Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма сообщение

Обновлено: 02.07.2024






7 ЧАСОВ

Западноевропейские и отечественные истоки
акмеизма

Уроки литературы в 11 классе[1]


УРОК № 21
Тема.
Западноевропейские и отечественные
истоки акмеизма

Цель: дать учащимся представление о литературном течении акмеизм, познакомить с его основными представителями; вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному течению, его представителям с помощью рассказа об их творческой судьбе, знакомства с поэзией; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус
Оборудование: учебник, тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о западноевропейских и отечественных истоках акмеизма; о его отличиях от других литературных течений; выразительно читают наизусть и комментируют стихотворения поэтов-акмеистов.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

2. Выразительное чтение наизусть
стихотворений поэтов-символистов:
3–4 учащихся (см. домашнее задание предыдущего урока)

Слово учителя

— Новый всплеск поэтического духа России связан со стремлением современников к обновлению страны, обновлению литературы и как следствие с разнообразными модернистскими течениями, появившимися в это время.

Начало XX в. было расцветом символизма, но к 1910-м гг. начался кризис этого литературного направления. Попытка символистов провозгласить литературное движение и овладеть художественным сознанием эпохи потерпела неудачу. Вновь остро поднят вопрос об отношении искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры. Должно было появиться некое новое направление, иначе ставящее вопрос о соотношении поэзии и действительности. Именно таким направлением и стал акмеизм.

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)

Общеизвестно, что акмеизм как литературное направление и как одна из общих тенденций в развитии поэтического языка оказал значительное влияние на литературу русской эмиграции. Вызвано это было прежде всего тем, что на Западе оказалось довольно много поэтов, если впрямую и не принадлежавших к числу акмеистов, то, во всяком случае, ориентировавшихся на акмеистическую поэтику.

Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало недолго. Но гуманистический смысл этого течения был значителен — возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты. К акмеистам примкнули также О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут и др. (обращение учителя к фотопрезентации).

Высшей точкой в иерархии ценностей для акмеистов была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своём творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трёхмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.

Эстетика акмеизма

• Мир надо воспринимать в его зримой конкретности, ценить его реалии, а не отрываться от земли;
• надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека, природу;
• источник поэтических ценностей находится на земле, а не в ирреальном мире;
• в поэзии должно быть слито воедино 4 начала:
1) традиции У. Шекспира в изображении внутреннего мира человека;
2) традиции Ф. Рабле в воспевании тела;
3) традиции Ф. Вийона в воспевании радостей жизни;
4) традиции Т. Готье в воспевании силы искусства.

Основные принципы акмеизма

Отличительные черты акмеизма

• Гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная сущность), кларизм (простота и ясность языка);
• лирический сюжет и изображение психологии переживания;
• разговорные элементы языка, диалоги, повествования.

2. Постановка и решение
проблемных вопросов
(работа в парах)

• Как идеологи акмеизма С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам и Н. С. Гумилёв объясняют, что такое акмеизм и почему он пришёл на смену символизму? С какими их тезисами вы согласны, а с какими нет? Аргументируйте своё мнение.

• Действительно ли символизм изжил себя к моменту рождения акмеизма? Приведите аргументы в защиту символизма.

• Найдите в отрывке из стихотворения О. Э. Мандельштама тропы. Много ли их? Как вы это объясните? Докажите, что это стихотворение акмеиста.

Нет, не луна, а светлый циферблат
Сияет мне,— и чем я виноват,
Что слабых звёзд я осязаю млечность?
И Батюшкова мне противна спесь:
Который час? — его спросили здесь,
А он ответил любопытным: вечность.

3. Самостоятельная аналитическая работа
с текстами стихотворений поэтов-акмеистов
(в парах) • Проанализируйте самостоятельно выбранное стихотворение по предложенному плану, сделайте презентацию результатов работы. Карточка
Примерный план
анализа лирического произведения

1. Автор, название, время появления, история создания.
2. Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты лирического героя.
3. Особенности поэтического языка:
• тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение);
• звукопись (аллитерация, ассонанс);
• стилистические фигуры: антитеза, оксюморон, анафора, инверсия, риторический вопрос.
4. Стихотворный размер, рифма.
5. Связь стихотворения с литературным направлением.
6. Моё восприятие произведения.

Гост

ГОСТ

Истоки акмеизма

Возникновение этого литературного течения было во многом обусловлено событиями, которые происходили на стыке XIX и XX столетий в России и мире. В это время люди разочаровались в идеалах прошлого и не видели ни будущего своей страны, ни своего места в этой стране. В качестве основных социальных предпосылок становления акмеизма можно назвать следующие:

  • кризис рационализма, который сопровождался обращением к мистике;
  • апокалипсические настроения в обществе и мире, застывшими в ожидании Первой мировой войны;
  • распад связи времен, который сделал прошлое бессмысленным, а будущее – неопределенным.

Как раз в это время в России (да и не только в ней), образовывается огромное количество разнообразных движений. Теперь люди собираются, обсуждают свои идеи и формируют новую философию искусства и жизни. Акмеизм не стал исключением. По своей сути, становление литературного течения стало своеобразным ответом людей на глубокие социальные изменения, происходящие в мире. Представители акмеизма не хотели закрывать глаза на социальную и политическую жизнь страны, они хотели говорить об этом и говорить громко. Поэтому акмеизм становится не просто литературным течением, которое борется с символизмом в литературных кругах, а целым общественным движением со своей идеологией.

Готовые работы на аналогичную тему

Теоретическое обоснование акмеизма

  • Ахматова,
  • Зенкевич,
  • Иванов,
  • Городецкий,
  • Гумилёв.

Также интересно само название журнала, которое выбрано неслучайно. Гипербореями в греческой мифологии называют людей, которые живут в постоянном празднике, остаются вечно молодыми и приближены к богам. А как только гипербореям надоедает такая жизнь, они бросаются в море и умирают. Создатели журнала отмечали, что в этом названии сформирована вся идея акмеизма.

И Гумилёв, и Кузьмин предлагают отказаться от неясных идей и обратиться к действительности и реальным проблемам общества. Ещё один теоретик акмеизма Городецкий вообще представляет борьбу этих течений как битву за мир и всю планету Земля.

Особенности акмеизма как литературного течения

Основная ценность для акмеистов была не в мимолётном мгновении и чувстве, как у символистов, а в простых предметах и событиях жизни. Много общего со своей поэзией акмеисты видели в скульптуре и архитектуре. Слова и образы у них словно статуи или архитектурные сооружения – они непоколебимы и самодостаточны, они стоят на одном месте, они надёжные и крепкие, как камень.

Меняется и сама сущность поэзии: в то время как символисты в основном подмечают негативные стороны вещей, акмеизмы стараются найти что-то светлое и по-своему радостное в простых вещах.

Основой своей системы акмеисты видят самого человека. Вера в то, что человек способен отстоять свою уникальность и значимость перекликается с идеями Л.Н. Толстого. Так, лирические герои акмеистов в чём-то схожи с героями известного писателя – они также живут в гармонии с собой, миром и окружающей действительностью, также сильно выражена связь природы и души человека. Акмеисты видят мир цельным и наполненным смыслом.

Таким образом, благодаря трудам теоретиков акмеизма и их творческим экспериментам появляется абсолютно новое направление в литературе. Именно благодаря новаторству и смелым идеям искусство и движется вперёд (акмеизм как раз и является одним из новаторских подходов к знакомым формам и выражениям смысла).

Представители акмеизма в литературе: Ахматова и Гумилев

Терминология движения

  1. Самоценность жизненных явлений и конкретных вещей.
  2. Облагораживание природы.
  3. Художественное преобразование несовершенных жизненных явлений.

Символизм, в отличие от акмеизма, имеет общие характеристики с музыкой:

Структура направления

При анализе акмеизма используются черты пространственных трехмерных направлений (живопись, архитектура, скульптура). Стихи акмеистов, в отличие от символистов, наполнены красотой, точностью, простым изложением. Основные слова передают тот смысл, который в них заложил поэт.

Стихи акмеистов

В стихах нет сравнительных оборотов, преувеличений, метафор. Принцип лирики — отсутствие агрессии, политики, социальных вопросов. На первой позиции находился духовный мир людей. Стихотворения состоят из кратких предложений, которые легко воспринимаются слухом, быстро запоминаются. Для сравнения с символистами, акмеисты были сплоченными между собой. У них отсутствовала конкретная литературная платформа со стандартами, на которые могли опираться единомышленники при создании произведений.

Георгий Адамович.

  1. Николай Оцуп.
  2. Георгий Иванов.
  3. Георгий Адамович.

Западноевропейские современники считают, что уникальная особенность акмеизма заключается в зарождении и получении развития движения только на территории России. Явление оказало значительное влияние на последующее развитие отечественной поэзии. К заслугам представителей акмеизма относится изобретение тонкого и особенного способа передачи духовного мира персонажей.

Творчество писателей

  • разрыв с символизмом;
  • преемственность с писателями-предшественниками;
  • отказ от мистики.

 Мандельштам восхищался природой,

Анна Ахматова

В 1889 году в Одессе родилась Анна Ахматова. Яркая представительница акмеизма училась в Мариинской гимназии, а позже поступила в Фундуклеевскую гимназию в Киеве. На протяжении всей своей жизни она училась, посещая исторические и литературные курсы. В 1910 году писательница вышла замуж за Гумилёва.

Можно выделить период 1935—1940. В эти годы Анна Ахматова затрагивала трагические темы, посвящённые арестам Николая Пунина, заключению сына Льва.

Анна Ахматова рассказывала людям правду

С помощью стихов Анна Ахматова рассказывала людям правду. Она проявляла себя как знаток души, искусный психолог. В её творчестве о любви проявлялась высокая нравственность. Особое внимание Ахматова уделяла трагедиям русского народа.



Акмеизм — это литературное течение, которое возникло в начале XX века в России в противовес символизму. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова, в то время как символисты прибегали в текстах к недосказанности и загадочности.

Есть Бог, есть мир; они живут вовек
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.

Читайте также: