Предприятия воздушного транспорта сообщение

Обновлено: 28.04.2024

Введение
1. История развития воздушного транспорта
1.1 Летательные аппараты от древности до наших дней
1.2 Техническое обеспечение авиаперевозок
1.3. Краткая характеристика отдельных аэропортов России
2. Обслуживание туристов воздушным транспортом
2.1 Правовые основы регулирования перевозок туристов воздушным транспортом
2.2 Общие правила перевозки туристов и багажа
3. Авиационные перевозки в России
4. Взаимодействие туристских организаций с авиакомпаниями
4.1. Перевозка туристов чартерными рейсами
4.2. Услуги, предоставляемые авиакомпаниями
4.3. Международные авиационные организации
Заключение
Список используемой литературы

1. История развития воздушного транспорта

1.1. Летательные аппараты от древности до наших дней

Вертолет
Вертолет — уникальный летательный аппарат, способный вертикально взлетать и садиться на небольшую площадку, висеть в воздухе, осуществлять горизонтальный управляемый полет, в том числе в разных направлениях — вперед, назад, боком, совершать виражи и другие фигуры пилотажа.
В отличие от обычного самолета, вертолет не имеет крыльев. Подъемную силу создает горизонтально расположенный над кабиной винт с регулируемым углом установки лопастей.
Вертолет способен нести груз или пассажиров. Пассажирские вертолеты разделяются на три категории по пассажировместимости: первая от 2 до 5 пассажиров; вторая от 5 до 12 пассажиров. Для этих категорий обычно используются небольшие вертолеты с одним двигателем. Третья категория крупных машин способна перевозить от 12 до 40 пассажиров и используется в коммерческих перевозках.
Гениальный Леонардо да Винчи в 1438 г. создал предпосылки конструкции вертолета и разработал винт, способ¬ный подниматься и снижаться вертикально, но реализовать его идею на практике стало доступно лишь значительно позднее.
Первый прототип современного вертолета был построен французами Launoy и Bienvenu в 1784 г. (т.е. значительно ранее самолетов и планеров). В 1843 г. англичанин Д. Кейлей соорудил паровой вертолет, однако конструкция была слишком громоздка и тяжела и могла подниматься от земли на метр. Вертолет, способный подняться воздух и висеть несколько минут над землей, удалось соорудить французу Полю Корну лишь в 1907 г., однако способов управления машиной в полете не было создано и на испытаниях аппарат привязывали к земле канатами. В 1916 г. австрийцы создали более удачную конструкцию аппарата, который поднялся в беспилотном режиме на 200-метровую высоту и пробыл в воздухе один час, однако по-прежнему аппарат был привязан к земле тросами.
В 1931 г. была реализована идея конвертоплана, т.е. самолета с моторами, которые могли поворачиваться из горизонтального положения в вертикальное и обеспечивать практически вертикальную посадку и взлет. В настоящее время такие самолеты широко используются в военной авиации. Разработки конструкций вертолетов проводились довольно интенсивно в разных странах, но только к 1938 г. удалось создать вертолет, который достиг высоты 3000 м и выполнил более чем часовой пилотируемый полет. Активно в различных странах вертолетостроение стало развиваться лишь после Второй мировой войны. В СССР было создано несколько удачных конструкций вертолетов, в том числе самый мощный — МИ-26, способный поднимать до 40 т груза.
Сегодня вертолеты обладают высокой надежностью, способностью долго находится в воздухе, использоваться в сложных погодных условиях. Скорость перемещения вертолета достигает 200-220 км в час, дальность полета ограничивается емкостью топливных баков. На вертолете в 1982 г. совершено кругосветное путешествие, которое заняло 29 дней и 3 часа. Средняя скорость полета составила 55 км/час .

1.2. Техническое обеспечение авиаперевозок

1.3. Краткая характеристика отдельных аэропортов России

2. Обслуживание туристов воздушным транспортом
2.1 Правовые основы регулирования перевозок туристов воздушным транспортом

2.2 Общие правила перевозки туристов и багажа

Платный багаж
Если масса взвешиваемых вещей пассажира превышает установленную бесплатную норму, перевозка сверхнормативного багажа должна быть оплачена по соответствующему тарифу. Этот тариф практически у всех авиакомпаний составляет 1% стоимости билета первого класса за каждый лишний килограмм. Оплата подтверждается выдачей пассажиру квитанции об оплате сверх¬нормативного багажа. Масса одного места такого багажа также не должна превышать 32 кг, а количество мест — не более двух. Ба¬гаж, превышающий указанные норму и количество, оформляется как груз по правилам перевозки груза.
Перевозчик также может отказать пассажиру в перевозке его вещей, если их масса, размер, содержимое не соответствуют установленным правилам. Причиной отказа может явиться и неудовлетворительная с точки зрения авиаперевозчика упаковка багажа, а также наличие в багаже хрупких и скоропортящихся предметов и вещей.

3.Авиационные перевозки в России

4. Взаимодействие туристской организации с авиакомпанией

Для организации авиационных путешествий советам по туризму и экскурсиям, бюро путешествий и различным туристским фирмам необходимо:
- спланировать и составить маршрут путешествия;
- заключить между туристско-экскурсионными организациями соглашения и договора о направлении и приеме туристских групп в соответствии с утвержденными графиками;
- осуществить взаимосвязь между экскурсионными организациями и транспортными предприятиями.
Договор турфирмы и авиапредприятия. Для упорядочения деятельности по обеспечению туристов авиабилетами заключаются договора между турфирмами и агентствами авиакомпаний о перевозках туристов по воздушным линиям внутри страны и межгосударственным. В договоре должны быть предусмотрены:
- сроки подачи заявок;
- сроки внесения гарантийных авансов;
- сроки выкупа авиабилетов;
- внеочередность оформления групповых авиабилетов, а также регистрация групп туристов;
- право руководителя тургруппы пользоваться каналами служебной связи в случае задержки вылета самолетов по вине авиакомпании или из-за метеоусловий для ведения необходимых переговоров с туристской организацией об изменении графика обслуживания группы в связи с опозданием прибытия;
- предоставление туристской организации необходимой информации внутри авиакомпании;
- имущественная ответственность сторон.
Сторонам предоставляется право внесения в договор изменений, дополнений и поправок, вызванных необходимостью. При несогласии одной из сторон на внесение в договор изменений, дополнений или поправок спор разрешается в установленном законом порядке.

4.1. Перевозка туристов чартерными рейсами

На воздушном транспорте существуют: авиационные рейсы, осуществляемые по расписанию воздушных пассажирских перевозок по установленным маршрутам; рейсы вне расписания (в основном чартерные и другие, не подчиняющиеся расписанию воздушных пассажирских перевозок), а также аренда летательных аппаратов с экипажем.
Для массовых туристских перевозок, как правило, используется авиачартер (англ., charter— зафрахтованное судно), т.е. аренда фирмой - туроператором самолета конкретной авиакомпании на определенный срок: один рейс, месяц, сезон, круглогодично и др. В этом случае фирма предлагает компании удобный для туристов график перевозки, а также несет риск заполнения самолета туда и обратно. Самолеты могут использоваться, как чартерные специально или арендованы на регулярных авиалиниях.
Чартерными перевозками пользуются обычно крупные фирмы-туроператоры, полностью выкупающие арендованные места; в ряде случаев они сдают в субаренду блок-места более мелким фирмам.

4.2. Услуги, предоставляемые авиакомпаниями

4.3. Международные авиационные организации

Список используемой литературы:

__________________
Если не можете скачать файл. / Наше приложение ВКонтакте / Какими программами открывать скачанное? | Распоряжения 1

Авиационный транспорт – вид транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров воздушным путём с помощью летательных аппаратов: самолётов, вертолётов и др.; помогает интернационализации и глобализации всех сторон человеческой деятельности. Авиационный транспорт – самый скоростной и самый дорогостоящий вид транспорта.

Преимущества:

- маневренность и оперативность (особенно в организации новых маршрутов);

- огромный охват территорий и акваторий;

- кратчайший путь следования;

- возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотоков, в т.ч. из-за аварий на других видах транспорта;

- экономия общественного времени благодаря ускорению доставки;

- неограниченные провозные возможности (ограничиваются только мощностью аэродрома);

- относительно небольшие капиталовложения (на 1 км воздушного пути примерно в 30 раз меньше, чем на 1 км ж/д пути).

Функции воздушного транспорта близки с функциями телекоммуникаций. Авиаперевозки обеспечивают наиболее ценные (произведения искусства, антиквариат, драг. металлы) и срочные грузы.

Недостатки: высокая себестоимость перевозок (поэтому не является грузовым); зависимость от погодных условий.

Изначально воздушный транспорт развивался как специализированное средство пассажирских перевозок. В настоящее время увеличивается доля грузовых перевозок авиационным транспортом. Это связано с появлением самолётов большей грузоподъёмности. Наметилась тенденция перевозки мелких партий грузов. Стоимость транспортировки может быть снижена за счёт уменьшения страховки, упрощения тары и упаковки из-за отсутствия внешнего воздействия. Однако в общем объёме доля грузооборота авиационного транспорта мала. Функции данного вида транспорта расширяются в зависимости от внедрения достижений НТП. Постепенно происходит процесс формирования личных летательных средств.

К специфическим сферам деятельности воздушного транспорта относят: монтаж строительных высотных сооружений, магистральных газо- и нефтепроводов, ЛЭП; инспекцию дорожного движения; сельскохозяйственные работы; пожаротушение; связь с удалёнными и труднодоступными районами; скорую мед. помощь; перевозку почты; геологоразведку; аэрофотосъемку.

Движение воздушного транспорта осуществляется:

1. Строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлета-посадки на ВПП;

2. По системе выделения каждой единице подвижного состава своего коридора движения, зависящего от скорости и грузоподъёмности самолета.

Коридор движения – это расчётная высота полета и система координат в продольной и горизонтальной плоскостях полёта. Система коридоров позволяет рассредоточить воздушные суда в воздухе. Летательные средства оборудованы соответствующими системами измерения и поддержания высоты полёта.

К подвижному составувоздушного транспорта относятся:

1. Аппараты легче воздуха (дирижабли, воздушные шары, аэростаты, планеры);

2. Аппараты тяжелее воздуха (самолёты, вертолёты).

Для безопасной работы воздушного транспорта необходима сложная инфраструктура (обслуживающий персонал, радиолокация, телекоммуникация, сложная наземная техника). Инфраструктурой отраслиявляется сеть аэропортов. Аэропорт – это транспортное предприятие, осуществляющее приём и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полётов подвижного состава. Аэропорты бывают международные, республиканские и местного назначения. Аэродром – это специально приспособленный земельный участок с комплексом сооружений и оборудования для обеспечения взлёта, посадки, стоянки и обслуживания. Аэродромы бывают основные, запасные и базовые.

Предприятия воздушного транспорта акционированы, однако системы управления воздушным движением приватизации не подлежат. Это обусловлено в большей степени тем, что государство ответственно за безопасность полётов и жизнь людей.

Оперативная деятельность аэропортов также отделена от собственности и оперативной деятельности авиакомпаний. При этом обеспечен равный доступ авиакомпаний к инфраструктуре любого аэропорта и свободный выбор аэропорта для равных условий конкурентной борьбы авиакомпаний.




В Советском Союзе авиатранспорт развивался очень активно. В 80-е гг. Аэрофлот являлся крупнейшей авиакомпанией мира. Помимо обслуживания отечественных трасс, он поддерживал связи со многими зарубежными странами. Сегодня Россия также является одной из крупнейших авиационных держав. Однако Аэрофлот с распадом СССР и отделением от него целого ряда мелких самостоятельных авиакомпаний потерял свое лидирующее положение. В 70-е – начале 80-х гг. Аэрофлот был укомплектован современными воздушными судами, в техническом отношении вполне сопоставимыми с лучшими зарубежными аналогами. Тем не менее, начиная со второй половины 80-х гг. резко замедлились темпы обновления отечественного авиапарка. В годы экономического кризиса этот процесс почти полностью прекратился, в связи с этим главной и неотложной задачей авиационного транспорта России является замена отслуживших свой срок лайнеров новыми машинами.

В России самые протяжённые в мире авиатрассы (800 тыс. км). В первую очередь это трассы, соединяющие Москву и Санкт-Петербург с городами Дальнего Востока:

Москва – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток;

Москва – Новосибирск – Иркутск – Якутск – Магадан – Петропавловск- Камчатский;

Санкт-Петербург – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток;

Санкт-Петербург – Пермь – Омск – Новосибирск – Иркутск – Якутск – Магадан – Петропавловск-Камчатский.

Авиационный транспорт – вид транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров воздушным путём с помощью летательных аппаратов: самолётов, вертолётов и др.; помогает интернационализации и глобализации всех сторон человеческой деятельности. Авиационный транспорт – самый скоростной и самый дорогостоящий вид транспорта.

Преимущества:

- маневренность и оперативность (особенно в организации новых маршрутов);

- огромный охват территорий и акваторий;

- кратчайший путь следования;

- возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотоков, в т.ч. из-за аварий на других видах транспорта;

- экономия общественного времени благодаря ускорению доставки;

- неограниченные провозные возможности (ограничиваются только мощностью аэродрома);

- относительно небольшие капиталовложения (на 1 км воздушного пути примерно в 30 раз меньше, чем на 1 км ж/д пути).

Функции воздушного транспорта близки с функциями телекоммуникаций. Авиаперевозки обеспечивают наиболее ценные (произведения искусства, антиквариат, драг. металлы) и срочные грузы.

Недостатки: высокая себестоимость перевозок (поэтому не является грузовым); зависимость от погодных условий.

Изначально воздушный транспорт развивался как специализированное средство пассажирских перевозок. В настоящее время увеличивается доля грузовых перевозок авиационным транспортом. Это связано с появлением самолётов большей грузоподъёмности. Наметилась тенденция перевозки мелких партий грузов. Стоимость транспортировки может быть снижена за счёт уменьшения страховки, упрощения тары и упаковки из-за отсутствия внешнего воздействия. Однако в общем объёме доля грузооборота авиационного транспорта мала. Функции данного вида транспорта расширяются в зависимости от внедрения достижений НТП. Постепенно происходит процесс формирования личных летательных средств.

К специфическим сферам деятельности воздушного транспорта относят: монтаж строительных высотных сооружений, магистральных газо- и нефтепроводов, ЛЭП; инспекцию дорожного движения; сельскохозяйственные работы; пожаротушение; связь с удалёнными и труднодоступными районами; скорую мед. помощь; перевозку почты; геологоразведку; аэрофотосъемку.

Движение воздушного транспорта осуществляется:

1. Строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлета-посадки на ВПП;

2. По системе выделения каждой единице подвижного состава своего коридора движения, зависящего от скорости и грузоподъёмности самолета.

Коридор движения – это расчётная высота полета и система координат в продольной и горизонтальной плоскостях полёта. Система коридоров позволяет рассредоточить воздушные суда в воздухе. Летательные средства оборудованы соответствующими системами измерения и поддержания высоты полёта.

К подвижному составувоздушного транспорта относятся:

1. Аппараты легче воздуха (дирижабли, воздушные шары, аэростаты, планеры);

2. Аппараты тяжелее воздуха (самолёты, вертолёты).

Для безопасной работы воздушного транспорта необходима сложная инфраструктура (обслуживающий персонал, радиолокация, телекоммуникация, сложная наземная техника). Инфраструктурой отраслиявляется сеть аэропортов. Аэропорт – это транспортное предприятие, осуществляющее приём и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полётов подвижного состава. Аэропорты бывают международные, республиканские и местного назначения. Аэродром – это специально приспособленный земельный участок с комплексом сооружений и оборудования для обеспечения взлёта, посадки, стоянки и обслуживания. Аэродромы бывают основные, запасные и базовые.

Предприятия воздушного транспорта акционированы, однако системы управления воздушным движением приватизации не подлежат. Это обусловлено в большей степени тем, что государство ответственно за безопасность полётов и жизнь людей.

Оперативная деятельность аэропортов также отделена от собственности и оперативной деятельности авиакомпаний. При этом обеспечен равный доступ авиакомпаний к инфраструктуре любого аэропорта и свободный выбор аэропорта для равных условий конкурентной борьбы авиакомпаний.

В Советском Союзе авиатранспорт развивался очень активно. В 80-е гг. Аэрофлот являлся крупнейшей авиакомпанией мира. Помимо обслуживания отечественных трасс, он поддерживал связи со многими зарубежными странами. Сегодня Россия также является одной из крупнейших авиационных держав. Однако Аэрофлот с распадом СССР и отделением от него целого ряда мелких самостоятельных авиакомпаний потерял свое лидирующее положение. В 70-е – начале 80-х гг. Аэрофлот был укомплектован современными воздушными судами, в техническом отношении вполне сопоставимыми с лучшими зарубежными аналогами. Тем не менее, начиная со второй половины 80-х гг. резко замедлились темпы обновления отечественного авиапарка. В годы экономического кризиса этот процесс почти полностью прекратился, в связи с этим главной и неотложной задачей авиационного транспорта России является замена отслуживших свой срок лайнеров новыми машинами.

В России самые протяжённые в мире авиатрассы (800 тыс. км). В первую очередь это трассы, соединяющие Москву и Санкт-Петербург с городами Дальнего Востока:

Москва – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток;

Москва – Новосибирск – Иркутск – Якутск – Магадан – Петропавловск- Камчатский;

Санкт-Петербург – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток;

Санкт-Петербург – Пермь – Омск – Новосибирск – Иркутск – Якутск – Магадан – Петропавловск-Камчатский.

". Здесь и далее под организациями воздушного транспорта понимаются авиационные предприятия, авиационно-технические базы, базы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи, предприятия и учреждения, осуществляющие обеспечение или обслуживание процесса перевозки пассажиров и грузов, выполнение авиационных работ гражданской авиации, организацию воздушного движения. "

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 N 32 (ред. от 30.03.2010) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта"

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Организации воздушного транспорта" в других словарях:

Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (Росавиация) — Федеральное агентство воздушного транспорта РФ (сокращенное наименование Росавиация) было образована в 2004 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Международная ассоциация воздушного транспорта — Логотип ИАТА Международная ассоциация воздушного транспорта, ИАТА (англ. International Air Transport Association, сокр. IATA) международная неправительственная организация. Штаб квартира находится в Монреале (Канада). Европейский центр в … Википедия

Органы единой системы организации воздушного движения РФ — 34) органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации, зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства… … Официальная терминология

Международные авиационные организации — транспортные делятся на межправительственные (ММАО) и неправительственные (МНАО). ММАО создаются государствами на основе международных договоров, которые определяют цели и задачи организаций, членство в них, права и обязанности их участников,… … Энциклопедия техники

День воздушного флота России: история праздника — День воздушного флота России ‑ профессиональный праздник авиаторов и работников авиационной инфраструктуры страны. Этот день отмечается в Российской Федерации ежегодно, в третье воскресенье августа в соответствии с постановлением Президиума… … Энциклопедия ньюсмейкеров

День Воздушного Флота России — профессиональный праздник авиаторов и работников авиационной инфраструктуры страны. Этот день отмечается в Российской Федерации ежегодно в третье воскресенье августа в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 28 сентября… … Энциклопедия ньюсмейкеров

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА — TRANSPORTATION, DEPARTMENT OF15 октября 1966 г. Конгресс, несмотря на некоторую задержку, принял Закон о М.т. (80 Stat. 931). В соответствии с ним создавалось М.т. с целью проведения нац. транспортной политики и программ, направленных на развитие … Энциклопедия банковского дела и финансов

Воздушный транспорт — самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту.

Содержимое работы - 1 файл

Авиатранспорт.doc

Воздушный транспорт — самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе. Большая проблема современных самолётов — шум, производимый ими при взлёте, который значительно портит качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

Авиатранспорт – на данный момент самый быстрый и оперативный способ доставки груза в нужную точку. Но в тоже время, эта скорость обходиться достаточно дорого, а в отдельных случаях даже - очень дорого. Одно дело - авиаперевозка экспресс почты, небольшой партии груза (лекарств, инструмента, снаряжения и тд.), и совсем другое - доставка крупных партий груза, как по габаритам, так и по количеству. Здесь цена вопроса возрастает многократно.

Один из возможных участников перевозки по мультимодальной схеме.

- Доставка грузов в кратчайшие сроки.

- Быстро, но во многих городах аэропортов нет.

- Доступная цена доставки небольших грузов.

- Большой радиус действия, отсутствие границ и погранпереходов как таковых.

- Высокая сохранность груза

- Доставка груза в слабо освоенные районы.

- Оперативность таможенного оформления.

- Возможность бронирования авиабилетов заранее - Авиабилеты Киев.

- Самый затратный вид транспорта при перевозке крупных партий груза на дальние расстояния.

- Серьезные ограничения на перевозку опасных и легковоспламеняющихся грузов.

- Серьезные ограничения на перевозку авиатранспортом негабаритных и тяжеловесных грузов.

- Самый дорогой вид транспорта

Роль и значение воздушного транспорта

Транспортная система Российской Федерации включает автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементами транспортной системы являются также промышленный транспорт и городской общественный транспорт. Транспорт обеспечивает получение около 8% ВВП. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.

В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта и занимает третье место по объему пассажирских перевозок. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты — 1/5.

Воздушный транспорт используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, выполняет работы при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, участвует в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла.

В районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют вертолёты. Они доставляют грузы и пассажиров на нефтепромыслы и другие производственные объекты, геологические партии к месту их работы, оказывают срочную медицинскую помощь и т.д.

География воздушных перевозок пассажиров определяется прежде всего характером заселения и освоения отдельных частей страны, территориальной организацией систем городского расселения, размещением крупных курортных зон, масштабами и направлениями международных поездок.

Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. Спрос в транспортной работе превышал предложение.

В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60%, а по аэровокзальным комплексам — не более 50%. Износ основных фондов оценивается в 70%. Поэтому остро стоит вопрос технического перевооружения воздушного транспорта, перехода на новые типы отечественных самолетов.

По своим функциям воздушный транспорт относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.

В силу размеров территории России воздушному транспорту принадлежит особая роль в обеспечении транспортной доступности регионов и населенных пунктов. Основными сферами использования воздушного транспорта являются внутренние и международные перевозки пассажиров на дальние расстояния, доставка срочных и дорогостоящих грузов, а также транспортное обслуживание территорий, лишенных других видов транспорта.

Объемы перевозок воздушным транспортом постоянно снижались в силу падения реальных доходов населения при вынужденном повышении цен на авиабилеты. Однако позже наступила стабилизация и наметилась тенденция к росту и на международных, и на внутренних авиалиниях. Этому способствовали рост платежеспособного спроса на авиаперевозки, а также меры государственного регулирования по консолидации авиабизнеса.

Значительное развитие получили воздушные перевозки грузов, объемы которых выросли с 2005 по 2009 на 50%

Важной проблемой гражданской авиации является обновление парка. Согласно про гнозам, уровень спроса на авиаперевозки превысит провозные возможности имеющегося парка воздушных судов. Дополнительным фактором является ужесточение международных экологических требований к воздушным судам.

В Российской Федерации функционирует 315 аэропортов, из них 70 международных. Около 90% пассажирской работы выполняется в 64 аэропортах федерального значения. Значительное внимание уделяется технической модернизации аэропортов. В 2009 на эти цели было направлено свыше 1 млрд. рублей бюджетных средств. Одновременно осуществляется реструктуризация сети аэропортов с учетом их значимости и поэтапный переход к системе узловых аэропортов.

В России самые протяжённые в мире авиатрассы (800 тыс. км):

Москва — Екатеринбург — Новосибирск — Иркутск — Хабаровск — Владивосток;

Москва — Новосибирск — Иркутск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский;

Санкт-Петербург — Екатеринбург — Новосибирск — Иркутск — Хабаровск — Владивосток;

Санкт-Петербург — Пермь — Омск — Новосибирск — Иркутск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский.

Россия располагает самым большим в мире воздушным пространством, которое эффективно используется для транзитных полетов иностранных воздушных судов, в т.ч. по транссибирским и кроссполярным воздушным маршрутам. В 2002 началась комплексная техническая и организационная модернизация Единой системы организации воздушного движения, направленная на укрупнение центров управления полетами, повышение технического уровня и экономической эффективности системы.5

Конкурентоспособность авиационного транспорта на внутреннем рынке будет определяться, прежде всего, соотношением экономически оправданного среднего авиатарифа и платежеспособности целевых пассажиров, на международных перевозках – соответствием применяемой авиатехники международным экологическим и экономическим рыночным стандартам, качеством предоставляемых услуг.

География воздушных перевозок пассажиров определяется прежде всего характером заселения и освоения отдельных частей страны, территориальной организацией систем городского расселения, размещением крупных курортных зон, масштабами и направлениями международных поездок.

Наиболее массовые и устойчивые пассажиропотоки сконцентрированы на авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центральноазиатскому и Западному. Воздушный транспорт перевозит пассажиров параллельно почти всем основным направлениям железных дорог. При этом доля воздушных перевозок больше железнодорожных на линиях от Москвы до Екатеринбурга и Новосибирска и далее на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных Вод, столиц стран СНГ. Основные пассажиропотоки концентрируются в восточном (Сибирь и Дальний Восток) направлении.

Крупнейшим авиатранспортным узлом России является Москва. При этом подавляющая часть пассажирских воздушных перевозок замкнута на московском авиаузле: около 80 % (по состоянию на 2011 год). Крупными (более 500 тыс. отправлений пассажиров) авиатранспортными узлами являются также Санкт-Петербург (Пулково) — второй по значению после Москвы, Уфа, Самара, Екатеринбург (Кольцове), Минеральные Воды, Сочи — в европейской части страны, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск (Толмачово) — в Западной Сибири, Красноярск и Иркутск — в Восточной Сибири, Хабаровск и Владивосток — на Дальнем Востоке.

Перспективы развития рынка авиаперевозок связаны с консолидацией бизнеса, структуризацией, повышением эффективности и финансовой стабильности авиакомпаний. Сокращение количества авиакомпаний, консолидация бизнеса создаст экономические условия развития всем видам компаний (магистральным, региональным, чартерным, низкозатратным, грузовым). Основным инструментом, стимулирующим этот процесс, будет являться ужесточение контроля требований к эксплуатируемым воздушным судам и авиакомпаниям.

В аэропортовом бизнесе необходимы четкое обособление использования неприватизированной государственной собственности и завершение разделения авиаперевозчиков и операторов - аэропортов. Сеть аэропортов России должна быть в перспективе перестроена на основе создания базовых аэропортов: крупных пересадочных узлов (хабов) и региональных аэропортов. Это позволит не только оптимизировать систему авиалиний, но и значительно повысит качество местных авиаперевозок.

В понятие воздушного (авиационного транспорта) входят как сами машины, так и инфраструктура, в которой они работают. Авиационный транспорт – это самый молодой вид транспорта, который быстро завоевал популярность во всем мире.

Воздушный транспорт начал использоваться для перевозки пассажиров и грузов в необходимый пункт назначения в двадцатом веке. До этого полеты осуществлялись исключительно на воздушном шаре. Однако управлять им, особенно в ветреную погоду, практически невозможно.

Авиационный транспорт – это что, виды и особенности

Авиационный транспорт

Россия является лидером среди постсоветских стран по количеству пассажиров в самолетах. За год услугами авиакомпаний пользуется не один миллиард россиян. Существует несколько сфер использования воздушных суден;

  1. Коммерческие рейсы – выполняются авиакомпаниями по заказу крупных фирм или частных лиц.
  2. Санитарный и пожарный авиатранспорт незаменим в критических ситуациях, для экстренной помощи, тушения лесных пожаров.
  3. Сельскохозяйственный сектор использует воздушный транспорт для орошения, удобрения культур.
  4. Учебный и тренировочный самолет предназначен для проведения учений у будущих пилотов, военных и других лиц.
  5. Пассажирский рейс ориентирован на перевозку людей между городами и странами.
  6. Грузопассажирский летательный аппарат одновременно транспортирует грузы и пассажиров.
  7. Грузовые самолеты перевозят исключительно грузы.

В большинстве случаев грузовые перевозки используются для транспортировки следующих грузов:

Характеристика авиационного транспорта

В России география полетов достаточно обширная. Отрасль авиаперевозок продолжает активно развиваться. За месяц в курортные сезоны может купить билеты миллион и более граждан страны. Мировой транспорт пользуется спросом во всех развитых странах. Наиболее распространенными средствами передвижения по воздуху являются самолеты. Их преимущества:

  • Возможность развивать максимальную скорость в сравнении с другими видами авиационного транспорта;
  • Доставить пассажира или груз можно в любую точку мира, независимо от дальности ее расположения;
  • Общий или частный самолет – это комфортный транспорт, позволяющий отдохнуть в полете, поспать, перекусить;
  • Уровень безопасности самолетов высокий.

Вторым по популярности воздушным транспортом является вертолет. Они не способны летать на дальние расстояния. Максимальная дальность полета колеблется от пятисот до тысячи километров. Транспорт справляется с перевозкой небольших грузов, нескольких пассажиров. Часто применяется для обзорных прогулок, экскурсий.

К воздушному транспорту также относят экраноплан. Это быстрые, безопасные, способные поднимать огромные тяжести транспортные средства. Минусом является невозможность подняться над уровнем воды более чем на три-пять метров. Это влияет на маневренность экранопланов. Плюс – нет необходимости искать аэропорт, чтобы посадить судно. Оно прекрасно сядет на водную поверхность.

Читайте также: