Проблема многодетности за рубежом сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Вопросы поддержки многодетных семей, предоставления им дополнительных льгот отражены в законодательстве многих стран. Так, в Германии в многодетных семьях за рождение каждого ребёнка мать получает дополнительный налоговый бонус. Право на получение детского пособия имеют все граждане Германии, имеющие детей, проживающих совместно с ними, – это 154 евро на ребёнка (если их в семье до трёх человек) и 179 евро – на каждого последующего.

В Швеции многодетные семьи получают весьма существенное прогрессивное пособие, размер которого возрастает с рождением очередного ребёнка. При этом если заработная плата родителей не достигает прожиточного минимума, то многодетной семье начисляется дополнительное пособие для оплаты жилья, детских дошкольных учреждений или выдаются специальные талоны на продукты питания.

В Польше до недавнего времени право на специальное пособие имели все многодетные семьи, в которых было трое и более детей. Теперь же введён специальный критерий: пособие по многодетности можно получить лишь в том случае, если доход на каждого члена семьи составляет в пересчёте менее 125 долларов в месяц. Если же в семье есть ребёнок-инвалид и один из родителей не работает, а занят лишь уходом за этим ребёнком, это пособие увеличивается вдвое.

В Чехии к льготам относится снижение пенсионного возраста для матерей: каждый ребёнок уменьшает на год возраст её выхода на пенсию.

В Беларуси ежегодно проводятся областные и республиканские конкурсы на звание лучшей многодетной семьи. По результатам конкурсов семьи, занявшие призовые места награждаются почётными грамотами и денежными премиями.

Дания и Исландия отличаются от других европейских стран отчасти по одной и той же причине: доступность детских учреждений для детей до трёх лет в этих двух странах очень высока: 62% – в Дании и 59% – в Исландии. В Дании, кроме того, высок уровень расходов на обеспечение детских учреждений (2,3% ВВП). К тому же в Дании, как и в остальных северных странах, часть дохода, исключаемого из налогообложения в случае выхода на работу, намного выше, чем в других странах. Это можно рассматривать как противовес таким мерам, как относительно значительная помощь в форме оплачиваемого отпуска и услуг по уходу за ребёнком, которая позволяет сочетать работу с наличием маленького ребёнка.

Англосаксонские страны, так же как Япония и Корея , отличаются, тем не менее, от стран Южной Европы по многим аспектам. Во-первых, поддержка семей с помощью пособий и налоговых льгот в них более значима. Это основной способ социальной помощи семьям с детьми в этих странах, где социальные выплаты составляют 1,9% ВВП в отличие от 1,6% в среднем по другим странам. США являются исключением: там затраты составляют 0,8%. Эта помощь вполне определённо адресована семьям с низкими доходами с целью противодействия их обеднению. Немногим более 28% детей (примерно один ребёнок из четырёх) всё же имеют доступ к услугам по уходу, нередко частным, тогда как в среднем по всем странам менее 23% детей (примерно один из пяти детей) имеют такой доступ.

В других странах коэффициенты рождаемости и уровень женской занятости в целом значительно ниже. Особенно низкие они в странах Южной Европы с высоким уровнем бедности. Для этих стран характерна неразвитость семейной политики, о каких бы её сторонах ни шла речь. Прежде всего, крайне невелик объём денежных выплат семьям. Родительский отпуск там тоже очень продолжительный, но он плохо оплачивается или не оплачивается вовсе. Португалия несколько выделяется в этой группе стран более короткими отпусками для родителей, большей ориентированностью денежных выплат на семьи с низкими доходами и большей доступностью учреждений по уходу за детьми до трёх лет: в Португалии такие учреждения посещают 23% детей, тогда как в Италии и Греции – менее 7%. Такой же уровень доступности учреждений по уходу за маленькими детьми характерен и для Испании , но родительский отпуск там намного продолжительнее и он не оплачивается.

Страны Центральной и Восточной Европы занимают промежуточное положение. Только Франция и Венгрия выделяются показателями намного выше средних для всех видов помощи семьям. Прежде всего, длительность отпуска, приведённого к занятости при средней заработной плате, здесь выше, чем в большинстве стран Центральной и Восточной Европы. К тому же финансовая помощь семьям с ребёнком (детьми), гораздо в меньшей степени, чем в других странах, ориентирована на семьи с низкими доходами. Затраты на все виды ухода за детьми здесь также более высоки, чем в среднем, но масштаб охвата такими услугами детей до трёх лет во Франции (29%) намного больше, чем в Венгрии (7%).

Итак, Франция занимает особое положение по сравнению с её европейскими соседями. С одной стороны, общие расходы на поддержку семей сравнительно высоки, так как, с учётом налоговых льгот, они достигают 3,8% ВВП, что ставит Францию на третье место среди стран – участниц Организации экономического сотрудничества и развития, где в среднем этот показатель равен 2,4%. Охват учреждениями по уходу за детьми до трёх лет здесь существенно более высок, чем в большинстве континентальных стран. Этому способствует практически всеобщая доступность детских садов для детей с двух–трёх лет. С другой стороны, если учитывать налоговые льготы, финансовая помощь семьям с детьми здесь значительнее, чем в северных странах. Эти трансферты весьма выгодны и обеспеченным семьям. В общем, помощь в денежной форме, доступность с раннего возраста детских учреждений и большая гибкость расписания в школе позволяют непрерывно сочетать работу и семейную жизнь на всех этапах жизни ребёнка. Помощь предоставляется также и тем родителям, которые решают прервать свою профессиональную деятельность, чтобы заниматься ребёнком до трёх лет.

Такое разнообразие помощи объясняется тем, что во Франции семейная политика имеет давние корни и преследует множественные цели. Помощь семьям, лишённым средств, и защита доходов всех семей образуют стержень этой политики со времени её появления в начале XX в. Поддержка рождаемости – также давняя цель, которая оправдывает большие выплаты многодетным семьям, каким бы ни был их первоначальный доход. 70-е гг. XX в. отмечены социализацией семейной политики, ориентированной на помощь семьям с одним родителем и на решение жилищного вопроса с учётом семейного положения. Стремление облегчить сочетание работы и семейной жизни становится также доминирующей темой с 1980-х гг., оно способствует расширению сети детских учреждений и финансовой помощи семьям, выбравшим индивидуальный уход за ребёнком.

Эта особенность частично объясняет, почему во Франции уровень занятости на полный рабочий день женщин, имеющих одного маленького ребёнка, относительно выше по сравнению с другими континентальными странами, в то время как он сильно снижается с рождением последующих детей. Около 50% матерей, имеющих одного ребёнка, работают полный рабочий день, тогда как менее 20% не работают. В то же время менее 25% матерей, имеющих троих или более детей, работают полный рабочий день, тогда как 40% относятся к неработающим. Это, вероятно, один из факторов, способствующих относительно высокому и устойчивому уровню рождаемости, наблюдаемому во Франции. Этот успех подталкивает к общему пересмотру государственной семейной политики, с тем чтобы, в первую очередь, увеличить её вклад в борьбу против бедности; он также нацелен на повышение уровня занятости женщин, ставя под сомнение меры, побуждающие их уходить с рынка труда, и развивая систему услуг по уходу за детьми, которые стоят дешевле, чем место в яслях.

Большинство развитых стран усиливают меры помощи семьям или вводят их, если таковых не было. Инвестиции стран – участниц Организации экономического сотрудничества и развития в эту сферу выросли с 1,65% ВВП в среднем в 1980 г. до 2,4% в 2003 г. Одна из целей семейной политики – увеличение рождаемости с одновременным созданием благоприятных условий для занятости женщин. Инвестиции ориентированы больше на детей дошкольного возраста (3–6 лет) и на семьи с низким доходом в англо-саксонских странах. Франция отличается относительно большей и разнообразной помощью, создающей, однако, противоположные побуждения в том, что касается совмещения работы и семейной жизни. Как было указано выше, она способствует поддержанию полной занятости после рождения первого ребёнка и, скорее, прекращению или сокращению активности при рождении следующих детей.

Исследовательская работа о проблемах многодетных семей в странах разного уровня развития.

ВложениеРазмер
Исследовательская работа о проблемах многодетных семей в странах разного уровня развития. 23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Радости и невзгоды многодетной семьи (социально-экономические проблемы многодетных семей в странах разного типа на примере России, Франции и Китая).

Семья начинается с детей.

Понятие "многодетная семья" не имеет единого значения. Каждая страна сама определяет социальный статус такой семьи, с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития региона. Снижение численности населения вредит социальной стабильности в обществе и развитию экономики, поэтому большинство государств оказывают поддержку многодетным семьям.

Безусловно, в данной работе невозможно рассмотреть и сравнить все страны, поэтому я выбрала 2 страны, относительно похожие между собой, и одну страну, отличающуюся от них.

Рождаемость, ‰ (число рожденных на 1000 человек)

(число смертных на 1000 человек)

Россия— государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население на 2012 год составляет 143 млн человек, это девятое место в мире по количеству населения. Территория — 17 098 246 км², это первое место в мире.

Начиная с 1965 года уровень рождаемости в России не обеспечивает простого воспроизводства населения. Суммарный коэффициент рождаемости по данным за 2011 год составляет 1,606; тогда как для простого воспроизводства населения без прироста численности необходим суммарный коэффициент рождаемости 2,11—2,15. Наиболее быстрое падение рождаемости происходило в 1930-е и 1940-е годы. В 1950-х — 60-х годах сформировался современный режим воспроизводства населения, то есть переход большей части населения России к малодетной семье.

Всего в России около 50 млн. семей, из них многодетных - всего 6-9 % (по разным источникам), причем по большей части (более 70% многодетных семей) это семьи с тремя детьми. Семей же с большим количеством детей крайне мало.

Итак, как именно может государство влиять на рождаемость? Следить лично за каждой семьей? Конечно, нет. Все существующие сейчас методы повышения уровня рождаемости можно условно разделить по трем основным направлениям

1. проведение разъяснительной работы среди населения по вопросам контрацепции и вреде абортов;

2. экономическое поощрение семей (или женщин) к рождению детей, например: снижение налогов для них, предоставление им декретных отпусков и отпусков по уходу за ребенком, различные пособия, льготы и так далее;

3. пропаганда определенных семейных ценностей, социальных ролей и так далее.

Еще одна страна, также стремящаяся к увеличению прироста населения и, по-моему, достаточно в этом преуспевшая - Франция. Территория: 674 685 км²/547 030 км². Население — 64,7 миллиона человек (январь 2010), в том числе около 90 процентов — граждане Франции.

По численности населения государство занимает 20-е место. Плотность населения во Франции — 116 человек/км². Суммарный коэффициент рождаемости во Франции один из самых высоких в Европе — 2,01 ребёнка на одну женщину репродуктивного возраста.

Несмотря на эти показания, во Франции чаще всего многодетная семья - это 3 ребенка. Очень редко можно встретить семью, где 1 ребенок.

Политика Франции пытается поддержать многодетные семьи, хоть у них и нет большого количества льгот, как в России, но у них качественные недорогие продукты, бесплатное хорошее образование ( практически ни у кого из детей нет репетиторов), французы не платят за лекарства (они их получают бесплатно по страховому полюсу), хорошие зарплаты, которых хватает на все расходы, семьи с 4 детьми практически не платят налогов (с рождением каждого ребенка ощутимо уменьшаются налоги), и другое. В этой стране дети не являются брошенными – родители приходят домой уже в 16-17 часов и проводят время с детьми, в семье. Следуя из личного опыта, могу заметить, что все французские семьи ужинают вместе, чаще всего в 20 часов. Согласно статистике, французский мужчина тратит всего 1 час 50 минут в день на домашние заботы и общение с детьми, женщина – почти 3,5 часа. В среднем работающая француженка занимается домом и детьми 16 часов в неделю.

Отношение Франции к многодетным семьям, к воспитанию детей можно назвать образцовыми. Свежий чистый воздух, благоприятный климат, хорошие условия, поддержка государства – все, что нужно для здоровой семьи.

Абсолютно противоположная ситуация в Китае.

Китайская Народная Республика— государство в Восточной Азии.

Крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,3 млрд); занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде.

При населении более чем 1,3 миллиарда человек КПК очень озабочена приростом населения в КНР и пытается осуществить строгую политику планирования семьи. Её результаты довольно противоречивы.

Цель правительства — один ребёнок на семью, с исключениями для этнических меньшинств. Гибкая политика проводится и в сельских районах, где у семьи может быть второй ребёнок, если первый является девочкой или имеет физические отклонения. Цель правительства состоит в том, чтобы стабилизировать прирост населения в начале XXI столетия.

Политике, проводимой государством, сопротивляются, особенно в сельских районах, из-за большой потребности в рабочей силе и традиционного предпочтения мальчикам (которые могут со временем стать наследниками).Официальная правительственная политика выступает против стерилизации и абортов, но на деле местные власти практикуют такой способ ограничения рождаемости, так как они сталкиваются с большими штрафами в случае провала попытки обуздать прирост населения.

Прочитав статью в газете, я узнала что только в 2010 году во власти южных провинций Китая начали кампанию по стерилизации около 10.000 человек в рамках жестких мер, предъявляемых к родителям, которые нарушают государственную программу планирования семьи. Это происходит по сей день, особенно это касается мужчин (Вазэктомия).

Как мы видим, отношение различных стран к многодетным семьям, к приросту населения (демографии) очень различны, иногда просто противоположны. Но дети – наше будущее. Будущее наших стран. Будущее нашей планеты. Очень важно закладывать в них всё самое лучшее, доброе. Они должны расти в атмосфере любви, понимания. А где они смогут это получить, как не общаясь со своими любящими родителями, сестрами и братьями в многодетных семьях… А семья, как ячейка общества, является неотделимой составной частью этого общества.

Многодетная семья

Много детей в семье – радость или трудность? Мы не ставим перед собой такого вопроса и заявляем: много детей в семье – это счастье, пусть это приходит лишь со временем. Однако родителям важно принять на себя дополнительную ответственность, в том числе за сохранность благополучия семьи и ребенка.

В большинстве развитых стран существуют системы поддержки и дополнительного обеспечения молодых семей. Льготы касаются всех сфер жизни и могут выражаться в разной форме.


Статус многодетной семьи в России и в мире.

В общем случае в России есть следующие льготы для большой семьи:


Социальные гарантии и образование.

Нельзя сказать определенно, что многодетная семья получает социальные гарантии автоматически. Однако после прохождения некоторых процедур в пенсионном фонде, в других инстанциях, например, региональных организациях по поддержке молодых семей, можно добиться бесплатного дошкольного и высшего образования для своих детей. Предполагается, что дети, подростки и совершеннолетние молодые люди из таких семей проходят по квоте и получают образование бесплатно.

Поддержка семьи в России и за рубежом.

Поддержка семей, в том числе многодетных или имеющих 1 ребенка, но малообеспеченных, осуществляется в соответствии с законодательством каждой отдельно взятой страны. Ситуацию можно представить следующим образом:

  • В США пособие для бедных семей, воспитывающих несколько детей, достигает 200 долларов на каждого несовершеннолетнего.
  • В Австрии и Германии выплата на одного ребенка составляет 160-170 евро. Имеются ввиду многодетные семьи.
  • В дополнение к основным выплатам, формируются другие субсидии, косвенно или напрямую покрывающие расходы на ребенка (наличие социальных магазинов, аукционов для бедных семей, программ для молодых родителей, когда они сами получают образование бесплатно и т.д.).

Льготы многодетным семьям в России

С демографическими проблемами и необходимостью искать способы увеличить рождаемость сталкивается каждая страна (ну разве что за исключением Китая, где из-за переселения нужно, наоборот, принимать меры, направленные на уменьшение рождаемости).

В преодолении этих трудностей на всём земном шаре уже имеется большой опыт. В Штатах, например, каждый месяц выплачивают пособия бедным семьям в размере от 150 до 700 долларов. Во Франции семья, доход которой не превышает 5 000 евро на человека, получает около 200 долларов; а если есть второй ребёнок, то ещё 125 долларов; если есть третий ребёнок, то ещё почти 200 долларов; за четвёртого же дают более 400 долларов, а за пятого – 600.

Причём выплаты стабильно ведутся на протяжении 18 лет, пока ребёнок не достигнет совершеннолетия.

Поначалу может показаться, что дела обстоят легко. Каждая страна лишь желает, чтобы в ней было больше детей. Однако всё усложняется тем, что везде используются разные схемы.

Я, являясь многодетной матерью, вот уже 10 лет проживаю в Берлине. И, конечно, я получаю те пособия, которые мне здесь причитаются. Однако, помимо Германии, я могу рассказать и о других европейских государствах, так как интересовалась такой политикой и не раз слышала об этом от своих знакомых, которые либо часто путешествуют по Европе, либо даже живут в какой-либо европейской стране.

Германия

Англия

В Великобритании самое большое государственное пособие семья получает за первого ребёнка. А для каждого следующего родившегося размер уменьшается вдвое.

Франция

Французским семьям причитается пособие, когда ребёнку исполнится шесть лет. Выплаты будут продолжаться на протяжении 12 лет, пока он не достигнет своего совершеннолетия, которое, как и в большинстве стран, соответствует возрасту в 18 лет. Однако мать после полугода беременности получает 850 евро, а также 170 евро на протяжении трёх лет после появления ребёнка на свет.

Если она вынуждена будет бросить работу за 30 дней до того, как начнутся роды, то ей выпишут 1 300 евро.
Кроме того, беременной француженке предоставляется бесплатное медобслуживание, в том числе эхография и выявление возможных отклонений в развитии плода.

А пока французский малыш не достигнет 6-летнего возраста, матери будет отказано в помощи по оплате детского сада или услуг няни. Если она предпочтёт заниматься ребёнком самостоятельно, то ей будет положена сумма в размере 540 евро. А при работе на полставки доплата составит 350 евро.

Швеция

В Швеции большим семьям выдают хорошее денежное пособие. Если родители получают меньше прожиточного минимума, то полагается пособие, предназначенное для оплаты жилплощади, детского сада или продовольствия.

Финляндия

Польша

В Польше рассчитывать на пособие может только та семья, в которой доход на человека не превышает 125 евро. Если среди детей есть инвалид, а у одного из родителей нет работы, то пособие возрастает в два раза.

Чехия

В Чехии самые интересные льготы. Здесь не просто выдают деньги, а уменьшают пенсионный возраст для матерей. Чем больше детей родила женщина, тем раньше она выйдет на пенсию.

Все статьи вместе на нашем сайте! Наш канал в Telegram.

Библиографическое описание: Арзамаскина Е.В. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ [Текст] // Актуальные проблемы социально-экономических исследований: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 –С.19-20

В настоящее время в развитых странах вопросы совершенствования семейной политики находятся в центре внимания и модели реформирования зависят, в большей степени, от характера системы поддержки семей. Многодетные семьи характеризуются наиболее высокими социальными рисками и требуют большей поддержки в условиях социальной и экономической нестабильности. Опыт, накопленный государствами в поиске эффективных государственных мер по социальной поддержке многодетных семей анализируется в данной статье.

Обращаясь к зарубежному опыту социальной помощи многодетным, отметим, что в странах Запада и США, как и в России многодетной считается семья с 3 и более детьми. Тщательный анализ показывает, что и в этих странах не каждая такая семья имеет право на поддержку и субсидирование.

Франция, являющаяся страной с самой высокой рождаемостью в Европе, позиционирует себя наиболее благополучной в отношении поддержки многодетных семей. В ней в 1921 году была создана государственная программа "Большая семья", согласно которой многодетным семьям предоставляются налоговые льготы и субсидирование. С каждым последующим рожденным ребенком уменьшается налоговая база и итоговая сумма налогов, подлежащих уплате, семьи с 4-мя детьми и более налоги практически не оплачивают[1]. Льготное налогообложение как форма поддержки семей с детьми отмечается и в политике РФ, однако в России эта мера не приносит семьям ощутимого прироста доходов: суммарный налоговый вычет для работающего родителя с одним-тремя детьми сейчас ниже прожиточного минимума.[2]

Аналогичная система существует и в Германии - в многодетных семьях за рождение каждого ребёнка мать получает дополнительный налоговый бонус, согласно закону “О подоходном налоге”. Помимо детского пособия до 2 лет, установлены выплаты для многодетных, выплачивающиеся до достижения ребенком 27 лет, если ребенок живет с родителями и не трудоустроен, такая же ситуация имеет место быть в Австрии. Россия, в этой связи, представляет собой страну с более печальной статистикой.

Законодательством европейских стран, как и России, предусмотрено прогрессивное пособие многодетным, однако отмечается обратная ситуация, например, в Великобритании, где повышенный размер пособия выплачивается только на первого ребёнка, а с каждым последующим уменьшается наполовину.

Широко развитую жилищную политику в адрес многодетных семей можно увидеть в Белоруссии. Там, многодетные семьи имеют право на внеочередное улучшение жилищных условий в виде льготных банковских кредитов в размере 95% от стоимости строящегося или приобретаемого жилья и 5-процентная одноразовая безвозмездная субсидия. Семьям, имеющим 3 несовершеннолетних детей, после завершения строительства оказывается поддержка в погашении кредита – 30% от стоимости жилья, 4 детей – 50%, а 5 и более – 100%.

В Чехии тоже отмечается такое преимущество как снижение пенсионного возраста матери, то есть каждый родившийся ребенок уменьшает на год ее возраст, с наступлением которого возникает право на получение пенсии.

Однако не все государства придерживаются активной политики в адрес многодетных семей. Обратную сторону медали демографии мы видим, например, в Индии, Китае, частично – в Великобритании, Финляндии и других странах мира, где уровень рождаемости превышает норму.

Финляндия является страной, где многодетные семьи не имеют право на различного рода льготы, однако им выдаются определённые пособия как, например, пакет для новорожденного, содержащий всё необходимое для первого года жизни ребёнка.

В США система господдержки многодетных семей, как таковая, отсутствует и для них установлены только основные гарантии : налоговые льготы и субсидии, бесплатные школьные обеды, продовольственные талоны, субсидии на коммунальные услуги и аренду жилья, содействие в получении общего образования, бесплатная медицинская помощь в государственных учреждениях, юридическая и психологическая помощь семьям. При этом право на льготы зачастую имеют только малообеспеченные семьи, так как социальная политика США обусловлена презумпцией того, что создающий семью американец должен обеспечивать ее самостоятельно.

Очевидно, активная политика в адрес поддержки многодетных семей в большинстве европейских государств, развитость мер налоговой, жилищной и материальной помощи несомненно являются более результативными и заслуживают особого внимания с целью поиска наилучших необходимых путей реформирования системы поддержки многодетных семей в России с опорой на опыт этих стран.

Читайте также: