Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма сообщение
Обновлено: 02.07.2024
7 ЧАСОВ
Западноевропейские и отечественные истоки
акмеизма
Уроки литературы в 11 классе[1]
УРОК № 21
Тема.
Западноевропейские и отечественные
истоки акмеизма
Цель: дать учащимся представление о литературном течении акмеизм, познакомить с его основными представителями; вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному течению, его представителям с помощью рассказа об их творческой судьбе, знакомства с поэзией; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус
Оборудование: учебник, тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о западноевропейских и отечественных истоках акмеизма; о его отличиях от других литературных течений; выразительно читают наизусть и комментируют стихотворения поэтов-акмеистов.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
2. Выразительное чтение наизусть
стихотворений поэтов-символистов:
3–4 учащихся (см. домашнее задание предыдущего урока)
Слово учителя
— Новый всплеск поэтического духа России связан со стремлением современников к обновлению страны, обновлению литературы и как следствие с разнообразными модернистскими течениями, появившимися в это время.
Начало XX в. было расцветом символизма, но к 1910-м гг. начался кризис этого литературного направления. Попытка символистов провозгласить литературное движение и овладеть художественным сознанием эпохи потерпела неудачу. Вновь остро поднят вопрос об отношении искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры. Должно было появиться некое новое направление, иначе ставящее вопрос о соотношении поэзии и действительности. Именно таким направлением и стал акмеизм.
IV. Работа над темой урока
1. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)
Общеизвестно, что акмеизм как литературное направление и как одна из общих тенденций в развитии поэтического языка оказал значительное влияние на литературу русской эмиграции. Вызвано это было прежде всего тем, что на Западе оказалось довольно много поэтов, если впрямую и не принадлежавших к числу акмеистов, то, во всяком случае, ориентировавшихся на акмеистическую поэтику.
Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало недолго. Но гуманистический смысл этого течения был значителен — возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты. К акмеистам примкнули также О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут и др. (обращение учителя к фотопрезентации).
Высшей точкой в иерархии ценностей для акмеистов была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своём творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трёхмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.
Эстетика акмеизма
• Мир надо воспринимать в его зримой конкретности, ценить его реалии, а не отрываться от земли;
• надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека, природу;
• источник поэтических ценностей находится на земле, а не в ирреальном мире;
• в поэзии должно быть слито воедино 4 начала:
1) традиции У. Шекспира в изображении внутреннего мира человека;
2) традиции Ф. Рабле в воспевании тела;
3) традиции Ф. Вийона в воспевании радостей жизни;
4) традиции Т. Готье в воспевании силы искусства.
Основные принципы акмеизма
Отличительные черты акмеизма
• Гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная сущность), кларизм (простота и ясность языка);
• лирический сюжет и изображение психологии переживания;
• разговорные элементы языка, диалоги, повествования.
2. Постановка и решение
проблемных вопросов
(работа в парах)
• Как идеологи акмеизма С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам и Н. С. Гумилёв объясняют, что такое акмеизм и почему он пришёл на смену символизму? С какими их тезисами вы согласны, а с какими нет? Аргументируйте своё мнение.
• Действительно ли символизм изжил себя к моменту рождения акмеизма? Приведите аргументы в защиту символизма.
• Найдите в отрывке из стихотворения О. Э. Мандельштама тропы. Много ли их? Как вы это объясните? Докажите, что это стихотворение акмеиста.
Нет, не луна, а светлый циферблат
Сияет мне,— и чем я виноват,
Что слабых звёзд я осязаю млечность?
И Батюшкова мне противна спесь:
Который час? — его спросили здесь,
А он ответил любопытным: вечность.
3. Самостоятельная аналитическая работа
с текстами стихотворений поэтов-акмеистов
(в парах) • Проанализируйте самостоятельно выбранное стихотворение по предложенному плану, сделайте презентацию результатов работы. Карточка
Примерный план
анализа лирического произведения
1. Автор, название, время появления, история создания.
2. Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты лирического героя.
3. Особенности поэтического языка:
• тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение);
• звукопись (аллитерация, ассонанс);
• стилистические фигуры: антитеза, оксюморон, анафора, инверсия, риторический вопрос.
4. Стихотворный размер, рифма.
5. Связь стихотворения с литературным направлением.
6. Моё восприятие произведения.
ГОСТ
Истоки акмеизма
Возникновение этого литературного течения было во многом обусловлено событиями, которые происходили на стыке XIX и XX столетий в России и мире. В это время люди разочаровались в идеалах прошлого и не видели ни будущего своей страны, ни своего места в этой стране. В качестве основных социальных предпосылок становления акмеизма можно назвать следующие:
- кризис рационализма, который сопровождался обращением к мистике;
- апокалипсические настроения в обществе и мире, застывшими в ожидании Первой мировой войны;
- распад связи времен, который сделал прошлое бессмысленным, а будущее – неопределенным.
Как раз в это время в России (да и не только в ней), образовывается огромное количество разнообразных движений. Теперь люди собираются, обсуждают свои идеи и формируют новую философию искусства и жизни. Акмеизм не стал исключением. По своей сути, становление литературного течения стало своеобразным ответом людей на глубокие социальные изменения, происходящие в мире. Представители акмеизма не хотели закрывать глаза на социальную и политическую жизнь страны, они хотели говорить об этом и говорить громко. Поэтому акмеизм становится не просто литературным течением, которое борется с символизмом в литературных кругах, а целым общественным движением со своей идеологией.
Готовые работы на аналогичную тему
Теоретическое обоснование акмеизма
- Ахматова,
- Зенкевич,
- Иванов,
- Городецкий,
- Гумилёв.
Также интересно само название журнала, которое выбрано неслучайно. Гипербореями в греческой мифологии называют людей, которые живут в постоянном празднике, остаются вечно молодыми и приближены к богам. А как только гипербореям надоедает такая жизнь, они бросаются в море и умирают. Создатели журнала отмечали, что в этом названии сформирована вся идея акмеизма.
И Гумилёв, и Кузьмин предлагают отказаться от неясных идей и обратиться к действительности и реальным проблемам общества. Ещё один теоретик акмеизма Городецкий вообще представляет борьбу этих течений как битву за мир и всю планету Земля.
Особенности акмеизма как литературного течения
Основная ценность для акмеистов была не в мимолётном мгновении и чувстве, как у символистов, а в простых предметах и событиях жизни. Много общего со своей поэзией акмеисты видели в скульптуре и архитектуре. Слова и образы у них словно статуи или архитектурные сооружения – они непоколебимы и самодостаточны, они стоят на одном месте, они надёжные и крепкие, как камень.
Меняется и сама сущность поэзии: в то время как символисты в основном подмечают негативные стороны вещей, акмеизмы стараются найти что-то светлое и по-своему радостное в простых вещах.
Основой своей системы акмеисты видят самого человека. Вера в то, что человек способен отстоять свою уникальность и значимость перекликается с идеями Л.Н. Толстого. Так, лирические герои акмеистов в чём-то схожи с героями известного писателя – они также живут в гармонии с собой, миром и окружающей действительностью, также сильно выражена связь природы и души человека. Акмеисты видят мир цельным и наполненным смыслом.
Таким образом, благодаря трудам теоретиков акмеизма и их творческим экспериментам появляется абсолютно новое направление в литературе. Именно благодаря новаторству и смелым идеям искусство и движется вперёд (акмеизм как раз и является одним из новаторских подходов к знакомым формам и выражениям смысла).
Терминология движения
- Самоценность жизненных явлений и конкретных вещей.
- Облагораживание природы.
- Художественное преобразование несовершенных жизненных явлений.
Символизм, в отличие от акмеизма, имеет общие характеристики с музыкой:
Структура направления
При анализе акмеизма используются черты пространственных трехмерных направлений (живопись, архитектура, скульптура). Стихи акмеистов, в отличие от символистов, наполнены красотой, точностью, простым изложением. Основные слова передают тот смысл, который в них заложил поэт.
В стихах нет сравнительных оборотов, преувеличений, метафор. Принцип лирики — отсутствие агрессии, политики, социальных вопросов. На первой позиции находился духовный мир людей. Стихотворения состоят из кратких предложений, которые легко воспринимаются слухом, быстро запоминаются. Для сравнения с символистами, акмеисты были сплоченными между собой. У них отсутствовала конкретная литературная платформа со стандартами, на которые могли опираться единомышленники при создании произведений.
- Николай Оцуп.
- Георгий Иванов.
- Георгий Адамович.
Западноевропейские современники считают, что уникальная особенность акмеизма заключается в зарождении и получении развития движения только на территории России. Явление оказало значительное влияние на последующее развитие отечественной поэзии. К заслугам представителей акмеизма относится изобретение тонкого и особенного способа передачи духовного мира персонажей.
Творчество писателей
- разрыв с символизмом;
- преемственность с писателями-предшественниками;
- отказ от мистики.
Анна Ахматова
В 1889 году в Одессе родилась Анна Ахматова. Яркая представительница акмеизма училась в Мариинской гимназии, а позже поступила в Фундуклеевскую гимназию в Киеве. На протяжении всей своей жизни она училась, посещая исторические и литературные курсы. В 1910 году писательница вышла замуж за Гумилёва.
Можно выделить период 1935—1940. В эти годы Анна Ахматова затрагивала трагические темы, посвящённые арестам Николая Пунина, заключению сына Льва.
С помощью стихов Анна Ахматова рассказывала людям правду. Она проявляла себя как знаток души, искусный психолог. В её творчестве о любви проявлялась высокая нравственность. Особое внимание Ахматова уделяла трагедиям русского народа.
Акмеизм — это литературное течение, которое возникло в начале XX века в России в противовес символизму. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова, в то время как символисты прибегали в текстах к недосказанности и загадочности.
Есть Бог, есть мир; они живут вовек
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Читайте также: