Проблемы социальных наук сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Существует постоянная потребность в добротном социологическом исследовании (отчете, докладе) в каждой стране мира. Признают сейчас эту необходимость даже те, кто подобно Будону, склонны подчеркивать роль независимого эксперта. Но если мы нуждаемся в достоверной информации, мы также нуждаемся и в хороших теориях. Здесь можно назвать ряд причин:

Во-первых, без теории мы никогда не сможем накопить знания и улучшить наше понимание человеческого поведения. В наших исследованиях нам придется начинать с самых незначительных фактов.

Во-вторых, без теории мы не установим критерии отбора информации. Должны быть установлены приоритеты, базис. Пойдет ли речь об имплицитной или эксплицитной теории? Конечно, лучше было бы сделать теорию эксплицитной. Я уже приводил доводы в пользу того, что даже позитивистская концепция социологии не исключает необходимости быть избирательной (проводить отбор).

В-третьих, без теории мы не будем в состоянии сформулировать вопросы, выходящие за пределы общепринятых (средних, обычных, общих) понятий, мы будем неспособны сформулировать вопросы на независимой основе. Возьмем такой пример. Предположим, что в определенное время в определенной стране существует широко распространенное мнение, что разрыв между богатыми и бедными расширяется. Возможно, это правда, возможно - нет. Для того, чтобы решить: правда это или нет, нам необходима достоверная информация. Но информация, основанная не на мнениях, а на реальности: доходы, собственность и т.д. Может, конечно, оказаться, что и достоверная информация нерепрезентативна, но это уже другой вопрос. Но только ли информация нам необходима? Разумеется, нет. Нам также нужно определение богатства и бедности. У человека может быть много денег. Если нет ничего, что можно было бы купить, очень трудно сказать, что он богат. У человека может быть очень мало денег, но они ему не нужны, так как у него уже есть все и он живет комфортно. В этом случае о бедности речь не идет.

Но сравнивая различные общества, мы можем прийти к выводу, что "чисто финансовые" определения иногда только сбивают "с толку" и потому будет лучше подумать о терминологии возможностей: люди могут обладать большими или меньшими возможностями. Различные исходные посылки могут привести к различным выводам. Например, мы можем прийти к выводу, что в обществе определенного типа у некоторых людей отсутствует потребность в больших деньгах для получения того, что они желают, так как власть уже дает то, что не купишь за деньги. И наоборот, мы будем вынуждены признать, что в определенные моменты истории некоторым людям нужно больше денег, потому что они утратили власть, и деньги становятся заменителем власти.

Классики социологии изучали эти вопросы. Например, с позиций многомерной модели социальной стратификации М. Вебер писал об экономических источниках власти и престиже. Учитывая их, мы можем исследовать новые проблемы. Есть ли при этом риск спутать теорию с идеологией? Да, есть. И история социологии показывает это совершенно отчетливо. Но задача исследователя (именно теоретическая!) сводить его к минимуму.

В течение всего XIX в. среди социологов существовала тенденция искать первичный объясняющий фактор, будь это экономическая структура, цены, религия, раса, демографические процессы и т.д. И в соответствии с тем основным фактором, который они ставили на первое место, ученые получали "ярлык" материалиста или идеалиста, и их одобряли или критиковали на основании такого "ярлыка". Этот способ мышления сейчас воспринимается как устаревший. Теперь уже совершенно ясно, что в общественных (социальных) науках мы имеем дело со сложными структурами причинности и с разнообразием поясняющих факторов. И мы также признаем идею о том, что процессы социальных изменений не всегда вызываются одной и той же причиной.

До конца 50-х гг. существовала все еще сильная тенденция преувеличивать власть социальной структуры над личностью. Мы знаем, конечно, что наши теории были правдивыми только с точки зрения статистических терминов и всегда была возможность исключения на индивидуальном уровне. Но нам было трудно придать законченный вид границам свободы личности в теоретической конструкции.

Единственной была оставшаяся категория девиантного поведения. И опять девиантное поведение часто объяснялось в терминах принадлежности субкультуре или частной (определенной) группе. В этом отношении в последние десятилетия достигнут определенный прогресс. Мы перестали оперировать терминами абстрактных факторов - "социальное положение", "уровень образования", "религиозное основание", которые полностью определяют поведение личности. Сейчас мы пользуемся терминами "стратегии деятелей". И основная мысль здесь заключается в том, что социальные процессы могут рассматриваться как взаимодействие различных способов принятия решений с возможностями выбора на каждой стадии. Типичными работами этой ориентации являются труды М. Крозье и Э. Фридберга.

Концепцию стратегии принятия решений выгодно отличает то, что мы можем понимать и объяснять человеческое поведение только при условии, если вначале поставим методологический вопрос: а в чем состоит рациональная связь (отношение) между целями и средствами? Какой бы ни была цель действия, мы должны быть способны реконструировать причины, скрытые за действием. Это все еще является предметом спора между социологами Западной Европы и Соединенных Штатов.

Существуют защитники так называемой теории рационального выбора, которые утверждают, что рациональность индивида - это всегда утилитарная рациональность, рациональность экономическая. Урок последних двух десятилетий состоит в том, что наши теории будут иметь большую объясняющую силу, если мы допустим разнообразие рациональностей. Поведение может называться рациональным, если за ним стоит логика. Эта логика может быть чисто экономической, но для осуществления действия вполне могут быть и другие причины: религиозные убеждения, моральный долг, чувство достоинства, стремление к общественному признанию.

Такая теория очень практична. Если мы принимаем идею многообразия рациональностей, то можем прийти к выводу о некоем типе принятия решения о том, что можно сделать выбор в пользу определенного (а не только экономического) типа.

В первой половине этого столетия, и еще даже в 50-х гг. XX в. многие социологи Западной Европы и Соединенных Штатов думали, что лучшее для социологии как науки - это отделиться от истории. Это было высшей точкой социологического функционализма. В результате пришлось отказаться от изучения происхождения обычаев, привычек, установлений; пришлось вместо этого ограничиваться вопросом: а какова их функция внутри такой конструкции, как общество; или внутри такой конструкции, как отдельная группа - если принять их (общество или группу) за систему. Это привело к появлению по-своему интересных аналитических методов, объясняющих некоторые действия не с помощью причин, а их следствий: социальная функция пьянства - это социальная функция неформальных отношений в сложных структурах (образованиях, организациях).

Это также привело к аналитическим методам функциональных "заместителей" (заменителей, субинститутов): почему люди обходят закон? Потому что закон делает для них невозможным жить нормальной жизнью! Таким образом, незаконная деятельность является заменителем легальной возможности, которой просто не существует. Все это очень интересно, но встроенный дефект "социологического функционального антиисторизма" заключен в том, что таким образом можно было оправдать любой вид деятельности.

В настоящий момент главный вывод последних десятилетий заключен в том, что историческая идея общества как органической системы должна быть сохранена. Концепция системы является лучшим способом объяснить идею взаимозависимости, которая является сущностью социологического мышления. В этом также кроется и то огромное преимущество, что мы приводим в соответствие (согласовываем) системный взгляд на общество с историческим подходом. Сравнение с прошлым не менее плодотворно, чем сравнение с современностью.

При этом мы пытаемся понять самые разнообразные процессы, внутри систем и показать взаимозависимость изменений, когда одни изменения включают другие. Это ведет к появлению того, что некоторые исследователи называют "пакетами": что с чем сочетается, а что - нет. Правда ли, что правовое государство сочетается с рыночной экономикой (соответствует рыночной экономике)? Правда ли, что рыночная экономика ведет к демократии и т.д.?

Современный интерес социологов к принятию системного взгляда на долговременные исторические процессы объясняет возрождение интереса к трудам А. Токвиля. Токвиль, как известно, в своих трудах (трех) сравнивает современные ему Соединенные Штаты первой половины XIX в. с Францией, затем - Францию своего времени с Францией накануне революции 1789 г.

Синхронное сравнение Франции с Соединенными Штатами проливает свет на чрезвычайную централизацию французского правительства. Историческое сравнение Франции XI столетия и Франции XIX столетия объясняет, каким образом страна стала централизованной и почему централизованное правительство сделало революцию необходимой, равно как и возможной. Это также объясняет, почему во второй половине XIX в. некоторые советники царя Александра II, которым был поручен проект децентрализации российской исполнительной власти, были заинтересованы работами Токвиля. Например, М. Салтыков, в министерстве внутренних дел, Великий князь Константин Николаевич. В это же время и в Западной Европе Токвиль был чрезвычайно популярен среди тех, кто хотел сохранить системный взгляд на общество без отрицания уроков истории.

Когда в 60-х и 70-х гг. возобладало превосходство функциональной социологии, мы стали свидетелями того, как в Европе и Соединенных Штатах возродились различные виды микросоциологий: социология малых групп, социология отношений, социология повседневной жизни. В таком подходе заключался риск утратить интерес к всеобъемлющему контексту общества (ситуации в обществе) как к целому. Начиная с середины 80-х стали повторяться призывы к восстановлению связей между исследователями на микро- и макроуровнях. Это то, что американский исследователь Дж. Александер называет "микро-макросвязь".

В этом отношении методологическое правило носит двойной характер: когда мы рассматриваем долговременные процессы на уровне мирового общества, скажем, на национально-государственном уровне (например, децентрализация правительства, приватизация экономики, переход от командной экономики к экономике рыночной), мы всегда должны быть способны объяснить, как этот процесс отразится на жизни личности. Если же мы не можем описать, что это будет значить для различных типов личности в различных категориях населения, следовательно, у нас нет полного понимания ситуации.

Противоположное не менее важно. Если мы наблюдаем бытовое событие повседневной жизни (например, очередь перед магазином, отношение продавцов к покупателям, отношение врачей и медперсонала к пациентам, то, каким образом полиция осуществляет руководство движением транспорта и т.д.), мы должны соотносить то, что мы видели, с большей частью характеристик общества, нас окружающего. Это то, что социологи М. Мосс и Э. Дюркгейм называли анализом "тотальных социальных фактов". Результатом последних 15 лет явилось то, что мы не можем быть удовлетворены нашими исследованиями до тех пор, пока не вскроем значение этих фактов.

Несколько интересных примеров исследований, устанавливающих связь между фактами повседневной жизни и макроструктурами, может быть обнаружено в исторической или фигуральной социологии Н. Элиаса. В основном положении своей работы Элиас показывает, как развитие на государственном уровне влияет на привычки и обычаи, наблюдаемые в повседневной жизни: привычки в питании, в манере одеваться, в общении людей в общественных местах и т.д.

Если согласиться с Элиасом, можно соотнести современное различие в манере питаться между Францией и Англией соотношениями, существовавшими между королем и аристократией в конце старого режима (в XVII и XVIII вв.). Если коротко: во Франции власть короля была абсолютной. Дворяне более не несли какой-либо значимой политической функции, но продолжали занимать привилегированное положение в обществе. Вот почему они изыскивали пути выделиться: они развивали особый образ жизни, и среди прочего - вкус к хорошей пище. Позднее они распространили эту культурную модель на остальную часть населения. С другой стороны, в Англии власть короля была значительно ограничена. Аристократия обладала определенными правами (несла ответственность) и не испытывала необходимости в особом образе жизни. Дворяне употребляли простую крестьянскую еду. и в Англии никогда не было такой культуры питания, как во Франции.

Уроки прошлого важны и для будущего. Сейчас мы все чувствуем, что находимся в переходном периоде. Мы не знаем, к чему ведет этот переход, мы только знаем, что он существует. Более, чем когда-либо существует необходимость в социологическом мышлении и социологических исследованиях как источнике знаний, ставящих свои собственные вопросы и дающих свои собственные ответы.

Это значит, что социологи должны быть обучены не для того, чтобы осуществлять опросы общественного мнения в угоду политикам, а чтобы вырабатывать аналитические методы социальных исследований.

Информация должна быть достоверной по всем вопросам, представляющим общественный интерес: здоровье, жизненный вопрос, трудоустройство (занятость), доходы, преступность и т.д. А информация, необходимая для научных целей, должна быть еще более достоверной и бесплатной. По той причине, что она является общественной собственностью и не принадлежит одним только политикам.

Теоретическая работа должна развиваться независимо от идеологических влияний, старых или новых. С развитием интернациональных контактов становится возможным объединение нескольких национальных традиций в единый остов коллективного здания. Мы должны быть готовы воспользоваться любыми вдохновляющими идеями любого классического автора, идеи которого захотим использовать. И не имеет значения. исходят эти идеи от К.. Маркса или от Токвиля, от Дюркгейма или от М. Вебера, от Малиновского или от Сорокина. Социология XIX в. развивалась в большей мере в контексте "Нация - Государство". Сейчас наступило время преодолеть это ограничение.

Нам необходимо гуманитарное "примирение" социологии с историей. Иными словами, примирение исследований в области социальных систем с исследованиями в области долговременного общественного развития.

Список литературы

Ж. Коэнен-Хуггер, профессор факультета социологии Женевского университета. Актуальные проблемы социологии и их развитие.

Взаимоотношения науки и общества многообразны и подвержены исторической динамике. Архаичное общество длительное историческое время обходилось без науки. Однако расширение обмена, создание систем налогообложения и измерения земли, воды и времени дают стимул развитию письменности и счета. Таким образом знания, информация приобретают особую значимость в человеческом опыте, что создает предпосылки для фиксации, сохранения и передачи знаний, для обработки их, для обретения ими статуса особых предметов деятельности и размышления, специфических средств общения между людьми.

Происходит отделение познавательной деятельности от практической. Вследствие социального расслоения выделяется особая категория людей, занимающихся интеллектуальным трудом, который отныне подлежит материальному и моральному поощрению со стороны общества. Фигура мудреца, ученого, исследователя становится в ряд других значимых для общества социальных типов.

На рубеже XIX и XX вв., благодаря революционнным открытиям в физике, выявилась слабость свойственного классической науке отождествления объективной реальности и вещественности.

Впрочем, самые решительные изменения в теории и методологии могли бы остаться внутринаучным (и при том не затрагивающим науку целиком) делом, если бы в сферах вненаучных, социально-практических не произошли бы сдвиги, которые потребовали преодолеть некоторые шаблоны в управленческой и производственной деятельности.

Социальная практика конца XX в. все чаще сталкивается с гетерогенными, полиморфными системами, находящимися в стадиях ускоренных нелинейных изменений. В этих системах зачастую человек — не отвлеченная статистическая единица, а непосредственный действующий агент. Общество как бы напоминает науке о принадлежности той к культуре, с ее преемственностью и гуманитарными проблемами.

В этой связи из обозначенных выше социальных проблем науки, особую значимость приобретают те, в которых затрагиваются возможности и границы регулирования науки, реализации ее гуманистической составляющей.

Решение проблемы указанного регулирования осуществляется, в частности, в системах политических и этических отношений.

Выявление культурных корней научной деятельности предполагает рассмотрение вопроса о соотношении культуры и цивилизации.

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

В небе одна, в земле вообще нету, а у бабы аж целых две.

Бесплатная консультация
по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:
8 (800) 600-76-83
ежедневно с 6.00 до 21.00
Звонок по России бесплатный!

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пузиков Владимир Георгиевич

Социология науки как теория среднего уровня изучает состояние современной науки, ее вклад в научно-технический прогресс, статус науки и ученых в обществе, функции и взаимодействие организационных форм науки. В центре внимания социологии науки находятся научные коллективы, научные коммуникации, условия труда ученых, исследование социальных последствий научно-технической революции, воздействия общественных условий на развитие науки, а науки на общество.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Пузиков Владимир Георгиевич

Кадровый взлет и спад в послевоенный период советской науки (на примере физико-математических наук, 1950-1980-е гг. )

Новые информационно-коммуникационные технологии в российской академической науке: история и результаты

Научное сообщество социологов: к вопросу о социокультурных аспектах профессиональной деятельности (по результатам опроса экспертов)

Омский государственный педагогический университет

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ НАУКИ

Социология науки как теория среднего уровня изучает состояние современной науки, ее вклад в научно-технический прогресс, статус науки и ученых в обществе, функции и взаимодействие организационных форм науки. В центре внимания социологии науки находятся научные коллективы, научные коммуникации, условия труда ученых, исследование социальных последствий научно-технической революции, воздействия общественных условий на развитие науки, а науки на общество.

Наук и юношей питают, Отраду старым подают.

Представления о науке

Наука — сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и систематизация знаний о действительности - о законах природы, общества, мышления, получение нового знания — научного (истинного, объективного) и суммы знаний — теории. Теория — это система знаний, которая, во-первых, служит основанием для получения нового знания, во-вторых, служит объяснением и прогнозированием развития объекта исследования, практической системой мер. Заметим, что инструкция, как запрягать лошадей — это тоже очень полезная практическая система мер. Но теории там никакой нет.

В научном сообществе существуют различные представления о науке. Согласно одному из них, наукой является все то, что способно научить. Начиная с XIX века, утвердилось другое представление о науке, образцом которой стали физика и математика. С этого времени науку стали сравнивать с котлом, в котором смешаны разного рода идеи, подогреваемые спорами, обсуждениями, успешными или неудачными экспериментами. Задача науки состоит в выделении объекта исследования и описании его в таком виде, в каком он существует независимо от субъекта исследования сам по себе.

Результаты науки также многообразны. Они достигаются за счет и на основе логики рассуждений, размышлений, с применением алгоритмов логики. Логика науки непогрешима, и если ученые иногда ошибаются, то это потому, что они забывают использовать в своей исследовательской работе логические правила. Кроме того, исследователь не должен отри-

Смысл науки — получение научного знания, которое отличается следующими показателями: объективная истинность (то есть наибольшая степень соответствия свойствам объекта, отсечение от пристрастий, оценок самого ученого), систематизирован-ность, логическая обоснованность, полнота познания, открытость для компетентной критики, практическая применимость, прогрессивность.

Состояние современной науки

Социология науки изучает процессы научной деятельности, статус науки и ученых в обществе, функции и взаимодействие организационных форм науки. В центре внимания социологов находятся научные коллективы, научные коммуникации, условия труда ученых, исследование социальных последствий научно-технической революции, воздействия общественных условий на развитие науки, а науки на общество.

растет. Причем не только количественно, но и качественно, что проявляется в увеличении числа кандидатов и докторов наук, объема научной информации, исследовательских открытий, теоретических изысканий и практических разработок. Институт ядерной физики СО РАН для Южной Кореи изготовил лазер на свободных электронах и имеет постоянные заказы для Японии, Германии, Швейцарии. Софтверные компании разрабатывают программное обеспечение и компьютерные игры, пользующиеся спросом в США. Слухи о смерти сибирской науки оказались сильно преувеличенными,

Из общего числа научных работников в 1990 г. на долю Северной Америки приходилось 17,8 процента, Латинской Америки — 3,1, Азии и Океании — 23,6, Африки - 0,7, Европы - 20,9, СССР - 32,4 процента. Однако если посмотреть распределение мировых затрат на научные исследования по группам стран, то на долю Северной Америки приходилось — 42,8; Азия и Океания - 19,6; Европа - 23,2; СССР - 12,3 процента. Из этих данных видно, где созданы самые благоприятные условия для научной деятельности и где объективно находятся центры научно-технического прогресса. В 1994 году США продали 444 тыс. патентов и лицензий, Германия — 160 тыс., Япония -129 тыс., Англия — 97 тыс., Россия-4тыс. Но думать, что мировой прогресс и науку двигают Европа, США и Япония, в лучшем случае заблуждение. В российские научные центры (таких только на территории Сибири 16) приезжают ученые со всего мира — для того, чтобы поработать на наших установках и оборудовании, чему-то научиться, исследуя наши уникальные природные объекты, такие, как Байкал, вечная мерзлота, бореальные леса.

Если в США в настоящее время занято научной деятельностью 3 млн. 100 тыс. человек, то в России 1,3 млн., включая преподавательский корпус высшей школы, в том числе 484 тыс. кандидатов наук и 47 тыс. докторов, правда, треть старше 60 лет. Соотношение: 1-10-30. В вузах несколько иная ситуация: примерно половина преподавателей - кандидаты наук и на десять кандидатов наук - один доктор наук. Так, в Омском государственном педагогическом университете 44 доктора наук и 422 кандидата наук (соотношение 1 к 10), что является среднероссийским показателем. На начало XXI века общая численность ученых только в таких странах, как США, Россия, Япония, Франция, Великобритания, превысила 7 миллионов человек. Оценивая темпы роста числа научных работников в XX веке, можно сделать предположение, что если они продолжатся по такой экспоненте, то к 2050 году все взрослое население планеты будет заниматься наукой.

Наука — самое динамичное создание человека, наложившее свой отпечаток на всю историю нашего времени. На основе научных достижений создан технологический базис современной цивилизации. Но обретенная мощь достигла такого уровня, когда человек должен подумать о себе, о спасении своей души. Науку воспринимают не только как благо, но и как зло. Ее не только принимают, но и отвергают. Премии за научные открытия (Нобелевская не исключение) сосуществуют с мощной критикой науки. Между тем, наука, ее потенциал определяет практически все - обороноспособность, национальную безопасность, национальное богатство, уровень, качество и продолжительность жизни, престиж страны на мировой арене. Дальнейшее наращивание научного потенциалатребуетвсе больших затрат материальных и интеллектуальных ресурсов. Удвоение чис-

Революции в науке

Научная революция — качественный скачок в познании окружающего мира, развитии производства и быта людей. Научных переворотов, сдвигов в истории человечества было немало: открытие огня, колеса, паровой машины, электричества, атомного ядра, кварков и глюонов. Известно, что древние цивилизации Америки при всех впечатляющих достижениях инков, ацтеков не додумались до колеса, и все грузы перемещали волоком. А вот открытия в области физики твердых тел, которые сделал наш выдающийся соотечественник, лауреат премии Альфреда Нобеля Жорес Алферов привели к появлению принципиально новых технических приборов и бытовой техники. Благодаря его работам мы имеем возможность пользоваться мобильными телефонами и электроприборами вообще.

Промышленная революция - замена физического труда в процессе производства машинами. Машины, по существу, взяли на себя транспортные, технологические, энергетические функции работающего человека. Но скоро обнаружилось, что промышленная революция имеет свои пределы. Скорости технологических процессов стали сдерживаться умственными, физиологическими возможностями человека, управляющего машинами. Не говоря уже о том, что присутствие человека рядом со многими аппаратами физически невозможно из-за высокой опасности, температур, давлений, скоростей. Можно привести такой факт: примерно 70 процентов аварий и катастроф на авиационном транспорте случается по вине человека, а не техники.

Потребовалось автоматизировать производство, вывести человека из системы машин. Такая возможность появилась с созданием ЭВМ, кибернетических устройств, первых полностью автоматизированных производств. Когда машины стали исполнять некоторые умственные функции человека, произошла научно-техническая революция. Далее наступил переход ее на этап технологической революции: атомная энергетика, материалы с заранее заданными свойствами, биотехнологии, ЭВМ с элементами искусственного интеллекта, лазерные технологии, оптико-волоконная связь и многое другое.

Понятие информационной революции связано с массовым применением информационных технологий в различных сферах производства и общественной жизни, накоплением, обработкой и передачей информационных ресурсов без ограничений в пространстве и времени, дистанционным образованием. Самый наглядный пример: пластиковые деньги, позволяющие расплачиваться карточкой за самые раз-

личные услуги в любой стране мира, получать стипендию в банке Сибирское О.В.К. и т.д.

Ослепленные блеском машин люди забывают, что это всего-навсего отраженный свет человеческого ума. Когда чемпион мира Гарри Каспаров проигрывает шахматную партию компьютеру, то стоит помнить, что играет не сам компьютер, а программа, созданная группой талантливых программистов.

Социальные последствия научно-технической революции

Важнейшей проблемой социологии науки является исследование социальных последствий научно-технической революции. Массовое использование информационных и биотехнологий, новых источников энергии, новых материалов и технических приборов изменяет общественное производство, сферы обслуживания и образования. Техническое обеспечение учебного процесса дает возможность использовать компьютерные учебники, дифференцированное, индивидуальное обучение. Достижения науки: телефон, компьютер, факс, ксерокс позволяют ученому выполнять свою работу в домашнем кабинете. (В частности, и этот текст, уважаемый читатель, сверстан в домашних условиях).

Происходит изменение всего образа жизни человека, его образования, работы, отдыха, общения. Надо иметь в виду, что сегодня достижения науки так или иначе воздействует на жизнь каждого человека, где бы он ни жил и чем бы ни занимался. Например, неграмотный житель Египта или Индии, используя транзистор, обучается грамоте через спутниковое телевидение. Современный менеджер с автомобилем, компьютером, сотовой связью, способный выполнять свои функциональные обязанности, оказавшись в автомобильной пробке или в полете на борту воздушного лайнера.

Работа людей квалифицированного умственного труда связана главным образом с информационными потоками: поиск, обработка, использование в своей профессиональной деятельности. Подсчитано, что удвоение объема информации происходит за 7-1 Олет. Вот почему срок работы над докторской диссертацией, оригинальной монографией - около десяти лет. Столько требуется времени для переработки накопленной информации, для выхода на рубеж современной науки в отдельной отрасли научного знания. Вместе с тем, очень высокие требования для аттестации научных работников приводят к тому, что лучшие годы жизни приходится тратить на кандидатские и докторские диссертации. Процветающий профессорский снобизм, корпоративность перекрывают дорогу молодым ученым. Считается просто неприличным пропускать в доктора наук людей моложе 45-50 лет. Исключение составляют математики, физики.

Взаимодействие организационных форм науки

Социология науки не обходит своим вниманием и организационные формы науки, их взаимодействие, результативность.

Науки различают: по характеру предмета исследования (естественные, технические, гуманитарные, социальные); по способу сбора данных и уровню их обобщения (эмпирические, теоретические, фунда-

ментальные); по методу исследования (номотети-ческие, идеографические); по степени практической применимости (чистые, прикладные). Такая классификация науки и лежит в основе ее организации.

Фундаментальные научные открытия, например, явление радиоактивности, обнаруженное супругами Пьером и Марией Кюри, первоначально не имели практического значения, так же как и деление ядра, открытое Нильсом Бором. Работы Виталия Гинс-бурга, которые легли в основу теории сверпрово-димости, были оценены Нобелевской премией спустя полвека. Но постепенно в результате прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок фундаментальные знания внедряются в производство и преобразуют действительность. Лишь немногие страны, в том числе Россия, имеют развитую фундаментальную науку.

В нашей стране фундаментальными знаниями занимаются, в основном, академические институты. Есть большая Академия России (РАН), ее территориальные отделения и научные центры на Дальнем Востоке, Урале, в Сибири (ваш покорный слуга обучался в аспирантуре и докторантуре Сибирского отделения РАН). Академическая наука имеет также и внутриотраслевое деление: Академия медицинских наук, Академия педагогических наук, Академия сельскохозяйственных наук. (Не надо путать их с многочисленными учебными академиями, типа СибАДА, и академиями наук, созданными на общественных началах). Это своего рода научная богема, финансирование идет из государственного бюджета, здесь сосредоточены самые квалифицированные научные кадры.

Прикладная наука организована в виде отраслевых исследовательских, конструкторских, проектировочных институтов, опытных производств, лабораторий. В настоящее время такие прикладные институты, как правило, соединяются в научно-производственные объединения, где в одной организационной структуре функционируют - наука, экспериментальное и серийное производство. В сельском хозяйстве такая организационная форма типична: селекционные и опытные станции, элитные хозяйства, учхозы, институты (например, СибНИИСХоз, г. Омск) и т.п. Разумеется, что фундаментальные научные разработки могут выполняться в отраслевых научно-исследовательских институтах, а прикладные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки - в академических.

В последние годы создаются новые организационные формы - межотраслевые научно-технические комплексы по важнейшим научно-техническим проблемам. Известны также и такие формы организации науки, как научные, технические и инновационные парки (технопарки и технополисы), образующие своего рода пояс внедрения вокруг академических и крупных вузовских центров.

Особняком стоит вузовская наука. Здесь объединяются и различные направления, и различные организационные формы. И государственное финансирование, и хоздоговорные научные разработки по заказам заинтересованных организаций. И постоянные научные сотрудники в проблемных лабораториях и научно-исследовательских институтах, и научная работа сотрудников кафедр в самых различных организационных формах - лаборатории, совместительство, временные творческие научно-исследовательские коллективы. Следует также отметить, что в некоторых странах основная часть научных исследований сосредотачивается именно в университетах. В вузовских научно-исследовательских

структурах работают вместе маститые ученые, докторанты, аспиранты и студенты. Здесь развиваются фундаментальная наука, прикладные разработки и наукоемкое производство. Это обеспечивает вузовской науке высокую эффективность и гибкость. В российских вузах работает треть, а если взять дипломированных научных работников (докторов и кандидатов наук), то половина всех ученых. Но они получают только 6 процентов средств, выделяемых государством на научные исследования, хотя в элитных вузах создается до 20 и выше процентов научной продукции страны.

Наука и общество

Главным для общества остается личность научного работника: профессионализм, мотивы деятельности, социальная зрелость, нравственные позиции, престиж.

Социологические исследования показывают -эмиграционные устремления среди ученых-физиков распространены достаточно широко. Лишь 15,4 процента твердо сказали, что не собираются никуда ехать. Почти столько же - 13 процентов - готовы выехать немедленно, как только представится возможность, и еще около 40 процентов респондентов не исключают возможности выезда. Правда, в качестве канала выезда ученые рассматривают работу по контракту, и значительно реже думают об отъезде на постоянное место жительства. Типичный потенциальный мигрант - это молодой мужчина, обладающий высокой компьютерной грамотностью, знанием иностранных языков, достаточно высоким профессиональным уровнем. В основном, это сотрудники академических институтов и элитных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска.

В целом можно сделать вывод, что стремятся покинуть страну наиболее активные, инициативные, более образованные молодые ученые.

В элитных столичных университетах были предприняты исследования эмиграционных настроений среди студенчества. И здесь обнаружилось 37 процентов потенциальных мигрантов, 10 процентов уже осуществляли для этого конкретные шаги. Мониторинг студентов старших курсов Новосибирского государственного университета дает еще более высокий процент желающих выехать за пределы России с целью последующего трудоустройства по избранной специальности.

Вырисовывается типичный портрет студента -потенциального эмигранта: юноша (почти в два раза чаще, чем девушка); в большинстве случаев неженатый; студент, чаще из Москвы, Санкт-Петербурга или Новосибирска; скорее программист, математик, физик, химик, инженер, чем гуманитарий.

Потенциальные эмигранты - это студенческая элита. Они учатся лучше других, обладают более высокой компьютерной грамотностью, лучше знают иностранные языки, выходцы в основном из интеллигентных семей. Нацеленные на эмиграцию студенты преимущественно лояльны к реформам, лучше ориентируются в политической жизни, поддерживают демократические преобразования, переход к рыночной экономике.

Социологи изучают каналы и мотивы прихода молодежи в науку. Ведущим мотивом для большинства начинающих научных сотрудников является самоценность его научно-исследовательской работы, возможность реализовать свой творческий потенциал. Для начального этапа научной карьеры характерно интенсивное научное общение познавательного типа, аккумуляция знаний, информации, опыта, новизна научного творчества.

В научном коллективе у каждого сотрудника есть своя определенная ниша, своя роль. Например, генератор идей, мыслитель, исполнитель, организатор, идеолог, популяризатор, администратор, техник, компилятор, коммуникатор, пионер, корректор. Разумеется, что один человек может успешно реализо-вывать несколько ролей. Здесь можно выделить три типологических варианта ролевых функций ученого: интенсивная творческая деятельность, исполнительские функции, организаторский профиль.

ПУЗИКОВ Владимир Георгиевич, доктор философских наук, профессор кафедры социологии.

Целью работы: исследование современной социологии, ее проблем и перспектив.
Задачи:
- исследование состояния современной социологии.
- анализ проблем современной социологии.
- исследование перспектив современной социологии.

Содержание работы

I. Введение.
II. Состояние современной социологии.
1.Зарождение социологии как науки.
2.Состояние современной социологии.
III. Проблемы современной социологии.
IV. Перспективы современной социологии.
V. Заключение.
VI. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат по социологии.docx

Министерство Транспорта Российской Федерации.

Государственная Служба Гражданской Авиации.

Ульяновское Высшее Авиационное Училище

Гражданской Авиации (Институт).

Проверил: Куштынов В.Н.

Курсант группы БМ-10-1.

    1. Введение.
    2. Состояние современной социологии.

1.Зарождение социологии как науки.

2.Состояние современной социологии. III. Проблемы современной социологии.

IV. Перспективы современной социологии.

VI. Список используемой литературы.

Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.
О. Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. О. Конт полагал, что законы механики можно использовать в изучении общества. Для него был характерен эмпирический подход к социологическому знанию. Большого научного следа в социологии О. Конт не оставил, но чрезвычайно важна его мысль о том, что наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться по примеру наук естественных. Не случайно социологию вначале называли социальной физикой.
В настоящее время социология - одна из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе: экономика, право, демография. Среди них социология начинает играть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках, так как социологические методы позволяют давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития.
Что же такое социология? Уточним: любая наука сначала возникает, заявляет о себе, очерчивает границы своего исследовательского пространства, и только после этого определяется ее статус. Обратимся к истории. Изначально философия была матерью практически любой науки. Потом от нее отпочковались другие. Дискуссии о месте социологии среди гуманитарных и социально-политических наук пока не завершились. Но уже определенно можно утверждать следующее.
Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества. Смелзер считает, что социология - способ изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы, поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют и т.п.
Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. Это обстоятельство крайне важно подчеркнуть еще и потому, что есть экономическая, политическая, идеологическая специфика развития общества и соответствующие отношения в обществе. В последнем издании Вебстеровского словаря социология определяется так: "Изучение истории развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей определенных социальных групп, общностей".
Что такое социальная общность? Это группа людей, которые объединены благодаря исторически сложившимся устойчивым связям. Не всяким, а именно устойчивым. К ним можно отнести такие социальные группы, как семья, нация, государство, классы, профессиональные и возрастные группы, трудовые и учебные коллективы. Закономерности их формирования, функционирования, отношения между отдельными людьми и есть предмет изучения социологии.
Социология как наука может быть рассмотрена с позиций объекта социологии и предмета социологии.

  • Объектом социологии являются:
    • общество как целостная социальная реальность;
    • социальные организации;
    • социальные институты;
    • социальные взаимодействия;
    • социальные явления;
    • социальные процессы;
    • социальные отношения;
    • социальные общности;
    • социальные субъекты.

    Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т.е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

    Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микро теоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

    Целью моей работы: исследование современной социологии, ее проблем и перспектив.

    - исследование состояния современной социологии.

    - анализ проблем современной социологии.

    - исследование перспектив современной социологии.

      1. Состояние современной состояние современ ной социологии.

    1. Зарождение социологии как науки.

    2. Состояние современной социологии.

    Перейдем к характеристике состояния социологии в 70 - 80-е годы. Оно определяется наличием нескольких направлений (с точки зрения "классического" анализа науки) и парадигм. Имея в виду дифференциацию социологии по направлениям, выделим три основных - неомарксистское, неопозитивистское, понимающую социологию.

    Помимо этого, следует назвать в качестве особого марксистское направление, представители которого используют в своих теоретических исследованиях фундаментальные идеи Маркса.

    Новым и важным является подход к анализу современного состояния социологии, основанный на сложившихся парадигмах. Понятие парадигмы было введено в широкий исследовательский оборот Т. Куном, американским философом и историком науки, в середине 70-х годов и означает определенную совокупность фундаментальных оснований научного знания.

    Парадигма - это исходная концептуальная схема, своего рода модель постановки проблем и их решение. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

    Рассмотрим некоторые социологические парадигмы.

    Теории конфликта. Теория конфликта разрабатывалась немецким социологом Г. Зиммелем. В центре анализа социальных процессов - конфликт как явление, присущее природе человеческого общества. В 50 - 60-е теорию конфликта развивали Р. Дарендорф (ФРГ) и Л. Козер (США) в качестве противовеса структурному функционализму, делавшему упор на стабильности и равновесии социальной системы. В последние два десятилетия теория конфликта получила развитие в работах Д. Белла, К. Боулдинга (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунга (Норвегия) и др. Ее сторонники подчеркивают объективную ценность конфликта, не допускающего закостенения социальной системы и стимулирующего ее развитие. Однако они обращают внимание на те конфликты, которые тормозят этот процесс. К их числу социологи относят и классовую борьбу. Причины социальных конфликтов зачастую усматриваются в несовершенстве психологических механизмов, действующих в обществе, в межгрупповых отношениях. Главное, по мнению социологов, - не допускать расширения социальных конфликтов, перерастания их в состояние повышенной социальной напряжённости. Эту задачу должны решать не только правительства, социальные институты, но и социологи, изучающие межгрупповые отношения и общественные процессы.

    Ещё одна парадигма современной западной социологии - теория социального обмена, развиваемая наиболее интенсивно американскими социологами Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном. Функционирование человека и общества, в соответствии с этой теорией, базируется на обмене социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существуют власть, престиж, статус, порядок и др. По существу, на первый план выходит ценностно-нормативный уровень взаимодействия. Но если у Дж. Хоманса этот уровень (ценности, нормы, роли, статус) явно преобладает, то его последователи (П. Блау и Р. Эмерсон) стремятся усилить концепцию за счёт перехода к более широким структурным связям на основе структурно - функционального анализа взаимодействия.

    Все исследователи этой парадигмы отмечают заметное преувеличение роли психологических аспектов концепции. Тем не менее, ценность её - в стремлении найти переход от микро социологического к макро социологическому уровню изучения общества.

    Основоположник символистическо го интеракционизма - американский социолог Дж. Мид. Его последователи - соотечественники Г. Блумер, Т. Шибутани, Т. Партленд и др. - представляют две школы символистического интеракционизма - чикагскую и айовскую. Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющие строгой причинной обусловленности, зависящие больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин. Социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, которые используют те или иные символы и значения для изменения этой среды.

    Еще одна из парадигм современной западной социологии – этнометодология определенным образом связанная с символическим интеракционизмом (поскольку и для нее основное - изучение взаимодействия). Ее основателем является американский социолог Г. Гарфинкель. Основа этой концепции состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. Речь идет об использовании методов изучения различных общин, примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

    Таким образом, лицо современной социологии по большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его сознанию, поведению в реальных социально-исторических условиях. Иначе говоря, практически все социологи в конце 20 – начале 21 вв. в прямой или косвенной форме исходят из проблем человека, индивида как социального существа, считая сознание и поведение основным критерием общественных изменений. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития социологии, что позволяет определить ее содержание как концепцию социологии жизни, которая в своей сущности учитывает состояние и тенденции общественного сознания и поведения в тесной связи с объективными условиями их существования.

    III. Проблемы современной социологии.

    Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и обновление цивилизации. Рассмотрим их более подробно на примере России.

    Наркомания. Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при сужении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридических приемлемых, во многих странах наркомании признаны социальным бедствием.

    Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде – поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, изменяющие сознание, но не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу для индивидуума.

    На данный момент проблема развития наркомании в России остается нерешенной и не найдено метода не только искоренения, но даже приостановки этой эпидемии. Это грандиозная социальная и государственная проблема, которая полностью решена только тоталитарном обществе, которое держится на страхе (Сингапур, Малайзия). А в демократическом обществе, как показывает опыт европейских стран и США, эта проблема столь сложная и многогранная, что пока ее решить не удается.

    Алкоголизм. Алкоголизм был серьезной проблемой и в СССР, но в пореформенной России проблема этого заболевания серьезно обострилась. Количество россиян, умерших от болезней, вызванных алкоголизмом, за последние годы выросло в несколько раз.

    По общепринятой международной статистике в пьющих странах (а мы относимся к сильно пьющим странам) одна треть всех смертей связана с острым и хроническим отравлением алкоголем. Из-за этой проблемы мы теряем ежегодно (по данным специалистов) не менее 700 тысяч человек в год. Хорошо известно, что алкоголь оказывает разрушительное действие на здоровье человека. Снижается трудоспособность, возникают заболевания, в первую очередь печени, сердца, нервной системы.

    Венерические болезни (лат. Venus, Veneris - Венера, богиня любви в древнеримской мифологии), группа инфекционных заболеваний, возбудители которых передаются главным образом половым путём. К ним относятся сифилис, гонорея, мягкий шанкр, лимфогранулематоз паховый, гранулёма венерическая.

    Более 80% венерических больных заражается в нетрезвом состоянии. Пьяный человек не обременён правилами приличия, соображениями осторожности и т. д. Ведущее место в профилактике венерических болезней принадлежит системе воспитания, формированию здоровых морально этических установок, вовлечению молодёжи в различные сферы общественно полезной деятельности, развитию физкультуры и спорта. В нашей стране разработаны единые формы и методы борьбы с венерическими болезнями, основные положения которых заключаются в обязательном учёте больных, выявлении источников заражения и обследовании лиц, имевших контакты с заболевшими. Периодически проводятся профилактические осмотры работников пищевой промышленности, бань, парикмахерских, детских учреждений; обследуются беременные с целью профилактики врождённого сифилиса; осуществляется обязательное и бесплатное лечение, диспансерное наблюдение за больными, санитарное просвещение. Установлена уголовная ответственность за заражение другого лица венерической болезнью лицом, знавшим о наличии у него этой болезни. Врачебная тайна обеспечивает интересы больных венерической болезнью, обращающихся за лечением или профилактикой в медицинское учреждение. Сведения о больных сообщаются только по требованию судебно-следственных органов, а также в тех случаях, когда больной своим поведением угрожает здоровью окружающих. Современные средства и методы позволяют полностью излечивать венерических больных при своевременном обращении их за врачебной помощью и своевременном выявлении заболевания.

    Читайте также: