Профессии нашего региона сообщение
Обновлено: 07.07.2024
Приступая к данной работе, хотелось определить, какие профессии в ближайшем будущем будут пользоваться спросом, будут востребованными и смогут выдержать конкуренцию на рынке труда, да и вообще было бы интересно узнать, специалисты каких профессий будут востребованы в ближайшем будущем в нашем посёлке, районе, округе и стране.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_vostrebovannye_professii.docx | 43.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский
Автономный округ Югра, городское поселение Междуреченский,
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Авторы: Шкарупа Артур-
Руководитель: Крупина Марина Михайловна,
педагог дополнительного образования.
Шкарупа Артур Викторович
Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский Автономный округ Югра, городское поселение Междуреченский,
Цель: проанализировать влияние различных факторов на выбор будущей профессии, в том числе ее востребованность в моем посёлке и районе.
1.Посетить Междуреченский Центр занятости населения с целью ознакомления с перечнем наиболее востребованных профессий в нашем регионе;
3.Собрать как можно больше информации о востребованных профессиях и разработать информационный стенд для Центра.
Гипотеза : один из важнейших факторов, влияющий на выбор будущей профессии – ее востребованность и способность выдержать конкуренцию на рынке труда.
Ожидаемый результат: подтверждение выдвинутой гипотезы о том, что одним из главных факторов, который влияет на выбор профессии, является ее востребованность на рынке труда.
Шкарупа Артур Викторович
Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский Автономный округ Югра, городское поселение Междуреченский,
Врач - 8 человек, учитель - 7 человек, строитель - 4 человека, полицейский - 2 человека, тракторист - 2 человека. Также к менее востребованным профессиям ребята отнесли профессии: ветеринар, журналист, модельер, парикмахер, садовод, агроном, лесовод и индивидуальный предприниматель.
Ученикам 8и9-ых классов нашей школы была предложено ответить на следующие вопросы:
Ты уже определился с выбором профессии?
я выбираю между двумя профессиями – учитель и мед.сестра, меня всегда тянуло к медицине, а учителем английского языка я думаю стать, потому что мне нравятся языки.
- ректор в университете, мне нравится ответственность в этой должности и большая зарплата,
- я планирую выбрать профессию из медицинской сферы, правда пока не определилась со специальностью, но я знаю, что хочу помогать людям. У меня в семье все имеют медицинское образование, и с самого детства у меня была любовь к медицине и биологии.
- хирург – я хочу помогать людям,
- учитель биологии, мне это интересно, я хочу учить детей чему-то новому.
- врач – хирург, мне нравится мысль, что я буду помогать людям,
- режиссёр – это увлекательная и творческая профессия,
- у меня есть три варианта – врач, программист, механик. Если у меня не получится, я могу попробовать что-то иное,
- стоматолог, у меня есть тяга к детям и необходимость помогать им,
- врач, мне нравится помогать людям, когда я была маленькой, я часто играла в больницу и лечила игрушки и свою сестру.
Кто больше всего влияет на выбор твоей будущей профессии
- я сама выбираю свою профессию,
Помогают ли данные мероприятия определиться с выбором профессии, получить нужную информацию?
Все ответы были одинаковые: помогают, так как:
- немного уменьшают круг выбора профессий;
- начинаешь задумываться, что профессий много, а выбрать нужно одну;
- можешь попробовать себя в какой – то роли, пройти профессиональную пробу;
- ты чувствуешь, куда тебя больше тянет, к какому направлению.
Проанализировав результаты анкет, можно сделать следующие выводы:
1.Наиболее востребованными профессиями среди учеников являются:
- Врач (8 человек), учитель (7 человек), строитель (4 человека), полицейский (2 человека),тракторист (2 человека), также к менее востребованным профессиям ребята отнесли профессии:ветеринар, журналист, модельер, парикмахер, садовод, агроном, лесовод и индивидуальный предприниматель.
- Факторы, в большей степени, влияющие на выбор профессии – собственные интересы и склонности, высокая заработная плата и востребованность профессии на рынке труда.
- Многие ученики не определились с будущей профессией. На это повлияли следующие факторы: не способность выбрать из нескольких вариантов, плохое знание своих возможностей и незнание мира профессий
Шкарупа Артур Викторович
Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский Автономный округ Югра, городское поселение Междуреченский,
1.Что такое профессия . Это род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся источником существования.
С большой скоростью появляются различные новые профессии. Некоторые занятия в сфере ИТ, например менеджер социальных сетей, сео-оптимизатор, хедхантер, не были известны в начале 2000-х, а теперь стали популярными и высокооплачиваемыми. В нём же мы увидели ряд профессий, которые могут быть востребованы в нашем посёлке:
Специалист по использованию генно – модифицированных продуктов и удобрений с целью использования их в хозяйстве.
Высококвалифицированный диагност, способный ставить диагнозы в онлайн режиме. Ориентирован на диагностику предболезней, профилактику.
Защитник прав потребителей электроэнергии:
Проверяет энергетические сети на соответствие показателям безопасности, эффективности и другим пользовательским требованиям. Способен дать квалифицированную консультацию в сфере законодательства по энергосбережению.
Экоаналитик в добывающих отраслях:
Специалист по анализу экологических угроз, защите окружающей среды в процессе добычи транспортировки и переработки полезных ископаемых. А так же по восстановлению территории на завершающих этапах природопользования.
Специалист по разработке технологий многократного использования материалов, а также разработке технологий безотходного производства.
Специалист по адаптации мигрантов:
Профессионал, обучающий национальному языку и культуре, в том числе через онлайн – платформы.
Педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий траекторию карьерного развития.
Так как многие ученики не определились со своей будущей профессией из-за незнания востребованности их на рынке труда, было принято решение выяснить востребованные профессии на уровне нашей страны, на уровне Округа, района.
На уровне РФ
Проанализировав сайты в интернете [1] , можно составить следующий список востребованных профессий в России на ближайшие годы:
1. IT сфера – все профессии, связанные с компьютерами и интернетом продолжают занимать лидирующие позиции и набирать обороты. Главным качеством человека, который собирается связать свою жизнь с IT сферой, должна быть способность быстро учиться всему новому – ведь высокие технологии развиваются и изменяются неимоверно быстро.
2. Переводчики и лингвисты – они нужны как воздух. И всё большую популярность приобретает даже не английский язык, а восточные языки, в частности – китайский. Память, тонкий интонационный слух и способность к точному звуковоспроизведению – залог успеха в этой области.
3. Врачи и педагоги – профессионалы, необходимые во все времена (хотя, не всегда эта востребованность достойно вознаграждается, но позитивные изменения в этом нюансе есть). Сегодня-завтра профессии врача и педагога становятся ещё актуальнее, причина этому — рост рождаемости последних лет. Прежде всего, выпускники, собирающиеся поступать в медицинские и педагогические институты, должны обладать такими качествами как человечность и любовь к людям.
4. Автотехники и перевозчики – эти профессии для практиков, для тех, кто привык работать руками и доверять им. Правда, современный мастер должен владеть современными технологиями, иностранными языками и многими другими смежными профессиями.
Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: самыми востребованными в нашем районе и посёлке можно назвать такие профессии, как педагог, врач, из рабочих профессий: каменщик, сварщик. Индивидуальные предприниматели в сфере переработки сельско-хозяйственной продукции, рыбного хозяйства и переработки, дополнительное дошкольное образование; строительства объектов жилищного назначения; общественное питание, въездной туризм, ЖКХ, перевозки пассажиров.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский
Автономный округ Югра, городское поселение Междуреченский,
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
Авторы: Шкарупа Артур-
обучающийся объединения
« Центра дополнительного
Руководитель: Крупина Марина Михайловна,
педагог дополнительного образования.
г.п. Междуреченский,
Шкарупа Артур Викторович
Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский Автономный округ Югра, городское поселение Междуреченский,
Цель: проанализировать влияние различных факторов на выбор будущей профессии, в том числе ее востребованность в моем посёлке и районе.
1.Посетить Междуреченский Центр занятости населения с целью ознакомления с перечнем наиболее востребованных профессий в нашем регионе;
3.Собрать как можно больше информации о востребованных профессиях и разработать информационный стенд для Центра.
Гипотеза : один из важнейших факторов, влияющий на выбор будущей профессии – ее востребованность и способность выдержать конкуренцию на рынке труда.
Методы исследования:
Поиск информации в СМИ и интернете.
Посещение Междуреченского Центра Занятости с целью выявления наиболее востребованных профессий в моем посёлке и районе.
Анализ анкет, статистических данных.
Ожидаемый результат: подтверждение выдвинутой гипотезы о том, что одним из главных факторов, который влияет на выбор профессии, является ее востребованность на рынке труда.
Шкарупа Артур Викторович
Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский Автономный округ Югра, городское поселение Междуреченский,
План исследования.
Врач - 8 человек, учитель - 7 человек, строитель - 4 человека, полицейский - 2 человека, тракторист - 2 человека. Также к менее востребованным профессиям ребята отнесли профессии: ветеринар, журналист, модельер, парикмахер, садовод, агроном, лесовод и индивидуальный предприниматель.
Ученикам 8и9-ых классов нашей школы была предложено ответить на следующие вопросы:
Ты уже определился с выбором профессии?
я выбираю между двумя профессиями – учитель и мед.сестра, меня всегда тянуло к медицине, а учителем английского языка я думаю стать, потому что мне нравятся языки.
- ректор в университете, мне нравится ответственность в этой должности и большая зарплата,
- я планирую выбрать профессию из медицинской сферы, правда пока не определилась со специальностью, но я знаю, что хочу помогать людям. У меня в семье все имеют медицинское образование, и с самого детства у меня была любовь к медицине и биологии.
- хирург – я хочу помогать людям,
- учитель биологии, мне это интересно, я хочу учить детей чему-то новому.
- врач – хирург, мне нравится мысль, что я буду помогать людям,
- режиссёр – это увлекательная и творческая профессия,
- у меня есть три варианта – врач, программист, механик. Если у меня не получится, я могу попробовать что-то иное,
- стоматолог, у меня есть тяга к детям и необходимость помогать им,
- врач, мне нравится помогать людям, когда я была маленькой, я часто играла в больницу и лечила игрушки и свою сестру.
Кто больше всего влияет на выбор твоей будущей профессии
- я сама выбираю свою профессию,
Помогают ли данные мероприятия определиться с выбором профессии, получить нужную информацию?
Все ответы были одинаковые: помогают, так как:
- немного уменьшают круг выбора профессий;
- начинаешь задумываться, что профессий много, а выбрать нужно одну;
- можешь попробовать себя в какой – то роли, пройти профессиональную пробу;
- ты чувствуешь, куда тебя больше тянет, к какому направлению.
Проанализировав результаты анкет, можно сделать следующие выводы:
1.Наиболее востребованными профессиями среди учеников являются:
- Врач (8 человек), учитель (7 человек), строитель (4 человека), полицейский (2 человека),тракторист (2 человека), также к менее востребованным профессиям ребята отнесли профессии:ветеринар, журналист, модельер, парикмахер, садовод, агроном, лесовод и индивидуальный предприниматель.
- Факторы, в большей степени, влияющие на выбор профессии – собственные интересы и склонности, высокая заработная плата и востребованность профессии на рынке труда.
- Многие ученики не определились с будущей профессией. На это повлияли следующие факторы: не способность выбрать из нескольких вариантов, плохое знание своих возможностей и незнание мира профессий
Шкарупа Артур Викторович
Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский Автономный округ Югра, городское поселение Междуреченский,
Научная статья.
1.Что такое профессия . Это род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся источником существования.
С большой скоростью появляются различные новые профессии. Некоторые занятия в сфере ИТ, например менеджер социальных сетей, сео-оптимизатор, хедхантер, не были известны в начале 2000-х, а теперь стали популярными и высокооплачиваемыми. В нём же мы увидели ряд профессий, которые могут быть востребованы в нашем посёлке:
Гмо – агроном:
Специалист по использованию генно – модифицированных продуктов и удобрений с целью использования их в хозяйстве.
Сетевой врач:
Высококвалифицированный диагност, способный ставить диагнозы в онлайн режиме. Ориентирован на диагностику предболезней, профилактику.
Защитник прав потребителей электроэнергии:
Проверяет энергетические сети на соответствие показателям безопасности, эффективности и другим пользовательским требованиям. Способен дать квалифицированную консультацию в сфере законодательства по энергосбережению.
Экоаналитик в добывающих отраслях:
Специалист по анализу экологических угроз, защите окружающей среды в процессе добычи транспортировки и переработки полезных ископаемых. А так же по восстановлению территории на завершающих этапах природопользования.
Рециклининг – технолог:
Специалист по разработке технологий многократного использования материалов, а также разработке технологий безотходного производства.
Специалист по адаптации мигрантов:
Профессионал, обучающий национальному языку и культуре, в том числе через онлайн – платформы.
Педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий траекторию карьерного развития.
Так как многие ученики не определились со своей будущей профессией из-за незнания востребованности их на рынке труда, было принято решение выяснить востребованные профессии на уровне нашей страны, на уровне Округа, района.
На уровне РФ
Проанализировав сайты в интернете 1 , можно составить следующий список востребованных профессий в России на ближайшие годы:
1. IT сфера – все профессии, связанные с компьютерами и интернетом продолжают занимать лидирующие позиции и набирать обороты. Главным качеством человека, который собирается связать свою жизнь с IT сферой, должна быть способность быстро учиться всему новому – ведь высокие технологии развиваются и изменяются неимоверно быстро.
2. Переводчики и лингвисты – они нужны как воздух. И всё большую популярность приобретает даже не английский язык, а восточные языки, в частности – китайский. Память, тонкий интонационный слух и способность к точному звуковоспроизведению – залог успеха в этой области.
3. Врачи и педагоги – профессионалы, необходимые во все времена (хотя, не всегда эта востребованность достойно вознаграждается, но позитивные изменения в этом нюансе есть). Сегодня-завтра профессии врача и педагога становятся ещё актуальнее, причина этому — рост рождаемости последних лет. Прежде всего, выпускники, собирающиеся поступать в медицинские и педагогические институты, должны обладать такими качествами как человечность и любовь к людям.
4. Автотехники и перевозчики – эти профессии для практиков, для тех, кто привык работать руками и доверять им. Правда, современный мастер должен владеть современными технологиями, иностранными языками и многими другими смежными профессиями.
Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: самыми востребованными в нашем районе и посёлке можно назвать такие профессии, как педагог, врач, из рабочих профессий: каменщик, сварщик. Индивидуальные предприниматели в сфере переработки сельско-хозяйственной продукции, рыбного хозяйства и переработки, дополнительное дошкольное образование; строительства объектов жилищного назначения; общественное питание, въездной туризм, ЖКХ, перевозки пассажиров.
Аналитики Института повышения квалификации (ИПК) "ТехноПрогресс" провели мониторинг ситуации на рынке труда и пришли к выводу, что спрос на рабочие специальности переживает бум. Региональные работодатели значительно увеличили объемы предложений. Исследование базируется на собственных данных ИПК.
Сообщается, что в минувшем году поток слушателей вырос на 30 процентов. Курсы повышения квалификации прошли около 92 тысяч человек. Доля рабочих специальностей в образовательных программах относительно невелика. В 2018 году такие курсы прошли 7 915 человек.
Однако в целом в последние годы наметилась тенденция - спрос на рабочие специальности растет. Об этом говорит статистика. На обучение работников, действующих и потенциальных, зачастую направляют сами предприятия и организации. Если в 2012 году численность обученного в ИПК рабочего персонала составила 1 611 человек, то в 2015-м показатель вырос до 3 891. Соответственно, за последние три года показатель увеличился еще примерно вдвое.
"Рост прослеживается и в данных по каждой отдельной специальности, - сообщила Светлана Шевченко, ректор Института повышения квалификации "ТехноПрогресс". - Самыми востребованными на сегодня являются стропальщики, электрогазосварщики, рабочие люльки подъемника, специалисты, обслуживающие сосуды под давлением, операторы котельных, машинисты вышки, крановщики, маляры, монтажники стальных и железобетонных конструкций и изолировщики на термоизоляции".
"В нашем регионе, по прогнозу, потребность в квалифицированных специалистах с высшим образованием в ближайшее время сократится существенно, а с профессиональным - незначительно, - сообщил начальник управления труда и занятости Орловской области Анатолий Майоров. - На данный момент наиболее востребованы такие специалисты с профессиональным образованием как рабочие по комплексному обслуживанию зданий и сооружений, водители, механизаторы, трактористы, машинисты крана, наладчики, токари, слесари-ремонтники и другие".
По его словам, в банке данных службы занятости региона сейчас насчитывается около 5,4 тысячи вакансий. Год назад их было 4,2 тысячи. Это говорит о росте спроса на рабочую силу. Лидерство удерживают водители - открыто 176 вакансий. Потолок их зарплат составляет 80 тысяч рублей при среднеобластном уровне оплаты труда 26,4 тысячи. В целом предлагаемые по рабочим специальностям зарплаты варьируются в регионе от 25 до 100 тысяч рублей. До 80 тысяч рублей также может заработать мастер строительных работ и машинист экскаватора, до 50 тысяч - грузчик. Самую высокую заработную плату в регионе - 112 тысяч рублей - готов платить один из работодателей Ливенского района электрогазосварщику.
Судя по базе "Работа в России", машинисту крана не составит большого труда найти высокооплачиваемую должность практически в любом субъекте РФ. Например, в Красноярском крае работодатели готовы платить крановщикам до 100 тысяч рублей в месяц. А в Иркутской области можно устроится если не крановщиком, то машинистом погрузочной или трелевочной машины с солидным месячным доходом в 50-100 тысяч рублей.
"В Красноярском крае создана организационная модель для внедрения Национальной системы квалификаций (НСК), - сообщил в рамках Красноярского экономического форума-2019 глава краевого агентства труда и занятости населения Виктор Новиков. - Созданы центры независимой оценки квалификаций и экзаменационные центры. В работу включились предприятия края, испытывающие потребность в высококвалифицированных специалистах. В перспективе этот процесс приведет к снижению дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда".
Однако стоит учесть, что многие работодатели не готовы платить больше величины МРОТ, что отпугивает соискателей. Тем не менее, объем спроса впечатляет. Так, в Приморском крае потребность работодателей в работниках, заявленная в краевую службу занятости, составляет 66,2 тысячи человек, в Амурской области - 56 тысяч, в Красноярском крае - 57,3 тысячи, в Тюменской области - 49,6 тысячи, в Башкортостане - 42,4 тысячи и так далее.
В разрезе федеральных округов самый скромный спрос на рабочую силу отмечен в Северо-Кавказском ФО. Местные работодатели заявили всего 36 597 вакансий. Лидером по данному показателю является Центральный федеральной округ, где предприятиям и организациям требуется более 370,5 тысячи работников. Так, потребность в рабочей силе в Воронежской области составляет 20,7 тысячи человек, в Белгородской - 19,9 тысячи, в Тульской - 19,7 тысячи, во Владимирской - 18,9 тысячи человек.
"Постепенный рост наблюдается в профессии "машинист подъемника", - добавила Светлана Шевченко. - В 2013 году институт обучил этой профессии всего 77 человек, а в 2018 году - уже 412 человек. Кроме того, выросло количество рабочих, прошедших обучение по общестроительным специальностям: со 114 человек в 2013 году до 1155 человек в 2018 году".
В числе обученных: бетонщики, кровельщики, маляры, паркетчики, плавильщики, плотники, сантехники, токари, фрезеровщики и штукатуры.
Проблема профориентации содержит два аспекта:
-
выбор направления деятельности в соответствии с индивидуальными склонностями, целями и системой мотивации;
С первым пунктом обычно проблем не возникает. Сотни тестов по профориентации, тренинги, психологические консультации — для всего этого требуется приложение личных усилий, но в целом система работает достаточно неплохо. А вот с прогнозами возникают проблемы. Самые востребованные профессии в России пытаются изучать методом форсайта компетенций. Речь идет не о конкретном списке профессий, а о ключевых навыках, важных для человека будущего. Аналогичные исследования проводятся во всем мире.
Разумеется, для каждой профессиональной специализации навыки различаются. Но есть и общие — так называемые надпрофессиональные. К ним относятся следующие:
- коммуникабельность, встраивание в мультикультурную и мультиязычную среду;
- системное мышление, умение видеть закономерности и связи;
- творческое начало и мультифункциональность, позволяющие принимать правильные решения в условиях неопределенности;
Будьте готовы к изменениям. Времена, когда профессию выбирали один раз на всю жизнь, остались в прошлом. Изменчивый мир требует гибкости: в рамках одного направления смена близких специальностей — нормальное явление. Возможно и другое: сочетание нескольких специализаций, требующееся для новых профессий. Пример — профессия разработчик игр: для нее нужны знания алгоритмов, умение программировать и творческое ассоциативное мышление, умение рисовать и создавать компьютерную графику.
Востребованная профессия — та, которая вам нравится. В любой профессиональной области возможен карьерный рост, но вряд ли стоит жертвовать собственной жизнью ради мифического продвижения по карьерной лестнице. А вот квалифицированные специалисты, искренне увлеченные делом, найдут работу всегда и в любой сфере.
Краткий вывод из сказанного: экспериментируйте!
Парни
Советовать что-то конкретное сложно, но мы попробуем.
Технологии с каждым днём делают нашу жизнь все комфортнее и продуктивнее. А ведь за каждым приложением стоит целая команда программистов, превращающих бессмысленный для несведущих код в сайт любимого магазина, видеозвонок бабушке в Австралию или виртуальную крепость для вашей кредитки
Опыт работы — бесценен. Молодые специалисты вряд ли могут рассчитывать на высокий уровень оплаты труда, но период вхождения в трудовую деятельность можно сократить. Начинать стажироваться нужно уже в период учебы. Опыт работы, пусть даже и не по выбранной специальности, существенно повысит шансы на успешное трудоустройство и достойную зарплату.
Среди наиболее высокооплачиваемых профессий — менеджеры среднего и высшего звена, IT-специалисты, промышленные проектировщики и аналитики.
Девушки
Для женского пола есть ограничения по доступным профессиям, но связаны они не с гендерной дискриминацией, а с тяжелыми условиями труда. В список Минтруда (приказ вступает в силу с 1 января 2021 года) попали химические производства, горнодобывающие предприятия, нефтегазовые производства. Девушкам официально запрещено работать водолазами и грузчиками, но это вряд ли может быть поводом для расстройства. Обновленный список существенно сокращен: теперь женщины при желании могут стать матросами, работать дальнобойщиками, водить электропоезда или укладывать асфальт. Вопрос — стоит ли?
При профориентации мы рекомендуем обратить внимание на следующие моменты.
Работа по призванию. Эмансипация и финансовая независимость замечательны, если они отвечают внутренним потребностям девушки. При этом в мире ежегодно растет число домохозяек, которые довольны и гордятся своей текущей работой. Выбирать только вам.
Жизнь как самореализация. Для женщин важнее гармоничное внутреннее состояние, чем формальный карьерный рост. Именно поэтому девушки чаще, чем парни, меняют профессии и превращают хобби и увлечения в основной источник дохода. Это не плохо и не хорошо, это факт, с которым нужно жить.
Востребованы специалисты в медицинской и образовательной сферах, в индустрии красоты и экономике. Среди популярных профессий много таких, которые допускают дистанционный режим работы: редакторы, бухгалтеры, юристы, менеджеры, творческие специальности.
Творческие профессии — это обобщение целого ряда направлений, требующих разного уровня подготовки. Хобби — рисование, танцы, писательство, музыка — можно сделать профессией и основным источником дохода
Популярные вопросы и ответы
Какие востребованные профессии можно получить после 9 класса?
Полина Путякова, тьютор, консультант по образованию и профессиональному выбору:
— После 9 класса целесообразно выбирать профессии либо максимально прикладные, либо творческие. Для этих специальностей важна практика, и начинать ее лучше как можно раньше.
Можно выделить несколько групп наиболее востребованных специальностей после 9 класса. Например, сейчас очень высок спрос на специальности IT-сферы. Время, когда эти модные специальности можно было получить только в вузе, осталось в прошлом: колледжи уловили тенденции рынка труда и перестроили учебные программы в соответствии с ними. Востребованы области: сетевое и системное администрирование, информационные системы и программирование, прикладная информатика.
Классические и востребованные направления в среднем профобразовании: индустрия красоты (парикмахер, визажист, мастер маникюра и педикюра), медицина (массажист и зубной техник), общественное питание (повар и кондитер). В последние годы все больше внимания уделяется развитию туризма, поэтому растет спрос на менеджеров по туризму и специалистов в сфере гостеприимства. Учитывая, что с 2021 года начинается запуск нацпроекта, направленного на развитие внутреннего туризма, эта тенденция укрепится.
— После 9 класса можно поступить в колледж. Поступают, как правило, без экзаменов, по среднему баллу аттестата. В некоторых колледжах имеется творческий конкурс.
На всех этажах жизни нужны специалисты на стройке, на транспорте, в полиции, в медицине, в педагогике, в информационных технологиях, в мореходстве, в станкостроении, энергетике, в государственной службе, в животноводстве и растениеводстве:
- наладчики оборудования (станки, связь, компьютерные сети, электрика, сантехника, транспорт, медицинская техника, холодильники, эскалаторы в метро);
- медицинские сестры, братья и фельдшеры;
- педагоги дошкольные и младших классов;
- разработчики компьютерных программ;
- технологи пищевого производства (как ресторанного, так и промышленного), повара;
- гостиничные менеджеры;
- графические дизайнеры всех видов;
- архитекторы;
- строительные техники;
- логисты;
Евгения Просвирина, ректор Русской Академии Ремесел:
— Несмотря на популярность диждитал-профессий, а может быть, и благодаря ей, мы видим большой дефицит квалифицированных рабочих кадров. Очень востребованы на рынке труда толковые сварщики, причем особенно ценятся золотые руки сварщиков цветных металлов. Также большой недостаток квалифицированных операторов станков с числовым программным управлением. Таких станков на производствах появляется все больше, но найти грамотного специалиста (в идеале, чтоб он еще и разбирался в программировании) очень сложно.
Какие востребованные профессии можно получить после 11 класса?
Полина Путякова:
— Самыми востребованными, согласно исследованиям рынка труда, являются специальности в IT-сфере: программисты, системные администраторы и веб-дизайнеры, тестировщики, аналитики. Существует большой спрос на инженерные специальности: технологи химических и промышленных предприятий, инженеры в сфере строительства и так далее. И тут же рядом упомяну архитекторов, причем востребованы представители этой профессии, работающие как с пространствами внутри зданий, так и с общественными пространствами (ландшафтные архитекторы и планировщики). Мы видим бурное развитие онлайн-образования, а значит, резко вырос спрос на специалистов в этой сфере: преподаватели, методологи образования и тьюторы.
Но есть один момент: высшее образование перестраивается достаточно медленно и не сразу реагирует на изменения рынка труда. И тогда появляется множество сравнительно коротких программ переподготовки вне вузов, как сейчас и происходит как раз в сфере онлайн-образования, дизайна, IT и некоторых других специальностей.
Эльмира Давыдова:
— На всех уровнях жизни нужны и будут нужны специалисты. Но вы, дети, не смотрите только на то, что востребовано, а смотрите на то, что именно вам любо-дорого, что лично вам хотелось бы делать каждый день 30 лет подряд. Перечисляю все то, что востребовано.
Инженеры востребованы. Они во всех отраслях есть: энергетика, авиация, железные дороги, станки, автомобили, холодильники, энергетика, нефтегазовая отрасль, электроника, медицинское оборудование, строительство домов, мостов и дорог, геология, геодезия, связь, компьютерные системы и сети, АСУТП, материаловедение и так далее.
Разработчики программ, их вечные спутники — системные аналитики и бизнес-аналитики.
Информационные технологии пронизывают и биологические науки тоже. Так что биоинформатика, биотехнологии нового типа очень востребованы тоже. Людей нужно кормить и лечить! Перспективна химия: биохимия, фармакология, полимерная химия, технологии пищевого производства. Всегда будут нужны врачи. Любые, разные.
Все виды маркетологов: от натуральных до интернет-маркетологов, коих видов уже и не счесть.
Графический дизайн (в рекламе, на сайтах, в журналах и книгах, в кино, в компьютерных играх).
Если же вы одинаково художник и инженер — то вам открыта архитектура.
Востребованы хорошие юристы, редакторы сайтов, контент-менеджеры, пиар-менеджеры, учителя гуманитарных предметов (истории и обществознания, литературы и языков), специалисты по управлению персоналом.
Если вы тяготеете к организации бизнес-процессов — не надо себе отказывать в этом: становитесь логистами, закупщиками и продажниками. Такие факультеты есть во многих вузах.
Роботы точно не заменят психологов, логопедов, психотерапевтов — если вам интересен человек и вы готовы углубляться в эту сложнейшую материю, сможете достойно зарабатывать.
Ну и индустрия гостеприимства бессмертна.
А экономисты и финансисты? Да, они нужны и будут нужны. А как без них компания поймет, сколько она зарабатывает и сколько налогов платить? Да и торговцы ценными бумаги, аналитики мировых рынков акций — никуда не денутся. Говорят, что искусственный интеллект лучше с этим справится. Не знаю. Все же окончательное решение принимать человеку.
Самое интересное возникает на стыке наук и искусств, практик. Например, маркетолог, промышленный дизайнер и инженер могут соединиться в современной профессии специалист по продукту. Продукт надо и разработать, и красиво оформить, и вывести на рынок. Но нет такого у нас образования в вузе — продуктолог. А вакансий на рынке полно.
Так что ваша, ребята, задача — войти в правильный профессиональный коридор. А уж внутри этого коридора двигаться, присоединяя к своей базовой профессии еще навыки, чтобы оказаться сложносочиненным специалистом. Только такие — сложносочиненные и мыслящие — и выдерживают гонку.
Какие востребованные профессии можно получить бесплатно?
Эльмира Давыдова:
— Бесплатно можно выучиться на медсестру, врача, учителя, инженера, агронома, зооинженера, ветеринара, повара, программиста, менеджера по персоналу. По этим специальностям бюджетных мест много больше, чем в юридических, творческих и бизнес-направлениях.
Правильная профориентация — что, где, когда и как?
Полина Путякова:
— Выбрать профессию и составить подобную сложную траекторию самим непросто. Кроме того, поколение современных родителей — первое, которое оказалось в ситуации, когда помогать советом своим детям в выборе профессии — не лучшая идея. Когда они сами заканчивали школу, специальность чаще всего выбиралась по принципу престижности, денежности. А сейчас изменилось примерно все. Изменились критерии выбора профессии: для представителей поколения Z очень важна самореализация. Больше не идет речи о выборе профессии один раз и на всю жизнь — наоборот, ценится гибкость и умение меняться. Да и сам рынок труда весьма изменчив.
Вот почему именно сейчас мы переживаем бум спроса на разного рода профориентационные методики. Все помогающие практики, работающие в этой сфере, так или иначе помогут выбрать профессию, но разными методами. На мой взгляд, наиболее качественным является тьюторский подход, потому что он подразумевает не только выбор профессии, но и проверку выбора на практике. Также тьютор поможет и сконструировать сложную образовательную траекторию.
Эльмира Давыдова:
— Выбор профессии дело глубоко интимное. То есть личное и никак не коллективное. Все эти общие поколенческие веяния — в биг-дата или в биотех, финтех — со всем этим делом надо осторожно. Потому что работать придется именно вам. Все ваше существо — и ценности ваши, и способности ваших рук, ног, глаз, ушей, интеллектуального аппарата — все должно соответствовать деятельности.
Как узнать, что вы можете и чего вы точно не сможете делать хорошо? Только в деле. Вот берешь предмет и начинаешь с ним что-то делать. Например, текст. Пишешь его, сочиняешь, читаешь, редактируешь его или переводишь. Пока вы это все делаете, вы про себя узнаете две важные вещи: 1) получается ли у вас; 2) нравится ли это вам. Вот так же нужно поступить и с железяками, с растениями и животными, с музыкой и блинами… Прислушивайтесь к себе, к своему нутру.
Родителям нужно знать, что приводить ребенка на профориентацию можно уже в 13-14 лет. Если, конечно, ребенок готов к выбору. То есть у него имеется жизненный опыт каких-либо дел, впечатлений, и у него есть силы сопротивляться взрослому.
Читайте также: