона.

В.Н. Гречуха обратил внимание на то, что "реально ответственность несет последний соперевозчик, выдающий груз, независимо от того, причастен он к причинению ущерба или нет. Здесь законодатель отходит от принципа об ответственности причинителя вреда. В транспортных документах отмечается, кто на каком участке перевозки и какие именно допустил нарушения условий договорных обязательств. Думается, что если уж и исходить из защиты интересов более слабой стороны договора перевозки, какой является грузовладелец, то, на наш взгляд, было бы целесообразно нормативно закрепить за ним право выбора, кому предъявлять претензию - последнему перевозчику или тому, кто допустил нарушение. Это тем более важно, если иметь в виду, что транспортные кодексы и уставы не всегда одинаково регулируют вопрос о размерах ответственности за однотипные нарушения, имеющие место при перевозках разными видами транспорта" .

Гречуха В.Н. Транспортное право: правовое регулирование деятельности воздушного транспорта: Монография. Москва: Юстиция, 2016.

Важно помнить, что правила гл. XIV КВВТ применяются до введения в действие федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, который отчасти должен унифицировать транспортное законодательство.

Лицо, чье право было нарушено, направляет требование виновной стороне о выплате предусмотренного соглашением штрафа. В случае неудовлетворения данного требования в добровольном порядке необходимо добиваться исполнения уже в суде.

В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Согласно п. 1 ст. 793 ГК в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

К исковому заявлению прилагают:

- копии договора перевозки и узлового соглашения;

- документы, подтверждающие вину ответчика;

- копию требования (претензии) истца;

- доказательства отказа ответчика от удовлетворения требования (претензии) истца;

- расчет суммы исковых требований.

4. В п. 4 комментируемой статьи устанавливается перечень обстоятельств, наличие которых освобождает от ответственности организации внутреннего водного транспорта и организации транспорта других видов за невыполнение нормы перевалки грузов.

К данным обстоятельствам относятся:

- непреодолимая сила, военные действия, блокада, эпидемии или иные обстоятельства, которые препятствуют перевалке грузов и при которых запрещено проводить операции по погрузке и выгрузке грузов, а также аварий в организациях транспорта;

- прекращение или ограничение перевозок грузов в установленном порядке (см. комментарий к ст. 77);

- перевыполнение или восполнение в течение первой или второй половины месяца недогрузов в соответствии с нормой перевалки грузов.

Обращаем внимание на то, что перевыполнение нормы перевалки за счет сгущения перевалки в предыдущие дни допускается лишь при взаимном согласии транспортных организаций, производящих перевалку грузов.

Установление указанного правила согласуется с общегражданским правилом. В силу п. п. 1, 3 ст. 401 ГК лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

5. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи с организаций, осуществляющих перевалку грузов в портах, за пользование вагонами, контейнерами взимается плата:

- за время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов;

- за время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных станциях вследствие невозможности подачи вагонов под погрузку, выгрузку, перевалку грузов по причинам, зависящим от организаций, осуществляющих перевалку грузов в портах.

Размеры платы указаны в Правилах применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утв. Постановлением ФЭК РФ от 19 июня 2002 г. N 35/12.

Согласно названным Правилам порядок осуществления расчетов за пользование вагонами, контейнерами с железными дорогами определяется в договорах, связанных с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, и договорах, связанных с подачей и уборкой вагонов.

Для расчета платы за пользование вагонами, контейнерами определяется базовая ставка и оплачиваемое время пользования.

Базовые ставки платы за пользование вагонами, контейнерами дифференцируются в зависимости от групп вагонов, контейнеров, размеров суточного вагонооборота, контейнерооборота, интервалов времени пользования вагонами, контейнерами.

Вагоны подразделяются на следующие группы:

- группа 1 - крытые, платформы, полувагоны;

- группа 2 - окатышевозы, вагоны для перевозки автомобилей, думпкары;

- группа 3 - цистерны, вагоны-зерновозы, вагоны-минераловозы, фитинговые платформы, содовозы;

- группа 4 - вагоны-цементовозы, контейнеровозы, транспортеры с числом осей до 12 включительно и другие, не входящие в состав групп 1, 2, 3, 5, 6;

- группа 5 - рефрижераторные вагоны, транспортеры с числом осей 16 и более;

- группа 6 - вагоны-термосы.

Контейнеры подразделяются на следующие группы:

- группа 1 - массой брутто до 5 тонн;

- группа 2 - массой брутто от 10 до 24 тонн (вкл.);

- группа 3 - массой брутто свыше 24 тонн.

Плата за время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов включается в перевозочные документы для взыскания с грузополучателей.

6. По правилам п. 6 комментируемой статьи договором перевозки грузов должны быть определены размер и порядок возмещения убытков, причиненных вследствие простоя самоходного судна у причала сверх сроков, установленных узловым соглашением, в связи с неподачей железной дорогой вагонов в количестве, установленном узловым соглашением для перевалки грузов с данного судна непосредственно в вагоны.

Согласно ст. 78 Устава железнодорожного транспорта перевозчик несет ответственность за сверхнормативный простой речных судов вследствие неподачи вагонов в рамках, определенных договором.

- к перевозчику, осуществляющему деятельность на внутреннем водном транспорте, если конечным пунктом перевозки грузов является речной порт;

- другому перевозчику, который обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которого находится данный пункт.

Перевозчик имеет право рассматривать претензию в течение 30 дней. Следует помнить, что течение срока исковой давности приостановится с момента предъявления претензии до окончания рассмотрения ее перевозчиком (п. 3 ст. 202, п. 2 ст. 797 ГК, п. 17 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 20 декабря 2017 г.).

Задайте вопрос юристу:

1. Ответственность за несохранность грузов до передачи их в портах перевалки грузов лежит на сдающей грузы стороне, после передачи - на стороне, принявшей грузы.

Охрана в портах груженых и порожних вагонов осуществляется организациями, осуществляющими перевалку грузов в портах.

При установлении вины организаций внутреннего водного транспорта и организаций транспорта других видов в утрате, недостаче или повреждении (порче) грузов ответственность несут указанные организации.

4. Организации внутреннего водного транспорта и организации транспорта других видов освобождаются от ответственности за невыполнение нормы перевалки грузов в отдельные дни вследствие:

непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, которые препятствуют перевалке грузов и при которых запрещено проводить операции по погрузке и выгрузке грузов, а также аварий в организациях транспорта;

прекращения или ограничения перевозок грузов в установленном порядке;

перевыполнения или восполнения в течение первой или второй половины месяца недогрузов в соответствии с нормой перевалки грузов.

5. За время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов и на железнодорожных станциях вследствие невозможности подачи вагонов под погрузку, выгрузку, перевалку грузов по причинам, зависящим от организаций, осуществляющих перевалку грузов в портах, с таких организаций взимается плата за пользование вагонами, контейнерами, указанная в тарифном руководстве железнодорожного транспорта. Плата за время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов включается в перевозочные документы для взыскания с грузополучателей.

6. Размер и порядок возмещения убытков, причиненных вследствие простоя самоходного судна у причала сверх сроков, установленных узловым соглашением, в связи с неподачей железной дорогой вагонов в количестве, установленном узловым соглашением для перевалки грузов с данного судна непосредственно в вагоны, определяются договорами перевозок грузов.

перевозчику, осуществляющему деятельность на внутреннем водном транспорте, если конечным пунктом перевозки грузов является речной порт;

другому перевозчику, который обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которого находится данный пункт.

Комментарии к ст. 114 КВВТ РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи разграничивает ответственность за несохранность грузов:

- до передачи их в портах перевалки грузов ответственность лежит на стороне, сдающей грузы;

- после передачи - на стороне, принявшей грузы.

Передача грузов в транспортных средствах в пунктах перевалки осуществляется по передаточным ведомостям, которые отражают движение груза в процессе его перевалки: время предъявления к передаче каждой партии груза, время фактического приема груза принимающей стороной и т.д. Как правило, сдающая сторона вручает передаточную ведомость принимающей стороне только тогда, когда груз готов к передаче. На всех экземплярах передаточных ведомостей сдающая и принимающая стороны обязаны проставить календарные штемпеля дня предъявления передаточных ведомостей. В передаточной ведомости дается также краткая характеристика самого груза. Передаточная ведомость имеет важное доказательственное значение при возникновении споров между перевозчиками. Передаточная ведомость, свидетельствующая о фактической передаче груза, имеет большое значение для разграничения ответственности транспортных организаций за сохранность грузов, так как именно с момента передачи груза ответственность за его сохранность возлагается на транспортную организацию, принимающую груз в пункте перевалки.

Охрана в портах груженых и порожних вагонов возлагается на организации, осуществляющие перевалку грузов в портах.

Приказ МПС России от 17 июня 2003 г. N 24 "Об утверждении Правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте" // Экономика железных дорог. 2003. N 10.

При установлении вины организаций внутреннего водного транспорта и организаций транспорта других видов в утрате, недостаче или повреждении (порче) грузов ответственность несут указанные организации.

Ответственность за целость и сохранность грузов до момента фактической передачи их лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи - на принимающей стороне. Розыск грузов и выяснение принадлежности бездокументных грузов производятся установленным на железнодорожном и водном транспорте порядком .

См.: Инструкция по розыску грузов на железных дорогах (утв. МПС СССР от 5 июня 1978 г. N ЦМ/3720) (извлечение) // Закон. 1996. N 11.

Запросы в этих случаях железные дороги, пароходства или порты (пристани) адресуют станциям и портам (пристаням) перевалки.

Станция и порты (пристани) обязаны оказывать полное содействие друг другу в розыске грузов.

- в отношении грузов, перевозки которых установлены в вагонах и тоннах, - 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза;

- в отношении грузов, перевозки которых установлены в контейнерах, - 0,5 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн;

- в отношении грузов, перевозки которых установлены только в вагонах, за исключением рефрижераторных вагонов и транспортеров, - пяти размеров минимального размера оплаты труда за каждый вагон независимо от рода и количества осей;

- в отношении грузов, перевозки которых осуществляются в рефрижераторных вагонах и транспортерах, - 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза в отношении грузов, перевозки которых установлены в вагонах и тоннах, и семи размеров минимального размера оплаты труда за каждый вагон в отношении грузов, перевозки которых установлены в вагонах независимо от рода и количества осей.

За невыполнение нормы перевалки грузов с морского транспорта на внутренний водный транспорт и с внутреннего водного транспорта на морской транспорт виновная сторона несет ответственность в виде штрафа в размере трех размеров минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза.

4. Пункт 4 комментируемой статьи указывает основания освобождения организаций транспорта от ответственности за невыполнение нормы перевалки грузов в отдельные дни.

Такими основаниями являются следующие:

1. Непреодолимая сила, военные действия, блокады, эпидемии или иные обстоятельства, которые препятствуют перевалке грузов и при которых запрещено проводить операции по погрузке и выгрузке грузов, а также аварии в организациях транспорта.

В данном случае речь идет о так называемом форс-мажоре. Это слово имеет французское происхождение и на русский язык переводится как "непреодолимая сила". Действующее законодательство под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (п. 1 ст. 202 ГК РФ).

События, которые относятся к форс-мажору, можно разделить на две группы. К первой группе относятся стихийные бедствия (землетрясение, наводнение и т.п.). Вторая группа включает в себя обстоятельства общественной жизни. Сюда входят войны, эпидемии, изменения нормативных актов, запретительные решения государственных органов (карантин, запрет на перевозки или на торговлю, международные санкции и т.п.).

На практике характер непреодолимой силы чаще всего носят стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, пожары и т.д.). Стихийные явления освобождают перевозчика и грузоотправителя от ответственности и могут быть отнесены к категории непреодолимой силы, когда они являются чрезвычайными и непредотвратимыми именно в данной ситуации.

Следует отметить, что одного факта наличия непреодолимой силы недостаточно для освобождения от ответственности. Необходимо доказать не только наличие непосредственной причинной связи между событием и утратой или повреждением груза, но и то, что ими и их работниками были приняты все разумные меры к обеспечению сохранной перевозки.

Например, если судно в момент штормового предупреждения находилось далеко от порта и не могло укрыться, то для него данный шторм является непреодолимой силой. Если же владелец судна, находящегося в момент штормового предупреждения недалеко от порта, не принял своевременных мер по его укрытию в порту, то для него шторм не может рассматриваться как непреодолимая сила.

Документами, подтверждающими чрезвычайные обстоятельства, могут быть справка МЧС или Росгидромета о стихийном бедствии и т.п.

2. Прекращение или ограничение перевозок грузов в установленном порядке.

Прекращение или ограничение перевозки грузов может производиться только в исключительных случаях и ограниченным кругом лиц. Так, например, ст. 77 комментируемого Кодекса указывает, что вследствие непреодолимой силы и военных действий, объявления карантина, а также при чрезмерном скоплении грузов и судов в порту в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны жизни и здоровья людей, сохранности грузов бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте вправе принять решение об ограничении или о запрещении движения судов, а также об ограничении их осадки вследствие низких уровней воды на определенных участках или определенных направлениях внутренних водных путей. О принятом решении должен быть немедленно уведомлен федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, который принимает решение о сроках действия такого ограничения. В случае введения ограничения или запрещения движения судов на срок более чем 5 суток федеральный орган исполнительной власти в области транспорта незамедлительно уведомляет об этом Правительство Российской Федерации. О принятом решении бассейновый орган государственного управления на внутреннем водном транспорте информирует перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей в порядке, установленном правилами перевозок грузов, с указанием причин и сроков введения ограничения или запрещения движения судов. Как правило, прекращение или ограничение перевозок грузов бывает связано с непреодолимой силой, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными обстоятельствами, которые препятствуют осуществлению перевозок грузов.

Запрещение, а также прекращение или ограничение погрузки снимают с перевозчика в соответствующих случаях обязанность по подаче транспортных средств под погрузку, а с грузоотправителей - обязанность по предъявлению грузов. При невыполнении по этим причинам заказа на перевозку грузов перевозчик и грузоотправитель не несут ответственности.

3. Перевыполнение или восполнение в течение первой или второй половины месяца недогрузов в соответствии с нормой перевалки грузов.

Перевыполнение нормы перевалки за счет сгущения перевалки в предыдущие дни допускается лишь при взаимном согласии транспортных организаций, производящих перевалку грузов.

В соответствии с транспортным законодательством железные дороги, станции и порты (пристани) обязаны восполнить не поданные в течение месяца перевозочные средства, а также недогрузы.

Восполнение недогрузов либо перевозочных средств в течение первой или второй половины месяца снимает ответственность с перевозчика, допустившего этот недогруз либо неподачу транспортных средств в течение месяца.

Эти основания свидетельствуют о том, что ответственность организаций транспорта является повышенной и должна наступать независимо от их вины.

5. За время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов и на железнодорожных станциях вследствие невозможности подачи вагонов под погрузку, выгрузку, перевалку грузов по причинам, зависящим от организаций, осуществляющих перевалку грузов в портах, с таких организаций взимается плата за пользование вагонами, контейнерами, указанная в тарифном руководстве железнодорожного транспорта. Плата за время нахождения вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов включается в перевозочные документы для взыскания с грузополучателей.

6. В случае простоя самоходного судна у причала сверх сроков, установленных узловым соглашением, в связи с неподачей железной дорогой вагонов в количестве, установленном узловым соглашением для перевалки грузов с данного судна непосредственно в вагоны, железная дорога уплачивает штраф в размере 0,06 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну не перегруженного с указанного судна груза за каждые сутки в отдельности.

Размер указанного штрафа за сверхнормативный простой несамоходного судна снижается в два раза, рефрижераторного судна увеличивается в два раза.

- к перевозчику, осуществляющему деятельность на внутреннем водном транспорте, если конечным пунктом перевозки грузов является речной порт;

- другому перевозчику, который обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которого находится данный пункт.

Читайте также: