Федор васильев берег волги после грозы сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Пришла Весна. Художник Синев Евгений. Вся живопись здесь Начало весны Первые проталины. Весна.

Царское Село. Музей-лицей А.С. Пушкина. Часть 2. В 1820 г. пожар, вспыхнувший в Большом дворце.

Художница Мэри Кассат (1845 – 1926) Мэри Кассат (англ. Mary Cassatt) (22 мая 1844 — 14 и.

Игорь Савченко. Славянская живопись Сегодня мы посмотрим в рубрике Художники-славянисты работы.

ФАРФОРОВЫЙ МИР. СТАТУЭТКИ FLORENCE. В итальянской провинции Тоскана в 1973 г. была создана.

3 . Васильев Федор Александрович ( ) Федор Васильев родился 10 (22) февраля 1850 года в городе Гатчина (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга Гатчина Ленинградская область В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.

4 Берег Волги после грозы Автопортрет

6 Берег Волги после грозы Федор Васильев любил природу и понимал ее - ведь это так редко дается человеку", - говорил о Федоре Александровиче Васильеве его старший друг И.Н.Крамской.

8 Берег Волги после грозы

9 Федор Васильев бросил службу на почтамте и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге, затем в течение короткого времени ( ) пользовался советами И. И. Шишкина

11 Вскоре по возвращении в Петербург Васильев написал картину "Оттепель", которая получила первую премию на выставке Общества поощрения художеств. Авторское повторение этой картины по сей день находится в Русском музее.

12 Берег Волги после грозы Оттепель

13 Берег Волги после грозы Вид на Волге. Барки.

15 Берег Волги после грозы

16 Значительное влияние на формирование художественной индивидуальности живописца оказал И. Н. Крамской. И. Н. Крамской

17 Портрет Федора Васильева. Работа И. Крамского. 1891г.

18 И, как всегда у Васильева, эмоциональную ноту произведения определяет небо. Оно занимает две трети пространства картины, осеняя и благословляя собою протекающую на земле жизнь

19 Берег Волги после грозы Вскоре по возвращении в Петербург Васильев написал картину " Оттепель ", которая получила первую премию на выставке Общества поощрения художеств. Авторское повторение этой картины по сей день находится в Русском музее.

21 Вид на Волге. Барки

23 Берег Волги после грозы

27 Зимой 1870 года Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз1870 туберкулёз Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым для лечения. В Крыму Васильев провел два года. Крым Конец жизни провел в Ялте, где написал лучшие свои работы. Кроме живописных произведений, его наследие включает множество рисунков и акварелей.

28 Берег Волги после грозы В крымских горах

29 Старое кладбище Валаамского монастыря

32 В крымских горах

36 Когда Крамской увидел присланную Федором Васильевым в Петербург картину " Мокрый луг ", он был потрясен. Все в ней : " и весенняя чистая зелень, и летучий свет, и неслышный ветерок, зарябивший воду в зарастающем русле реки, и невидимые капли дождя на влажной листве деревьев, – все говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы " и способном не только передавать, что он видит, но и улавливать " общий смысл предметов, их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека

37 Берег Волги после грозы

41 Однако художнику суждено было прожить очень короткую жизнь – всего лишь 23 года. В какой-то мере предчувствие собственной трагической судьбы нашло отражение в творчестве Васильева. В 1871 г., заболев туберкулезом, он переехал в Крым, где работал до последних дней жизни.

42 Наиболее значительные произведения Васильева : Приближение грозы, Полдень, Болото, Вид на Волге, Перед грозой, Зимний пейзаж, Взморье, Оттепель, Зима, Мокрый луг. Федор Васильев один из самых талантливых русских пейзажистов ; картины его отличаются поэтичностью и редкой гармонией красок.

43 Список литературы: Для подготовки данной работы были использованы : (6 КБ ) · istid=82 (3 КБ )

Ф. Васильев. Берег Волги после дождя. 1871 г.

Ф. Васильев. Берег Волги после дождя. 1871 г. Огромную роль в формировании художника сыграли живые, непосредственные впечатления: наблюдения природы, жизни простого русского человека, а также осмысление всего этого с точки зрения законов мироздания.

Особенно удивляла Репина мгновенность творческой реакции Васильева на все окружающее, процесс его работы, порождаемый исключительной впечатлительностью и романтической восторженностью. Илья Ефимович так описывает ночную остановку их парохода в Плесе, маленьком городке, расположенном на гористом берегу в верховьях Волги:

«Была уже ночь, лунная, теплая, летняя. С Васильевым мы как-то спелись: быстро узнавали, долго ли стоит на пристани пароход, и сейчас же на берег наверх, подальше, места смотреть.

Ф. Васильев. Перед дождем. 1869 г.

Ф. Васильев. Перед дождем. 1869 г. Луна, как и искусство, очаровывает нас, обобщая формы, выбрасывая подробные детали. Много подробностей берет она в тени, много предметов заливает своим серебряным светом, и вот, может быть, самые пошлые днем места теперь кажутся необыкновенно таинственными.

— Возьми,— предлагаю я свой,— но неужели ты видишь при луне?

— Дай, дай! — И он быстро чертил и прекрасно зарисовывал выступ садика над обрывом. Этот набросок есть у меня в альбомчике того времени.

Воспоминания Репина удивительно ярко, выпукло, точно воссоздают образ Федора Васильева, которому тогда оставалось жить всего три года.

Они, эти воспоминания, как бы вызывают из небытия образ необыкновенного человека.

Ф .Васильев. Барка и лодки у берега. Графитный карандаш. 1870 г.

Ф .Васильев. Барка и лодки у берега. Графитный карандаш. 1870 г.

«Васильев не ложится. Он взял альбом побольше и зарисовывает свои впечателения Цаевщины. Прелестно у него выходили на этюде с натуры эти лопушки на песке в русле Воложки. Как он чувствует пластику всякого листа, стебля! Так они у него разворачиваются, поворачиваются в разные стороны и прямо ракурсом на зрителя. Какая богатейшая память у Васильева на все эти даже мельчайшие детали! И как он все это острым карандашом чеканит, чеканит, как гравер на медной доске. А потом ведь всегда он обобщает картину до грандиозного впечатления. И как он это все запоминает? Да, запоминать-то еще не штука, вот и я помню — сорок четыре года прошло,— но выразить, вырисовать все это на память! Да еще примите во внимание, сколько мы с ним отмахали веслами сейчас! У меня прямо глаза слипаются, я засыпаю.

Не правда ли, яркий портрет художника!? Человека образованного, знающего и любящего искусство, страстно влюбленного в свою профессию, боготворящего приро­ду. Следящего за собственной внешностью, манерами и к тому же самозабвенного труженика.

Столь невзрачный, грустный пейзаж, да еще в пору жестокой распутицы, когда небо будто чугунное, а снег пропитался водой и грязью, когда кривые почерневшие избы кажутся непригодными для жилья, а одинокие путники — бездомными, вряд ли мог прийтись по вкусу поклонникам рафинированных салонных ландшафтов. Вместе с тем сколько в этой картине заключено глубины и силы возвышенных чувств, готовых раскрыться любому, кто в нее всмотрится!

В 1871 году Федору чуть было не пришлось уйти в рекруты, а это означало полный разрыв с искусством. Спасли друзья — Крамской, Ге, Мясоедов, которые внесли крупную сумму денег под залог, а также поступление в Академию художеств,— ее ученики освобождались от воинской повинности.

Ф. Васильев. В Крымских горах. 1873 г.

Ф. Васильев. В Крымских горах. 1873 г. Учеба в академии оказалась недолгой: в феврале он был туда зачислен, а в мае оставил занятия и уехал из Петербурга. Причина — запущенная простуда при слабых от рождения легких и тяжелое нервное расстройство. Появились зловещие признаки туберкулеза.

Васильев поселился в Харьковской губернии, рассчитывая вернуться в Петербург к осени. Однако ему стало еще хуже, и пришлось перебраться в Крым. Так начался последний, двухгодичный, период и творчества и жизни художника.

Первое время крымская природа казалась Федору слишком пышной, яркой, приторно красивой. Сказалось это и на его картинах, поначалу несколько поверхностных, иногда даже с фальшивыми нотками.

На первом плане почти с ботанической точностью изображены растения средней полосы России.

Только что прошла мглистая грозовая туча, основательно промыв зелень, землю, воздух. Как легко дышится после летнего шквального ливня, как радуешься, предвкушая тот миг, когда ослепительное солнце отразится в мириадах капель на траве и листьях!

Торжественный, величественный пейзаж рождает ощущение молодой буйной силы. Общее впечатление от него И.Н. Крамской назвал грандиозным. Это не только обобщенный образ земли; это — вдохновенный порыв к свободе и счастью, трепетное признание родине в любви.

Так внешне бедный мотив смог воплотить целый мир мыслей и чувств художника, став символом Отчизны.

Лучшие произведения художника предвосхищают пейзажи И.И. Левитана, великого мастера выражения тончайшей гаммы чувств средствами пейзажа. Исаак Ильич безмерно ценил творчество Васильева, пристально изучал его наследие, стремился привить любовь к нему у своих учеников.

художник Фёдор Васильев картины – 01

Искусствоведы называют художника Фёдора Васильева настоящим гением пейзажа и если бы художник прожил дольше отпущенных ему судьбой 23 лет, то его имя, ныне почти забытое, было бы в ряду имён самых блестящих живописцев России и мира.

Биография художника Фёдора Васильева

Художник Фёдор Александрович Васильев родился в феврале 1850 года в Гатчине, в семье мелкого почтового служащего Александра Васильева, который сожительствовал (сейчас бы сказали, что жил в гражданском браке) с мещанкой Ольгой Емельяновной Полынцевой. Поскольку родители в церкви не венчались, их дети – дочка Евгения и рождённый позже Фёдор – были незаконнорожденными и не имели права на отчество и фамилию своего отца.

Александр Васильев, отец Фёдора, был человеком неприятным: злоупотреблял спиртным и карточной игрой, отличался маниакальной подозрительностью и был домашним тираном. В общем, типичный отрицательный мерзопакостный персонаж из романов Ф.

Маленький Федя с раннего детства увлёкся рисованием, очень скоро начал достаточно точно перерисовывать картинки из журналов, а в возрасте 10 лет весьма прилично писал мелом и масляными красками.

художник Фёдор Васильев картины – 02

В гимназию Фёдора Васильева взяли за редкостно чистый и звонкий голос, который всегда выделялся в церковном хоре. Учился мальчик бесплатно – из милости. И постоянно подвергался насмешкам со стороны одноклассников – бедный и незаконнорожденный. Да ещё и работает в каникулы на почте за 1 рубль в месяц (мальчик помогал почтальону носить тяжёлую почтовую сумку).

В возрасте 12 лет Фёдор оставляет гимназию и начинает работать на почте – разбирает корреспонденцию и выполняет всякую мелкую работу. При этом мальчик не забывает про рисование и после каждого рабочего дня спешит на вечерние классы в Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств, а очень скоро оставил работу на почте и устроился на должность помощника к одному из лучших российских реставраторов при Академии художеств Петру Соколову (через несколько лет Васильеву припомнят и это – шутники будут намекать, что Васильев попал в Академию не как все, а через задний двор).

Когда Фёдору исполнилось 15 лет в Обуховской больнице скончался Васильев-старший и всё большое семейство оказалось на плечах незаконного наследника – работать Феде пришлось в два раза больше.

Фёдор Васильев. В начале творческого пути

Ах, Васильев! Это, батюшки, такой феномен, какого еще не было на земле. Я такой одарённой натуры еще не встречал!

И.Н. Крамской

Подружился Васильев и с Репиным.

Я зашёл от света, чтобы видеть картинки, и онемел, – картинки меня ошарашили… Я удивился до полной сконфуженности… Скажи, ради бога, да где же ты так преуспел? – лепечу я. – Неужели это ты сам написал?! Ну, не ожидал я. Небо-то, небо… Как же это? Неужели это без натуры. Я никогда еще не видывал так дивно вылепленных облаков, и как они освещены.

И.Е. Репин

После возвращения с Валаама Иван Шишкин спешно отправился в Елабугу, где просил у своего благословения на брак с Евгенией Васильевой – сестрой Фёдора.

художник Фёдор Васильев картины – 03

На острове Валааме. Камни

Нужно ли говорить, что для художника-пейзажиста такая возможность вырваться на природу была просто бесценной. Проживание, полный пансион, персональная коляска для поездок по окрестностям имений в поисках тем… О чём ещё мог мечтать начинающий художник?

В зените славы. Художник Фёдор Васильев

Прошло всего два года и юноша из нищей семьи, под деятельным покровительством графа Строганова, приобрёл, кроме всего прочего, ещё и светский лоск, и аристократические манеры.

Позднее Крамской напишет:

Он, этот мещанин по происхождению, держал себя всегда и всюду так, что не знающие его полагали, что он, по крайней мере, граф по крови.

А Васильев работал просто не покладая рук, писал невероятно много, почти не спал, и, как впоследствии отметят современники, торопился жить. Картины молодого художника раскупались буквально с мольберта, а сам художник стал желанным гостем в аристократических домах империи и любимцем столичной богемы.

И он никому не отказывал: часто бывал в театре, на балах и на катке. А потом работал и работал. И учился. Иван Крамской удивлялся способностям своего друга:

Учился он так, что казалось, будто живёт в другой раз, и что ему остается что-то давно забытое только припомнить.

художник Фёдор Васильев картины – 04

Мы желали бы, чтобы г. Васильев приехал к нам в Лондон и написал бы наши лондонские улицы во время быстрой оттепели… Не он ли настояний артист для этой задачи!

Невероятный триумф! Кто-то может сказать, что триумф ранний и не совсем заслуженный. Но не сам Васильев, который знает, как долго и невероятно тяжело он шёл к этому успеху.

художник Фёдор Васильев картины – 05

После дождя. Просёлок

Самое время почить на лаврах, но художник с головой погружается в работу. Не забывает он и про обязательную светскую жизнь. И однажды, катаясь на катке, разгорячённый художник взял и как ребёнок наелся снега.

Врачи заподозрили, что у молодого человека начинается чахотка и настоятельно рекомендовали Фёдору Александровичу покинуть Петербург с его гнилым климатом и перебраться на юг, лучше в Крым.

Начало трагедии художника Фёдора Васильева

Из Финляндии Васильев вернулся совершенно больным. Столичные эскулапы поставили художнику страшный диагноз – туберкулёз горла. И одно лечение – Крым. Если хочешь ещё пожить, ещё что-то написать, то только целительный воздух Крыма может дать такую возможность.

Как не противился Васильев поездке в Крым, а ехать пришлось. Художник собрался в дорогу. Вместе с матерью и любимым маленьким братом Романом, Васильев отправился в Крым. А все его друзья, единомышленники и любимые коллеги остались в столице. В Петербурге остался и привычный образ жизни. На берегу великолепного Чёрного моря Васильев чувствовал себя так, как чувствует себя выброшенная на берег рыба.

художник Фёдор Васильев картины – 06

А волшебная природа Крыма молодого художника совсем не заворожила. Крым показался Фёдору Александровичу излишне ярким, кричащим, вычурным и… бесконечно чужим. Васильев писал Ивану Крамскому:

Тоскую по России и не верю Крыму.

Удивительное дело, но именно такие же чувства испытает и Левитан в Крыму – тоска по средней полосе России. У Васильева тоска была ужасной – он скучал по лесам и рекам средней полосы, по степям и болотам. Скучал, понимая, что может так статься и он этой красоты уже не увидит. Никогда!

И теперь писал Крамскому:

О болото, болото! Если б Вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Ну, ежели опять не удастся мне дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут всё, если возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины!

А здоровье художника всё ухудшалось – бывали такие дни, когда врачи запрещали Васильеву даже из комнаты в комнату переходить. И когда наступало улучшение, художник снова работал и работал.

художник Фёдор Васильев картины – 07

Фёдор Васильев. Всё кончено!

С трудом, постепенно, Васильеву удалось прижиться на новом месте, и природа Крыма стала ему понятна и, наконец-то, тронула сердце художника. Эти два последних года в короткой жизни художника стали, несмотря на изнуряющую тяжёлую болезнь и чуждое окружение, самыми плодотворными в творчестве Фёдора Александровича. Он работает, как одержимый – практически перестаёт спать ночами. Любимое дело помогает ему не думать о приближающейся смерти. А о возможном выздоровлении художника уже никто и не мыслит.

…Осчастливил своим посещением г. Айвазовский, и сообщил между другими хорошими советами, рецепт краскам, с помощью коих наилучшим манером можно изобразить Чёрное море.

В Крымских горах

Картина получила первую премию и у больного художника появился шанс на выздоровление. Васильев пишет в Академию прошение о присвоении ему звания художника 1-й степени без экзамена по научному курсу на основании уже написанных работ. Звание художника 1-й степени решало для Васильева несколько серьёзных проблем:

  • он жил в Крыму по просроченному паспорту, выданному на фамилию Васильев (художник не имел права на эту фамилию, как незаконнорождённый). Звание могло решить проблему и с документами, и с фамилией;
  • художник 1-й степени имел право на бесплатное лечение за границей.

Картины художника Фёдора Васильева

художник Фёдор Васильев картины – 09

художник Фёдор Васильев картины – 10

Болото в лесу. Осень

художник Фёдор Васильев картины – 11

художник Фёдор Васильев картины – 12

художник Фёдор Васильев картины – 13

Летний жаркий день

художник Фёдор Васильев картины – 14

художник Фёдор Васильев картины – 15

художник Фёдор Васильев картины – 16

Вид на Волге. Барки

художник Фёдор Васильев картины – 17

художник Фёдор Васильев картины – 19

Крымские горы зимой

художник Фёдор Васильев картины – 20

В Крыму. После дождя

художник Фёдор Васильев картины – 21

В церковной ограде. Валаам

художник Фёдор Васильев картины – 22

художник Фёдор Васильев картины – 23

Берег Волги после грозы

художник Фёдор Васильев картины – 24

художник Фёдор Васильев картины – 25

художник Фёдор Васильев картины – 26

художник Фёдор Васильев картины – 27

На реке. Ветреный день

В окрестностях Петербурга

художник Фёдор Васильев картины – 29

художник Фёдор Васильев картины – 30

художник Фёдор Васильев картины – 31

Близ Красного села

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: