Сообщение о лицее 4 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Со словами школа, лицей, гимназия в жизни каждого школьника и его родителей связано немало радостных и трогательных воспоминаний, значительная часть жизни каждого человека переплетается с учебой, а, значит, и со школой и т.д.

Откуда же произошли сами слова, обозначающие названия учебных заведений?

В школах Египта требовали знания более 700 иероглифов, а за нерадивость наказывали плетью.

В школах учились только мальчики, для девочек обучение подразумевалось только дома.

В учебных заведениях с таким названием мальчики фехтовали, бились на кулаках, охотились верхом, изучали такие науки, как гигиена, танцы, музыка, риторика и математика.

Гимназии менялись в течением времени, в ряде стран они стали учебными заведениями со спортивным уклоном, в других странах, в основном, в европейских, – местами изучения творений античных авторов.

Начиная с 19-го века в гимназиях стали обучаться и девочки.

Далеко не все родители знают, что такое лицей. Мечтая о качественном образовании для своих детей, мамы и папы оказываются перед ответственным и серьезным выбором учебного заведения. В настоящее время существует множество образовательных учреждений разного вида, поэтому важно иметь представление об их отличительных особенностях, чтобы сделать правильный выбор.

что такое лицей

Из истории лицеев

Что собой представляют лицей и гимназия? Отличия этих двух типов образовательных учреждений понятны далеко не всем родителям. Лицеи существовали еще во времена древнегреческого философа Аристотеля. В нашей стране они стали открываться только в середине восемнадцатого века, считались элитными учебными заведениями.

Продолжительность обучения тогда составляла шесть лет, затем она была увеличена до одиннадцати. После завершения обучения в лицее у выпускников было право на получение места государственного чиновника. Лицей - это то место, где у ребят есть не только возможность получения качественного среднего образования, но и шанс на приобретение дополнительной профессии.

лицей это

Особенности гимназий

Если лицей - это учреждение, появившееся в виде философской школы, то гимназии создавались для обучения грамоте древних греков. Они стали основой для появления общеобразовательных школ.

В настоящее время у каждой гимназии заключен договор о сотрудничестве с высшим учебным заведением. Основной задачей педагогического состава является качественная подготовка гимназистов к поступлению в вузы. В современных гимназиях ребята получают фундаментальные знания по определенным учебным дисциплинам, перечень которых зависит от направленности работы таких учреждений.

лицей и гимназия отличия

Различия между гимназиями и лицеями

Современный лицей - это образовательное учреждение, поступление в который возможно после семи или восьми лет обучения в обычной школе. В гимназию попадают талантливые дети, которые освоили начальную ступень либо прошли обучение в прогимназии.

Есть определенные различия и в методике преподавания. Что такое лицей? Это учебное заведение, в котором особое внимание уделяется проведению практических занятий.

Гимназия специализируется на обеспечении теоретической основы. Выпускники специализированных лицеев, открываемых на базе определенных высших учебных заведений, могут быть зачислены сразу на второй курс ВУЗа. Что такое лицей? Это образовательное учреждение, в котором многие учебные курсы читают преподаватели высшей школы.

Гимназическое обучение осуществляется по специальным авторским программам, направленным на подготовку к поступлению и обучению в высшей школе. Профиль выбирается только в старших классах.

Рассуждая над тем, что такое лицей, отметим, что он подходит для тех ребят, которые уже к седьмому классу смогли выбрать свою будущую профессиональную деятельность.

лицей это учреждение

Сравнение лицеев с общеобразовательными школами

В наши дни лицеи особенно востребованы в странах Латинской Америки, в западной Европе. В России в таких учебных заведениях осуществляется профильная подготовка по таким направлениям, как:

  • физико-математическое;
  • химико-биологическое;
  • гуманитарное.

Между лицеями и общеобразовательными школами существуют определенные различия. В первую очередь они связаны с возрастными ограничениями. В обычную школу зачисляют детей в возрасте от семи лет, а для поступления в лицей необходимо окончить 6-7 классов.

Образовательный процесс в любом лицее осуществляется по собственным программам. Помимо общих предметов, перечень которых утвержден министерством образования РФ, лицеисты изучают в углубленном варианте несколько предметов, являющихся профильными при поступлении в учебное заведение, с которым у заведения заключен договор о сотрудничестве.

Означает ли это, что лицейское образование будет более качественным, чем в общеобразовательной школе? Безусловно, ребятам, которые во время учебы в лицее прошли профильную подготовку, будет гораздо легче учиться в вузе, чем детям из обычной общеобразовательной школы.

Есть некоторые отличия и в педагогическом составе. В лицее работают не только учителя, но и кандидаты, доктора наук, которые параллельно трудятся в профильном вузе.

Для лицея характерна определенная профильность, что невозможно в рамках простой общеобразовательной школы.

Заключение

Рассматривая особенности лицея, отметим, что можно выделить как общие, так и отличительные характеристики этого типа государственного образовательного учреждения от гимназий, общеобразовательных школ. Сходство заключается в предоставлении качественных знаний для школьников, гимназистов, лицеистов, а также в направленности воспитательного процесса на формирование гражданственности и патриотизма в подрастающем поколении. Существуют возрастные отличия, а также особенности педагогических методик, используемых в работе.

Это учебное заведение было сорганизовано для того, чтобы воспитывать дворянских детей, сделать их образованными и эффективными государственными чиновниками в будущем.

Царскосельский лицей был создан таким, что в нём применялись передовые методы воспитания и образования детей. В нём давали не только среднее, но и высшее образование.

История Царскосельского лицея

Инициатором учреждения был Михаил Михайлович Сперанский, известный государственный деятель во время александровского царствования.

Сперанский Михаил Михайлович

Лицей основали в 1811 году, в первый, либеральный, период царствования Александра I. В этом учебном заведении планировалось воспитывать детей из знатных родовитых семей, готовя их к будущей государственной службе. Был предусмотрен шестилетний срок обучения.

Лицей был задуман императором. Разрабатывать идею ему помогали Михаил Сперанский и Фредерик Лагарп. Это было время начала царствования императора, которое сопровождалось большими ожиданиями и планами. В это время было создано много новых учебных заведений, однако богатые дворянские семьи не торопились отдавать в них своих детей. Более популярными мерами были: поступить в учебное заведение за границей или нанять домашних учителей.

Решение об организации этого учебного заведения было принято Александром I 10 августа 1810 года. Для лицея был отведён один из флигелей дворца.

Герб лицея включал в себя дубовый и лавровый венки, которые символизировали Силу и Славу. В нём присутствовала сова в качестве символа Мудрости.

Герб Царскосельского лицея

Здесь преподавали талантливые педагоги. Время учёбы было разбито на два периода. Сначала был трёхлетний подготовительный период, затем следовала основная часть обучения такой же продолжительности.

За это время ученики получали как среднее, так и высшее образование. Последнее давалось в объёме юридического и философского факультетов университета. После выпуска бывшие лицейские ученики получали права такие же, как и выпускники университета.

Торжественное открытие Царскосельского лицея произошло 19 октября 1911 года. Оно проходило в актовом зале, который находился на третьем этаже.

Воспитанники жили на четвёртом этаже. В лицее первый этаж был занят хозяйственными службами, там проживали также некоторые работники лицея: гувернёры, инспектора и некоторые чиновники, в нём работающие.

Открытие Царскосельского лицея 1811

На втором этаже располагались больница (в ней имелась аптека), канцелярия, конференц-зал, и столовая, в которой питались воспитанники. На третьем находились классы для занятий, библиотека, а также помещения для самостоятельной работы учеников.

Комнаты лицеистов были обставлены скудно. Пушкин называл их кельями. Каждому воспитаннику было положено: железная кровать, таз для умывания и зеркало. В комнате также находились комод и конторка.

Лицейская комната

Пушкин, когда учился в этом лицее, жил в комнате № 14. Стены спален не доставали до потолка, поэтому в них можно было переговариваться, находясь у себя в комнате.

Форму для воспитанников выбирали лично император и Аракчеев, известный государственный деятель тех лет. Одним из правил, в соответствии с которыми производился выбор, было требование о том, чтобы цвета воспитанников невозможно было перепутать с использовавшимися в гвардейских полках. За образец была взята старая форма Литовского татарского полка, которая была давно отменена.

Царскосельский лицей с 1843 г. уже не находился в Царском Селе — его перевели в Петербург. Он получил новое наименование. Теперь это был Александровский лицей.

За всё время существования в этом учебном заведении было 74 выпуска.


Традиции образования в лицее

Для обучения принимали дворянских детей в возрасте 12 - 13 лет.

Пушкин лицеист

Считалось, что надо излагать кратко, а не запутывать учеников пространными объяснениями. Побуждать их ум к работе, а воспитанников — к действию.

Программа была лично составлена Михаилом Сперанским, биография которого свидетельствует о большом таланте государственного деятеля.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СЛОВА "ЛИЦЕЙ"


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Очень много людей, изучающих русский язык, нуждаются в разъяснении, в толковании различных слов. Словари русского языка заняли почетное место в истории нашей культуры.

В настоящее время словарей и справочников много. Из них можно узнать практически всё о словах, но важно создание словарей об одном слова, где будет размещена полная и подробная информация только о нём (его происхождении, лексическом значении, его орфоэпические и орфографические нормы, историческое значение и изменение, существование на современном этапе и др.). Это будет энциклопедия одного слова.

Задачи:

Изучить историю появления и развития лицеев в России.

Собрать информацию о количестве лицеев в нашей стране и направлениях их деятельности.

Собрать информацию о количестве лицеев в Забайкальском крае и направлениях их деятельности.

Найти информацию об известных людях, окончивших лицеи.

Найти литературные произведения, посвящённые лицею.

- синонимы слова лицей – колледж, школа-лицей,

- антонимов слова лицей нет,

- гиперонимы – учебное заведение,

- фразеологизмов со словом лицей нет. (Приложение№2)

3.1 История и причины появления лицеев в России

1. История дореволюционных российских лицеев охватывает XIX век. В ней можно обозначить ключевые моменты, когда с лицеями происходили существенные перемены: 1803–1805 гг., 1811 г., 1817–1820 гг., 1832–1834 гг., 1862 г. и 1868 г. В эти периоды наиболее сильно проявляли себя факторы, способствовавшие появлению и преобразованию лицеев.

2. Возникновение лицеев в XIX веке было вызвано:

– потребностью в культурных центрах регионов, удаленных от университетов (Волынский, Нежинский, Ришельевский лицеи);

– стремлением вследствие недостатка средств и нежелания долго учиться соединить среднее и высшее образование;

– стремлением части дворянства дать своим детям обучение в закрытых (университеты были бессословными), но не военных учебных заведениях.

3. Несмотря на ряд объективных причин, вызвавших создание лицеев в первой половине XIX века, за появлением каждого лицея стоял энтузиазм конкретных людей: П.Г. Демидова (Ярославский лицей), графа Тадеуша Чацкого (Каменецкий лицей), М.М. Сперанского (Царскосельский лицей), герцога Э.А. Ришелье (Ришельевский лицей), графов И.А. и А.Г. Безбородко (Нежинский лицей), М.Н. Каткова и П.М. Леонтьева (Лицей Цесаревича Николая).

4. На процесс становления лицеев влияло не только принятие нормативных документов (рескриптов, постановлений, уставов), но также внешне- (войны), гео- (расположение в недавно присоединенных областях империи) и внутриполитические (Польское восстание) факторы.

3.2 Царскосельский лицей – один из самых известных лицеев в России

Самый известный в нашем отечестве лицей был создан по указу императора Александра I от 1810 года и открыл свои двери в 1811 г. в Царском селе. По замыслу создателей, Царскосельский лицей был изначально привилегированным учебным заведением для дворянских детей.

Автором проекта создания Лицея был М.М. Сперанский, известный своими реформаторскими идеями. В новом учебном учреждении, создаваемом им, он мечтал воспитывать людей, способных в дальнейшем претворить в жизнь все намеченные им планы преобразования России. Сам Сперанский был широко образованным человеком, поэтому хотел, чтобы у государственной власти стояли люди, умеющие мыслить, обладающие широкими знаниями и желающими употребить их для блага Отечества. (Приложение№2)

3.3 Лицей в XX – XXI веках

К 20 веку сохранилось 3 лицея.

Только в первой половине 1990гг удалось заложить основы современного лицейско-гимназического образования.

В 2001г. рассматриваемые учреждения разделили на лицеи и гимназии.

У каждого лицея есть свой профиль. Сегодня существуют технические, юридические, театральные, авиационные, педагогические и другие лицеи. Обычно лицей тесно связан с вузом того же профиля. Преподаватели вузов читают лекции в лицее. Лицей старается иметь договор с определённым вузом по своему профилю. Выпускники таких лицеев имеют преференции при поступлении в этот вуз. Очень глубоко и серьёзно в лицеях изучают иностранные языки.

Однако, выпускники лицеев получают точно такой же аттестат о полном (среднем) образовании, как и выпускники гимназий и общеобразовательных школ.

На данное время в России примерно около 1274 лицеев. (Приложение№2)

3.4 Лицеи Забайкальского края

Количество лицеев в Забайкальском крае – 4.

Лицей при ЗабИЖТ

Многопрофильный лицей ЗабГУ

Лицей при ЗабИЖД

Приказом начальника железной дороги 25 января 1991 года был создан технический лицей. Углубленная подготовка помогла многим выпускникам поступить в ЗабИЖТ и многие технические высшие учебные заведения .

Многопрофильный лицей ЗабГУ

1сентября 1993 года при Читинском государственном педагогическом институте был сформирован класс гуманитарного профиля. Так началась история создания многопрофильного лицея ЗабГУ. Выпускники многопрофильного лицея поступают в ВУЗы России, учатся в Китае, Австралии, США, Великобритании. (Приложение№2)

Полное официальное наименование - Государственное общеобразовательное учреждение "Забайкальский краевой лицей-интернат«.

ГОУ "Забайкальский краевой лицей-интернат" создано 17 сентября 2010 года по распоряжению Правительства Забайкальского края №511-р от 17.09.2010 года.

Контингент учащихся 5-11 классов 191 чел. на 01.01.2016.

Основные направления: физико-математическое и химико-биологическое.

Учредителем лицея является Забайкальский край. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляют

- Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (г.Чита, ул. Бутина, д.28) и

- Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (г.Чита, ул.Амурская, д.68).

Приоритетные направления работы лицея:

реализация комплексного подхода к обучению, воспитанию и развитию через обновление содержания образования; обеспечение преемственности и непрерывности образовательного процесса в школе; освоение и внедрение в педагогическую систему школы здоровьесберегающих, развивающих, информационно-коммуникационных технологий; создание системы поддержки и развития талантливых детей; проектирование и конструирование системы управления школы, отвечающей целям образования, внедрение управления образовательным процессом, основанного на программно-целевом, системном, деятельностном, компетентностном подходах; создание системы внутреннего мониторинга качества образования.

А начиналось всё следующим образом.

24 августа состоялась первая экскурсия по новому нетиповому образовательному учреждению высшей категории, создаваемому для поддержки одаренных детей. Оно расположилось по адресу: г. Чита ул. Ленина, 2.

Учиться в новом учреждении будут юные забайкальцы со всего края. В первый год планируется набрать два класса по 25 человек — 50% городских ребят и 50% из районов. В дальнейшем в школе-интернате будет обучаться до 100 школьников и более, ведь база профессионального училища рассчитана на 500 человек.

В число учащихся нового учебного учреждения для одаренных детей попадут победители районных, городских, краевых и общероссийских олимпиад. Некоторым талантливым ученикам из районов края отправят персональные приглашения с предложением приехать учиться в новую школу.

Для жителей районов на базе училища созданы все условия, в том числе есть общежитие. Ученик лицея будет находиться на полном государственном обеспечении: проживание и питание государство предоставляет бесплатно. По словам представителей краевого министерства образования, аналогов подобной школе-интернату в России пока нет.

Изучение документации по выпускам лицея дал следующий результат.

Выпуски по годам:

1 выпуск, 2012 год, – 42 человека.

2 выпуск, 2012 – 2013 гг – 33 человека.

3 выпуск, 2013 – 2014 гг – 33 человека.

4 выпуск, 2014 – 2015 гг – 37 человек.

5 выпуск, 2015 – 2016 гг – 34 человека.

На данный момент в лицее обучается 192 человека. Увеличить количество учеников не позволяет трудное финансовое положение в районе. (Приложение№2)

4.Самые известные воспитанники лицеев

Интересным оказался анализ поиска информации о знаменитых людях России, окончивших лицеи. Решение этой задачи было очень трудным и заняло много времени. Выяснилось, что в нашей стране очень немногие знаменитые личности учились в такого рода учебных заведениях. Вот некоторые из них:

А.С. Пушкин – великий русский поэт,

А. Горчаков – последний канцлер Российской империи,

И.Пущин – поэт и декабрист,

М. Салтыков- Щедрин – писатель,

И.Э. Грабарь – русский художник,

Г. Перельман – русский математик,

А.И. Борисенко – летчик – космонавт.

Если говорить о тех воспитанниках, имена которых приобрели широкую известность, то больше всего их вышло из Царскосельского лицея, но есть известные имена и среди воспитанников остальных рассматриваемых учебных заведений, но их очень мало. Хочется выразить надежду на то, что выпускники нашего лицея будут не хуже тех, кто окончил Царскосельский лицей. (Приложение№2)

5. Литературные произведения, посвященные лицею

Поиск информации о художественных произведениях, посвящённых лицею, показал, что их очень мало.

Других литературных произведений, по-видимому, нет. (Приложение№2)

Вывод

В ходе моего исследования я сделал вывод, что мы, обладатели языка, его носители, просто обязаны не только понимать значение употребляемых слов, но и знать их происхождение. Особенно это касается тех слов, с которыми мы сталкиваемся каждый день, которые постоянно, сами порой не замечая, произносим или слышим от окружающих.

Кроме этого, моя энциклопедия помогает

- вызвать интерес к словам, которые мы часто употребляем, но не задумываемся об их значении и происхождении,

- расширить не только лингвистические знания, но и кругозор человека;

- привлечь внимание к русскому языку как уникальному явлению.

Список использованных источников и литературы

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1975. – с.107

2. Большая Советская Энциклопедия

3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. – М, 2003. – с.161

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – СПб., 2004. – с.123-124.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 2007. – с.111

7. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.,1978. – с.727

8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х томах. Том I (А-Д), М.,1986. – с.429

9. Педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993. С. 520–522.

10. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.,1997

Почему лицей называется лицеем?

Когда появилось слово лицей?

Каково происхождение слова лицей?

Кто из известных людей окончил лицей?

Результаты анализа анкетыВ ходе анкетирования было опрошено 48 респондентов. Возрастная структура опрошенных - ученики 5,7 и 8 классов

Читайте также: