Культура и религия сообщение 5 класс

Обновлено: 15.05.2024

Интегрированный урок по ОДНКНР и Изобразительному искусству в 5 классе на тему "Роль религии в развитии культуры". Учебник Виноградова Н.Ф.

ВложениеРазмер
odnknr_rol_religii_2ur_master_klass_1.pptx 1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Какая библейская заповедь соответствует содержанию этого стихотворения? Люди на свет рождаются разными Непохожими и своеобразными. Чтобы других ты мог понимать, Нужно любовь в себе воспитать. Нужно с добром к людям в дом приходить, Дружбу, любовь в своём сердце хранить!

Роль религии в развитии культуры

Проверка домашнего задания В каких прочитанных вами книгах, просмотренных театральных постановках, кинофильмах идёт речь о милосердии, справедливости, терпимости, честности, зависти, предательстве ? (Привести примеры из произведений и рассказать в 5-6 предложениях)

Роль религии в развитии культуры О каких религиозных праздниках вы знаете? Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Благовещение, Пасха, День Святой Троицы

Р елигиозные праздники в России Рождество Святки Крещение Масленица Благовещение Пасха День Святой Троицы и другие праздники

Что вы можете рассказать о внутреннем убранстве православного и буддийского храмов, мечети, синагоги ?

У бранство православного и буддийского храмов, мечети, синагоги

Внутреннее убранство православного храма "Пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы. ", - рассказывали послы князя Владимира .

Большая Хоральная Синагога в Петербурге Помещение для общественной молитвы

Что венчает купола православного храма и мечети ?

Что венчает купола православного храма и мечети?

Каковы архитектурные особенности буддийского храма ? Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.

Каковы архитектурные особенности буддийского храма? Ворота бывают внешние и внутренние, их защищают изображения или статуи животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов. В доль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются. Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан Обувь следует всегда снимать и оставлять снаружи главной территории поклонения. В некоторых буддийских странах это закон, за несоблюдение которого могут арестовать.

Что является символом иудаизма ?

Что является символом иудаизма? Звезда Давида изображена на флаге государства Израиль и является одним из основных его символов.

Россия – многоконфессиональная страна На протяжении многих веков традиционные религии России – православие, ислам, иудаизм и буддизм – были хранительницами высоких нравственных ценностей, среди которых можно назвать любовь к ближним, терпимость, милосердие, справедливость . Эти религии всегда были заслоном от зла и противодействием ненависти.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Роль религии в развитии культуры .

Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Разработала:

учитель истории и обществознания

Чистякова Валерия Владимировна

Феодосия, 2019

Тема: Роль религии в развитии культуры.

5 класс. Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Цель урока: объяснить значение религии в жизни человека, взаимосвязь культуры и религии.

Задачи урока:

повторить термины :религия, мировая религия, культура; изучить влияние религии на культуру, сформировать представление о материальной и духовной культуре , формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;

способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать различные произведения культуры, развивать умение анализировать полученную информацию;

воспитание нравственности, толерантности и веротерпимости, воспитание культуры речи; чувства гордости за достижения культуры народов России и Крыма.

Универсальные учебные действия .

Познавательные:

– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в

фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

– рассказывать о роли религий;

– кратко характеризовать нравственные ценности

Рефлексивные:

– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

Характеристика основных видов деятельности ученика

Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе и видеоклипах.

Оборудование:

компьютер и проектор.

Организационный момент.

Мотивация и актуализация.- на доске – репродукции православных храмов и монастырей, мечетей Крыма, буддийской пагоды.

C кажите, являетесь вы сторонником какой-либо религии?иХодите ли вы в церковь? Мечеть? Молитвенный дом?

Определите тему сегодняшнего урока.

Вы наверно уже догадались, что сегодня мы будем говорить о Религии и ее связи с культурой.

Работа со шмутитулом .

Устный опрос.

Какие религии называются мировыми?

Какие религии считаются традиционными для России?

Какие религии преобладают в нашем крае? В нашем городе?

Религия – сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.

Ритуал – участие людей в религиозных действиях.

Национальные религии – это религии, которые распространены в пределах одной нации или гос-ва) иудаизм (Израиль - евреи), индуизм (Индия).

Мировые религии – это буддизм, христианство, ислам.

В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.

У – устои, уважение

Беседа. Давайте вспомним.

Что такое культура? Слайд 3

Культура - в переводе с латинского языка- возделывание, воспитание, образование, развитие.

Под культурой понимают исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура бывает материальная и духовная. К материальной культуре мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы.

Когда мы говорим о духовной культуре , мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.( во время объяснения на доске рисуется схема в соответствии с текстом)

Задание : приведите примеры – Что относится к материальной культуре? К духовной?

- Мы говорим о ком-то, что он культурный человек? Что это означает?

Работа с рассказом.

Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)

- Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

- Работай! За тебя люди молятся! - Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

- А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

- Что означает слово спасибо?

Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.

- Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога? (она ходила в храм и молилась)

- Зачем людям нужны храмы? ( место для молитвы, т.е. ониприходят в храм, чтобы помолиться.)

- Как называют людей, посещающих храм? ( прихожане)

Когда люди строили храм, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны? Вот это и есть пример того , что религия тесно связана с культурой.

Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.

Религия и культура. Чтобы понять всю глубину и значение духовно-нравственной культуры, представим её в виде живописного озера с чистейшей водой. Уже многие тысячелетия воды озера утоляют жажду человека в красоте и гармонии, доброте и справедливости, любви и сострадании. Множество рек питают это озеро, не давая ему пересохнуть, но две из них делают его более глубоким и прекрасным. Имя одной из них — Нравственные традиции, другой — Религиозная вера. Живительные воды этих рек составляют подлинное богатство духовно-нравственной культуры, они не позволяют иссякнуть источнику человеческих добродетелей.

В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям.

В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. В Арабских странах были построены первые священные сооружения мусульман. ( КОАБА)

В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. И у нас в Республике Крым имеются великолепные храмы. ( например храм Владимира в Херсонесе, собор Александра Невского и др.). Туристы со всей России приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения

- А у нас в городе есть храмы? (Казанский собор, церковь на автовокзале и Карантине , Армянская церковь возле могилы И.К.Айвазовского, Мечеть – на Караимской улице и др.)

Чем отличаются эти сооружения?

Что вы узнали о живописце Иванове?

Какова судьба художника? Как религия отразилась на сюжете картины Иванова?

2 часть с 9.20 – об И.К.Айвазовском.

Какие картины нашего земляка написаны на библейские сюжеты?

В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты. ( музыка Рахманинова, Баха, Генделя и др композиторов, о ней вы узнаете подробно на уроках музыки)

Религиозные праздники в современной России. Мир культуры богат и разнообразен. Человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Законы этики, нравственности, пополнялись из разных источников: традиций, обычаев, религии. Житейские этические представления отразились в фольклоре — пословицах и поговорках, сказках и былинах, обрядовых и народных песнях.

Скажите ребята в понедельник, 7 января какой праздник был у православных? (Рождество), перед Рождеством – Святки.

Святки – 25 декабря по 6 января

В праздновании Святок (по православному календарю Святки продолжаются с 25 декабря по 6 января) тесно переплелись языческие и христианские традиции. В глубокой древности с днём зимнего солнцестояния был связан языческий праздник Коляда. Позже к нему были приурочены христианские праздники Рождество и Крещение (Богоявление).

Этим слиянием объясняется своеобразие Святок, которые насыщены древними магическими обрядами, гаданиями, приметами и обычаями.

Особенностью Коляды было исполнение песен-заклинаний.

Какие колядки знаете вы? - Слайд 6.

К (Ивану Иванову) на двор.

Корову с телёнком,

Овцу с ягнёнком,

Лошадь с жеребёнком,

Свинью с поросёнком…

Но со временем эта традиция превратилась в весёлую детскую игру, забаву, целью которой было получение подарков.

Лепёшку с дыркой,

Пирожка с начинкой,

Да медку немножко…

Обязательно желали хозяевам всего доброго:

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком.

К празднику Святки мастерили Рождественскую звёздочку, с которой ходили славить Христа. Она имела восемь лучиков и напоминала солнышко. Звёздочку прикрепляли к ручке, при ходьбе даже от небольшого ветерка она вертелась. Звёздочки могли сделать из соломы и бумаги, они были маленькими и большими — до полуметра в диаметре.

В Новый год ранним утром дети бегали по дворам и проводили обряд посевания: в красный угол избы сыпали зёрна. ( на Старый Новый Год)

С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

На поле — копнами,

На столе — пирогами!

19 января – Крещение . Священник освящает воду и после этого считается вода становится целебной…

Раз в крещенский вечерок

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Счётным курицу зерном,

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Расстилали белый плат

И под чашей пели в лад

Беседа. А какие еще религиозные праздники вы знаете? Православные? Мусульманские?

Итог урока. Выводы.

Связаны ли культура и религия между собой?

Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества. Она вдохновляла художников и архитекторов, музыкантов и писателей. Без использования религиозных образов и сюжетов наша культура была бы во много раз беднее. А разве можно представить культуру России без православных икон и мусульманских орнаментов, без причудливой буддийской архитектуры и полотен выдающихся художников, созданных на основе сюжетов из истории иудейского народа? А кто может оспорить роль религии в возникновении письменности распространении грамотности, развитии образования? Ответ очевиден: религия всегда питала духовную культуру нашей страны.

Религия дала человечеству священные книги, они учат любви, доброте, милосердию, терпению, состраданию. Законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности. Нравственный человек, будь он верующим или неверующим (атеистом), всегда честен, справедлив, милосерден. Нравственный человек совестлив. Совесть — это внутренний голос, который предупреждает человека о безнравственности тех или иных поступков, будит чувство стыда за плохое поведение. Поэтому нам с вами необходимо уважать религии различных национальностей проживающих на территории нашей огромной страны! Россия – многоконфессиональная страна!

Религия оказала огромное влияние на развитие культуры общества.

Она вдохновляла художников и архитекторов, музыкантов и писателей.

Без использования религиозных обрядов и сюжетов наша культура была бы во много раз беднее.

Закрепление основных понятий урока

Связь с культуры с религией .

Сегодня на уроке я узнал…

Меня заинтересовал вопрос…

Хочу узнать больше о ….

Домашнее задание: прочитать параграф

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси", составлена по предмету ОДНК в 5 классе. Предназначена для наглядного сопровождения урока, разработанного на основе учебника Н.В. Виноградовой, В.И. Власенко.

Роль религии в развитии культуры Подготовила: учитель Яськова Л.И. 5 класс

Роль религии в развитии культуры Подготовила: учитель Яськова Л.И.

Религия – это совокупность представлений, основанных на вере в чудодейственные сверхъестественные силы и существа (боги, духи), которые являются предметом поклонения.

Религия – это совокупность представлений, основанных на вере в чудодейственные сверхъестественные силы и существа (боги, духи), которые являются предметом поклонения.

Религии Мировые Национальные

Ритуал – совокупность религиозных обрядов

Ритуал – совокупность религиозных обрядов

Культура - это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории.

Культура - это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории.

Материальная культура

Духовная культура художники

Духовная культура

архитектура

архитектура

- Музыка - Литературные произведения - Возникновение письменности

- Музыка - Литературные произведения - Возникновение письменности

Христианские праздники

Рождественский сочельник

Рождественский сочельник

Щедрование

Засевание

Крещение

Домашнее задание Стр. 84 - 85 Узнать о традициях ислама и буддизма

Домашнее задание

  • Стр. 84 - 85
  • Узнать о традициях ислама и буддизма


-75%

Религия всегда имела большое значение для развития культуры в процессе цивилизации человечества. Религия и культура связаны тесно и неразрывно, и изменение верований сказывается на развитии культуры самым непосредственным образом. Например, влияние религии на античную культуру явило миру древнегреческую мифологию, которая, в свою очередь, породила античный театр и оказала большое влияние на европейскую культуру. Тициан, Шекспир, Моцарт, Рубенс не раз обращались к ней в своих творениях. Библейские мифы рождали все новые образы в искусстве, а евангельские сюжеты стали неисчерпаемым вдохновением для многих художников, поэтов и музыкантов.

Религия и культура слитны воедино с самого зарождения истории человечества. И о влиянии изменения религии на развитие культуры очень наглядно демонстрирует принятие Православия на Руси, которое вывело страну на совершенно новый уровень развития. Православие оставило свое наследство в культуре в виде храмового строительства, печатания книг, написания икон, изготовлением облачения. Все это относится к материальной культуре. Кроме этого, большой след оставила церковь в духовности народа. Здесь большое влияние на формирование сознательности оказали духовная музыка, проповеди и вероучения.

Роль религии в культуре неоспорима и существует такое мнение, что без религии не может быть и настоящей культуры. Христианин высокой культуры должен уподобляться Иисусу Христу, который не видел различий между народами, для него были лишь люди как таковые. Он должен иметь истинное милосердие, которое является движением души, а не исполнением своего долга и путем ко спасению. Он должен быть высоконравственным, терпимым и смиренным человеком, главным для которого в жизни является любовь ко всем людям, не осуждение и всепрощение.

Мы уже выяснили, что религия и культура имеют общие корни. Культура – это связь поколений, это культ предков. Античная культура оказала большое влияние на христианскую церковь, римская, в свою очередь – на католическую, византийская культура заняла значительное место в православной. Это сказывается в архитектуре храмов, в написании икон, в религиозной музыке и литературе. Через религиозную культуру церковь приобщает людей к миру искусства, развивает в них художественное восприятие.

Религия и культура неотделимы, так как религия оказывает достаточно большое влияние на светскую культуру, которой дарит художественные образы и сюжеты из своей истории. Отсутствие этих образов значительно обеднило бы эту самую культуру и лишило ее художественной выразительности. Еще с древних времен человек осознавал, что он идет по жизни не сам, что существуют те сверхъестественные силы, которые им руководят и управляют миром. То есть, с самого начала культура находилась под влияние религии, сначала примитивной и чисто интуитивной, затем более высокой и сознанной.

Религия удерживает общество в неких границах культурной модели, она – ключ к истории. Невозможно понять культуру общества, не зная религии, которая за ней стоит. Религиозным вдохновением создавались первые художественные образы в литературе, в возведении храмов и изготовлении скульптур. Стремление к высшим силам и их покровительству в примитивных религиях порождали шаманов и священные танцы, в высших – создание храмов, икон и божественной литургии. Поэтому каждая великая культура представляет собой тандем божественного движения и человеческого.

Читайте также: